Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ И КОММУНИКАЦИЙ »
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
«АНАЛИЗ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТЕКСТА – ОСНОВА РАЗВИТИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧТЕНИЯ И КОММУНИКАЦИЙ »
Аннотация
В данной работе я хотела показать, как важно для развития функционального чтения и коммуникаций школьников на уроках русского языка и литературы работать с художественным текстом. На примере урока русской литературы в 11 классе с применением технологии художественного хронотопа постаралась доказать ценность анализа текста, поскольку зачастую уроки развития речи сводятся не к анализу произведения, а к пересказу, что не даёт ожидаемого результата.
Ключевые слова: чтение текста, анализ текста, коммуникативные навыки, технология художественного хронотопа
1. Новые цели перед современными школьниками
Современная жизнь ставит перед учеником новые
цели: свободное владение языком, умение общаться с различными
людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта,
уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога
А. А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен
располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться
в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать
содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить
обратную связь.
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и
письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное,
умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть
тактичным и убедительным в дискуссии — одно из самых важных
направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не
относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует
коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку
как средству общения.
Работая в среднем и старшем звене, я обратила внимание на то, что у
детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда
могут свободно аргументировать свои выступления, делать обобщенные
выводы или просто свободно и произвольно общаться друг с другом.
Зачастую они стараются заменить живую, культурную речь стандартной
житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными
способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных,
связных, обобщенных устных и письменных
высказываний.
Высокий уровень культуры человека, в свою очередь, немыслим без высокого уровня культуры речи. А это непосредственно связано с чтением книг. Чтобы повысить читательскую грамотность, необходимо заинтересовать ученика. Данную задачу учитель должен поставить перед собой при работе с текстом.
2. Работа над текстом
Центральной единицей обучения на уроках становится текст как речевое произведение. Именно поэтому особое внимание уделяю анализу текста, применяя элементы технологии проблемного обучения и художественного хронотопа. Обучающиеся при такой работе способны осознанно воспринимать и понимать звучащую речь ( умение слушать) и печатное слово(умение читать грамотно, точно, выразительно, точно передавать в устной и письменной форме собственные мысли.)
3. Анализ «Причитание Найман-Аны» с применением художественного хронотопа
На уроках русской литературы очень важно как чтение текста, так и его анализ.
Чтобы понять художественное произведение, оценить его по достоинству, надо к нему «приблизиться», проанализировать его язык, понять, как живут, употребляются в нем языковые средства (фонетические, лексические, словообразовательные и грамматические).
Анализ художественного текста – одна из самых сложных и деликатных составляющих того процесса, который мы называем “изучение литературы и русского языка в школе”.
Я хотела бы остановиться на анализе одного произведения.
Например, на уроке русской литературы при изучении отрывка из романа «Буранный полустанок» «Причитание Найман-Аны»4 я использовала технологию художественного хронотопа, автором которой является В.Белов. «...Если мир, – пишет он, – состоит действительно из времени и пространства, то думается мне, что наука взаимодействует больше с пространством, а искусство со временем...»
Методы педагогической деятельности, которые реализуются на данном уроке, - это :
- Создание атмосферы творчества, внимания к тексту, интереса к процессу чтения и анализа;
- Внимательное, «анализирующее» чтение текста с выделением главных смыслов текста;
- Вовлечение учащихся в диалог и полилог, поиск аргументов и контраргументов при обсуждении;
- Обобщение результатов творческой деятельности и знаний
Например, учащиеся , отвечают на следующие
вопросы, опираясь непосредственно на текст: Как представлено время
в легенде?
(В легенде время объективное
прошедшее:
«в прошлые века», «несколько дней подряд», «уже не первый день»,
циклическое: «Вечер», «Ночь», «Наутро», «Уже смерклось»,
«Ночь»).
2.Как представлено пространство?
(В легенде: внешнее и открытое:
«безлюдье сарозеков», конкретное: «В
родных местах», «С другого конца», «На краю стада», «На краю
обрыва», «близко от обрыва», объективное: «Именно в этой части Серединных земель...», «...
не отправили ли жуаньжуаны этих верблюдов всем гуртом на продажу в
Хиву или Бухару...», «крутила она вокруг да около Малокумдычака»,
«поклонится храму святого Ассави...», дальнее: «ей
предстоит дорога...», «издали», «в дальнюю дорогу», «Смутная даль»,
субъективное: «проделала большой и извилистый путь к воздушному
городу с мечетями и крепостными стенами».
1. Из скольких частей состоит причитание Найман-Аны?
(из трех частей)
2. Что можете сказать о поэтическом синтаксисе причитания?
(Аналогичное построение каждой части) повтор слова когда в каждой части.
Сколько раз повторяется слово когда в каждой части? (в 1 ч. – 4 раза, во 2 ч. – 4 раза, в 3 ч. – 5 раз...)
Случайно ли такое повторение?
(Нет, не случайно: каждый абзац заключает в себе слово когда и повторяется по принципу нарастания основной мысли)
3. Выделите ключевые слова в каждой части (В 1 ч. – солнце, ненавистное ослепшее светило, во 2 ч. – напрасное небо, блевотина муками плоти, в мерзком дерьме, в зловонии, в 3 ч. – сумрак затмения, изувеченный пытками разум, в бездну беспамятства.
Конкретные лица: мать, отец, люди, девица.)
4. Какую смысловую нагрузку несут эти слова?
