Г Метод «Иерархия
бриллиантов»
Учащиеся обсуждают идеи,
представленные на карточке, в отношении
вопроса «В чём нуждается человек
больше всего?».
Учащиеся отбирают и
располагают в верхнем поле одну наиболее приоритетную карточку,
далее, на последующих местах располагают карточки в следующем
порядке: на втором месте - две карточки, на третьем - три карточки,
на четвертом - две и на пятом, внизу - одна карточка,
представляющая наименьший приоритет. Карточки образуют форму
бриллианта.
Слова: деньги, недвижимость, престиж,
образование, труд, здоровье, власть, признание,
собственность.
Спикеры групп презентуют
идеи противоположной группе.
ФО: комментарий
учителя
К
Стадия
вызова
Учитель задаёт вопросы
учащимся, на которые необходимо дать полный
ответ:
- Какие аспекты (стороны)
жизни одинаково важны для всех людей, живущих в
обществе?
- По каким признакам все люди
похожи и в тоже время отличаются друг от
друга?
- Каким термином называют
естественные и социальные различия людей? (Ответ: социальное
неравенство)
Учитель предлагает
сформулировать тему урока. Знакомство с целями и критериями
урока.
Сегодня мы познакомимся с
рассказом А.П. Чехова «Толстый и Тонкий. Рассказ был написан в
конце XIX
века на «злобу
дня», затрагивает самые острые
проблемы общества. Сюжет взят писателем из ситуации или истории
близкого окружения, переосмыслен и художественно переработан. Чехов
как врач видел все болезни современного ему общества и пытался
вскрыть и обнародовать проблемы, излечив тем самым людей от
страшнейших пороков.
Предтекстовая
работа
И «Найди
соответствие»
ФО:самооценивание по
ключу.
Учащимся было дано опережающее
задание: прочитать рассказ А.П. Чехова «Толстый и
тонкий».
Начало рассказа рассказывают
ученики, затем Слушание аудио
рассказа.
Послетекстовая
работа.
К Беседа по содержанию.
Прием «Вопрос-ответ»
-
Какой прием создания
комического обнаруживается в названии рассказа?
(антитеза)
-
В чем проявляется социальное
неравенство между героями рассказа?
(1. По внешнему
виду: Толстый-
тонкий;
2.
по социальному
положению:
богатый-бедный;
3. по
судьбе: толстый- ничего неизвестно,
кроме карьеры- тонкий-имеет семью, сына. Но беден. Служит
аккуратно, имеет орден)
-
Что хотел сказать Чехов своим
рассказом? (Высмеять человеческие пороки)
-
Какие чувства возникают у вас
при прочтении рассказа? (Стыд за самоунижение бедного перед
богатым)
-
Какова идея произведения?
(разоблачение подхалимства и угодничества)
-
Какие чувства вызывает у вас
поведение Тонкого?
-
Какой образ понравился вам
больше? Почему?
Чтобы показать читателю
положение героев в обществе, Чехов обращает внимание читателя на
художественную деталь. Вспомним, что это за
термин.
(Художественная
деталь – подробность пейзажа,
портрета, интерьера или психологической характеристики
героя.)
Например,
«флёрдоранж». Что оно означает?
Еще в
тексте встретилось слово «Херес» Это дорогое испанское
вино.
-Кто из
героев мог позволить себе пить такое дорогое вино и
пахнуть
изысканным
одеколоном? (Толстый)
-Так чем
пахло от Тонкого? (Ветчиной и кофейной
гущей)
-Скажите
пожалуйста, эти художественные детали помогают нам понять
социальный статус героев? (Да)
ФО: Словесная похвала
учителя
Вы правильно ответили на
вопросы, а теперь перейдем непосредственно к работе по содержанию
рассказа.
Групповая
работа
1-ая группа: Прием
«Исследовательский фартук»
Верхний карман фартука-
основная мысль, в другие карманы- портреты Толстого и Тонкого,
составить детальное описание героев.
Критерий: определяет основную мысль
текста
Дескрипторы:
-
Составляет детальное описание
героев (Толстого и Тонкого)
-
Правильно определяет основную
мысль текста
2-ая группа: Прием
«Мудрые совы»
Азы
работы: Найдите в тексте новые понятия
и запишите их в алфавитном порядке
Последние
новости: Запишите новую
информацию
Главная
мудрость: Постарайтесь выразить основную
мысль одной фразой.
Критерий: определяет основную мысль
текста
Дескрипторы:
-
Находит в тексте новые понятия
и записывает их в алфавитном порядке
-
Верно определяет основную
мысль текста
3-я группа: Прием
«Двойной пузырь»
Критерий: определяет основную мысль и
тему текста
Дескрипторы:
-
Правильно определяет ключевые
слова текста
-
Верно формулирует тему и
основную мысль
ФО: взаимооценивание по
критериям
Дифференциация по конечному
результату
Вывод: Высокое положение в обществе- еще не
свидетельство большого ума и сердца и, наоборот, маленькая зарплата
и отсутствие карьерного роста не свидетельство несостоятельности
человека. Нужно в любых ситуациях оставаться прежде всего
человеком, сохранять в себе человеческое достоинство.
Писатель изобразил
общественные проблемы, которые его волновали. По его мнению,
общество, погрязшее во лжи, объятое карьеризмом и чинопочитанием,
обречено на гибель. В нем теряются такие важные человеческие
чувства, как дружба, любовь и взаимовыручка. Такова главная мысль рассказа «Толстый и
Тонкий».
Прием «Обратный дизайн».
Возвращение к целям урока.
|