Материалдар / 100 логопедиялық жаттығулар
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

100 логопедиялық жаттығулар

Материал туралы қысқаша түсінік
Логопед дефектологтарға ақпарат
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
15 Маусым 2019
1497
9 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Page 1




Логопедические занятия для детей дома — это постоянное
общение с ребенком в игровой форме. Заинтересовав ребенка, вы
сможете заниматься с ним, играя в такие игры для развития речи, как
игры на развитие слуха, игры на звукоподрожание
чистоговорки, скороговорки
артикуляционная гимнастика
стихи для развития речи и пополнение словарного запаса
пальчиковые игры (игры на развитие мелкой моторики)

Самым трудным является заинтересовать ребенка.
И это очень серьезная задачка. Ведь усадить маленького
непоседу не так и просто. А вообще-то не обязательно и усаживать,


Page 2

можно заниматься с ребенком когда он играет в своем шалашике или
прыгает по дивану.
Занятия должны проходить в игровой форме. Тогда и Вам легче
будет, и ребенок материал усвоит без истерик и капризов.


Несколько советов перед началом занятий с детьми дома:
занятия должны быть первоначально короткими (2 -3
минуты). Далее их постепенно увеличиваем. Максимум 15-20
минут разово.
занятия должны нравиться ребенку. Не заставляйте и не
настаивайте, так можно полностью отбить у ребенка к чему-
либо охоту.
лучше чаще заниматься, но понемногу. Часто выполняя одно
и то же упражнение, у ребенка формируется навык.
используйте во время занятий смех. Не ругайте за
неправильное произношение или если у ребенка что -то не
получается сделать. Лучше вместе с ребенком узнайте,
почему это у него такой язычок непослушный и как это
исправить. Лучше быть союзником и другом ребенку, чем
строгим учителем.








Page 3

Развиваем общее подражание
На самых ранних периодах роста с детьми можно игр ать в
забавы, направленные на воспроизведение.
Это копирование движений взрослого человека, которые
помогают раскрепоститься. Задания т ренируют координацию,
фантазию.
Сегодня крохотуля повторяет жесты, а завтра ― слова.
Да, не забывайте сопровождать такую жестикуляцию
разговорами. Когда перед Вами малыш с общим недоразвитием речи
(ОНР), проведение мероприятий такого рода является основой
логопедии.
Самое простое, что можно предложить ― обычная зарядка.
Любители активности оценят это по достоинству. Только выполняйте
гимнастику в строго определѐнной последовательности. Тут цель ―
запоминание крохотным человеком целой комбинации. Обязательно
комментируйте каждый раз. Детки очень любят повторы. А если
касаться углубленного материала, то можно использовать следующие
забавы.







Page 4


Игры с общим подражанием

1. «Птички»
Самая лѐгкая подражалка.
Ручки необходимо сложить крылышками и махать как птичка. А затем
пробежаться. От такой забавушки любой сорванец будет в восторге.
Особенно когда в происходящем участвует взрослый! Поддерживайте
своего малыша!

2. «Укладываем куклу спать»
В нашем детстве это называлось «Дочки ― матери». Дайте крохе
куклу, организуйте спальное место, одеяло. Попросите своего
помощника укачать этого пупсика. А когда он уложит, покажите знак
тишины: поднесите указательный палец к губам, сказав «чи-чи-чи».
Пусть малыш так попросит остальных кукол помолчать, пока пупс
спит. Если ребёнок уже немного разговаривает, объясните, что делать
это нужно шѐпотом. В той же манере можно купать, одевать, кормить
любимую игрушку.

3. «Стихотворные действия»
Усложнить задачу можно стихотворными текстами с использованием
жестов. Например:

Ветер дует нам в лицо, (машем у лица ладошками)
Закачалось деревцо! (ручки вверх, изображаем наклоны влево―вправо)
Ветерок всѐ тише, тиш е, (ручки опустить вниз)
Деревцо всѐ выше, выше! (Ручки вверх, попрыгать).



Page 5


Речевое подражание
Теперь переходим к следующему этапу, пытаемся вызвать у
детки любое проявление звукопроизношения. Самых простых, от
мычания животных до звуков транспорта. Поэ тому так важно
останавливаться на обычных моментах при уличных прогулках.
Только не сюсюкайте: «Ой, а ктѐ ето у нас проснюлся?». Кроха ещѐ не
знаком с речью вообще! Он будет подражать, а неправильное
восприятие слов останется надолго. Говорите правильно по
возможности, конечно. Контролируйте себя в общении.
Ну а чтобы выловить первые «звуковые сигналы», начинайте с
простого. Сюда можно отнести игру в куклы. Ну а дальше
подключить фантазию! Знакомство с любыми предметами,
издающими звуки: пылесос, холодильник.











Page 6

Игры с речевым подражанием

4. «Дудочка»
Попросите карапуза поиграть на дудке. Можно приобрести в магазине,
а можно сделать импровизацию. Обязательно продемонстрируйте, как
звучит инструмент, озвучив: «ду ― ду». Теперь очередь маленького
музыканта. Вообще, то, что касается музыкальных инструментов
должно понравиться непоседе. Это и барабан, и пианино.

5. «Поехали на машинке»
Посадите малыша на свои колени, лицом к себе. Заведите машину,
изображая, соответствующий звук. Можно дать импровизируемый
руль. И едьте! Сигнальте: «би ― би»!
6. «Весѐлый зоопарк»
В арсенале любого непоседы найдутся игрушечные животные.
Соберите их в кучу и продемонстрируйте, кто как говорит. Можно,
конечно, делать это и на примере книжных картинок, но игрушечные
персонажи воспринимаются лучше.








Page 7

Артикуляционная гимнастика
Артикуляционная гимнастика — это гимнастика для языка и
губ. Язык — главная мышца органов речи. Язык необходимо
тренировать и развивать для того, чтобы он мог правильно выполнять
определенные конкретные дв ижения, которые называют
звукопроизношение. Губы и язык должны быть гибкими и сильными.
Для выполнения артикуляционной гимнастики нужно зеркало.
Ребенок должен видеть как работает его язык, где он расположен. Для
того, чтобы довести упражнения до автоматизма нужно постоянно
упражняться. Важно выполнять упражнения правильно, внимательно
следить за положением языка.
Упражняться нужно каждый день по 5 -7 минут. Желательно 2
раза в день. Результат - правильная и четкая речь.

Для детей 2 – 3 лет.
Полноценные занятия на развитие артикуляционного аппарата
следует начинать с двух лет. О постановке самых проблемных звуков
— шипящих, сонорных и свистящих, говорить пока рано. Поэтому
главной целью работы на данном этапе является развитие слухового
внимания, знакомство с силой и высотой голоса, контролирование
длительности ротового вдоха, уточнение произношения
звукоподражательных сочетаний (мяу-мяу, ко-ко, бум-бум).

7. «Шарик».
Попросите малыша надуть щѐчки и сдуть их. Если у него сразу не
получится, легонько надавите на них. Впоследствии можно
надувать щѐчки поочередно.


Page 8

8. «Угадай-ка».
Приготовьте горячую и холодную воду, чайную ложку. Когда ребѐнок
закроет глаза, дотроньтесь прибором до губ языка и предложите
угадать, в какой воде побывала ложка.

9. «Домик». Открывая рот (домик) малыш показывает язычок, затем
снова его прячет.

10. «Ворота». Открыв широко рот, необходимо закрепить положение
(5 – 7 секунд).

Для детей 3 – 4 лет

Цель занятий – познакомить с органами речи и их функциями (губы
улыбаются, вытягиваются трубочкой; нижняя челюсть помогает
открывать и закрывать рот; язык двигается вверх, вниз, по кругу,
вправо и влево).

11. Улыбка». Улыбнуться и удерживать это положение под счѐт.

12. «Вкусное варенье». Попросите малыша понарошку слизать
варенье с губ. Сначала с верхней, потом с нижней.


13. Из вышеописанных упражнений дети учатся выполнять
«Лопатку», «Часики», «Качели», «Лошадку».



Page 9

Для детей 4 – 5 лет.

Цель работы: закрепление старых и введение новых понятий: верхние
и нижние губы, зубы; широкий и узкий язык; бугорки за зубами. К
выполняемым упражнениям повышаются требова ния, увеличивается
темп работы.

14. «Иголка». Открываем рот, максимально выдвигаем язычок
вперед, делая его узким.

15. «Парус». Улыбаясь, широко открываем рот. Кончик языка
упирается в бугорок за нижними зубами. Положение удерживается.


16. «Почистим зубки». Рот снова широко открыт, на губах улыбка.
Кончиком языка совершаем движения, напоминающие чистку зубов
изнутри (вправо-влево). Работает только язык, остальные органы
неподвижны.









Page 10

Игры на звукоподрожание и развитие слуха

Речевой или фонематический слух — это способность правильно
слышать, распознавать и различать звуки.

Игры на развитие слуха

17. «Ушки — слушки»
Цель: закреплять умение дифференцировать звуки, развивать
слуховое внимание.
 Покажите ребѐнку деревянные, металлические ложки, другие
предметы, издающие звуки. Если ребѐнок разговаривает,
попросите его назвать эти предметы.
Предложите послушать, как звучат эти предметы. Установив
ширму, воспроизведите звучание этих предметов по очереди.
Ребѐнок узнает звуки и назовѐт предметы их издающие.
18. «Кто сказал «Мяу?»»
Цель: совершенствовать умение различать на слух голоса домашних
животных.
 Материал: аудиозапись со звуками голосов домашних
животных.
Включите аудиозапись со звуками голосов домашних животных.
Ребѐнок должен услышать и назвать, кому из домашних
животных принадлежит голос.

Игра «Кто как голос подаѐт» проводится аналогично.
Включается аудиозапись со звуками лесных птиц.

19. «Кто стоит у светофора?»
Цель: развивать слуховое внимание, узнавать и называть виды
транспорта.


Page 11

Материал: аудиозапись с шумами улицы.
Включите аудиозапись со звуками улицы. Дети слушают звуки и
называют транспорт, остановившийся у светофора (легковую машину,
грузовик, трактор, мотоцикл, телегу, трамвай).

20. «Где звенит?»
Цель: развивать слуховое внимание, умение ориентироваться в
пространстве с закрытыми глазами.
 Ребѐнок стоит с закрытыми глазами. Взрослый с колокольчиком
бесшумно передвигается по комнате и звенит. Реьбѐнок, не
открывая глаз, указывает рукой в направлении источника звука и
находит вас.

21. Пальчиковая игра «Гроза»
Цель: согласовывать движение с текстом, с учѐтом изменения
динамики и темпа звучания.
Взрослый читает слова игры, а ребёнок выполняет движения
соответственно тексту.
Закапали капли (стучим по столу двумя указательными пальцами).
Идѐт дождь (тихо стучат четырьмя пальцами обеих рук).
Он льѐт, как из ведра (громко стучим четырьмя пальцами).
Пошѐл град (стучим косточками пальцев, выбивая дробь).
Гремит гром (барабаним кулаками по столу).
Сверкает молния (рисуем пальцами молнию в воздухе, издаѐм звук
ш).
Все быстро убегают домой (хлопок в ладоши, руки прячут за спину).
Утром ярко светит солнце (описать обеими руками большой круг).


Page 12

Чистоговорки

Чистоговорки и скороговорки — это специальные речевые
упражнения для отработки навыка произнесения звуков или их
сочетаний.
Каждая чистоговорка состоит из двух частей.
Первая часть предусматривает трехкратное повторение
определенного слога, проговаривая который ребенок доводит до
автоматизма свой артикуляционный навык.
Вторая же часть представляет собой короткую фразу из 2–4 слов,
которая рифмуется с первой частью.
Таким образом, последнее слово во фразе всегда заканчивается на уже
неоднократно произнесенный ребенком ударный слог. Например:
«Ла-ла-ла — мы собрались у стола».
Далее приведены чистоговорки на отработку разных звуков.
Для вашего удобства, мы расположили их по алфавиту.
22.
А
А-а-а — к маме мне идти пора.
А-а-а — урожайная пора.
А-а-а — вот пришла зима.

23.
Б
Бы-бы-бы — зреют крупные бобы.
Бок-бок-бок — там, на ветке, колобок.
Бы-бы-бы — чистит бабушка грибы.


Page 13

24.
В
Ва-ва-ва — вот сидит сова.
Ва-ва-ва — пилим с папой мы дрова.
Ве-ве-ве — мы сидим в траве.

25.
Г
Га-га-га — зеленеют луга.
Г а-га-га — тают белые снега.
Гу-гу-гу — в лес по ягоды бегу

26.
Д
Ду-ду-ду — с санок спрыгну на ходу.
Да-да-да — в ручейке журчит вода.
Ду-ду-ду — я купаться иду.

27.
Ж
Жи-жи-жи — улетают стрижи.
Жу-жу-жу — на коньках скольжу.
Жи-жи-жи— просыпаются ежи.

28.
З
Озы-озы-озы — зацветают розы.
Зу-зу-зу — в тачке фрукты везу.
За-за-за — у мамы добрые глаза.


Page 14


29.
И
И-и-и — обуваю сапоги.
И-и-и — строим город, посмотри.
И-и-и — прилетели соловьи.

30.
Й
Ай-ай-ай — чашки чайные давай.
Ай-ай-ай — заходи в трамвай.
Ёт-ѐт-ѐт — дождик

31.
К
Ка-ка-ка — наша речка глубока.
Ку-ку-ку — сидит филин на суку.
Ка-ка-ка — наша речка глубока.

32.
Л
Ли-ли-ли — улетели журавли.
Ла-ла-ла — ледяная скала!
Ла-ла-ла — вишня наша зацвела.

33.
М
Мы-мы-мы — помогаем маме мы.
Ма-ма-ма — одеваюсь я сама.
Мо-мо-мо — все мы любим эскимо.


Page 15

34.
Н
Ни-ни-ни — ноги в воду окуни.
Ин-ин-ин — висит сладкий апельсин.
На-на-на — желта репа, как луна.

35.
О
О-о-о — все дороги замело.
О-о-о — летом очень хорошо.
О-о-о — ах, как дома хорошо!

36.
П
Ап-ап-ап — у папы много шляп.
Оп-оп-оп — яблоко на землю — хлоп!
Оп-оп-оп — подрастай, укроп.

37.
Р
Ра-ра-ра — гнезда вить пора.
Ра-ра-ра — началась у нас жара.
Ор-ор-ор — я срываю помидор.

38.
С
Су-су-су — мы любим колбасу.
Со-со-со — у Сони колесо.
Са-са-са — на цветах роса.


Page 16


39.
Т
От-от-от — мы пойдем в огород.
Ты-ты-ты — пострижем в саду кусты.
Ты-ты-ты — снег укрыл кусты.

40.
У
У-у-у — а я к мамочке иду.
У-у-у — листья плавают в пруду.
У-у-у — я на улицу хочу.

41.
Ф
Аф-аф-аф — папа чинит шкаф.
Оф-оф-оф — много на лугу цветов.
Аф-аф-аф — уберу игрушки в шкаф.

42.
Х
Ох-ох-ох — под сосной зеленый мох.
Ух-ух-ух — мчится поезд во весь дух.
Ох-ох-ох — мокрый плащ просох.

43.
Ц
Ца-ца-ца — растет груша у крыльца.
Цы-цы-цы — поспевают огурцы.
Ца-ца-ца — это сахарница.


Page 17

44.
Ш
Ша-ша-ша — у меня лапша.
Шу-шу-шу — дай игрушку малышу.
Аш-аш-аш — облетает садик наш.

45.
Ч
Чу-чу-чу — со скакалкой я скачу.
Ач-ач-ач — Маша ловит мяч.
Чок-чок-чок — зеленый кабачок.

46.
Щ
Щи-щи щи — из капусты варим щи.
Щу-щу-щу — водой клумбы угощу.
Ащ-ащ-ащ — мы купили плащ.

47.
Ы
Ы-ы-ы — зацветают все сады.
Ы-ы-ы — это серые слоны.
Ы-ы-ы — это мы,
ы-ы-ы — это я, а это ты.






Page 18


Скороговорки с шипящими звуками
Скороговорки с шипящими звуками — самые популярные
скороговорки для детей на сложные шипящие согласные.

48. Скороговорки на букву Ж

Испугались медвежонка
Ёж с ежихой и с ежонком,
Стриж с стрижихой и стрижонком.

***
Еж с ежонком и ежихой
Собирают ежевику.
Рыжебокая лисица
Тоже хочет поживиться.
Призадумалась кума:
У ежей иголок тьма!

***
Дождик, дождик не дожди,
Дождик, дождик подожди.
Дай дойти до дому
Дедушке седому.


***
Лежебока рыжий кот отлежал себе живот.
Кушать хочется, но лень ворочаться.
Вот лежит себе и ждет - может миска приползет?..


Page 19


49. Скороговорка на букву Ч
У четырех черепашек четыре черепашонка.



50. Скороговорки на букву Ш
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко,
В каждом лукошке кошка,
Кошки в лукошках шьют старушкам сапожки.

51. Сшила Саша
Сшила Саша Сашке шапку,
Сашка шапкой шишку сшиб.


52. Кукушонок в капюшоне
Кукушка кукушонку купила капюшон.
Надел кукушонок капюшон.
Как в капюшоне он смешон!


53. Скороговорка на букву Щ
Два щенка, щека к щеке,
Щиплют щетку в уголке.



Page 20

54. Скороговорки на звук "Л"

Лы-лы-лы забивали мы голы
Лу-лу-лу возле окон на полу
Ла-ла-ла не заметили стекла
Лу-лу-лу мы не били по стеклу
Ла-ла-ла только нет в окне стекла.

***
Мышка весело жила,
На пуху в углу спала,
Ела мышка хлеб и сало,
Но все мышке было мало.

* * *
Веник пол подметал,
Веник очень устал,
Он чихнул, он зевнул,
И тихонько лег под стул.

55. Скороговорки на звук "Р"

Как-то раз сороконожку
Пригласили на обед.
Ждут жучки, букашки, мошки,
А ее все нет и нет.
Наконец сороконожка
Появилась у стола.
- Опоздала я немножко,
Еле-еле приползла.


Page 21

Ведь такое невезенье,
Как же мне не опоздать?
Там у входа объявленье:
"Просьба ноги вытирать!"
* * *
- Кра! - кричит ворона. - Кража!
Вор прокрался утром рано!
Брошь украл он из кармана!
Карандаш! Картонку! Пробку!
И красивую коробку!
- Стой, ворона, не кричи!
Не кричи ты, помолчи!
Жить не можешь без обмана!
У тебя ведь нет кармана!
- Как! - подпрыгнула ворона
И моргнула удивленно. -
Чтож вы раньше не сказали?!
Каррраул! Карррман укрррали!

56. Скороговорки на звук "Ч"
Чижик в клеточке сидел,
Чижик в клетке громко пел:
Чу-чу-чу, чу-чу-чу,
Я на волю улечу.






Page 22

57. Дифференциация И-Ы

Я в походе был
В барабан я бил.
Волк в долине выл.
Я веревки вил.
Малыш был очень мил.
Он руки с мылом мыл.


58. Звуки Кь, Къ
Кирочки, Кирюшки,
Девочки и мальчики!
Берегите на морозе
Носики и пальчики!


Варежки - на ручки,
Валенки - на ножки!
Мчатся санки и коньки
По ледяной дорожке!

Щечки - словно яблочки,
На носу - снежинки,
Девочки и мальчики
Скачут, как пружинки!

* * *


Page 23


У киски в миске сливки скисли.
* * *
У скалы, у сакли играют ласки в салки.
* * *
ЛЕски в силкАх, силкИ - в лескАх,
В силкАх - лАски, в лескАх - лИски.
* * *
У Капки - из липки палка,
На палке - липкая пакля.
Капали с палки капли,
Капали с пакли капли,
Капли лапки испачкали Капке.

* * *
У мышки в норке крошки и корки.
В кладовке у мышки кусочки коврижки.
У мышки-норушки шкварки в кружке.
У мышки в кадушке грибочки волнушки.
В миске у мышки остатки закваски,
А в погребочке сырки и колбаски.
В кастрюльке - галушки, в духовке - ватрушки.
Кисель - в бутылке, монетки - в копилке.
На столике - плошки, вилки и ложки.
На этажерке - книжки о кошке.
В шкафчике мышки - рубашки, штанишки.
На вешалке - шапки, на коврике - тапки.
У мышки на полке - нитки, иголки,
А около печки - спички и свечки.
На двери - крючочки, цепочки, замочки...


Page 24

Запасов у мышки - большие излишки!

* * *

На звуки б, п, в, ф, г, к, д, т, х

59. Добыл бобыль бобов.
60. Вакул бабу обул, да и Вакула баба обула.
61. От топота копыт пыль по полю летит.
62. Бык тупогуб тупогубенький бычок, у быка была тупа губа.
63. Стоит поп на копне, колпак на попе. Копна под попом, поп под
колпаком.
64. Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
65. Верзила Вавила весело ворочал вилы.
66. Около кола колокола, около ворот коловорот.
67. Шакал шагал, шакал скакал.
68. Купи кипу пик.


На звуки р, л, м, н

69. Дробью по перепелам, да по тетеревам.
70. У нас во дворе подворье погода размокропогодилась.
71. Два дровосека, два дроворуба, говорили про Ларьку, про Варьку,
про Ларину жену.
72. Клара - краля кралась к Ларе.
73. Говорил командир про полковника и про полковницу,
про подполковника и про подполковницу,
про поручика и про поручицу, про подпоручика и про подпорутчицу,
про прапорщика и про прапорщицу, про подпрапорщика,


Page 25

а про подпрапорщицу промолчал.
74. . На дворе трава на траве дрова, не руби дрова на траве двора.
75. . На дворе трава, на траве дрова: Раз дрова, два дрова, три дрова.
76. На дворе дрова, за двором дрова,
под двором дрова, над двором дрова,
дрова вдоль двора, дрова вширь двора, не вместит двор дров.
Двора выдворить обратно на дровяной двор.
77. . Курфюрст скопроментировал Ландскнехта.
78. . Рапортовал, да не дорапортавал, дорапортовывал, да
зарапортовался.
79.. Рыла свинья белорыла, тупорыла; полдвора рылом изрыла,
вырыла, подрыла.
80. Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом.

На звуки с, з, ш, ж, ч, щ, ц
81. У Сени и Сани в сенях сом с усами.
82. У осы не усы, не усища, а усики.
83. Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках.
Санки скок, Сеньку с ног, Соньку в лоб, все в сугроб.
84. Осип охрип, Архип осип.
85. Не хочет косой косить косой, говорит, коса коса.
86. Сачок зацепился за сучок.
87. По семеро в сани уселись сами.
88. Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов.
В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.
89. Свиристель свиристит свирелью.
90. Две реки: Вазуза с Гжатью, Вазуза с Гжатью.


Page 26

Пальчиковая гимнастика для детей 1-2 лет
Пальчиковые игры — вещь, совершенно необходимая маме,
воспитывающей малыша. Помимо развития мелкой моторики, это
прекрасный способ отвлечь и развеселить ребенка, ведь в основе
каждой игры — детская потешка или стихотворение.
А если в семье много детей, пальчиковая гимнастика часто
становится любимой игрой старших с младшими.
Мы собрали 12 игр для разных возрастов, многократно
опробованных опытными педагогами на своих занятиях.
91. Кулачок
Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)
Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)
Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)
Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)
Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)
Ну а вместе — кулачок!
92. В гости
В гости к пальчику большому (большой пальчик отогнут, остальные
сжаты в кулак)
Приходили прямо к дому:
Указательный и средний, (в соответствии с текстом разгибать
поочередно пальцы)
Безымянный и последний.
Сам мизинчик-малышок
Постучался на порог.
Вместе пальчики — друзья, (сжать пальцы в кулак и разжать их)
Друг без друга им нельзя.


Page 27

93. Сидит белка на тележке
Сидит белка на тележке, (сжимание и разжимание пальчиков
в кулачок в ритме потешки)
Продает она орешки: (начинаем загибать пальчики)
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке толстопятому,
Заяньке усатому,
Кому в зобок,
Кому в платок,
Кому в лапочку.














Page 28

Пальчиковые игры для детей 2-3 лет
94. Клѐн
Ветер тихо клѐн качает, (пальчики растопырены и тянутся вверх)
Вправо, влево наклоняет: (качаем ладошками вправо-влево)
Раз — наклон и два — наклон, (наклоняем влево — вправо ладошки
низко-низко)
Зашумел листвою клѐн. (пошевелить пальчиками)
95. Кораблик
По реке плывѐт кораблик,
Он плывѐт издалека, (сложить руки лодочкой и делать
волнообразные движения)
На кораблике четыре
Очень храбрых моряка. (показываем поднятые вверх 4 пальца)
У них ушки на макушке, (поднимаем руки к голове, показываем ушки
согнутыми ладонями)
У них длинные хвосты, (приставляем руку к пояснице, изображаем
движения хвостиком)
Но страшны им только кошки,
Только кошки и коты. (обе руки поднимаем к голове, изображаем
кошачьи когти и шипим)
96. Торт
Тесто ручками помнем, (сжимаем-разжимаем пальчики)
Сладкий тортик испечем. (как будто мнем тесто)
Сеpединку смажем джемом, (кpуговые движения ладошками
по столу)
А верхушку — сладким кpемом (круговые движения ладошками друг
об друга)


Page 29

И кокосовою кpошкой
Мы присыплем торт немножко (сыплем "крошку" пальчиками обеих
рук)
А потом заваpим чай —
В гости друга пpиглашай! (одна рука пожимает другую)















Page 30

Пальчиковая гимнастика для детей 3-4 лет
97. Зайка
Зайка по лесу скакал, (пальчики "скачут" по столу)
Зайка корм себе искал. (пальчиками обеих рук поочерѐдно
перебираем по столу)
Вдруг у зайки на макушке
Поднялись, как стрелки, ушки. (изображаем ушки ручками)
Шорох тихий раздается:
Кто-то по лесу крадется. (пальчики медленно идут по столу)
Заяц путает следы,
Убегает от беды. (пальчики быстро-быстро бегают по кругу
на столе)
98. Апельсин
Мы делили апельсин! (руки сцеплены в замок, покачиваем)
Много нас, (пальцы растопыриваем)
А он один. (показываем только один палец)
Эта долька для ежа, (пальцы сложены в кулачок, отгибаем по одному
пальчику)
Эта долька для стрижа, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для утят, (отгибаем следующий пальчик)
Это долька для котят, (отгибаем следующий пальчик)
Эта долька для бобра, (отгибаем следующий пальчик)
А для волка кожура! (ладони вниз, пальчики растопырены)
Он сердит на нас, беда! (погрозить пальцем)
Разбегайтесь кто куда! (сымитировать бег пальцами по столу)


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!