Материалдар / Активные методы преподавания и обучения
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Активные методы преподавания и обучения

Материал туралы қысқаша түсінік
Виды методов и методик преподавания и обучения
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Активные
методы
преподавания и
обучения

2012

WWW.CPM.KZ

Методы активного преподавания и обучения
1. Метод анализа и учета воздействующих факторов (АУВФ)
Формируемые навыки:
 управления информацией;
 совместной работы;
 анализа проблем, принятия решений.
Сущность метода
Метод анализа и учета воздействующих факторов (АУВФ) представляет
собой эффективный механизм, позволяющий ученику прежде, чем разработать план и
приступить к действиям по его реализации, определить полный перечень факторов,
имеющих определяющее значение на исход процесса. АУВФ способствует
формированию у учеников навыков установления и учета всех факторов,
воздействующих на процесс обдумывания ими какой-либо идеи или принятия какихлибо решений.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Применение метода рекомендуется по принципу «карусельных» действий, в
соответствии с которым группе учеников необходимо поочередно подходить к разным
доскам в классе, либо, не передвигаясь, находиться на своих местах и передавать
материалы работы группе, сидящей за ними, по истечении определенного времени.
Алгоритм реализации метода
1. Педагог намерен обсудить с учениками важность анализа и учета всех факторов в
процессе планирования и принятия решений. В частности, предлагается рассмотреть
ситуации, при которых ход действий, который первоначально казался верным,
претерпел неудачу в связи с игнорированием одного, значимого фактора.
2. В условиях групп ученики заполняют разработанную форму-вопросник Анализа и
учета воздействующих факторов.

Примерный сценарий АУВФ
Подана заявка на перепланировку терминала и взлетнопосадочной полосы в аэропорту г. Астаны для их адаптации к
возрастающему числу туристов и представителей деловых
кругов, прибывающих в Казахстан. Главы предпринимательского
и туристского департаментов поддерживают данную инициативу,
но местные жители и защитники окружающей среды выступают
против. Какие факторы необходимо учитывать в процессе
принятия окончательного решения?

3. После заполнения формы-вопросника АУВФ ученики чередуются составами групп
для ознакомления с факторами, предложенными участниками других групп. В
2

процессе данного этапа рекомендуется использование стратегии «Две звезды и одно
пожелание» в качестве способа взваимооценивания.
4. Предоставляется время всем группам для внесения изменений или детализации
первоначальных факторов на основе информации, полученной в результате
предшествующего этапа взаимооценивания.
5. Проведение опроса с целью обобщения всех факторов.
Форма-вопросник АУВФ:
Преимущества/за
Фактор 1

Недостатки/против
Аспекты, заслуживающие внимания

Преимущества/за
Фактор 2

Недостатки/против
Аспекты, заслуживающие внимания

Преимущества/за
Фактор 3

Недостатки/против
Аспекты, заслуживающие внимания

После обсуждения всех факторов, я думаю, что…

3

2. Метод иерархического ранжирования карточек
Формируемые навыки:
 совместной работы;
 мышления, принятия решений.
Сущность метода
Метод формирует у учащихся навыки отбора информации, приоритетной по
отношению к конкретной ситуации, и обоснования своего выбора. Метод аналогичен
методу «Иерархии бриллиантов», предназначенному для отбора натболее
приоритетных заданий.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Ученики работают у доски, у стены или за столом.
Алгоритм реализации метода
1. Группы учеников, работающих в условиях малых групп, получают набор карточек.
2. Ученики раскладывают (горзинтальной линией или несколькими рядами)
полученные карточки в порядке важности/приоритетности.
3. Ученики сопоставляют проделанное ими ранжирование карточек с вариантами,
предложенными другими группами, для последующего обсуждения в классе.
4. На завершающем этапе возможно проведение опроса по итогам выполнения задания.
5. Использование данного метода возможно параллельно с методом «Пять вопросов».

4

3. Метод «Карусель»
Формируемые навыки:
 совместной работы;
 мышления, принятия решений.
Сущность метода
Представляет
собой
структурированное
информационно-познавательное,
интеллектуальное задание, аккумулирующее совокупность мыслей, выраженных в
различных вариантах ответов учеников по конкретному вопросу. Ученики работают в
небольших группах, размышляя, в поисках ответа на конкретно поставленный вопрос.
Им предоставляется возможность для совместного оценивания идей других групп и
использования их в качестве потенциальной основы для окончательного формирования
своих собственных ответов на вопросы.
Метод используется в сочетании с методами «Проводник идей» или «Коллекция
стикеров», эффективных для сбора информации в условиях малых групп.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Необходимо чередование состава групп и их передвижение от доски - к доске в классе,
либо, находясь на своих местах, передача учебных плакатов группе, сидящей за ними,
по истечении времени, установленного для выполнения задания.
Алгоритм реализации метода
1. Ученики распределены по небольшим группам.
2. Каждой группе выдается учебный плакат или лист бумаги формата А3, в верхнем
поле которого написан вопрос по избранной теме (вопросы на плакатах не
повторяются).
3. Ученики работают в группах, в рамках установленного регламента, для написания
своих ответов, мыслей и идей по заданному им вопросу.
4. Каждой группе выдается ручка определенного цвета, отличного от цвета ручки,
предназначенной для другой группы для того, чтобы, в дальнейшем, они смогли легко
распознать свои ответы.
5. По истечении отведенного для работы времени ученики переходят к следующему
плакату с другим вопросом.
6. Ученики знакомятся с ответами предыдущей группы и обсуждают, выражая
согласие/несогласие с ними: если согласны – отмечают каким-либо символом; если не
согласны – пишут объяснение, обоснование.
7. Далее, ученики записывают свои собственные мысли по данному вопросу. В случае,
если их мысли и идеи согласованы с письменными ответами предыдущей группы, они
могут соединить их стрелкой.
8. «Карусель» продолжается (если позволяет время) до тех пор, пока каждая группа не
ознакомится со всеми плакатами и не ответит на каждый вопрос.
9. Полезным может быть общий опрос после выполнения этого задания.
10. Метод «Карусель» может служить эффективным инструментом оценивания.
Предполагаемые вопросы:
Что нового Вы узнали сегодня?
Что для Вас стало самым удивительным/шокирующим/интересным/полезным
сегодня? Что бы Вы сделали иначе?

5

4. Метод «Аллея нравственности»
Формируемые навыки:
 мышления, принятия решений;
 совместной работы.
Сущность метода
Представляет собой ролевое исполнение, позволяющее ученикам мобильно получать
обзорные знания по вопросам, касающимся определенной темы. Преимущество, в
сравнении с другими ролевыми играми, заключается в его оперативном и мобильном
проведении. Использование метода приемлемо в большей степени с учениками
младших классов или с менее дееспособными учениками, поскольку не требует
ролевого исполнения на протяжении длительного времени. Данный метод также не
требует знания большого объема информации по вопросу, так как на выданных им
карточках с ролями будет зафиксирована вся необходимая информация: выполняемая
ими роль, их отношение к конкретной обсуждаемой ситуации.
Метод сочетается с методом «Линия препятствий», включающим ролевую игру.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Необходимо открытое пространство для удобства передвижения и общения.
Алгоритм реализации метода
1. Объяснение ученикам ситуации (к примеру, инцидент морального подавления
личности учащегося, произошедший ранее в школе, вновь повторился в местном
молодежном клубе, после чего школе поручили исследовать данное проишествие).
2. Распределение карточек с ролями между учениками, на каждой из которых
зафиксированы исполняемая каждым учеником роль (обидчик, жертва, друг жертвы,
друзья обидчика, работник по делам молодежи, классный руководитель и т. п.) и
краткое описание их отношения к ситуации.
3. Расстановка учеников в две шеренги, лицом друг к другу, с возможностью прохода
между ними.
4. Выбор ученика в произвольном порядке для озвучивания им своей роли,
зафиксированной на карточке.
5. Оставшиеся ученики продумывают одно высказывание, адресованное избранному
ученику.
6. Избранный ученик проходит между рядами и выслушивает все подготовленные
оставшимися участниками класса высказывания (необходимо повторить это действие
несколько раз для «вхождения в роль» учениками).
7. Ознакомление с мнением избранного ученика о выборе наиболее убедительного
высказывания и установление общего отношения класса к ситуации.
8. Задание может повторяться, при условии отбора других учеников для ролевого
прохода через «Аллею нравственности».

6

5. Метод «Креативная матрица»
Формируемые навыки:
 креативного подхода;
 мышления, принятия решений;
 совместной работы.
Сущность метода
Метод побуждает учеников мыслить креативно о последовательности ситуаций
(гипотетических), вариантов, идей и событий, что стимулирует навыки мышления,
принятия решений, позволяет ученикам взглянуть на вопросы с различных аспектов.
Ученики работают в группах, изучая различные варианты и идеи участников класса,
конструктивно и креативно разрабатывая на их основе свои варианты.
Алгоритм реализации метода
1. Ученикам предоставляется матрица с различными вариантами сценариев для
определенного вопроса:
КРЕАТИВНАЯ МАТРИЦА – Мое сообщество
Алкоголизм/
Курение
Расизм
Жестокость Загрязнение
Проблема:
наркомания
экологии
ее
сущность?
Этнические
Семьи
Подростки
Участники: Пенсионеры Родители
меньшинства
кто?
На работе
В школе
В городе
Дома
На
Место,
каникулах
время:
где/когда?
2. Ученикам необходимо определить наиболее и наименее вероятные, на их взгляд,
сценарии, выбирая один вариант из каждого ряда и соединяя их вместе. Например:
• Наиболее вероятно = алкоголизм – подростки – на каникулах.
• Менее вероятно = жестокость – пенсионеры – на работе.
3. Каждый из учеников обосновывает свой выбор, сравнивая и сопоставляя свой ответ
с ответами других учеников, и, в результате, выясняя случаи воплощения даже самых
маловероятных сценариев.
4. Метод может быть использован при планировании работы, направленной на
стимулирование творческих способностей в различных аспектах:
КРЕАТИВНАЯ МАТРИЦА
Какой из способов пищевого обслуживания является наиболее
прибыльным?
Страновая
принадлежность
Участники

Индийский

Французский

Пенсионеры

Способ

Конвейерная
лента

Британский

Китайский

Итальянский

Специалисты

Семьи

Подростки

«Еда
колесах»

Пик’н’микс

Самообслужи
вание на СТО

Этнические
меньшинства
на Автокафе

Вновь учащихся просят выбрать наиболее и наименее потенциально доходные бизнесспособы/идеи. Например:
• Наиболее прибыльный = индийский – для специалистов – на конвейерной ленте.
• Наименее прибыльный = французский – для подростков – «еда на колесах».
5. Далее, предложите ученикам ознакомиться с проделанной работой внутри других
групп и определить:
7

- степень самостоятельности выполнения;
- способы структурирования своего обсуждения;
- наличие координатора действий;
- способы достижения согласованности в работе.
6. Метод может быть использован в дальнейшем, при изучении актуальных вопросов,
совместно с методами «Учет всех факторов», «Плюс-минус-интересно», «Мнения
других людей» и «Проводник идей», способствующими укреплению и углублению
понимания учениками ключевых вопросов «Креативной матрицы».

8

6. Метод «Иерархии бриллиантов»
Формируемые навыки
 совместной работы;
 мышления, принятия решений.
Сущность метода
Метод используется в процессе работы малыми группами и направлен на
определение приоритетов в выборе информации и идей. Метод может служить для
получения сопутствующего эффекта при использовании методов «Коллекция
стикеров» и «Лавина идей», направленного на формирование у учащихся навыков
ранжирования определенных вопросов и его обоснования.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Ученики могут работать у доски, у стены, а также – группами, за столом.
Алгоритм реализации метода
1. Ученики разрабатывают или предварительно записывают на карточке или
стикере девять идей в отношении определенного вопроса.
2. Ученики отбирают и располагают в верхнем поле одну наиболее приоритетную
карточку, далее, на последующих местах располагают карточки в следующем
порядке: на втором месте - две карточки, на третьем - три карточки, на
четвертом - две и на пятом, внизу - одна карточка, представляющая наименьший
приоритет. Карточки образуют форму бриллианта.
3. Ученики должны стремиться к согласованности мнений, которая достигается
совместным обсуждением порядка расположения карточек и его обоснования.
4. Наиболее приоритетные карточки могут быть изучены более детально,
используя метод «Пять вопросов».
Примерная тематика обсуждений:
 Как уменьшить уровень преступности.
 Возможные меры по предотвращению загрязнения окружающей среды.
 Безопасность на дороге.

9

7. Метод «Каждый учит каждого» (также известен по названию «Берешь одно –
даешь другое»).
Формируемые навыки:
 совместной работы;
 управления информацией.
Сущность метода
Метод эффективен для передачи большого объема фактической информации
среди учеников. Взамен необходимости передачи учителем большого потока
информации, ученики отбирают необходимый материал, непосредственно касающейся
темы, и передают его своим ровесникам.
Согласован с методом «Кластеры», предназначенным, также, для передачи
информации.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Необходимо большое пространство для удобства передвижения и общения, либо
ученикам можно располагаться за партой, группами из четырех человек, в каждой из
которых, два ученика переходят в другие группы по истечении определенного
времени.
Алгоритм реализации метода
1. Каждому ученику выдан лист бумаги, на котором записана информация о
каком-либо факте или о статистических данных. Желательно, чтобы для
каждого ученика была определена разная информация.
2. Ученики знакомятся с предназначенной для них информацией (необходимо
убедиться, что ученики понимают ее значение).
3. Ученики свободно передвигаются и делятся своими утверждениями с другими
учениками. Цель их передвижения - разъяснение полученной информации
наибольшему количеству присутствующих, насколько это возможно.
4. Ученики могут детализировать свои объяснения, предоставляя, в случае
целесообразности, примеры, или объединяя свои утверждения с утверждениями
других учеников.
5. По истечении достаточного времени для обмена информацией, ученики
работают в небольших группах для систематизации всей информации,
полученной в процессе выполнения задания.
6. При последующем опросе ученики объясняют и обосновывают свою систему
классификации.
7. Ученики могут обсудить свою реакцию на различные факты/данные:
Что их удивило? Что их шокировало? Что из утверждений опечалило или
осчастливило их, и что заинтересовало?
8. Ученики могут размышлять о своем собственном обучении:
Что они легче запоминают? Что для них является самым сложным?
9. Главные выводы по всем опросам могут быть записаны на доске или на учебном
плакате.

10

8. Метод «Факт или мнение»
Формируемые навыки:
- мышления, принятия решений;
- совместной работы.
Сущность метода
Сущность метода состоит в создании условий для размышлений учеников и
формулировки заключений о том, является ли полученная ими информация фактом
или рядовым мнением, основанным на системе ценностей. В плюралистическом
обществе разграничение факта от мнения на основе доказательств является важным
навыком. Это непростое задание требует от учеников рассмотрения природы знаний
(возможны случаи отсутствия одного конкретного ответа). Ученики работают в
группах для обсуждения своих позиций. Результативным подходом к данному заданию
станет опрос после выполнения задания.
Алгоритм реализации метода
Ученикам предлагается ряд разных утверждений по одному вопросу, представляющих
позиции противоположных суждений.
2. Ученики анализируют утверждения и определяют их статус: факт или мнение.
Ученики обдумывают обоснование своего выбора и презентуют его перед классом в
процессе обратной связи. Далее, ученики изучают тождественность и различия в
суждениях между группами.
3. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, ученики
концентрируют внимание на факторах, способствующих сформулированным
суждениям.
Предлагаемые вопросы для проведения опроса:
Каким образом группы пришли к единому суждению? Много ли было различных
мнений? Был ли достигнут консенсус? Были ли суждения в достаточной степени
обоснованы? Были ли суждения аргументировано изложены? Были ли распределены
роли внутри группы?
4. На основе обратной связи, ученики могут продолжить изучение вопросов,
посредством таких заданий, как «Плюс-минус-интересно», «Учет всех факторов»,
«Колесо последствий» или «Стратегия причино-следственных связей».

11

9. Метод «Пять вопросов»
Формируемые навыки
 мышления, принятия решений;
 управления информацией.
Сущность метода
Метод представляет собой сбор информации, позволяющей ученикам глубоко
изучить вопрос или дифференцировать его на небольшие суб-темы или задачи, что
предоставляет возможность ученикам овладеть сложными темами. Метод
предусматривает изучение разного рода возможностей, которые могут привести к
планированию действий и установлению целей.
Сбор информации возможен в сочетании с использованием методов «Лавина
идей» и «Коллекция стикеров».
Алгоритм реализации метода
1. Подготовить большой, широкий лист бумаги и маркер.
2. Ученикам задан вопрос с использованием вопросительных слов: «Как» или
«Почему».
3. Предложения записываются на учебном плакате.
4. Учителя используют одинаковое слово для развития идей и изучения
дальнейших идей.
5. Учителя продолжают использовать одинаковые формы вопросов до тех пор,
пока идея/предложение не изучено полностью.
Изучаемый концепт: местное гражданство
 Как мы можем вовлечь молодежь в сообщество?
- Рассматривать вопросы, интересующие молодых людей.
 Как мы можем решать эти вопросы?
- Повышать осведомленность о проблемах молодежи.
 Как мы можем повысить осведомленность по данному вопросу?
- Разработать онлайн-форум.
 Как мы можем разработать онлайн-форум?

КАК?
КАК?
КАК?

КАК?
КАК?
КАК?

КАК?

КАК?
КАК?
КАК?

КАК?

КАК?
КАК?

12

10. Метод «Граффити на доске»
Формируемые навыки:
- мышления, принятия решений.
Сущность метода
При использовании данного метода ученикам предлагается записывать свои мысли,
чувства, идеи и предложения по заданной теме. Данный метод схож с методом «Доска
нелегких ответов».
Планировка класса
Для использования метода необходима большая стена, доска или др. поверхность.
Алгоритм реализации метода
1. Определенная часть аудитории отведена для доски, накоторой ученики фиксируют
свои мысли по обсуждаемым вопросам.
2. Каждому ученику необходимо, в разное время, зафиксировать на доске свои
размышления в соответствии с логической последовательностью «думаю-хочу-узнаю»
(ДХУ) по итогам обсуждения темы.
3. Комментарии, возникающие в результате опроса, также фиксируются на доске.
4. Ученики должны быть психологически готовы к внесению записей на доске в любой
период обсуждения темы.
5. Доска для граффити может быть использована в конце обсуждения темы для
систематизации вопросов и разработки выводов.

13

11. Метод «Воздушеый шар»
Формируемые навыки:
 совместной работы;
 мышления, принятия решений;
 управления информацией.
Сущность метода
Метод используется в качестве инструмента в процессе планирования. Метод
позволяет формировать у учеников навыки сопоставления проблем, прогнозирования
всех возможных последствий и реализации структурированного подхода в вопросах
организации и планирования каких-либо мероприятий.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Допускается работа учеников у доски, у стены, либо за столом.
Алгоритм реализации метода
1. Ученикам выдается картинка воздушного шара.

2. Предлагается ряд вопросов по определенной теме следующего характера:
Кто должен быть на воздушном шаре? Ученики записывают имена главных
действующих лиц по вопросу: людей, чье присутствие на борту необходимо для
того, что бы шар взлетел и был управляем.
Что должно быть в наличии, чтобы проект оказался успешным? На
картинке с изображением шара ученики отмечают все, на их взгляд,
необходимые элементы для успешности проекта.
Что замедляет его? Рядом с якорем ученики записывают факторы,
препятствующие успешному старту проекта.
Что помогает ему двигаться на большей скорости? Ученики отмечают
факторы, не имеющие непосредственного отношения к воздушному шару, но
способствующие успешности реализации проекта:
работоспособность,
мотивация, креативность и др.
Что может сбить шар с намеченного курса? С обеих сторон шара ученики
отмечают проблемы, которые могут возникнуть в ходе выполнения проекта.
3. После завершения задания ученикам предоставляется возможность для сравнения и
противопоставления своих шаров с целью дальнейшего улучшения процесса
планирования.
4. Возможно применение, совместно с методом «Пять вопросов».

14

12.Метод «Горячий стул»
Формируемые навыки
 совместной работы;
 креативного подхода к решению задач;
 мышления, принятия решений.
Сущность метода
Представляет собой творческое ролевое задание в качестве эффективного
инструмента для обсуждения проблемных вопросов, взаимообмена информацией.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Один «горячий» стул ставится лицом к группе. В целях обеспечения более
непринужденного общения, допускается расположение «горячего» стула в центре
круга.
Алгоритм реализации метода
1. Ученикам назначается роль определенного персонажа, либо они сами придумывают
роль, имеющую отношение к поставленному вопросу.
2. Ученики анализируют свои роли в группах или самостоятельно.
3. Другие участники групп продумывают сложные вопросы для человека,
располагающегося на «горячем» стуле.
4. Обсуждаемый герой садится на «горячий» стул, и одноклассники его опрашивают.
Это поможет ученикам почувствовать сопереживание определенному человеку или
свою сопричастность с той точкой зрения, мнением, которое они не разделяют.
5. Темой «горячего» стула может стать такая проблема, как война в Ираке,
клонирование людей, использование ветровых электростанций и мн. др. Характер
данного метода позволяет принять участие и высказать свое мнение каждому члену
класса, в том числе и учителю.
6. Принцип метода позволяет организовать в классе игру по разгадыванию тайн, в ходе
которой учащиеся класса должны установить личность человека, располагающегося на
«горячем» стуле.
7. В процессе опроса, организованного после выполнения задания, рекомендуется
постановка вопросов для учеников следующего характера: что они узнали, что для них
было интересного, и оспорили ли бы они что-либо из сказанного человеком на
«горячем» стуле.
Примерные события, персонажи/роли:

Вторая мировая война

Владелец завода в Индии, эксплуатирующий детей

Абылай Хан

8. Рекомендуется учителям/организаторам провести анализ имеющихся пробелов в
знаниях учеников класса и на его основе осуществлять дальнейшее планирование.
Ученики могут разработать последовательность ДХУ в целях планирования будущей
работы по изучению рассматриваемого вопроса.
9. В целях включения элемента состязательности рекомендуется предоставить
ученикам тему или персонаж для изучения и затем пригласить на короткое время (не
более 12 минуты) каждого из них на «горячий» стул для того, чтобы они могли
миобильно, без повторений поделиться максимальной информацией с классом. В
случае нарушения кем-либо правил игры участникам предоставляется право
исключения этого человека из игры.

15

13. Метод «Своя игра»
Формируемые навыки
 управления информацией;
 мышление.
Сущность метода
Метод заключается в формировании у учеников навыков формулирования вопросов к
предоставленным ответам на них. Использование метода способствует выявлению
способных к креативному мышлению учеников.
Алгоритм реализации метода
1. Ученикам предоставлен ответ на вопрос, имеющий непосредственное отношении к
исследуемой теме. Ответы могут варьироваться от простых фактических (дата, имя или
место события) - до предоставления абстрактных понятий или описания эмоций.
2. Ученикам необходимо сформулировать вопросы для каждого предложенного ответа.
3.
Если ответ не имеет однозначного вопроса, ученики сравнивают и
противопоставляют вопросы, которые они придумали, аргументируя свою
формулировку вопроса.

Примерные вопросы и ответы:
 1066 (Когда произошла битва при Гастингсе?)
 Ангела Меркель (Кто является первой женщиной-канцлером
Германии?)
 Униженные (Как чувствовали себя африканцы в Южной Африке во
время расовой сегрегации, когда им было запрещено пользоваться в
автобусах?)

16

14. Метод «Пазл»
Формируемые навыки:
 мышления, принятие решений;
 совместной работы.
Сущность метода
Метод рекомендуется использовать в качестве командного задания, средства сбора
информации, введения к определенной теме, или как первый шаг для предстоящего
планирования, принятия решений или детальной дискуссии. Метод может
активизировать интерес и мотивировать учеников в решении задач.
Возможно применение в сочетании с методом «Подсказки».
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Ученики в свободном режиме перемещаются по кабинету для поиска обладателя
части их пазла. Возможен вариант комплектования своих пазлов группами учеников,
находящихся за партами.
Алгоритм реализации метода
1. Организатор предварительно разрабатывает пазл с перечнем зафиксированных
на нем задач. Пазл может быть подготовлен на листе формата А4 или на тонком
картоне и разрезан на кусочки или в результате использования специальной
программы.
2. 2. Ученики получают фрагмент пазла.
3. 3. Ученикам необходимо передвигатья по аудитории в поисках обладателя
других фрагментов их пазла.
4. Для удобства рукомендуется окрашивать пазлы в разные цвета.
5. 4. После того, как ученики нашли всех обладателей фрагментов их пазла, они
приступают к работе в команде: выстраивают пазл и выполняют задания.
6. 5. Организатор может установить регламент для придания элемента
состязательности.
7. 6. После выполнения задания проводится опрос.
8. 7. Метод рекомендуется использовать в сочетании с методом «Проводник
идей».
Ледокол:
 Напишите имена всех членов Вашей группы.
 Каждый член группы изображает свое любимое хобби.
 Определите один имеющийся посыл к славе у каждого человека.
Тема: Безопасность в аудитории



Напишите два главных правила передвижения по лаборатории.
Подумайте о пяти потенциальных опасностях в лаборатории.
 Определите три меры предосторожности для избежания возможных
прецидентов.

История:




Напишите два значимых события в вашей жизни по итогам прошлого
года.
Напишите три новостных события по итогам прошлого года.
Подумайте, что мы узнали из этих событий.
17

15. Метод «Минутка»
Формируемые навыки:
 управления информацией;
 самоуправления;
 мышления.
Сущность метода
Метод способствует формированию у учеников навыков отбора ключевой
информации по изученному материалу, а также, навыков активного восприятия
информации. Метод может быть использован в сочетании с методом «Горячий стул».
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Один «горячий» стул располагают перед участниками, либо, для обеспечения более
непринужденного общения, его можно расположить в центре круга.
Алгоритм реализации метода
1. Ученики исследуют соответствующую тему и подчеркивают ту информацию,
которую считают главной. Подобную работу ученики могут выполнять в группах или
самостоятельно.
2. По истечении отведенного для изучения времени, ученики располагаются на
«горячем» стуле и презентуют сформулированные ими ключевые выводы/информацию
в течение одной минуты.
3. Другие ученики должны внимательно слушать и, в случае обнаружения спорных
данных, отступления от темы или повторения, могут парировать ученику, сидящему на
«горячем» стуле. Если подобное случается, то хронометрирование процесса
прерывается.
4. Организатор или группа организаторов делают заключение о целесообразности
парирования и обосновывают свое решение.
5. Если парирование признано целесообразным, ученик, находящийся на «горячем»
стуле, покидает его и выходит из игры. Парировавшему ученику присуждается один
балл.
6. Если парирование отклонено, ученик продолжает находиться на «горячем» стуле до
следующего парирования или до истечения отведенного времени. Если ученику
удается усидеть на «горячем» стуле все отведенное время, ему присуждается балл.
7. Метод может быть применим в сочетании с методом «Ассоциативная карта»,
предполагающим сбор и структурирование всей полученной во время выполнения
задания информации.
16. Метод «Ассоциативная карта»
Формируемые навыки:
 управления информацией;
 самоуправления;
 мышления;
 креативного подхода.
Сущность метода
Подобно тому, как мозг хранит информацию, соединяя ее в виде ветвистого дерева,
обучение становится эффективным в случае, когда установлена и обеспечена система,
выявлены закономерности и структурированы все связи. Метод «Ассоциативная
карта» в подобном случае оптимален. Кроме того, он может быть использован в
качестве инструмента планирования и осуществления контроля. Метод активизирует
различные способы познания (визуальный, кинестетический) и побуждает учеников к
размышлениям о закономерностях и связях в процессе обучения, помогает ученикам
использовать оба полушария головного мозга. В процессе планирования метод может
18

быть дополнен, модифицирован. При выполнении заданий, в ходе которых ученикам
необходимо устанавливать причины, следствия, метод может применяться в сочетании
с методами «Колесо последствий» и «Стратегия причино-следственных связей».
Алгоритм реализации метода
1. Ученики фиксируют в центре большого листа главную тему или вопрос.
Примерные темы для использования метода «Ассоциативные карты»:
 География: реки
 Казахский язык: герои или темы в книге
 История: Армада
 Иностранные языки: лексика по теме «Досуг».
2. Используя стрелки, ученики записывают главные идеи, касающиеся ключевого
понятия, соединяя эти стрелки с центром. Ученики могут использовать разные цвета
отдельно для каждого ключевого понятия и маркеры для того, чтобы подчеркнуть
ключевые слова и понятия. Кроме того, рекомендуется сопровождать записи
рисунками для усиления визуального аспекта своих «ассоциативных» карт.
3. Ученики рисуют «под-стрелки» для того, чтобы выделить идеи, связанные с
главными звеньями.
4. В качестве инструментрия для более детальной проверки ученики используют
«ассоциативную карту». К примеру, допускается разработка памятки по анализу
изменений после модификаций на почтовых открытках, для каждого суб-звена. На
этих открытках могут быть использованы такие же цвета и изображения, как и на
соответствующем им суб-звене, расположенном на их «ассоциативной» карте.
5. Опрос после завершения работы может быть основан на побуждении учеников к
анализу принципов группировки определенных идей, к размышщлению о воздейсивии
«ассоциативной» карты на их мышление.
Слова
Весь мозг

Связи

Изображения
Числа

Глубокое
понимание
Улучшение
фокусирования

Структура

Цвет

Почему ассоциативная
карта

Примеры

РИТМ

Креативность

Активность
Веселье
Концентрация

Добавлены
позднее

19

17. Метод «Картины разума»
Формируемые навыки:
 Креативного подхода;
 мышления, принятия решений;
 решения проблем.
Сущность метода
Использование данного метода может быть полезным в процессе объяснения темы
учебного занятия, и способствует вовлечению учеников в дискуссию по конкретному
вопросу, обмену мнениями.
Алгоритм реализации метода
1. Ученики слушают информацию закрытыми глазами.
2. Учитель зачитывает либо какой-либо сюжет, либо разъясняет программу
предстоящих действий учеников класса.
3. Ученикам предлагается мысленно представить зачитываемую учителем
информацию.
4. Учитель прерывает зачитывание информации и предлагает ученикам продолжить ее
с этого момента, развив историю/сцену мысленно на протяжении оставшегося
времени.
5. Затем ученики рассказывают либо в условиях малых групп, либо перед всем классом
окончание истории, которая завершена была в их «кинокартинах разума».
Образцы ситуаций:
 Проблема прав человека.
 Примеры морального, психологического давления со стороны сверстников
(к примеру, друзья вынудили сверстника совершить кражу в магазине).
 Легкая история на иностранном языке.
 The execution of Marie Antoinette.
6. Метод эффективен в процессе обсуждения каких-либо вопросов, способствует к
обдумыванию учениками возможных вариантов различных ситуаций. Использование
метода возможно в сочетании с методами «Учет всех факторов» или «Плюс-минусинтересно»

20

18. Метод «Тайны»
Формируемые навыки:
 мышления, принятия решений;
 решения проблем;
 совмстной работы.
Сущность метода
Использование метода способствует формированию у учеников навыков решения
проблем и принятия выбора в ситуациях разгадывания «тайн», анализа и объяснения
каких-либо событий, а также навыков аргументирования на основе знаний, понимания,
предоставления убедительных доказательств. Метод предполагает проведение
итогового опроса.
Планировка класса и принцип взаимодействия учеников
Метод может быть использован в многочисленной группе учеников, распологающихся
в кругу/полукругу, или в небольших группах, сидя за партами.
Алгоритм реализации метода
1. Ученикам п
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!