| Деятельность учителя | Деятельность ученика |
Тема: БСП с отношением времени, условия, следствия
| Цели: Познакомить уч-ся с БСП с отношением времени, условия, следствия. Задачи: 1.сформировать у учащихся знания о БСП с отношением времени, условия, следствия. 2.развивать навыки устной и письменной речи, орфографическую зоркость, творческое мышление;3.воспитают интерес к русскому языку и литературе, самостоятельность. | Учащиеся готовятся к уроку. |
2.Опрос дом. задания | Повторить о тире в БСП, БСП с отношением противопоставления. | Уч-ся читают дом. задание, опред. отношение между частями предл. рассказ. правило, приводят примеры |
1.Актуализация знаний
| Предлагается в БСП определить отношения между частями предложения, расставить знаки препинания «Не бойся друзей в худшем случае они могут тебя предать Не бойся врагов в худшем случае они могут тебя убить Бойся равнодушных они не убивают и не предают, Но только с их молчаливого согласия Происходит на Земле убийство и предательство»(Б. Ясенский) | Уч-ся выпол. задание, опред. отнош. между частями предл., расстав.знаки препинания |
2.Изучение нового материала | Знакомтсво с теоретическим материалом на стр. 125-126В БСП со значением следсивтия второе предл. содержит следствие событий, о которых говорится в первой части.Прошел ледяной дождь – столько деревьев поламало. Прошел ледяной дождь, вследствие чего столько деревьев поламало. В БСП с отношением времени обознаячают конкретные действия и состояния. Буря прекратилась – отряд двинулся дальше. Когда буря прекратилась, отряд двинулся дальше. В БСП с отношением условия первое простое предл. заключает в себе условие, а второе – следствие этого условия. Задумаю – реки большие надолго упрячу под гнёт. Если задумаю, реки большие надолго упрячу под гнёт. | Уч-ся слушают, записывают,делают выводы. |
4. Закрепление материала | Выполнение заданий: Определить в БСП отношение между частями речи. Сделать синтаксический разбор 1) В Москве ложатся спать - на Камчатке встают. В Санкт- Петербурге дождь хлещет с утра до вечера - у Каспийского моря трава горит от засухи. 2) В марте вода не течет - в апреле трава не растет. 3) В семье лад - в доме клад. 4) Дорогу размыло дождями - транспорт не мог двигаться. 5) Смотрит Никита в воду - ничего не видит.4) М -[-=]•4) Дорогу размыло дождями - транспорт не мог двигаться. 1. Повеств., невосклиц.Две грамматические основы - значит, сложное; 1-я основа односост., 2-я - двусост.Связь бессоюзная; предложение бессоюзное.4- [=]-[-=]•5. Во 2-й части значение следствия применительно к тому, о чем говорилось в первой части1)Тесно стоит деревня! По узким проулкам деревянные мостки гулко отдают шаг. Идет человек - далеко слышно... 2) Никишка на-з_нает_о чем! 3) Выходит Никишка из_избы - темно, холодно, ветер сырой дует. 4) Не может идти конь!.. Справа водяная бездна: море шумит, а под ногами камни - не уйти, не убежать! 5) Река была мутной и текла очень быстро. Сплошным потоком неслись по ней деревья, сухие валежины, сор, зеленые ветки - река собирала весь оставшийся на отмелях с весеннего паводка хлам.. | Уч-ся выполн. задания по групп., индив., по парам. Делают синтаксический разбор, определяют БСП с отношениями между частями предл., защищают, доказывают |
5. ОО и ОдО | Предлагается заполнить листы самооценивания, взаимооценивания. | Заполняют листы |
6. Рефлексия | Знал(а), узнал(-а), хочу узнать. | Заполняют дневник |
7.Последущее задание | Упр. №7 стр. 128 | Запись в дневниках |