Материалдар / АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ-СИМВОЛАМИ

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ-СИМВОЛАМИ

Материал туралы қысқаша түсінік
О символах в фольклоре
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Арьятов К.С.,

Учитель русского языка и литературы КГУ «Специализированная гимназия №21имени Аль-Фараби», г.Актобе, Казахстан,


АНАЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ФОЛЬКЛОРНЫМИ ОБРАЗАМИ-СИМВОЛАМИ

Аннотация. В статье рассматриваются аналитические приемы работы с фольклорными образами-символами в методическом аспекте. Важно выстроить работу с фольклорным текстом на занятиях по литературе таким образом, чтобы активизировать аналитические умения учащихся. Аналитические умения учащихся – способ выполнения действий, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков с помощью искусства рассуждения, то есть мысленное или реальное расчленение целого на составные части в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. В процессе анализа художественного текста одним из важных составляющих является уровень образов-символов, так как в фольклоре они играют значительную роль, помогая понять скрытый поэтический смысл.

Ключевые слова: методика, школа, учащийся, аналитическое умение, символическое мышление, фольклор, образ-символ, поэтика.



Модернизация школьной образовательной программы выдвигает цели и задачи развития личности на компетентностной основе и создания условий для полноценного раскрытия творческого потенциала учащихся. Глобальный динамический рост объема информации в данное время в значительной степени уменьшает долю знаний, получаемых человеком в период школьного образования, по отношению к информации, необходимой и достаточной для полноценной деятельности в изменяющемся социуме. В этой связи на первый план выходит задача интеллектуального развития личности, формирования когнитивных структур освоения новой информации, становление креативной гибкости критического мышления, являющихся важнейшим условием и определяющим фактором адаптации взрослеющего человека к изменяющимся профессионально-жизненным обстоятельствам.

Значимая роль в этом процессе отводится развитию аналитических умений – важнейшей когнитивной составляющей критического мышления личности, позволяющей анализировать информацию в логическом контексте базовых ценностей. В нашем случае умение учащихся средней школы аналитически мыслить является атрибутом продуктивного мышления в процессе анализа художественного текста. Поскольку фольклор является фундаментом художественной литературы, понимание фольклорных образов-символов в средней школе в дальнейшем способствует апперцепции сложной литературной поэтики. Ранее из методистов изучали методы и приемы преподавания литературы В.В.Голубков[1], М.А. Рыбникова[2], Н.И.Кудряшев[3], М.Н.. А.В.Никольский[4], Ф.И.Буслаев[5], Ц. П. Балталон [6] и д.р. Опираясь на их исследования предоставим методы и приемы работы учителя с учениками в обучении фольклора.

Важно выстроить работу с фольклорным текстом на занятиях по литературе таким образом, чтобы активизировать аналитические умения учащихся. Аналитическое умения учащихся – это способ выполнения действия, обеспечиваемый совокупностью приобретенных знаний и навыков с помощью искусства рассуждения, то есть мысленное или реальное расчленение целого на составные части в процессе познания или предметно-практической деятельности человека. В процессе анализа художественного текста одним из важных составляющих является уровень образов-символов, так как в фольклоре они играют значительную роль, помогая понять скрытый поэтический смысл.

Символы служат важными культурными скрепами, охватывающими человеческий быт, хозяйство, общественную жизнь, политику — мир человеческий, природный мир и мир иной. Символы (метафоры, аллегории, иносказания) играют огромную роль в художественной литературе; без выявления и понимания их языка невозможно понимание литературы и искусства. «Наиболее общая скрепа, которая связывает начало и конец «Слова о полку Игореве», — это солнечный свет... В «Слове» обнаруживаются скрепы очень частые, иногда крайне слабо обозначенные, но, тем не менее, вполне реальные и воздействующие на читателя в малых дозах». [7, 241-258]

Символическое мышление – это исходная форма восприятия человеком реальности, самая ранняя форма мышления человека и самая привычная для него. Символ, обобщая мир в сознании ребёнка, по-своему объясняет его и делает понятным. Способность каждого человека к символическому мышлению и образному мировосприятию является непременным атрибутом его интеллектуальной и познавательной активности. Данная способность может проявляться достаточно или недостаточно активно, в зависимости от того, насколько у человека развиты воображение, эмпатия, чувства, переживания, творческая составляющая сознания. В этом плане символ как художественный образ в литературном произведении может сыграть неоценимую роль.

Однако обращение к образу-символу в фольклорном произведении для учителя-словесника – дело непростое. Во-первых, современный школьник сегодня значительно меньше читает и больше обращается к информационным технологиям, которые делают акцент на наглядном восприятии. Визуальные источники информации предлагают ребёнку готовый образ, не требующий его глубокого осмысления. В то время как образ, созданный в художественном тексте, обладает скрытым, «тайным» смыслом, процесс открытия которого, несомненно, включает познавательную активность читателя-школьника, способствующую развитию его воображения и аналитического осмысления явлений и фактов. Во-вторых, образ-символ, воздействуя на эмоции и чувства ребёнка, рождая ассоциации, вызывая юного читателя на сотворчество и рефлексию, требует разнообразной и сложной методики работы с ним, опирающейся на разные подходы и научные знания.

В теории методической мысли и в практике современной школы к образу-символу в процессе анализа художественного произведения рекомендуется обращаться достаточно поздно, с 7-8 класса. Чаще всего учащимся предлагаются вопросы на выявление символа или ряда символов в тексте художественного произведения, а также работа с теоретико-литературным понятием «символ», которая представляет когнитивный аспект литературного образования. Спектр методических приемов, направленных на понимание смысла образа-символа, а через него смысла фольклорного произведения, ограничен. Однако символ в силу высокой степени обобщенности и глубины смысла не поддается простым логическим, формальным действиям над ним и не раскрывает себя через них. Поэтому читатель-школьник нередко наполняет символ произвольными личностными смыслами, что приводит к неадекватному пониманию авторской мысли в произведении.

Ценность символа как «инструмента» анализа фольклорного произведения заключается в том, что, будучи естественным для ребёнка способом познания, он позволяет обойти многие препятствия, которые возникают у современного школьника в процессе его аналитической деятельности на уроке: сниженная эмоциональная, познавательная и творческая активность, отсутствие мотивации к этому роду деятельности. Приобщая юного читателя к образу-символу в процессе разнообразной методики работы с ним, педагог побуждает ребёнка к чувству и к мысли одновременно, учит его выходить на более сложные смыслы, которые он не способен открыть и понять только с помощью логики и объяснения.

Чтобы анализ художественного произведения через образ-символ состоялся, учителю-словеснику необходима филологическая подготовка, теоретические знания о символе, и именно те, которые он может передать детям, чтобы они увидели его, выделили и через него смогли выйти на смысл художественного целого. Являясь формой выразительного мира, смыслообразующим феноменом художественного произведения, образ-символ способствует осуществлению целостного анализа текста: позволяет различать предметное и переносное значение слова, видеть и понимать художественный образ, выделять тему и проблему, формулировать основную мысль текста, выявлять и понимать авторское отношение и авторскую оценку. В этом смысле образ-символ способствует развитию аналитических умений, которые включают в себя умения видеть, выделять, осознавать, осмыслять, раскрывать тему, проблему, идею, особенности композиции, систему образов, авторскую позицию, устанавливать причинно-следственные связи в художественном произведении. В процессе развития аналитических умений и происходит продвижение школьника в его читательском развитии.

Для того, чтобы учащиеся смогли правильно проанализировать текст, учителю нужно использовать методы и приемы обучения. Метод обучения, по мнению В. В. Голубкова, — «это такой способ обучения, который применяется систематически и оказывает большое влияние на общее направление педагогической работы» [1, 69]. Голубков называет три основных метода занятий по литературе: лекционный метод, понимаемый как сообщение нового материала, как выразительное чтение и как рассказ учителя; метод литературной беседы и метод самостоятельной работы учащихся, включающий устные доклады и письменные сочинения. Помимо определения методов, В. В. Голубковым раскрыты еще два термина: приемы и формы организации работы. Прием, по мнению ученого, имеет по сравнению с методом более ограниченное применение и «обычно входит в метод как его составная часть»[1, 70].

Каждый метод располагает соответствующими приемами. В лекции – элементы беседы, риторические вопросы, работа над планом и записью лекции, использование различных видов наглядности. Метод беседы – умелая постановка вопросов, вводное и заключительное слово учителя. Для выполнения докладов и письменных работ необхадима предварительная работа над планом помощь учителя, обсуждение и оценка самостоятельной деятельности ученика.

Следует подчеркнуть, что методика – явление изменчивое, она стремится должным образом решать те образовательноые задачи, которые выдвигает общество в данной культурно-исторической ситуации, учитывать индивидуальные запросы и возможности конкретных участников образовательного процесса. Изменчив и фольклор, велика его историческая память, но значительна и роль в жизни современного младшего школьника.

Целью и задачей данной работы является методическая работа учителя с учеником при анализе фольклорных образов-символов. В школьной образовательной программе 5-7 классов представлены следующие виды фольклорных жанров: басни, былины, сказки. Например, былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» является одним из важных произведений народного устного искусства слова. Для того чтобы ученик средних классов мог в дальнейшем понимать сложные тексты авторских литературных произведений, на этапе прохождения фольклорных текстов перед учителем стоит огромная задача помочь ученику находить образы именно в фольклоре. В данной былине изначально важны два образа: Ильи Муромца и Соловья-разбойника. Чтобы понять их, ученику нужно разъяснить поэтику образа. Для этого учитель может использовать методы и приемы в аспекте развития аналитического мышления. Именно с помощью анализа текста и образов ученик сможет раскрыть всю суть произведения.

Для начала необходимо прочитать сам текст, затем сделать анализ и понять сюжетную линию, при этом учитель должен объяснить, что Илья Муромец и Соловей- разбойник – это образы, имеющие определенный символический смысл.

Образ Ильи Муромца – идеальный образ богатыря, самый любимый герой русских былин. Это богатырь могучей силы, что дает ему уверенность и выдержку. Ему свойственны достоинства, которыми он не поступится даже перед князем. Он – защитник Русской земли, защитник вдов и сирот. То есть, он символ не только богатыря, но и храбрости, отваги и любви к народу. Он полностью отдавался своему делу, и доблестно защищал свою родину. Примечательно, что семьи в обычном понимании – жены, возлюбленной у героя нет. И это не случайно. Вся сила могучего воина направлена на защиту Руси. Смысл его жизни – дать возможность обычным людям жить, строить свои дома, заводить семьи и не бояться набегов врагов.

Несмотря на бессчетное количество побед, Илья не был хвастливым. Былинные сказители особо подчеркивают, что он никогда не гордился победами и не демонстрировал их напоказ. Часто говорится, что побежденного врага, если на то не было приказа, то и отпускал на все четыре стороны, как он поступил с Соловьем-разбойником. Это особое отношение к поверженному врагу прослеживается и в образах других былинных героев, а позднее стало традиционным для русского воина-защитника.

Задача учителя привести ученика к такому заключению с помощью самостоятельного анализирования текста. Мужество, верность слову и долгу, сила и любовь к родине – вот основные черты былинного героя Ильи Муромца.

Не малую роль в объяснении образа Соловья-разбойника играет метод проведения параллели с образом Ильи Муромца. Ведь они являются антиподами друг другу. Соловей-разбойник – отрицательный герой. Символ злости, корысти и нечисти. Не отличаясь солидным ростом, не имея никакого грозного оружия, не уничтожая за раз по сотне противников, он все-таки обладает особой силой – его свист способен уничтожить даже самого сильного богатыря. Соловей-разбойник – образ врага народа и страшного разбойника, который нападал на людей и губил их своим свистом. Он не был похож ни на человека, ни на птицу соловья, а был неким чудовищем с дикими выходками и образом жизни, живя в гнезде большого дерева.

Особо примечателен тот факт, что под конец Соловья-рабойника все-таки удалось победить. Это говорит о том, что вера народная в свои силы поистине огромна, ведь Илья Муромец представляет собой собирательный образ русского народа. Кроме того, Илья Муромец не убивает Соловья-разбойника, а лишь отпускает его на волю, предварительно взяв с него слово не пакостить больше. В этом проявляется основная черта христианской морали – всепрощение.

Поэтический анализ фольклорных образов и символов позволяет поставить и решить задачи воспитания, так как веками складывавшееся устное искусство слова несет в себе мощную энергетику подлинных общечеловеческих ценностей, нравственности и духовности народа. Работа с фольклорным материалом предоставляет возможности для развития у школьников таких качеств, как внимание, наблюдательность, воображение, память.

Таким образом, при помощи разных методов, таких как чтение текста, анализ сюжета, образной системы, приемов сопоставления, проведения параллелей, формируются определенные умения и навыки обращения учеников с устным словом, наполненным глубоким символическим смыслом, что впоследствии составит основу для работы с литературными авторскими произведениями.













Литература


1. Голубков В. В. Методика преподавания литературы. – М., 1962.

2. Рыбникова М. А. Очерки по методике литературного чтения. – М., 1985.

3. Кудряшев Н. И. Взаимосвязь методов обучения на уроках литературы. – М., 1981.

4. Никольский В. А. Методика преподавания литературы в средней школе. – М., 1971.

5. Буслаев Ф. И. Преподавание отечественного языка: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. "Рус. яз. и лит." М.: Просвещение, 1992.

6. Балталон Ц. П. Воспитательное чтение. Беседы по методике начального обучения. 2-е изд., значительно дополненное. – М., 1911. С. 58.

7. Лихачев Д. С. Художественное единство «Слова о полку Игореве». В кн. «Великий путь», М.: 1987.




Материал жариялап тегін
сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!