-
Қосымша
Орта білім беру саласындағы АОӘК төрайымы
__________________________________
Мұғалімнің ТАӘ__________________________
_________________________________________
мекенжайы_______________________________
байланыс телефоны/ электрондық пошта
_________________________________________
ӨТІНІШ
МОӘК- тің сараптамалық кеңесінің отырысында ______________________________________________________________________________________________________________________________________________мәселесі (тақырыбы)
бойынша педагогикалық жұмыс тәжірибемді қарастыруыңызды сұраймын.
Тиісті құжаттар қоса беріледі. Беттердің жалпы саны____________________.
Мерзім «____»__________20__ж. Қолы
____________________________________________________
2-қосымша
|
№ р/б |
Тіркеу мерзімі |
Материал атауы |
Материалды ұсынушының Т.А.Ә. |
Материалды тапсыру күні және қолы |
Материалды қабылданған хатшының Т.А.Ә. |
Хатшы қолы және материалды қабылданған күні |
Хатшы қолы және рецензияланған материалдарды қайтару күні |
Ескерту (СК шешімі) |
|
1 |
|
«Биология және география сабақтарында жасанды интелектіні пайдаланудың рөлі» |
Туймебаева Алтынай Туракуловна |
|
|
|
|
|
Инновациялық педагогикалық тәжірибенің ақпараттық картасы
(ұсынушы тараппен толтырылады ( әдістемелік бірлестіктің, аудандық әдістемелік кабинеттің басшысы, әкімшілік/ конкурстың қазылар алқасы)
-
Жалпы мәліметтер
-
-
Тәжірибе авторының ТАӘ
Тәжірибе авторының жұмыс істейтін оқу орны, индексі бар мекенжайы
Оқытылатын пәні немесе орындалатын функционалы көрсетілген лауазымы
Лауазымдағы жұмыс өтілі
Туймебаева Алтынай Туракуловна
Павлодар ауданы білім беру бөлімінің «Заңғар жалпы орта білім беру мектебі» КММ, 140906, Павлодар ауданы Заңғар ауылы Школьная к-сі 1
География және биология пән мұғалімі
34 жыл
-
Тәжірибенің маңызды сипаттамалары
|
«Биология және география сабақтарында жасанды интелектіні пайдаланудың рөлі» |
|
Жасанды интеллект арқылы оқыту оқушыларға ғылыми ақпараттарды жинақтау, талдау және қолдану қабілеттерін дамыту. |
|
Жасанды интелект технологияларын қолдану сабақтарда инновациялық әдістерді, соның ішінде интерактивті карталар, виртуалды лабораториялар, 3D модельдеу және симуляцияларды пайдалану |
|
Жасанды интелект технологиялары арқылы оқушылардың күрделі ұғымдарды түсінуі жеңілдеп, олардың зерттеу дағдылары дамиды |
|
Жасанды интелект арқылы оқушылар үлкен көлемдегі мәліметтерді жылдам өңдеп, талдай алады, бұл ғылыми-зерттеу жұмыстарын оңайлатады және деректерге негізделген шешімдер қабылдауға үйретеді |
|
Бағдарлама балалардың пән бойынша болжам жасау, виртуалды зертханалық жұмыстарды орындау және клиникалық зерттеулерде қолданудың практикалық жолдарын үйренді. |
|
«Биология пәнін оқытудағы инновациялық әдістердің тиімділігі» «Uzdik Ustaz» Республикалық ғылыми-әдістемелік журнал |
ІІІ. Оқытушының инновациялық тәжірибесінің сипаттамасы
Жасанды интеллект (ЖИ) — компьютерлік жүйелердің адам миының белгілі бір қабілеттерін, мысалы, ойлау, үйрену, шешім қабылдау және тіл түсіну сияқты қасиеттерді жүзеге асыруға бағытталған технологиялар мен әдістердің жиынтығы. ЖИ өндірістік процестерді автоматтандыру, медициналық диагностика, білім беру саласындағы жеке оқыту жүйелері және қауіпсіздікті қамтамасыз ету сияқты көптеген салаларда айтарлықтай жетістіктерге қол жеткізуде. Сонымен қатар, болашақта толық автоматтандырылған өндіріс, ақылды қалалар, робототехника және ЖИ этикалық мәселелері де қарастырылады. ЖИ жаңа жұмыс орындарын қалыптастырумен қатар, адамдардың өмір сапасын арттыруға үлкен мүмкіндіктер туғызады. Білім беруде жасанды интеллектті қолдану оқытуды жекелендіруге, білімді бағалауды автоматтандыруға, интеллектуалды білім беру платформаларын құруға және оқу орындарын басқаруды жақсартуға әкеледі. Бұл технологиялар оқу процесінің тиімділігін арттырады және оны қол жетімді етеді, дегенмен ЖИ қолдану мен дәстүрлі оқыту әдістері арасындағы тепе-теңдікті сақтау маңызды. ЖИ технологиялары әр оқушының жеке оқу қарқынын ескеріп, оларға бейімделген оқу бағдарламаларын ұсына алады. Оқушылар өздерінің әлсіз тұстарын тез анықтап, жеке тапсырмалар арқылы жетілуге мүмкіндік алады. Медицина саласы : Жасанды интеллект медицинаны жаңғыртуда үлкен ықпал етуде. Оның пайдасы адам денсаулығын сақтаудағы маңыздылығымен ерекшеленеді.
Диагностика: ЖИ негізіндегі жүйелер медициналық бейнелерді талдап, ауруларды ерте кезеңде анықтауға көмектеседі. Мысалы, рентген, МРТ, КТ суреттерін талдау арқылы ЖИ жүйелері қатерлі ісіктерді анықтауға өте дәл бола алады. Бұл дәрігерлерге ерте диагностикалауға мүмкіндік береді, нәтижесінде емдеу тиімдірек болады. Қадағалау және қауіпсіздік шараларын жоспарлау: ЖИ интеллектуалды бейнебақылау жүйелері арқылы қоғамдық орындарда қадағалау жүргізілуі мүмкін. Жасанды интеллект қауіпсіздік қызметкерлеріне қылмыстық әрекеттерді алдын ала анықтап, әрекет ету шараларын жақсартады.
Тұтынушы қызметі және бизнес: Жасанды интеллект тұтынушыға қызмет көрсету саласында да үлкен жетістіктерге жетуге көмектеседі.
Білім беру: Жасанды интеллект білім беру саласында да жаңа мүмкіндіктер ашып жатыр.
Жеке оқыту әдістері: ЖИ оқушының деңгейіне сәйкес білім беру процесін бейімдей алады. Ол оқушының күшті және әлсіз тұстарын анықтап, жеке оқу жоспарларын құрады. Бұл оқушылардың өз деңгейіне сәйкес тиімді білім алуына мүмкіндік береді.
Автоматтандырылған тестілеу жүйелері: ЖИ тестілеу мен бағалау жүйелерін автоматтандырады. Ол студенттердің жауаптарын талдап, тез және дәл бағалайды. Бұл мұғалімдерге уақыт үнемдеуге және оқушыларға үнемі кері байланыс беруге мүмкіндік береді.
Қашықтықтан оқыту: ЖИ қашықтықтан оқыту жүйелерін жақсартуға көмектеседі. Студенттер үшін интерактивті, дербес оқыту тәжірибесін жасау арқылы олардың білім деңгейін арттыруға болады. Ендеше жасанды интеллекттің болашағы зор.Сол себептенде заман талабына сай, біз оны оқып үйренуден жалықпауымыз керек.
ІV. Рецензия
-
Өзгерістерді таратудың болжамды ауқымы мен формалары
Авторлық бағдарламаның/әдістемелік нұсқаулықтың өзектілігі негізгі жалпы білім берудің мемлекеттік білім стандартының талаптарына және білім беру, тәрбиелеу мекемесінің бағдарламасының талаптарына сәйкес жасалған.
Рецензенттің тегі, аты, әкесінің аты, оның байланыс телефондары, электрондық пошта мекенжайы, пошталық мекенжайы
Б.Габлулхаева Ә.Марғұлан атындағы Павлодар педагогикалық университетінің жаратылыстану жоғары мектебінің қауымдасқан профессоры
V. Тәжірибенің ақпараттық сипаттамалары
-
Инновациялық тәжірибенің сипаттамасы
Оқыту
Тәрбиелеу
Қосымша білім беру
-
Құндылықтар мен құндылықты бағдарлар
Ұлттық құдылықтарды дәріптеуге бағыт,бағдар береді
Ұлттық құдылықтарды қадірлеп-қастерлеуге тәрбиелейді
-
Мақсаты мен міндеттері
Биология және география сабақтарында жасанды интеллект технологияларын енгізу арқылы оқушылардың пәнге деген қызығушылығын арттыру, оқу тиімділігін жақсарту және оқушылардың зерттеу, аналитикалық дағдыларын дамыту.
-
Білім беруді басқару (ОО үшін, оқытушылар мен кураторлар үшін)
-
Білім беру мазмұны
Жасанды интеллект дәстүрлі оқыту әдістеріне қарағанда оқушылардың өз бетімен оқуға және ақпаратты жедел талдауға бейімділігін арттырады.
-
Технологиялар, оның ішінде ақпараттық- коммуникаялық технологиялар
GoogleEarth,EngineNASA Worldview, ChatGPT
-
Құралдар
Google AI for Earth, Microsoft AI for Earth.
-
Әдістер
География саласындағы ЖИ-дің рөлі: картографиялау, климаттық өзгерістерді болжау, жерді қашықтықтан зондтау
-
Ұйымдастыру формалары
Ойын,болжау,зерттеу,бақылау
-
Білім беру ортасы
Мектеп,сынып
-
Ақпараттық – әдістемелік орта
Интернет,тачпанел
-
Ақпараттық ресурстар
Wolfram Alpha, IBM Watson, Microsoft Azure AI, Google Cloud AI,Mozaika, Wolfram Alpha
-
Ұйымдастырушылық ресурстар
Ойын,зерттеу,бақылау,болжау
-
Мотивациялық ресурстар
Виртуалды зертханалар (мысалы, PhET Interactive Simulations, Labster геология зертханасы) 3D модельдеу құралдары (мысалы, Tinkercad, Blender, Google Earth)
-
Кадрлық ресурстар (оқу орындарында іске асырылатын инновацияларды сипаттау үшін)
-
Ғылыми – әдістемелік ресурстар (оқу орнына да, оқытушылар үшін де маңызды)
Жоғарыдағы электронды платформалар оқушылар үшін және оқу орны үшін де маңызды платформалар.
