: «Разновидности техники папье-маше и её применение в изготовлении изделий»

Тақырып бойынша 11 материал табылды

: «Разновидности техники папье-маше и её применение в изготовлении изделий»

Материал туралы қысқаша түсінік
Выполнение дипломной работы на тему «Разновидности техники папье-маше и её применение в изготовлении изделий» является важным вкладом в изучение и развитие применения данной техники в современном производстве. Тема работы выбрана удачно и актуально, так как папье-маше, несмотря на свою долгую историю, остаётся востребованным и популярным материалом для создания декоративных и функциональных объектов. В процессе работы продемонстрировала глубокое знание теории и практики техники папье-маше, а также широкое понимание её применения в различных сферах. Грамотно разделил работу на несколько частей. Можно увидеть разнообразие возможностей работы с материалом, что важно как для художников, так и для производителей декоративных изделий.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Министерство просвещения Республики Казахстан

Управления образования Мангистауской области

Отдел образования по городу Актау

КГУ «Общеобразовательная средняя школа № 6»







ДИПЛОМНАЯ РАБОТА




Тема: «Разновидности техники папье-маше и её применение в изготовлении изделий»





Автор: Суниятова Гүлсезім Азаматқызы







    1. учебный год

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………………5

Глава 1.Теоретические основы использования техники папье-маше в дополнительном образовании школьников ………………………………………7

1.1 Дидактические основы организации дополнительного образования в школе..7

1.2 Программа дополнительного образования «Объёмные изделия в технике папье-маше»………………………………………………………………………….14

Глава 2. Практические аспекты изготовления объёмных изделий в технике папье-маше в рамках дополнительного образования школьников………………18

2.1 Характеристика техники «папье-маше»………………………………………..18

2.2 Обоснование выбора материала и технологии изготовления изделия в технике «папье-маше»……………………………………………………………….22

2.3 Технологический процесс изготовления объёмного изделия………………...23

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………………25

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………27

ПРИЛОЖЕНИЕ……………………………………………………………….........30



























Введение

Актуальность темы. Техника папье-маше является одним из давних видов искусства в направлении декоративно-прикладного творчества. Она завоевала интерес и доверие к себе благодаря относительной простоте и вариативности создаваемых продуктов.

В современном мире высоко ценятся предметы, которые изготовлены из натуральных и экологически чистых материалов. Это еще одна причина того, почему техника папье-маше так знаменита и востребована в наши дни.

Помимо этого, учителя технологии и педагоги дополнительного образования уверены в том, что технология папье-маше может стать довольно прибыльным делом, если её усвоить в совершенстве. Стоит отметить, что качественно обучиться данному виду искусства может каждый, и при этом каждый может найти для себя в этом что-то интересное, так как в данной технике можно выполнить различные виды изделий, начиная от оригинальной расписной шкатулки, и заканчивая различными предметами быта больших размеров и даже мебелью. Особенностью техники папье-маше является то, что она позволяет проявить в творчестве свою фантазию, потенциал и реализовать любое количество идей, а также занятие данным видом искусства позволяет детям изучить историю народного творчества и возродить традиции наших предков по созданию игрушек, сувениров и других вещей своими руками.


Объект исследования: техника папье-маше.


Предмет исследования: особенности применения технологии изготовления изделий из папье-маше в условиях дополнительного образования школьников.

Цель исследования: характеристика особенностей применения технологии изготовления изделий из «папье-маше» в условиях дополнительного образования школьников.

Задачи:

      1. Рассмотреть организацию работы дополнительного образования в школе;

      2. Разработать программу дополнительного образования «Объемные изделия в технике папье-маше»;

      3. Изучить историю возникновения техники папье-маше;

      4. Обосновать выбор материала и технологии изготовления изделия;

      5. Описать технологический процесс изготовления объемного изделия.

В исследовании были использованы следующие методы: изучение и анализ психолого-педагогической и методической литературы по исследуемой проблеме, историко-педагогической анализ, изучение документов и практических разработок в педагогических системах, разработка материала.

Теоретическая значимость: в исследовании изучена литература последних лет, а также представлены разработанная программа и технологический процесс создания одного из многочисленных объемных изделий, что может быть примером для разработки технологической карты подобных изделий.

Практическая значимость: в работе представлены материалы, которые могут использоваться в дополнительном образовании школьников по обучению их видам декоративно-прикладного искусства, в частности технике папье-маше.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, выводов по главам, заключения, списка используемой литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНИКИ ПАПЬЕ-МАШЕ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ ШКОЛЬНИКОВ

    1. Дидактические основы организации дополнительного образования в школе

Основной принцип общего образования – это принцип вариативности обучения, который предполагает создание «личного пространства» ученика на основе выбора. При этом, инновации принятых стандартов могут быть полностью обеспечены только в процессе всесторонней интеграции общего и дополнительного образования. [1, с. 15].

