Материалдар / Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка через критическое мышление.

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка через критическое мышление.

Материал туралы қысқаша түсінік
На этом этапе учащийся выражает новые идеи и информацию собственными словами, происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и учителем. Одним словом – это анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

русского языка через критическое мышление.



Цель: Развитие и активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка через критическое мышление.

Задачи:

  • повысить интерес учащихся к предмету, используя задания по развитию критического мышления;

  • совершенствовать навыки устной и письменной речи у учащихся;

  • создавать ситуацию успеха и комфорта на уроке на основе сотрудничества.

Ожидаемый результат активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка через критическое мышление, используя нестандартные задания заключается в формировании личности, способной критически воспринимать поступающую информацию, делать осознанный выбор, принимать ответственное решение.

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как увлечь учащихся своим предметом? Как сделать урок интересным, ярким? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика?» Какой современный учитель не мечтает о том, чтобы ребята на его уроке работали добровольно, творчески.  И это не случайно. Новая организация общества, новое отношение к жизни предъявляют и новые требования к школе. Сегодня основная цель обучения - это не только накопление учеником определённой суммы знаний, умений, навыков, но и подготовка школьника как самостоятельного субъекта образовательной деятельности. В основе современного образования лежит активность и учителя, и, что не менее важно, ученика. Именно этой цели - воспитанию творческой, активной личности, умеющей учиться, совершенствоваться самостоятельно, и подчиняются основные задачи современного образования.  Ведь как говорил Бернард Шоу: “Единственный путь, ведущий к знанию – деятельность».

За время работы в школе мною накоплен, может быть, небольшой, но все же опыт педагогической работы. Работая с детьми младшего школьного возраста, я находилась в поиске таких методов и приёмов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволили бы мыслить более продуктивно. Современного ученика чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьёзные затруднения в восприятии учебного материала по всем школьным предметам. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического. Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Поэтому я выбрала тему «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы через критическое мышление».

Учащийся, умеющий критически мыслить, владеет разнообразными способами интерпретации и оценки информационного сообщения, cпособен выделять в тексте противоречия и типы присутствующих в нем структур, аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника. Такой ученик чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы.

  К каждому из своих уроков я тщательно готовлюсь, стараюсь, чтобы новый урок не был похож на предыдущий.

Задачи педагогической деятельности:

  • организация учебной деятельности как процесса, развивающего любознательность и творчество;

  • формирование привычки к рефлексии;

  • выработка навыка рационального подхода к решению проблем;

  • корректировка значимости роли учителя и ученика на уроке в сторону усиления роли учащегося.

Восприятие информации происходит в 3 этапа, что соответствует таким стадиям урока:

- подготовительный - стадия вызова;

- собственное восприятие нового - смысловая стадия (или стадия реализации смысла);

- присвоение информации - стадия рефлексии

1. Стадия вызова.

На стадии вызова происходит «включение» в работу, поэтому она очень важна. Во-первых, он начинает работать. Чтобы ученики стали активными, нужно заинтересовать их лично, активизируя каждого. Во-вторых, на стадии вызова учащийся определяет свои знания и «незнания». Вот это и есть мотивация!

2. Смысловая стадия.

Вторая стадия - непосредственное восприятие новой информации. Чем этот этап отличается от традиционного – знакомства с новым материалом на уроке? Тем, что технология использует такие приемы, которые позволяют направить восприятие. Как направить восприятие информации, а следовательно, сделать ступень её усвоения выше? Для этого нужно эффективно провести стадию вызова. Стоит отметить, что цели знакомства с новой информацией ученики поставили себе сами, поэтому на этапе восприятия нового учитель может практически устраниться. Наша задача – только организовать процесс, применяя приемы и методы для восприятия материала. Организовать процесс – это не только подобрать прием, с помощью которого можно было бы направлять восприятие новой информации, но и умело согласовать стадию вызова с той информацией, которую получат дети.

3. Стадия рефлексии.

На этом этапе учащийся выражает новые идеи и информацию собственными словами, происходит целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и учителем. Одним словом – это анализ всего процесса изучения материала, выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

Если посмотреть на три описанные выше стадии занятий с точки зрения традиционного урока, то совершенно очевидно, что они не представляют исключительной новизны для учителя. Они почти всегда присутствуют, только называются иначе. Вместо “вызова” более привычно для учителя звучит – введение в проблему или актуализация имеющегося опыта и знаний учащихся. А “осмысление” ничто иное, как часть урока, посвященная изучению нового материала. И третья стадия – есть в традиционном уроке – это закрепление материала, проверка усвоения. В чем же различие? Что принципиально нового несет технология критического мышления?

Элементы новизны, помимо философских идей, отмеченных выше, содержатся в методических приемах, которые ориентируются на создание условий для свободного развития каждой личности. На каждой из стадий урока используются свои методические приемы. Их достаточно много. В данном докладе даны рекомендации по использованию некоторых методических приемов, которые наиболее успешно могут применяться учителем на уроках.

Прием “Корзина” идей, понятий, имен…

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом, не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в “корзинке” идей (без комментариев), даже если они ошибочны. В корзину идей можно “сбрасывать” факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Прием “Написание синквейна”

В переводе с французского слово “синквейн” означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.

На первой строчке записывается одно слово – существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте темы.

Последняя строчка – это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.

 

РАФТ

Данная стратегия напоминает пятиэтапный способ написания текста, только в данном случае несколько четче структурируется стадия пробы пера, то есть, сам процесс создания первичного текста.

После этапа инвентаризации учащимся предлагается определиться с четырьмя параметрами будущего текста:

 

Р – ролью. То есть, от чьего имени вы будете писать? 

А – аудиторией. Кому вы будете писать?

Ф – в какой форме вы будете писать (анекдот, рассказ, диалог, эссе).

Т – тема. На чем будет сосредоточен ваш текст? Какова его основная идея?

 

Эта структуризация поможет учащимся осмысленнее подходить к написанию текста, а для кого-то послужит возможностью снять лишнее напряжение: когда я пишу от чужого имени, у меня исчезает чрезмерный контроль, боязнь оценки.

Несколько слов об эссе

Использование небольших эссе в технологии развития критического мышления осуществляется как на фазе вызова, так и на фазе рефлексии. Напомним, что эссе – это письменная форма, в которой отражены впечатления, мысли и опыт учащегося в связи с определенной темой.

 

Детализация

Одной из проблем при написании письменных работ разного формата является проблема детализации: некоторым учащимся сложно выделять в своем образе детали, описывать их. Именно для того, чтобы развить у них эту способность, используется стратегия детализации. Часто она является одним из этапов инвентаризации.

В самом начале использования детализации лучше не брать какую-то сложную тему, а использовать наглядные выразительные средства: пейзаж, картину, а также зрительные воспоминания.

Итак, перед классом расположена репродукция, достаточно большая, чтобы ее было видно с последней парты. Мы просим детей представить, что они находятся внутри этой картины, являются ее частью. Те, кто захотят, могут закрыть глаза.

1. Оглянитесь вокруг – рассмотрите, что вы видите, слышите, ощущаете. А теперь возьмите ручку и опишите свои впечатления. Пишите все, что воспринимаете.

2. Теперь представьте, что у вас в руках появилась подзорная труба. Вы с ее помощью можете осмотреть происходящее вокруг еще внимательней. Присмотритесь к каждому фрагменту. Наверняка, появились новые детали, которые вы раньше не замечали. Опишите их.

3. Теперь представьте, что у вас, помимо подзорной трубы, есть небольшой летательный аппарат. Выбирайте различные фрагменты картины и, как можно ближе к ним приблизившись, рассмотрите их внимательней, можете что-то потрогать, прислушаться к тому, что происходит вокруг.

4. Ну а сейчас мы возвращаемся в класс и, используя все три отрывка, составляем эссе на тему «Картина». Необходимо учесть все те новые детали, которые вам удалось выявить.



Список использованной литературы

1. Вукина Н.В., Дементиевская Н.П. Критическое мышление: как этому научить. Научно-методическое пособие. – Х.: Издательская группа «Основа»: «Триада +», 2007. – 112 с.

2. Гадалова В.В. Теория и практика урока русского языка. Пособие по методике преподавания русского языка (для студентов и учителей). – М.: Московский Лицей, 2002. – 88 с.

3. Загашев И.О., Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Учим детей мыслить критически. Издание 2-ое. – СПб: «Альянс «Дельта» совм. с издательством «Речь», 2003. – 192с.

4. Литвинко Ф.М. Современный урок русского языка // Русский язык и литература. – 2006. - №10.

5. Марченко О.Г. Формирование критического мышления школьников. – Х.: Издательская группа «Основа»: «Триада +», 2007. – 160 с.

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