-
Материалдық – техникалық ресурстар (оқу орны үшін де, оқытушылар үшін де маңызды)
Жасанды интеллект пен модельдеу құралдарын қолдана отырып, олар тектоникалық плиталардың қозғалысы, вулканизм және эрозия сияқты процестердің нәтижелерін көрнекі түрде зерттейді. Сонымен қатар, табиғи апаттардың алдын алу шараларын қабылдауда геологиялық білімнің маңыздылығын түсінеді.
-
Нормативтік – құқықтық ресурстар (оқу орнында іске асырылатын инновацияларды сипаттау үшін)
-
«Тәжірибенің ақпараттық сипаттамалары» кестесі тәжірибенің мазмұнын білдіретіән білім құрауыштарына сәйкес тәжірибенің мазмұнды сипаттамалары негізінде тотырылады (ІІ тармақ). Оқытушының инновациялық педагогикалық тәжірибесін ұсынған кезде 3, 14, 17 тармақтары тлтырылмайды.
Баған тәжірибе мазмұның білдіретін білім құрамдастарын қамтиды.
Таңдалған ұяшыққа ұсынылған тәжірибенің ммаңыздылығын құрайтын өзгерістерді көрсететін 3-5 кілт сөзді жазыңыз.
Приложение 1
Председателю РУМС в области
среднего образования
_______________________________
ФИО учителя____________________
________________________________
Адрес___________________________
Контактный телефон/ электронная
почта__________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу рассмотреть на заседании экспертного совета РУМС мой педагогический опыт работы по проблеме (теме)____________________
________________________________________________________________
Соответствующие документы прилагаются. Общее количество страниц_____
Дата «___» __________20___г.
Подпись___________________
Приложение 2
|
№ п/п |
Дата регистрации |
Наименование материала |
Ф.И.О., представившего материал |
Роспись и дата сдачи материала |
Ф.И.О., секретаря, принявшего материал |
Роспись секретаря и дата приема материалов |
Роспись секретаря и дата возврата отрецензированных материалов |
Примечание (решение ЭС) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕЦЕНЗИИ
Рецензия (рассмотрение, отзыв) – это экспертиза, критический разбор, анализ, оценка нового художественного или научного произведения, опытно-экспериментальной работы, научных проектов, учебных, научно-методических разработок, материалов организаций образования и т.п. далее работы перед их утверждением. Защитой, публикацией, апробацией, обобщением и т.п.
В рецензии в развернутом виде и конкретно должны быть указаны следующие моменты:
-
Актуальность работы (концепции, программы, темы исследования или опытно- экспериментальной работы и т.п.) ее связь с общенаучными и общегосударственными приоритетами.
Ее необходимость, своевременность, соответствие потребностям дня.
-
Научно –методический уровень работы:
а) модификационный: модернизация восстановление утраченного, но уже известного приема, методики, технологии, разработки, системы и т.п.;
б) комбинаторной: интеграция известных элементов в разных сочетаниях, приводящих к новому качеству:
в) радикальный; изобретение принципиально нового, новаторского, не известного ранее.
3. Степень новизны работы:
3.1. Наличие или отсутствие аналогов в системе образования:
а) района;
б) области;
в) республики:
г) за рубежом.
3.2. Масштаб, вызываемых ею преобразований (частные – локальные, единичные не связанные между собой; модульные – комплекс частных, связанных между собой; системные – охватывающие всю школу).
4. Научность работы – ее соответствие философии, методологии, психологии новой образовательной парадигмы и последними достижениями педагогической науки и практики.
Направленность на:
а) развитие и воспитание личности учащихся, а не только формирование ЗУН;
б) сохранение психофизиологического и социального здоровья детей;
в) обеспечение экономической, экологической, этнопедагогической, психологической направленности образовательного процесса;
г) обеспечение соответствия содержания образования гуманистическим, интеграционным и инновационным подходам и др.;
д) обеспечение соответствия требованиям научности (наличие проблемы, научной гипотезы, гипотетического решения проблемы, проведения научно- обоснованного исследования, сравнение результатов исследования с данными, полученными до исследования).
-
Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы работы: логичность, взаимосвязь результатов с методологическими основами непротиворечивость их.
-
Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений работы.
-
Практическая значимость работы – насколько предлагаемая работа позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону. Что предлагается для внедрения в практику.
-
Формы и способы представления (апробации) промежуточных и итоговых результатов (статьи, доклады, творческие отчеты, открытые занятия с учебно- методическим обеспечением, методические пособия, рекомендации, диаграммы, таблицы, анализ и др.).
-
Соответствие требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию работы.
-
Выводы и рекомендации по использованию работы (рекомендовать для рассмотрения на Республиканском ЭС, апробировать, обобщить, распространить, опубликовать, утвердить, аттестовать, устранить недостатки, добрать, утвердить и т.п.)
Рецензент:
Должность с указанием
наименования организации,
ученой степени, ученого звания___________________ Ф.И.О.
подпись, дата
РЕЦЕНЗИЯ
На
________________________________________________________________
(учебную программу, концепцию, программу ОЭР, программу развития и т.п.)
Организации образования: ________________________________________
Автор__________________________________________________________
Тема___________________________________________________________
-
Актуальность работы (концепции, программы, темы исследования или опытно-экспериментальной работы и т.п.) ________________________
-
Научно – методический уровень работы: __________________________
_____________________________________________________________
-
Степень новизны работы или отсутствие аналогов в системе образования (района, области, республики, за рубежом): ____________
-
Научность работы: ____________________________________________
-
Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы работы (логичность, взаимосвязь результатов с методологическими основами, непротиворечивость) ________________
_____________________________________________________________
-
Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений в работы.
