План-конспект урока
«СЛЕДСТВИЕ ВЕДУТ ЗНАТОКИ»
Урок – исследование в 5 классе.
Тема Антонимы
Цели - Дать понятие об антонимах.Знать: определение антонимов.Уметь: подбирать к словам антонимы, находить их в тексте, составлять предложения, употребляя антонимы.Способствовать воспитанию личностных качеств, творческой активности.
Оборудование: ПК, технологическая карта.
Оргмомент.
Записать число, классная работа, одну строчку пропустить.
Пришла шифровка: «Сп..сите, п..м..гите!» Расшифровать (вставить буквы, объяснить).
Расследование. (Проверка домашнего задания)
-Что называется лексикой?- Что называется лексическим значением слова?- Что называется омонимами?- Что называется синонимами?
Подберите к словам синонимы (устно)
Энергичный - … , странный - … , праздник - … , смелый - ….. ,Высокомерный - …. , необыкновенный - …. , небольшой - …. .Проверка.Запись темы урока.Цели урока.
Задание 1. Узнавание в лицо. (Изучение новой темы) - работа в группах.
Отгадай загадки.Запись в тетрадь:Зной - …. , лето - …. , шум - …. .Прочитать стр. 124. Нарисовать портрет антонима (правило).Проверка – защита.
Задание 2 Подскажи словечко…
Определите, кому принадлежат строки из стихотворения.У лукоморья дуб зеленый,Златая цепь на дубе том,И ……. И ….. кот ученыйВсе ходит по цепи кругом.Идет …….. – песнь заводит,……….. – сказку говорит.Проверка.
Задание 3. Осада замка. (3 у доски – 1 из группы))
Распределите слова по группам, подберите антоним к каждому слову.1 – Размер 2 – место 3 – качества человека.Громадный -… , честный - … , справа - … , высокий - …. , жестокий - … , жадный - ….., вверх - …. .Проверка.
Задание 4 Лабиринт пословиц.
Что такое пословица? Чему учат пословицы?1. Добавь антоним.Родная сторона – мать, чужая - ….. .Корень ученья горек, а плод - ….. .Что посеешь, то и …. .Проверка.2. Вспомни пословицы с антонимами, запиши.Труд – леньСвет – тьма.Проверка.3. Замени казахскую пословицу русской. Подчеркни в ней антонимы.Одежда хороша новая, а друг старый.Проверка.
Задание 5. Трудные ступеньки.
1 ступенька – 1 уровень – упражнение 313 (4 предложения), переписать, подчеркнуть антонимы.2 ступенька – 2 уровень – упражнение 317, записать, найти пару.3 ступенька – 3 уровень – закончить пословицы.Тяжело в ученье - …………. . Делу время - ……… .Кто хочет много знать, ………. .Проверка.
Задание 6. Загадочная дверь. (2 у доски)
Многозначные слова тоже имеют свои антонимы. Подбери их.1 вариант – 1 рычаг. 2 вариант – 2 рычагМягкий свет - …. Острый нож - ……..Мягкие движения - …… острый перец - ……Мягкий климат - ……….. острая шутка - …….Проверка.
Задание 7. Сумрачная комната. (1 у доски)
Игра «Наоборот». Подбери антоним.Запись в тетрадь:Высоко - …., далеко - ,,,,,, , потолок - …… , потерял - …… , трус - ……, начло - ….. .Проверка.
Задание 8. Спуск по веревке. (Работа в группе)
Вьем веревку из слов – антонимов. Составить стихотворение с антонимами.Проверка.
Итоги следствия.
1. Домашнее задание: стр. 124 выучить, упражнение 316, выписать антонимы
2. Оценивание
3. О чем узнали на уроке? Что называется антонимом?Достигли ли цели урока? Почему?
Урок окончен.