В различных источниках дается разное определение понятия «дополнительное образование». Рассмотрим наиболее точные и распространенные из них.

«Дополнительное образование детей – составная (вариативная) часть общего образования, сущностно-мотивированное образование, позволяющее обучающемуся приобрести устойчивую потребность в познании и творчестве, максимально реализовать себя, самоопределиться профессионально и личностно» [3, с. 49].

«Дополнительное образование детей – целенаправленный процесс воспитания и обучения посредством реализации дополнительных образовательных программ» [2, с. 13].

«Дополнительное образование это возможность построения индивидуального образовательного маршрута ребенка, ориентированного на личностные и межпредметные результаты» [4, с. 43].

Таким образом, дополнительное образование – это в первую очередь возможность ребенка путем реализации программ дополнительного образования приобрести знания, умения и навыки определяющие его профессиональную и личную ориентацию.


На сегодняшний день в каждой школе происходит создание целостного образовательного пространства, в рамках которого базовое (общее) и дополнительное (профориентационное) образование детей выступают в роли равноправных, взаимодополняющих друг друга компонентов.

Объектом такой интеграции выступают различные модели деятельности школы и учреждений дополнительного образования детей. Цель интегративной деятельности заключается в построении единого развивающего пространства, которое будет ориентировано на гармонизацию личности ребенка, ее культурологическое, духовно-нравственное, креативное, социальное развитие [3, с. 51].

На данный момент в среднестатистической общеобразовательной школе существует несколько основных моделей (и их вариации) организации дополнительного образования.

Первая модель, как правило, характеризуется некоторым набором творческих кружков, секций, клубов, объединений по интересам, работа которых зачастую не соотносится друг с другом. Данный вариант организации дополнительного образования в школе имеет существенный смысл, так как в определенной мере способствует занятости детей и определению спектра их внеурочных интересов.

Вторая модель отличается от первой четкой внутренней организацией каждой из имеющихся в общеобразовательной школе структур дополнительного образования. Однако как единая система образования данная модель еще не функционирует. Тем не менее, нередко в таких моделях встречаются достаточно оригинальные формы работы, которые объединяют детей и взрослых (ассоциации, творческие лаборатории, "экспедиции", хобби-центры и т. п.). Часто в школах с такой моделью организации дополнительного образования данная сфера становится открытой зоной для поиска решений в процессе обновления содержания основного образования, своеобразным резервом и опытной

лабораторией последнего. В итоге образовательные области, которые вначале изучались только в рамках дополнительного образования, зачастую постепенно входят в базовый учебный план школы.

Третья модель организации дополнительного образования выстраивается на основании довольно тесного взаимодействия общеобразовательной школы с каким-либо одним или несколькими учреждениями дополнительного образования детей или учреждением культуры.

Четвертая модель организации дополнительного образования детей в современной школе реализуется в учебно-воспитательных комплексах. Сегодня данная модель является наиболее эффективной и актуальной с точки зрения интеграции основного и дополнительного образования детей, так как здесь наиболее органично сочетаются возможности обоих видов образования. Общеобразовательная школа также может входить в состав еще более сложных образовательных объединений, например: школа – учреждение дополнительного образования – вуз.

Модель пятая представляет собой осуществление организации дополнительного образования детей в условиях общеобразовательной школы, которая работает в режиме полного дня. Такая модель школы самостоятельно- определяет режим и принципы развития образовательного учреждения. Подобные инновационные комплексы являются эффективным инструментом организации школьного пространства, а также обуславливают полноценное и последовательное развитие ребенка в условиях одного учебного заведения [9, с. 14-19].

Влияние дополнительного образования на развитие ребенка является разноплановым. Ученые указывают на два основных факта такого воздействия:

      1. Дополнительное образование оказывает прямое воздействие на весь

образовательный процесс общеобразовательной школы, а именно:

  • программы дополнительного образования значительно углубляют и расширяют знания, умения и навыки учащихся по основным и факультативным предметам;

  • программы дополнительного образования модифицируют школьное обучение, делая его личностно-значимым практически для всех учащихся;

  • они в той или иной мере стимулируют учебно-исследовательскую активность школьников;

  • программы повышают мотивацию обучающихся к освоению знаний, умений и навыков по ряду общеобразовательных курсов.

      1. Дополнительное образование в рамках школьного обучения оказывает значимое воспитательное воздействие на обучающихся. Оно посредством различных форм деятельности способствует возникновению и развитию у ребенка потребности в саморазвитии, формирует у него готовность и интерес к творческой деятельности, позволяет развивать у детей практические навыки здорового образа жизни, а также умение противостоять негативному воздействию окружающей среды и социума [5, с 29-32].

Помимо этого, занятость учащихся во внеурочное время также способствует укреплению самодисциплины учащихся, их само организованности развитию умения планировать свое время.

Систематическое участие обучающихся в проводимых регулярно праздниках, фестивалях, спортивных состязаниях в школе приобщает их к процессу возникновения и реализации школьных традиций, а также формирует коллективный дух и чувство гордости за школу.

Для реализации интеграции основного (общего) и дополнительного (профориентационного) образования целесообразно использовать следующие методы работы:

  • разработать перспективные программы дополнительного образования, которые могут использоваться как прямое продолжение обучения по базовым образовательным программам;

  • создать интегрированные программы, которые будут являться общими для всей системы базового и дополнительного образования школьников;

  • разработать модули различного направления по основным (общим) учебным предметам, посредством которых углубление базовых знаний, умений и навыков школьников будет осуществляться на основании включения модульных блоков из дополнительных образовательных программ [1, с 18].

На основании выше изложенной информации можно осуществить использование некоторых проектов организации дополнительного образования в школе в рамках требований общего образования. Рассмотрим самые основные и актуальные из них более подробно.

  1. Оптимизационная модель внеурочной деятельности.

Эта система в большей степени основана на оптимизации большинства внутренних ресурсов основного образовательного учреждения и при этом относится к первой модели организации дополнительного образования с элементами второй. Данная система предполагает, что в ее осуществлении активное участие принимают все работники данного образовательного учреждения (учителя, социальный педагог, педагог-организатор, педагог- психолог, учитель-логопед, учитель-дефектолог, старший вожатый, воспитатель и другие педагогические работники) [8, с 3-4].

Координирующую роль в данном процессе обычно выполняет классный руководитель, в чьи функции и задачи в данном направлении входит:

  • взаимодействие с педагогическими работниками в данной области, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;

  • организация образовательного процесса в классе, который был бы оптимальным для развития положительного потенциала всех личностных особенностей обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;

  • организация системы отношений посредством разнообразных форм воспитывающего воздействия коллектива класса на каждого ученика, в частности через осуществление работы органов самоуправления;

  • организация социально значимой, творческой деятельности обучающихся в процессе образовательного процесса [6, с 10].

Преимущества такой оптимизационной модели заключаются в значительной минимизации финансовых расходов на организацию внеурочной деятельности, а также в создании и реализации единого образовательного и методического пространства в рассматриваемом образовательном учреждении. Помимо этого при осуществлении данной модели внеурочной деятельности наблюдается содержательное и организационное единство всех структурных подразделений образовательного учреждения.

  1. Модель дополнительного образования на основе муниципальной системы школы.

Такая система больше всего относится к первой модели осуществления дополнительного образования в школе, однако в её структуре используются элементы и второй модели.

Преимущества данной модели заключаются в следующем:

  • Предоставление для ребенка широкого спектра направлений на основе большого количества детских объединений по интересам;

  • возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;

  • привлечение квалифицированных специалистов к осуществлению

внеурочной деятельности в разных направлениях [6, с. 11].

Данная модель призвана соблюдать ряд принципов, основными из которых являются:

    1. Практико-ориентированная и деятельностная основа организации всего образовательного процесса.

    2. Преимущественное использование широкого потенциала внутри школьного дополнительного образования.

    3. Постоянное сотрудничество с образовательными учреждениями дополнительного образования детей в вопросах создания условий для интенсивного развития творческого потенциала учеников и их интереса к художественной, технической, экологической, спортивной и другой деятельности.

    4. Связующим звеном между внеурочной деятельностью и дополнительным образованием детей являются формы ее реализации, а именно: объединения по интересам, факультативы, учебные предметы по выбору, школьные научные общества.

    5. Создание единого программно-методического пространства реализуемой внеурочной деятельности детей и их дополнительного образования.

    6. Осуществление плавного перехода от управления образовательными учреждениями в целом к управлению используемыми образовательными программами, доминирующим звеном при котором является основная образовательная программа школы.

    7. Обеспечение готовности к территориальной, социальной и академической мобильности детей [6, с. 12].

  1. Системно- деятельностная модель организации дополнительного образования в школе.

Данная система работает под девизом: «успех ребенка во внеурочной деятельности мотивирует интерес к учебной деятельности, развивает творчество и самобытность».

Подобная система относится больше ко второй модели организации дополнительного образования, но при этом в её структуре могут присутствовать элементы и третьей модели.

Все уровни и компоненты деятельности в данной системе, а также их взаимосвязи носят установленный алгоритмический характер работы по

решению выдвинутой задачи, однако в процессе работы они имеют свойство меняться и усовершенствоваться в зависимости от требований и обстоятельств [6, с. 12-13].

Данная система имеет некоторые преимущества.

    1. Формирование и соблюдение нормативно-правовой базы дополнительного образования.

    2. Своевременное определение круга значимых на данный момент задач, которые может и должно решать дополнительное образование детей. Например:

      • Анализ потребностей и интересов обучающихся в рамках дополнительного образования;

      • своевременное определение содержания предоставляемого дополнительного образования детей, форм его реализации и методов работы с обучающимися, при учетах возрастных особенностей, индивидуальных наклонностей и особенностей социокультурного окружения учеников;

      • создание условий для формирования единого образовательного пространства;

      • увеличение видов творческой деятельности в рамках дополнительного образования детей, что осуществляется для наиболее полного удовлетворения потребностей и интересов обучающихся в тех объединениях по интересам, которые они посещают;

      • создание условий для привлечения к занятиям в рамках дополнительного образования детей большего числа из среднего и старшего звена и т.д.


1.2 Программа дополнительного образования «Объёмные изделия в технике папье-маше»

На основе изученного материала по дидактическим основам организации дополнительного образования в школе нами была составлена программа дополнительного образования «Объемные изделия в технике папье-маше» (Приложение 1).

Цель программы: творческое и эстетическое развитие личности учащегося посредством изготовления объемных изделий в технике папье-маше.

Задачи:

Предметные:

- познакомить учащихся с современной декоративной техникой папье- маше;

-сформировать навыки: изготовления плоских изделий; декорирования простых бытовых предметов; изготовления сувениров из бросового материала.

Личностные:

- воспитывать у учащихся уважение к окружающим; прилежание и аккуратность в прикладном творчестве;

- развивать интерес к культуре и искусству.

Межпредметные:

- сформировать навыки организации рабочего места, учебного пространства, планирования этапов деятельности;

- развивать у учащихся мотивацию к занятию творчеством, способности к образному мышлению и фантазированию;

- развивать творческое и логическое мышление, мелкую моторику рук, глазомер.

Программа рассчитана на 1 год. Разработана для дополнительного образования детей. Программа имеет творческую направленность и включает в себя занятия по декоративно-прикладному искусству, а именно выполнение изделий в технике папье-маше.

Программа «Объемные изделия в технике папье-маше» включает в себя следующие разделы:


  • Оклеивание формы;

  • Изделия из бумажной массы;

  • Изготовление проектов;

  • Аттестация учащихся.

Учебные занятия состоят из теоретической части и практической работы учащихся. Изучение каждой темы завершается творческой работой, что позволяет прослеживать процесс творческого роста каждого учащегося. Беседы на занятиях сопровождаются демонстрацией наглядных материалов по изучаемой теме.

Работа на занятиях проводится фронтально, по группам. В процессе реализации программы педагог осуществляет дифференцированный подход к распределению заданий и индивидуальный подход к обучению и воспитанию учащихся.

При последовательном изучении разделов, ученики знакомятся с выполнением таких изделий, как: тарелка, ваза, шкатулка, мишка, самолетик, медальон с голубями, медальон к 14 февраля.

Наиболее сложным разделом является раздел «Изготовление проектов». При его изучении ребятам предлагается выполнить 2 проекта: коллективный – к празднованию 8 марта, и индивидуальный – на любую тему по выбору учащегося.

Коллективный проект выполняется всей группой детей дополнительного образования. В процессе его выполнения учащиеся самостоятельно придумывают композицию и распределяют обязанности между всеми членами группы. В результате у обучающихся должна получиться единая композиция, которая выставляется в холле образовательного учреждения или по желанию педагога и учащихся отправляется на выставку школьных работ.

Индивидуальный проект выполняется каждым учеником на разные темы, в зависимости от интересов самого обучающегося. Педагог оказывает

своевременную помощь в выполнении проектов и следит за правильностью

выполнения каждого этапа.

В конце учебного года подводятся итоги работы, которые осуществляются в 3 этапа:

  1. этап – теоретический. На нем проводится тестирование учащихся, которое показывает уровень их знаний по теории создания изделий в технике папье-маше. Тестирование, как правило, состоит из 20 вопросов разных видов (закрытые, открытые, на соотношение и т.д.).

  2. этап – практический. Во время второго этапа с детьми проводится занятие практического характера, под названием «Праздник творчества», на котором дети в ходе конкурсной или праздничной программы должны вы- полнить ряд практических творческих заданий, которые помогут оценить умения и навыки учащихся при разработке изделий в технике папье-маше. Важно, чтобы при организации деятельности на данном занятии каждый ребенок в одинаковой мере смог продемонстрировать свои умения и навыки. Педагог обязан проследить, чтобы ни один ребенок не остался в стороне, чтобы задания распределялись равномерно между каждыми участниками занятия, и чтобы задания были посильными для выполнения. Каждое задание должно соответствовать изученному во время учебного года материалу. Для удобства оценивания умений учащихся можно разделить задания в соответствии с этапами разработки изделия.

