М
ЕЖДУНАРОДНЫЙ ЦЕНТР ПОДДЕРЖКИ
НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ

Шәуенова Ләззат
Жұмаділлақызы
Молжігітова Гүлсара
Пернебайқызы
Яхия Зарина
Сәбитқызы
ТАЙНЫ
ТЕКСТА
Авторская
программа

Алматы,2021
ӘОЖ
373
КБК
74.268.1
Т14
Құрастырушы авторлар:
Қызылорда облысы,Шиелі ауданы,"№156 Н.Бекежанов атындағы қазақ орта
мектебі" коммуналдық мемлекеттік мекемесі,орыс тілі мен әдебиеті
пәнінің мұғалімі
Шәуенова Ләззат
Жұмаділлақызы
Молжігітова Гүлсара
Пернебайқызы
Яхия Зарина
Сәбитқызы
Пікір
жазған:
Омаров Д.К.- Қорқыт ата
атындағы Қызылорда мемлекеттік университетінің оқытушысы,
педагогика саласы бойынша PhD докторы
Халықаралық ғылым мен білімді
қолдау орталығының оқу-әдістемелік кеңес мәжілісінде талқыланып,
2021 ж. «05» ақпан №813 хаттамасымен мақұлданған және баспаға
ұсынылған
Т14 «Тайны
текста» Авторлық
бағдарлама/құрастырған авт: Л.Ж.Шәуенова.,
Г.П.Молжігітова., З.С.Яхия– Алматы, «EDU print» жедел басу
баспаханасы,2021
ISBN
978-601-09-0783-6
Авторлық бағдарлама жалпы
білім мекемелері мұғалімдеріне
арналған
ӘОЖ
КБК
ISBN
978-601-09-0783-6
құраст.Авт: Л.Ж.Шәуенова
Г.П.Молжігітова
З.С.Яхия
© «EDU print» жедел басу
баспаханасы, 2021 ж
Пояснительная записка
Цели филологического образования в школе
значительны и разнообразны. Именно они определяют особую роль
русского языка как предмета в ряду других гуманитарных наук.
Об этом следует помнить не только на уроках, но и во
внеурочной деятельности.
Современный этап развития методики
характеризуется тенденцией слияния обучения языку и речи в единое
целое. Материалом для комплексного обучения языку и речи может
служить текст как основная дидактическая
единица.
В настоящее время учащиеся
образовательного учреждения должен уметь
самостоятельно добывать знания, воспринимать и оценивать получаемую
информацию, уметь работать с текстом как источником научной,
общественно-политической и деловой информации. К сожалению, как
показывает практика, выпускники школ, как правило, не только не
умеют анализировать текст, но и не могут изложить содержащуюся в
нем информацию, сжать или развернуть текст, сделать выводы и
обобщения. Это свидетельствует о недостаточной сформированности
интеллектуальных умений, ведь чтение – это интеллектуальная
деятельность человека, направленная на понимание смысла текста.
Одной из причин создавшейся ситуации является отсутствие
достаточного количества уроков, отведенных на закрепление навыков
работы с текстом. Этим и обусловлена актуальность выбранного
направления в работе факультатива.
В основу программы положен текстоцентрический
подход. Текст является источником информации, эталоном, средством
организации деятельности ученика. Вокруг текста строится вся
работа: она начинается с анализа текста - источника, затем путем
его переработки создается новый текст.
Основное содержание курса составляют знания о
языке, литературных нормах, видах речевой деятельности,
функциональных стилях русской речи, тексте. Значительное внимание в
содержании программы уделено формированию практических навыков
анализа текста, в составлении собственного
текста.
Авторская
программа «Тайны
текста» рассчитан на 34 часа в год, 1 час в
неделю.
Цели и задачи факультативного
курса:
теоретические: освоение знаний о языке и речи:
литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных
стилях русской речи;
развивающие: развитие познавательных интересов,
интеллектуальных и творческих способностей;
практические:
-
совершенствование высокой коммуникативной,
языковой, лингвистической, эстетической, нравственной компетенции;
повторение, обобщение и систематизация знаний учащихся о строении и
языковых особенностях текста;
-
овладение умением проводить лингвистический,
стилистический анализ текста, определять авторскую позицию,
выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать
убедительные доказательства своей точки зрения;
-
логично и образно излагать свои мысли, составлять
связное высказывание;
-
расширить и углубить знания школьников о
стилистических возможностях языковых средств и
изобразительно-выразительных средствах языка, подготовить их к
идейно-художественному анализу текста.
Применяемые технологии:
- технология исследовательской деятельности
учащихся;
- технология проблемного
обучения.
-информационные технологии
Виды деятельности
учащихся:
- комплексный анализ текста;
- составление плана (простого, сложного,
цитатного) текста;
- конспектирование (с помощью учителя и
самостоятельно);
- работа с дополнительными источниками (научно-
популярной литературой,
справочниками, словарями);
- поиск и отбор материала;
- подготовка докладов и
сообщений;
- создание собственного текста заданного типа
речи и стиля.
Основные умения, которыми должны овладеть
учащиеся:
- использовать знание морфологии при выборе
орфограмм,
- применять синтаксические знания при решении
пунктуационных задач.
- различать функциональные стили русского
литературного языка и функциональные разновидности национального
русского языка,
- оценивать языковые факты с точки зрения
нормативности,
- видеть эстетическую функцию языковых средств в
создании художественной формы произведения,
- уметь самостоятельно анализировать
литературно-художественные произведения и их
фрагменты,
- выполнять элементарные исследовательские
работы.
Календарно – тематическое
планирование программы
№
|
Тема
|
Часы
|
Сроки
|
|
1
|
Текст. Микротема.
Абзац.
|
1
|
|
2
|
Практическая работа. Составление
плана текста.
|
1
|
|
3
|
Стилевое единство текста. Научный
стиль.
|
1
|
|
4
|
Комплексный анализ текста
научно-популярного стиля.
|
1
|
|
5
|
Особенности официально- делового
стиля.
|
1
|
|
6
|
Практическая работа. Составление
деловых бумаг: заявление, объявление,
автобиография.
|
1
|
|
7
|
Особенности публицистического
стиля.
|
1
|
|
8
|
Комплексный анализ текста
публицистического стиля.
|
1
|
|
9
|
Разговорный и литературный язык.
Особенности разговорного стиля.
|
1
|
|
10
|
Практическая
работа. Стили
речи
|
1
|
|
11
|
Особенности стиля художественной
литературы.
|
1
|
|
12
|
Практическая работа. Разноаспектный
анализ текста художественного стиля.
|
1
|
|
13
|
Стилистические возможности языковых
средств.
|
1
|
|
14
|
Практическая работа. Разноаспектный
анализ текста. Нахождение языковых средств.
|
1
|
|
15
|
Значение языковых средств в
тексте.
|
1
|
|
16
|
Практическая работа. Разноаспектный
анализ текста. Определение роли языковых
средств.
|
1
|
|
17
|
Практикум.
Разноаспектный
анализ текста.
|
1
|
|
18
|
Типы словесного выражения:
повествование, описание, рассуждение, их
строение.
|
1
|
|
19
|
Практическая работа. Анализ текстов
различных типов.
|
1
|
|
20
|
Словесные изобразительно-
выразительные средства.
|
1
|
|
21
|
Практическая работа. Разноаспектный
анализ текста. Нахождение изобразительно-выразительных
средств.
|
1
|
|
22
|
Тропы: эпитеты, метафоры,
олицетворения, сравнения.
|
1
|
|
23
|
Практическая работа. Мини-сочинение
с использованием изобразительно-выразительных
средств.
|
1
|
|
24
|
Стилистические фигуры: анафора,
антитеза, градация, параллелизм, повторение, инверсия. Анализ
текста.
|
1
|
|
25-26
|
Создание текста с использованием
стилистических фигур речи.
|
2
|
|
27-28
|
Ритм и интонации в прозе и
стихах.
|
2
|
|
29
|
Анализ прозаических и стихотворных
текстов.
|
1
|
|
30-31
|
«Я раскрываю секреты текста». Анализ
текста.
|
2
|
|
32
|
Подготовка к
написанию эссе.
|
1
|
|
33
|
Эссе на лингвистическую тему.
|
1
|
|
34
|
Предметный
вечер: «Берегите русский
язык»
|
1
|
|
Поурочные
планы
ФИО
учителя
|
|
Предмет, класс
|
|
Тема урока:
|
Текст. Микротема.
Абзац.
|
|