_____________________________________________________________
-
Практическая значимость_______________________________________
_____________________________________________________________
-
Формы и способы представления промежуточных и итоговых результатов работы: ___________________________________________
-
Соответствии требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию работы____________________________________________
-
Выводы и рекомендации по использованию работы: ________________
_____________________________________________________________
Рецензент:
Должность с указанием
наименования организации,
ученой степени, ученого звания___________________ Ф.И.О.
подпись, дата
Приложение 4
Информационная карта инновационного педагогического опыта
(заполняется представляющей стороной (руководителем методического объединения, администрацией / жюри конкурса))
-
Общие сведения
|
Ф.И.О. автора |
Учебное заведение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
-
Сущностные характеристики опыта
|
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
|
|
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
|
|
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникативно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
|
|
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски ) |
|
|
5. Условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
|
|
6. Результат изменений |
|
|
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
-
Описание инновационного опыта преподавателя
Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание преподавателя своего инновационного опыта объемом до 1 страницы (1800-2000 зн.)
-
Рецензия
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
|
|
Ф.И.О. рецензента, его контактные телефоны, адрес, эл. почты, почтовый адрес |
|
-
Информационные характеристики опыта
|
Характеристики инновационного опыта |
Обучение |
Воспитание |
Дополнительное образование |
|
1. Ценности и ценностные ориентации |
|
|
|
|
2. Цели и задачи |
|
|
|
|
3.Управление образованием (как для УЗ, так и для преподавателей и кураторов) |
|
|
|
|
4.Содержания образования |
|
|
|
|
5. Технологии, в том числе ИКТ |
|
|
|
|
6. Средства |
|
|
|
|
7. Методы |
|
|
|
|
8. Организационные формы |
|
|
|
|
9.Образовательная среда |
|
|
|
|
10.Информационно-методическая среда |
|
|
|
|
11.Информационные ресурсы |
|
|
|
|
12. Организационные ресурсы |
|
|
|
|
13. Мотивационные ресурсы |
|
|
|
|
14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в учебных заведениях) |
|
|
|
|
15.Научно-методические ресурсы (важны как для учебного заведения, так и для преподавателей) |
|
|
|
|
16. Материально –технические ресурсы (важны как для учебного заведения, так и для преподавателей) |
|
|
|
|
17.Нормативно-правовые ресурсы (характеристики инноваций, реализуемых в учебном заведении) |
|
|
|
Таблица «Информационные характеристики опыта» заполняется на основе сущностных характеристик опыта в соответствии с составляющими образования, которые представляют содержания опыта (п.2). При представлении инновационного опыта преподавателя не заполняются пп.3.14.17.
Столбец содержит составляющие образования, которые представляют содержание опыта.
В выбранную ячейку впишите 3-5 ключевых слов, отражающих изменения, составляющие сущность представленного опыта.
Приложение 5
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Экспертного
Совета
ФИО
______________________
«____» _________20__г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на инновационный педагогический опыт в сфере образования
Организации образования:_____________________________________________
Автор_______________________________________________________________
Тема________________________________________________________________
1.Актуальность инновационного педагогического опыта____________________
_____________________________________________________________________
Вывод: степень соответствия работы потребностям организации образования, социальному заказу, возможностям устранения существенных недостатков в работе ОО. См.требованияк рецензии.____________________________________________________________
2. Научно – методический уровень работы:________________________________
_____________________________________________________________________
Вывод: творческая новизна (инновационный) потенциал работы. См. требования к рецензии._________________________________________________
3. Степень новизны работы – наличие или отсутствие аналогов в образовании: _____________________________________________________________________
Вывод: Соответствие научно- методического уровня работы научно – методическому уровню развития всей школы. См. требования к рецензии. _____________________________________________________________________
4. Научность работы: _____________________________________________________________________
Вывод: степень научно- методического обеспечения работы.
5. Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы работы, ее связь с общей стратегией развития организации образования__________________________________________________________
Вывод: целостность, непротиворечивость различных элементов работы_______________________________________________________________
6. Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений работы________________________________
7. Практическая значимость работы:_____________________________________
Вывод: прогноз результативности работы (по отчетам или экспертным путем). См. требования к рецензии. _____________________________________________________________________
8. Формы и способы представления промежуточных и итоговых результатов работы (статьи, доклады, творческие отчеты, открытые занятия с учебно- методическими обеспечением, методические пособия, рекомендации и др.)__________________________________________________________________
Вывод: уровень представления результатов работы_________________________
9. Соответствие требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию работы___________________________________________________
10. выводя и рекомендации по использованию работы (апробировать, обобщить, распространить, опубликовать, устранить недостатки, доработать и т.п.)
Ответственный секретарь ЭС_______________________ФИО
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
8 сынып биология "Тірек- қимыл жүйесі"
8 сынып биология "Тірек- қимыл жүйесі"
-
Қосымша
Орта білім беру саласындағы АОӘК төрайымы
__________________________________
Мұғалімнің ТАӘ__________________________
_________________________________________
мекенжайы_______________________________
байланыс телефоны/ электрондық пошта
_________________________________________
ӨТІНІШ
МОӘК- тің сараптамалық кеңесінің отырысында ______________________________________________________________________________________________________________________________________________мәселесі (тақырыбы)
бойынша педагогикалық жұмыс тәжірибемді қарастыруыңызды сұраймын.
Тиісті құжаттар қоса беріледі. Беттердің жалпы саны____________________.
Мерзім «____»__________20__ж. Қолы
____________________________________________________
2-қосымша
|
№ р/б |
Тіркеу мерзімі |
Материал атауы |
Материалды ұсынушының Т.А.Ә. |
Материалды тапсыру күні және қолы |
Материалды қабылданған хатшының Т.А.Ә. |
Хатшы қолы және материалды қабылданған күні |
Хатшы қолы және рецензияланған материалдарды қайтару күні |
Ескерту (СК шешімі) |
|
1 |
|
«Биология және география сабақтарында жасанды интелектіні пайдаланудың рөлі» |
Туймебаева Алтынай Туракуловна |
|
|
|
|
|
Инновациялық педагогикалық тәжірибенің ақпараттық картасы
(ұсынушы тараппен толтырылады ( әдістемелік бірлестіктің, аудандық әдістемелік кабинеттің басшысы, әкімшілік/ конкурстың қазылар алқасы)
-
Жалпы мәліметтер
-
-
Тәжірибе авторының ТАӘ
Тәжірибе авторының жұмыс істейтін оқу орны, индексі бар мекенжайы
Оқытылатын пәні немесе орындалатын функционалы көрсетілген лауазымы
Лауазымдағы жұмыс өтілі
Туймебаева Алтынай Туракуловна
Павлодар ауданы білім беру бөлімінің «Заңғар жалпы орта білім беру мектебі» КММ, 140906, Павлодар ауданы Заңғар ауылы Школьная к-сі 1
География және биология пән мұғалімі
34 жыл
-
Тәжірибенің маңызды сипаттамалары
|
«Биология және география сабақтарында жасанды интелектіні пайдаланудың рөлі» |
|
Жасанды интеллект арқылы оқыту оқушыларға ғылыми ақпараттарды жинақтау, талдау және қолдану қабілеттерін дамыту. |
|
Жасанды интелект технологияларын қолдану сабақтарда инновациялық әдістерді, соның ішінде интерактивті карталар, виртуалды лабораториялар, 3D модельдеу және симуляцияларды пайдалану |
|
Жасанды интелект технологиялары арқылы оқушылардың күрделі ұғымдарды түсінуі жеңілдеп, олардың зерттеу дағдылары дамиды |
|
Жасанды интелект арқылы оқушылар үлкен көлемдегі мәліметтерді жылдам өңдеп, талдай алады, бұл ғылыми-зерттеу жұмыстарын оңайлатады және деректерге негізделген шешімдер қабылдауға үйретеді |
|
Бағдарлама балалардың пән бойынша болжам жасау, виртуалды зертханалық жұмыстарды орындау және клиникалық зерттеулерде қолданудың практикалық жолдарын үйренді. |
|
«Биология пәнін оқытудағы инновациялық әдістердің тиімділігі» «Uzdik Ustaz» Республикалық ғылыми-әдістемелік журнал |
ІІІ. Оқытушының инновациялық тәжірибесінің сипаттамасы
Жасанды интеллект (ЖИ) — компьютерлік жүйелердің адам миының белгілі бір қабілеттерін, мысалы, ойлау, үйрену, шешім қабылдау және тіл түсіну сияқты қасиеттерді жүзеге асыруға бағытталған технологиялар мен әдістердің жиынтығы. ЖИ өндірістік процестерді автоматтандыру, медициналық диагностика, білім беру саласындағы жеке оқыту жүйелері және қауіпсіздікті қамтамасыз ету сияқты көптеген салаларда айтарлықтай жетістіктерге қол жеткізуде. Сонымен қатар, болашақта толық автоматтандырылған өндіріс, ақылды қалалар, робототехника және ЖИ этикалық мәселелері де қарастырылады. ЖИ жаңа жұмыс орындарын қалыптастырумен қатар, адамдардың өмір сапасын арттыруға үлкен мүмкіндіктер туғызады. Білім беруде жасанды интеллектті қолдану оқытуды жекелендіруге, білімді бағалауды автоматтандыруға, интеллектуалды білім беру платформаларын құруға және оқу орындарын басқаруды жақсартуға әкеледі. Бұл технологиялар оқу процесінің тиімділігін арттырады және оны қол жетімді етеді, дегенмен ЖИ қолдану мен дәстүрлі оқыту әдістері арасындағы тепе-теңдікті сақтау маңызды. ЖИ технологиялары әр оқушының жеке оқу қарқынын ескеріп, оларға бейімделген оқу бағдарламаларын ұсына алады. Оқушылар өздерінің әлсіз тұстарын тез анықтап, жеке тапсырмалар арқылы жетілуге мүмкіндік алады. Медицина саласы : Жасанды интеллект медицинаны жаңғыртуда үлкен ықпал етуде. Оның пайдасы адам денсаулығын сақтаудағы маңыздылығымен ерекшеленеді.
Диагностика: ЖИ негізіндегі жүйелер медициналық бейнелерді талдап, ауруларды ерте кезеңде анықтауға көмектеседі. Мысалы, рентген, МРТ, КТ суреттерін талдау арқылы ЖИ жүйелері қатерлі ісіктерді анықтауға өте дәл бола алады. Бұл дәрігерлерге ерте диагностикалауға мүмкіндік береді, нәтижесінде емдеу тиімдірек болады. Қадағалау және қауіпсіздік шараларын жоспарлау: ЖИ интеллектуалды бейнебақылау жүйелері арқылы қоғамдық орындарда қадағалау жүргізілуі мүмкін. Жасанды интеллект қауіпсіздік қызметкерлеріне қылмыстық әрекеттерді алдын ала анықтап, әрекет ету шараларын жақсартады.
Тұтынушы қызметі және бизнес: Жасанды интеллект тұтынушыға қызмет көрсету саласында да үлкен жетістіктерге жетуге көмектеседі.
Білім беру: Жасанды интеллект білім беру саласында да жаңа мүмкіндіктер ашып жатыр.
Жеке оқыту әдістері: ЖИ оқушының деңгейіне сәйкес білім беру процесін бейімдей алады. Ол оқушының күшті және әлсіз тұстарын анықтап, жеке оқу жоспарларын құрады. Бұл оқушылардың өз деңгейіне сәйкес тиімді білім алуына мүмкіндік береді.
Автоматтандырылған тестілеу жүйелері: ЖИ тестілеу мен бағалау жүйелерін автоматтандырады. Ол студенттердің жауаптарын талдап, тез және дәл бағалайды. Бұл мұғалімдерге уақыт үнемдеуге және оқушыларға үнемі кері байланыс беруге мүмкіндік береді.
Қашықтықтан оқыту: ЖИ қашықтықтан оқыту жүйелерін жақсартуға көмектеседі. Студенттер үшін интерактивті, дербес оқыту тәжірибесін жасау арқылы олардың білім деңгейін арттыруға болады. Ендеше жасанды интеллекттің болашағы зор.Сол себептенде заман талабына сай, біз оны оқып үйренуден жалықпауымыз керек.
ІV. Рецензия
-
Өзгерістерді таратудың болжамды ауқымы мен формалары
Авторлық бағдарламаның/әдістемелік нұсқаулықтың өзектілігі негізгі жалпы білім берудің мемлекеттік білім стандартының талаптарына және білім беру, тәрбиелеу мекемесінің бағдарламасының талаптарына сәйкес жасалған.
Рецензенттің тегі, аты, әкесінің аты, оның байланыс телефондары, электрондық пошта мекенжайы, пошталық мекенжайы
Б.Габлулхаева Ә.Марғұлан атындағы Павлодар педагогикалық университетінің жаратылыстану жоғары мектебінің қауымдасқан профессоры
V. Тәжірибенің ақпараттық сипаттамалары
-
Инновациялық тәжірибенің сипаттамасы
Оқыту
Тәрбиелеу
Қосымша білім беру
-
Құндылықтар мен құндылықты бағдарлар
Ұлттық құдылықтарды дәріптеуге бағыт,бағдар береді
Ұлттық құдылықтарды қадірлеп-қастерлеуге тәрбиелейді
-
Мақсаты мен міндеттері
Биология және география сабақтарында жасанды интеллект технологияларын енгізу арқылы оқушылардың пәнге деген қызығушылығын арттыру, оқу тиімділігін жақсарту және оқушылардың зерттеу, аналитикалық дағдыларын дамыту.
-
Білім беруді басқару (ОО үшін, оқытушылар мен кураторлар үшін)
-
Білім беру мазмұны
Жасанды интеллект дәстүрлі оқыту әдістеріне қарағанда оқушылардың өз бетімен оқуға және ақпаратты жедел талдауға бейімділігін арттырады.
-
Технологиялар, оның ішінде ақпараттық- коммуникаялық технологиялар
GoogleEarth,EngineNASA Worldview, ChatGPT
-
Құралдар
Google AI for Earth, Microsoft AI for Earth.
-
Әдістер
География саласындағы ЖИ-дің рөлі: картографиялау, климаттық өзгерістерді болжау, жерді қашықтықтан зондтау
-
Ұйымдастыру формалары
Ойын,болжау,зерттеу,бақылау
-
Білім беру ортасы
Мектеп,сынып
-
Ақпараттық – әдістемелік орта
Интернет,тачпанел
-
Ақпараттық ресурстар
Wolfram Alpha, IBM Watson, Microsoft Azure AI, Google Cloud AI,Mozaika, Wolfram Alpha
-
Ұйымдастырушылық ресурстар
Ойын,зерттеу,бақылау,болжау
-
Мотивациялық ресурстар
Виртуалды зертханалар (мысалы, PhET Interactive Simulations, Labster геология зертханасы) 3D модельдеу құралдары (мысалы, Tinkercad, Blender, Google Earth)
-
Кадрлық ресурстар (оқу орындарында іске асырылатын инновацияларды сипаттау үшін)
-
Ғылыми – әдістемелік ресурстар (оқу орнына да, оқытушылар үшін де маңызды)
Жоғарыдағы электронды платформалар оқушылар үшін және оқу орны үшін де маңызды платформалар.
-
Материалдық – техникалық ресурстар (оқу орны үшін де, оқытушылар үшін де маңызды)
Жасанды интеллект пен модельдеу құралдарын қолдана отырып, олар тектоникалық плиталардың қозғалысы, вулканизм және эрозия сияқты процестердің нәтижелерін көрнекі түрде зерттейді. Сонымен қатар, табиғи апаттардың алдын алу шараларын қабылдауда геологиялық білімнің маңыздылығын түсінеді.
-
Нормативтік – құқықтық ресурстар (оқу орнында іске асырылатын инновацияларды сипаттау үшін)
-
«Тәжірибенің ақпараттық сипаттамалары» кестесі тәжірибенің мазмұнын білдіретіән білім құрауыштарына сәйкес тәжірибенің мазмұнды сипаттамалары негізінде тотырылады (ІІ тармақ). Оқытушының инновациялық педагогикалық тәжірибесін ұсынған кезде 3, 14, 17 тармақтары тлтырылмайды.
