Материалдар / Актуальность внедрения робототехники в образовательный процесс
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Актуальность внедрения робототехники в образовательный процесс

Материал туралы қысқаша түсінік
Робототехника является одним из главных областей научно-технического прогресса. Сегодня роботехника быстро внедряется в школьную программу обучения техническим предметам и становится неотъемлемой частью образовательного процесса.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


Актуальность внедрения робототехники в образовательный процесс

Магзумова Асия Ермековна

Г. Астана, школа-гимназия № 32

Учитель информатики


Робототехника является одним из главных областей научно-технического прогресса.   Сегодня роботехника быстро внедряется в школьную программу обучения техническим предметам и становится неотъемлемой частью образовательного процесса. Изучение основ данной науки очень перспективно и важно в настоящее время.   Оно направлено на приобретение обучающимися знаний, привлечение  и повышение интереса детей их к современным и новым технологиям конструирования, программирования и использования роботизированных устройств, а также, проведение исследований, создание и работу над проектами , к технологиям конструирования и моделирования, способствующая жизненному и профессиональному самообразованию.

  В последнее время успехи в робототехнике и автоматизированных системах изменили личную и деловую сферы нашей жизни. Роботы широко применяются в транспорте, в исследованиях Земли и космоса, в медицине, в военной промышленности, при проведении лабораторных исследований, в сфере безопасности, в массовом производстве промышленных товаров и потребительских товаров.


Образовательная робототехника является популярным и результативным методом для изучения важных областей науки, технологии, конструирования, интегрируется в учебный процесс, отталкиваясь на такие дисциплины, как информатика, математика, технология, физика, химия, биология. Робототехника активизирует развитие учебно-познавательной компетентности учащихся. На уроках робототехники следует подводить ученика к пониманию отличия между виртуальным и реальным миром.

Создавая и программируя разные, управляемые устройства, ученики получают знания о техниках, которыми пользуются в настоящем мире науки, конструирования и дизайна. Они разрабатывают, создают и программируют полностью функциональные модели, учатся вести себя как начинающие ученые, проводя обычные исследования, просчитывая и меняя поведение, записывая и представляя свои результаты. Общепризнанно, что ученик должен быть активным участником учебного процесса. Это становится возможным, если создана учебная среда, побуждающая обучающегося взаимодействовать и общаться в ходе решения различных задач с учителем, изучаемым материалом и другими учениками. Обучающая программа по робототехнике позволяет сделать это. Наше время требует нового человека – исследователя проблем, а не простого исполнителя. Образовательная робототехника приобретает все большую значимость и необходимость в настоящее время. Робототехника представляет собой естественное логическое продолжение техники как явления. «Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном в конкурентном мире».  

Актуальность внедрения робототехники в школьный процесс заключается в создании непрерывной системы для развития технического творчества, воспитания будущего специалиста, начиная с детского сада и до момента получения профессии и даже выхода на производство.

Изучение основ робототехники  социально востребовано, т.к.  отвечает желаниям родителей видеть своего ребенка технически образованным, коммуникабельным, психологически защищенным, умеющим найти адекватный выход в любой жизненной ситуации. Соответствует ожиданиям обучающихся по обеспечению их личностного роста, их заинтересованности в получении качественного образования, отвечающего их интеллектуальным способностям, культурным запросам и личным интересам. Обучающиеся вовлечены в учебный процесс создания моделей - роботов, проектирования и программирования робототехнических устройств. Желают  участвовать в соревнованиях, конкурсах, олимпиадах, конференциях по робототехники.

  Разнообразие образовательных конструкторов позволяет заниматься с учащимися различного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, исследование, создание проектов и участие в различных видах соревнований и конкурсов). Обучаясь по этой программе, дети будут строить работающие модели живых организмов и механических устройств, программировать их для выполнения определенных заданий и находить примеры реально существующих и используемых механизмов, решать инженерные задачи, выполнять эксперименты по физике и биологии, осваивать основы информатики , компьютерного управления и робототехники.

Занятия по  Робототехнике можно разделить на три части: основы конструирования, основы автоматического управления (программирование),  исследования.

В первой части изучения робототехники , изучая простые механизмы, учащиеся учатся работать руками (развитие мелких и точных движений), развивают элементарное конструкторское мышление, фантазию, изучают принципы работы многих механизмов. Дальше, предполагается использование компьютеров и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами. Важно отметить, что компьютер используется, как средство управления моделью; его использование направлено на составление управляющих алгоритмов для собранных моделей. Учащиеся получают представление об особенностях составления программ управления, автоматизации механизмов, моделировании работы систем. И в завершении,  предполагается проведение исследований, создание проектов.

        На занятиях  робототехники дети учатся, играя и, играя, - учатся! Ребята в игровой форме развивают критическое мышление, получают практические навыки при сборке робота. В ходе сборки школьники учатся ориентироваться в чертежах, рационально организовывать работу. Образовательная программа дополнительного образования «Робототехника» направлена на поддержку среды для детского научно-технического творчества и обеспечение возможности самореализации учащихся. Современная школа и дополнительное образование меняются: важна не все те знания, которые получит ученик, а важен личностный рост.  Поэтому,  изучение робототехники  направлено на создание условий для развития личности ребенка, развитие мотивации личности к познанию и творчеству, обеспечение эмоционального благополучия ребенка, приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям и знаниям, интеллектуальное и духовное развитие личности ребенка. Внедрение робототехники в образовательный процесс  нацелено на развитие способностей детей, проявляющих интерес к робототехнике, реализация их творческих идей через конструирование, программирование и исследования моделей с использованием современных компьютерных технологий. Это возможно при выполнении следующих задач: выявление одаренных детей, обеспечение соответствующих условий для их образования и творческого потенциала. Обучить современным разработкам по робототехнике в области образования; Обучить комплексу базовых технологий, применяемых при создании роботов, основным принципам механики. Обучить основам программирования в компьютерной среде моделирования (использовать компьютеры, как средства управления моделью и специальных интерфейсных блоков совместно с конструкторами, составление управляющих алгоритмов для собранных моделей). Научить грамотно выражать свою идею, проектировать ее техническое и программное решение, реализовать ее в виде модели, способной к функционированию. Обучить решению ряда кибернетических задач, результатом каждой из которых будет работающий механизм или робот с автономным управлением. Обучить правилам соревнований по конструированию и программированию. Развивать у ребенка навыки инженерного мышления, умения работать по предложенным инструкциям, конструирования, программирования и эффективного использования кибернетических систем. Формировать навыки проектного мышления, работы в команде, эффективно распределять обязанности. Развивать креативное мышление и пространственное воображение, умение излагать мысли в четкой логической последовательности, отстаивать свою точку зрения, анализировать ситуацию и самостоятельно находить ответы на вопросы путем логических рассуждений. Повышать мотивацию учащихся к изобретательству и созданию собственных роботизированных систем. Развивать мелкую моторику, внимательность, аккуратность и изобретательность. Воспитывать у учащихся стремление к получению качественного законченного результата.

Ученику важно не просто уметь что-то делать, но необходимо хотеть делать и быть готовым делать. Компетентностный подход также предполагает: согласование цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся; увеличение доли индивидуального самообразования, переноса внимания к способам; работы с информацией, групповому распределению нагрузок и изменению мотивации; подготовку учащихся к успеху в жизни через применение знаний и умений в жизненных ситуациях. Формирование жизненного опыта необходимо вводить  в рамки учебного процесса как его значимые элементы; обеспечение на практике единства учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности, что приводит учащийся к пониманию значимости собственной культуры для его жизни. Ценностным ориентиром при реализации данного обучения  должен стать ребенок развивающийся, а не развиваемый. Тогда  результатом всей деятельности  мы получим  повышение интереса - стимула к познанию и совершенствованию, соответственно к развитию способностей и мотивации учащихся к учению, развитие умения моделировать и исследовать процессы, повышение интереса к естественным и точным наукам. Соответственно, ведущей идеей модернизации образования сегодня является компетентностно - деятельностные его результаты, которые проявляются в способности учащихся каждого уровня образования к адекватной адаптации в современных динамичных ритмах социально - экономической сферы и направленна на достижение школьниками универсальных компетенций.

В результате обучающиеся научатся не только  создавать роботов и управлять ими. Результатом всей работы будет  повышение интереса и мотивации учащихся к обучению, развитие инженерного мышления,  умения моделировать и исследовать процессы, повышение интереса к  техническим наукам,  ранней профориентации школьников.

Робототехника так привлекательна для педагогов и тренеров, в первую очередь потому, что позволяет охватить очень большую область знаний и компетенций, показать ученику их взаимосвязь, развить принципиально новые навыки. Среди них и критическое мышление, и творческий подход к решению задач, а также работа в команде, креативность, адаптация, кодирование, различные коммуникативные навыки, а также – ответственность, умение систематизировать собственные действия, развитие пространственного восприятия и отношений между объектами и субъектами. Кроме того, конструируя, собирая, программируя робота, ученику требуются самые разные знания из математики, информатики, физики, инженерии, а иногда даже химии и биологии.

Создание робота в формате образовательной робототехники должно приводить не просто к появлению машинки, которая двигается или предмета, выполняющего по заданному алгоритму действий, а к реализации проекта с заранее запланированным результатом посредством робота. То есть построить прибор, который будет поливать цветы в теплице в зависимости от влажности почвы, конечно, возможно и это тоже будет результат, но намного более важным проектом станет конструирование подобной теплицы и оснащение ее необходимыми приборами и датчиками, который позволит получить хороший урожай.

Для создания такого оборудования ученику потребуется не просто расставить датчики и подвести привод, но разобраться с особенностями почвы, требованиями к освещенности для различных растений, вегетативным циклами и множеством других вопросов, напрямую с конструированием робота не связанными.

Именно поэтому робототехника считается важным элементом STEAM-образования – модели обучения, предназначенной для совместного изучения естественных наук, математики и технологий, и в которой практика имеет приоритетное значение над теорией.

Также важно заметить, что робототехника неразрывно связана с программированием, а в жизни программирование может быть слишком сложным и утомительным для ребенка, если изучать его с помощью «традиционного» абстрактного метода. Но в случае робототехники ученик имеет возможность управлять физическим роботом и сразу видит, что идет не так, на практике узнает предел возможностей технологий, понимает, что роботы могут и не могут делать.

Кроме всего вышесказанного, робототехника позволяет развить так называемое вычислительное мышление. Проектируя и создавая роботов, мы учимся абстрагироваться от концепций, разделять большую проблему на мелкие части и предлагать решения, которые могут быть представлены в виде последовательности инструкций и алгоритмов.

Привлечение школьников к исследованиям в области робототехники, обмену технической информации, развитию новых научно-технических идей позволит создать необходимые условия для высокого качества образования. Это все добивается благодаря использованию в образовательном процессе новых педагогических подходов и применение новых информационных коммуникационных технологий.

Таким образом курс «Робототехника» в рамках дополнительного образования позволяет:

- овладеть навыками начального технического конструирования;

- оказывает положительное влияние на развитие мелкой моторики;

-формирует такие важные понятия, как: конструкции, программа;

- позволяет приобрести навык взаимодействия в группе


Робототехника в школе представляет учащимся технологии будущего, способствует развитию их коммуникативных способностей, развивает навыки взаимодействия, самостоятельности при принятии решений, раскрывает их творческий потенциал. Ученики лучше понимают, когда они что-либо создают все сами или изобретают. При проведении занятий и мероприятий по робототехнике этот факт не просто учитывается, а реально будет использоваться.



Список использованных источников

  1. Сериков С.А. Робототехника в современном образовании

  2. Робототехника во внеурочной деятельности как средство развития творческого потенциала личности обучающегося/ Г.М. Исмаилов, В.Е. Минеев-Ли // Профессиональное образование.

  3. Пронин С.Г. Возможность использования образовательной роботехники в обучении учащихся средней школы// Молодой ученый















Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!