Авторская
работа
«Стратегии осмысленного
чтения при работе с текстом »
Пояснительная записка.
Автоская
программа «Стратегии осмысленного чтения при работе с
текстом» составлен на основании
Республиканского
компонента государственного стандарта среднего
общего образования и призван повторить, систематизировать и
углубить материал, подготовить учащихся к выпускным экзаменам.
Программа курса (36
часа) рассчитана на учащихся 9-10 классов.
Стратегии осмысленного чтения при
работе с текстом является заданием повышенной сложности, поэтому
необходимо очень серьёзно отнестись к его подготовке. Задание
проверяет, прежде всего, сформированность у учащихся
коммуникативной компетентности, необходимой для понимания чужих и
порождения собственных высказываний (текстов), компетентности
выпускника, важной не только для успешной образовательной
деятельности, но и для профессионального и жизненного
становления.
Цель курса:
помочь успешно справиться с заданием;
активизировать внимание учащихся к собственной письменной
речи, продолжить формирование умения работать
с текстами художественных и публицистических
произведений.
Задачи курса:
-
познакомить учащихся с основными этапами работы
над заданием и критериями, по которым оценивается
сочинение;
-
совершенствовать у учащихся умение писать
сочинение-рассуждение, отвечающее всем требованиям, предъявляемым к
тексту;
-
формировать у школьников навыки содержательной,
правильной, выразительной, воздействующей речи в письменной
форме.
-
Программа курса предполагает дальнейшее развитие
у школьников коммуникативной, лингвистической, языковой и
культуроведческой компетентностей. Предлагаемый курс помогает
обогатить речь учащихся, сделать её богаче, выразительнее, развить
их творческие способности.
Исходя из задач преподавания
курса «Стратегии осмысленного чтения при работе с
текстом», программа предусматривает формирование
следующих умений и навыков:
-ориентироваться в содержании текста и понимать
его целостный смысл;
- определять главную тему, общую цель или
назначение текста;
- выбирать из текста или придумать
заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу
текста;
- формулировать тезис, выражающий общий
смысл текста;
- предвосхищать содержание предметного плана
текста по заголовку и с опорой на предыдущий
опыт;
- объяснять порядок частей/инструкций,
содержащихся в тексте;
- сопоставлять основные текстовые и вне
текстовые компоненты: обнаруживать соответствие между частью текста
и его общей идеей, сформулированной вопросом, объяснять назначение
карты, рисунка, пояснять части графика или таблицы и
т. д.;
- находить в тексте требуемую информацию
(пробегать текст глазами, определять его основные элементы,
сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте,
устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими,
находить необходимую единицу информации в
тексте);
- решать учебно-познавательные и
учебно-практические задачи, требующие полного и критического
понимания текста;
- определять назначение разных видов
текстов;
- ставить перед собой цель чтения, направляя
внимание на полезную в данный момент
информацию;
- различать темы и под темы специального
текста;
- выделять главную и избыточную
информацию;
- прогнозировать последовательность
изложения идей текста;
- сопоставлять разные точки зрения и разные
источники информации по заданной
теме;
- выполнять смысловое свёртывание выделенных
фактов и мыслей;
- формировать на основе текста систему
аргументов (доводов) для обоснования определённой
позиции;
- понимать душевное состояние персонажей
текста, сопереживать им.
Основные формы организации
занятий:
Образовательные
результаты
К концу курса учащиеся
будут:
• структурировать текст, используя нумерацию
страниц, списки, ссылки, оглавления; проводить проверку
правописания; использовать в тексте таблицы,
изображения;
• преобразовывать текст, используя новые формы
представления информации: формулы, графики, диаграммы, таблицы (в
том числе динамические, электронные, в частности в практических
задачах), переходить от одного представления данных к
другому;
• интерпретировать
текст:
- сравнивать и противопоставлять заключённую
в тексте информацию разного
характера;
- обнаруживать в тексте доводы в
подтверждение выдвинутых тезисов;
- делать выводы из сформулированных
посылок;
- выводить заключение о намерении автора или
главной мысли текста.
Формы текущего
контроля
-
Оценка аналитической работы учащихся над заданным
текстом.
-
Оценка результатов информационной переработки
текстов.
-
Оценка рецензии.
-
Оценка подготовленного
доклада.
Формы итогового
контроля
-
Зачет
-
Сочинение-рассуждение
Методическое обеспечение
-
Ванников
Ю.В. Синтаксис речи и синтаксические особенности русской речи. –
М., 2000
-
Васильева
А.Н. Основы культуры речи. – М., 2000
-
Головин
Б.Н. Основы культуры речи: Учебное пособие. – М.,
2000
-
Капинос
В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: Теория и
практика: Книга для учителя. – М., 2002
-
Кудрявцева
Т.С. Учимся работать с текстом: Элективный курс. – М.,
2009
-
Кудрявцева
Т.С. Методические рекомендации к учебнику «Русский язык: Текст.
Переработка текста. Стили речи». – М.,
2002.
-
Солганик
Г.Я. От слова к тексту: «Книга для учащихся старших классов. –
М., 2000
-
Т.А. Долинина «Русский язык. Как написать сочинение на
едином государственном экзамене» -М: Айрис пресс,
2009.
-
Как
написать сочинение. Составитель Н.М. Ёлкина М.,1997г.
-
Методические указания к курсу: «Теория и практика
сочинений разных жанров» Т.А. Ладыженская М.
«Просвещение»,2001г.
-
Нарушевич А.Г. Сочинение на
ЕНТ.
Формулировки, аргументы, комментарии. М., «Просвещение», 2008г.
Содержание учебного
предмета
Структура и содержание
предмета изучения состоит из наиболее полно и точно изображенного
курса. В основе этой части программы лежит выбор содержательной
структуры и теоретического аспекта конкретного предмета. Курс
стабилизации содержания учебного предмета специфичен и предлагается
для реализации всех целей и задач, указанных в пояснительном письме
программы.
-
Критерии оценивания задания
(Структура и
содержание курса «Стратегии смыслового чтения и работа с
текстом»), общая характеристика задания. Композиция
сочинения – 2
часа. Сформулировать
у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов,
подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих
их.
-
Сочинение-рассуждение: особенности,
структура, речевое оформление – 2
часа. Подготовить
учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту
и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить
теоретические знания по созданию
текста-рассуждения.
-
Особенности публицистического
стиля – 2
часа. Обобщить ранее полученные знания о
публицистическом стиле речи.
-
Особенности художественного
стиля – 2
часа. Выявление особенностей художественного
стиля речи, определение значимости художественного
слова.
-
Проблема текста. Позиция автора.
Формулировка проблемы исходного текста: от позиции автора к
проблеме – 2
часа. Формирование
навыка узнавать проблему или проблемы, поставленные автором, умение
аргументировать хотя бы одну из
них.
-
Практическое занятие: учимся определять
позицию автора и формулировать проблему текста
– 2
часа. Подготовить
учащихся к написанию сочинения- рассуждения по заданному
тексту.
-
Комментарий и пересказ текста. В чём их
отличие? – 2
часа. Продолжить работу над умением формулировать
проблему на основе предложенного текста.
-
Практическое занятие: комментируем
проблему публицистического стиля – 2
часа. Обобщить и
углубить знания по теме «Публицистический стиль речи», закрепить
навыки правописания.
-
Практическое занятие: комментируем
проблему художественного стиля – 2
часа. Выявление
особенностей художественного стиля речи, определение значимости
художественного слова.
-
Пример - иллюстрация из текста. Как его
включить в комментарий – 2
часа. Систематизировать знания об описательном типе
речи.
-
Определение собственного мнения по
проблеме, аргументация своей позиции – 2
часа. Формировать
умения логического и грамматического построения собственного
текста.
-
Виды аргументов
– 2
часа. Научить учащихся проявлять себя в различных
сферах жизнедеятельности через умение грамотно и логично
рассуждать.
-
Практическое занятие: учимся
аргументировать собственное мнение – 2
часа. Развивать
конкретные навыки общения.
-
Заключение. Приёмы, которые можно
использовать при написании заключения – 2
часа. Отработка знаний учащихся о
видах тем сочинений,понятии тезиса, способах
аргументации.
-
Работа над смысловой цельностью, речевой
связностью и последовательностью изложения
– 2
часа. Создать условия
и обеспечить ситуации для развития логического мышления,
наблюдательности и умений выделять главную
информацию.
-
Практическое занятие: написание
сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
(публицистическому) – 2
часа. Актуализация знаний и навыков школьников по
созданию сочинения.
-
Практическое занятие: написание
сочинения-рассуждения по прочитанному тексту
(художественному) – 2
часа. Актуализация и
систематизация знаний, полученных ранее по данной
теме.
-
Итоговое занятие:
вопрос-ответ – 2
часа. Формирование
умений и навыков написания
сочинения.
Нормативный
раздел
Календарно-тематический
план
в
неделю
(9-10 класс, 1 час – в
неделю, всего – 36 часа)
№
|
Раздел
Подразделение
Тема
|
Задача
обучения
|
Количество
часов
|
Требования к уровню подготовки
обучающихся
(результат)
|
Всего
|
Лекция/
Теория/
Прак-тика1
|
Прак-тика
/Прак-тика2
|
|
1-2
|
Критерии оценивания задания
«Стратегии осмысленного чтения при работе с
текстом» общая характеристика задания. Композиция
сочинения.
|
Сформулировать
у учащихся собственный взгляд, создать систему аргументов,
подтверждающих справедливость выводов автора или опровергающих
их.
|
2
|
1
|
1
|
Умеют подбирать аргументы для подтверждения
мыслей.
|
3-4
|
Сочинение-рассуждение: особенности, структура,
речевое оформление.
|
Подготовить
учащихся к написанию сочинения-рассуждения по исходному тексту
и в ходе комплексного анализа текста повторить и обобщить
теоретические знания по созданию
текста-рассуждения.
|
2
|
1
|
1
|
Анализируют,
обобщают, комментируют поднятую автором
проблему.
|
5-6
|
Особенности публицистического
стиля.
|
Обобщить
ранее полученные знания о публицистическом стиле
речи.
|
2
|
1
|
1
|
Умеют
определять художественных приемов и особенностей
текста.
|
7-8
|
Особенности художественного
стиля.</ |