Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
7 сынып физика (орыс сыныптары)
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Методические рекомендации по суммативному оцениванию
Физика
7 класс
Методические рекомендации составлены в помощь учителю при планировании,
организации и проведении суммативного оценивания по предмету «Физика» для
обучающихся 7 классов. Методические рекомендации подготовлены на основе учебной
программы и учебного плана.
Задания для суммативного оценивания за раздел позволят учителю определить уровень
достижения обучающимися целей обучения, запланированных на четверть. Для проведения
суммативного оценивания за раздел в методических рекомендациях предлагаются задания,
критерии оценивания с дескрипторами и баллами. Также в сборнике описаны возможные
уровни учебных достижений обучающихся (рубрики). Задания с дескрипторами и баллами
носят рекомендательный характер.
Методические рекомендации предназначены для учителей школ основного среднего
образования (7-9) классы, администрации школ, методистов отделов образования,
региональных и школьных координаторов по критериальному оцениванию и других
заинтересованных лиц.
При подготовке методических рекомендаций использованы ресурсы (рисунки, тексты,
видео- и аудиоматериалы и др.), находящиеся в открытом доступе на официальных
интернет-сайтах.
2
Содержание
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................... 4
Суммативное оценивание за раздел «Физика – наука о природе» ............................................ 4
Суммативное оценивание за раздел «Физические величины и измерения» ........................... 7
Суммативное оценивание за раздел «Основы кинематики. Механическое движение»........ 10
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 13
Суммативное оценивание за раздел «Плотность» .................................................................... 13
Суммативное оценивание за раздел «Взаимодействие тел» .................................................... 16
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 20
Суммативное оценивание за раздел «Давление» ...................................................................... 20
Суммативное оценивание за раздел «Работа и мощность»...................................................... 25
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ ................................. 28
Суммативное оценивание за раздел «Энергия» ........................................................................ 28
Суммативное оценивание за раздел «Момент силы» ............................................................... 32
Суммативное оценивание за раздел «Космос и Земля» ........................................................... 35
3
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 1 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Физика – наука о природе»
Цель обучения 7.1.1.1 Приводить примеры физических явлений
7.1.1.2 Различать научные методы изучения природы
Критерий оценивания Обучающийся
• Приводит пример физических явлений
• Характеризует физические явления
• Определяет научные методы изучения законов
природы
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Приведите по одному примеру к следующим типам физических явлений
А) тепловое явление - _______________________________________________________
В) механическое явление - ___________________________________________________
С) звуковое явление - _______________________________________________________
D) электрическое явление - ___________________________________________________
Е) магнитное явление - ______________________________________________________
2. Опишите, какими основными физическими явлениями сопровождается старт ракеты с
поверхности Земли.
3. Выберите из приведенных ниже примеров явления, которые являются
экспериментальными фактами или научными гипотезами.
экспериментальный научная гипотеза
факт
А) гирька тонет в воде
B) при кипении воды
образуются пузырьки
C) при отсутствии трения
тело будет двигаться вечно
D) тяжелые тела падают
быстрее, чем легкие
4. Летним утром на листочке вы обнаружили капельки росы. Накройте крышкой кастрюлю с
горячей водой и через несколько минут снимите крышку – вы увидите на ней капельки воды.
В каком случае образование капелек воды изучают путем наблюдения, а в каком – путем
постановки опыта?
