Материалдар / 4 сынып оқушыларына арналған Эрудит бағдарламасындағы сабаққа талдау

4 сынып оқушыларына арналған Эрудит бағдарламасындағы сабаққа талдау

Материал туралы қысқаша түсінік
4-сынып оқушыларына арналған «Эрудит» курсының авторлық бағдарламасындағы сабақтар мазмұнды және тиімді әдістемелік құрал болып табылады. Сабақ жоспарындағы материалдар оқушылардың математикалық қабілеттерін дамытып қана қоймай, шығармашылық тұрғыдан ойлауын жетілдіруге, пәнге деген қызығушылығын, білім сапасын арттыруға ықпал етеді.
Авторы:
12 Ақпан 2025
80
0 рет жүктелген
Материал тегін
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

СТАТЬЯ-АНАЛИЗ
(по открытому уроку «Письменное умножение на двузначное число» и программе «Эрудит»)

В современной начальной школе одна из ключевых задач — помочь ребятам не просто освоить базовые арифметические приёмы, но и развить у них более широкий познавательный интерес. Открытый урок, посвящённый письменному умножению на двузначное число, одновременно затрагивал сквозную тему «Культурное наследие» (на примере учёного аль-Фараби). Такой интегрированный подход демонстрирует, что математика может быть тесно связана и с историей, и с культурой родного края.

При этом программу «Эрудит» можно рассматривать как эффективную надстройку над основной образовательной программой. Её ключевые задачи — стимулировать у детей логическое мышление, формировать исследовательские навыки и показывать, что математика имеет огромный потенциал для творческого и интеллектуального развития.

Ниже представлена таблица, обобщающая структуру и содержание открытого урока, с акцентом на основные этапы, действия педагога и учеников, формат оценки и применяемые ресурсы.

Shape1

Таблица: Ключевые этапы и содержание открытого урокаShape2



Этап урока / Время

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока (1–2 мин)
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

- Приветствие, проверка готовности, настрой на урок;- Проговаривание короткого стихотворения, чтобы привлечь внимание детей;- Предложение оценить своё настроение с помощью цветных стикеров.

- Отвечают на приветствие;- Повторяют стихотворение;- Выбирают цветные стикеры, указывая эмоциональное состояние.

- Формативное оценивание (ФО): «Оценка настроения» стикерами

Цветные стикеры для самооценки, доска

Актуализация знаний (35–40 мин)
Цель: повторение, выявление затруднений, общая беседа о культурном наследии

- Повторение алгоритмов умножения и деления, связанных с числами, оканчивающимися нолями;- Рассказ о выдающемся деятеле науки — аль-Фараби;- Обсуждение вопросов: «Как применяются подобные умения в жизни?»

- Отвечают на вопросы, вспоминают пройденный материал;- Слушают информацию об аль-Фараби;- Делятся, где могут применить вычисления.

- Формативное оценивание стикерами и устными похвалами;- Признаки интереса и вовлечённости.

Учебник (с. 21–25), карточки с заданиями, устный опрос

Формирование новых знаний
Цель: открытие алгоритма умножения на двузначное число

- Предлагает учащимся самостоятельно сформулировать цель урока («Чему мы хотим научиться?»);- Демонстрирует пример умножения (например, 124 × 36), поясняет порядок действий;- Обращает внимание на запись: «Неполные произведения».

- Предполагают тему и цель урока;- Наблюдают за объяснением учителя, задают уточняющие вопросы;- Сравнивают свои выводы с показанным алгоритмом.

- Словесное поощрение активных детей;- Поддержка короткими комментариями «Молодец!», «Отлично заметил!»

Учебник (с. 25–28), доска для пошаговой записи

Усвоение новых знаний

Цель: практика и закрепление алгоритма

- Организует выполнение заданий №3 и №4 (учебник, тетради), где нужно умножать и комментировать действия;- Делит детей на пары/группы для обсуждения.

- Выполняют задания, проговаривая алгоритм умножения;- В парах/группах обмениваются мнениями, проверяют решения друг друга.

- ФО стикерами (быстрые отметки успеха);- Поощрение смайликами или словесной оценкой за верные рассуждения.

Учебник (с. 26–27), тетради, флипчарты или карточки

Физминутка

Цель: снятие напряжения, поддержание внимания

- Предлагает ряд движений (хлопки, повороты, шаги на месте) по тексту ритмичного стихотворения.- Контролирует правильность выполнения.

- Повторяют движения, восстанавливают концентрацию;- Заряжаются позитивом и готовы к дальнейшей работе.

- Устное поощрение («Молодцы, отлично справились!»).

Свободное пространство в классе, стихотворный текст

Продолжение закрепления

Цель: дальнейшая практика письменного умножения, решение прикладных задач

- Даёт задания №5, №6, №7, №9, где требуется применить алгоритм умножения и объяснить ход решения;- Следит за самостоятельностью ребят, помогает тем, кто испытывает затруднения.

- Самостоятельно вычисляют, записывают решения, при необходимости обращаются к учителю за разъяснениями;- Работают в группах, обсуждая примерные ответы.

- Стикеры и смайлики для фиксации правильных ответов;- Словесное поощрение: «Здорово, что сумели объяснить!»

Учебник (с. 27–28), тетради, таблицы умножения

Коррекция знанийЦель: индивидуальная работа, поддержка учащихся с пробелами

- Предлагает задания №10 для отдельных учеников, нуждающихся в дополнительной практике;- Остальные работают самостоятельно, потом сверяют ответы.

- Выполняют индивидуальные задания, затем сравнивают результаты с образцом и сверяют в парах;- Взаимопроверяют и обсуждают ошибки.

- Формативное оценивание (до 10 баллов или по смайликам);- Стикеры для отмечания правильных решений.

Учебник (с. 28), сборник заданий, карточки

Конец урока (3–5 мин)Цель: рефлексия, самооценка, подведение итогов

- Проводит беседу: «Почему два неполных произведения?», «Каков алгоритм письменного умножения?»;- Сообщает домашнее задание (с. 28 №12, правило на с. 27).

- Высказываются, делятся открытиями;- Ставят отметки на «мишени» или используют другие способы самооценки.

- Словесное поощрение активных участников;- Совместное обсуждение итогов.

Мишень рефлексии, доска, стикеры для самооценки

Соединение с программой «Эрудит»

Этот открытый урок — лишь один из примеров, как программа «Эрудит» расширяет рамки обычной школьной программы. Её особенность в том, что она помогает младшим школьникам понять более глубокие и занимательные аспекты математики, развивает их логику и общую эрудицию. В рамках «Эрудита» ребята дополнительно занимаются решением логических, практических и творческих задач, учатся работать в группах и вести исследования.

Важно, что такие занятия не ограничиваются только математикой: учащиеся знакомятся с историческими личностями (в том числе с аль-Фараби), учатся находить связи между культурой и наукой. Такой подход позволяет школьникам взглянуть на точные науки иначе — увидеть, что за формулами стоят реальные люди, события и целые эпохи.

Shape3

Заключение

Описанный урок даёт наглядное представление о том, как письменное умножение может стать не просто рутинным математическим действием, а увлекательным процессом, связанным с историей и культурой. Привлечение внимания к личности аль-Фараби расширяет кругозор детей, придаёт уроку познавательную глубину и создает у учеников впечатление, что математика — это нечто большее, чем скучные цифры в тетради.

Программа «Эрудит» дополняет основной курс, помогая детям развивать любознательность, творческое мышление и умение анализировать. В результате учащиеся учатся применять математические знания в повседневной жизни, обретают уверенность в себе и начинают интересоваться тем, что происходит за пределами классического учебника.

Таким образом, сочетание грамотной структуры урока, продуманной системы формативного оценивания и использования дополнительных возможностей программы «Эрудит» даёт комплексный результат: дети становятся более увлеченными, самостоятельными и способными к исследованию. А ведь именно такие качества так необходимы будущим поколениям в быстро меняющемся современном мире.


Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі