Материалдар / Акустика речи
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Акустика речи

Материал туралы қысқаша түсінік
Речевые сигналы – это совокупность элементов акустической энергии с быстро меняющимися амплитудами и частотами.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
01 Ақпан 2019
360
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Туркистанской области методический центрМетодист по инклюзивному образованию М.Мусабаева. Тема: «Акустика речи» Речевые сигналы – это совокупность элементов акустической энергии с быстро меняющимися амплитудами и частотами. Особенности звуков речи определяются различием их акустических свойств : высоты, силы, тембра и длительности. Волновой сигнал гласных звуков более прост по сравнению с волновой формой согласного звука, так как обладает значительной степенью периодичности. С точки зрения акустики гласные звуки отличаются от сложных звуков. Спекторы гласных звуков неравномерны и, как правило, имеют подъемы, которые называются формнтами. Так, звуки «у» и « ы» характеризуются низкими формантами- от 200 до 600Гц.Звук а независимо от того, голосом какой высоты он произнесен, обладает своеобразной формантной в области от 1000 до 1400Гц. Спектры согласных звуков имеют более сложные акустические характеристики. Наряду с периодическими колебаниями звонким согласным свойственны непериодические колебания высокой частоты.Для других согласны х п,ш и др. Характерны только непериодические колебания различной частоты. Основная частота голоса F определяет частоту следования импульсов,генерируемых голосовыми связками. В среднем для мужского голоса F=120Гц, для женского – 140-150Гц. Первая и вторая форманты речи соответственно обозначаются как F 1 и F 2. Они определяют область частот, на которых в спектре речевых звуков обнаруживаются максимумы. Чтобы звуковые колебания могли стать средством общения между людьми, они должны как-то отличаться и состоять из каких либо отдельных звуковых единиц. Согласно современной теории речеобразования и восприятия речи, такими звуковыми единицами являются фонемы.Последовательность фонем образуют слово, а последовательность слов- сообщение. Изменения порядка следования фонем или их числа приводит к изменению слова. Для каждого языка характерно определенное число звуковых единиц . В немецком языке имеется- 24 согласных и 15 гласных фонем, в английском насчитывается 33 согласных дифтонга и 12 гласных фонем. Каждая фонема имеет свой спектр, в котором форманты располагаются в определенном диапозоне частот. При этом, несмотря на наличие межиндивидуальных различий в спектральной картине отдельных звуков речи, произнесенных женщиной, мужчиной или ребенком, частотные и амплитудные соотношения между отдельными формантами, их длительность и характер изменений практически остаются стабильными Именно поэтому звуки речи относительно легко распознаются человеком. Максимальное число формант в спектре речи может достигать семи, однако для распознания отдельных фонем наиболее важным являются только первая, вторая и третья форманты. Разборчивость речи Чтобы речь была услышана, ее уровень должен быть выше порога слышимости или порога обнаружения. Только в этом случае слущающий начинает различать отдельные слова. Основным методом количественной оценки разборчивости речевых сигналов является артикуляционный метод, согласно, которому определяют количество слогов, слов или предложений, произнесенных диктором или записанных на магнитный носитель и правильно повторенных слушателем. Разборчивость речи выражают через коэффициент разборчивости или в процентах. Многочисленными экспериментами установлено, что сповышением интенсивности речевых сигналов их разборчивость повышается. Пороги разборчивости зависят как от фонемного состава речевого материала и количества слогов в слове, так и от частоты их употребления, а также от наличия и характера шумовой помехи. Разборчивость речи зависит не только от морфологических, синтаксических и лингвистических особенностей речевого материала, но также и от акустических условий и других физических факторов,влияющих на качество звука и его воспроизведение. Эксперементы по разборчивости речи, пропущенной через фильтры низких и высоких частот, позволили установить влияние различных участков частного диапазона на качество звучания речи и разборчивость(Д.Ликлайдер, Д.Миллер,1963; М.М.Эфрусси,1975).Результаты этих исследований показали, что частоты выше 3400 Гц практически не вносят вклада в разборчивость, поскольку диапозон частот от 100 до 3400 Гц обеспечивает более 90 % разборчивости речи. На разборчивость речи влияют такжет ее амплитудные ограничения. Типичным амплитудным искажением является клиппирование звуковых сигналов. При этом если ограничение пиковых амплитуд сигнала составляет 0-20 дБ от их максимальных значений, то разборчивость речи снижается до 90-96 % по сравнению с разборчивостью речи без клиппирования. Искажения возникают,если не совпадают скорость воспроизведения и скорость записи.При этом меняется тембровая окраска речевых звуков, что обусловлено изменением спектрального состава речи. Аналогичные искажения речи происходят и при сдвиге спектра речевого сигнала в сторону высоких или низких частот (Ю.В.Крылов и др., 1980 Д.Ликлайдер,Д. Милер,1963) .Такой вид частотных искажений иногда наблюдается при передаче и приеме речевых сигналов через приемопередающие системы. Линейный сдвиг спектра речи приводит к резкому нарушению ее разборчивости пропорциональна велечине сдвига спектра речи.
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!