4
Дескриптор Балл
Обучающийся
приводит пример теплового 1
явления
приводит пример механического 1
явления
приводит пример звукового 1
явления
приводит пример электрического 1
явления
приводит пример магнитного 1
явления
описывает световое явление 1
описывает механическое явление 1
описывает звуковое явление 1
указывает метод изучения 1
тонущей в воде гирьки
указывает метод изучения 1
образования пузырьков при
кипении воды
указывает метод изучения 1
движения тела при отсутствии
трения
указывает метод изучения падения 1
тяжелого и легкого тел
определяет метод наблюдения 1
определяет метод эксперимента/ 1
постановки опыта
14
5
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Физика – наука о природе»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Приводит пример физических Затрудняется приводить Допускает ошибки в примерах Верно приводит примеры
явлений примеры физических явлений теплового явления/механического физических явлений
явления/звукового явления/
/электрического явления /магнитного
явления
Характеризует физические Затрудняется в описании Допускает ошибки в описании Верно описывает физические
явления физических явлений светового явления/механического явления
явления/звукового явления
Определяет научные методы Затрудняется при определении Допускает ошибки при определении Верно различает научные
изучения законов природы различий между различий между экспериментальными методы изучения законов
экспериментальными фактами и фактами и научными гипотезами в природы
научными гипотезами одном случае
6
Суммативное оценивание за раздел «Физические величины и измерения»
Цель обучения 7.1.2.1 Соотносить физические величины с их
единицами измерения Международной системы единиц
7.1.2.3 Применять кратные и дольные приставки при
записи больших и малых чисел: микро (μ), милли (m),
санти (c), деци (d), кило (k) и мега (M)
7.1.3.1 Измерять длину, объем тела, температуру и
время, записывать результаты измерений с учетом
погрешности
Критерий оценивания Обучающийся
• Сопоставляет физические величины с их
единицами измерения в системе СИ
• Использует кратные и дольные приставки при
записи больших и малых чисел
• Распознает физические величины, записывает
результаты измерений с учетом погрешности
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Установите соответствие между физическими величинами и единицами измерения в
системе СИ (поставьте галочку в соответствующей ячейке).
км/ч кг м/с г °С ч с
А) Скорость
В) Масса
С) Время
D) Температура
2. Запишите следующие величины, применяя кратные и дольные приставки:
1) 5,2 × 103 м =
2) 1,8 × 10-3 м =
3. Преобразуйте следующие единицы измерения в единицы измерения системы СИ:
1) 10 мкс = ______с
2) 2 см = ______ м
3) 1 дм = ______ м
4) 1 MН = _______ Н
4. Определите и запишите объем жидкости в мензурке с учетом погрешности,
изображенной на рисунке: V=_____±_____ мл.
7
Дескриптор
Обучающийся
выбирает единицы измерения
скорости
выбирает единицы измерения массы
выбирает единицы измерения времени
выбирает единицы измерения
температуры
показывает кратные приставки
показывает дольные приставки
преобразует единицы измерения с
приставкой микро (мк) в систему СИ
преобразует единицы измерения с
приставкой санти (c) в систему СИ
преобразует единицы измерения с
приставкой деци (д) в систему СИ
преобразует единицы измерения с
приставкой мега (M) в систему СИ
определяет объем жидкости в
мензурке
определяет погрешность прибора
8
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Физические величины и измерения»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Соотносит физические Затрудняется в соотношении Допускает ошибки в определении Правильно соотносит
величины с их единицами физических величин с их единиц измерения скорости/ физические величины с их
измерения в системе СИ единицами измерения массы/ времени/ температуры единицами измерения в
системе СИ
Применяет кратные и Затрудняется применять кратные и Допускает ошибки в указании Правильно применяет кратные
дольные приставки при дольные приставки при записи кратных и дольных и дольные приставки при
записи больших и малых больших и малых чисел: микро (μ), приставок/преобразовании больших записи больших и малых
чисел милли (m), санти (c), деци (d), кило и малых чисел микро (μ)/милли чисел: микро (μ), милли (m),
(k) и мега (M) (m)/санти (c)/деци (d)/ кило (k)/мега санти (c), деци (d), кило (k) и
(M) мега (M)
Распознает физические Затрудняется измерять физические Допускает ошибки в определении Правильно измеряет
величины, записывает величины и записывать результаты объема жидкости в физические величины,
результаты измерений с измерений с учетом погрешности мензурке/погрешности прибора записывает результаты
учетом погрешности измерений с учетом
погрешности
9
Суммативное оценивание за раздел
«Основы кинематики. Механическое движение»
Цель обучения 7.2.1.4 Вычислять скорость и среднюю скорость движения
тел
7.2.1.5 Строить график зависимости s от t, применяя
обозначение единиц измерения на координатных осях
графиков и в таблицах
7.2.1.7 Находить скорость тела по графику зависимости
перемещения от времени при равномерном движении
Критерий оценивания Обучающийся
• Находит скорость движения тела по графику
зависимости перемещения от времени при
равномерном движении
• Вычисляет среднюю скорость движения тел
• Изображает график зависимости перемещения от
времени при равномерном прямолинейном
движении
Уровень мыслительных Применение
навыков
Время выполнения 20 минут
Задания
1. На рисунке представлен график зависимости пути от времени.
