Материалдар / Бессмертный и навсегда молодой КСП 9 класс 2-урок
«Ustaz tilegi» - Республикалық кәсіби педагогтар қауымдастығына қосылып, сайттағы 381 569 материалды тегін жүктеп алу мүмкіндігіне ие болыңыз
Толығырақ

Бессмертный и навсегда молодой КСП 9 класс 2-урок

Материал туралы қысқаша түсінік
9.1.2.1 — понимать значение слов общественно-политической тематики 9.2.1.1 — владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем 9.3.1.1 — понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов 9.4.6.1 — правильно писать союзы, предлоги, частицы
450 ₸
Бүгін алсаңыз
+23 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +23 бонус беріледі Бұл не?
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Дата:

03.04.2025

Класс:

Количество присутствующих

Количество отсутствующих

Школа:

КГУ» «Средняя общеобразовательная школа имени И.Тайманова

ФИО учителя:

Сарманова Шынар Амандосовна

Тема урока:

М. Ю. Лермонтов-бессмертный и навсегда молодой 2-урок

Цели обучения

в соответствии с учебной программой:

9.1.2.1 — понимать значение слов общественно-политической тематики

9.2.1.1 — владеть объемом словарного запаса, достаточным для эффективного общения по широкому кругу тем

9.3.1.1 — понимать главную, второстепенную и скрытую (подтекст) информацию сплошных и несплошных текстов

9.4.6.1 — правильно писать союзы, предлоги, частицы

Цели урока:

Расширяет словарный запас учащихся на примере поэтического текста Лермонтова

Определяет главную и скрытую мысль в лирике поэта

Повторяет правила правописания союзов, предлогов и частиц

Развивает умение вести диалог о ценности поэтического наследия



Этап урока

Действия педагога

Действия учеников

Оценивание

Ресурсы

Начало урока
5 мин

Приветствие. Организационный момент. Вопрос: «Почему мы до сих пор читаем Лермонтова?» Игра «Выбери аргумент» — короткая и эффективная активность для начала уро Карточки-аргументы:

1. Потому что он писал о свободе, а это актуально в любой эпохе.

2.Потому что в его строках — отражение нас самих.

3. Он заставляет задуматься. Не даёт спокойно принять несправедливость.

4..Он поднимает вечные философские вопросы: кто мы, зачем живём?

5.Он — поэт тревожной совести. Его голос звучит и сегодня.

6. него невозможно понять русскую литературу.

7.Потому что его стихи — это чувства, которые не устаревают.

ка.

Отвечают, делятся мыслями


Инструкция для учеников:


Прочитай все аргументы.

Выбери тот, с которым ты полностью согласен.

Объясни, почему именно он тебе близок.

При желании — придумай свой аргумент.

Формат обсуждения:

В парах или мини-группах (3–4 человека):

Назовите номер/начало аргумента.

Обоснуйте свой выбор.

Приведите пример (из жизни, литературы, истории).

Для письменного ответа:
«Я выбираю аргумент №__ потому что…»


взаимооценивание

Портрет Лермонтова, цитата


«Нет, я не Байрон, я другой…»
(Самоидентификация Лермонтова. Подчёркивает его уникальность и независимость от шаблонов).


Середина урока
30 мин

Задание1. Лексико-семантический анализ (ЦО 9.1.2.1)

Инструкция:
Прочитайте отрывок из стихотворения М.Ю. Лермонтова «Дума». Обратите внимание на слова, имеющие общественно-политическое значение. Объясните их смысл, используя словарь или опору на контекст.

Задание:

Найдите 3 слова, связанные с общественно-политической тематикой.

Объясните их значение.

Составьте с ними по 1 предложению.

Работают по заданию парами, ищут лексику, анализируют.


Слова для анализа:

поколение

грядущее

познание

сомнение

бездействие

общество

престол

поругание









Дескрипторы


выбраны верные слова — 1 балл

объяснено значение — 1.5 балла

составлены предложения — 0.5 балла












Текст стихотворения «Дума»,

https://surl.li/wlkppn


словари, таблицы, задания

Задание 2. Понимание текста. Главная и скрытая информация (ЦО 9.3.1.1)

Инструкция:
На основе анализа прочитанного отрывка из стихотворения определите:

Главную мысль

Второстепенные идеи

Скрытый подтекст (что автор хотел сказать между строк)

Анализ текста (9.3.1.1): Определить главную мысль, второстепенные идеи, подтекст. Заполнить таблицу

составляют таблицу


Главная

мысль

Второстепенная

Подтекст









Пример:

Главная мысль — размышление поэта о духовной пустоте поколения
Второстепенные — критика бездействия, сомнений, усталости духа
Подтекст — поэт обвиняет не только поколение, но и саму эпоху, систему





Дескрипторы


указана главная мысль — 1 балл

найдены второстепенные идеи — 1 балл

сформулирован подтекст — 2 балла









Задание 3. Грамматический блок (ЦО 9.4.6.1)

Заполнить пропуски в тексте подходящими союзами, предлогами, частицами. Определить часть речи вставленных слов.


заполняют текст

Инструкция:
Заполните пропуски, вставив нужные
союзы, предлоги или частицы.
Укажите, какую часть речи вы вставили.

Текст:

Лермонтов писал __ (чтобы/что бы) поколение задумалось о своем будущем.

Он не только поэт, __ и мыслитель.

Поэт размышляет __ смысле жизни и долге личности перед обществом.

Мысль его произведений сильна __ ясна.

Он говорит __ боли, __ не теряя веры в человека.

Задание:

Вставьте нужные слова.

Укажите, является ли вставленное слово союзом, предлогом или частицей.

Запишите полные предложения.


Дескрипторы:

вставлены подходящие слова — 1 балл

правильно определена часть речи — 1 балл


Задание 4. Синквейн (9.2.1.1): Составить синквейн о Лермонтове по заданной схеме. Синквейн о Лермонтове
Инструкция:
На основе знаний о личности поэта и его произведении составьте синквейн:

1 строка — 1 существительное (тема)
2 строка — 2 прилагательных
3 строка — 3 глагола
4 строка — фраза из 4-х слов (отношение к теме)
5 строка — 1 слово (синоним темы)


составляют синквейн



Пример:
Лермонтов
Смелый, страстный
Бунтует, мечтает, ищет
Живёт в сердцах людей
Поэт

Дескрипторы:

Логика, связность всех строк — 1 балл

Грамматическая правильность — 0.5 балла

Лексическое богатство, выразительность — 0.5 балла




Рефлексия: с каким образом Лермонтова ухожу с урока?

Инструкция для учеников:

  • Выбери стикер по настроению.

  • Напиши на нём 1–2 слова или метафору.

  • Приклей на доску.

  • По желанию — прокомментируй свой выбор устно.


Делятся впечатлениями, записывают на стикерах 1 слово-ассоциацию


С каким образом Лермонтова ты уходишь с урока?
Пророк
Одинокий человек
Поэт-бунтарь
Человек-огонь
Свой вариант: ____________

Почему ты выбрал этот образ?


Общая схема баллов
1. Понимание слов общественно-политической лексики — 2 балла
2. Определение подтекста и главной мысли — 4 балла
3. Грамматическая грамотность — 2 балла
4. Синквейн (лексическая точность, выразительность) — 2 балла
ИТОГО: 10 баллов

Стикеры, доска



Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі