5 класс. Литературное чтениеТема: Честный мальчик (корейская народная сказка)Цель: учащиеся будут знать содержание сказки, смогут определить мысль произведения; различать виды сказок Задачи: - будут уметь анализировать текст: определять стиль, тип речи произведения и некоторые виды художественно-изобразительных средств;- развивать навыки анализа литературного произведения при рассмотрении художественного текста «Честный мальчик»; развивать мышление, память, воображение, речь учащихся;- воспитывать моральную готовность противостоять лжи, зависти; формировать стойкое внутреннее неприятие отрицательных персонажей, наделенных всевозможными пороками и нежелание им подражать; воспитывать честность, скромность и доброе отношение к людямХод урока1.Организационный этап. Деление на группы. 2. Актуализация. Блиц- опрос. Тест.- К какому жанру относятся сказки? (УНТ)- Какие виды сказок бывают? (Волшебная, бытовая, сказки про животных)- Почему некоторые сказки называются народными?Ещё какие виды сказок есть? (Литературные. У этих сказок есть автор) - Чему учат сказки? (Доброте, честности, справедливости)СамопроверкаОзвучивание цели и задач урока: Как вы думаете о чём мы сегодня будем говорить?3. Опрос д.з. Инсценировка сказки «Алдар – Косе и хвастливый бай»- Назови героев сказки. - Кто из них положительный герой? Кто – отрицательный?- Чему учит эта сказка? 4. Новая Тема. Честный мальчик (корейская народная сказка)Чтение текста учителем.А) Словарная работа по группам1 группа император - патша, мудрый и справедливый –ақылды және әділетті, усыновить – ұл бала асырап алу2 группа правил страной – ел басқардывелел объявить – өзінің шешімін мәләмдеу наследник - мүрагер3 группа мрачный – көңілсіз условие – шарт келісім варёные семена –пісірілген тұқым Б) Беседа по прочитанному:-Какое горе было у императора?- Что решил он сделать?- Обрадовался ли император красивым цветам?- Кого он выбрал в сыновья? Почему?В) Анализ текстаКаждой группе даётся отрывок сказки. Дети по алгоритму отрабатывают текст. 6 пункт: - Найдите в тексте гиперболы, и литоты
Работа по тексту1. Прочитали2. Тема текста3. Мысль текста (что хочет сказать автор, главное, о чём говорится в тексте)4. Стиль текста: художественный, разговорный, официально-деловой, научный, публицистический.5. Тип речи текста: -описание состояния среды, описание состояния человека, описание места, описание предмета;-повествование о действиях, повествование о событиях;-рассуждение о причинах явлений, рассуждение о причинах событий.6. Образные (изобразительные, выразительные, языковые) средства:Метафора, аллегория, сравнение, метонимия, антонимы, синонимы, фразеологизмы, литота, гипербола, аллитерацияСредства художественной выразительности или художественные средства помогают нарисовать человека, событие, или предмет ярко, конкретно, наглядно. Аллегория – иносказательное изображение предмета или явления, чтобы наиболее наглядно показать существенные черты предмета.Антитеза- противопоставление образов, слов, картин, понятий.Эпитет- образное определение предмета, выраженное преимущественно прилагательным.Сравнение- изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.Ирония—троп, состоящий в употреблении с целью насмешки слова или выражения в значении, противоположном буквальному. Например: Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. А.С.Пушкин)Метафора - перенесение свойств одного предмета или явления на другой по принципу их сходства, скрытое сравнение (покатились глаза собачьи)Метонимия - употребление названия одного предмета вместо названия другого на основании внутренней или внешней связи. (На жизнь он зарабатывал пером. Скушай тарелочку. В багрец и золото одетые леса)Олицетворение - троп состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы или отвлечённые понятия, разновидность метафоры. (Весна в окно стучится)Гипербола- художественное преувеличение тех или иных свойств изображаемого предмета. (Поднял он свои ручищи)Литота - художественное преуменьшение тех или иных свойств изображаемого предмета. ( Поднял он свои ручонки).Аллитерация- повторение звуков.Антонимы- слова противоположные по значению.Синонимы -слова близкие по значению, но разные по звучанию. Фразеологизмы - устойчивые выражения. Эпифора- повторение одних итех же элеменьов в конце строф, стихотворения (Хочу все рассказать, я могу все рассказать,я должен все рассказать)Анафора- повторение одних и тех же элементов в начале предложений, строф, стихов (Клянусь…, клянусь…)Архаизмы – устаревшие слова (комсомол, ермолка, кафтан)Диалектизмы – слова определенной местности (кочет, рушник) Г) Вывод: -Выполнили мы все этапы работы по тексту?-Какой этап оказался для нас сложным? Что надо повторить?-Что мы поняли из текста? Понадобятся ли нам эти знания когда - нибудь?6. Физминутка7. Оценивание. Подсчёт баллов на оценочном листе8. Этап рефлексии. Подберите пословицу которая соответствует теме нашего урока. Сам себе на уме. Здоровье не купишь.Неправда всегда выйдет наружу.Без труда не вытащишь и рыбки из пруда.Гость не много гостит, да много видит.Сказка – ложь, да в ней намёк – добрым молодцам урок
Приложение
Ф.И.___________________________________________________________ 1. К какому жанру литературы относятся сказки? _______________________________________________________
2. Какие виды сказок бывают? ___________________________________ _________________________________________________________3. Почему некоторые сказки называются народными? ______________________________________________4. Как называются сказки у которых есть конкретный автор -писатель? _______________________________________________
5. Чему учат сказки? ______________________________________
Ф.И.___________________________________________________________ 1. К какому жанру литературы относятся сказки? _______________________________________________________
2. Какие виды сказок бывают? __________________________________ _________________________________________________________3. Почему некоторые сказки называются народными? ______________________________________________4. Как называются сказки у которых есть конкретный автор -писатель? _______________________________________________
5. Чему учат сказки? ______________________________________
Ф.И.___________________________________________________________ 1. К какому жанру литературы относятся сказки? ______________________________________________________________
2. Какие виды сказок бывают? ___________________________________ _________________________________________________________3. Почему некоторые сказки называются народными? ______________________________________________4. Как называются сказки у которых есть конкретный автор -писатель? _______________________________________________
5. Чему учат сказки? ______________________________________
Б) Словарная работа__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________В) Анализ текста1.________________________________________________________2. ________________________________________________________3. __________________________________________________________________________________________________________________4. ________________________________________________________5.________________________________________________________6. ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________