Определите скорость тела за промежуток времени 20-30 секунд.
2. Велосипедист за первые 10 с проехал 50 м, за следующие 20 с – 200 м и за последние 10 с
– 150 м. Найдите среднюю скорость велосипедиста на всем пути.
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________
10
3. Автомобиль ехал 1 ч со скоростью 80 км/ч, затем 0,5 ч стоял, а потом ехал еще 2 ч со
скоростью 60 км/ч. Постройте график зависимости пройденного пути от времени.
Дескриптор
Обучающийся
определяет перемещение по графику
за указанный промежуток времени
использует формулу для расчета
скорости
вычисляет скорость
использует формулу для вычисления
средней скорости
вычисляет среднюю скорость
обозначает оси координат
вычисляет перемещения автомобиля
на каждом участке дороги
строит график зависимости
перемещения от времени
11
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания за раздел
«Основы кинематики. Механическое движение»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Находит скорость движения тела Затрудняется определять скорость Определяет перемещение по Верно использует графики
по графику зависимости тела по графику зависимости графику за указанный промежуток зависимости перемещения от
перемещения от времени при перемещения от времени при времени, применяет формулу, но времени для вычисления
равномерном движении равномерном движении допускает вычислительные ошибки скорости тела при
при нахождении скорости. равномерном движении
Вычисляет среднюю скорость Затрудняется при вычислении Применяет формулу нахождения Верно вычисляет средную
движения тел средней скорости движения тел средней скорости, допускает скорость движения тел
вычислительные ошибки
Изображает график зависимости Затрудняется в построении Обозначает оси координат, Верно обозначает
перемещения от времени при графика зависимости допускает ошибки при координатные оси, вычисляет
равномерном прямолинейном перемещения от времени вычислении перемещения перемещение автомобиля на
движении автомобиля на каждом участке каждом участке дороги, строит
дороги/построении графика график зависимости
зависимости перемещения от перемещения от времени
времени
12
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 2 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Плотность»
Цель обучения 7.2.2.12 Использовать измерительный цилиндр
(мензурка) для измерения объема жидкости или
твердого тела различной формы
7.2.2.13 Объяснять физический смысл плотности
7.2.2.15 Применять формулу плотности при решении
задач
Критерий оценивания Обучающийся
• Объясняет физический смысл плотности
• Использует измерительный цилиндр для
измерения объема жидкости
• Решает задачи, применяя формулу плотности
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. a) Плотность свинца 11300 кг/м3. Что это означает?
А) масса свинца объемом в 1 м3 – 11300 кг
В) масса свинца объемом в 11300 м3 – 1 кг
С) масса свинца объемом в 11300 м3 – 11300 кг
D) объем свинца массой 1 кг – 1 м3
b) Расположите цилиндры по уменьшению их плотности.
13
2. На рисунках показана гирька, помещенная в мензурку с водой. Масса гирьки указана на
рисунке.
a) определите объем жидкости
b) определите объем гирьки
с) найдите плотность гирьки
3. Вместимость цистерны 60 м3. Сколько тонн нефти можно в ней хранить? (Плотность
нефти 800 кг/м3)
А) 0,075
В) 13
С) 48000
D) 48
4. Чему равна плотность жидкости, 125 л которой имеют массу 100 кг?
Дескриптор
Обучающийся
определяет плотность тела как массу в
единице объема
располагает тела по уменьшению их
плотности
определяет объем жидкости в мензурке
определяет объем гирьки
находит плотность гирьки по формуле
вычисляет массу нефти по формуле
переводит единицу измерения объема
жидкости в систему СИ
находит плотность жидкости по формуле
14
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Плотность»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Объясняет физический смысл Затрудняется определить Допускает ошибки при Верно определяет физический
плотности физический смысл плотности, определении плотности тела как смысл плотности
определять плотность цилиндров массы в единице
объема/расположении тел по
уменьшению их плотности
Использует измерительный Затрудняется при определении Допускает ошибки при Верно определяет объем
цилиндр для измерения объема жидкости и объема тела определении объема жидкости жидкости и объем тела
объема жидкости и твердого /объема тела
тела
Решает задачи, применяя Затрудняется в применении Допускает ошибки при Верно решает задачи,
формулу плотности формулы нахождения плотности определении плотности гирьки по применяя формулу плотности
формуле/определении массы нефти
по формуле/переводе единицы
измерения объема в систему СИ/
определении плотности жидкости
по формуле
15
Суммативное оценивание за раздел «Взаимодействие тел»
Цель обучения 7.2.2.1 Объяснять явление инерции и приводить примеры
7.2.2.3 Различать и приводить примеры пластических и
упругих деформаций
7.2.2.5 Рассчитывать силу упругости по формуле закона
Гука
7.2.2.6 Описывать трение при скольжении, качении,
покое
7.2.2.8 Изображать силы графически в заданном
масштабе
7.2.2.9 Графически находить равнодействующую сил,
действующих на тело и направленных вдоль одной
прямой
Критерий оценивания Обучающийся
• Приводит примеры инерции, пластической
деформации, упругой деформации
• Применяет закон Гука для решения задач
• Описывает трение при скольжении, качении,
покое
• Графически изображает силы и находит их
значения
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 20 минут
Задания
1. Пассажир автобуса непроизвольно отклонился назад, чем это вызвано?
А) автобус повернул влево
В) автобус повернул вправо
С) автобус резко остановился
D) автобус увеличил скорость
2. Приведите по два примера упругих и пластических деформаций
Упругая деформация: _________________________________________________________
Пластическая деформация: _____________________________________________________
16
3. На рисунке представлена схема определения
жесткости пружины. Чему равна жесткость
пружины?
4. Какой вид трения имеет место:
А) когда вы катаетесь с горы на санках - _____________________
В) когда держите тяжелый предмет в руках - _____________________
С) когда вы катаетесь на роликовых коньках по асфальту - _________________
5. Тело толкают на север с силой 14 Н, и на юг с силой 2 Н.
А) Определите значение и направление равнодействующей силы.
В) Изобразите все силы графически в масштабе 1 клетка – 2 Н.
17
Дескриптор Балл
Обучающийся
определяет причину инерции 1
приводит примеры упругой деформации 1
приводит примеры пластической 1
деформации
определяет удлинение пружины 1
определяет силу действующую на 1
пружину
применяет закон Гука 1
вычисляет жесткость пружины 1
различает трение при скольжении 1
различает трение при качении 1
различает трение при покое 1
определяет значение равнодействующей 1
силы
определяет направление 1
равнодействующей силы
изображает силы графически в 1
заданном масштабе
13
18
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Взаимодействие тел»
ФИО обучающегося _______________________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Приводит примеры таких Затрудняется при описании Допускает ошибки при описании Верно описывает инерцию,
понятий как «инерция», инерции, упругой деформации, инерции/упругой деформации/ упругую деформацию и
«пластическая деформация», пластической деформации пластической деформации пластическую деформацию
«упругая деформация»
Применяет закон Гука для Затрудняется при вычислении Применяет закон Гука, допускает Верно применяет закон Гука
решения задач жесткости пружины с помощью ошибки при вычислении жесткости при решении задач
закона Гука пружины
Описывает трение при Затрудняется при определении Допускает ошибки при Верно различает трение при
скольжении, качении, покое различий между трением при определении различий между скольжении, качении и покое
скольжении, качении и покое трением при
скольжении/качении/покое
Графически изображает сил и Затрудняется при графическом Допускает ошибки при Верно определяет значение
находит их значения изображении сил, нахождении их определении значения равнодействующей силы,
значения. равнодействующей направление
силы/направления равнодействующей силы и
равнодействующей силы/ графически изображает силы в
графическом изображении силы в заданном масштабе
заданном масштабе
19
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 3 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Давление»
Цель обучения 7.3.1.1 Описывать строение твердых тел, жидкостей и
газов на основе молекулярного строения вещества
7.3.1.2 Объяснять физический смысл давления и
описывать способы его изменения
7.3.1.3 Применять формулу давления твердого тела при
решении задач
7.3.1.4 Объяснять давление газа на основе
молекулярного строения
7.3.1.5 Выводить формулу гидростатического давления
в жидкостях и применять ее при решении задач
7.3.1.8 Рассчитывать выигрыш в силе при
использовании гидравлических машин
7.3.1.12 Объяснять природу выталкивающей силы в
жидкостях и газах
7.3.1.13 Применять закон Архимеда при решении задач
7.3.1.14 Исследовать условия плавания тел
Критерий оценивания Обучающийся
• Характеризует свойства жидкостей и газов
• Определяет зависимость давления от площади
соприкосновения с поверхностью
• Решает задачи используя формулу давления
• Определяет давление газа
• Решает задачи используя формулу
гидростатического давления в жидкостях
• Исследует выталкивающую силу в различных
жидкостях и условия плавания тел
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 25 минут
Задания
1. Выберите строку, указывающую правильное расположение молекул и расстояние
между молекулами.
Расположение молекул Расстояние между молекулами
A Молекулы жидкости не имеют порядка Примерно одинаковое в твердых телах
и газах
B Молекулы твердого тела более Примерно одинаковое в твердых телах
упорядочены, чем молекулы жидкости и жидкостях
C Молекулы твердого тела более Примерно одинаковое в жидкостях и
упорядочены, чем молекулы жидкости газах
D Молекулы газа не имеют порядка Примерно одинаковое в жидкостях и
газах
2. Выберите положения тела, в которых оно оказывает наибольшее и наименьшее
давление на поверхность. Напишите ответ, используя слова «давление», «площадь»,
«сила».
3. Гусеничный трактор весом 60 000 Н имеет опорную площадь обеих гусениц 1,5 м2.
Определите давление трактора на грунт.
4. На рисунке изображен сосуд с газом до и после перемещения поршня вниз. Опишите
как изменяется давление внутри сосуда и количество ударов о стенку сосуда.
5. Площадь меньшего поршня гидравлического пресса 15 см2, площадь большего поршня
300 см2. На меньший поршень действует сила 350 Н. Какая сила действует на больший
поршень?
6. Вес тела 4,5 Н, а его объем 500 см3. Утонет ли это тело:
a) в воде
b) в спирте
c) в керосине
Заполните таблицу (Плотность воды 1000 кг/м3, спирта 900 кг/м3, керосина 800 кг/м3).
В воде В спирте В керосине
Сила Архимеда,
действующая на
тело
Сравните силы,
действующие на Fа ______ FА Fа ______ FА Fа ______ FА
тело
Утонет ли тело?
21
Дескриптор Балл
Обучающийся
указывает правильное расположение 1
молекул и расстояние между ними
выбирает положение тела, оказывающее 1
наибольшее давление на поверхность
формулирует определение давления 1
применяет формулу определения давления 1
вычисляет давление трактора на грунт 1
объясняет изменение давления газа 1
объясняет изменение количества ударов 1
молекул о стенку сосуда
преобразует формулу гидростатического 1
давления в жидкостях для определения
силы
вычисляет силу 1
переводит единицу измерения объема в 1
систему СИ
применяет формулу для вычисления 1
архимедовой силы
вычисляет архимедову силу в 1
воде/спирте/керосине (допускается одна
ошибка)
сравнивает архимедову силу в 1
воде/спирте/керосине с силой тяжести
выявляет условия плавания тел в 1
воде/спирте/керосине
14
22
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Давление»
ФИО обучающегося ____________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Характеризует свойства Затрудняется в определении Допускает ошибки при определении Верно определяет порядок
жидкостей и газов расположения молекул и расположения молекул/расстояния расположения и расстояния
расстояния между молекулами между молекулами между молекулами газа,
газа, жидкости и твердого тела газа/жидкости/твердого тела жидкости и твердого тела
Определяет зависимость Затрудняется в определении Допускает ошибки при определении Верно определяет положение
давления от площади зависимости давления от положения тела, оказывающего тела, оказывающего наибольшее
соприкосновения с площади соприкосновения с наибольшее давление на поверхность давление на поверхность
поверхностью поверхностью
Решает задачи используя Затрудняется в оформлении Допускает ошибки при оформлении Правильно оформляет задачу и
формулу давления задачи и вычислении давления задачи/вычислении давления вычисляет давление
Определяет давление газа Затрудняется в определении Допускает ошибки при определении Верно определяет изменение
изменения давления газа и изменения давления газа/количества давления газа и изменение
количества ударов молекул о ударов молекул о стенку сосуда количества ударов молекул о
стенку сосуда стенку сосуда
23
Решает задачи используя Затрудняется при применении Преобразует формулу Правильно оформляет задачу,
формулу гидростатического формулы гидростатического гидростатического давления в переводит единицу измерения
давления в жидкостях давления в жидкостях жидкостях для определения силы, но площади в систему СИ,
допускает ошибки при вычислении преобразует формулу
силы гидростатического давления в
жидкостях для определения силы
и вычисляет силу
Исследует выталкивающую Допускает ошибки при Переводит единицы объема в систему Верно определяет
силу в различных жидкостях и переводе единиц измерения СИ, применяет закон Архимеда, но выталкивающую силу в
условия плавания тел объема в систему СИ, допускает ошибки при вычислении различных жидкостях и условия
применении закона Архимеда архимедовой силы в плавания тел
воде/спирте/керосине, при сравнении
архимедовой силы в
воде/спирте/керосине с силой
тяжести, при выявлении условия
плавания тел в воде/спирте/керосине
24
Суммативное оценивание за раздел «Работа и мощность»
Цель обучения 7.2.3.1 Объяснять физический смысл механической работы
7.2.3.7 Объяснять физический смысл мощности
7.2.3.8 Применять формулы механической работы и
мощности при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
• Определяет физический смысл механической
работы
• Оценивает мощности тел
• Решает задачи используя формулы механической
работы и мощности
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Автомобиль равномерно движется по шоссе. Ответьте на вопросы:
a) Совершает ли работу сила тяжести? Объясните почему.
b) Совершает ли работу сила тяги двигателя автомобиля? Объясните почему.
2. Кто развивает большую мощность: медленно поднимающийся по лестнице человек или
спортсмен той же массы, совершающий прыжок с шестом на ту же высоту. Почему?
3. Человек поднял за 16 с ведро воды массой 10 кг из колодца глубиной 8 м. Какую работу
совершил человек? Какую мощность он при этом развивал? Считайте, что ведро двигалось
равномерно.
Дескриптор Балл
Обучающийся
определяет работу силы тяжести 1
определяет работу силы тяги двигателя 1
сравнивает мощности тел 1
поясняет ответ 1
определяет силу необходимую для 1
поднятия ведра с водой
применяет формулу механической работы 1
вычисляет механическую работу 1
применяет формулу мощности 1
вычисляет мощность 1
9
26
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Работа и мощность»
ФИО обучающегося ________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Определяет физический Затрудняется определять работу Допускает ошибки при определении Определяет работу силы тяжести
смысл механической работы силы тяжести и работу силы работы силы тяжести/работы силы и работу силы тяги двигателя
тяги двигателя тяги двигателя
Оценивает мощности тел Определяет тело с большей Определяет тело с большей Определяет тело с большей
мощностью, не поясняет свой мощностью, но допускает ошибки мощностью и поясняет свой
ответ при объяснении зависимости ответ
мощности от массы/высоты
поднятия/времени
Решает задачи используя Допускает ошибки при Применяет формулу механической Применяет формулу
формулы механической определении силы, работы и мощности, допускает механической работы и
работы и мощности совершающей работу и ошибки при вычислении мощности, верно вычисляет
затрудняется в применении механической работы и мощности механическую работу и
формулы механической работы мощность
и мощности
27
ЗАДАНИЯ ПО СУММАТИВНОМУ ОЦЕНИВАНИЮ ЗА 4 ЧЕТВЕРТЬ
Суммативное оценивание за раздел «Энергия»
Цель обучения 7.2.3.2 Различать два вида механической энергии
7.2.3.3 Применять формулу кинетической энергии при
решении задач
7.2.3.4 Применять формулу потенциальной энергии тела,
поднятого над землей при решении задач
7.2.3.5 Приводить примеры переходов энергии из одного вида
в другой
7.2.3.6 Применять закон сохранения механической энергии
при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
• Различает кинетическую и потенциальную энергию
• Решает задачи, используя формулу потенциальной
энергии тела,
• Решает задачи, используя формулу кинетической
энергии
• Описывает переход механической энергии из одного
вида в другой
• Решает задачи, применяя закон сохранения
механической энергии
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Время выполнения 15 минут
Задания
1. В каких из перечисленных случаев тело приобретает кинетическую энергию, а в каких –
потенциальную:
А) пуля вылетает из ружья ______________________________
В) кирпич равномерно поднимают на некоторую высоту ____________________________
С) недеформированную пружину сжимают _______________________________
2. а) Капля дождя массой 20 мг движется со скоростью 2 м/с на высоте 2 км. Вычислите
потенциальную энергию, которой обладает капля?
______________________________________________________________________________
b) Определите кинетическую энергию капли?
______________________________________________________________________________
3. Как изменяется энергия яблока при падении с дерева? Объясните причину изменения
энергии.
______________________________________________________________________________
4. При подготовке пружинного пистолета к выстрелу пружину с жесткостью 1 кН/м сжали
на 3 см. Какую скорость приобретает снаряд массой 45 г при выстреле в горизонтальном
направлении.
Дескриптор Балл
Обучающийся
определяет вид энергии, которой обладает 1
вылетающая пуля
определяет вид энергии, которой обладает 1
кирпич при поднятии
определяет вид энергии, которой обладает 1
сжатая пружина
применяет формулу потенциальной 1
энергии тела, поднятого над землей
вычисляет потенциальную энергию капли 1
применяет формулу кинетической энергии 1
вычисляет кинетическую энергию капли 1
определяет каким видом энергии обладает 1
яблоко в начале падения
описывает превращение механической 1
энергии яблока в другой вид энергии
находит потенциальную энергию пружины 1
пистолета
применяет закон сохранения механической 1
энергии
преобразует формулу для нахождения 1
скорости
вычисляет скорость снаряда 1
13
29
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Энергия»
ФИО обучающегся __________________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Различает кинетическую Затрудняется при определении Допускает ошибки при определении Верно определяет
и потенциальную кинетической и потенциальной потенциальной/ кинетической кинетическуюи потенциальную
энергию энергии энергии энергию.
Решает задачи используя Затрудняется в использовании Использует формулу потенциальной Использует формулу
формулу потенциальной формулы потенциальной энергии тела, допускает ошибки при потенциальной энергии тела,
энергии тела, поднятого энергии. вычислении потенциальной энергии верно вычисляет потенциальную
над землей капли энергию капли
Решает задачи используя Затрудняется в использовании Использует формулу кинетической Использует формулу
формулу кинетической формулы кинетической энергии энергии тела, допускает ошибки при кинетической энергии тела,
энергии вычислении кинетической энергии верно вычисляет кинетическую
капли энергию капли
Описывает Затрудняется описывать Определяет каким видом энергии Верно описывает превращение
переход механической переход механической энергии обладает яблоко в начале падения, механической энергии тела
энергии из одного вида в из одного вида в другой допускает ошибки при описании
другой превращения механической энергии
30
Решает задачи применяя Затрудняется при применении Применяет закон сохранения Применяет закон сохранения
закон сохранения закона сохранения механической энергии, допускает механической энергии, находит
механической энергии механической энергии ошибки при определении потенциальную энергию
потенциальной энергии пружины пистолета и верно
пружины/кинетической энергии вычисляет скорость снаряда
снаряда/скорости снаряда
31
Суммативное оценивание за раздел «Момент силы»
Цель обучения 7.2.4.1 Приводить примеры использования простых
механизмов и формулировать «Золотое правило механики»
7.2.4.4 Формулировать и применять правило момента сил для
тела, находящегося в равновесии, при решении задач
Критерий оценивания Обучающийся
• Выявляет особенность работы простых механизмов
• Применяет «Золотое правило механики» при решении
задач
• Применяет правило моментов сил для тела,
находящегося в равновесии, при решении задач
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Применение
Навыки высокого порядка
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Заполните следующую таблицу
Простые механизмы Рычаг Наклонная плоскость
Дают ли выигрыш в силе
Для какой цели их
используют?
Пример использования
2. Какой выигрыш в силе дает сочетание двух блоков (подвижного и неподвижного)?
Какая сила необходима для подъема груза весом 500 Н?
Выполните расчет:
а) не учитывая массу подвижного блока
б) если масса подвижного блока 2 кг.
3. На рисунке изображен кран с противовесом.
а) На каком расстоянии от оси вращения должна расположиться нагрузка в 5000 Н, чтобы
кран оставался в равновесии?
b) Если нагрузка увеличится в 10000 Н, на какое расстояние необходимо переместить груз
от оси вращения?
с) Вычислите момент силы.
Дескриптор Балл
Обучающийся
определяет выигрыш в силе при 1
использовании рычага
определяет выигрыш в силе при 1
использовании наклонной плоскости
описывает предназначение рычага 1
описывает предназначение наклонной 1
плоскости
приводит примеры использования рычага 1
приводит примеры использования 1
наклонной плоскости
определяет различие подвижного и 1
неподвижного блока
вычисляет силу, не учитывая массу 1
подвижного блока
вычисляет силу, учитывая массу 1
подвижного блока
Применяет условия равновесия рычага 1
определяет плечо силы 5000 Н 1
определяет плечо силы 10000 Н 1
определяет момент сил 1
13
33
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Момент силы»
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Выявляет особенность работы Затрудняется при определении Допускает ошибки при определении Верно определяет выигрыш в
простых механизмов особенностей работы простых выигрыша в силе/описании силе, описывает предназначения,
механизмов предназначения/ приведении приводит примеры
примеров использования использования рычага и
рычага/наклонной плоскости наклонной плоскости
Применяет «Золотое правило Затрудняется применять Допускает ошибки при Верно применяет «Золотое
механики» при решении задач «Золотое правило механики» определении различия подвижного и правило механики» при решении
при решении задач неподвижного блока/вычислении задач
силы, не учитывая массу подвижного
блока/учитывая массу подвижного
блока
Применяет правило моментов Затрудняется при применении Допускает ошибки при определении Верно применяет правило
сил для тела, находящегося в правила момента сил для тела, плеча сил 5000 Н/10000 Н/моментов моментов сил для тела,
равновесии, при решении находящегося в равновесии, сил находящегося в равновесии, при
задач при решении задач решении задач
34
Суммативное оценивание за раздел «Космос и Земля»
Цель обучения 7.7.1.1 Сравнивать геоцентрическую и гелиоцентрическую
системы
7.7.1.2 Систематизировать объекты Солнечной системы
7.7.1.3 Объяснять смену времен года и длительность дня и
ночи на разных широтах
Критерий оценивания Обучающийся
• Сравнивает гелиоцентрическую и геоцентрическую
системы мира
• Классифицирует объекты Солнечной системы
• Объясняет смену времен года
Уровень мыслительных Знание и понимание
навыков Навыки высокого порядка
Время выполнения 15 минут
Задания
1. Что находится в центре Солнечной системы
А) Земля
В) Луна
С) Солнце
D) Юпитер
2. Что определяет осевое вращение Земли?
А) смену климата
В) смену дня и ночи
С) смену времен года
D) смену растительности
3. Как объекты Солнечной системы классифицируются по составу?
_____________________________________________________________________________
4. Укажите на рисунке положение Земли, когда в Казахстане:
a) зима
b) весна
c) лето
d) осень
35
Объясните смену времен года
Геоцентрическая Гелиоцентрическая
Дескриптор Балл
Обучающийся
определяет центр Солнечной системы 1
выбирает, что определяет осевое 1
вращение Земли
приводит классификацию планет по 1
составу
на рисунке указывает время года к 1
каждому положению планеты
объясняет смену времен года 1
описывает геоцентрическую систему 1
мира
описывает гелиоцентрическую 1
систему мира
7
36
Рубрика для предоставления информации родителям по итогам суммативного оценивания
за раздел «Космос и Земля»
ФИО обучающегося______________________
Критерий оценивания Уровень учебных достижений
Низкий Средний Высокий
Классифицирует объекты Затрудняется при определении Допускает ошибки при определении Верно классифицирует объекты
Солнечной системы центра солнечной системы, центра солнечной системы/ Солнечной системы
классификации планет по составу, классификации планет по составу/
определении осевого вращения определении осевого вращения Земли
Земли
Объясняет смену времен Затрудняется определять время Допускает ошибки при определении Указывает время года на рисунке
года года в разных положениях планеты, время года в каждом положении и объясняет смену времен года
объяснять смену времен годы планеты/ объяснении смены времен
года
Сравнивает Затрудняется описывать Допускает ошибки при описании Верно описывает
гелиоцентрическую и гелиоцентрической и гелиоцентрической/геоцентрической гелиоцентрическую и
геоцентрическую системы геоцентрической систем мира системы мира геоцентрическую систему мира
мира
37
Для заметок
Для заметок
Сдано в набор 29.07.2017. Подписано в печать 31.07.2017. Формат
60х84/8. Бумага офисная 80 гр/м2. Печать цифровая.
Усл. печ. л.4,2. Тираж 19 экз. Заказ № 1574
Отпечатано в типографии ЧУ «Центр педагогического мастерства»
010000. г. Астана, ул. №31, дом 37а.
e-mail: info@cpm.kz