Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Автоская программа «Стратегии осмысленного чтения при работе с текстом»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Авторская работа
«Стратегии осмысленного чтения при работе с текстом »
Пояснительная записка.
Автоская программа «Стратегии осмысленного чтения при работе с текстом» составлен на основании Республиканского компонента государственного стандарта среднего общего образования и призван повторить, систематизировать и углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам. Программа курса (36 часа) рассчитана на учащихся 9-10 классов. Стратегии осмысленного чтения при работе с текстом является заданием повышенной сложности, поэтому необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Задание проверяет, прежде всего, сформированность у учащихся коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и порождения собственных высказываний (текстов), компетентности выпускника, важной не только для успешной образовательной деятельности, но и для профессионального и жизненного становления.
Цель курса: помочь успешно справиться с заданием; активизировать внимание учащихся к собственной письменной речи, продолжить формирование умения работать с текстами художественных и публицистических произведений.
Задачи курса:
-
познакомить учащихся с основными этапами работы над заданием и критериями, по которым оценивается сочинение;
-
совершенствовать у учащихся умение писать сочинение-рассуждение, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к тексту;
-
формировать у школьников навыки содержательной, правильной, выразительной, воздействующей речи в письменной форме.
-
Программа курса предполагает дальнейшее развитие у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить их творческие способности.
Исходя из задач преподавания курса «Стратегии осмысленного чтения при работе с текстом», программа предусматривает формирование следующих умений и навыков:
-ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;
- определять главную тему, общую цель или назначение текста;
- выбирать из текста или придумать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;
- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана текста по заголовку и с опорой на предыдущий опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций, содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и вне текстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
- решать учебно-познавательные и учебно-практические задачи, требующие полного и критического понимания текста;
- определять назначение разных видов текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя внимание на полезную в данный момент информацию;
- различать темы и под темы специального текста;
- выделять главную и избыточную информацию;
- прогнозировать последовательность изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные источники информации по заданной теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему аргументов (доводов) для обоснования определённой позиции;
- понимать душевное состояние персонажей текста, сопереживать им.
Основные формы организации занятий:
-
лекции-беседы,
-
практические занятия,
-
самостоятельная работа учащихся.
Образовательные результаты
К концу курса учащиеся будут:
• структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку правописания; использовать в тексте таблицы, изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в том числе динамические, электронные, в частности в практических задачах), переходить от одного представления данных к другому;
• интерпретировать текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера;
- обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных посылок;
- выводить заключение о намерении автора или главной мысли текста.
Формы текущего контроля
-
Оценка аналитической работы учащихся над заданным текстом.
-
Оценка результатов информационной переработки текстов.
-
Оценка рецензии.
-
Оценка подготовленного доклада.
Формы итогового контроля
-
Зачет
-
Сочинение-рассуждение
Методическое обеспечение
-
Ванников Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. – М., 2000
-
Васильева А.Н. Основы культуры речи. – М., 2000
-
Головин Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. – М., 2000
-
Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и практика: Книга для учителя. – М., 2002
-
Кудрявцева Т.С. Учимся работать с текстом: Элективный курс. – М., 2009
-
Кудрявцева Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Текст. Переработка текста. Стили речи». – М., 2002.
-
Солганик Г.Я. От слова к тексту: «Книга для учащихся старших классов. – М., 2000
-
Т.А. Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс, 2009.
-
Как написать сочинение. Составитель Н.М. Ёлкина М.,1997г.
-
Методические указания к курсу: «Теория и практика сочинений разных жанров» Т.А. Ладыженская М. «Просвещение»,2001г.
-
Нарушевич А.Г. Сочинение на ЕНТ. Формулировки, аргументы, комментарии. М., «Просвещение», 2008г.
Содержание учебного предмета
Структура и содержание предмета изучения состоит из наиболее полно и точно изображенного курса. В основе этой части программы лежит выбор содержательной структуры и теоретического аспекта конкретного предмета. Курс стабилизации содержания учебного предмета специфичен и предлагается для реализации всех целей и задач, указанных в пояснительном письме программы.
-
Критерии оценивания задания (Структура и содержание курса «Стратегии смыслового чтения и работа с текстом»), общая характеристика задания. Композиция сочинения – 2 часа. Сформулировать у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их.
-
Сочинение-рассуждение: особенности, структура, речевое оформление – 2 часа. Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения.
-
Особенности публицистического стиля – 2 часа. Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи.
-
Особенности художественного стиля – 2 часа. Выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.
-
Проблема текста. Позиция автора. Формулировка проблемы исходного текста: от позиции автора к проблеме – 2 часа. Формирование навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение аргументировать хотя бы одну из них.
-
Практическое занятие: учимся определять позицию автора и формулировать проблему текста – 2 часа. Подготовить учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному тексту.
-
Комментарий и пересказ текста. В чём их отличие? – 2 часа. Продолжить работу над умением формулировать проблему на основе предложенного текста.
-
Практическое занятие: комментируем проблему публицистического стиля – 2 часа. Обобщить и углубить знания по теме «Публицистический стиль речи», закрепить навыки правописания.
-
Практическое занятие: комментируем проблему художественного стиля – 2 часа. Выявление особенностей художественного стиля речи, определение значимости художественного слова.
-
Пример - иллюстрация из текста. Как его включить в комментарий – 2 часа. Систематизировать знания об описательном типе речи.
-
Определение собственного мнения по проблеме, аргументация своей позиции – 2 часа. Формировать умения логического и грамматического построения собственного текста.
-
Виды аргументов – 2 часа. Научить учащихся проявлять себя в различных сферах жизнедеятельности через умение грамотно и логично рассуждать.
-
Практическое занятие: учимся аргументировать собственное мнение – 2 часа. Развивать конкретные навыки общения.
-
Заключение. Приёмы, которые можно использовать при написании заключения – 2 часа. Отработка знаний учащихся о видах тем сочинений,понятии тезиса, способах аргументации.
-
Работа над смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения – 2 часа. Создать условия и обеспечить ситуации для развития логического мышления, наблюдательности и умений выделять главную информацию.
-
Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (публицистическому) – 2 часа. Актуализация знаний и навыков школьников по созданию сочинения.
-
Практическое занятие: написание сочинения-рассуждения по прочитанному тексту (художественному) – 2 часа. Актуализация и систематизация знаний, полученных ранее по данной теме.
-
Итоговое занятие: вопрос-ответ – 2 часа. Формирование умений и навыков написания сочинения.
Нормативный раздел
Календарно-тематический план
в неделю
(9-10 класс, 1 час – в неделю, всего – 36 часа)
№ |
Раздел Подразделение Тема |
Задача обучения |
Количество часов |
Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) |
||
Всего |
Лекция/ Теория/ Прак-тика1 |
Прак-тика /Прак-тика2 |
|
|||
1-2 |
Критерии оценивания задания «Стратегии осмысленного чтения при работе с текстом» общая характеристика задания. Композиция сочинения. |
Сформулировать у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов, подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих их. |
2 |
1 |
1 |
Умеют подбирать аргументы для подтверждения мыслей. |
3-4 |
Сочинение-рассуждение: особенности, структура, речевое оформление. |
Подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить теоретические знания по созданию текста-рассуждения. |
2 |
1 |
1 |
Анализируют, обобщают, комментируют поднятую автором проблему. |
5-6 |
Особенности публицистического стиля. |
Обобщить ранее полученные знания о публицистическом стиле речи. |
2 |
1 |
1 |
Умеют определять художественных приемов и особенностей текста. |
7-8 |
Особенности художественного стиля.
Материал ұнаса әріптестеріңізбен бөлісіңіз
Ашық сабақ, ҚМЖ, көрнекілік, презентация
жариялап табыс табыңыз!
Материалдарыңызды сатып, ақша табыңыз.
(kaspi Gold, Halyk bank)
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Материал іздеу Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде пәніңізді белгілеп, керек материалды алып сабағыңызға қолдана аласыз Барлығы 663 959 материал жиналған
Ұқсас материалдар Дайын ҚМЖ. Барлық пәндерден 2024-2025 оқу жылына, жаңа бұйрыққа сай жасалған Сертификатталған тренер жасаған 01.01.2023 17 863 13 694
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандарты бойынша жасалған.
Барлық пәндер Барлық материалдар Барлық сыныптар
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін тақырыптармен дайындаймыз Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады Толығырақ |