Материалдар / Авторская программа факультативного курса "Русское устное народное творчество" 5 класс

Авторская программа факультативного курса "Русское устное народное творчество" 5 класс

Материал туралы қысқаша түсінік
в помощь учителям для ведения факультативного курса
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
08 Қазан 2020
412
2 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Важность учебного предмета «Русский язык и литература» для школ с нерусским языком обучения определена приоритетным статусом русского языка как средства межнационального общения в Республике Казахстан и его значимостью в создании полиязычного пространства.

Овладение русским языком поможет учащимся адаптироваться к условиям современного мира, успешно регулировать речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией и обоснования собственного мнения.

Обновленное содержание обучения предполагает реализацию комплексного подхода в развитии языковой, речевой (в том числе этнокультурной), коммуникативной компетенции на основе функциональной грамотности.

В устном народном творчестве как нигде отразились черты народного характера, присущие ему преставления о добре, красоте, правде, верности и т.п. Особое место занимает уважительное отношение к труду, мастерству человеческих рук. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития учащихся.

Фольклор (folk-lore) – международный термин английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает – "народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные проявления народной духовной культуры. Название "народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как на признак, по которому отличают фольклорное произведение. «Едва ли можно найти материал более близкий, затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий высокой радости детской народной массы. Это –детский фольклор.» Г.С.Виноградов.

Программа факультативного курса «Русское народное творчество» рассчитана на учащихся 5 классов. Пятиклассникам уже известны основные жанры фольклора. Опираясь на возрастные особенности, работа на занятиях будет эмоциональной.


Актуальность программы:

Не секрет, что современные дети не читают, вследствие чего у них не развита речь, скудный словарный запас. А от того насколько будет сформирована речь, зависит успешность и степень общего развития. Таким образом, факультативный курс «Русское устное народное творчество» направлен на формирование личности, способной к осмыслению и рефлексии. В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию народа. Именно из фольклора мы постигаем духовную культуру наших предшествующих поколений. Ученикам важно научиться рассказывать сказки, правильно толковать и употреблять в речи пословицы, уметь сочинять загадки, петь народные песни и частушки, знать как проходили на Руси ярмарки и праздновали «Масленицу». Программа факультативного курса направлена на развитие всех видов речевой деятельности: слушания, говорения, чтения и письма.

Цель программы: развить речевую культуру учащихся, расширить представление пятиклассников о жанрах устного народного творчества, уметь общаться в условиях полиэтнического Казахстана.


Цели обучения:


Слушание

5.1.1.1 - понимать общее содержание сообщения продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему текста

5.1.2.1- понимать значение слов бытовой и духовно-нравственной тематики

5.1.3.1- понимать основное содержание произведений фольклора и литературы/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять тему

5.1.4.1- определять основную мысль текста на основе вопросов;

5.1.5.1- прогнозировать содержание текста по названию текста и на основе иллюстраций.

5.1.5.1- прогнозировать содержание текста по ключевым словам

Говорение

5.2.1.1- владеть словарным запасом

5.2.2.1- пересказывать основное содержание близко к тексту

5.2.3.1- соблюдать орфоэпические нормы.

5.2.4.1- создавать высказывание (повествование, рассуждение) на основе вопросов;

5.2.4.1- создавать высказывание на основе иллюстрации

5.2.5.1- участвовать в диалоге, правильно понимая реплики и предоставляя обратную связь.

Чтение

5.3.1.1- понимать общее содержание текста, определяя ключевые слова и словосочетания.

5.3.3.1- формулировать вопросы по содержанию текста и отвечать на них.

5.3.4.1- владеть видами чтения (ознакомительное);

5.3.6.1- анализировать содержание небольших произведений литературы, определяя тему и основную идею;

Письмо

5.4.1.1 - создавать тексты, используя элементы разговорного и художественного стилей.

5.4.2.1- излагать основное содержание текста на основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального материала

5.4.3.1- представлять информацию в виде словесного описания

5.4.3.1- представлять информацию в виде рисунков.

5.4.4.1-писать творческие работы на литературные темы, выражая свое отношение к героям художественных произведений или поступкам с использованием эпитетов и сравнений

Употребление языковых норм

5.5.1.2 - использовать существительные и прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и падежу.

5.5.2.1 - использовать безличные конструкции, выражающие модальные значения и различные состояния человека

5.5.2.2-использовать необходимые конструкции для выражения своего мнения, сомнения, просьбы, уверенности/согласия/несогласия, побуждения собеседника к высказыванию.



Ожидаемые результаты:

  1. Знание об особенностях жанров фольклора;

  2. Обогащение и активизация словарного запаса;

  3. Умение вести диалог в условиях межкультурной коммуникации;

  4. Развитие коммуникативных умений, духовно-нравственных качеств и толерантности;

  5. Применение полученных знаний на практике.