В 1 ч. солнце ненавистно, (манкурту) солнце, дарующее жизнь, ослепло, потому что не видит муки человека.
Во 2 ч. эти слова рисуют этот ужас (в 3 ч.).
В 3 ч. дается следствие пытки – утрата памяти.
5. Какое время представлено в причитании Найман-Аны?
(настоящее)
6. Что возвращает читателя в реальность?
(Слова автора «История эта относится к тем временам...». Еще нужно сказать, что герои легенды как объект изображения отдаляются от нас, от времени).
7. Рассказ купцов, пришедших с караваном товаров в найманские земли, приближают нас к объекту изображения – манкурту.
8. Какой образ возникает в рассказе погонщика?
(Образ Луны, олицетворяющий собой безжизненность, холод)
9. Упоминается ли еще раз этот образ в легенде?
(Да, в разговоре Найман-Аны с сыном)
- С кем ты хотел разговаривать?
- С луной. Но мы не слышим друг друга. Там кто-то сидит.
10. Какой троп и какая поэтическая фигура используются в этом отрывке?
(Сравнение: «задавила в себе возникшую тревогу, как вскрикнувшую раненую птицу...». Прием антитезы: «...Опустила на лицо черный траурный платок... на ее поседевшей голове».)
11. Как вы видите, язык писателя содержит эпитеты, сравнения, слова-символы.
(Сравнения даются не только ради образности, но и для раскрытия душевного состояния человека в данном случае. Эти художественно-выразительные средства окрашивают поэтику легенды.)
12. Сколько раз упоминается образ птицы в данном отрывке?
(2 раза)
«Как птица, вспугнутая с гнезда, кружила Найман-Ана по сарозекским окрестностям»
«Но прежде упал с головы ее белый платок, который превратился в воздухе в птицу...»
Образ птицы – символ воли, свободы. Образ птицы символически метафоричен.
Каковы особенности пространства в легенде?
(Оно тесно связано с перемещением героини из одного места в другое, с изменениями в ее жизни: «Найман-Ана наклонилась и стала медленно падать, упал с головы ее белый платок, который превратился в воздухе в птицу и полетел».)
Где события в легенде приобретают кульминационный характер?
(Убийство Найман-Аны родным сыном-манкуртом.)
Какие цвета, краски и с какой целью автор вводит в легенду?
(Черный, белый с той целью, чтобы показать сменяющие друг друга отчаяние и надежду матери.)
Чувствуются ли запахи и слышатся ли звуки в легенде?
(В причитании Найман-Аны чувствуется мерзкий запах: блевотина, дерьмо, зловоние; в легенде слышатся душераздирающие крики: причитания, шум битвы, безутешные вопли, что придает легенде трагический характер.)
Какая синтаксическая конструкция преобладает?
(Сложноподчиненные предложения, сложные предложения с сочинением и подчинением, сложноподчиненные предложения, осложненные деепричастными и причастными оборотами.)
Простые предложения с причастными оборотами.
Простые предложения с деепричастными оборотами.
Новизна Айтматова в синтаксическом строении предложений заключается в том, что он использует большие обороты речи, которые пронизывают читателя ощущением трагического настроения.
Скажите, какие определения дает сыну Найман-Ана в мыслях и думах, находясь в пути?
(Ее сын живой, просто живой – умственно изувеченное существо – другой несчастный – своего сына...)
Мотив светлой, материнской, великой, но обреченной надежды. Хотя она отправляется в рассвет, на ней белый платок, она на белой верблюдице Акмае идет по равнинам великой сарозекской степи, все же Найман-Ана не в силах спасти сына-манкурта, более того мольбы не доходят до него:
«перед ним возникла «глухая непроницаемая стена», «она билась в наглухо закрытую дверь», «пыталась пробиться в глухую дверь сокрушенной памяти», потому что он лишен самого главного и бесценного – памяти.
Убийство матери руками родного сына – кульминация легенды. Превращение белого платка в птицу – своего рода символическая концовка. Что дает учащимся использование технологии художественного хронотопа при анализе художественного текста?
-
помогает развивать эстетический вкус и поэтическое чутьё учащихся при работе с художественным текстом; вовлечь учащихся в диалог и полилог; чтение текста приобретает анализирующий характер, что, в свою очередь, совершенствует мышление, логику и «невольно» прививает интерес к изучению произведений. Самое главное: учащиеся самостоятельно читают, анализируют и делают выводы, т.е.совершенствуются коммуникативные навыки.
Анализ художественного текста носит не столько обучающий, сколько воспитательный характер: формирует гражданские позиции, нравственные ценности. Ученик, постигая объективное содержание, находит в них личностный смысл, оценивает нравственные проблемы, ситуации, ставит себя на место героя.
Лингвистический анализ способствует развитию высокой культуры разговорной и письменной речи, умению пользоваться его выразительными средствами, что по словам В.В.Виноградова, является «самой лучшей рекомендацией для каждого человека в общественной и творческой деятельности».5
Как видим, работа над текстом и его анализ в дальнейшем играет важную роль в формировании и развитии функционального чтения и коммуникативной компетенции учащихся.
Библиографические ссылки
1. Ч.Т.Айтматов ., Буранный полустанок.-М.,2003
2. Т.П.Лозинская.,Лингвистический анализ на уроках русского языка»:Методическое пособие.- М., «Московский лицей» Брянск «Курсив», 1997.-13 с.