Тема урока: «Имя
прилагательное».
Цели урока: Образовательная: научить распознавать имя прилагательное
как часть речи, научить правильному согласованию с существительным
в роде, числе и падеже, научить к правильному употреблению имен
прилагательных в словосочетаниях и предложениях.
Развивающая: совершенствовать орфографические и
пунктуационные умения и навыки; развивать логическое
мышление.
Воспитательная: формирование умений сотрудничать при
выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к
слову.
Тип урока: комбинированный урок
Оборудование: проектор, интерактивная доска, раздаточный
материал с текстом и различными заданиями.
Давайте мы сначала разделимся на две
группы с помощью конфеток. У кого красные сюда пересядьте, а у кого
зеленые сюда.
Ход урока:
І. Организационный момент
Приветствие, проверить отсутствующих
учеников.
Психологический настрой
Ребята у нас сегодня необычный урок.
Давайте этот урок проведем в хорошем настроении. Желаю вам
удачи.
ІІ. Опрос и проверка
домашнего задания.
Мозговой
штурм.
Я задаю вам вопросы, а
вы должны правильно отвечать на все вопросы.
-Что такое имя существительное?
-Какие существительные отвечают на вопрос
КТО?
-Какие существительные отвечают на вопрос
ЧТО?
-Какие существительные называются
собственными?
-Какие нарицательными?
-Как изменяются
существительные?
-Назовите падежи с вопросами.
-Просклоняйте устно существительные ЗЕМЛЯ,
МОРЕ, ВОЗДУХ.
И.п. земля, море, воздух
Р.п. земли, моря, воздуха
Д.п. земле, морю, воздуху
В.п. землю, море, воздух
Т.п. землёй, морем, воздухом
П.п. земле, море, о воздухе
Слово учителя. Так, давайте ребята с
словом земля составим словосочетание. Какую слову можно
использовать чтобы получилось словосочетание существительное +
прилагательное?. Слову круглая. Круглая на какой вопрос отвечает?
Значить сегоднешная наша тема называется «Имя
прилагательное».
ІІІ. Объяснение нового
материала
Имя прилагательное –
это самостоятельная часть речи,
которая отвечает на вопросы какой? какая? какое?
какие? чей? чье? чья? который?.
Имя прилагательное обозначает признак
предмета: цвет, размер, материал и др.
Имена прилагательные
зависят от существительных: ставятся в том же падеже, числе, роде,
что и существительные, к которым они относятся. В предложени имена
прилагательные являются определениями и сказуемыми. Имена
прилагательные делают нашу речь точной и выразительной.
Например: красивый мальчик,
добрый человек, вкусный торт, голубое небо, чистый
воздух. Имена прилагательные
тоже как и прилагательные изменяются по родам, числам и
падежам.
Красное (яблоко) – ср.р.,
красный (галстук) – м.р.,
красная (кофта) – ж.р.,
красная (книга) – ед.ч.
красные (флаги) – мн.ч.
И. красное яблоко
Р. красного яблока
Д. красному яблоку
В. красное яблоко
Т. красным яблоком
П. о красном яблоке
Упражнение №327 (устно) стр.
144
Ребята, на ваших столах
лежат 2 варианта текста. Прочитайте, сравните их и скажите, чем
различаются эти тексты?
Представьте себе на миг, что вдруг исчезли в языке
прилагательные. Как бы вы могли сказать: «… утро!», пожелать …
аппетита, … ночи? Из вашей жизни ушли бы все цвета радуги. Всё
стало бы …, …, скучным, грустным.
Всё – таки приятно, когда есть слова …, …,
…, …. Пусть всегда они живут вместе с нами и никогда не
исчезают!
|
Представьте себе на миг, что вдруг исчезли в языке
прилагательные. Как бы вы могли сказать: «Доброе утро!», пожелать приятного аппетита, спокойной ночи? Из вашей жизни ушли бы все цвета
радуги. Всё стало бы серым, мрачным, скучным,
грустным.
Всё – таки приятно, когда есть
слова счастливый,
радостный, веселый, добрый. Пусть всегда они живут вместе с нами и
никогда не исчезают!
|
Как вы думаете, для чего мы используем
имена прилагательные? На какие вопросы отвечают выделенные слова?
От каких слов вы поставили вопросы?
Молодцы! Вы
справились с заданиями.
ІV. Закрепление материала
Упражнение №328
Из текста выпишите словосочетания
выраженные с существительными.
(военное искусство, художественное
творчество, искусство изобразительное, театральное).
Упражнение №329 стр. 145
Каких частей речи не хватает в тексте,
чтобы получился рассказ про зайца. Как вы думаете, для чего нужны
прилагательные?
Этот (маленький) зверёк живёт в лесу. У
него (длинные) уши, (пушистый) хвост. Передние лапы (короткие), а
задние (большие). Морковка, зеленая капуста – любимые лакомства
животного. А зимой и (жёсткая) кора хороша.
V. Игра – физминутка
Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый.
(Медведь)
Зеленый, сладкий, сахарный.
(Арбуз)
Спелое, круглое. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая.
(Лиса)
Маленький, желтый, пушистый.
(Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные.
(Это вы,
ребята)
• Игра «Найди лишнего»
-
Представьте, что мы приходим на экскурсию во дворец прилагательных
и видим множество признаков. Вы должны хлопнуть в ладоши, топнуть
ногами, если слово не является прилагательным. Веселый, глупый, желтый, птичка,
ловкий, играют, летают, книга, умный, разноцветные, девочка,
радостные, красивые, милая, злой.
Молодцы! Теперь давайте продолжим
следующие задания. Но оно посложней, ребята! При его выполнении вам
необходима внимательность.
• (Групповая
работа(письменно). Раздаются разные тексты, ученики должны по
смыслу предложения вставить прилагательные, согласуя их с
существительными в роде, числе и падеже.)
1группа
-
(Летним) утром приятно побродить по лесу,
подышать (свежим) воздухом.
2. С (раннего) утра и до (поздней) ночи
слышится (чудесное) пение птиц.
Прилагательные: летний, свежий, ранний,
поздний, чудесный.
2группа
-
(Маленькая) птичка сидела на верхушке
(зеленой) ели.
2. Наступило (солнечное) лето.
Прилагательные: маленький, зеленый,
голубой, мрачный.
Упражнение №330
(письменно)
Соедините прилагательные с
существительными. Обозначьте окончания прилагательных, укажите их
род, число.
Музыкальн(ый), (ая), (ое) – (школа, вечер,
произведение).
Художественн(ый), (ая), (ое) – (гимназия,
фильм, произведение).
Театральн(ый), (ая), (ое) – (сезон, пора,
искусство).
• Творческая работа
(Запишите различные признаки
зимнего и летнего вечера, зимней и летней ночи, зимнего и летнего
неба.).
Зимний день – короткий, морозный, холодный.
Летний день
– длинный, жаркий, теплый,
солнечный, душный.
Зимний вечер – холодный, морозный, суровый,
длинный. Летний
вечер – теплый,
короткий, душный, тихий.
Зимнее небо – пасмурное, облачное, серое,
низкое. Летнее
небо – ясное,
солнечное, голубое, высокое, яркое.
Молодцы, ребята! Вы очень хорошо работали
сегодня! А теперь давайте повторим, что мы узнали сегодня об имени
прилагательном.
Имя
прилагательное
|
обозначает
…
|
изменяется
…
|
отвечает на вопросы
…
|
является в предложении
…
|
Имя прилагательное – это часть речи,
которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой?,
какая?, чей?, чьё?, который?, изменяется по родам, числам, падежам.
В предложении является определением или сказуемым.
Молодцы! Запомните эту часть речи, ее
признаки.
VІ. Домашнее задание.
Задание № 331 стр. 146 +
правило
По этой схеме вы должны
подобрать прилагательные + существительные.
VIІ. Подведение итогов
урока.
Комментирование оценок.