  3. этап – защита индивидуальных проектов. Индивидуальные проекты, которые выполняются учениками в конце учебного года, являются показателями достижений каждого ученика, средством оценки полученных умений и навыков каждым учеником, а также показателем успешности усвоения учениками теоретических знаний. В процессе защиты творческого индивидуального проекта каждый ученик обязан презентовать перед комиссией проект на выбранную тему, рассказать про особенности и этапы создания данного проекта, а также указать актуальность выбора и принадлежность этого проекта.


В ходе посещения занятий дополнительного образования по программе

«Объемные изделия в технике папье-маше» учащиеся должны достигнуть следующих результатов:

Предметные:

-учащиеся транслируют знания о современной декоративной технике папье-маше;

-имеют навыки изготовления плоских сувениров, декорирования простых бытовых предметов, изготовления сувениров из бросового материала.

Межпредметные:

-учащиеся имеют мотивацию к занятию творчеством;

-проявляются способности к фантазированию, образному мышлению;

-имеют навыки организации рабочего места, учебного пространства, планирования этапов деятельности.

Личностные:

-учащиеся проявляют уважение к окружающим;

- проявляют прилежание и аккуратность в прикладном творчестве. Таким образом, в процессе усвоения программы дополнительного образования «Объемные изделия в технике папье-маше» учащиеся получают навыки по творческому воспроизведению своих идей и выполнению различных изделий в легкой и интересной форме.


ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗГОТОВЛЕНИЯ ОБЪЁМНЫХ ИЗДЕЛИЙ В ТЕХНИКЕ ПАПЬЕ-МАШЕ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ

        1. Характеристика техники «папье-маше»

Рассматривать происхождение техники папье-маше следует с изучения определений, данных этому понятию. Основным определением понятия «Папье-маше» является его перевод с французского языка, который звучит как «жёванная бумага». При более подробном рассмотрении данной техники и изготовления различных предметов с её помощью, становится ясно, что это масса из смеси волокнистых материалов (чаще всего бумаги или картона) с клеящими веществами, крахмалом или гипсом, которая легко поддается формовке [21, с. 24]. С технической точки зрения папье-маше рассматривается как конструкционный материал, который в конечном итоге представляет собой изделие по прочности не уступающее древесноволокнистой плите (ДВП). Такая прочность достигается путем склеивания целлюлозных волокон, также как и материал, используемый для производства ДВП [10].

История происхождения папье-маше делится на две основные теории. Первая теория основывается на происхождении самого названия данной техники, которое, как уже было отмечено, исходит из французского языка, на котором оно пишется как «papiermâché» Данная теория гласит, что папье-маше появилось в начале XVI века во Франции, где изначально его использовали для изготовления кукол и сувениров. А после этой техникой заинтересовались Японские и Китайские мастера, и таким образом произошло распространение данного искусства по Европе [10].

На этот счет существует и еще одно мнение, якобы сам термин возник в Великобритании в XVIII веке, а придумал его некий английский мастер, который занимался производством изделий из бумаги и нанял к себе на работу француженок, которые подготавливали материал необычным способом – жевали бумаги. Отсюда и перевод «жёванная бумага» [11]. Но это умозаключение уже больше относится ко второй теории, которая гласит, что данная технология возникла все-таки в Китае, где была изобретена бумага. В доказательство данной теории происхождения папье-маше приводятся предметы, найденные при раскопках в Китае, которые относятся к династии Хань (202 до н.э. – 220 н.э.). Посредством раскопок были найдены предметы посуды, а также доспехи и шлемы, которые покрывали несколькими слоями лака для придания им жесткости и прочности [12]. Историки свидетельствуют о том, что доспехи из папье-маше в те времена были самым

прочным защитным оснащением воина, которое могло выдержать попадание стрела, а также скользящий удар меча. Помимо этого, доспехи были удобны еще и тем, что имели маленький вес и соответственно облегчали движения воинов.

Согласно этой же теории, вслед за Китаем технику папье-маше начали использовать в Японии и Персии. Здесь данная технология нашла свое отражение в изготовлении масок, атрибутов для праздников и даже саркофагов. Изделия из папье-маше в Японии носят название «Харико». Они просты в изготовлении, стоят дешево и при этом выглядят также эффектно, как дорогие изделия из фарфора, дерева, кости и других материалов, которые требуют много усилий от мастеров. С помощью данной техники японскими мастерами было создано множество статуэток на религиозную тематику, а позже такая технология использовалась для изготовления муляжных шлемов и крышек для кухонной утвари [13]. И только после того, как это искусство распространилось по Японии и Персии, оно начало распространяться по всему миру, в частности по странам Европы и Азии.

Данная теория является наиболее верной, так как имеет ряд доказательств и основывается не только на этимологической принадлежности названия. Поэтому в дальнейшем рассмотрении истории возникновения и развития техники папье-маше мы будем придерживаться именно этой теории.

