Материалдар / Дидактический сборник «Разноуровневые задания по русскому языку» (для учащихся 6 класса)

Дидактический сборник «Разноуровневые задания по русскому языку» (для учащихся 6 класса)

Материал туралы қысқаша түсінік
Дидактический сборник представляет собой систематизированный набор разноуровневых заданий, сгруппированных по основным видам орфографических трудностей. Сборник предназначен для организации индивидуальной, парной и групповой работы учащихся 6 класса. Задания различной степени сложности можно широко применять на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками. Каждое задание выполняется за определённое время в зависимости от сложности, что приучает детей к определённому темпу работы. Проверка правильности выполнения заданий может осуществляться по-разному. Учитель может сам проверить задания 1-го уровня у всех детей, пока они работают самостоятельно, или проводится самопроверка, сверка с ответами, данными на доске, или осуществляется взаимопроверка в парах.
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады















Дидактический сборник

«Разноуровневые задания по русскому языку»

(для учащихся 6 класса)





Чильдибаева Г.Т.























Пояснительная записка


Так как сегодня одной из важных задач обучения является формирование у школьников способности к самосовершенствованию, самообразованию, технология уровневой дифференциации способствует созданию благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей каждого ученика, то есть, обеспечению усвоения учебного материала каждым учеником в зоне ближайшего развития на основе его индивидуальных особенностей. При выполнении самостоятельной работы каждый ученик стремится выполнить более сложные задания, и тем самым у него появляется мотивация, уверенность в самом себе.

Дидактический сборник представляет собой систематизированный набор разноуровневых заданий, сгруппированных по основным видам орфографических трудностей. Сборник предназначен для организации индивидуальной, парной и групповой работы учащихся 6 класса.

Задания различной степени сложности можно широко применять на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками.

Каждое задание выполняется за определённое время в зависимости от сложности, что приучает детей к определённому темпу работы. Проверка правильности выполнения заданий может осуществляться по-разному. Учитель может сам проверить задания 1-го уровня у всех детей, пока они работают самостоятельно, или проводится самопроверка, сверка с ответами, данными на доске, или осуществляется взаимопроверка в парах.

Актуальность: сборник дает возможность учителю решать проблемы повышения грамотности учеников и проверки уровня усвоения программного материала по данным темам учащимися А, В, С, а также формировать интерес и мотивацию к учебе.

Цель - дополнить материалы учебника и расширить возможности индивидуальной, групповой и парной видов работ с учащимися.

Дидактические принципы отбора содержания материала:

  • научность;

  • доступность;

  • преемственность и перспективность;

  • связь теории с практикой;

  • наглядность;

  • целостность.

Сборник состоит из содержания, пояснительной записки, уровневых заданий по разделу «Орфография» и списка использованной литературы.

Ожидаемый результат:

  • возрастет степень психологического комфорта на уроках;

  • повысится уровень преподавания;

  • позволит учителям организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;

  • обеспечит усвоение всеми учениками программного материала.

Задания сгруппированы по основным видам орфографических трудностей и объединены в четыре группы:

    1. правописание окончаний;

    2. правописание корней;

    3. правописание суффиксов;

    4. правописание приставок.

Такая форма контроля даёт возможность проводить исследования по определению уровня орфографических навыков по различным темам программы, а также позволяет правильно спланировать закрепление и повторение изученного.

Таким образом, разноуровневые задания способствуют развитию потенциала каждого ребёнка, что обеспечивает успешность обучения учащихся.





























Содержание



  1. Правописание окончаний-------------------------------------------------------- 1-14 стр.

  2. Правописание корней -------------------------------------------------------------- 15-23 стр.

  3. Правописание суффиксов------------------------------------------------------- 24-26 стр.

  4. Правописание приставок.------------------------------------------------------ 27-30 стр.

  5. Список использованной литературы --------------------------------- 31 стр.




































  1. ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ

1 уровень

Спиши, определи падеж выделенных существительных:

Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.

2 уровень

Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:

Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.

3 уровень

Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.

Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).


1 уровень

Спиши, над существительными поставь падеж.

У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.

2 уровень

Вставь окончания имён существительных, укажи склонения и падеж.

На лошадк_, на лошад_, к дорог_, у дорог_, в тетрад_, по речк_, в деревн_.

3 уровень

Выпишите словосочетания, распределяя по группам в зависимости от склонения существительного, выделите окончания.

Гулять по алле…, жизнь на планет…, успех в состязани…, ошибиться в окончани…, упражняться в скоропис…., одохнуть под деревц…м, упрекнуть в невоспитанност…, разговор об успеваемост… .


1 уровень

Исправь ошибки в склонении, если они есть.
И. п. трава В. п. травы
Р. п. о траве Т. п. травой
Д. п. траве П. п. траву
2 уровень

Вставь окончания имён существительных, укажи склонения и падеж.

В тишин…, о метелиц…, к елк…, у мышк…, в сетк…, у печк…, на ветк…


3 уровень

Вместо точек запишите подходящие по смыслу существительные. В получившихся словосочетаниях выделите окончания зависимых слов.

Езда на ----------------, присутствие на -------------------, рисунок на -----------------, участие в ----------, альбом для ----------------, звуки -------------- ,, ошибка при-------------, рассказ о ------------- .


1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.
Посеяла
на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите, подобрав подходящие существительные к глаголам. Выделите окончания существительных и укажите падеж.

Выступать на … , приблизиться к … , служить в … , успехи в … , любовь к … , участие в … , выбор … , рассказ о … , узор для … , пятно на …, допонение к … .


1 уровень.
Просклоняй слово пила.
И. п В. п..
Р. п Т. п..
Д. п П. п. .
2 уровень.
Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение.
На гор.. (____,____) о земл.. (____,_____)
За окн.. (____,____) по троп..(____,_____)
Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____)
3 уровень.
Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».
Выдели окончания, определи падеж имён существительных.
______________________________________________________________
____________________________________________________________

1 уровень
Просклоняйте слова: «птица», «лось».
И.п. - В.п. -
Р.п. - Т.п. –
Д.п. - П.п. -

2 уровень

Спишите, связывая слова в словосочетание. Определите падеж имен существительных.
Щука (река), роща (гора), дымок (село), переходили (дорога), осока (озеро), положили (поляна), побежали (река), зверь (клетка).

3 уровень
Спишите. Определите падежи имен существительных. Продолжите текст

(1 – 2 предложения).
Жил желторотый воробей. Жил он вместе с мамой над окошком бани в теплом гнезде. Воробьишко махал крыльями и хотел летать.

1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж. Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен… .
2 уровень.
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падежи и склонения. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…, по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .

3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).


1 уровень.
Просклоняй во множественном числе существительные бури, грибы.
2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных.
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки).
3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег скопился … . Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.

1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите. Определите падеж имён существительных.

Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.

1 уровень.
Выдели окончание, определи род и склонение существительных.
Земля, небо, подруга, дочь, мышь, солнце, дедушка, город, ночь.
2 уровень.
Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение.
На гор.. (____,____) о земл.. (____,_____)
За окн.. (____,____) по троп..(____,_____)
Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____)
3 уровень.
Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».
Выдели окончания, определи падеж имён существительных.

______________________________________________________________
______________________________________________________________

1 уровень.

Просклоняй слово пила.
И. п В. п..
Р. п Т. п..
Д. п П. п. .
2 уровень.

Исправь ошибки в склонении, если они есть.
И. п. молния В. п. молнии
Р. п. о молние Т. п. молнией
Д. п. молнию П. п. молние
3 уровень.

Найди соответствие:

1 .И. п. а) станции

2. Р. п. б) под станцией
3. Д. п. в) станция

4. В. п. г) к станции
5. Т. п. д) о станции

6. П. п. е) станцию


1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам.
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача.
2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.
3 уровень.
Составьте рассказ, используя слова.
Утро, дождь, плащ, луч солнца.
Определите род всех имён существительных.

1 уровень.

Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

2 уровень.

Распредели по родам имен существительных, выдели окончания. В каждую группу допиши по два своих слова.

Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.

3 уровень.

Найди соответствие:

а) Мужской род

б) Женский род

в) Средний род

г) Множественное число




  1. собака

  2. молоток

  3. девочка

  4. пастухи

  5. молоко

  6. грачи



  1. время

  2. платок

  3. яйцо

  4. зубы

  5. горчица

  6. день




1 уровень.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

2 уровень.

Образуйте из данных слов слова во множественном числе. Допишите два своих слова.

Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .

3 уровень.

Спишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания прилагательных. Укажите их род, число и падеж.

В мглист… даль, в соснов… бору, в смешанн… лесу, бескрайн… равнина, зелен… стеной, под плакуч… ивой, соснов… молодняком, искусственнн… посадками, строг… расчета, высок… ясенем, долговечн… дерево, в син… даль, на пушист… ветку, с громадн… лосем, с бронзов… корой.


1 уровень.

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.

На огромных берёз… просыпаются галки. Река скрылась в тёмной синеве вечера.

Зазвенели весёлые голос… птиц. У ручья растут цвет… с разными листочк… и голубыми лепестк… .

2 уровень.

Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж и склонение существительных.

На огромных берёз… просыпаются галки. Река скрылась в тёмной синеве вечера.

Зазвенели весёлые голос… птиц. У ручья растут цвет… с разными листочк… и голубыми лепестк… .

3 уровень.

Найди соответствие:

1. Вчерашним а. голосом

2. Высоким б. поворотом

3. Со здешним в. рогом

4. О музыкальном г. подарком

5. В порывистом д. событием

6. Бараньим е. прыжком

7. Плавным ж. жителем

8. Приятным з. инструменте

9. С хорошим и. движении



1 уровень

Запишите слова в два столбика, выделите окончания.
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.
2 уровень.
Образуйте и запишите от данных слов существительные во множественном числе:

Заяц, пассажир, женщина, мужчина, ученик, медаль, билет, учитель, вагон, магазин, билет.

3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.

Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.

1 уровень.

Допиши окончания прилагательных. Укажи число и род прилагательных:

Хорош… подарок, листья осенн…, сильн… ветер, снег пушист…, солнце ярк…, ночь темн… .

2 уровень.

Вставь окончания имён прилагательных, укажи их падеж.

Над прост… задачей, светл… ночью - …, поздн… осенью - …, над нов… книгой -… , за ближн… деревней - …, за высок… деревом - … .

3 уровень

Придумайте рассказ, используя словосочетания.

Яркое солнце, воздух душный, лёгкие облака, тяжёлая туча, яркая молния, сильный ветер, чистый воздух.


1 уровень

Просклоняй прилагательные: ясный (день), морозная (ночь)

2 уровень.

Вставь окончания имён прилагательных, укажи их падеж.

Под мягк… одеялом, на соседн… поле, в дремуч… лесу, красив… картинами, к родн… сестре, чёрн… коня.

3 уровень.

Образуй от данных существительных однокоренные имена прилагательные:

Свет, птицы, радость, солнце.

Составь и запиши 5-7 предложений по теме «Весна».


1 уровень

Найди неправильное словосочетание:

Белая роза, солнечное погода, пушистый хвост, вчерашнего событием, о музыкальных инструменте, высоких прыжке.


2 уровень

Вставь окончания прилагательных, укажи их падежи:

Черн_ кофе, по син_ небу, передн_ лапой, вечерн_ песню, хорош_ оценкой, осенн_ погода.

3 уровень

Подберите к данным словам однокоренные прилагательные, составьте с ними словосочетания и запишите их.

Свежесть, парашют, медведь, осень, заяц, печаль, футбол, длина, море.

(---------- услугой, перед ---------- дождем, со --------- картофелем, ------------ прыжком, на ------------ берегу, по ---------- следу, на --------- поле, с ----------- видом, в ---------- пальто).


1 уровень

Подчеркни прилагательные, выдели окончания.

У Даши хорошая подруга. Она маленькая, со светлыми волосами и карими глазками, розовыми щечками. Девочки взяли с полки толстую книгу и прочитали интересный рассказ.

2 уровень

Укажи род прилагательных, допиши окончания:

Син… варежка ( ), заводн… игрушка ( ), тепл… пальто ( ), быстр… кони (…), горьк… лук ( ).

3 уровень

Составь 3-5 предложений о ромашке с использованием прилагательных. Составь синквейн «ЦВЕТЫ».


1 уровень.
Просклоняйте словосочетания.
Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.

2 уровень.
Спишите. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания.
Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.

3 уровень.
Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания.
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их
--------------------- водой. Светит

------------------- солнышко, идут по небу ---------------- облака. И два --------------деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ----------------- земле.

1 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их.
Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле.

2 уровень.
Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных.
В майск.. ночи пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.

3 уровень.
Составьте рассказ на тему «На бабушкином огороде», употребив сочетания слов.
Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.

1 уровень

Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.

солнечный луч – ...

ясный день – ...

высокое дерево – ...

алая роза – ...

хвойный лес – ...

каменная гора – ...

2 уровень.

Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.

Берёзов… пень, гусин… перо, летуч.. мышь, вкусн... обед, криклив… малыш, красив… платье, сладк… малина.

3 уровень.

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите падеж прилагательных.

Все наши дятлы – очень красив… птицы. Ярк… краски, внезапн… переходы от черн… цвета к бел… , от ярко-красн… к зелен… характерно отличают дятлов от прочих наших птиц. Услышав недалеко от себя присутствие другого дятла, крепконос… долбун притихнет, прислушиваясь.


1 уровень

Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.

спелая ягода – ...

наливное яблоко –

сочный помидор – ...

горячий завтрак – ...

стройная осина – ...

белая берёза – …



2 уровень.

Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных.

Пролетел над ближн.. лес…, съели сладк.. яблок…, добежали до соседн.. дом…, купались в глубок.. озер.., отдыхали под тенист.. дуб.. .

3 уровень.

Запишите словосочетания, поставив их в творительном и предложном падежах. Выделите окончания слов.

Аккуратный костюм, ароматный кофе, беззаботный вид, бережливое отношение, громоздкий шкаф, приветливая улыбка, звонкий гул, зеленая листва.


1 уровень

Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.

Душистый ландыш – …

лёгкое облако – …

обувной магазин – …

деревянная лестница – …

комнатное растение – …

увлекательный рассказ – …

2 уровень.

Спишите текст, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.

Весенн.. солнц.. пригревал… земл…. Зазвенела весёл.. капель. У домов галдели криклив.. воробьи. С пригорков побежали говорлив.. ручейки. Появил…сь молод… травка.

3 уровень.

Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

На -------------------- одежде, над -------------------- морем, в ----------------- платье, по --------------дороге, без -------------------- мёда, ------------------- листом.


1 уровень.

Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания.

Книга (маленький), путь (долгое), дорога (дальнее), пальто (новый), урок (последнее), утро (зимняя).

2 уровень.

Вставь окончания имён прилагательных, укажи их падеж.

На зимн… одежде, над син… морем, в нов… платье, по зимн… дороге, без вкусн… мёда, жёлт… листом.

3 уровень.

Замените выделенные слова именами прилагательными, выделите окончания. Определите род и число имён прилагательных.

Платок из шёлка, погода осенью, следы зверей, листья из золота, каша из риса, тигр в полоску.

1 уровень

Просклоняй словосочетания и выдели окончания: синяя (кофта), глубокое озеро.

2 уровень.

Вставь окончания имён прилагательных, укажи их род и падеж.

За дальн… лесом, с ближн… поля, в син… луже, о весёл… дне, у ярк… костров, о любим… сестре.

3 уровень

Выпишите словосочетания, разделив их на две группы.

В аккуратн… костюме, с ароматн…. кофе, с беззаботн… видом, бережлив… отношением, в беспредельн… просторе, с громоздк… шкафом, коричнев… карандашом, в великолепн.. парке, с богатырск… телосложением, с приветлив… улыбкой, в превосходн… форме, в зелен… листве, сплошн… стеной.


1 уровень.

Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род.

Бегун, бежать, беговой, красный, краснота, краснеть, синий, синька, посинел.

2 уровень

Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания. Определите род, число и падеж имён прилагательных.

Посуда (серебряный), весна (ранний), ткань (шерстяной), молоко (топленый), огурцы (соленый), поле (черный).

3 уровень

Найди соответствие:

В соснов… равнина

Под плакуч… дерево

Бескрайн… бору

Долговечн…. ивой

С березов…. ветку

На пушист… корой


1 уровень

Подчеркни прилагательные, укажи род.

У Даши хорошая подруга. Она маленькая, со светлыми волосами и карими глазками, розовыми щечками. Девочки взяли с полки толстую книгу и прочитали интересный рассказ.

2 уровень

Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, составь словосочетания..

Улыбнётся, страшный, уютно, гнездо, легкая, клубочком, радостное, несёт, утихла, громкие.

3 уровень

Найди соответствие:

Листья ярк…

снег темн…

птицы пушист….

солнце черн…

поле ураганн…

ветер осенн…

1 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их.
Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле.

2 уровень.
Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных.
В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.

3 уровень.
Составьте рассказ на тему «На бабушкином огороде», употребив сочетания слов.
Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.

1 уровень

Запишите глаголы в два столбика по числам, выделите окончания.

Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт, приехал.

2 уровень

Выпишите из текста глаголы в два столбика по числам.

Весна подарила тепло и растопила снежные сугробы. Помолодевшие деревья украсились листвой. В воздухе закружились крылатые насекомые. С юга прилетели скворцы. Слышится их задорная песня.

3 уровень

Спишите текст, вставляя окончания глаголов. Над глаголами надпишите спряжение и время.

Наступил апрель – весенний месяц. Весело звен… капель. Во дворе сверка… лужи. Воробей задорно чирика… . Сто… тёплые деньки.

1 уровень

Запишите глаголы в три столбика по временам, выделите окончания.

Греет, гремит, кричал, отвечает, накормит, заболеет, льёт, растаял, расцветёт, приплыл.

2 уровень

Запишите глаголы в три столбика по временам, выделите окончания.

Зазеленела, поют, побежал, прилетели, позвонит, рисует, съездит, блестит, растёт, прочитала.

3 уровень

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте время глаголов.

Наступил.. весна. Солнце согнал… снег с полей. Раскрыва..ся почки на деревьях. Показал…сь молоденьк… ласточки. Проснул…сь пчёлка. Она вылет… из улья и напьётся цветочн… сока.


1 уровень

Образуйте и запишите глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени от данных глаголов. В скобках пишите вопросы.

Образец: кормить – (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что будет делать?) будет кормить.

готовить - ...

читать - ...

рисовать - ...

2 уровень

Образуйте от данных глаголов глаголы прошедшего и настоящего времени. Выделите приставки.

прочитаю – прочитал – читает

запишу - ... - ...

прилечу - ... - ...

приплыву - ... - ...

угощу - ... - ...

потеряю - ... - ...

3 уровень

Выберите из данных словосочетаний однокоренные глаголы, существительные и прилагательные и запишите их в три колонки (по частям речи).

Красне..т земляника, шум моря, тоска по родин.., красн… знамя, молч…ливый человек, дождь барабан…т, шумные малыш…, играть на барабан…, сидеть в молчан…, лес шумит, с бараба…ым боем.


1 уровень

Проспрягай глаголы: дышать, терпеть

2 уровень

Спишите текст, изменяя время глаголов на прошедшее.

Потемнеет небо. Налетит первая гроза. Польёт землю тёплый весенний дождь. Он сразу смоет последний снег в лесу.


3 уровень

Запишите глаголы в три столбика, выделите окончания.
Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.


1 уровень.
Образуйте глаголы неопределённой формы, выделите окончания.
Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.
2 уровень.
Вставьте вместо точек глаголы, данные в скобках, поставив их в неопределённую форму.
Кто хочет много …, тот должен мало … .(знал, спал)
Лучше хорошо …, чем хорошо … . (поступал, говорил)
Умение … дороже золота. (работал)
Нам песня … и … помогает. (жил, строил)

3 уровень.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение и время глаголов.

Гнездо свое воронок леп…т из кусочков глинистой земли. Дела…тся оно закрытым со всех сторон, кроме небольшого отверстия для влета и вылета. Этим городская ласточка отлича…тся от деревенской, у которой гнездо дела…тся сверху всегда открытым. Работа по постройке гнезда ведется так, что одна ласточка поднос…т материал, а другой леп…т.

1 уровень.
Запишите глаголы в два столбика, выделите окончания.
Рубят, глядели, поднимал, шумят. Звенит, трещат, пылал, скучали.

2 уровень.
Спишите текст, выбрав подходящую форму глагола. Над глаголами укажите число, выделите окончания.
В мае в лесу (цветёт, цветут) черёмуха. Берега ручьёв (желтеет, желтеют) от золотых лютиков.

3 уровень.
От глаголов неопределённой формы образуйте формы единственного и множественного числа, выделите окончания.
Жужжать, падать, загорать, бросать, квакать, сиять.








  1. ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ


1 уровень.

Спиши, вставляя пропущенную букву:

В…ршина, сн…говик, ч…рника, ш…рстяной, щ…бетать, в…селье, пл…сал, см…трел, повт…рять, пр…вдивый, м…довый.

2 уровень..

Спиши, вставляя безударные гласные, в скобках напиши проверочные слова:

Отв…чает, погл…дел, прин…сёт, прол…тает, посм…трел, выб…жит, про…ходил, выд…ржит, отцв…тёт, пож…лтел, оп…здал, выл…зет, зам…чает.

3 уровень.

Спишите, исправив ошибки.

По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие горы.

1 уровень.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.

Дневная жара см…нилась н…чной прохладой. В окнах д…мов засв…тились огни. Длинные тени д…ревьев ложились по пыльной д…роге.

2 уровень..

Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова.

В песчаных ст…пях аравийской з…мли

Три гордые пальмы высоко росли.

Р…дник между ними из почвы бесплодной,

Журча, проб…вался в…лною х…лодной,

Хранимый, под сенью з…лёных л…стов,

От знойных лючей и л…тучих песков.

3 уровень.

Спиши текст, подчеркивая гласные, проверяемые ударением. Напиши проверочные слова в скобках.

Каштанка бегала взад и вперед и не нах..дила х…зяина, а между тем ст…новилось т…мно. По обе стор…ны ул…цы зажглись ф…нари, и в окнах домов пок…зались огни. Ш…л крупный, пуш…стый снег и красил в белое м…стовую, л…шадиную спины, ша…ки изво…чиков, и чем больше т…мнел воздух, б…леее ст…новились предметы.


1 уровень.

Спишите, вставляя пропущенные буквы.

Заз..ленела, п..ют, поб..жал, прил..тели, позв..нит, бл..стит.

2 уровень.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.

В…дяной ( ), б…льница ( ), поб…жал ( ), посм…трел ( ), цв…тной ( ), з…мля ( ), покр…снел

( ), зал…тел ( ).

3 уровень..

Найдите соответствие:
1. Д 2. Т 3. В 4. Л

а) Окрес…ность, б) звёз…ный, в) со…нце, г) здра…ствуй, д) извес…ный, е) сер…це, ж) прелес…ный, з) мес…ность.


1 уровень

Вставь пропущенные буквы.

М..ряк, л..ства, т..мнота, тр..ва, с..нева, л..нивый, м..сной.

2 уровень

Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.

С..ринка, зам..рзает, зав..жи, к..злёнок, поз..лоченный, ч..рнее, гл..тать, ст..льной, ж..леть, дозв..ниться.

3 уровень

Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Выдели корень слова.

М..лькнуть, обм..нять, прокр..чал, к..рмилец, ул..вить, выкл..чатель, кор..тышка, л..бёдушка, м..гучий, прил..теть, м..рзлота, ..г..нёк.

1 уровень

Вставь пропущенные буквы.

П..сьмо, пч..ла в..сна, пр..мой, л..сник, св..сток, зв..зда.

2 уровень

Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.

З..рновой, поб..жать, загл..нул, б..леть, сл..нёнок, насм..шить, прибл..зить, н..сить, р..зной, изм..льчить.

3 уровень

Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Выдели корень.

Изм..рить, прим..рить, цв..тной, нал..теть, прик..лоть, п..тнистый, л..мать, выл..чить, мол..дость, з..мовать, обл..денеть.


1 уровень

Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите. Поставьте ударение. Выделите корень.

Леса – ___, поля - ___, трава - ___, листы - ___, гора - ___, река - ___, дожди - ___, берега - ___ .

2 уровень

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес..ло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск..льзит по веткам и ств..лам д..ревьев.

3 уровень

Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках к словам с пропущенными гласными напишите проверочные слова.

л..су, в, ..сеннем, т..шина, ст..ит

птичьих, не, слышно, г..лосов

пож..лтели, и, лист..я, с, осыпались, д..рев..ев

з..ма, скоро, лё..ким, зав..южит, сн..гом, ве..ки


1 уровень

Прочитай. Вставь пропущенные буквы.

Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.

2 уровень..

Спишите. В скобках напишите проверочные слова.

М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.

3 уровень..

Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Выделите корень.

Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлочки выг..бают к..лючие ветки. Кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми л..сточками. Др..ж..т серая осина.

1 уровень

Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные.

Маленькому зайчику

На сырой ло..бинке

Прежде гла..ки тешили

Белые цветочки.

2 уровень.

Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные по образцу.

Арбуз – арбузы, гри.. - ___, голу..ь - ___, лоша..ь - ___, огоро.. - ___, хле.. - ___, гвоз..ь - ___.

3 уровень

Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:

Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.

Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.






1 уровень

Спишите, изменяя слова по образцу:

Стадо (козы) – стадо коз, стадо (к..ровы) - ___, пять (б..рёзы) - ___, килограмм (ябл..ки), перекрёсток (д..роги), пара (с..поги) - ___, стопка (книги) - ___.

2 уровень.

Спишите отрывок стихотворения. Найдите слово с пропущенной парной согласной. Напишите к нему проверочное слово.

Вянет и ж..лтеет

Тра..ка на лугах,

Только з..ленеет

Озимь на п..лях.

3 уровень

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Напишите к ним проверочные слова.
Солнце св..тило ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т м..ховой к..вёр.

1 уровень

Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные через чёрточку.

Гря..ка - …. , морко..ь - … , кре..кий - … , ло..ка - … , кру..ка - … , кры..ка - … .

2 уровень.

Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные. Напишите к ним проверочные слова.

Лес совсем уж стал сквозистый,

Ре..ки в нём листы.

Скоро будет сне.. пушистый

Падать с высоты.

3 уровень

Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Ветхая избу..ка

Вся в сн..гу ст..ит.

Бабу..ка-стару..ка

Из ..кна гл..дит.

Внукам-шалунишкам

По колено сне.. .

Весел ребятишкам

Быстрых санок бе.. .


1 уровень

Вставь пропущенную букву. Допиши еще одно слово на это правило:

Хле…, тру…, моро…, вра…, мор…, но…, клю…, сне…, гла…, …

2 уровень.

Спиши, вставь буквы. Напишите к ним проверочные слова.

Серое небо , ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.

3 уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите часть слова, в котором пропущена буква.

Ц…нга – опасное и тяж…лое заболевание. Прош…л дождь, и на улиц… заблестели лужиц… . пестрые куриц… и ж…лтые ц…плята старательно отыскивали в земле ч…рвей. На Кавказе растут ц…трусовые растения. Кочующиий ц…ганский табор – теперь редкое явление. Шли ц…стерны с жидким ц…ментом.


1 уровень

Написать рядом с проверочным словом слово с проверяемой согласной.

Допиши еще пару слов на это правило:

Хлеба – хле.., труды – тру.., морозы – моро.., носы – но.., враги – вра.., моржи – мор.., клювы – клю.., языки – язы.., глаза – гла…,

2 уровень.

Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.

На языке мё.., а под языком лё…

Был бы обе.., а ложка сыщется.

Ешь пироги, а хле.. вперёд береги.

Верный дру.. лучше сотни слу…

Счастье – что вол..: обманет да в ле.. уйдёт.

В зимний холо.. всякий моло…

3 уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Напишите проверочное слово. Выделите часть слова, в котором пропущена буква.

Стра…но ждали мы воскре…ного дня, чтобы выехать в окре…ности города. Боялись, что нена..ная погода разрушит все наши интере…ые планы.

Но погода была чуде…ная, со…це сияло, и наш праз... ник удался. Радо…но билось сер…це, когда мы сели, наконец, в поез… .Мы отправились в дачную ме…ность с прекра…ным лесом и преле…ной речкой.

Везде чу…твовалась радость весеннего дня. Все, кто уча…вовал в прогулке, были сча…ливы.

Вернулись мы домой поз…о вечером.


1 уровень

Вставь пропущенные парные и звонкие согласные и допиши еще одно слово на это правило.

Самолё.., компа.., плу.., верблю.., сне.., гри.., ё.., алма.., камы…

2 уровень.

Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.

Здоровье и тру.. рядом живут.

Береги но.. в большой моро…

Добрая пословица не в бро..ь, а в гла…

Хочешь быть здоро.., закаляйся как мор…

В дороге хле.. не помеха.

Язы.. мой – вра.. мой, прежде ума рыщет.

3 уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Напишите проверочное слово.

На уроке географии вы получили задание составить план той ме...ности, где вы живете.

Вы предчу…твуете удовольствие от выполнения интере…ного задания. В памяти всплывают хорошо изве…ные картины: преле…ная речка с отве…ными берегами, чуде…ная березовая роща, редко…ный по красоте пруд.

Радо…но и гру…но видеть осенью эти исхоженные летом излюбленные места.


1 уровень

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая

л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. Под д..ревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки?

2 уровень.

Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.

Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут др…зды, гр…чи, сн…гири.
3 уровень

Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы. К словам с проверяемыми гласными в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Сн..жок порхает, кружится,

На ул..це б..ло.

И превратились лужицы

В х..лодное ст..кло.

Где летом пели зяблики,

Сегодня - посмотри! –

Как розовые ябл..ки

На ветках сн..гири.


1 уровень

Спишите, вставив пропущенные буквы.
Про...ка, гри...ки, гря...ка, лё...кий, шу...ка, сне...ки, ро...ки, сли...ки.


2 уровень.

Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите проверочные слова.
Среди ре..ких бере... прячутся в тр...ве кре..кие боровики. Р...зовеют мокрые сырое...ки. В ельнике растут сколь...кие грузди. На ни...ких пнях жмутся дру… к дру…ке опята.

3 уровень

Спишите, исправив ошибки.

По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка, где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по глядывает, нет ли хоря.

1 уровень

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Ночью ударил сильный моро.. . Он сковал реки. Подул ре..кий ветер. Холодно стало ду..кам и берё..кам. Мелкие пта..ки спрятались в гнё..дышке.

2 уровень.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Наступили морозные деньки. Лё..кий, мя..кий, пушистый снежок замёл доро..ки в саду. Вася надел ша..ку, шу..ку, повязал шар.., схватил варе..ки и побежал гулять.

3 уровень

Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.

мя...кие, стояли, дни, серые

зима, сне...ком, завалила, лё...ким, горо...

утром, к, расчистили, бесе...ке, доро...ку, мы, у...кую


1 уровень

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Люблю грибы собирать! Под берё...ками – подберёзовики. Но...ка тоненькая, шля...ка широкая. В сухом бору гри… боровик. Ша...ка на гла... надвинулась, смотрит сердито.

2 уровень.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Коля и Валера отправились в ле... за грибами. В ельнике было много маслят со сколь...кими шля...ками.

Под ги…кими ве...ками берё...ки мальчики нашли гри...ки боровики на ни...ких но...ках.

3 уровень

Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.

был, сильный, до...дик, ночью

ча.., целый, барабанил

шевелил, он, берё.., ветви

был, утром, све.., воздух

стала, доро...ка, дворе, сколь...кой, во


1 уровень

Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:

Честь – честный, грусть - …, место - …, звезда - …, радость - …, капуста - …, счастье - …, сердце - …, солнце - …прелесть - …

2 уровень.

Спиши, вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.

Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка.

3 уровень

Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Здравствуй, гостья-з..ма!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По л..сам и ст..пям.


На дв..рах и д..мах

Сне.. л..жит пол..тном

И от солнца блестит

Разноцветным огнём.

1 уровень

Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Де… с Ваней добрались до Почтовой улицы как ра… вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ваня Солнцев сидел в палатке и ел большой деревянной ло…кой. Изре…ка его синиеглаза с ро…ким извинением поглядывали на солдат.

2 уровень.

Спиши, вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.

Хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.

3 уровень

Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

З...ма. Моро.. запушил д…ревья сне...ком, а пру… зат…нул ле...ком. Гла...кий, сколь...кий лё... блестит на солнце. Володя и Миша взяли к...ньки и сала...ки и отправились на ул...цу.


1 уровень

Спишите, вставляя пропущенные буквы.
А…а и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту сделала а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в те…ис.

2 уровень.
Запишите ответы , используя слова с удвоенными согласными.
Дорога с твёрдым покрытием. -
Укротитель хищных животных. -
Состояние взаимной вражды. -
Искусственный водоём, сооружённый для плавания. -
Спортивный бег. -
Помещение, в котором проводятся денежные операции. -
Лечебная повязка из марли. -

3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс. Диревья стоят зилёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые листя. Сегодня рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы напишем расскас об осени без ошыбок. Мы любим уроки русского языка.

1 уровень

Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.

Кр..сив зимний наря.. л..са. На лапах елей л..жит сне.. . На тонкой берё..ке св..ркает иней. М..лодые ли..ки и ду..ки к..чают замёр..шими ве..ками.

2 уровень.
К существительным подберите подходящие по смыслу прилагательные с непроизносимой согласной, а к прилагательным – существительные с непроизносимыми согласными.

Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.

3 уровень.
Спишите, заменяя выделенные слова словами, близкими по значению с непроизносимой согласной.

Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.










  1. ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ


1 уровень.

Образуйте от имён прилагательных имена существительные.

Храбрый - …, сильный - …, добрый - …, ловкий - …, старый - … .

2 уровень.

От данных глаголов при помощи суффикса –чик (-щик) образуйте существительные.

Возить, заказывать, резать, переводить, доносить, перебежать, грузить.

3 уровень.

С помощью суффиксов образуйте отвлеченные существительные и запишите рядом с прилагательными. Выделите суффиксы.

      1. Известный, завистливый, свежий, гибкий, ловкий.

      2. Простой, полный, теплый, чистый, добрый, нищий.

      3. Желтый, белый, прямой, кривой, новый.

      4. Тихий, старый, толстый, высокий, глубокий.


1 уровень.
Образуйте от существительных глаголы и поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее время.
Соль - …, скрип - …, боль - …. корм - … .

2 уровень.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обоснуйте условие выбора. Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква.

Жил маленький мальч…к, был ростом он с пальч…к, лицом был красавч…к. Ой, конеч…к- горбуноч…к, прибегай ко мне дружоч…к. Колокольч…ки мои, цветки степные! Что глядите на меня темно-голубые? Пирожоч…к чуть разломила да кусоч…к прикусила.

Беленький тулупч…к сшит без рубч…ка. Носоч…к стальной, а хвот…к льняной.

3 уровень.

Выпишите слова в три колонки: 1) с суффиксом –ек, -ик 2) с суффиксом –онок 3) с суффиксом –онк-.

Пауч…к, снеж…к, книж…нка, нож…нка, межвеж…нок, рубаш…нка, старич….к, девч…нка, платоч…к, мальч…ка, собач…нка, руч…нка, шапч…нка, молоточ…к, реч…нка, галч…нок, пастуш…нок, волч…нок, замоч…к, грач…нок.


1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите суффиксы.
Луч...к, фонар...к, рож...ца, мелоч...к, слон...к, дружоч...к, мороз…ц, книж..ца.

2 уровень.
Разберите слова по составу.

Напильник, присмотр, подбородок, подарки, косточка, букетик, лучик.
3 уровень.
Каждое словосочетание замените одним словом с нужным суффиксом.
Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек. Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.

1 уровень.

Запишите слова, выделяя в них суффиксы.

Садик, дождик, листочек, травинка, ветерок, холодок, морозец.

2 уровень.

От данных слов образуйте «ласковые» слова. Запишите слова парами. Выделите в образованных словах суффиксы.

Лес - ___, гриб - ___, куст - ___, поляна - ___, тропа - ___, белка- ___, лиса - ___.

3 уровень.

От данных слов образуйте «ласковые» слова. Запишите слова парами. Выделите в образованных словах суффиксы.

Ябл..ко - ___, м..лина - ___, т..релка - ___, ..гурец - ___, г..рох - ___, п..сок - ___, солнце - ___.


1 уровень.

Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.

Малина, осина, цветы, муравей, двор.

2 уровень.

Образуйте существительные с уменьшительно-ласкательным значением и запишите. Обозначьте суффиксы. Поставьте ударение в словах.

Пух, пустяк, пятак, рог, стог,овраг, утбг, жук, смех, орех, пирог, сапог, внук, червяк, язык.

3 уровень.

Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы в словах с пропущенными буквами.

Мы с отцом косили траву. Мы оба любили эту работу за свеж…сть и чист…ту утра, за то, что она располагала к раздумьям.

Мы выходили навстречу рассвету. Оседают под косой задумчивые травы, наливаются устал…стью руки. А мы уходим вперед и щемящая нежн…сть, светлая рад…сть наполняют сердце.


1 уровень.

Спишите, вставляя буквы. Обозначьте суффиксы имен прилагательных.

В лекци…ом зале Политехнического музея состоялось торжеств…ое заседание, посвященное Дню космонавтики. Це…ый песцовый мех охотно покупают у нас разные страны. На письм…ом столе сегодня беспорядок. Бензи…ый запах резко ударил в ноздри. Лучший корм для рыб – конопл…ые и подсолнечные жмыхи. Туда можно добавить истолч… ые ржа…ые сухари.

2 уровень.

Спишите, обозначьте ту часть слова, в которой пропущена буква. Обоснуйте выбор буквы.

Есть на свете замечательное кури… ое яйцо. Оно самое обыкнов…ое, но сварили его в октябре 1940 года.

Лежит яйцо в одной лаборатории Ленинградского университета в стекля…ой колбе. Горл... шко ее плотно закрыто, а внутри в реденькой сеточке подвеше… о яйцо.

3 уровень.

Исправьте ошибки в словах, выделите часть слова, в котором данные ошибки допущены.

Шерстянной, лекарственая, дровиной, лединая, обединый, утренее, водянной, серебренный, клюквинный, ржанной, жизнинная, костиное, бритвянный.


1 уровень.

Образуйте и запишите прилагательные с суффиксами –н-, -ан-, -ян-, -ин-,

-онн-, -енн-.

Баня, гусь, порция, форма, старина, мина, длина, секция, сезон, ураган, песок, болезнь, корень, район, дерево.

2 уровень.

Спишите, обозначьте ту часть слова, в которой пропущена буква. Обоснуйте выбор буквы.

Мальчик шел на соловьи (н, нн)ый свист. Соловей пел рядом. Что-то внутри у него дрожало и звенело, как тысячи стекля (н,нн) ых колокольчиков. Мальчик боялся неосторожным движением порвать серебря (н, нн) ую нить песни.

И ему неожиданно пришло в голову слепить соловья из зажатого в руке пластилина, чтобы искусстве (н, нн) ая птица долго еще напоминала о торжестве (н, нн) ой победе.

3 уровень.

Найди соответствие:

  1. к-

  2. ск-

а) француз…ий язык

б) январ…ие морозы

в) рез…ий ветер

г) скольз…ие ступени

д) мерз… ий поступок

е)черкес…ая бурка

ж) вяз…кий пластилин

з) дет…ая литература

и) октябрь…ие торжества.




  1. ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК

    1 уровень.
    Спишите слова. Выделите приставку.
    Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.
    2 уровень.
    Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.
    Из-за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.

3 уровень.
Спишите текст, употребляя нужные приставки. Выделите приставки.

Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую тетра…ь красиво (писать).
Из текста внимательно (писать) слова с парной согласной. Плохо выполненное задание обязательно (писать).

1 уровень.

Запишите слова, выделяя в них приставки.

Посмотреть, прочитать, выучить, переписать, нарисовать, расчертить, приклеить, замазать, слепить.

2 уровень.

Спишите. В выделенных словах обозначьте приставки и корни.

Накатались р...бята на лыжах и замерзли. Зашли они на ферму погреться. Стор...ж усадил их на душ..стом сене. Вдру... из сена выползла змея. Дев...чки закричали. Это гадюка согрелась и проснулась.

3 уровень.

Спишите. Найдите слова с приставками, выделите в них приставку и корень.

Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и пошёл к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась к гумну. Заяц поскакал. Собака завязла в снегу.


1 уровень

Спишите слова, вставляя пропущенные буквы в корне. Подчеркните вставленные буквы. Выделите приставки.

Поб..жал, отв..дил, обл..тел, запл..сал, прокр..чал, подсм..трел, выл..пил, нап..лил.

2 уровень

Вместо точек вставьте подходящую по смыслу приставку. Спишите. Выделите приставки.

...летел ураган, ...бежал первым, ...шёл в дом, ...ехал из города, ...копал яму, ...вязала варежки, ...гостил друга.

3 уровень

Прочитайте. Выпишите слова с приставками. Выделите приставки.

Удивился старик, испугался:

Он рыбачил тридцать лет и три года

И не слыхивал, чтоб рыба говорила.

Вот неделя, другая проходит

Ещё пуще старуха вздурилась;

Опять к рыбке старика посылает.


1 уровень.

Спишите, обозначьте приставки, в которые вы вставляли пропущенные буквы.

На дороге показался стражник с карабином в руках. Он еще раз пр…ложился, пр…целился в глубину виноградника но, видимо, раздумал стрелять. Он спустил карабин поперек седла, дал лошади шпоры, пр…гнулся и махнул через канаву прямо в виноградник. Пр…шлепнув фуражку, он помчался напрямик и вскоре скрылся из глаз.

