Этап
урока
|
Действия
педагога
|
Действия
учеников
|
Оценивание
|
Ресурсы
|
Начало
урока
5 мин
|
Приветствие. Организационный
момент. Вопрос: «Почему мы до сих пор
читаем Лермонтова?» Игра
«Выбери аргумент»
— короткая и эффективная активность для начала
уро Карточки-аргументы:
1. Потому что он писал
о свободе, а это актуально в любой
эпохе.
2.Потому что в его
строках — отражение нас самих.
3. Он заставляет
задуматься. Не даёт спокойно принять
несправедливость.
4..Он поднимает вечные
философские вопросы: кто мы, зачем
живём?
5.Он — поэт тревожной
совести. Его голос звучит и сегодня.
6. него невозможно понять
русскую литературу.
7.Потому что его стихи —
это чувства, которые не устаревают.
ка.
|
Отвечают, делятся мыслями
Инструкция для
учеников:
Прочитай все
аргументы.
Выбери тот, с которым ты полностью
согласен.
Объясни, почему именно он тебе
близок.
При желании — придумай
свой аргумент.
Формат
обсуждения:
В парах или мини-группах (3–4
человека):
Назовите номер/начало
аргумента.
Обоснуйте свой
выбор.
Приведите пример (из жизни,
литературы, истории).
Для письменного ответа:
«Я выбираю аргумент №__ потому что…»
|
взаимооценивание
|
Портрет Лермонтова, цитата 
«Нет, я не Байрон, я
другой…»
(Самоидентификация Лермонтова. Подчёркивает
его уникальность и независимость от
шаблонов).
|
Середина
урока
30 мин
|
Задание1. Лексико-семантический анализ
(ЦО 9.1.2.1)
Инструкция:
Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума».
Обратите внимание на слова, имеющие общественно-политическое
значение. Объясните их смысл, используя словарь или опору на
контекст.
Задание:
Найдите 3 слова,
связанные с общественно-политической
тематикой.
Объясните их
значение.
Составьте с ними по 1
предложению.
|
Работают по заданию парами,
ищут лексику, анализируют.
Слова для
анализа:
поколение
грядущее
познание
сомнение
бездействие
общество
престол
поругание
|
Дескрипторы
выбраны верные слова — 1 балл
объяснено значение — 1.5 балла
составлены предложения — 0.5 балла
|
Текст стихотворения
«Дума»,
https://surl.li/wlkppn
словари, таблицы, задания
|
Задание 2. Понимание
текста. Главная и скрытая информация (ЦО
9.3.1.1)
Инструкция:
На основе анализа прочитанного отрывка из стихотворения
определите:
Главную
мысль
Второстепенные
идеи
Скрытый подтекст
(что автор хотел сказать между
строк)
Анализ текста (9.3.1.1): Определить главную мысль,
второстепенные идеи, подтекст. Заполнить
таблицу
|
составляют
таблицу
Главная
мысль
|
Второстепенная
|
Подтекст
|
|
|
|
|
|
|
Пример:
Главная мысль —
размышление поэта о духовной пустоте поколения
Второстепенные — критика бездействия, сомнений, усталости духа
Подтекст — поэт обвиняет не только поколение, но и саму эпоху,
систему
|
Дескрипторы
указана главная мысль — 1
балл
найдены второстепенные идеи —
1 балл
сформулирован подтекст — 2
балла
|
|
Задание 3.
Грамматический блок (ЦО
9.4.6.1)
Заполнить пропуски в тексте
подходящими союзами, предлогами, частицами. Определить часть речи
вставленных слов.
|
заполняют
текст
Инструкция:
Заполните пропуски, вставив нужные союзы, предлоги или
частицы.
Укажите, какую часть речи
вы вставили.
Текст:
Лермонтов писал __
(чтобы/что бы) поколение задумалось о своем
будущем.
Он не только поэт,
__ и мыслитель.
Поэт размышляет __
смысле жизни и долге личности перед
обществом.
Мысль его
произведений сильна __ ясна.
Он говорит __ боли,
__ не теряя веры в человека.
Задание:
Вставьте нужные
слова.
Укажите, является ли
вставленное слово союзом, предлогом или
частицей.
Запишите полные
предложения.
|
Дескрипторы:
вставлены подходящие слова — 1
балл
правильно определена часть
речи — 1 балл
|
|
Задание 4. Синквейн (9.2.1.1):
Составить синквейн о Лермонтове по заданной схеме.
Синквейн о
Лермонтове
Инструкция:
На основе знаний о личности поэта и его произведении составьте
синквейн:
1 строка — 1
существительное (тема)
2 строка — 2 прилагательных
3 строка — 3 глагола
4 строка — фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка — 1 слово (синоним
темы)
|
составляют
синквейн
Пример:
Лермонтов
Смелый, страстный
Бунтует, мечтает, ищет
Живёт в сердцах людей
Поэт
|
Дескрипторы:
Логика, связность
всех строк — 1
балл
Грамматическая
правильность — 0.5
балла
Лексическое
богатство, выразительность — 0.5
балла
|
|
Рефлексия: с каким образом
Лермонтова ухожу с урока?
Инструкция для
учеников:
-
Выбери стикер по
настроению.
-
Напиши на нём 1–2 слова или
метафору.
-
Приклей на доску.
-
По желанию — прокомментируй свой выбор
устно.
|
Делятся впечатлениями,
записывают на стикерах 1 слово-ассоциацию
С каким образом
Лермонтова ты уходишь с урока? ☐
Пророк ☐
Одинокий
человек ☐
Поэт-бунтарь ☐
Человек-огонь ☐
Свой вариант:
____________
Почему ты выбрал
этот образ?
|
Общая схема
баллов
1.
Понимание слов общественно-политической лексики — 2
балла
2.
Определение подтекста и главной мысли — 4
балла
3.
Грамматическая грамотность — 2
балла
4.
Синквейн (лексическая точность, выразительность) — 2
балла
ИТОГО: 10
баллов
|
Стикеры, доска
|