Баған тәжірибе мазмұның білдіретін білім құрамдастарын қамтиды.
Таңдалған ұяшыққа ұсынылған тәжірибенің ммаңыздылығын құрайтын өзгерістерді көрсететін 3-5 кілт сөзді жазыңыз.
Приложение 1
Председателю РУМС в области
среднего образования
_______________________________
ФИО учителя____________________
________________________________
Адрес___________________________
Контактный телефон/ электронная
почта__________________________
ЗАЯВЛЕНИЕ
Прошу рассмотреть на заседании экспертного совета РУМС мой педагогический опыт работы по проблеме (теме)____________________
________________________________________________________________
Соответствующие документы прилагаются. Общее количество страниц_____
Дата «___» __________20___г.
Подпись___________________
Приложение 2
|
№ п/п |
Дата регистрации |
Наименование материала |
Ф.И.О., представившего материал |
Роспись и дата сдачи материала |
Ф.И.О., секретаря, принявшего материал |
Роспись секретаря и дата приема материалов |
Роспись секретаря и дата возврата отрецензированных материалов |
Примечание (решение ЭС) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 3
ТРЕБОВАНИЯ К НАПИСАНИЮ РЕЦЕНЗИИ
Рецензия (рассмотрение, отзыв) – это экспертиза, критический разбор, анализ, оценка нового художественного или научного произведения, опытно-экспериментальной работы, научных проектов, учебных, научно-методических разработок, материалов организаций образования и т.п. далее работы перед их утверждением. Защитой, публикацией, апробацией, обобщением и т.п.
В рецензии в развернутом виде и конкретно должны быть указаны следующие моменты:
-
Актуальность работы (концепции, программы, темы исследования или опытно- экспериментальной работы и т.п.) ее связь с общенаучными и общегосударственными приоритетами.
Ее необходимость, своевременность, соответствие потребностям дня.
-
Научно –методический уровень работы:
а) модификационный: модернизация восстановление утраченного, но уже известного приема, методики, технологии, разработки, системы и т.п.;
б) комбинаторной: интеграция известных элементов в разных сочетаниях, приводящих к новому качеству:
в) радикальный; изобретение принципиально нового, новаторского, не известного ранее.
3. Степень новизны работы:
3.1. Наличие или отсутствие аналогов в системе образования:
а) района;
б) области;
в) республики:
г) за рубежом.
3.2. Масштаб, вызываемых ею преобразований (частные – локальные, единичные не связанные между собой; модульные – комплекс частных, связанных между собой; системные – охватывающие всю школу).
4. Научность работы – ее соответствие философии, методологии, психологии новой образовательной парадигмы и последними достижениями педагогической науки и практики.
Направленность на:
а) развитие и воспитание личности учащихся, а не только формирование ЗУН;
б) сохранение психофизиологического и социального здоровья детей;
в) обеспечение экономической, экологической, этнопедагогической, психологической направленности образовательного процесса;
г) обеспечение соответствия содержания образования гуманистическим, интеграционным и инновационным подходам и др.;
д) обеспечение соответствия требованиям научности (наличие проблемы, научной гипотезы, гипотетического решения проблемы, проведения научно- обоснованного исследования, сравнение результатов исследования с данными, полученными до исследования).
-
Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы работы: логичность, взаимосвязь результатов с методологическими основами непротиворечивость их.
-
Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений работы.
-
Практическая значимость работы – насколько предлагаемая работа позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону. Что предлагается для внедрения в практику.
-
Формы и способы представления (апробации) промежуточных и итоговых результатов (статьи, доклады, творческие отчеты, открытые занятия с учебно- методическим обеспечением, методические пособия, рекомендации, диаграммы, таблицы, анализ и др.).
-
Соответствие требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию работы.
-
Выводы и рекомендации по использованию работы (рекомендовать для рассмотрения на Республиканском ЭС, апробировать, обобщить, распространить, опубликовать, утвердить, аттестовать, устранить недостатки, добрать, утвердить и т.п.)
Рецензент:
Должность с указанием
наименования организации,
ученой степени, ученого звания___________________ Ф.И.О.
подпись, дата
РЕЦЕНЗИЯ
На
________________________________________________________________
(учебную программу, концепцию, программу ОЭР, программу развития и т.п.)
Организации образования: ________________________________________
Автор__________________________________________________________
Тема___________________________________________________________
-
Актуальность работы (концепции, программы, темы исследования или опытно-экспериментальной работы и т.п.) ________________________
-
Научно – методический уровень работы: __________________________
_____________________________________________________________
-
Степень новизны работы или отсутствие аналогов в системе образования (района, области, республики, за рубежом): ____________
-
Научность работы: ____________________________________________
-
Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы работы (логичность, взаимосвязь результатов с методологическими основами, непротиворечивость) ________________
_____________________________________________________________
-
Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений в работы.
_____________________________________________________________
-
Практическая значимость_______________________________________
_____________________________________________________________
-
Формы и способы представления промежуточных и итоговых результатов работы: ___________________________________________
-
Соответствии требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию работы____________________________________________
-
Выводы и рекомендации по использованию работы: ________________
_____________________________________________________________
Рецензент:
Должность с указанием
наименования организации,
ученой степени, ученого звания___________________ Ф.И.О.
подпись, дата
Приложение 4
Информационная карта инновационного педагогического опыта
(заполняется представляющей стороной (руководителем методического объединения, администрацией / жюри конкурса))
-
Общие сведения
|
Ф.И.О. автора |
Учебное заведение, в котором работает автор опыта, адрес с индексом |
Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала |
Стаж работы в должности |
-
Сущностные характеристики опыта
|
1. Тема инновационного педагогического опыта (ИПО) |
|
|
2. Источник изменений (противоречия, новые средства обучения, новые условия образовательной деятельности и др.) |
|
|
3. Идея изменений (в чем сущность ИПО: в использовании образовательных, коммуникативно-информационных или других технологий, в изменении содержания образования, организации учебного или воспитательного процесса, др.) |
|
|
4. Концепция изменений (способы, их преимущества перед аналогами и новизна, ограничения, трудоемкость, риски ) |
|
|
5. Условия реализации изменений (включая личностно- профессиональные качества педагога и достигнутый им уровень профессионализма) |
|
|
6. Результат изменений |
|
|
7. Публикации о представленном инновационном педагогическом опыте |
|
-
Описание инновационного опыта преподавателя
Выполняется в свободной форме, представляет собой фактологическое описание преподавателя своего инновационного опыта объемом до 1 страницы (1800-2000 зн.)
-
Рецензия
|
Предполагаемый масштаб и формы распространения изменений |
|
|
Ф.И.О. рецензента, его контактные телефоны, адрес, эл. почты, почтовый адрес |
|
-
Информационные характеристики опыта
|
Характеристики инновационного опыта |
Обучение |
Воспитание |
Дополнительное образование |
|
1. Ценности и ценностные ориентации |
|
|
|
|
2. Цели и задачи |
|
|
|
|
3.Управление образованием (как для УЗ, так и для преподавателей и кураторов) |
|
|
|
|
4.Содержания образования |
|
|
|
|
5. Технологии, в том числе ИКТ |
|
|
|
|
6. Средства |
|
|
|
|
7. Методы |
|
|
|
|
8. Организационные формы |
|
|
|
|
9.Образовательная среда |
|
|
|
|
10.Информационно-методическая среда |
|
|
|
|
11.Информационные ресурсы |
|
|
|
|
12. Организационные ресурсы |
|
|
|
|
13. Мотивационные ресурсы |
|
|
|
|
14. Кадровые ресурсы (для характеристики инноваций, реализуемых в учебных заведениях) |
|
|
|
|
15.Научно-методические ресурсы (важны как для учебного заведения, так и для преподавателей) |
|
|
|
|
16. Материально –технические ресурсы (важны как для учебного заведения, так и для преподавателей) |
|
|
|
|
17.Нормативно-правовые ресурсы (характеристики инноваций, реализуемых в учебном заведении) |
|
|
|
Таблица «Информационные характеристики опыта» заполняется на основе сущностных характеристик опыта в соответствии с составляющими образования, которые представляют содержания опыта (п.2). При представлении инновационного опыта преподавателя не заполняются пп.3.14.17.
Столбец содержит составляющие образования, которые представляют содержание опыта.
В выбранную ячейку впишите 3-5 ключевых слов, отражающих изменения, составляющие сущность представленного опыта.
Приложение 5
«УТВЕРЖДАЮ»
Председатель Экспертного
Совета
ФИО
______________________
«____» _________20__г.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на инновационный педагогический опыт в сфере образования
Организации образования:_____________________________________________
Автор_______________________________________________________________
Тема________________________________________________________________
1.Актуальность инновационного педагогического опыта____________________
_____________________________________________________________________
Вывод: степень соответствия работы потребностям организации образования, социальному заказу, возможностям устранения существенных недостатков в работе ОО. См.требованияк рецензии.____________________________________________________________
2. Научно – методический уровень работы:________________________________
_____________________________________________________________________
Вывод: творческая новизна (инновационный) потенциал работы. См. требования к рецензии._________________________________________________
3. Степень новизны работы – наличие или отсутствие аналогов в образовании: _____________________________________________________________________
Вывод: Соответствие научно- методического уровня работы научно – методическому уровню развития всей школы. См. требования к рецензии. _____________________________________________________________________
4. Научность работы: _____________________________________________________________________
Вывод: степень научно- методического обеспечения работы.
5. Оценка внутреннего единства и характеристика методологической основы работы, ее связь с общей стратегией развития организации образования__________________________________________________________
Вывод: целостность, непротиворечивость различных элементов работы_______________________________________________________________
6. Степень обоснованности и достоверности каждого результата, научного положения, выводов и заключений работы________________________________
7. Практическая значимость работы:_____________________________________
Вывод: прогноз результативности работы (по отчетам или экспертным путем). См. требования к рецензии. _____________________________________________________________________
8. Формы и способы представления промежуточных и итоговых результатов работы (статьи, доклады, творческие отчеты, открытые занятия с учебно- методическими обеспечением, методические пособия, рекомендации и др.)__________________________________________________________________
Вывод: уровень представления результатов работы_________________________
9. Соответствие требованиям к оформлению. Недостатки и замечания по содержанию работы___________________________________________________
10. выводя и рекомендации по использованию работы (апробировать, обобщить, распространить, опубликовать, устранить недостатки, доработать и т.п.)
Ответственный секретарь ЭС_______________________ФИО
шағым қалдыра аласыз