2 уровень.

Спишите, распределяя предложения в две колонки и обозначая приставки пре- при-.

  1. Гаврик остановился и пр…слушался. 2. Он пр…гнулся и сделал несколько шагов. 3. Час пр…хода мальчишки из мясной и его шаги она изучила до тонкости. 4. Он не позволяет даже пр…коснуться к ней.

3 уровень.

Найдите соответствие:

а) пре-

б) при-

  1. пр…кратилось

  2. пр…выкли

  3. пр…ходится

  4. пр…вязано

  5. пр…близились

  6. пр…рвали

  7. пр… веселый

  8. пр…обладает


1 уровень.

Спишите текст. Обозначьте приставки пре-, при-.

Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед пр…градами. Что бы ни случилось, они должны непр…рывно делать свое дело. Писательство – пр…звание. Слово «пр…звание» родилось от слова «зов». Человека никогда не пр…зывают к ремесленничеству.

2 уровень.

Исправь ошибки в выделенных словах:

Мы с нитерпением ждали, когда к нам прелетят старые знакомые – скворцы. Гибельными бывают для птиц порою пребрежные маяки. Однажды вы выходите в сад и преслушиваетесь. Прелетят, пакружатся в воздухе, пресядут на ветке около скворечников и улетят.

3 уровень.

Определите значение приставки в каждом столбике и запишите его.

?

?

?

?

Пр…крепить

Пр…соединить

Пр…бить

Пр…вязать

Пр…жать

Пр..липнуть

Пр…двинуть

Пр…йти

Пр…ехать

Пр…плыть

Пр…лететь

Пр…везти

Пр…морский

Пр…брежный

Пр…вокзальный

Пр…дорожный

Пр…корневой

Пр…ствольный

Пр…мудрый

Пр…скучный

Пр…веселый

Пр…серьезный

1 уровень.

Спишите, обозначая приставки на –з (-с).

1.Барбос обыкновенно лежал на подоконнике ра…крытого окна в позе спящего льва. 2. Все кричали,, ра…поряжались, давали бе…толковые советы. 3. Барбос бросился к Жульке, бес…сильно лежавшей на земле. 4. Жулька принадлежала к очень ра…пространенной породе маленьких собачек.

2 уровень.

Выпишите сначала слова с буквой З на конце приставок, затем с буквой С. Приставки обозначьте.

Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, и…баловать, во…звание, во…соединиться, во…становить.

3 уровень.

Найди соответствие:

  1. приставки на –з

  2. приставки на –с

а) ра…бежаться

б) ра..кидать

в) ра…бирать

г) ра…ведать

д) ра..тереть

е) ра…двоить

ж) ра..бросать

з) ра…тащить

и) ра..творить



1 уровень.

Спишите, вставляя вместо точек буквы.

Бе..брежный, бе…вестный, бе..сменный, бе…вкусный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…связный, бе…сердечный, бе…жалостный, бе..звучный, бе…сильный, бе…конечный, бе…злобный, бе…славный.

2 уровень.

Выпишите сначала слова с буквой З на конце приставок, затем с буквой С. Приставки обозначьте.

И..сохнуть, и..следовать, и…сушить, и…бегать, и…вестие, во…ставать, и…таять, и…толковать, и…лечиться, и…балованный, во…ходить.

3 уровень.

Найди соответствие:

1. приставки на –з

2. приставки на –с

а) ра…калить

б) ра..таять

в) ра…жать

г) ра…двинуть

д) ра..красить

е) ра…давать

ж) ра..гореться

з) ра…суждать

и) ра..генваться


1 уровень.

Спишите, вставляя пропущенные буквы в приставках.

Перед началом занятий Петька ходил от одной парты к другой и пр…верял, чисто ли вымыты руки у ребят. Д…шла очередь и до меня. Я з…сунул руки в карманы и о…вернулся от окна.

-Ты чего не слушаешься? – з…кричал Петька.

Он …хватил мою правую руку и принялся вытаскивать ее из кармана. Я …скочил, о…толкнул Петьку и тоже з…кричал.

2 уровень.

Образуйте от данных слов глаголы с помощью приставок, указанных в скобках, и запишите, выделяя приставки.

  1. (с-) держать, грузить, клевать, лить, бросить, ехать, рисовать.

  2. (об-) лить, лететь, лениться, расти, ровнять, ставить.

  3. (в-) бежать, тереть, лить, лепить.

  4. (под-) катить, клеить, ковать, бить.

  5. (от-) гореть, вести, бежать, винтить.

3 уровень.

Спишите, вставляя пропущенные буквы в приставках. Обозначьте орфограмму.

Бойко н…свистывая и (с,з) бивая палкой головки цветов, степка пр…ближался к родным местам. Мало-помалу все ему (с,з) десь отчетливо пр…помнилось. И знакомый бревенчатый мостик, и песчаная отмель у воды, где Степа любил с…бирать цветные камешки, и береза с ра…щепленной молнией верхушкой. Перед Степой ра…кинулся небольшой лесок, о…деляющий кольцовские угодья от полей соседней деревни.


















Использованная литература:


  1. Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.

  2. Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.

  3. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение, 1995. – стр. 208

  4. Волина В.. Весёлая грамматика. М.: «Знание», 1995. – стр. 335

  5. Григорян Л.Т. Дидактический материал по русскому языку для 5 класса (Пунктуация, орфография, культура речи, развитие связной речи). Москва, «Просвещение», 1974 год – стр. 81-181

  6. Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.

  7. Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / Иванова В. – 2-е изд., перераб. - М., 1982.

  8. Панов, М. В. Занимательная орфография: кн. для внеклассного чтения учащихся 6 класса / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.

  9. Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.

  10. Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.

  11. Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.

  12. Электронные образовательные ресурсы  (в том числе Internet-ресурсы).

http://school-collection.edu.ru - Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов.

http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm - сайт «Образовательные ресурсы и Интернет».

http://www.5ballov.ru - сайт «5 баллов.ру».

http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm  сайт  «Словесник».

http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР.

http://www.gramota.ru/ Грамота.ру.

http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку».

http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm   портал «Основные правила грамматики русского языка».




36


Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі