2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / Боевые традиции казахского народа – основа военно-патриотического воспитания

Боевые традиции казахского народа – основа военно-патриотического воспитания

Материал туралы қысқаша түсінік
Важным условием существования любого государства является крепкое, стабильное гражданское общество, способное обеспечить национальную безопасность. Поэтому военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, как одна из важнейших и приоритетных целей государственной политики, представляется на сегодняшний день объективной необходимостью и необходимым условием развития современного общества.
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АКИМАТА ЖАМБЫЛСКОЙ ОБЛАСТИ

КОММУНАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ " БЕТКАЙНАРСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 7»



преподаватель-организатор НВ и ТП

Фатулаев Ш.О.

Слайд1

Боевые традиции казахского народа – основа военно-патриотического воспитания

Слайд2 Августовская конференция

Важным условием существования любого государства является крепкое, стабильное гражданское общество, способное обеспечить национальную безопасность. Поэтому военно-патриотическое воспитание подрастающего поколения, как одна из важнейших и приоритетных целей государственной политики, представляется на сегодняшний день объективной необходимостью и необходимым условием развития современного общества.

Проблема патриотического воспитания учащейся молодежи занимает одно из важных мест в общей проблематике педагогических исследований, что подтверждается многочисленными теоретическими и практическими разработками многих ученых. В то же время, следует признать, что объективная реальность свидетельствует об ослаблении военно-патриотического воспитания молодежи. Говоря о будущем поколении, Н.А.Назарбаев также выразил тревогу в связи с недостаточностью, нечеткостью в проведении воспитательной работы среди молодежи «в духе патриотизма, любви к Родине, к народу, к земле».

Слайд3

Роль боевых традиций в этом процессе трудно переоценить. Боевые традиции изначально были органичной частью военно-патриотического воспитания, формирующего высокие морально-волевые, психологические и физические качества подрастающего поколения. Опираясь на ценный материал, уточнена сущность понятия «боевые традиции казахского народа», под которым понимают исторически сложившиеся в народе правила и нормы, обеспечивающие национальную безопасность, защиту независимости и территориальной целостности. Также разработана педагогическая классификация боевых традиций казахского народа

Остановимся более подробно на каждом компоненте указанной педагогической классификации. Слайд4

Военное дело имело огромное значение в истории древних и средневековых кочевников обширного европейского региона. Кочевые народы были создателями оригинальной военной системы, с помощью которой на протяжении ряда веков они получили бесспорное военно-политическое превосходство над своими противниками за пределами Великой Степи.

Слайд5,6 В эпоху древности и средневековья военное дело кочевников динамично развивалось по восходящей линии и перешло за рамки их исконного места обитания. Военное дело казахов, являясь национальным и культурным достоянием, заложенным в генетический код человека, способствует формированию исторической памяти, патриотических качеств личности. Военное дело казахов составляют такие компоненты, как комплекс вооружения, традиционная военная организация, военная тактика.

Слайд7

Институт батыров - школа боевой подготовки, хранитель традиции военного искусства казахского народа; - массовый героизм казахского народа в национально-освободительных войнах, герои Великой Отечественной войны (В. Клочков, И.В. Панфилов, Б. Момышұлы, А. Молдагулова, М. Маметова, Н. Абдиров, Р. Кошкарбаев,); - герои-миротворцы (афганцы – А. Шахворостов, К. Майданов; казбат – Е. Алиакпаров, Р. Батырханов, К. Кудабаев). Героическую сущность института батыров определяет, прежде всего, его функциональная нагрузка – защита рода, имени, народа, победа над силами зла, восстановление справедливости. Слово «батыр» означает «борец», «сильный», «герой», «бесстрашный», «храбрый». Батырство как военно-политический институт в кочевом обществе играл ведущую роль в военной организации.

Слайд8,9,10,11,12,13

Народные военно-спортивные игры (детские военизированные игры; конноспортивные игры, спортивные виды). При характеристике воспитательных возможностей казахских народных военно-спортивных игр, способствующих развитию физических, морально-волевых качеств, мы рассматриваем: детские военно-спортивные игры: жаяу кокпар - пеший кокпар, тенге алу – поднимание монет, итеріспек – подталкивание, белбеу тастау – бросать пояс; конноспортивные игры: алтын қабақ , жамбы ату, күміс ату – стрельба из лука в серебрянный диск, «қыз қуу» (догнать девушку), аламан байга, кокпар; спортивное единоборство (қазақша курес). Военно-спортивные игры имеют свои характерные признаки и особенности. К ним следует, прежде всего, отнести:- наличие элементов героики и боевой романтики;- ярко выраженную военно-прикладную направленность. В играх с элементами единоборства развиваются сила, ловкость, выносливость.



Слайд14,15,16,17,18

Устное творчество - хранитель традиций:- пословицы и поговорки. В героических эпосах «Алпамыс батыр», «Қобланды», «Ер Тарғын», «Ер Сайын», «Қамбар», «Ер Қосай», «Ер Көкше», цикле сказаний «Қырық батыр», «Өтеген батыр» отражены подвиги сынов народа, их воля к победе, повествуется в художественной форме о переломных моментах эпохи, о героизме народа, защищавшего родную землю, его думах и чаяниях, многовековой борьбе за национальное единство. Военно-патриотические представление, выработанное народными массами на протяжении тысячелетий в героическом эпосе, дают нам возможность сопоставить уровень мышления наших предков по вопросам морально-волевых качеств с современностью, проследить связи и развития патриотизма и воинской доблести, верности, любви к Родине. «Туған жердей жер болмас, туған елдей ел болмас» (Нет земли ближе родной земли, нет народа - родней чем родной), «туған ел қыдырын, туған жер тұғырың» (Родная страна - твое счастье, родная земля - опора). Народ всегда хотел видеть будущего защитника достойным: «Ер шекіспей бекімейді» (Герой закаляется на войне), «Ер жігіт елі үшін туады, елі үшін өледі» (Герой рождается для народа, умирает за народ). Крылатыми фразами народ выражал и свои патриотические чувства: «Отан оттан да ыстық» (Родина жарче огня). И в то же время осуждал опрометчивые поступки, предательство, трусость: «Отан сатқан – ант атқан» (Предатель Родины проклят присягой), «Опасыда Отан жоқ» (У предателя нет Родины). Народ искал ответ на вопрос, что именно является критерием героизма, источником силы духа, самоотверженности. Человек приобретает личные качества в процессе жизни. Батыр не от роду, а становится им в процессе защиты Родины говорит народная пословица. Народ высоко ценит поступки, продиктованные возвышенными и благородными чувствами, направленными на защиту Родины: «Ер намысы – ел намысы» (честь героя – честь народа). Подлинно казахские пословицы и поговорки действительно отличаются патриотическими ценностями. Народная мудрость содержит целый комплекс рекомендаций, наставлений, выражающих золотые правила поведения, подлинного патриотизма.

Слайд19

Функции боевых традиций. Сущность боевых традиций казахского народа, где получили наиболее яркое отражение накопленный опыт военного искусства, мудрость и другие лучшие черты патриотизма . По способам воздействия на реальную действительность личности можно выделить образовательную, воспитательную, развивающую, информационную, идеологическую функции боевых традиций.

Образовательная функция заключается в целенаправленных военно-исторических сведениях в области военного дела, традиционной казахской военной организации, военной тактики, устно-поэтического творчества, как хранителя традиций военного искусства, а также народных военно-спортивных игр.

Воспитательная функция боевых традиций казахского народа представляет собой результат формирования морально-волевых и физических качеств молодежи. Лучшие образцы боевых традиций, личный пример народных батыров играют большую роль в воспитании воли, к основным качествам которой относятся целеустремленность, смелость, решительность.

Развивающие функции боевых традиций находят свое выражение в развитии познавательных процессов, таких, как восприятие, воображение, мышление. Боевые традиции имеют огромное значение в развитии выносливости, ловкости, силы и быстроты, овладения практическими навыками в беге, прыжках, метании, езде на лошади и др.

Идеологическая функция находит свое выражение в главных свойствах личности: целях, мотивах, поведении, потребностях, интересах и мировоззрении учителей начальной военной подготовки. Между тем обновление содержания военно-патриотического воспитания с учетом многовековых боевых традиций казахского народа выдвигает новые требования к процессу военно-патриотического воспитания молодежи.

Слайд20

Военно-патриотическая работа в Колледже

Работа по военно-патриотическому воспитанию в нашм колледже идет по двум системообразующим направлениям:

I направление. Воспитание на боевых традициях народа и Вооруженных Сил. Данное направление включает в себя следующие:

-мероприятия по увековечиванию памяти павших в борьбе за независимость нашей Родины (шефство над Ветеранами ВОВ и тыла) ;

-проведение митингов и других патриотических мероприятий;

-проведение экскурсий, уроков Мужества, встреч с ветеранами Великой Отечественной войны воинами интернационалистами;

-поздравление и выступление с концертами перед ветеранами войны и труда;

-празднование памятных дат, проведение выставок, викторин, конкурсов, просмотров видеофильмов;

-проведение смотров строевой песни, а также других праздничных мероприятий (концертов), посвященных великим праздникам.

Слайд21

II направление. Военно-спортивные игры.

Прежде всего, это военно-спортивная игра “Улан”, военно-спортивные соревнования , посвященные дню Гражданской защиты, празднование дня Защитника Отечества, которые решают задачи почти всех компонентов системы военно-патриотического воспитания. Опыт проведения военно-спортивных игр показал популярность и важность этой формы военно-патриотического и физического воспитания обучающихся. Они оказывают положительное влияние на организационное укрепление коллектива класса, способствует развитию общественной активности детей, формирует качества, необходимые будущему воину, защитнику Родины.

Слайд22 День воина интернационалиста

Памятный день 15 февраля, который отмечается как день воина Интернационалиста, в школе проходит согласно запланированных мероприятий. В этот день проходят классные часы с приглашением ветеранов, а учащиеся старших классов приглашают ветеранов, представителей акимата сельского округа и учащихся школы на открытый урок мужества . Здесь ребята рассказывают о событиях, происходивших на Афганской земле 80-90 годах ХХ века. О том, какие трудности легли на плечи тогдашних мальчишек призванных служить в ряды Вооруженных сил. По окончанию торжественной части мероприятия на гостей праздника обрушивается шквал вопросов связанных с событиями тех дней. По завершению мероприятия гостям и учащимся школы предоставляется к просмотру видеоматериал о Афганской войне.

Слайд 23 День памяти Ю.Журавлева в Ильичевской сш

День война Интернационалиста богат на различные мероприятия не только в нашей школе, но и в сельском округе. Уже более 10 лет в Ильичевской средней школе существует традиция встречи боевых друзей на День памяти погибшего воина -интернационалиста Ю. Журавлева. В этот день в спортивном зале Ильичевской сш кипят баталии по волейболу, в которых постоянно участвуют и неоднократно становились победителями учащиеся нашей школы.

Слайд24,25 День Гражданской защиты

По-своему интересно в плане военно-патриотического воспитания проходят мероприятия, посвященные дню гражданской защиты. В этом день задействован весь личный состав школы. Проводится объектовая тренировка учащихся школы, по действиям в чрезвычайных ситуациях. Целью такого рода мероприятий является:
- формирование и развитие у обучающихся высоких морально-психологических качеств, постоянной готовности к оказанию помощи в ЧС;
- воспитание у обучающихся, педагогического и технического персонала школы уверенности в эффективности мероприятий гражданской защиты;

 - формирование и развитие высокого чувства долга и ответственности за порученное дело, мужества, отваги, выдержки и самообладания, инициативы, находчивости, взаимной выручки, физической выносливости.

По окончанию тренировки во всех классах школы проходят классные часы на тему безопасности, а учащиеся старших классов принимают участие в военно-спортивных состязаниях, посвященных этому дню. В план состязаний включены задания на знание правил безопасности, использование средств индивидуальной защиты, задания на правильность оказания первой медицинской помощи, военно-спортивные эстафеты. По окончанию состязаний победителям были вручены грамоты.

Слайд 26,27 Месячник «Патриот».

Особую роль в военно-патриотическом воспитании играет месячник «Патриот». В течение месячника в школе проводятся мероприятия, посвященные знаменательным историческим событиям периода Великой Отечественной войны: обороны Москвы, блокады Ленинграда, Сталинградской битвы. В день открытия месячника в школе проводится торжественная линейка, на которой доводится план месячника, определяются задачи. В ходе месячника проводятся уроки мужества, классные часы, экскурсии в музей боевой славы, круглые столы, посвященные дню победы в Великой Отечественной Войне. Силами учащихся школы обновляется материал в школьном музее о ветеранах ВОВ и тыла. По окончанию месячника учащиеся школы участвуют в торжественном митинге, посвященный Дню Победы. Здесь же проходит смотр строя и песни с учащимися старших классов.

Слайд28,29 День Защитника отечества

На протяжении уже многих лет учащихся Ильичевской и Кировской школ в канун празднования Дня Защитника Отечества собираются на традиционное военно-спортивное мероприятие, посвященное этому дню. И этот год не стал исключением. В конкурсную программу праздника ««Легко ли быть солдатом?» были включены военно-спортивные эстафеты, конкурс строя и песни, интеллектуальные задания на знание предмета НВП, стрельба из пневматической винтовки. По завершению праздника участникам встречи были вручены сладкие призы. Такого рода мероприятия всегда сплачивают ребят, готовят их к будущей армейской жизни.

Слайд30

Система военно-патриотического воспитания, созданная в нашем колледже, реально помогает управлять процессом подготовки обучающихся к защите Родины, придает всей проводимой работе системность, последовательность и целенаправленность.

Понимая всю сложность вопроса патриотического воспитания, я считаю, что школа должна принять на себя основную нагрузку по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, ведь именно здесь наше будущее, будущее нашей Родины. Остаюсь при мнении, что воспитание гражданина – патриота стратегическая цель школы, была, есть и будет. Патриотическое сознание наших граждан остается важнейшей ценностью, одной из основ духовно – нравственного единства общества. Воспитать человека любящим свою землю, свой народ, быть готовым к защите своей Родины – очень непростая задача. Но она, безусловно, осуществима, если мы, педагоги, будем выполнять ее с любовью и добротой, не забывая мудрых слов: “Ученик – это не сосуд, который нужно наполнить знаниями, а факел, который нужно зажечь!”

28 Наурыз 2025
50
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі