
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Багдарлама 5 7 сынып. ЛФК.
8
Приложение 166
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 27 июля 2017 года № 352
Приложение 384
к приказу Министра образования
и науки Республики Казахстан
от 3 апреля 2013 года № 115
Типовая учебная программа по предмету «Лечебная физкультура»
для обучающихся с умеренной умственной отсталостью 5-7 классов
уровня основного среднего образования
Глава 1. Пояснительная записка
1. Учебная программа разработана в соответствии с Государственным общеобязательным стандартом среднего образования (начального, основного среднего, общего среднего образования), утвержденным постановлением Правительства Республики Казахстан от 23 августа 2012 года №1080 и с учетом особых образовательных потребностей обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
2. Цель учебного предмета - всестороннее физическое развитие личности; повышение двигательной активности и мобильности обучающихся, преодоление отклонений в физическом развитии средствами лечебной физической культуры (далее - ЛФК).
3. Задачи учебного предмета:
1) повышение физиологической активности систем организма;
2) совершенствование прикладных и жизненно важных навыков и умений в ходьбе, беге, прыжках, лазании, обогащение двигательного опыта физическими упражнениями;
3) выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращение его деформации;
4) укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно-двигательного аппарата;
5) развитие основных физических качеств;
6) обучение комплексам физических упражнений с оздоровительной и корригирующей направленностью;
7) формирование общих представлений о физической культуре, ее значении в жизни человека, укреплении здоровья.
4. У большинства обучающихся с умеренной умственной отсталостью наблюдаются нарушения физического развития, что требует коррекционной работы с ними. У них наблюдаются отсутствие согласованности дыхания и двигательной нагрузки, отставание в росте, непропорциональное телосложение, различные отклонения в осанке, плоскостопие и различные стертые двигательные нарушения. Патологическая осанка возникает из-за слабого развития мышц спины и живота, неправильной походки, связанной с неразвитостью стоп, с плоскостопием.
5. На уроках применяются следующие методы обучения:
1) практический метод (разучивание по частям);
2) игровой;
3) соревновательный;
4) метод наглядного восприятия.
6. Приемы обучения:
1) разучивание двигательного действия под контролем инструктора ЛФК;
2) совершенствование двигательного действия под контролем инструктора ЛФК.
7. Специальные занятия по лечебной физкультуре являются неотъемлемой частью системы мероприятий по физическому развитию обучающихся с умеренной умственной отсталостью.
8. Назначения обучающихся в специальную медицинскую группу для занятий ЛФК осуществляется после углубленного осмотра, ежегодно проводимого в соответствии с действующей инструкцией о врачебном контроле за обучающимися.
9. Программа рассчитана на систематические занятия. Начинаются занятия с разминочной, подготавливающей части, которая проводится с различными предметами (резиновые и набивные мячи, мешочки с песком, обручи и гимнастические палки) или без них. Основная часть занятия построена в игровой форме, способствует развитию ориентировки в пространстве, укреплению вестибулярного аппарата, формированию правильной осанки, тренировки координационных способностей, развитию образного мышления, а также речевых навыков обучающихся. Заключительная часть занятия релаксирующая, танцевально-игровая, в которой дети расслабляются, получают навыки общения, раскованного движения.
10. Занятия ЛФК направлены на:
1) коррекцию наиболее распространенных дефектов (нарушение осанки, походки, слабость мышц брюшного пресса, туловища, конечностей);
2) развитие координационных способностей обучающихся, их уровень тренированности, способов выполнения упражнений (активно, с помощью, пассивно);
3) коррекцию и компенсацию недостатков физического развития (плоскостопие, отставание в росте, в массе тела, дисплазии);
4) коррекцию нарушений в движениях (нарушение координации, ориентировки в пространстве, точность в движении, равновесия);
5) устранение недостатков в развитии двигательных и иных качеств (силы, быстроты, ловкости, выносливости, гибкости, прыгучести);
6) формирование здорового образа жизни и дальнейшей социализации.
11. Для повышения заинтересованности обучающихся занятия проводятся с музыкальным сопровождением. Это развивает также чувство ритма, гармонии с окружающим миром.
12. Все занятия по ЛФК проводятся в спортивном зале или на свежем воздухе при соблюдении санитарно-гигиенических требований.
13. Объем учебной нагрузки:
1) 5 класс - 1 час в неделю, всего 34 часа в учебном году;
2) 6 класс – 1 час в неделю, всего 34 часа в учебном году;
3) 7 класс – 1 час в неделю, всего 34 часа в учебном году.
14. Комплекс упражнений по ЛФК для каждого обучающегося или группы детей со схожей структурой нарушений определяет инструктор ЛФК, исходя из особенностей психофизического развития обучающихся.
15. Формы организации занятий: индивидуальное занятие, парное, групповое, фронтальное. Объем, дозировку, продолжительность и интенсивность упражнений определяет инструктор с учетом самочувствия, реакции обучающегося на нагрузку, возрастных, половых и индивидуальных особенностей.
16. Бальная оценка по занятиям ЛФК не выставляется.
Глава 2. Базовое содержание учебного предмета для 5 класса
17. Дыхательные упражнения (5 часов)
1) дыхательное упражнение по системе Бутейко;
2) дыхательное упражнение по системе Стрельниковой.
18. Упражнения для формирования правильной осанки (6 часов):
1) ходьба на носках, пятках (руки за голову);
2) ходьба по канату, лежащему на полу;
3) ходьба по гимнастическим палкам, лежащим на полу вдоль зала;
4) ходьба по скакалке, лежащей на полу, пятки вовнутрь;
5) ходьба по обручам, лежащим на полу;
6) сидя на скамейке перекатывать, перекладывать и поднимать карандаши, палочки, кубики.
19. Упражнения для профилактики плоскостопия (6 часов):
1) ходьба на внутренней и внешней стороне стопы (руки на поясе, за направляющим);
2) стойка на внешней стороне стопы «Медвежонок»;
3) стойка на внутренней стороне стопы «Балерина»;
4) ходьба на внутренней и внешней стороне стопы (руки на поясе, за направляющим).
20. Упражнения на тренировку вестибулярной устойчивости (6 часов):
1) ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени;
2) движения рук из различных положений: за головой, на поясе, в стороны, вперед. С открытыми и закрытыми глазами;
3) бег с ускорением и остановками;
4) статическое равновесие: стойка с сомкнутыми стопами; стойка по линии (носок соединен с пяткой), на стопе левой и на пятке правой; на стопе правой и на носке левой;
5) акробатические упражнения: перекаты вперед, назад, в сторону в группировке. С открытыми и закрытыми глазами.
21. Упражнения на развитие и совершенствование координационных способностей (6 часов):
1) движения правой руки вверх-вниз с одновременным движением левой руки от себя – к себе перед грудью (смена рук);
2) разнообразные перекрестные движения правой ноги и левой руки, левой ноги и правой руки (отведение правой ноги в сторону и возвращение в исходное положение с одновременным сгибанием и разгибанием левой руки к плечу; высокое поднимание левой ноги, согнутой в колене, с одновременным подниманием и опусканием правой руки);
3) упражнения с мячами: подбрасывание, бросание, метание, ловля. Мячи – малые, большие. Игры с мячом: «Подвижная цель», «Метко в цель», «Мяч соседу».
22. Релаксационные упражнения (5 часов).
Глава 3. Базовое содержание учебного предмета для 6 класса
23. Дыхательные упражнения (5 часов):
1) дыхательное упражнение по системе Бутейко;
2) дыхательное упражнение по системе Стрельниковой.
24. Упражнения для формирования правильной осанки (6 часов):
1) ходьба по рейкам гимнастической стенки;
2) ходьба по тренажеру «Бегущая дорожка»;
3) ходьба с мешочком на голове, руки на поясе (за направляющим);
4) передвигаясь с мешочком на голове, встать на скамейку и сойти с неё;
5) с мешочком на голове сесть на скамейку и встать. Темп медленный;
6) стоя у стены с мешочком на голове согнуть и подтянуть поочередно левое, а затем правое колено к груди. Темп средний.
25. Упражнения для профилактики плоскостопия (6 часов):
1) ходьба на внутренней и внешней стороне стопы (руки на поясе, за направляющим);
2) стойка на внешней стороне стопы «Медвежонок»;
3) стойка на внутренней стороне стопы «Балерина»;
4) ходьба на внутренней и внешней стороне стопы (руки на поясе, за направляющим).
26. Упражнения на тренировку вестибулярной устойчивости (6 часов):
1) ходьба на носках, пятках, высоко поднимая колени;
2) движения рук из различных положений: за головой, на поясе, в стороны, вперед. С открытыми и закрытыми глазами;
3) бег с ускорением и остановками;
4) статическое равновесие: стойка с сомкнутыми стопами; стойка по линии (носок соединен с пяткой), на стопе левой и на пятке правой; на стопе правой и на носке левой;
5) акробатические упражнения: перекаты вперед, назад, в сторону в группировке. С открытыми и закрытыми глазами;
6) ходьба с поворотами, выпадами, приставными шагами. Спиной по направлению движения;
7) прыжки на одной и обеих ногах, частые невысокие и максимально высокие (резкие). Прыжки вверх с приземлением в глубокий присед и выпрыгиванием вверх.
27. Упражнения на развитие и совершенствование координационных способностей (6 часов):
1) взмахом отвести правую ногу в сторону и поднять руки через стороны вверх, хлопнуть в ладоши, повернуть голову в сторону, противоположную взмаху ноги. Круговые движения левой ноги в сочетании с круговыми движениями правой руки. Упражнения на сложную координацию движения с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением – под барабан, бубен;
2) упражнения с мячами: подбрасывание, бросание, метание, ловля. Мячи – малые, большие. Игры с мячом: «Подвижная цель», «Метко в цель», «Мяч соседу». Перебрасывание мяча через волейбольную сетку, натянутую на высоте 2 м, в заданные квадраты (мишени).
28. Релаксационные упражнения (5 часов).
Глава 4. Базовое содержание учебного предмета для 7 класса
29. Дыхательные упражнения (5 часов):
1) дыхательное упражнение по системе Бутейко;
2) дыхательное упражнение по системе Стрельниковой.
30. Упражнения для формирования правильной осанки (6 часов):
1) стоя у стены с мешочком на голове подтянуть руки вверх, присесть. Темп медленный;
2) с мешочком на голове опустить на колени, сесть на пятки и встать. Темп медленный;
3) с мешочком на голове пройти по прямой вперед, повернуться спиной назад. То же закрытыми глазами. Темп медленный;
4) с мешочком на голове пройти по веревке, лежащей на полу (4-6 м.) с открытыми и закрытыми глазами. Темп медленный;
5) с мешочком на голове сесть на стул и встать. Темп медленный;
6) с мешочком на голове встать на скамейку и пройти по ней. Темп медленный. Сойти со скамейки;
7) с мешочком на голове опустить на колени, руки вперёд и встать. Темп медленный;
8) с мешочком на голове встать на стул, руками держать за сидение, подняться на прямые ноги. Темп медленный.
31. Упражнения на тренировку вестибулярной устойчивости (6 часов):
1) наклоны головы: вперед, назад, вправо, влево. С открытыми и закрытыми глазами;
2) стойка на носках;
3) стойка на возвышении (скамейка, бревно);
4) ходьба по размеченным ориентирам, деформирующей опоре (песок, поролон, гимнастические палки, канат, гимнастическая стенка);
5) упражнения в равновесии: стойка на пятках, стойка на носках, стойка на сомкнутых носках. Равновесие «Ласточка». Фиксировать с открытыми и закрытыми глазами;
6) бег с поворотами, спиной по направлению движения. Темповыми подскоками;
7) ходьба по наклонной плоскости, на возвышении, лабиринту контрастных высот, составленных из имеющихся в зале скамеек, бревен, козла, коня, гимнастической стенке и других спортивных снарядов;
8) ходьба по бревну: поменяться местами с партнерами;
9) бег вдвоем на трёх ногах (две ноги связаны веревочкой);
10) упражнения в парах: вращения влево (вправо) вдвоем, взявшись за руки; прыжки вдвоем;
11) прыжки с высоты: высота (от30-60 см). Прыжки с поворотом на 45-90⁰. Прыжки согнув ноги, ноги врозь.
32. Упражнения для профилактики плоскостопия:
1) ходьба на внутренней и внешней стороне стопы (руки на поясе, за направляющим);
2) стойка на внешней стороне стопы «Медвежонок»;
3) стойка на внутренней стороне стопы «Балерина»;
4) ходьба на внутренней и внешней стороне стопы (руки на поясе, за направляющим).
33. Упражнения на развитие и совершенствование координационных способностей (6 часов):
1) упражнения на сложную координацию движения с предметами (флажками, мячами, обручами, скакалками). Одновременное отхлопывание и протопывание несложных ритмических рисунков в среднем и быстром темпе с музыкальным сопровождением – под барабан, бубен;
2) упражнения с мячами: подбрасывание, бросание, метание, ловля. Мячи – малые, большие. Игры с мячом: «Подвижная цель», «Метко в цель», «Мяч соседу». Перебрасывание мяча через волейбольную сетку, натянутую на высоте 2 м, в заданные квадраты (мишени).
34. Релаксационные упражнения (5 часов).
Глава 5. Ожидаемые результаты по завершении 5 класса
35. Предметные результаты.