Содержание факультативного  курса «Русское устное народное творчество» представлен в трех основных видах: текстовой материал, теоретический материал и практический – лексико- грамматические упражнения, которые реализуют выполнение индивидуальной работы, работы в паре и группах. Используются дифференцированные задания с учетом индивидуальных возможностей, способностей ученика. На занятиях создается атмосфера доверия между учителем и учениками, а также среди самих учеников. Используются интерактивные методы обучения, которые помогают учащимся развивать личную точку зрения и принимать во внимание мнения других. Использование различных целей обучения развивает критическое мышление, учит учащихся работать самостоятельно, решать исследовательскую проблему, поиску ответов, обсуждение проблем и выражение своего собственного мнения во время внимательного слушания мнений других учеников. Программа включает в себя конспекты двух уроков. Каждый урок сопровождается видео, презентациями и яркими наглядностями. Используется многообразие ресурсов. На проведение фольклорного праздника «Масленица» и итогового занятия «Ярмарка» отводится по 2 часа.


ГЛОССАРИЙ

  1. Фольклор – В широком смысле кроме словесных жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной культуры народа.

  2. Толерантность – социологический термин, обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни, поведению и обычаям.

  3. Коммуникативные навыки – навыки эффективного общения, легкость установления контакта, поддержание разговора, умение договариваться и настаивать.

  4. Интерактивные методы – это метод, предполагающий взаимодействие между педагогом и учащимся, между самими учащимися в режиме диалога или беседы.

  5. Дифференциация – это организация учебного процесса, при которой учитываются индивидуально-типологические особенности личности

  6. Исследовательская проблема – является осознаваемым противоречием между имеющимся и требующимся уровнем знания о том или ином аспекте изучаемой действительности.






Календарно-тематический план


Дисциплина Русский язык и литература 5 класс


Итого:
17 часов


п/п

Темы занятия

Цели обучения

Кол часов

Сроки

Примечание

1

Введение. Что такое фольклор. Основные жанры.

5.1.3.1

5.2.4.1

1



2

Пословицы и поговорки.

Тематика пословиц и поговорок.

5.2.1.1

5.2.2.1

5.2.3.1

1



3

Прибаутки, приговорки, скороговорки.

5.2.2.1

5.2.3.1

5.2.5.1

1



4

Загадки. Типы загадок.

5.2.5.1

5.4.1.1

5.5.2.1

1



5

Русские народные сказки. Бытовые сказки

5.1.1.1

5.3.3.1

5.4.2.1

1



6

Сказки о животных

5.1.5.1

5.5.1.2

5.2.5.1

1



7

Волшебные сказки

5.1.3.1

5.2.2.1

5.4.4.1

1



8

Предания. Легенды. Былины

5.1.1.1

5.2.5.1

5.4.4.1

1



9

Частушки

5.2.1.1

5.4.1.1

5.5.1.2

1



10

Развитие речи. «Деревенские посиделки»

5.2.1.1

5.2.5.1

5.5.2.2

1



11

Русская народная песня.

5.2.1.1

5.2.2.1

5.2.3.1

1



12

Развитие речи. Праздник «Масленица»

5.1.2.1

5.2.3.1

5.2.5.1

1



13

Праздник «Масленица»

5.1.3.1

5.2.5.1

1



14

Русские национальные игры

5.1.1.1

5.3.3.1

5.4.2.1

1



15

Детский театр

5.2.2.1

5.2.5.1

5.3.1.1

1



16

Развитие речи. Ярмарка

5.1.3.1

5.2.2.1

5.4.4.1

1



17

Развитие речи. Ярмарка

5.1.2.1

5.2.5.1

5.5.2.1

1









ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


  1. Введение. Что такое фольклор. Основные жанры. (1 час)

Цели обучения:

5.1.3.1- понимать основное содержание произведений фольклора и литературы/фрагментов, содержащих знакомые лексические и грамматические единицы, определять тему

5.2.4.1- создавать высказывание (повествование, рассуждение) на основе вопросов;


Цели занятия: иметь представление о своеобразии устного народного творчества, видеть в нем проявление вечных духовно-нравственных ценностей.


Формы и методы работы: просмотр видео «Русский фольклор», презентация – знакомство «Что такое фольклор?», игры «Продолжи пословицу», «Отгадай загадку»; защита презентации «Фольклор»; рефлексия -составление синквейна .


Ключевые слова и фразы: фольклор, традиции, приметы, суеверия, народная мудрость,



  1. Тема занятия: Пословицы и поговорки. Тематика пословиц и

поговорок (1 час)

Цели обучения:

5.2.1.1- владеть словарным запасом

5.2.2.1- пересказывать основное содержание близко к тексту

5.2.3.1- соблюдать орфоэпические нормы.


Цели занятия: использовать малые жанры устного народного творчества в устной и письменной речи; владеть умениями самостоятельно ставить вопросы, работать в группе.


Формы и методы работы: просмотр видео «Пословицы и поговорки», презентация «Красна речь пословицей»,

Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