Итак, распространяясь по всему миру, технология папье-маше пришла

и во Францию, что случилось только в XVII веке. С 1740 года в странах Европы начинается изготовление лакированных поделок из папье-маше, а позже данная технология развивается: появляются новые клеящие составы, усовершенствуется материал и т.д. Это позволяет изделиям приобретать прочность, которую можно сравнить с прочностью деревянных изделий [14].В

XIX веке с помощью техники папье-маше начали изготавливать мебель, используя металлические или деревянные каркасы для наибольшей прочности. У каждой европейской мануфактуры были свои секреты использования папье-маше. Например, некоторые мастера при изготовлении изделий из папье-маше добавляли в общую массу чеснок, чтобы предотвратить порчу изделия насекомыми. А для того, чтобы резкий запах чеснока был менее заметен, было решено использовать также гвоздику с корицей [11].

Наибольшую популярность техника папье-маше приобрела в 1800 году, а пик распространения данной техники пришелся только на XIX век. В частности, порядка 20 компаний, занимающимися изготовлением фигурок из бумаги, открылось во времена правления королевы Виктории Британскими островами [14]. Одними из самых известных мастеров этого периода были Bettridge и Jennings из Бирмингема, владеющие собственными магазинам в Нью-Йорке и Лондоне[10].

В России первые изделия в технике папье-маше начали появляться во времена правления Петра I. В 1795 году московский купец Петр Иванович Коробов, который изучил технологию немецких лаков, изготавливаемых на фабрике Иоганна Штобвассера в городе Брауншвейге, решил основать в селе Даниловкене большую фабрику. Теперь это место является частью современного села Федоскино. Местные крестьяне начали свое производство на этой фабрике после изучения немецкой технологии с помощью вывезенных из Германии мастеров [19, с. 56].

Изначально лаковое производство в России применялось для изготовления лакированных козырьков для военных головных уборов и круглых табакерок. Техника изготовления папье-маше отличает русские лаки от древних китайских и японских самим материалом [13].

Сегодня в Федоскине, Палехе, Мстёре, Холуе и других местах продолжают изготавливать предметы из папье-маше: шкатулки, пасхальные яйца, декоративные панно и т.д. [11].

Рассматривая историю возникновения папье-маше, стоит также обратить внимание на существование трех основных технологий изготовления изделий. К сожалению, история умалчивает о том, где и какая технология возникла, но тем не менее, каждая технология имеет место быть и применяться для производства того или иного изделия.

Первая технология заключается в том, что изделие склеивается из небольших кусочков мокрой бумаги послойно на заготовке из пластилина, глины, дерева или гипса. Количество слоев бумаги зависит от того, какой прочности должно получиться готовое изделие. Раньше для склеивания кусочков бумаги применяли крахмальный клейстер, а сейчас многие используют поливинилацетатный клей.

Второй метод основывается на формировании изделий из жидкой бумажной массы. Для этого бумага предварительно разрезается на мелкие кусочки, заливается горячей водой и на сутки помещается в теплое место. После этого она подвергается кипячению, отжиму, разрыхлению и высушиванию. Полученная бумажная масса тщательно перемешивается с мелом. В бумажно-меловую смесь при постоянном помешивании добавляют клей до получения пластичного сметанообразного теста. Тесто аккуратно вливают в заранее приготовленную форму или же наносят слоем на её поверхность. В таком состоянии полученную композицию оставляют до полного высыхания.

Согласно третьему методу изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона или дерева [20, с. 78-80].

Вне зависимости от выбранного метода готовые изделия шпатлюют, грунтуют, по необходимости выравнивают поверхность, а после – расписывают различными узорами и рисунками [15].

Стоит также отметить, что на современном этапе развития общества технология папье-маше для изготовления изделий имеет большую ценность так, как все материалы являются экологически чистыми и не приносят вред окружающей природе.

    1. Обоснование выбора материала и технологии изготовления изделия в технике «папье-маше»

Как уже было отмечено, техника «папье-маше» используется не только для изготовления детских поделок и изделий, но также для предметов интерьера, мебели и прочих практичных приспособлений. Однако наиболее часто данная техника применяется именно для изготовления предметов, которые призваны украшать дом человека, место его работы и т.д. Люди, для которых важна эстетическая составляющая окружающего пространства, зачастую основываются на разнообразных критериях в выборе украшений. Это может быть связано с символом года, символикой страны, хобби человека (живопись, скульптура, музыка и т.д.), праздниками и многими другими элемента- ми и мотивами. Подбирая украшение для своего интерьера, человек, также основывается на цветовой гамме пространства и подбирает изделие, цвет которого будет соответствовать и гармонизировать с остальными предметами [18, с. 34-36].

Для общей композиции нам понадобились:

      1. Поролон;

      2. Клеевой пистолет;

      3. Ножницы;

      4. Степлер;

      5. Бумага;

      6. Газета;

      7. Карандаш (ручка или фломастер);

      8. Туалетная бумага;

      9. Мел;

      10. Универсальный обойный клей;

      11. Гуашь;

      12. Кисти рисовальные;

      13. Картон;

      14. Салфетки столовые;

      15. Соленое тесто.


    1. Технологический процесс изготовления объёмного изделия.

Изготовление изделия в технике «папье-маше» всегда трудоемкий процесс,

который требует много внимания и творческого подхода. Помимо этого, любое изделия в данной технике должно выполняться в строгом соответствии с обязательными этапами.

При выполнении были выполнены следующие этапы:

Первый этап изготовление каркаса.

Как уже было отмечено, согласно традициям, выполняется из глины, но в нашей ситуации для каркаса, мы использовали готовую пластикивую маску. При создании изделий в технике «папье-маше» чаще всего используют либо готовые предметы (тарелка, кружка и т.д.), либо пластилин для создания нужной формы изделия.

Второй этап первичное оклеивание каркаса.

Первичное оклеивание изделий в технике «папье-маше», как правило, производится с помощью газетных листов. Их можно накладывать на каркас с помощью растительного масла, клея, клейстера и других веществ, которые позволяют кусочкам газеты соединиться между собой.

В изготовлении каркаса, накладывали куски газеты с помощью обычного ПВА клея. Результатом второго этапа был оклеенный газетой каркас.

Третий этап бумажная масса.

Как уже было указано, техника «папье-маше» имеет три основных направления: создание изделия из кусков бумаги, из бумажной массы и склеивание бумажных пластов под давлением. В нашем случае наиболее оптимальным вариантом было использование бумажной массы для придания формы изделию. Для изготовления бумажной массы нам потребовались обычный клей и туалетная бумага (можно использовать также обычную бумагу, газеты, салфетки и т.д.). Получившуюся бумажную массу мы аккуратным ровным слоем нанесли на каркас, оклеенный газетными листами (после их высыхания), придавая при этом нужную форму изделию.

Четвертый этап грунтовка.

После того, как бумажная масса высохла, на нее был нанесен слой белой краски, что является грунтовкой для всей поверхности изделия и основой для дальнейшей работы, а именно – покраски.

Пятый этап покраска.


После того, как высохла грунтовка, можно приступать к завершению изделия и его покраске. В нашем случае покрашена гуашью по мотивам росписи. После покраски была произведена работа по удалению ненужных деталей из изделия, а именно поролона и газеты из внутренней части каркаса.

Шестой этап декорирование.

После того, как изделие было полностью готово, мы приступили к его декорированию. Как уже говорилось ранее, задумка заключалась в том, что воссоздание масок греческих богов.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Дополнительное образование – это в первую очередь возможность ребенка путем реализации программ дополнительного образования приобрести знания, умения и навыки определяющие его профессиональную и личную ориентацию. Влияние дополнительного образования на развитие ребенка является разноплановым. Ученые указывают на два основных факта такого воздействия:

      1. Дополнительное образование оказывает прямое воздействие на весь образовательный процесс общеобразовательной школы;

      2. Дополнительное образование в рамках школьного обучения оказывает значимое воспитательное воздействие на обучающихся.

Для реализации интеграции основного (общего) и дополнительного (профориентационного) образования целесообразно использовать следующие методы работы:

  • разработать перспективные программы дополнительного образования;

  • создать интегрированные программы;

  • разработать модули различного направления по основным (общим) учебным предметам, посредством которых углубление базовых знаний, умений и навыков школьников будет осуществляться на основании включения модульных блоков из дополнительных образовательных программ.

На основе изученного материала по дидактическим основам организации дополнительного образования в школе нами была составлена программа дополнительного образования «Объемные изделия в технике папье-маше». Цель программы состояла в творческом и эстетическом развитии личности учащегося посредством изготовления объемных изделий в технике папье-маше. В процессе усвоения программы дополнительного образования «Объемные изделия в технике папье-маше» учащиеся получают навыки по творческому воспроизведению своих идей и выполнению различных изделий в легкой и интересной форме.

История происхождения папье-маше делится на две основные теории. Первая теория гласит, что папье-маше появилось в начале XVI века во Франции, где изначально его использовали для изготовления кукол и сувениров. А после этой техникой заинтересовались Японские и Китайские мастера, и таким образом произошло распространение данного искусства по Европе. Согласно второй теории, вслед за Китаем технику папье-маше начали использовать в Японии и Персии. Здесь данная технология нашла свое отражение в изготовлении масок, атрибутов для праздников и даже саркофагов. Изделия из папье-маше в Японии носят название «Харико».

Рассматривая историю возникновения папье-маше, стоит также обратить внимание на существование трех основных технологий изготовления изделий. Первая технология заключается в том, что изделие склеивается из небольших кусочков мокрой бумаги послойно на заготовке из пластилина, глины, дерева или гипса. Второй метод основывается на формировании изделий из жидкой бумажной массы. Согласно третьему методу изделия склеиваются подобно фанере под давлением из пластин твердого плотного картона или дерева.

Для создания изделия в технике «папье-маше» нами была выбрана маски под образов греческих богов. Выбор остановился именно на данном изделии, так как меня всегда интересовала греческая мифология. При выполнении, были выполнены следующие этапы: изготовление каркаса, первичное оклеивание, обкладывание изделия бумажной массой, грунтовка, покраска и декорирование.



СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Золотарева А.В. Проблемы и перспективы включения дополнительного образования детей в процессе реализации ФГОС общего образования // Внешкольник, 2011. – N3. – С. 15-18.

  2. Березина В.А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития. — Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. — М., 2002. – 147 с.

  3. Воробьева Т. Оценка качества в системе дополнительного образования детей // Качество образования в школе, 2011. – N3. – С. 49-56.

  4. Иванова И.А., Максимова Е.Д., Попова И.Н. Индивидуальная маршрутная книжка обучающегося как инструмент управления качеством дополнительного образования в учреждении дополнительного образования детей // Внешкольник, 2011. – N1. – С. 43-45.

  5. Кадяева С.В., Семионова И.В., Пушкарева Т.Е., Лопатина И.В. Со- здание системы мониторинга качества образования в условиях учреждения дополнительного образования // Методист, 2010. – N10. – С. 29-32.

  6. Малыхина Л.Б. Методики анализа учебного занятия в системе ДОД

// Дополнительное образование и воспитание, 2010. – N11. – С. 10-15.

  1. Новоселова Н.Б. Адаптация начинающих педагогов в системе научно-методической деятельности учреждения дополнительного образования детей // Методист, 2011. – N7. – С. 34-36.

  2. Сметанина Н.И. Педагог ДО как субъект повышения качества дополнительного образования // Дополнительное образование и воспитание, 2011. – N1. – С. 3-11.

  3. Демакова, И. Д. Перспективы развития внеурочной деятельности в контексте построения новой модели образования [Текст] / И. Д. Демакова // Методист. – 2008. – № 7. – 193 с.

  4. Папье-маше своими руками: история возникновения, область применения, технологии изготовления. Рецепты клея для папье-маше / Электронный ресурс/URL: http://www.remontpozitif.ru/publ/sdelaem_sami_svoimi_rukami/raznye_aksessuar y/pape_mashe_svoimi_rukami_istorija_vozniknovenija_oblast_primenenija_tekhn ologii_izgotovlenija_recepty_kleja_dlja_pape_mashe/75-1-0-1304

  5. Папье-маше / Электронный ресурс / URL: https://www.culture.ru/s/slovo-dnya/papiye-mashe/

  6. Папье-маше – Путеводитель по русским ремёслам / Электронный ресурс / URL: https://russianarts.online/213968-папье-маше2/

  7. История папье-маше / Электронный ресурс / URL: https://studbooks.net/1843458/pedagogika/istoriya_pape_mashe

  8. История создания папье-маше и необычные его применения / Электронный ресурс / URL: https://www.liveinternet.ru/users/6031185/post405218879/

  9. Папье-маше. Пикулька / Электронный ресурс / URL:https://masterpresent.okis.ru/paper.html

  10. Куракина И.И. Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы : учебник и практикум для среднего профессионального образования / И. И. Куракина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 414 с.

  11. Миненко Л.В. Методика преподавания декоративно-прикладного искусства и народных промыслов : учебное пособие для вузов / Л. В. Миненко. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 170 с.

  12. Шокорова Л.В. Стилизация в дизайне и декоративно-прикладном искусстве / Л. В. Шокорова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 74 с.

  13. Спирина М.Ю. Декоративно-прикладное искусство: лаковые изделия : учебное пособие для среднего профессионального образования / М. Ю. Спирина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 107 с.

  14. Куракина И.И. Теория и история традиционного прикладного искусства : учебник и практикум для вузов / И. И. Куракина. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 412 с.

  15. Воронова И. В. Основы композиции : учебное пособие для вузов / И. В. Воронова. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 119 с.
















ПWhatsApp Image 2025-03-26 at 00.26.00.jpeg РИЛОЖЕНИЕ

WhatsApp Image 2025-03-26 at 00.25.58.jpeg WhatsApp Image 2025-03-26 at 00.25.56.jpeg WhatsApp Image 2025-03-26 at 01.38.34.jpeg

3


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
31.03.2025
139
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі