Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
АВТОРСКАЯ ПРОГРАММА "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛИНГВИСТИКА
Першанова Эльнара Фахрадиновна -
Алматинская область Енбекшиказахский район г.Есик.
«Частная гуманитарная гимназия»,
учитель русского языка и литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторский курс составлен согласно стандарту общего образования по русскому языку, изучение предмета должно способствовать углублению знаний о языке, формированию пунктуационных навыков, совершенствованию лингвистической и языковой компетентности, овладению некоторыми формами учебно-познавательной деятельности.
Курс играет важную роль в реализации основных целевых установок среднего образования: развитие речи, мышления, освоение знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение способами анализа изучаемых языка, систематизирует теоретические сведения, закрепляет практические умения и навыки, и позволяет восполнить пробелы в знаниях.
Рассматриваются общие вопросы и понятия фонетики, лексикологии, словооразования, морфологии, синтаксиса, основные принципы орфографии и пунктуации, вопросы морфологического разбора единиц, проблемы современной речевой ситуации, навыки лингвистического анализа текста.
Проводятся самостоятельная работа учащихся при выполнении творческих заданий и исследовательных проектов.
В результате у учащихся расширяется словарный запас, обогащается активный запас грамматических конструкций, вырабатываются творческие и коммуникативные способности. Повышая общую языковую подготовку, ученик сможет углубить интерес к русскому языку, повысить культуру устной речи, грамотно, точно, выразительно передавать свои мысли, формирует навыки правильного воспроизведения слова, словоформы, структуры словосочетания и предложения.
Содержание курса представляет собой единство усвоения лингвистики, установлении взаимосвязи между процессом изучения и использования языка, повторить основной теоретический материал лингвистики русского языка, обобщить полученные знания.
Овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические вычказывания. Помогает обогатить словарный запас и увеличить лингвистические знания школьников. Содержание курса направлено на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетентности. Планируется самостоятельная работа учащихся при выполнении творческих заданий, исследовательских проектов.
Даная программа рассчитан на 34 часа.
Цель курса: Развивать лингвистических компетенций учащихся, развивать мыслительной и речевой деятельности. Обеспечить условия для успешного освоения учащимися языковой, лингвистической компетенций учащихся, овладеть знаниями о русском языке и его богатствами, и навыками свободного пользования устной и письменной речью.
Задачи курса:
-
Углубление знаний о лингвистике, о языковой норме.
-
Развивать все виды лингвистической деятельности школьников.
-
Повысить уровень языкового развития и пробудить интерес к языку.
-
Развитие соответствующих грамматических навыков и систематизация изученного грамматического материала.
-
Совершенствование умений анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их интерпретаций.
-
Развивать мыслительной и речевой деятельности, формирования языковой, коммуникативной компетенций.
-
Совершенствовать орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные навыки.
-
Составлять устные и письменные высказывания на лингвистическую тему.
Ожидаемые результаты:
-
Умеют составлять устные и письменные высказывания на лингвистическую тему.
-
Умеют воспринимать лингвистику как гуманитарного знания.
-
Умеют делать орфографический и пунктуационный анализ, проводить анализ слов с помощью словарей.
-
Выполнять различных видов устной и письменной речевой деятельности.
-
Умеют работать с различными видами заданий на выбор, на поиск ошибок.
-
Смогут проводить виды анализа текста.
-
Умеют оформить свою мысль в устной и письменной форме (на уровне одного предложения или небольшого текста).
-
Грамотно создавать письменные высказывания на предложенную тему, пользоваться справочной литературой.
-
Делает орфографический и пунктуационный анализ слов.
Актуальность программы определена тем, что школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку. Развитие целостного представления о лингвистике русского языка, как о многоуровневой системе.
Используемые технологии: ИКТ, критическое мышление, кейс-стади (case–Study), проектная, таксономия Блума.
Используемые методы: INSERT, мозговой штурм, путаница вопросов, авторский стул, кластер, сбор и анализ информации, вопросы – ответы, кубизм, стоп кадр, битва вопросов. ))дайын )
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(Всего 34 часа, 1 час в неделю)
Вводное занятие. 1 час. Практическая работа. Слово о русском языке. Выразительность и богатство русского языка.
Язык и речь. 1 час. Язык и речь. Почему человек умеет говорить. Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности языка. Речь устная и письменная.
Русский алфавит как выдающийся феномен национальной культуры. 1 час. История русского письма. Реформы в области русского алфавита. Писатели о русском алфавите.
Древние письмена. Сигналы–символы. 2 часа. Рисуночное письмо. Как было написано первое письмо? Игра «Угадай символ. Р.Киплинг «Как было написано первое письмо».
Выразительные возможности русского языка. 1 час. Писатели и поэты о выразительности, красоте и богатстве русского языка. Возникновение письменной речи. Виды общения и виды письма. Речь устная и письменная.
Как рождаются звуки. 1 час. Звонкие и глухие «двойняшки». Звонкие и глухие «одиночки». Твердые и мягкие фонемы. Звуки русского языка: гласные ударные-безударные; согласные твердые-мягкие, согласные звонкие- глухие.
Фонетика. 1 час. Общее правила русской орфографии: буква передает не звук, а фонему. Слабые позиции и орфографические ошибки. Способы орфографических проверок. Звуки – «волшебники». Тренировочные упражнения «Кто последний?»
Фонетика как раздел лингвистики. 1 час. Звук как единица языка. Система гласных звуков. Элементы фонетической транскрипции. Основные выразительные средства фонетики.
Слово и образ. Лексика. 1 час. Слово и образ или поговорим о словарях. Выявлять слова, значение которых требует уточнение. Определять значение слова по тексту, уточнять с помощью словаря. Составление словарей на разнеообразную тематику. Подбирать тематический словарь.
Изменяемые и неизменяемые слова. Состав слова. 1 час. Корень - общая часть родственных слов. Окончание - изменяемая часть слова. Различать изменяемые и неизменяемые слова. Различать родственные, однокоренные слова и формы слова.
Состав слова. 1 час. Находить в словах с однозначно выделяемые морфемами окончание, корень, приставку, суффикс. Выполнять морфемный анализ слова. Выполнять морфемного анализа для решения речевых и орфографических задач.
Поговорим обо всех приставках. 2 часа. Игры с приставками. Работа со стихотворением С.Есенина. Правила написания приставок. Секрет безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Игры и упражнения с приставками.
Работа с текстом. 1 час. Понимание учебного текста. Выборочное чтение. Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Смысловая связь.
Текст и его основные понятия. 1 час. Признаки текста. Смысловые единство предложений в текте. Тема текста. Микротема и абзац. Основная мысль. Средства связи предложений в тексте. Типы связи. Последовательность предложений в тексте.
Письмо – текст. 1 час. Письмо другу, подруге. Научить писать письма.
Эссе. 1 час.
Олимпиада по русскому языку. 2 часа. «Узелки на память» (повторение правил). Лингвистические игры, задания.
Шипящие согласные. 1 час. Игра «Волшебный клубок орфограмм.
жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Пероводить слово, звучащее в слово написанное.
Члены предложения. 1 час. Определять главные и всторостепенные предложения. Главные члены предложения. Находить подлежащее и сказуемое. Слова которые выражают основное содержание предложения.
Всторостепенные члены предложения. 1 час. Различать всторостепенные члены предложения. Определения, дополнения, обстоятельства. Различать нераспространенные и распрастраненный предложения. Устанавливать связь слов в предложении по вопросам.
Сжатое изложение. 1 час. Сжатое изложение текста по готовому или коллективно составленному плану. Учить писать сжатое изложение.
Склонение имен существительных. 1 час. Значение и употребление в речи. Повторение: склонение имен существительных. Основные типы склонения имен существительных. Падежные окончания существительных на -ия, -ий, -ие. Разносклоняемые и несклоняемые имена существительные.
Склонение имен существительных. 1 час. Значение и употребление в речи. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды имен прилагательных по значению. Изменение прилагательных по числам. Морфологический разбор. Связь имен прилагательных с именем существительным.
Глагол как часть речи. 2 часа. Употребление в речи глаголов в прямом и перносном значении, глаголов-синонимов, глаголов – антонимов. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи. 1час. Речь и ее значение в речевой практике человека. Сочинение по картинке. Составлять рассказ по репродукции картины. Анализ и исправление ошибок в сочинении.
Упражнение в правильном употребление местоимений в речи. 1 час. Значение и употребление в речи. Местоимение как часть речи. Разряды местоимений. Виды местоимении: вопросительные, местоимения. Морфологический разбор местоимения. Повторение.
Словари и их роль в нашей жизни. 1 час. Лексикография как раздел языкознания. История и развитие русской лексикографии. Классификация словарей. Школьные словари и их характеристика.
Орфография и пунктуация. 2 часа. Определять написание слова по орфографическому словарю. Проверять текст. Находить и исправлять грамматические и пунктуационные ошибки. Подбирать примеры с определенной орфограммой.
Итоговое занятие. 1 час. Повторение. Защита проекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№ |
СОДЕРЖАНИЕ |
Кол-во часов |
|
|
|
Теория |
Практика |
|
Вводное занятие |
1 |
|
|
Язык и речь |
1 |
|
|
Русский алфавит как выдающийся феномен национальной культуры |
1 |
|
|
Древние письмена. Сигналы–символы |
1 |
1 |
|
Выразительные возможности русского языка |
1 |
|
|
Как рождаются звуки |
1 |
|
|
Фонетика |
1 |
|
|
Фонетика как раздел лингвистики |
1 |
|
|
Слово и образ. Лексика |
1 |
|
|
Изменяемые и неизменяемые слова. Состав слова |
1 |
|
|
Состав слова |
1 |
|
|
Поговорим обо всех приставках |
1 |
1 |
|
Работа с текстом |
1 |
|
|
Текст и его основные понятия |
1 |
|
|
Письмо – текст |
1 |
|
|
Эссе |
1 |
1 |
|
Олимпиада по русскому языку |
2 |
|
|
Шипящие согласные |
1 |
|
|
Члены предложения |
1 |
|
|
Всторостепенные члены предложения |
1 |
|
|
Сжатое изложение |
1 |
|
|
Склонение имен существительных |
1 |
|
|
Склонение имен существительных |
1 |
|
|
Глагол как часть речи |
1 |
1 |
|
Развитие речи |
1 |
|
|
Упражнение в правильном употребление местоимений в речи |
1 |
|
|
Словари и их роль в нашей жизни |
1 |
|
|
Орфография и пунктуация |
2 |
|
|
Итоговое занятие |
|
|
|
|
13 |
21 |
|
Всего: |
34 |
Используемая литература:
-
Шанский Н.М. В мире слов. Москва., 1990
-
Гетманова В. Репетитор или 55 занятий по русскому языку. Щикула и К. Астана. 2014.
-
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Москва., 1990
-
Кульгильдинова Т.А. «Занимательная грамматика». А: «Атамура», 2013
-
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая Л.А. Секреты орфографии. 2-е изд. М., 1994.
-
Сараева А.Н. Как проверить «непроверяемое» слово: Занимательный словарь – помощник для школьников и учителей. М.: Грамотей, 2004.
-
Соловейчик М.С. Сборник методических задач.
11