|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
Тема: БСП с отношением времени, условия,
следствия
|
Цели: Познакомить уч-ся с БСП с отношением времени,
условия, следствия.
Задачи: 1.сформировать у учащихся знания
о БСП
с отношением времени, условия,
следствия.
2.развивать
навыки устной и письменной речи, орфографическую зоркость,
творческое мышление;
3.воспитают интерес к русскому языку и литературе,
самостоятельность.
|
Учащиеся готовятся к
уроку.
|
2.Опрос дом.
задания
|
Повторить о тире в БСП, БСП с отношением
противопоставления.
|
Уч-ся читают дом. задание,
опред. отношение между частями предл. рассказ. правило, приводят
примеры
|
1.Актуализация
знаний
|
Предлагается в БСП определить отношения между
частями предложения, расставить знаки
препинания
«Не бойся друзей в худшем случае они могут
тебя предать
Не бойся врагов в худшем случае они могут тебя
убить
Бойся равнодушных они не убивают и не
предают,
Но только с их молчаливого
согласия
Происходит на Земле убийство и
предательство»
(Б.
Ясенский)
|
Уч-ся выпол. задание, опред.
отнош. между частями предл., расстав.знаки
препинания
|
2.Изучение нового
материала
|
Знакомтсво с теоретическим
материалом на стр.
125-126
В БСП со значением следсивтия
второе предл. содержит следствие событий, о которых говорится в
первой части.
Прошел ледяной дождь –
столько деревьев поламало. Прошел ледяной дождь, вследствие чего
столько деревьев
поламало.
В БСП с отношением времени
обознаячают конкретные действия и
состояния.
Буря прекратилась – отряд
двинулся дальше. Когда буря прекратилась, отряд двинулся
дальше.
В БСП с отношением условия
первое простое предл. заключает в себе условие, а второе –
следствие этого
условия.
Задумаю – реки большие
надолго упрячу под гнёт. Если задумаю, реки большие надолго упрячу
под гнёт.
|
Уч-ся слушают,
записывают,делают
выводы.
|
4. Закрепление
материала
|
Выполнение
заданий:
Определить в
БСП отношение между частями речи. Сделать синтаксический разбор 1)
В Москве ложатся спать - на Камчатке встают. В Санкт- Петербурге
дождь хлещет с утра до вечера - у Каспийского моря трава горит от
засухи. 2) В марте вода не течет - в апреле трава не растет. 3) В
семье лад - в доме клад. 4) Дорогу размыло дождями - транспорт не
мог двигаться. 5) Смотрит Никита в воду - ничего не
видит. 4) М
-[-=]• 4) Дорогу
размыло дождями - транспорт не мог двигаться. 1. Повеств.,
невосклиц. Две
грамматические основы - значит, сложное; 1-я основа односост., 2-я
- двусост. Связь
бессоюзная; предложение
бессоюзное. 4-
[=]-[-=]• 5. Во 2-й части
значение следствия применительно к тому, о чем говорилось в первой
части
1)Тесно стоит
деревня! По узким проулкам деревянные мостки гулко отдают шаг. Идет
человек - далеко слышно... 2) Никишка
на- з_нает_о чем!
3) Выходит Никишка из_избы - темно, холодно, ветер сырой дует. 4)
Не может идти конь!.. Справа водяная бездна: море шумит, а под
ногами камни - не уйти, не убежать! 5) Река была мутной и текла
очень быстро. Сплошным потоком неслись по ней деревья, сухие
валежины, сор, зеленые ветки - река собирала весь оставшийся на
отмелях с весеннего паводка
хлам..
|
Уч-ся выполн. задания по групп., индив., по
парам. Делают синтаксический разбор, определяют БСП с отношениями
между частями предл., защищают,
доказывают
|
5. ОО и
ОдО
|
Предлагается заполнить листы самооценивания,
взаимооценивания.
|
Заполняют
листы
|
6.
Рефлексия
|
Знал(а), узнал(-а), хочу
узнать.
|
Заполняют
дневник
|
7.Последущее
задание
|
Упр. №7 стр.
128
|
Запись в
дневниках
|