ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ
ЛИНГВИСТИКА
Першанова Эльнара
Фахрадиновна -
Алматинская область
Енбекшиказахский район г.Есик.
«Частная гуманитарная
гимназия»,
учитель русского языка и
литературы
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Авторский
курс составлен согласно стандарту общего образования по русскому
языку, изучение предмета должно способствовать углублению знаний о
языке, формированию пунктуационных навыков, совершенствованию
лингвистической и языковой компетентности, овладению некоторыми
формами учебно-познавательной деятельности.
Курс играет важную роль в реализации основных целевых
установок среднего
образования: развитие речи, мышления,
освоение знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка,
овладение способами анализа изучаемых
языка, систематизирует теоретические
сведения, закрепляет практические умения и
навыки, и
позволяет восполнить пробелы в
знаниях.
Рассматриваются общие вопросы и понятия
фонетики, лексикологии, словооразования, морфологии, синтаксиса,
основные принципы орфографии и пунктуации, вопросы морфологического
разбора единиц, проблемы современной речевой ситуации, навыки
лингвистического анализа текста.
Проводятся самостоятельная
работа учащихся при выполнении творческих заданий и
исследовательных проектов.
В результате у учащихся
расширяется словарный запас, обогащается активный запас
грамматических конструкций, вырабатываются творческие и
коммуникативные способности. Повышая общую языковую подготовку,
ученик сможет углубить интерес к русскому языку, повысить культуру
устной речи, грамотно, точно, выразительно передавать свои мысли,
формирует навыки правильного воспроизведения слова, словоформы,
структуры словосочетания и предложения.
Содержание курса представляет
собой единство усвоения лингвистики, установлении взаимосвязи между
процессом изучения и использования
языка, повторить основной теоретический
материал лингвистики русского языка,
обобщить полученные
знания.
Овладение умениями правильно
писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные
монологические вычказывания. Помогает обогатить словарный запас и увеличить
лингвистические знания школьников.
Содержание
курса направлено на формирование функциональной
грамотности и коммуникативной компетентности.
Планируется самостоятельная работа учащихся при
выполнении творческих заданий, исследовательских
проектов.
Даная программа рассчитан на
34
часа.
Цель
курса: Развивать лингвистических
компетенций учащихся, развивать мыслительной и речевой
деятельности. Обеспечить условия для успешного освоения
учащимися языковой, лингвистической компетенций
учащихся,
овладеть знаниями о русском языке и его
богатствами, и навыками свободного пользования устной и письменной
речью.
Задачи
курса:
-
Углубление знаний о
лингвистике, о языковой норме.
-
Развивать все виды
лингвистической деятельности школьников.
-
Повысить уровень языкового
развития и пробудить интерес к
языку.
-
Развитие соответствующих грамматических
навыков и
систематизация изученного грамматического
материала.
-
Совершенствование умений
анализировать, сопоставлять языковые явления и факты с учетом их
интерпретаций.
-
Развивать
мыслительной и речевой деятельности, формирования
языковой, коммуникативной компетенций.
-
Совершенствовать
орфографические, пунктуационные, лингвистические и коммуникативные
навыки.
-
Составлять устные и письменные высказывания на
лингвистическую тему.
Ожидаемые результаты:
-
Умеют составлять устные и письменные высказывания
на лингвистическую тему.
-
Умеют воспринимать лингвистику
как гуманитарного знания.
-
Умеют
делать орфографический и пунктуационный
анализ,
проводить анализ слов с помощью
словарей.
-
Выполнять различных видов устной и письменной речевой
деятельности.
-
Умеют
работать с различными видами заданий на выбор, на
поиск ошибок.
-
Смогут проводить виды анализа
текста.
-
Умеют оформить свою мысль в устной и письменной
форме (на
уровне одного предложения или небольшого
текста).
-
Грамотно создавать письменные
высказывания на предложенную тему, пользоваться справочной
литературой.
-
Делает
орфографический и пунктуационный анализ
слов.
Актуальность программы
определена тем, что школьники должны иметь
мотивацию к обучению русскому языку. Развитие целостного представления о
лингвистике русского языка,
как о многоуровневой
системе.
Используемые
технологии: ИКТ, критическое
мышление, кейс-стади
(case–Study), проектная,
таксономия
Блума.
Используемые
методы: INSERT,
мозговой штурм, путаница вопросов, авторский стул,
кластер,
сбор и анализ информации,
вопросы – ответы,
кубизм, стоп
кадр, битва вопросов.
))дайын
)
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(Всего 34 часа, 1 час в
неделю)
Вводное занятие. 1
час. Практическая
работа. Слово о русском языке.
Выразительность и богатство русского
языка.
Язык и
речь. 1
час. Язык и речь. Почему человек умеет говорить.
Русский язык среди других языков мира. Изобразительные возможности
языка. Речь устная и письменная.
Русский
алфавит как выдающийся феномен национальной
культуры. 1
час. История
русского письма. Реформы в области русского алфавита. Писатели о
русском алфавите.
Древние письмена.
Сигналы–символы. 2 часа. Рисуночное письмо.
Как было написано первое письмо? Игра
«Угадай символ. Р.Киплинг «Как было написано первое
письмо».
Выразительные возможности русского языка. 1
час. Писатели и поэты о выразительности, красоте и
богатстве русского языка. Возникновение письменной речи. Виды
общения и виды письма. Речь устная и письменная.
Как рождаются
звуки. 1
час. Звонкие и глухие «двойняшки».
Звонкие и глухие «одиночки». Твердые и мягкие
фонемы. Звуки русского языка: гласные
ударные-безударные; согласные
твердые-мягкие, согласные звонкие- глухие.
Фонетика.
1 час.
Общее правила русской орфографии: буква передает
не звук, а фонему. Слабые позиции и орфографические ошибки. Способы
орфографических проверок. Звуки
– «волшебники». Тренировочные упражнения
«Кто последний?»
Фонетика как раздел
лингвистики. 1
час. Звук как единица языка.
Система гласных звуков. Элементы фонетической транскрипции.
Основные выразительные средства
фонетики.
Слово и
образ. Лексика. 1
час. Слово и образ или поговорим о
словарях. Выявлять слова, значение
которых требует уточнение. Определять значение слова по тексту,
уточнять с помощью словаря. Составление словарей на
разнеообразную тематику. Подбирать тематический
словарь.
Изменяемые и неизменяемые
слова. Состав слова. 1
час. Корень - общая часть
родственных слов. Окончание - изменяемая часть слова. Различать
изменяемые и неизменяемые слова. Различать родственные,
однокоренные слова и формы слова.
Состав слова. 1
час. Находить в словах с однозначно
выделяемые морфемами окончание, корень, приставку, суффикс.
Выполнять морфемный анализ слова. Выполнять морфемного анализа для
решения речевых и орфографических задач.
Поговорим обо всех
приставках. 2 часа. Игры с приставками. Работа со
стихотворением С.Есенина. Правила написания приставок. Секрет
безошибочного письма. Тренировочные упражнения. Игры и упражнения с
приставками.
Работа с текстом. 1
час. Понимание учебного текста. Выборочное чтение.
Формулирование простых выводов на основе информации, содержащейся в
тексте. Смысловая связь.
Текст и его основные
понятия. 1 час. Признаки текста. Смысловые
единство предложений в текте. Тема текста. Микротема и абзац. Основная
мысль. Средства связи предложений в тексте. Типы связи.
Последовательность предложений в тексте.
Письмо – текст. 1 час.
Письмо другу, подруге. Научить писать
письма.
Эссе. 1 час.
Олимпиада по русскому языку.
2 часа. «Узелки на память» (повторение правил).
Лингвистические игры, задания.
Шипящие
согласные. 1 час.
Игра «Волшебный клубок
орфограмм.
жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Пероводить слово, звучащее в слово
написанное.
Члены предложения.
1
час. Определять главные и всторостепенные предложения.
Главные члены предложения. Находить подлежащее и сказуемое. Слова которые
выражают основное содержание предложения.
Всторостепенные члены
предложения. 1 час. Различать всторостепенные члены предложения. Определения,
дополнения, обстоятельства. Различать нераспространенные и
распрастраненный предложения. Устанавливать связь слов в
предложении по вопросам.
Сжатое изложение. 1 час.
Сжатое изложение текста по готовому или
коллективно составленному плану. Учить писать сжатое
изложение.
Склонение имен
существительных. 1
час. Значение и употребление в
речи. Повторение: склонение имен существительных.
Основные типы склонения имен существительных. Падежные окончания
существительных на -ия, -ий, -ие. Разносклоняемые и несклоняемые имена
существительные.
Склонение имен
существительных. 1
час. Значение и употребление в
речи. Степени сравнения имен прилагательных. Разряды
имен прилагательных по значению. Изменение прилагательных по
числам. Морфологический разбор. Связь имен прилагательных с
именем существительным.
Глагол как часть речи.
2 часа. Употребление в речи глаголов в
прямом и перносном значении, глаголов-синонимов, глаголов –
антонимов. Морфологический разбор глагола.
Развитие речи. 1час.
Речь и ее значение в речевой практике человека.
Сочинение по картинке. Составлять рассказ по репродукции картины.
Анализ и исправление ошибок в сочинении.
Упражнение в правильном употребление
местоимений в речи. 1 час. Значение и употребление в
речи. Местоимение как часть речи. Разряды
местоимений. Виды местоимении:
вопросительные,
местоимения. Морфологический разбор местоимения.
Повторение.
Словари и их роль в нашей
жизни.
1 час. Лексикография как раздел языкознания. История и
развитие русской лексикографии. Классификация словарей. Школьные
словари и их характеристика.
Орфография и
пунктуация. 2 часа. Определять написание слова по орфографическому
словарю. Проверять текст. Находить и исправлять грамматические и
пунктуационные ошибки. Подбирать примеры с определенной
орфограммой.
Итоговое занятие. 1
час. Повторение. Защита
проекта.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ
ПЛАН
№
|
СОДЕРЖАНИЕ
|
Кол-во
часов
|
|
|
Теория
|
Практика
|
-
|
Вводное занятие
|
|
1
|
-
|
Язык и речь
|
1
|
|
-
|
Русский алфавит
как выдающийся феномен национальной
культуры
|
|
1
|
-
|
Древние письмена. Сигналы–символы
|
1
|
1
|
-
|
Выразительные возможности русского
языка
|
1
|
|
-
|
Как рождаются
звуки
|
|
1
|
-
|
Фонетика
|
|
1
|
-
|
Фонетика как раздел
лингвистики
|
1
|
|
-
|
Слово и
образ. Лексика
|
|
1
|
-
|
Изменяемые и неизменяемые
слова. Состав слова
|
|
1
|
-
|
Состав слова
|
1
|
|
-
|
Поговорим обо всех
приставках
|
1
|
1
|
-
|
Работа с текстом
|
1
|
|
-
|
Текст и его основные понятия
|
|
1
|
-
|
Письмо – текст
|
|
1
|
-
|
Эссе
|
1
|
1
|
-
|
Олимпиада по русскому
языку
|
|
2
|
-
|
Шипящие
согласные
|
1
|
|
-
|
Члены предложения
|
1
|
|
-
|
Всторостепенные члены
предложения
|
|
1
|
-
|
Сжатое изложение
|
|
1
|
-
|
Склонение имен
существительных
|
|
1
|
-
|
Склонение имен
существительных
|
|
1
|
-
|
Глагол как часть
речи
|
1
|
1
|
-
|
Развитие
речи
|
1
|
|
-
|
Упражнение в правильном употребление местоимений
в речи
|
1
|
|
-
|
Словари и их роль в нашей
жизни
|
|
1
|
-
|
Орфография и пунктуация
|
|
2
|
-
|
Итоговое занятие
|
|
|
|
|
13
|
21
|
|
Всего:
|
34
|
Используемая
литература:
-
Шанский Н.М. В мире слов. Москва.,
1990
-
Гетманова В. Репетитор или 55 занятий по русскому
языку. Щикула и К. Астана. 2014.
-
Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой. Москва.,
1990
-
Кульгильдинова Т.А. «Занимательная грамматика».
А: «Атамура», 2013
-
Граник Г.Г., Бондаренко С.М., Концевая
Л.А. Секреты орфографии. 2-е изд. М.,
1994.
-
Сараева А.Н. Как проверить «непроверяемое» слово:
Занимательный словарь – помощник для школьников и учителей. М.:
Грамотей, 2004.
-
Соловейчик М.С. Сборник методических
задач.