ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Важность учебного предмета
«Русский язык и литература» для школ с нерусским
языком обучения определена приоритетным статусом русского языка как
средства межнационального общения в Республике Казахстан и его
значимостью в создании полиязычного пространства.
Овладение русским языком поможет учащимся
адаптироваться к условиям современного мира, успешно регулировать
речевое поведение в соответствии с коммуникативной ситуацией и
обоснования собственного мнения.
Обновленное содержание обучения предполагает
реализацию комплексного подхода в развитии языковой, речевой (в том
числе этнокультурной), коммуникативной компетенции на основе
функциональной грамотности.
В устном народном творчестве как нигде отразились
черты народного характера, присущие ему преставления о добре,
красоте, правде, верности и т.п. Особое место занимает уважительное
отношение к труду, мастерству человеческих рук. Благодаря этому
фольклор является богатейшим источником познавательного и
нравственного развития учащихся.
Фольклор (folk-lore) – международный термин
английского происхождения, впервые введенный в науку в 1846 году
ученым Вильямом Томсом. В буквальном переводе он означает –
"народная мудрость", "народное знание" и обозначает различные
проявления народной духовной культуры. Название
"народно-поэтическое творчество" указывает на художественность как
на признак, по которому отличают фольклорное
произведение. «Едва ли можно найти материал более близкий,
затрагивающий интересы и потребности детского возраста и потому
самый занимательный, чем тот, который связан с детским бытом, с
повседневной жизнью, который возник, вырос и развился из исканий
высокой радости детской народной массы. Это –детский фольклор.»
Г.С.Виноградов.
Программа факультативного курса «Русское народное
творчество» рассчитана на учащихся 5 классов. Пятиклассникам уже
известны основные жанры фольклора. Опираясь на возрастные
особенности, работа на занятиях будет
эмоциональной.
Актуальность программы:
Не секрет, что современные дети не читают,
вследствие чего у них не развита речь, скудный словарный запас. А
от того
насколько будет сформирована речь, зависит успешность и степень
общего развития. Таким образом,
факультативный курс «Русское устное народное творчество»
направлен на формирование личности, способной к осмыслению и
рефлексии. В современных
условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному
наследию народа. Именно из фольклора мы постигаем духовную
культуру наших предшествующих поколений. Ученикам важно научиться
рассказывать сказки, правильно толковать и употреблять в речи
пословицы, уметь сочинять загадки, петь народные песни и частушки,
знать как проходили на Руси ярмарки и праздновали
«Масленицу». Программа факультативного курса направлена на
развитие всех видов речевой деятельности: слушания, говорения,
чтения и письма.
Цель программы: развить речевую культуру учащихся, расширить
представление пятиклассников о жанрах устного народного творчества,
уметь общаться в условиях полиэтнического
Казахстана.
Цели обучения:
Слушание
|
5.1.1.1 - понимать общее содержание сообщения
продолжительностью не более 2-3 минут, определяя тему
текста
|
5.1.2.1- понимать значение слов бытовой и
духовно-нравственной тематики
|
5.1.3.1- понимать основное содержание
произведений фольклора и литературы/фрагментов, содержащих знакомые
лексические и грамматические единицы, определять
тему
|
5.1.4.1- определять основную мысль текста на
основе вопросов;
|
5.1.5.1- прогнозировать содержание текста по
названию текста и на основе
иллюстраций.
|
5.1.5.1- прогнозировать содержание текста по
ключевым словам
|
Говорение
|
5.2.1.1- владеть словарным
запасом
|
5.2.2.1- пересказывать основное содержание близко
к тексту
|
5.2.3.1- соблюдать орфоэпические
нормы.
|
5.2.4.1- создавать высказывание (повествование,
рассуждение) на основе вопросов;
|
5.2.4.1- создавать высказывание на основе
иллюстрации
|
5.2.5.1- участвовать в диалоге, правильно понимая
реплики и предоставляя обратную
связь.
|
Чтение
|
5.3.1.1- понимать общее содержание текста,
определяя ключевые слова и
словосочетания.
|
5.3.3.1- формулировать вопросы по содержанию
текста и отвечать на них.
|
5.3.4.1- владеть видами чтения
(ознакомительное);
|
5.3.6.1- анализировать содержание небольших
произведений литературы, определяя тему и основную
идею;
|
Письмо
|
5.4.1.1 - создавать тексты, используя элементы
разговорного и художественного
стилей.
|
5.4.2.1- излагать основное содержание текста на
основе прослушанного, прочитанного и/или аудиовизуального
материала
|
5.4.3.1-
представлять информацию в виде словесного
описания
|
5.4.3.1-
представлять информацию в виде
рисунков.
|
5.4.4.1-писать творческие работы на литературные
темы, выражая свое отношение к героям художественных произведений
или поступкам с использованием эпитетов и
сравнений
|
Употребление языковых
норм
|
5.5.1.2 - использовать существительные и
прилагательные, правильно согласовывая по роду, числу и
падежу.
|
5.5.2.1 - использовать безличные конструкции,
выражающие модальные значения и различные состояния
человека
|
5.5.2.2-использовать необходимые конструкции для
выражения своего мнения, сомнения, просьбы,
уверенности/согласия/несогласия, побуждения собеседника к
высказыванию.
|
Ожидаемые результаты:
-
Знание об особенностях жанров
фольклора;
-
Обогащение и активизация словарного
запаса;
-
Умение вести диалог в условиях межкультурной
коммуникации;
-
Развитие коммуникативных умений,
духовно-нравственных качеств и толерантности;
-
Применение полученных знаний на
практике.
Содержание факультативного
курса «Русское устное народное
творчество» представлен в трех основных видах: текстовой
материал, теоретический материал и практический – лексико-
грамматические упражнения, которые реализуют выполнение
индивидуальной работы, работы в паре и группах. Используются
дифференцированные задания с учетом индивидуальных возможностей,
способностей ученика. На занятиях создается атмосфера доверия между
учителем и учениками, а также среди самих учеников. Используются
интерактивные методы обучения, которые помогают учащимся развивать
личную точку зрения и принимать во внимание мнения других.
Использование различных целей обучения развивает критическое
мышление, учит учащихся работать самостоятельно, решать
исследовательскую проблему, поиску ответов, обсуждение проблем и
выражение своего собственного мнения во время внимательного
слушания мнений других учеников. Программа включает в себя
конспекты двух уроков. Каждый урок сопровождается видео,
презентациями и яркими наглядностями. Используется многообразие
ресурсов. На проведение фольклорного праздника «Масленица» и
итогового занятия «Ярмарка» отводится по 2 часа.
ГЛОССАРИЙ
-
Фольклор – В широком смысле кроме словесных
жанров, сюда включают всё народное творчество, проявления духовной
культуры народа.
-
Толерантность – социологический термин,
обозначающий терпимость к иному мировоззрению, образу жизни,
поведению и обычаям.
-
Коммуникативные навыки – навыки эффективного
общения, легкость установления контакта, поддержание разговора,
умение договариваться и настаивать.
-
Интерактивные методы – это метод, предполагающий
взаимодействие между педагогом и учащимся,
между самими учащимися в режиме диалога или
беседы.
-
Дифференциация – это
организация учебного процесса, при которой учитываются
индивидуально-типологические особенности личности
-
Исследовательская проблема –
является осознаваемым противоречием между
имеющимся и требующимся уровнем знания о том или ином аспекте
изучаемой действительности.
Календарно-тематический
план
Дисциплина Русский язык и литература
5 класс
Итого: 17 часов
№ п/п
|
Темы занятия
|
Цели обучения
|
Кол часов
|
Сроки
|
Примечание
|
1
|
Введение. Что такое
фольклор. Основные жанры.
|
5.1.3.1
5.2.4.1
|
1
|
|
|
2
|
Пословицы и поговорки.
Тематика пословиц и поговорок.
|
5.2.1.1
5.2.2.1
5.2.3.1
|
1
|
|
|
3
|
Прибаутки, приговорки,
скороговорки.
|
5.2.2.1
5.2.3.1
5.2.5.1
|
1
|
|
|
4
|
Загадки. Типы загадок.
|
5.2.5.1
5.4.1.1
5.5.2.1
|
1
|
|
|
5
|
Русские народные
сказки.
Бытовые сказки
|
5.1.1.1
5.3.3.1
5.4.2.1
|
1
|
|
|
6
|
Сказки о животных
|
5.1.5.1
5.5.1.2
5.2.5.1
|
1
|
|
|
7
|
Волшебные сказки
|
5.1.3.1
5.2.2.1
5.4.4.1
|
1
|
|
|
8
|
Предания. Легенды.
Былины
|
5.1.1.1
5.2.5.1
5.4.4.1
|
1
|
|
|
9
|
Частушки
|
5.2.1.1
5.4.1.1
5.5.1.2
|
1
|
|
|
10
|
Развитие речи. «Деревенские посиделки»
|
5.2.1.1
5.2.5.1
5.5.2.2
|
1
|
|
|
11
|
Русская народная песня.
|
5.2.1.1
5.2.2.1
5.2.3.1
|
1
|
|
|
12
|
Развитие речи. Праздник «Масленица»
|
5.1.2.1
5.2.3.1
5.2.5.1
|
1
|
|
|
13
|
Праздник «Масленица»
|
5.1.3.1
5.2.5.1
|
1
|
|
|
14
|
Русские национальные
игры
|
5.1.1.1
5.3.3.1
5.4.2.1
|
1
|
|
|
15
|
Детский театр
|
5.2.2.1
5.2.5.1
5.3.1.1
|
1
|
|
|
16
|
Развитие речи. Ярмарка
|
5.1.3.1
5.2.2.1
5.4.4.1
|
1
|
|
|
17
|
Развитие речи. Ярмарка
|
5.1.2.1
5.2.5.1
5.5.2.1
|
1
|
|
|
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
ПРОГРАММЫ
-
Введение. Что такое
фольклор. Основные жанры. (1 час)
Цели обучения:
5.1.3.1- понимать основное содержание
произведений фольклора и литературы/фрагментов, содержащих знакомые
лексические и грамматические единицы, определять
тему
5.2.4.1- создавать высказывание (повествование,
рассуждение) на основе вопросов;
Цели занятия: иметь
представление о своеобразии устного народного творчества, видеть в
нем проявление вечных духовно-нравственных
ценностей.
Формы и методы
работы: просмотр видео «Русский фольклор», презентация – знакомство «Что такое
фольклор?», игры «Продолжи пословицу»,
«Отгадай загадку»; защита презентации «Фольклор»;
рефлексия -составление
синквейна .
Ключевые слова и фразы:
фольклор, традиции,
приметы, суеверия, народная
мудрость,
-
Тема занятия:
Пословицы и поговорки.
Тематика пословиц и
поговорок (1 час)
Цели обучения:
5.2.1.1- владеть словарным
запасом
5.2.2.1- пересказывать основное содержание близко
к тексту
5.2.3.1- соблюдать орфоэпические
нормы.
Цели занятия: использовать
малые жанры устного народного творчества в устной и письменной
речи; владеть умениями самостоятельно ставить вопросы, работать в
группе.
Формы и методы
работы: просмотр видео «Пословицы и поговорки», презентация «Красна речь
пословицей»,