Дидактический сборник
Разноуровневые задания по русскому языку
(для учащихся 6 класса)
Чильдибаева Г.Т.
Пояснительная записка
Так как сегодня одной из важных задач обучения является формирование у школьников способности к самосовершенствованию, самообразованию, технология уровневой дифференциации способствует созданию благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей каждого ученика, то есть, обеспечению усвоения учебного материала каждым учеником в зоне ближайшего развития на основе его индивидуальных особенностей. При выполнении самостоятельной работы каждый ученик стремится выполнить более сложные задания, и тем самым у него появляется мотивация, уверенность в самом себе.
Дидактический сборник представляет собой систематизированный набор разноуровневых заданий, сгруппированных по основным видам орфографических трудностей. Сборник предназначен для организации индивидуальной, парной и групповой работы учащихся 6 класса.
Задания различной степени сложности можно широко применятьна разных этапах учебного процесса:изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками.
Каждое задание выполняется за определённое время в зависимости от сложности, что приучает детей к определённому темпу работы. Проверка правильности выполнения заданий может осуществляться по-разному. Учитель может сам проверить задания 1-го уровня у всех детей, пока они работают самостоятельно, или проводится самопроверка, сверка с ответами, данными на доске, или осуществляется взаимопроверка в парах.
Актуальность: сборник дает возможность учителю решать проблемы повышения грамотности учеников и проверки уровня усвоения программного материала по данным темам учащимися А, В, С, а также формировать интерес и мотивацию к учебе.
Цель - дополнить материалы учебника и расширить возможности индивидуальной, групповой и парной видов работ с учащимися.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
научность;
доступность;
преемственность и перспективность;
связь теории с практикой;
наглядность;
целостность.
Сборник состоит из содержания, пояснительной записки, уровневых заданий по разделу Орфография и списка использованной литературы.
Ожидаемый результат:
возрастет степень психологического комфорта на уроках;
повысится уровень преподавания;
позволит учителям организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
обеспечит усвоение всеми учениками программного материала.
Задания сгруппированы по основным видам орфографических трудностей и объединены в четыре группы:
правописание окончаний;
правописание корней;
правописание суффиксов;
правописание приставок.
Такая форма контроля даёт возможность проводить исследования по определению уровня орфографических навыков по различным темам программы, а также позволяет правильно спланировать закрепление и повторение изученного.
Таким образом, разноуровневые задания способствуют развитию потенциала каждого ребёнка, чтообеспечивает успешность обучения учащихся.
Содержание
Правописание окончаний-------------------------------------------------------- 1-14 стр.
Правописание корней -------------------------------------------------------------- 15-23 стр.
Правописание суффиксов------------------------------------------------------- 24-26 стр.
Правописание приставок.------------------------------------------------------ 27-30 стр.
Список использованной литературы --------------------------------- 31 стр.
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ
1 уровень
Спиши, определи падеж выделенных существительных:
Вчера я былна заводе, сегодня –на стройке, а завтра, возможно, будунашахте. Это потому, что я работаюшофером. Я вожу грузовуюмашину. Вот за высокимзаборомстроятдом. Шофёры привезликирпичицемент.
2 уровень
Спиши предложения, вставляя существительноезимав нужном падеже:
Скоро наступит (что?) . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) . Дети рады (чему?) . А за ( чем?) придёт весна.
3 уровень
Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.
Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).
1 уровень
Спиши, над существительными поставь падеж.
У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.
2 уровень
Вставь окончания имён существительных, укажи склонения и падеж.
На лошадк_, на лошад_, к дорог_, у дорог_, в тетрад_, по речк_, в деревн_.
3 уровень
Выпишите словосочетания, распределяя по группам в зависимости от склонения существительного, выделите окончания.
Гулять по алле , жизнь на планет , успех в состязани , ошибиться в окончани , упражняться в скоропис ., одохнуть под деревц м, упрекнуть в невоспитанност , разговор об успеваемост .
1 уровень
Исправь ошибки в склонении, если они есть. И. п. трава В. п. травы Р. п. о траве Т. п. травой Д. п. траве П. п. траву 2 уровень
Вставь окончания имён существительных, укажи склонения и падеж.
В тишин , о метелиц , к елк , у мышк , в сетк , у печк , на ветк
3 уровень
Вместо точек запишите подходящие по смыслу существительные. В получившихся словосочетаниях выделите окончания зависимых слов.
Езда на ----------------, присутствие на -------------------, рисунок на -----------------, участие в ----------, альбом для ----------------, звуки -------------- ,, ошибка при-------------, рассказ о ------------- .
1 уровень. Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам. Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче. 2 уровень. Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п. Гроза, окно, грач, степь. 3 уровень. Спишите, подобрав подходящие существительные к глаголам. Выделите окончания существительных и укажите падеж.
Выступать на , приблизиться к , служить в , успехи в , любовь к , участие в , выбор , рассказ о , узор для , пятно на , допонение к .
1 уровень. Просклоняй слово пила. И. п В. п.. Р. п Т. п.. Д. п П. п. . 2 уровень. Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение. На гор.. (____,____) о земл.. (____,_____) За окн.. (____,____) по троп..(____,_____) Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____) 3 уровень. Составь предложения, употребив в разных падежах слово школа. Выдели окончания, определи падеж имён существительных. ______________________________________________________________ ____________________________________________________________
1 уровень Просклоняйте слова: птица, лось. И.п. - В.п. - Р.п. - Т.п. – Д.п. - П.п. -
2 уровень
Спишите, связывая слова в словосочетание. Определите падеж имен существительных. Щука (река), роща (гора), дымок (село), переходили (дорога), осока (озеро), положили (поляна), побежали (река), зверь (клетка).
3 уровень Спишите. Определите падежи имен существительных. Продолжите текст
(1 – 2 предложения). Жил желторотый воробей. Жил он вместе с мамой над окошком бани в теплом гнезде. Воробьишко махал крыльями и хотел летать.
1 уровень. Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите падеж. Выделите окончания. О букашк , о гордост , из шерст , по милост , по травинк , из земляник , о вишн , в арбуз , на фуражк , в колен . 2 уровень. Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите падежи и склонения. Выделите окончания. В холод , из деревн , о жизн , по букв , около город , у вырубк , по пустын , к сирен , на припёк в фонтан .
3 уровень. Спишите. Поставьте имена существительные в скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих существительных. Выделите окончания. Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань). Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым (снег).
1 уровень. Просклоняй во множественном числе существительные бури, грибы. 2 уровень. Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания, определите падежи имён существительных. Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки, гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты). Летом она лакомится (ягодки). 3 уровень. Допишите предложения, подбирая подходящие по смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания. Определите падежи имён существительных. Снег на сухих ветках нанизан . В развилках голых осин снег скопился . Деревья кажутся то , то , то . Слова для справок: мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие шары, сказочные великаны, белые медведи.
1 уровень. Спишите. Поставьте вопросы к выделенным словам. Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке, вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за школой, забыл о задаче. 2 уровень. Составьте с именами существительными словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п., Д.п., Р.п. Гроза, окно, грач, степь. 3 уровень. Спишите. Определите падеж имён существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.
1 уровень. Выдели окончание, определи род и склонение существительных. Земля, небо, подруга, дочь, мышь, солнце, дедушка, город, ночь. 2 уровень. Вставь пропущенные окончания, определи падеж и склонение. На гор.. (____,____) о земл.. (____,_____) За окн.. (____,____) по троп..(____,_____) Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____) 3 уровень. Составь предложения, употребив в разных падежах слово школа. Выдели окончания, определи падеж имён существительных. ______________________________________________________________ ______________________________________________________________ 1 уровень.
Просклоняй слово пила. И. п В. п.. Р. п Т. п.. Д. п П. п. . 2 уровень.
Исправь ошибки в склонении, если они есть. И. п. молния В. п. молнии Р. п. о молние Т. п. молниейД. п. молнию П. п. молние3 уровень.
Найди соответствие:
1 .И. п. а) станции
2. Р. п. б) под станцией3. Д. п. в) станция
4. В. п. г) к станции5. Т. п. д) о станции
6. П. п. е) станцию
1 уровень. Выпишите имена существительные и запишите их в три столбика по родам. Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка, чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир, удача. 2 уровень. Из слов строчки составьте предложения так, чтобы получились пословицы. Укажите род имён существительных. Почёт, рядом, труд, живут, и. Матери, лучше, сердце, солнце, греет. Мастерство, в, почёте, всегда. До, язык, Киева, доведёт. 3 уровень. Составьте рассказ, используя слова. Утро, дождь, плащ, луч солнца. Определите род всех имён существительных. 1 уровень.
Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
2 уровень.
Распредели по родам имен существительных, выдели окончания. В каждую группу допиши по два своих слова.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
3 уровень.
Найди соответствие:
а) Мужской род
б) Женский род
в) Средний род
г) Множественное число
собака
молоток
девочка
пастухи
молоко
грачи
время
платок
яйцо
зубы
горчица
день
1 уровень.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.
Звено - , крыло - , стул - , перо - , лист - , край - , пень - , день - , колос - , брат - .
2 уровень.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе. Допишите два своих слова.
Звено - , крыло - , стул - , перо - , лист - , край - , пень - , день - , колос - , брат - .
3 уровень.
Спишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания прилагательных. Укажите их род, число и падеж.
В мглист даль, в соснов бору, в смешанн лесу, бескрайн равнина, зелен стеной, под плакуч ивой, соснов молодняком, искусственнн посадками, строг расчета, высок ясенем, долговечн дерево, в син даль, на пушист ветку, с громадн лосем, с бронзов корой.
1 уровень.
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
На огромных берёз просыпаются галки. Река скрылась в тёмной синеве вечера.
Зазвенели весёлые голос птиц. У ручья растут цвет с разными листочк и голубыми лепестк .
2 уровень.
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж и склонение существительных.
На огромных берёз просыпаются галки. Река скрылась в тёмной синеве вечера.
Зазвенели весёлые голос птиц. У ручья растут цвет с разными листочк и голубыми лепестк .
3 уровень.
Найди соответствие:
1. Вчерашним а. голосом
2. Высоким б. поворотом
3. Со здешним в. рогом
4. О музыкальном г. подарком
5. В порывистом д. событием
6. Бараньим е. прыжком
7. Плавным ж. жителем
8. Приятным з. инструменте
9. С хорошим и. движении
1 уровень
Запишите слова в два столбика, выделите окончания. Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы. Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки. 2 уровень. Образуйте и запишите от данных слов существительные во множественном числе:
Заяц, пассажир, женщина, мужчина, ученик, медаль, билет, учитель, вагон, магазин, билет.
3 уровень. Запишите слова в два столбика. Поставьте существительные женского рода в единственное число, а мужского рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды, ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ, путь.
1 уровень.
Допиши окончания прилагательных. Укажи число и род прилагательных:
Хорош подарок, листья осенн , сильн ветер, снег пушист , солнце ярк , ночь темн .
2 уровень.
Вставь окончания имён прилагательных, укажи их падеж.
Над прост задачей, светл ночью - , поздн осенью - , над нов книгой - , за ближн деревней - , за высок деревом - .
3 уровень
Придумайте рассказ, используя словосочетания.
Яркое солнце, воздух душный, лёгкие облака, тяжёлая туча, яркая молния, сильный ветер, чистый воздух.
1 уровень
Просклоняй прилагательные: ясный (день), морозная (ночь)
2 уровень.
Вставь окончания имён прилагательных, укажи их падеж.
Под мягк одеялом, на соседн поле, в дремуч лесу, красив картинами, к родн сестре, чёрн коня.
3 уровень.
Образуй от данных существительных однокоренные имена прилагательные:
Свет, птицы, радость, солнце.
Составь и запиши 5-7 предложений по теме Весна.
1 уровень
Найди неправильное словосочетание:
Белая роза, солнечное погода, пушистый хвост, вчерашнего событием, о музыкальных инструменте, высоких прыжке.
2 уровень
Вставь окончания прилагательных, укажи их падежи:
Черн_ кофе, по син_ небу, передн_ лапой, вечерн_ песню, хорош_ оценкой, осенн_ погода.
3 уровень
Подберите к данным словам однокоренные прилагательные, составьте с ними словосочетания и запишите их.
Свежесть, парашют, медведь, осень, заяц, печаль, футбол, длина, море.
(---------- услугой, перед ---------- дождем, со --------- картофелем, ------------ прыжком, на ------------ берегу, по ---------- следу, на --------- поле, с ----------- видом, в ---------- пальто).
1 уровень
Подчеркни прилагательные, выдели окончания.
У Даши хорошая подруга. Она маленькая, со светлыми волосами и карими глазками, розовыми щечками. Девочки взяли с полки толстую книгу и прочитали интересный рассказ.
2 уровень
Укажи род прилагательных, допиши окончания:
Син варежка ( ), заводн игрушка ( ), тепл пальто ( ), быстр кони ( ), горьк лук ( ).
3 уровень
Составь 3-5 предложений о ромашке с использованием прилагательных. Составь синквейн ЦВЕТЫ.
1 уровень. Просклоняйте словосочетания. Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.
2 уровень. Спишите. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания. Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый, тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.
3 уровень. Спишите, вставляя подходящие по смыслу прилагательные. Определите падеж имён прилагательных, выделите окончания. Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их --------------------- водой. Светит
------------------- солнышко, идут по небу ---------------- облака. И два --------------деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки в ----------------- земле.
1 уровень. Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их. Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле.
2 уровень. Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных. В майск.. ночи пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.
3 уровень. Составьте рассказ на тему На бабушкином огороде, употребив сочетания слов. Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь. 1 уровень
Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.
солнечный луч – ...
ясный день – ...
высокое дерево – ...
алая роза – ...
хвойный лес – ...
каменная гора – ...
2 уровень.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.
Берёзов пень, гусин перо, летуч.. мышь, вкусн... обед, криклив малыш, красив платье, сладк малина.
3 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите падеж прилагательных.
Все наши дятлы – очень красив птицы. Ярк краски, внезапн переходы от черн цвета к бел , от ярко-красн к зелен характерно отличают дятлов от прочих наших птиц. Услышав недалеко от себя присутствие другого дятла, крепконос долбун притихнет, прислушиваясь.
1 уровень
Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.
спелая ягода – ...
наливное яблоко –
сочный помидор – ...
горячий завтрак – ...
стройная осина – ...
белая берёза –
2 уровень.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных.
Пролетел над ближн.. лес , съели сладк.. яблок , добежали до соседн.. дом , купались в глубок.. озер.., отдыхали под тенист.. дуб.. .
3 уровень.
Запишите словосочетания, поставив их в творительном и предложном падежах. Выделите окончания слов.
Аккуратный костюм, ароматный кофе, беззаботный вид, бережливое отношение, громоздкий шкаф, приветливая улыбка, звонкий гул, зеленая листва.
1 уровень
Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.
Душистый ландыш –
лёгкое облако –
обувной магазин –
деревянная лестница –
комнатное растение –
увлекательный рассказ –
2 уровень.
Спишите текст, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.
Весенн.. солнц.. пригревал земл . Зазвенела весёл.. капель. У домов галдели криклив.. воробьи. С пригорков побежали говорлив.. ручейки. Появил сь молод травка.
3 уровень.
Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания. Определите род, число и падеж имён прилагательных.
На -------------------- одежде, над -------------------- морем, в ----------------- платье, по --------------дороге, без -------------------- мёда, ------------------- листом.
1 уровень.
Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания.
Книга (маленький), путь (долгое), дорога (дальнее), пальто (новый), урок (последнее), утро (зимняя).
2 уровень.
Вставь окончания имён прилагательных, укажи их падеж.
На зимн одежде, над син морем, в нов платье, по зимн дороге, без вкусн мёда, жёлт листом.
3 уровень.
Замените выделенные слова именами прилагательными, выделите окончания. Определите род и число имён прилагательных.
Платок из шёлка, погода осенью, следы зверей, листья из золота, каша из риса, тигр в полоску.
1 уровень
Просклоняй словосочетания и выдели окончания: синяя (кофта), глубокое озеро.
2 уровень.
Вставь окончания имён прилагательных, укажи их род и падеж.
За дальн лесом, с ближн поля, в син луже, о весёл дне, у ярк костров, о любим сестре.
3 уровень
Выпишите словосочетания, разделив их на две группы.
В аккуратн костюме, с ароматн . кофе, с беззаботн видом, бережлив отношением, в беспредельн просторе, с громоздк шкафом, коричнев карандашом, в великолепн.. парке, с богатырск телосложением, с приветлив улыбкой, в превосходн форме, в зелен листве, сплошн стеной.
1 уровень.
Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род.
Бегун, бежать, беговой, красный, краснота, краснеть, синий, синька, посинел.
2 уровень
Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания. Определите род, число и падеж имён прилагательных.
Посуда (серебряный), весна (ранний), ткань (шерстяной), молоко (топленый), огурцы (соленый), поле (черный).
3 уровень
Найди соответствие:
В соснов равнина
Под плакуч дерево
Бескрайн бору
Долговечн . ивой
С березов . ветку
На пушист корой
1 уровень
Подчеркни прилагательные, укажи род.
У Даши хорошая подруга. Она маленькая, со светлыми волосами и карими глазками, розовыми щечками. Девочки взяли с полки толстую книгу и прочитали интересный рассказ.
2 уровень
Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, составь словосочетания..
Улыбнётся, страшный, уютно, гнездо, легкая, клубочком,радостное, несёт, утихла, громкие.
3 уровень
Найди соответствие:
Листья ярк
снег темн
птицы пушист .
солнце черн
поле ураганн
ветер осенн
1 уровень. Спишите. Вставьте пропущенные окончания, выделите их. Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь. На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по земле.
2 уровень. Спишите, дописывая окончания. Определите род и падеж имён прилагательных. В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода заволокло чёрн.. тучами.
3 уровень. Составьте рассказ на тему На бабушкином огороде, употребив сочетания слов. Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение, проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.
1 уровень
Запишите глаголы в два столбика по числам, выделите окончания.
Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт, приехал.
2 уровень
Выпишите из текста глаголы в два столбика по числам.
Весна подарила тепло и растопила снежные сугробы. Помолодевшие деревья украсились листвой. В воздухе закружились крылатые насекомые. С юга прилетели скворцы. Слышится их задорная песня.
3 уровень
Спишите текст, вставляя окончания глаголов. Над глаголами надпишите спряжение и время.
Наступил апрель – весенний месяц. Весело звен капель. Во дворе сверка лужи. Воробей задорно чирика . Сто тёплые деньки.
1 уровень
Запишите глаголы в три столбика по временам, выделите окончания.
Греет, гремит, кричал, отвечает, накормит, заболеет, льёт, растаял, расцветёт, приплыл.
2 уровень
Запишите глаголы в три столбика по временам, выделите окончания.
Зазеленела, поют, побежал, прилетели, позвонит, рисует, съездит, блестит, растёт, прочитала.
3 уровень
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте время глаголов.
Наступил.. весна. Солнце согнал снег с полей. Раскрыва..ся почки на деревьях. Показал сь молоденьк ласточки. Проснул сь пчёлка. Она вылет из улья и напьётся цветочн сока.
1 уровень
Образуйте и запишите глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени от данных глаголов. В скобках пишите вопросы.
Образец: кормить – (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что будет делать?) будет кормить.
готовить - ...
читать - ...
рисовать - ...
2 уровень
Образуйте от данных глаголов глаголы прошедшего и настоящего времени. Выделите приставки.
прочитаю – прочитал – читает
запишу - ... - ...
прилечу - ... - ...
приплыву - ... - ...
угощу - ... - ...
потеряю - ... - ...
3 уровень
Выберите из данных словосочетаний однокоренные глаголы, существительные и прилагательные и запишите их в три колонки (по частям речи).
Красне..т земляника, шум моря, тоска по родин.., красн знамя, молч ливый человек, дождь барабан т, шумные малыш , играть на барабан , сидеть в молчан , лес шумит, с бараба ым боем.
1 уровень
Проспрягай глаголы: дышать, терпеть
2 уровень
Спишите текст, изменяя время глаголов на прошедшее.
Потемнеет небо. Налетит первая гроза. Польёт землю тёплый весенний дождь. Он сразу смоет последний снег в лесу.
3 уровень
Запишите глаголы в три столбика, выделите окончания.Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять, запрыгает, становится, растрепали.
1 уровень. Образуйте глаголы неопределённой формы, выделите окончания. Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает. 2 уровень. Вставьте вместо точек глаголы, данные в скобках, поставив их в неопределённую форму. Кто хочет много , тот должен мало .(знал, спал) Лучше хорошо , чем хорошо . (поступал, говорил) Умение дороже золота. (работал) Нам песня и помогает. (жил, строил)
3 уровень. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажите спряжение и время глаголов.
Гнездо свое воронок леп т из кусочков глинистой земли. Дела тся оно закрытым со всех сторон, кроме небольшого отверстия для влета и вылета. Этим городская ласточка отлича тся от деревенской, у которой гнездо дела тся сверху всегда открытым. Работа по постройке гнезда ведется так, что одна ласточка поднос т материал, а другой леп т.
1 уровень. Запишите глаголы в два столбика, выделите окончания. Рубят, глядели, поднимал, шумят. Звенит, трещат, пылал, скучали.
2 уровень. Спишите текст, выбрав подходящую форму глагола. Над глаголами укажите число, выделите окончания. В мае в лесу (цветёт, цветут) черёмуха. Берега ручьёв (желтеет, желтеют) от золотых лютиков.
3 уровень. От глаголов неопределённой формы образуйте формы единственного и множественного числа, выделите окончания. Жужжать, падать, загорать, бросать, квакать, сиять.
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ
1 уровень.
Спиши, вставляя пропущенную букву:
В ршина, сн говик, ч рника, ш рстяной, щ бетать, в селье, пл сал, см трел, повт рять, пр вдивый, м довый.
2 уровень..
Спиши, вставляя безударные гласные, в скобках напиши проверочные слова:
Отв чает, погл дел, прин сёт, прол тает, посм трел, выб жит, про ходил, выд ржит, отцв тёт, пож лтел, оп здал, выл зет, зам чает.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие горы.
1 уровень.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Дневная жара см нилась н чной прохладой. В окнах д мов засв тились огни. Длинные тени д ревьев ложились по пыльной д роге.
2 уровень..
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова.
В песчаных ст пях аравийской з мли
Три гордые пальмы высоко росли.
Р дник между ними из почвы бесплодной,
Журча, проб вался в лною х лодной,
Хранимый, под сенью з лёных л стов,
От знойных лючей и л тучих песков.
3 уровень.
Спиши текст, подчеркивая гласные, проверяемые ударением. Напиши проверочные слова в скобках.
Каштанка бегала взад и вперед и не нах..дила х зяина, а между тем ст новилось т мно. По обе стор ны ул цы зажглись ф нари, и в окнах домов пок зались огни. Ш л крупный, пуш стый снег и красил в белое м стовую, л шадиную спины, ша ки изво чиков, и чем больше т мнел воздух, б леее ст новились предметы.
1 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Заз..ленела, п..ют, поб..жал, прил..тели, позв..нит, бл..стит.
2 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
В дяной ( ), б льница ( ), поб жал ( ), посм трел ( ), цв тной ( ), з мля ( ), покр снел
( ), зал тел ( ).
3 уровень..
Найдите соответствие: 1. Д 2. Т 3. В 4. Л
а) Окрес ность, б) звёз ный, в) со нце, г) здра ствуй, д) извес ный, е) сер це, ж) прелес ный, з) мес ность.
1 уровень
Вставь пропущенные буквы.
М..ряк, л..ства, т..мнота, тр..ва, с..нева, л..нивый, м..сной.
2 уровень
Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.
С..ринка, зам..рзает, зав..жи, к..злёнок, поз..лоченный, ч..рнее, гл..тать, ст..льной, ж..леть, дозв..ниться.
3 уровень
Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Выдели корень слова.
М..лькнуть, обм..нять, прокр..чал, к..рмилец, ул..вить, выкл..чатель, кор..тышка, л..бёдушка, м..гучий, прил..теть, м..рзлота, ..г..нёк.
1 уровень
Вставь пропущенные буквы.
П..сьмо, пч..ла в..сна, пр..мой, л..сник, св..сток, зв..зда.
2 уровень
Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
З..рновой, поб..жать, загл..нул, б..леть, сл..нёнок, насм..шить, прибл..зить, н..сить, р..зной, изм..льчить.
3 уровень
Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Выдели корень.
Изм..рить, прим..рить, цв..тной, нал..теть, прик..лоть, п..тнистый, л..мать, выл..чить, мол..дость, з..мовать, обл..денеть.
1 уровень
Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите. Поставьте ударение. Выделите корень.
Леса – ___, поля - ___, трава - ___, листы - ___, гора - ___, река - ___, дожди - ___, берега - ___ .
2 уровень
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес..ло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск..льзит по веткам и ств..лам д..ревьев.
3 уровень
Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках к словам с пропущенными гласными напишите проверочные слова.
л..су, в, ..сеннем, т..шина, ст..ит
птичьих, не, слышно, г..лосов
пож..лтели, и, лист..я, с, осыпались, д..рев..ев
з..ма, скоро, лё..ким, зав..южит, сн..гом, ве..ки
1 уровень
Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Д лёкий, л скал, др жал, л сёнок, т пло, зв зда, в сло, ст да, т мнота, ст нал, т жёлый.
2 уровень..
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
М лчать, м сной, охр..нять, уд влять, гр знуля, пл сать, г..рчица, сл зинка, скр пучий, нар дить.
3 уровень..
Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Выделите корень.
Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлочки выг..бают к..лючие ветки. Кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми л..сточками. Др..ж..т серая осина.
1 уровень
Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные.
Маленькому зайчику
На сырой ло..бинке
Прежде гла..ки тешили
Белые цветочки.
2 уровень.
Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные по образцу.
Арбуз – арбузы, гри.. - ___, голу..ь - ___, лоша..ь - ___, огоро.. - ___, хле.. - ___, гвоз..ь - ___.
3 уровень
Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
1 уровень
Спишите, изменяя слова по образцу:
Стадо (козы) – стадо коз, стадо (к..ровы) - ___, пять (б..рёзы) - ___, килограмм (ябл..ки), перекрёсток (д..роги), пара (с..поги) - ___, стопка (книги) - ___.
2 уровень.
Спишите отрывок стихотворения. Найдите слово с пропущенной парной согласной. Напишите к нему проверочное слово.
Вянет и ж..лтеет
Тра..ка на лугах,
Только з..ленеет
Озимь на п..лях.
3 уровень
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Напишите к ним проверочные слова. Солнце св..тило ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух наполнится зап..хом гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны л..ж..т м..ховой к..вёр.
1 уровень
Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные через чёрточку.
Гря..ка - . , морко..ь - , кре..кий - , ло..ка - , кру..ка - , кры..ка - .
2 уровень.
Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные. Напишите к ним проверочные слова.
Лес совсем уж стал сквозистый,
Ре..ки в нём листы.
Скоро будет сне.. пушистый
Падать с высоты.
3 уровень
Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Ветхая избу..ка
Вся в сн..гу ст..ит.
Бабу..ка-стару..ка
Из ..кна гл..дит.
Внукам-шалунишкам
По колено сне.. .
Весел ребятишкам
Быстрых санок бе.. .
1 уровень
Вставь пропущенную букву. Допиши еще одно слово на это правило:
Хле , тру , моро , вра , мор , но , клю , сне , гла ,
2 уровень.
Спиши, вставь буквы. Напишите к ним проверочные слова.
Серое небо , ни кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру кими в морозы.
3 уровень
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите часть слова, в котором пропущена буква.
Ц нга – опасное и тяж лое заболевание. Прош л дождь, и на улиц заблестели лужиц . пестрые куриц и ж лтые ц плята старательно отыскивали в земле ч рвей. На Кавказе растут ц трусовые растения. Кочующиий ц ганский табор – теперь редкое явление. Шли ц стерны с жидким ц ментом.
1 уровень
Написать рядом с проверочным словом слово с проверяемой согласной.
Допиши еще пару слов на это правило:
Хлеба – хле.., труды – тру.., морозы – моро.., носы – но.., враги – вра.., моржи – мор.., клювы – клю.., языки – язы.., глаза – гла ,
2 уровень.
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.
На языке мё.., а под языком лё
Был бы обе.., а ложка сыщется.
Ешь пироги, а хле.. вперёд береги.
Верный дру.. лучше сотни слу
Счастье – что вол..: обманет да в ле.. уйдёт.
В зимний холо.. всякий моло
3 уровень
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Напишите проверочное слово. Выделите часть слова, в котором пропущена буква.
Стра но ждали мы воскре ного дня, чтобы выехать в окре ности города. Боялись, что нена..ная погода разрушит все наши интере ые планы.
Но погода была чуде ная, со це сияло, и наш праз... ник удался. Радо но билось сер це, когда мы сели, наконец, в поез .Мы отправились в дачную ме ность с прекра ным лесом и преле ной речкой.
Везде чу твовалась радость весеннего дня. Все, кто уча вовал в прогулке, были сча ливы.
Вернулись мы домой поз о вечером.
1 уровень
Вставь пропущенные парные и звонкие согласные и допиши еще одно слово на это правило.
Самолё.., компа.., плу.., верблю.., сне.., гри.., ё.., алма.., камы
2 уровень.
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.
Здоровье и тру.. рядом живут.
Береги но.. в большой моро
Добрая пословица не в бро..ь, а в гла
Хочешь быть здоро.., закаляйся как мор
В дороге хле.. не помеха.
Язы.. мой – вра.. мой, прежде ума рыщет.
3 уровень
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Напишите проверочное слово.
На уроке географии вы получили задание составить план той ме...ности, где вы живете.
Вы предчу твуете удовольствие от выполнения интере ного задания. В памяти всплывают хорошо изве ные картины: преле ная речка с отве ными берегами, чуде ная березовая роща, редко ный по красоте пруд.
Радо но и гру но видеть осенью эти исхоженные летом излюбленные места.
1 уровень
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая
л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. Под д..ревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки?
2 уровень.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Ребяти..ки л пили ч..шки и ло..ки. В л су ж вут др зды, гр чи, сн гири. 3 уровень
Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы. К словам с проверяемыми гласными в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Сн..жок порхает, кружится,
На ул..це б..ло.
И превратились лужицы
В х..лодное ст..кло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые ябл..ки
На ветках сн..гири.
1 уровень
Спишите, вставив пропущенные буквы. Про...ка, гри...ки, гря...ка, лё...кий, шу...ка, сне...ки, ро...ки, сли...ки.
2 уровень.
Спишите, в