
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Дидактический сборник «Разноуровневые задания по русскому языку» (для учащихся 6 класса)
Дидактический сборник
«Разноуровневые задания по русскому языку»
(для учащихся 6 класса)
Чильдибаева Г.Т.
Пояснительная записка
Так как сегодня одной из важных задач обучения является формирование у школьников способности к самосовершенствованию, самообразованию, технология уровневой дифференциации способствует созданию благоприятных условий для развития познавательных и творческих способностей каждого ученика, то есть, обеспечению усвоения учебного материала каждым учеником в зоне ближайшего развития на основе его индивидуальных особенностей. При выполнении самостоятельной работы каждый ученик стремится выполнить более сложные задания, и тем самым у него появляется мотивация, уверенность в самом себе.
Дидактический сборник представляет собой систематизированный набор разноуровневых заданий, сгруппированных по основным видам орфографических трудностей. Сборник предназначен для организации индивидуальной, парной и групповой работы учащихся 6 класса.
Задания различной степени сложности можно широко применять на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала, дифференцированная домашняя работа, учет знаний на уроке, текущая проверка усвоения пройденного материала, самостоятельные и контрольные работы, организация работы над ошибками.
Каждое задание выполняется за определённое время в зависимости от сложности, что приучает детей к определённому темпу работы. Проверка правильности выполнения заданий может осуществляться по-разному. Учитель может сам проверить задания 1-го уровня у всех детей, пока они работают самостоятельно, или проводится самопроверка, сверка с ответами, данными на доске, или осуществляется взаимопроверка в парах.
Актуальность: сборник дает возможность учителю решать проблемы повышения грамотности учеников и проверки уровня усвоения программного материала по данным темам учащимися А, В, С, а также формировать интерес и мотивацию к учебе.
Цель - дополнить материалы учебника и расширить возможности индивидуальной, групповой и парной видов работ с учащимися.
Дидактические принципы отбора содержания материала:
-
научность;
-
доступность;
-
преемственность и перспективность;
-
связь теории с практикой;
-
наглядность;
-
целостность.
Сборник состоит из содержания, пояснительной записки, уровневых заданий по разделу «Орфография» и списка использованной литературы.
Ожидаемый результат:
-
возрастет степень психологического комфорта на уроках;
-
повысится уровень преподавания;
-
позволит учителям организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей учащихся;
-
обеспечит усвоение всеми учениками программного материала.
Задания сгруппированы по основным видам орфографических трудностей и объединены в четыре группы:
-
правописание окончаний;
-
правописание корней;
-
правописание суффиксов;
-
правописание приставок.
Такая форма контроля даёт возможность проводить исследования по определению уровня орфографических навыков по различным темам программы, а также позволяет правильно спланировать закрепление и повторение изученного.
Таким образом, разноуровневые задания способствуют развитию потенциала каждого ребёнка, что обеспечивает успешность обучения учащихся.
Содержание
-
Правописание окончаний-------------------------------------------------------- 1-14 стр.
-
Правописание корней -------------------------------------------------------------- 15-23 стр.
-
Правописание суффиксов------------------------------------------------------- 24-26 стр.
-
Правописание приставок.------------------------------------------------------ 27-30 стр.
-
Список использованной литературы --------------------------------- 31 стр.
-
ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ
1 уровень
Спиши, определи падеж выделенных существительных:
Вчера я был на заводе, сегодня – на стройке, а завтра, возможно, буду на шахте. Это потому, что я работаю шофером. Я вожу грузовую машину. Вот за высоким забором строят дом. Шофёры привезли кирпич и цемент.
2 уровень
Спиши предложения, вставляя существительное зима в нужном падеже:
Скоро наступит (что?) … . Лесные звери уже чувствуют приближение (чего?) … . Дети рады (чему?) … . А за ( чем?) … придёт весна.
3 уровень
Спиши, изменяя существительные в скобках. Определи падеж этих существительных.
Над (изба) и (двор) летала малиновка. Заняты школьники (дело) , перьями пишут и (мел). Не ищи шишки под (дуб), жёлуди под (ёлка). Школьники ходили с (учитель) на экскурсию. Колхозники засеяли поле (рожь).
1 уровень
Спиши, над существительными поставь падеж.
У речки аромат. Цветёт ива. Её серёжки покрылись пушком. Каждая напоминает гусёнка, который уселся на веточке. На кончике каждой пушинки маленькая точка жёлтой пыльцы. Прикоснёшься к веточке – золотистое облачко так и брызнет в лицо.
2 уровень
Вставь окончания имён существительных, укажи склонения и падеж.
На лошадк_, на лошад_, к дорог_, у дорог_, в тетрад_, по речк_, в деревн_.
3 уровень
Выпишите словосочетания, распределяя по группам в зависимости от склонения существительного, выделите окончания.
Гулять по алле…, жизнь на планет…, успех в состязани…, ошибиться в окончани…, упражняться в скоропис…., одохнуть под деревц…м, упрекнуть в невоспитанност…, разговор об успеваемост… .
1 уровень
Исправь ошибки в склонении, если они
есть.
И. п. трава В. п. травы
Р. п. о траве Т. п. травой
Д. п. траве П. п. траву
2 уровень
Вставь окончания имён существительных, укажи склонения и падеж.
В тишин…, о метелиц…, к елк…, у мышк…, в сетк…, у печк…, на ветк…
3 уровень
Вместо точек запишите подходящие по смыслу существительные. В получившихся словосочетаниях выделите окончания зависимых слов.
Езда на ----------------, присутствие на -------------------, рисунок на -----------------, участие в ----------, альбом для ----------------, звуки -------------- ,, ошибка при-------------, рассказ о ------------- .
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным
словам.
Посеяла на грядке,
шишки ёлки,
пронёсся по степи,
напиши бабушке,
вечер за
книгой,
альбом подруги,
протекает по равнине,
был за
школой,
забыл о
задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными
словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п.,
Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите, подобрав подходящие существительные к
глаголам. Выделите окончания существительных и укажите
падеж.
Выступать на … , приблизиться к … , служить в … , успехи в … , любовь к … , участие в … , выбор … , рассказ о … , узор для … , пятно на …, допонение к … .
1 уровень.
Просклоняй слово пила.
И. п В. п..
Р. п Т. п..
Д. п П. п. .
2 уровень.
Вставь пропущенные окончания, определи падеж и
склонение.
На
гор.. (____,____) о земл.. (____,_____)
За окн.. (____,____) по троп..(____,_____)
Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____)
3 уровень.
Составь предложения, употребив в разных падежах слово «школа».
Выдели окончания, определи падеж имён существительных.
______________________________________________________________
____________________________________________________________
1 уровень
Просклоняйте слова: «птица»,
«лось».
И.п. - В.п. -
Р.п. - Т.п. –
Д.п. - П.п. -
2 уровень
Спишите, связывая слова в словосочетание.
Определите падеж имен существительных.
Щука (река), роща (гора), дымок (село), переходили (дорога), осока
(озеро), положили (поляна), побежали (река), зверь
(клетка).
3 уровень
Спишите. Определите падежи имен
существительных. Продолжите текст
(1 – 2 предложения).
Жил желторотый воробей. Жил он вместе с мамой над окошком бани в
теплом гнезде. Воробьишко махал крыльями и хотел
летать.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Определите
падеж. Выделите окончания.
О букашк…, о гордост…, из шерст…, по милост…, по травинк…, из
земляник…, о вишн…, в арбуз…, на фуражк…, в колен…
.
2 уровень.
Спишите, вставив прпущенные буквы. Определите
падежи и склонения. Выделите окончания.
В холод…, из деревн…, о жизн…, по букв…, около город…, у вырубк…,
по пустын…, к сирен…, на припёк… в фонтан… .
3 уровень.
Спишите. Поставьте имена существительные в
скобках в нужном падеже. Определите падеж и склонение этих
существительных. Выделите окончания.
Катя п..лучила пис..мо (дядя Коля). Сам..лёт прил..тел из (Казань).
Дети гуляли (площ..дь). П..любуйся пуш..стым
(снег).
1 уровень.
Просклоняй во множественном числе
существительные бури, грибы.
2 уровень.
Спишите, раскрывая скобки. Выделите окончания,
определите падежи имён существительных.
Весной к нам прилетает малиновка. Кормится она (жучки, личинки,
гусеницы). Птичка ищет их в опавших (листья) под (деревья и кусты).
Летом она лакомится (ягодки).
3 уровень.
Допишите предложения, подбирая подходящие по
смыслу сравнения, используя слова для справок. Выделите окончания.
Определите падежи имён существительных.
Снег на сухих ветках нанизан … . В развилках голых осин снег
скопился … . Деревья кажутся то …, то …, то … .
Слова для справок:
мохнатые шапки, загадочное чудовище, сияющие
шары, сказочные великаны, белые медведи.
1 уровень.
Спишите. Поставьте вопросы к выделенным
словам.
Посеяла на грядке, шишки ёлки, пронёсся по степи, напиши бабушке,
вечер за книгой, альбом подруги, протекает по равнине, был за
школой, забыл о задаче.
2 уровень.
Составьте с именами существительными
словосочетания, в которых эти существительные стояли бы в П.п.,
Д.п., Р.п.
Гроза, окно, грач, степь.
3 уровень.
Спишите. Определите падеж имён
существительных.
Дож..ь (по)шёл в..с..лее. Люди (вы)б..гали из
д..мов. Они протягивали руки. В..да (с)б..гала по их рукам до самых
плеч. Р..бятишки (за)прыгали (по)лужам.
1 уровень.
Выдели окончание, определи род и склонение
существительных.
Земля, небо, подруга, дочь, мышь, солнце, дедушка, город,
ночь.
2 уровень.
Вставь пропущенные окончания, определи падеж и
склонение.
На гор.. (____,____) о земл.. (____,_____)
За окн.. (____,____) по троп..(____,_____)
Из стекл..(____,____) к доск..(____,_____)
3 уровень.
Составь предложения, употребив в разных
падежах слово «школа».
Выдели окончания, определи падеж имён
существительных.
______________________________________________________________
______________________________________________________________
1 уровень.
Просклоняй слово пила.
И.
п В. п..
Р. п Т. п..
Д. п П. п. .
2 уровень.
Исправь ошибки в склонении, если они
есть.
И. п. молния В. п. молнии
Р. п. о молние Т. п. молнией
Д. п. молнию П. п. молние
3 уровень.
Найди соответствие:
1 .И. п. а) станции
2.
Р. п. б) под станцией
3. Д. п. в) станция
4.
В. п. г) к станции
5. Т. п. д) о станции
6. П. п. е) станцию
1 уровень.
Выпишите имена существительные и запишите их в
три столбика по родам.
Мечтал, красивое, ходил, яблоко, бродил, мебель, адрес, чашка,
чувство, разведка, дело, лучистый, путник, мир,
удача.
2 уровень.
Из слов строчки составьте предложения так,
чтобы получились пословицы. Укажите род имён
существительных.
Почёт, рядом, труд, живут, и.
Матери, лучше, сердце, солнце, греет.
Мастерство, в, почёте, всегда.
До, язык, Киева, доведёт.
3 уровень.
Составьте рассказ, используя
слова.
Утро, дождь, плащ, луч солнца.
Определите род всех имён существительных.
1 уровень.
Запиши имена существительные в три столбика: слова женского рода, мужского рода и среднего рода.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
2 уровень.
Распредели по родам имен существительных, выдели окончания. В каждую группу допиши по два своих слова.
Багаж, касса, неделя, насекомое, солнце, месяц, помидор, сердце, черёмуха, совесть, сочинение, синица, правило.
3 уровень.
Найди соответствие:
а) Мужской род
б) Женский род
в) Средний род
г) Множественное число
-
собака
-
молоток
-
девочка
-
пастухи
-
молоко
-
грачи
-
время
-
платок
-
яйцо
-
зубы
-
горчица
-
день
1 уровень.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе по образцу: полено – поленья.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
2 уровень.
Образуйте из данных слов слова во множественном числе. Допишите два своих слова.
Звено - …, крыло -…, стул - …, перо - …, лист - …, край - …, пень - …, день - …, колос - …, брат - … .
3 уровень.
Спишите словосочетания, вставьте пропущенные окончания прилагательных. Укажите их род, число и падеж.
В мглист… даль, в соснов… бору, в смешанн… лесу, бескрайн… равнина, зелен… стеной, под плакуч… ивой, соснов… молодняком, искусственнн… посадками, строг… расчета, высок… ясенем, долговечн… дерево, в син… даль, на пушист… ветку, с громадн… лосем, с бронзов… корой.
1 уровень.
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы.
На огромных берёз… просыпаются галки. Река скрылась в тёмной синеве вечера.
Зазвенели весёлые голос… птиц. У ручья растут цвет… с разными листочк… и голубыми лепестк… .
2 уровень.
Спишите предложение, вставьте пропущенные буквы. Укажите падеж и склонение существительных.
На огромных берёз… просыпаются галки. Река скрылась в тёмной синеве вечера.
Зазвенели весёлые голос… птиц. У ручья растут цвет… с разными листочк… и голубыми лепестк… .
3 уровень.
Найди соответствие:
1. Вчерашним а. голосом
2. Высоким б. поворотом
3. Со здешним в. рогом
4. О музыкальном г. подарком
5. В порывистом д. событием
6. Бараньим е. прыжком
7. Плавным ж. жителем
8. Приятным з. инструменте
9. С хорошим и. движении
1 уровень
Запишите слова в два столбика, выделите
окончания.
Звезда, кусты, лебедь, дерево, бревно. Журавли, мхи, ящик, алмазы.
Лётчик, шерсть, перо, кочки, яблоки.
2 уровень.
Образуйте и запишите от данных слов
существительные во множественном числе:
Заяц, пассажир, женщина, мужчина, ученик, медаль, билет, учитель, вагон, магазин, билет.
3 уровень.
Запишите слова в два столбика. Поставьте
существительные женского рода в единственное число, а мужского
рода- во множественное.
Окна, узоры, пальма, деревья, ковёр, наряды,
ручей, сено, рощи, дом, черта, волны, ключ,
путь.
1 уровень.
Допиши окончания прилагательных. Укажи число и род прилагательных:
Хорош… подарок, листья осенн…, сильн… ветер, снег пушист…, солнце ярк…, ночь темн… .
2 уровень.
Вставь окончания имён прилагательных, укажи их падеж.
Над прост… задачей, светл… ночью - …, поздн… осенью - …, над нов… книгой -… , за ближн… деревней - …, за высок… деревом - … .
3 уровень
Придумайте рассказ, используя словосочетания.
Яркое солнце, воздух душный, лёгкие облака, тяжёлая туча, яркая молния, сильный ветер, чистый воздух.
1 уровень
Просклоняй прилагательные: ясный (день), морозная (ночь)
2 уровень.
Вставь окончания имён прилагательных, укажи их падеж.
Под мягк… одеялом, на соседн… поле, в дремуч… лесу, красив… картинами, к родн… сестре, чёрн… коня.
3 уровень.
Образуй от данных существительных однокоренные имена прилагательные:
Свет, птицы, радость, солнце.
Составь и запиши 5-7 предложений по теме «Весна».
1 уровень
Найди неправильное словосочетание:
Белая роза, солнечное погода, пушистый хвост, вчерашнего событием, о музыкальных инструменте, высоких прыжке.
2 уровень
Вставь окончания прилагательных, укажи их падежи:
Черн_ кофе, по син_ небу, передн_ лапой, вечерн_ песню, хорош_ оценкой, осенн_ погода.
3 уровень
Подберите к данным словам однокоренные прилагательные, составьте с ними словосочетания и запишите их.
Свежесть, парашют, медведь, осень, заяц, печаль, футбол, длина, море.
(---------- услугой, перед ---------- дождем, со --------- картофелем, ------------ прыжком, на ------------ берегу, по ---------- следу, на --------- поле, с ----------- видом, в ---------- пальто).
1 уровень
Подчеркни прилагательные, выдели окончания.
У Даши хорошая подруга. Она маленькая, со светлыми волосами и карими глазками, розовыми щечками. Девочки взяли с полки толстую книгу и прочитали интересный рассказ.
2 уровень
Укажи род прилагательных, допиши окончания:
Син… варежка ( ), заводн… игрушка ( ), тепл… пальто ( ), быстр… кони (…), горьк… лук ( ).
3 уровень
Составь 3-5 предложений о ромашке с использованием прилагательных. Составь синквейн «ЦВЕТЫ».
1 уровень.
Просклоняйте словосочетания.
Тёплый зимний шарф, тёплое зимнее пальто.
2 уровень.
Спишите. Определите падеж имён прилагательных,
выделите окончания.
Чистое небо затянулось тучами. Зима природу нарядила в белый,
тёплый, чистый мех. Мы отправились на Синее озеро. В поздний час
дома не спали. Зимнее солнце светило тускло.
3 уровень.
Спишите, вставляя подходящие по смыслу
прилагательные. Определите падеж имён прилагательных, выделите
окончания.
Таня и Алёна посадили свои деревца, полили их
---------------------
водой. Светит
-------------------
солнышко, идут по небу
---------------- облака. И два --------------деревца стоят у ворот. Они расправляют корешки
в ----------------- земле.
1 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные окончания,
выделите их.
Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного
длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь.
На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по
земле.
2 уровень.
Спишите, дописывая окончания. Определите род и
падеж имён прилагательных.
В майск.. ночи пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг ярк..
стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну небосвода
заволокло чёрн.. тучами.
3 уровень.
Составьте рассказ на тему «На бабушкином
огороде», употребив сочетания слов.
Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение,
проросшие семена, лазурное небо, жёлтая морковь.
1 уровень
Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.
солнечный луч – ...
ясный день – ...
высокое дерево – ...
алая роза – ...
хвойный лес – ...
каменная гора – ...
2 уровень.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.
Берёзов… пень, гусин… перо, летуч.. мышь, вкусн... обед, криклив… малыш, красив… платье, сладк… малина.
3 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки. Укажите падеж прилагательных.
Все наши дятлы – очень красив… птицы. Ярк… краски, внезапн… переходы от черн… цвета к бел… , от ярко-красн… к зелен… характерно отличают дятлов от прочих наших птиц. Услышав недалеко от себя присутствие другого дятла, крепконос… долбун притихнет, прислушиваясь.
1 уровень
Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.
спелая ягода – ...
наливное яблоко –
сочный помидор – ...
горячий завтрак – ...
стройная осина – ...
белая берёза – …
2 уровень.
Спишите словосочетания, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных.
Пролетел над ближн.. лес…, съели сладк.. яблок…, добежали до соседн.. дом…, купались в глубок.. озер.., отдыхали под тенист.. дуб.. .
3 уровень.
Запишите словосочетания, поставив их в творительном и предложном падежах. Выделите окончания слов.
Аккуратный костюм, ароматный кофе, беззаботный вид, бережливое отношение, громоздкий шкаф, приветливая улыбка, звонкий гул, зеленая листва.
1 уровень
Запишите словосочетания в единственном и во множественном числе. Выделите окончания.
Душистый ландыш – …
лёгкое облако – …
обувной магазин – …
деревянная лестница – …
комнатное растение – …
увлекательный рассказ – …
2 уровень.
Спишите текст, вставляя пропущенные окончания. Обозначьте род и число имен прилагательных. Выделите окончания имен прилагательных.
Весенн.. солнц.. пригревал… земл…. Зазвенела весёл.. капель. У домов галдели криклив.. воробьи. С пригорков побежали говорлив.. ручейки. Появил…сь молод… травка.
3 уровень.
Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания. Определите род, число и падеж имён прилагательных.
На -------------------- одежде, над -------------------- морем, в ----------------- платье, по --------------дороге, без -------------------- мёда, ------------------- листом.
1 уровень.
Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания.
Книга (маленький), путь (долгое), дорога (дальнее), пальто (новый), урок (последнее), утро (зимняя).
2 уровень.
Вставь окончания имён прилагательных, укажи их падеж.
На зимн… одежде, над син… морем, в нов… платье, по зимн… дороге, без вкусн… мёда, жёлт… листом.
3 уровень.
Замените выделенные слова именами прилагательными, выделите окончания. Определите род и число имён прилагательных.
Платок из шёлка, погода осенью, следы зверей, листья из золота, каша из риса, тигр в полоску.
1 уровень
Просклоняй словосочетания и выдели окончания: синяя (кофта), глубокое озеро.
2 уровень.
Вставь окончания имён прилагательных, укажи их род и падеж.
За дальн… лесом, с ближн… поля, в син… луже, о весёл… дне, у ярк… костров, о любим… сестре.
3 уровень
Выпишите словосочетания, разделив их на две группы.
В аккуратн… костюме, с ароматн…. кофе, с беззаботн… видом, бережлив… отношением, в беспредельн… просторе, с громоздк… шкафом, коричнев… карандашом, в великолепн.. парке, с богатырск… телосложением, с приветлив… улыбкой, в превосходн… форме, в зелен… листве, сплошн… стеной.
1 уровень.
Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, определите их число и род.
Бегун, бежать, беговой, красный, краснота, краснеть, синий, синька, посинел.
2 уровень
Запишите имена прилагательные к данным именам существительным, изменив окончания. Определите род, число и падеж имён прилагательных.
Посуда (серебряный), весна (ранний), ткань (шерстяной), молоко (топленый), огурцы (соленый), поле (черный).
3 уровень
Найди соответствие:
В соснов… равнина
Под плакуч… дерево
Бескрайн… бору
Долговечн…. ивой
С березов…. ветку
На пушист… корой
1 уровень
Подчеркни прилагательные, укажи род.
У Даши хорошая подруга. Она маленькая, со светлыми волосами и карими глазками, розовыми щечками. Девочки взяли с полки толстую книгу и прочитали интересный рассказ.
2 уровень
Выпишите из перечисленных слов имена прилагательные, составь словосочетания..
Улыбнётся, страшный, уютно, гнездо, легкая, клубочком, радостное, несёт, утихла, громкие.
3 уровень
Найди соответствие:
Листья ярк…
снег темн…
птицы пушист….
солнце черн…
поле ураганн…
ветер осенн…
1 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные окончания,
выделите их.
Чёрн.. стрижи всю жизнь проводят в воздухе. Если пойманного
длиннокрыл.. стрижа посадить на гол.. землю, он не сможет взлететь.
На коротеньк.. своих лапках стриж не умеет ходить по
земле.
2 уровень.
Спишите, дописывая окончания. Определите род и
падеж имён прилагательных.
В майск.. ноч.. пели птицы. Мы любовались весен.. небом. Вдруг
ярк.. стрела молнии полоснула спокойн.. небо. Нежн.. голубизну
небосвода заволокло чёрн.. тучами.
3 уровень.
Составьте рассказ на тему «На бабушкином
огороде», употребив сочетания слов.
Раннее весеннее утро, чудесная погода, хорошее настроение,
проросшие семена, лазурное небо, жёлтая
морковь.
1 уровень
Запишите глаголы в два столбика по числам, выделите окончания.
Побежали, разбудил, посмотрели, распевают, светит, потемнели, прилетели, ловит, идёт, приехал.
2 уровень
Выпишите из текста глаголы в два столбика по числам.
Весна подарила тепло и растопила снежные сугробы. Помолодевшие деревья украсились листвой. В воздухе закружились крылатые насекомые. С юга прилетели скворцы. Слышится их задорная песня.
3 уровень
Спишите текст, вставляя окончания глаголов. Над глаголами надпишите спряжение и время.
Наступил апрель – весенний месяц. Весело звен… капель. Во дворе сверка… лужи. Воробей задорно чирика… . Сто… тёплые деньки.
1 уровень
Запишите глаголы в три столбика по временам, выделите окончания.
Греет, гремит, кричал, отвечает, накормит, заболеет, льёт, растаял, расцветёт, приплыл.
2 уровень
Запишите глаголы в три столбика по временам, выделите окончания.
Зазеленела, поют, побежал, прилетели, позвонит, рисует, съездит, блестит, растёт, прочитала.
3 уровень
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы. Обозначьте время глаголов.
Наступил.. весна. Солнце согнал… снег с полей. Раскрыва..ся почки на деревьях. Показал…сь молоденьк… ласточки. Проснул…сь пчёлка. Она вылет… из улья и напьётся цветочн… сока.
1 уровень
Образуйте и запишите глаголы настоящего, прошедшего и будущего времени от данных глаголов. В скобках пишите вопросы.
Образец: кормить – (что делает?) кормит, (что делал?) кормил, (что будет делать?) будет кормить.
готовить - ...
читать - ...
рисовать - ...
2 уровень
Образуйте от данных глаголов глаголы прошедшего и настоящего времени. Выделите приставки.
прочитаю – прочитал – читает
запишу - ... - ...
прилечу - ... - ...
приплыву - ... - ...
угощу - ... - ...
потеряю - ... - ...
3 уровень
Выберите из данных словосочетаний однокоренные глаголы, существительные и прилагательные и запишите их в три колонки (по частям речи).
Красне..т земляника, шум моря, тоска по родин.., красн… знамя, молч…ливый человек, дождь барабан…т, шумные малыш…, играть на барабан…, сидеть в молчан…, лес шумит, с бараба…ым боем.
1 уровень
Проспрягай глаголы: дышать, терпеть
2 уровень
Спишите текст, изменяя время глаголов на прошедшее.
Потемнеет небо. Налетит первая гроза. Польёт землю тёплый весенний дождь. Он сразу смоет последний снег в лесу.
3 уровень
Запишите глаголы в три столбика, выделите
окончания.
Едут, будет петь, съел, говоришь, белела, зашьёт, подросло, гулять,
запрыгает, становится, растрепали.
1 уровень.
Образуйте глаголы неопределённой формы,
выделите окончания.
Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает, взмахнул, смотрел, любит,
срезают, делает.
2 уровень.
Вставьте вместо точек глаголы, данные в
скобках, поставив их в неопределённую форму.
Кто хочет много …, тот должен мало … .(знал, спал)
Лучше хорошо …, чем хорошо … . (поступал, говорил)
Умение … дороже золота. (работал)
Нам песня … и … помогает. (жил, строил)
3 уровень.
Спиши, вставляя пропущенные буквы. Укажите
спряжение и время глаголов.
Гнездо свое воронок леп…т из кусочков глинистой земли. Дела…тся оно закрытым со всех сторон, кроме небольшого отверстия для влета и вылета. Этим городская ласточка отлича…тся от деревенской, у которой гнездо дела…тся сверху всегда открытым. Работа по постройке гнезда ведется так, что одна ласточка поднос…т материал, а другой леп…т.
1 уровень.
Запишите глаголы в два столбика, выделите
окончания.
Рубят, глядели, поднимал, шумят. Звенит, трещат, пылал,
скучали.
2 уровень.
Спишите текст, выбрав подходящую форму
глагола. Над глаголами укажите число, выделите
окончания.
В мае в лесу (цветёт, цветут) черёмуха. Берега ручьёв (желтеет,
желтеют) от золотых лютиков.
3 уровень.
От глаголов неопределённой формы образуйте
формы единственного и множественного числа, выделите
окончания.
Жужжать, падать, загорать, бросать, квакать,
сиять.
-
ПРАВОПИСАНИЕ КОРНЕЙ
1 уровень.
Спиши, вставляя пропущенную букву:
В…ршина, сн…говик, ч…рника, ш…рстяной, щ…бетать, в…селье, пл…сал, см…трел, повт…рять, пр…вдивый, м…довый.
2 уровень..
Спиши, вставляя безударные гласные, в скобках напиши проверочные слова:
Отв…чает, погл…дел, прин…сёт, прол…тает, посм…трел, выб…жит, про…ходил, выд…ржит, отцв…тёт, пож…лтел, оп…здал, выл…зет, зам…чает.
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
По тинуло холадом. Последние клочя тумана мокрой
марлей палзли по склону. Открылись яркие сияющие
горы.
1 уровень.
Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Дневная жара см…нилась н…чной прохладой. В окнах д…мов засв…тились огни. Длинные тени д…ревьев ложились по пыльной д…роге.
2 уровень..
Спиши стихотворение А.Пушкина, вставь пропущенные буквы, в скобках напиши проверочные слова.
В песчаных ст…пях аравийской з…мли
Три гордые пальмы высоко росли.
Р…дник между ними из почвы бесплодной,
Журча, проб…вался в…лною х…лодной,
Хранимый, под сенью з…лёных л…стов,
От знойных лючей и л…тучих песков.
3 уровень.
Спиши текст, подчеркивая гласные, проверяемые ударением. Напиши проверочные слова в скобках.
Каштанка бегала взад и вперед и не нах..дила х…зяина, а между тем ст…новилось т…мно. По обе стор…ны ул…цы зажглись ф…нари, и в окнах домов пок…зались огни. Ш…л крупный, пуш…стый снег и красил в белое м…стовую, л…шадиную спины, ша…ки изво…чиков, и чем больше т…мнел воздух, б…леее ст…новились предметы.
1 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы.
Заз..ленела, п..ют, поб..жал, прил..тели, позв..нит, бл..стит.
2 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Напишите проверочные.
В…дяной ( ), б…льница ( ), поб…жал ( ), посм…трел ( ), цв…тной ( ), з…мля ( ), покр…снел
( ), зал…тел ( ).
3 уровень..
Найдите соответствие:
1. Д 2. Т 3. В 4. Л
а) Окрес…ность, б) звёз…ный, в) со…нце, г) здра…ствуй, д) извес…ный, е) сер…це, ж) прелес…ный, з) мес…ность.
1 уровень
Вставь пропущенные буквы.
М..ряк, л..ства, т..мнота, тр..ва, с..нева, л..нивый, м..сной.
2 уровень
Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова.
С..ринка, зам..рзает, зав..жи, к..злёнок, поз..лоченный, ч..рнее, гл..тать, ст..льной, ж..леть, дозв..ниться.
3 уровень
Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Выдели корень слова.
М..лькнуть, обм..нять, прокр..чал, к..рмилец, ул..вить, выкл..чатель, кор..тышка, л..бёдушка, м..гучий, прил..теть, м..рзлота, ..г..нёк.
1 уровень
Вставь пропущенные буквы.
П..сьмо, пч..ла в..сна, пр..мой, л..сник, св..сток, зв..зда.
2 уровень
Вставь пропущенные буквы. Напиши проверочные слова.
З..рновой, поб..жать, загл..нул, б..леть, сл..нёнок, насм..шить, прибл..зить, н..сить, р..зной, изм..льчить.
3 уровень
Вставь пропущенные буквы, напиши проверочные слова. Выдели корень.
Изм..рить, прим..рить, цв..тной, нал..теть, прик..лоть, п..тнистый, л..мать, выл..чить, мол..дость, з..мовать, обл..денеть.
1 уровень
Измените слова так, чтобы безударный гласный стал ударным. Запишите. Поставьте ударение. Выделите корень.
Леса – ___, поля - ___, трава - ___, листы - ___, гора - ___, река - ___, дожди - ___, берега - ___ .
2 уровень
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Солнце село, но в л..су ещё св..тло. Птицы вес..ло щ..бечут. Блестит м..л..дая травка. Алый свет зари ск..льзит по веткам и ств..лам д..ревьев.
3 уровень
Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках к словам с пропущенными гласными напишите проверочные слова.
л..су, в, ..сеннем, т..шина, ст..ит
птичьих, не, слышно, г..лосов
пож..лтели, и, лист..я, с, осыпались, д..рев..ев
з..ма, скоро, лё..ким, зав..южит, сн..гом, ве..ки
1 уровень
Прочитай. Вставь пропущенные буквы.
Д…лёкий, л…скал, др…жал, л…сёнок, т…пло, зв…зда, в…сло, ст…да, т…мнота, ст…нал, т…жёлый.
2 уровень..
Спишите. В скобках напишите проверочные слова.
М…лчать, м…сной, охр..нять, уд…влять, гр…знуля, пл…сать, г..рчица, сл…зинка, скр…пучий, нар…дить.
3 уровень..
Спишите. В скобках напишите проверочные слова. Выделите корень.
Хор..шо в л..су в полдень. З..лёные ёлочки
выг..бают к..лючие ветки. Кр..суется белая б..рё..ка с душ..стыми
л..сточками. Др..ж..т серая осина.
1 уровень
Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные.
Маленькому зайчику
На сырой ло..бинке
Прежде гла..ки тешили
Белые цветочки.
2 уровень.
Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные по образцу.
Арбуз – арбузы, гри.. - ___, голу..ь - ___, лоша..ь - ___, огоро.. - ___, хле.. - ___, гвоз..ь - ___.
3 уровень
Выпиши пары одинаково произносимых слов. Составь с этими словами словосочетания по образцу:
Образец: Пруд – прут. Пошли на пруд, тонкий прут.
Гриб, рот, плод, грипп, род, молод, рог, молот, рок, везти, плот, вести.
1 уровень
Спишите, изменяя слова по образцу:
Стадо (козы) – стадо коз, стадо (к..ровы) - ___, пять (б..рёзы) - ___, килограмм (ябл..ки), перекрёсток (д..роги), пара (с..поги) - ___, стопка (книги) - ___.
2 уровень.
Спишите отрывок стихотворения. Найдите слово с пропущенной парной согласной. Напишите к нему проверочное слово.
Вянет и ж..лтеет
Тра..ка на лугах,
Только з..ленеет
Озимь на п..лях.
3 уровень
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Напишите к ним проверочные слова.
Солнце св..тило ре..ко ув..дает тр..ва оп..дают лист..я воздух
наполнится зап..хом гр..бов и сухой л..ствы у к..рней старой с..сны
л..ж..т м..ховой к..вёр.
1 уровень
Спишите слова с парными согласными, подбирая к ним проверочные через чёрточку.
Гря..ка - …. , морко..ь - … , кре..кий - … , ло..ка - … , кру..ка - … , кры..ка - … .
2 уровень.
Спишите отрывок стихотворения. Подчеркните в словах с пропущенными буквами парные согласные. Напишите к ним проверочные слова.
Лес совсем уж стал сквозистый,
Ре..ки в нём листы.
Скоро будет сне.. пушистый
Падать с высоты.
3 уровень
Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Ветхая избу..ка
Вся в сн..гу ст..ит.
Бабу..ка-стару..ка
Из ..кна гл..дит.
Внукам-шалунишкам
По колено сне.. .
Весел ребятишкам
Быстрых санок бе.. .
1 уровень
Вставь пропущенную букву. Допиши еще одно слово на это правило:
Хле…, тру…, моро…, вра…, мор…, но…, клю…, сне…, гла…, …
2 уровень.
Спиши, вставь буквы. Напишите к ним проверочные слова.
Серое небо , ни…кие, тяжёлые облака. Всё видно наскво…ь в самой глухой древесной чаще. Только молодые берё…ки сохраняют ещё свои желтоватые листья. Ярко выступают вечнозелёные ели и сосны. Устлана земля сухими листьями, мя…кими и пухлыми в сырую погоду, жёсткими и хру…кими в морозы.
3 уровень
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите часть слова, в котором пропущена буква.
Ц…нга – опасное и тяж…лое заболевание. Прош…л дождь, и на улиц… заблестели лужиц… . пестрые куриц… и ж…лтые ц…плята старательно отыскивали в земле ч…рвей. На Кавказе растут ц…трусовые растения. Кочующиий ц…ганский табор – теперь редкое явление. Шли ц…стерны с жидким ц…ментом.
1 уровень
Написать рядом с проверочным словом слово с проверяемой согласной.
Допиши еще пару слов на это правило:
Хлеба – хле.., труды – тру.., морозы – моро.., носы – но.., враги – вра.., моржи – мор.., клювы – клю.., языки – язы.., глаза – гла…,
2 уровень.
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.
На языке мё.., а под языком лё…
Был бы обе.., а ложка сыщется.
Ешь пироги, а хле.. вперёд береги.
Верный дру.. лучше сотни слу…
Счастье – что вол..: обманет да в ле.. уйдёт.
В зимний холо.. всякий моло…
3 уровень
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Напишите проверочное слово. Выделите часть слова, в котором пропущена буква.
Стра…но ждали мы воскре…ного дня, чтобы выехать в окре…ности города. Боялись, что нена..ная погода разрушит все наши интере…ые планы.
Но погода была чуде…ная, со…це сияло, и наш праз... ник удался. Радо…но билось сер…це, когда мы сели, наконец, в поез… .Мы отправились в дачную ме…ность с прекра…ным лесом и преле…ной речкой.
Везде чу…твовалась радость весеннего дня. Все, кто уча…вовал в прогулке, были сча…ливы.
Вернулись мы домой поз…о вечером.
1 уровень
Вставь пропущенные парные и звонкие согласные и допиши еще одно слово на это правило.
Самолё.., компа.., плу.., верблю.., сне.., гри.., ё.., алма.., камы…
2 уровень.
Прочитай пословицы. Вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.
Здоровье и тру.. рядом живут.
Береги но.. в большой моро…
Добрая пословица не в бро..ь, а в гла…
Хочешь быть здоро.., закаляйся как мор…
В дороге хле.. не помеха.
Язы.. мой – вра.. мой, прежде ума рыщет.
3 уровень
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Напишите проверочное слово.
На уроке географии вы получили задание составить план той ме...ности, где вы живете.
Вы предчу…твуете удовольствие от выполнения интере…ного задания. В памяти всплывают хорошо изве…ные картины: преле…ная речка с отве…ными берегами, чуде…ная березовая роща, редко…ный по красоте пруд.
Радо…но и гру…но видеть осенью эти исхоженные летом излюбленные места.
1 уровень
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Ночью грянул моро.. . На сн..гу образовалась кре..кая
л..дяная корка. Р..бята б..гут на лыжах по л..сной доро..ке. Под д..ревьями пустые ши..ки, скорлу..ки. Кто тут гры.. оре..ки?
2 уровень.
Запишите предложения, вставляя пропущенные буквы.
Ребяти..ки л…пили ч..шки и ло..ки. В л…су ж…вут
др…зды, гр…чи, сн…гири.
3 уровень
Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы. К словам с проверяемыми гласными в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Сн..жок порхает, кружится,
На ул..це б..ло.
И превратились лужицы
В х..лодное ст..кло.
Где летом пели зяблики,
Сегодня - посмотри! –
Как розовые ябл..ки
На ветках сн..гири.
1 уровень
Спишите, вставив пропущенные
буквы.
Про...ка, гри...ки, гря...ка, лё...кий, шу...ка, сне...ки, ро...ки,
сли...ки.
2 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Напишите
проверочные слова.
Среди ре..ких бере... прячутся в тр...ве кре..кие
боровики. Р...зовеют мокрые сырое...ки. В ельнике растут
сколь...кие грузди. На ни...ких пнях жмутся дру… к дру…ке
опята.
3 уровень
Спишите, исправив ошибки.
По чистому снегу бижыт мыжка. За мыжкой дарошка,
где в снигу лабки ступали. У видела мыжка сасновую шыжку и по
глядывает, нет ли хоря.
1 уровень
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Ночью ударил сильный моро.. . Он сковал реки. Подул ре..кий ветер. Холодно стало ду..кам и берё..кам. Мелкие пта..ки спрятались в гнё..дышке.
2 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Наступили морозные деньки. Лё..кий, мя..кий, пушистый снежок замёл доро..ки в саду. Вася надел ша..ку, шу..ку, повязал шар.., схватил варе..ки и побежал гулять.
3 уровень
Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.
мя...кие, стояли, дни, серые
зима, сне...ком, завалила, лё...ким, горо...
утром, к, расчистили, бесе...ке, доро...ку, мы, у...кую
1 уровень
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Люблю грибы собирать! Под берё...ками – подберёзовики. Но...ка тоненькая, шля...ка широкая. В сухом бору гри… боровик. Ша...ка на гла... надвинулась, смотрит сердито.
2 уровень.
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Коля и Валера отправились в ле... за грибами. В ельнике было много маслят со сколь...кими шля...ками.
Под ги…кими ве...ками берё...ки мальчики нашли гри...ки боровики на ни...ких но...ках.
3 уровень
Составьте из слов предложения. Запишите их, выделяя в словах с пропущенными буквами корни. В скобках напишите проверочные слова.
был, сильный, до...дик, ночью
ча.., целый, барабанил
шевелил, он, берё.., ветви
был, утром, све.., воздух
стала, доро...ка, дворе, сколь...кой, во
1 уровень
Образуй от существительных прилагательные, напиши их, подчеркни орфограммы:
Честь – честный, грусть - …, место - …, звезда - …, радость - …, капуста - …, счастье - …, сердце - …, солнце - …прелесть - …
2 уровень.
Спиши, вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.
Яго…ка, верблю…, дож…ь, голо…ка, голодо…ка, фла…, зоопар…, оши…ка.
3 уровень
Спишите отрывок из стихотворения. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Здравствуй, гостья-з..ма!
Просим милости к нам
Песни севера петь
По л..сам и ст..пям.
На дв..рах и д..мах
Сне.. л..жит пол..тном
И от солнца блестит
Разноцветным огнём.
1 уровень
Спишите текст, вставляя пропущенные буквы.
Де… с Ваней добрались до Почтовой улицы как ра… вовремя – из-за Оки заходила высокая гроза. Ваня Солнцев сидел в палатке и ел большой деревянной ло…кой. Изре…ка его синиеглаза с ро…ким извинением поглядывали на солдат.
2 уровень.
Спиши, вставь пропущенные буквы, напиши проверочное слово.
Хру…кий, ры…ка, мясору…ка, ре…ка, проору…ь, автобу…, кни…ка, бабу…ка, варе…ка.
3 уровень
Спишите. Вставьте пропущенные буквы, в скобках напишите проверочные слова. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
З...ма. Моро.. запушил д…ревья сне...ком, а пру… зат…нул ле...ком. Гла...кий, сколь...кий лё... блестит на солнце. Володя и Миша взяли к...ньки и сала...ки и отправились на ул...цу.
1 уровень
Спишите, вставляя пропущенные
буквы.
А…а
и Ге…адий вместе с кла…ом ходили на хо…ей. Ри…а в су…оту сделала
а…уратную а…ликацию. Дети купались в ба…ейне и играли в
те…ис.
2 уровень.
Запишите ответы , используя слова с удвоенными
согласными.
Дорога с твёрдым покрытием. -
Укротитель хищных животных. -
Состояние взаимной вражды. -
Искусственный водоём, сооружённый для плавания. -
Спортивный бег. -
Помещение, в котором проводятся денежные операции. -
Лечебная повязка из марли. -
3 уровень.
Спишите, исправив ошибки.
Вчера наш класс хадил на экскурсию в лесс. Красиф асений лесс.
Диревья стоят зилёные, жёлтые, багряные. Мы собирали красивые
листя. Сегодня рибята делают аккуратную коллекцию. Завтра мы
напишем расскас об осени без ошыбок. Мы любим уроки русского
языка.
1 уровень
Спишите. Вставьте пропущенные буквы. Выделите в словах с пропущенными буквами корень.
Кр..сив зимний наря.. л..са. На лапах елей л..жит сне.. . На тонкой берё..ке св..ркает иней. М..лодые ли..ки и ду..ки к..чают замёр..шими ве..ками.
2 уровень.
К существительным подберите подходящие по
смыслу прилагательные с непроизносимой согласной, а к
прилагательным – существительные с непроизносимыми
согласными.
Писатель, небо, крутая, весёлый, час, цветы, горячее, человек, сильное, сельская.
3 уровень.
Спишите, заменяя выделенные слова словами,
близкими по значению с непроизносимой
согласной.
Печальный рассказ, знаменитый писатель, красивая девочка, шумное торжество, весёлый народ.
-
ПРАВОПИСАНИЕ СУФФИКСОВ
1 уровень.
Образуйте от имён прилагательных имена существительные.
Храбрый - …, сильный - …, добрый - …, ловкий - …, старый - … .
2 уровень.
От данных глаголов при помощи суффикса –чик (-щик) образуйте существительные.
Возить, заказывать, резать, переводить, доносить, перебежать, грузить.
3 уровень.
С помощью суффиксов образуйте отвлеченные существительные и запишите рядом с прилагательными. Выделите суффиксы.
-
Известный, завистливый, свежий, гибкий, ловкий.
-
Простой, полный, теплый, чистый, добрый, нищий.
-
Желтый, белый, прямой, кривой, новый.
-
Тихий, старый, толстый, высокий, глубокий.
1 уровень.
Образуйте от существительных глаголы и
поставьте их в настоящее, прошедшее и будущее
время.
Соль - …, скрип - …, боль - …. корм - … .
2 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Обоснуйте условие выбора. Выделите ту часть слова, в которой пропущена буква.
Жил маленький мальч…к, был ростом он с пальч…к, лицом был красавч…к. Ой, конеч…к- горбуноч…к, прибегай ко мне дружоч…к. Колокольч…ки мои, цветки степные! Что глядите на меня темно-голубые? Пирожоч…к чуть разломила да кусоч…к прикусила.
Беленький тулупч…к сшит без рубч…ка. Носоч…к стальной, а хвот…к льняной.
3 уровень.
Выпишите слова в три колонки: 1) с суффиксом –ек, -ик 2) с суффиксом –онок 3) с суффиксом –онк-.
Пауч…к, снеж…к, книж…нка, нож…нка, межвеж…нок, рубаш…нка, старич….к, девч…нка, платоч…к, мальч…ка, собач…нка, руч…нка, шапч…нка, молоточ…к, реч…нка, галч…нок, пастуш…нок, волч…нок, замоч…к, грач…нок.
1 уровень.
Спишите, вставив пропущенные буквы. Выделите
суффиксы.
Луч...к, фонар...к, рож...ца, мелоч...к, слон...к, дружоч...к,
мороз…ц, книж..ца.
2 уровень.
Разберите слова по
составу.
Напильник, присмотр, подбородок, подарки,
косточка, букетик, лучик.
3 уровень.
Каждое словосочетание замените одним словом с
нужным суффиксом.
Музыкант, играющий на трубе. Момент бросания мяча. Смелый человек.
Любящий мечтать. Детёныш орла. Участник игры. Музыкант, играющий на
пианино. Берёзовая роща. Жадная девочка.
1 уровень.
Запишите слова, выделяя в них суффиксы.
Садик, дождик, листочек, травинка, ветерок, холодок, морозец.
2 уровень.
От данных слов образуйте «ласковые» слова. Запишите слова парами. Выделите в образованных словах суффиксы.
Лес - ___, гриб - ___, куст - ___, поляна - ___, тропа - ___, белка- ___, лиса - ___.
3 уровень.
От данных слов образуйте «ласковые» слова. Запишите слова парами. Выделите в образованных словах суффиксы.
Ябл..ко - ___, м..лина - ___, т..релка - ___, ..гурец - ___, г..рох - ___, п..сок - ___, солнце - ___.
1 уровень.
Образуйте от основ данных слов при помощи суффикса –ник- однокоренные слова.
Малина, осина, цветы, муравей, двор.
2 уровень.
Образуйте существительные с уменьшительно-ласкательным значением и запишите. Обозначьте суффиксы. Поставьте ударение в словах.
Пух, пустяк, пятак, рог, стог,овраг, утбг, жук, смех, орех, пирог, сапог, внук, червяк, язык.
3 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы. Выделите суффиксы в словах с пропущенными буквами.
Мы с отцом косили траву. Мы оба любили эту работу за свеж…сть и чист…ту утра, за то, что она располагала к раздумьям.
Мы выходили навстречу рассвету. Оседают под косой задумчивые травы, наливаются устал…стью руки. А мы уходим вперед и щемящая нежн…сть, светлая рад…сть наполняют сердце.
1 уровень.
Спишите, вставляя буквы. Обозначьте суффиксы имен прилагательных.
В лекци…ом зале Политехнического музея состоялось торжеств…ое заседание, посвященное Дню космонавтики. Це…ый песцовый мех охотно покупают у нас разные страны. На письм…ом столе сегодня беспорядок. Бензи…ый запах резко ударил в ноздри. Лучший корм для рыб – конопл…ые и подсолнечные жмыхи. Туда можно добавить истолч… ые ржа…ые сухари.
2 уровень.
Спишите, обозначьте ту часть слова, в которой пропущена буква. Обоснуйте выбор буквы.
Есть на свете замечательное кури… ое яйцо. Оно самое обыкнов…ое, но сварили его в октябре 1940 года.
Лежит яйцо в одной лаборатории Ленинградского университета в стекля…ой колбе. Горл... шко ее плотно закрыто, а внутри в реденькой сеточке подвеше… о яйцо.
3 уровень.
Исправьте ошибки в словах, выделите часть слова, в котором данные ошибки допущены.
Шерстянной, лекарственая, дровиной, лединая, обединый, утренее, водянной, серебренный, клюквинный, ржанной, жизнинная, костиное, бритвянный.
1 уровень.
Образуйте и запишите прилагательные с суффиксами –н-, -ан-, -ян-, -ин-,
-онн-, -енн-.
Баня, гусь, порция, форма, старина, мина, длина, секция, сезон, ураган, песок, болезнь, корень, район, дерево.
2 уровень.
Спишите, обозначьте ту часть слова, в которой пропущена буква. Обоснуйте выбор буквы.
Мальчик шел на соловьи (н, нн)ый свист. Соловей пел рядом. Что-то внутри у него дрожало и звенело, как тысячи стекля (н,нн) ых колокольчиков. Мальчик боялся неосторожным движением порвать серебря (н, нн) ую нить песни.
И ему неожиданно пришло в голову слепить соловья из зажатого в руке пластилина, чтобы искусстве (н, нн) ая птица долго еще напоминала о торжестве (н, нн) ой победе.
3 уровень.
Найди соответствие:
-
–к-
-
– ск-
а) француз…ий язык
б) январ…ие морозы
в) рез…ий ветер
г) скольз…ие ступени
д) мерз… ий поступок
е)черкес…ая бурка
ж) вяз…кий пластилин
з) дет…ая литература
и) октябрь…ие торжества.
-
ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК
1 уровень.
Спишите слова. Выделите приставку.
Пожар, запах, привал, перепляс, навар, подкоп, перезвон, отвар, припёк, закат, прикорм, срез.
2 уровень.
Спишите текст, вставляя подходящие по смыслу приставки. Выделите приставки.
Из-за озера (до, вы) плывают орлы. Они (вы, на)деляются грозными силуэтами на фоне (про, за)катного солнца. (По, ис)пуганный их внезапным (за, по)явлением (за, по)мирает весь пернатый мир.
3 уровень.
Спишите текст, употребляя нужные приставки.
Выделите приставки.
Упражнение из учебника а…уратно (писать). Новую
тетра…ь красиво (писать).
Из текста внимательно (писать) слова с парной согласной. Плохо
выполненное задание обязательно (писать).
1 уровень.
Запишите слова, выделяя в них приставки.
Посмотреть, прочитать, выучить, переписать, нарисовать, расчертить, приклеить, замазать, слепить.
2 уровень.
Спишите. В выделенных словах обозначьте приставки и корни.
Накатались р...бята на лыжах и замерзли. Зашли они на ферму погреться. Стор...ж усадил их на душ..стом сене. Вдру... из сена выползла змея. Дев...чки закричали. Это гадюка согрелась и проснулась.
3 уровень.
Спишите. Найдите слова с приставками, выделите в них приставку и корень.
Когда обоз проехал, заяц перескочил дорогу и пошёл к гумну. Собачонка от обоза увидала зайца. Она залаяла и бросилась к гумну. Заяц поскакал. Собака завязла в снегу.
1 уровень
Спишите слова, вставляя пропущенные буквы в корне. Подчеркните вставленные буквы. Выделите приставки.
Поб..жал, отв..дил, обл..тел, запл..сал, прокр..чал, подсм..трел, выл..пил, нап..лил.
2 уровень
Вместо точек вставьте подходящую по смыслу приставку. Спишите. Выделите приставки.
...летел ураган, ...бежал первым, ...шёл в дом, ...ехал из города, ...копал яму, ...вязала варежки, ...гостил друга.
3 уровень
Прочитайте. Выпишите слова с приставками. Выделите приставки.
Удивился старик, испугался:
Он рыбачил тридцать лет и три года
И не слыхивал, чтоб рыба говорила.
Вот неделя, другая проходит
Ещё пуще старуха вздурилась;
Опять к рыбке старика посылает.
1 уровень.
Спишите, обозначьте приставки, в которые вы вставляли пропущенные буквы.
На дороге показался стражник с карабином в руках. Он еще раз пр…ложился, пр…целился в глубину виноградника но, видимо, раздумал стрелять. Он спустил карабин поперек седла, дал лошади шпоры, пр…гнулся и махнул через канаву прямо в виноградник. Пр…шлепнув фуражку, он помчался напрямик и вскоре скрылся из глаз.
2 уровень.
Спишите, распределяя предложения в две колонки и обозначая приставки пре- при-.
-
Гаврик остановился и пр…слушался. 2. Он пр…гнулся и сделал несколько шагов. 3. Час пр…хода мальчишки из мясной и его шаги она изучила до тонкости. 4. Он не позволяет даже пр…коснуться к ней.
3 уровень.
Найдите соответствие:
а) пре-
б) при-
-
пр…кратилось
-
пр…выкли
-
пр…ходится
-
пр…вязано
-
пр…близились
-
пр…рвали
-
пр… веселый
-
пр…обладает
1 уровень.
Спишите текст. Обозначьте приставки пре-, при-.
Писатели не могут ни на минуту сдаться перед невзгодами и отступить перед пр…градами. Что бы ни случилось, они должны непр…рывно делать свое дело. Писательство – пр…звание. Слово «пр…звание» родилось от слова «зов». Человека никогда не пр…зывают к ремесленничеству.
2 уровень.
Исправь ошибки в выделенных словах:
Мы с нитерпением ждали, когда к нам прелетят старые знакомые – скворцы. Гибельными бывают для птиц порою пребрежные маяки. Однажды вы выходите в сад и преслушиваетесь. Прелетят, пакружатся в воздухе, пресядут на ветке около скворечников и улетят.
3 уровень.
Определите значение приставки в каждом столбике и запишите его.
? |
? |
? |
? |
Пр…крепить Пр…соединить Пр…бить Пр…вязать Пр…жать Пр..липнуть |
Пр…двинуть Пр…йти Пр…ехать Пр…плыть Пр…лететь Пр…везти |
Пр…морский Пр…брежный Пр…вокзальный Пр…дорожный Пр…корневой Пр…ствольный |
Пр…мудрый Пр…скучный Пр…веселый Пр…серьезный |
1 уровень.
Спишите, обозначая приставки на –з (-с).
1.Барбос обыкновенно лежал на подоконнике ра…крытого окна в позе спящего льва. 2. Все кричали,, ра…поряжались, давали бе…толковые советы. 3. Барбос бросился к Жульке, бес…сильно лежавшей на земле. 4. Жулька принадлежала к очень ра…пространенной породе маленьких собачек.
2 уровень.
Выпишите сначала слова с буквой З на конце приставок, затем с буквой С. Приставки обозначьте.
Во…вышать, во…действовать, и…портить, и…стрелять, во…хвалить, во…ходить, и…баловать, во…звание, во…соединиться, во…становить.
3 уровень.
Найди соответствие:
-
приставки на –з
-
приставки на –с
а) ра…бежаться
б) ра..кидать
в) ра…бирать
г) ра…ведать
д) ра..тереть
е) ра…двоить
ж) ра..бросать
з) ра…тащить
и) ра..творить
1 уровень.
Спишите, вставляя вместо точек буквы.
Бе..брежный, бе…вестный, бе..сменный, бе…вкусный, бе…снежный, бе…грамотный, бе…связный, бе…сердечный, бе…жалостный, бе..звучный, бе…сильный, бе…конечный, бе…злобный, бе…славный.
2 уровень.
Выпишите сначала слова с буквой З на конце приставок, затем с буквой С. Приставки обозначьте.
И..сохнуть, и..следовать, и…сушить, и…бегать, и…вестие, во…ставать, и…таять, и…толковать, и…лечиться, и…балованный, во…ходить.
3 уровень.
Найди соответствие:
1. приставки на –з
2. приставки на –с
а) ра…калить
б) ра..таять
в) ра…жать
г) ра…двинуть
д) ра..красить
е) ра…давать
ж) ра..гореться
з) ра…суждать
и) ра..генваться
1 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы в приставках.
Перед началом занятий Петька ходил от одной парты к другой и пр…верял, чисто ли вымыты руки у ребят. Д…шла очередь и до меня. Я з…сунул руки в карманы и о…вернулся от окна.
-Ты чего не слушаешься? – з…кричал Петька.
Он …хватил мою правую руку и принялся вытаскивать ее из кармана. Я …скочил, о…толкнул Петьку и тоже з…кричал.
2 уровень.
Образуйте от данных слов глаголы с помощью приставок, указанных в скобках, и запишите, выделяя приставки.
-
(с-) держать, грузить, клевать, лить, бросить, ехать, рисовать.
-
(об-) лить, лететь, лениться, расти, ровнять, ставить.
-
(в-) бежать, тереть, лить, лепить.
-
(под-) катить, клеить, ковать, бить.
-
(от-) гореть, вести, бежать, винтить.
3 уровень.
Спишите, вставляя пропущенные буквы в приставках. Обозначьте орфограмму.
Бойко н…свистывая и (с,з) бивая палкой головки цветов, степка пр…ближался к родным местам. Мало-помалу все ему (с,з) десь отчетливо пр…помнилось. И знакомый бревенчатый мостик, и песчаная отмель у воды, где Степа любил с…бирать цветные камешки, и береза с ра…щепленной молнией верхушкой. Перед Степой ра…кинулся небольшой лесок, о…деляющий кольцовские угодья от полей соседней деревни.
Использованная литература:
-
Алгазина, Н. Н. Формирование орфографических навыков : пособие для учителя / Н. Н. Алгазина. – М., 1987.
-
Баранов, М. Т. Обучение орфографии в 4-8 классах / М. Т. Баранов, Г. М. Иваницкая. – Киев, 1987.
-
Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев. М.: Просвещение, 1995. – стр. 208
-
Волина В.. Весёлая грамматика. М.: «Знание», 1995. – стр. 335
-
Григорян Л.Т. Дидактический материал по русскому языку для 5 класса (Пунктуация, орфография, культура речи, развитие связной речи). Москва, «Просвещение», 1974 год – стр. 81-181
-
Иванова, В. Ф. Принципы русской орфографии / В. Ф. Иванова. – Л., 1977.
-
Иванова, В. Ф. Трудные вопросы орфографии: пособие для учителей / Иванова В. – 2-е изд., перераб. - М., 1982.
-
Панов, М. В. Занимательная орфография: кн. для внеклассного чтения учащихся 6 класса / М. В. Панов. – М. : Просвещение, 1984.
-
Панов, М. В. И всё-таки она хорошая! Рассказ о русской орфографии, её достоинствах и недостатках / М. В. Панов. – М., 1964.
-
Печенёва, Т. А. Будем учиться писать грамотно. – Минск : Пейто, 1998. – 176 с.
-
Розенталь, Д. Э. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию / Д. Э. Розенталь, Е. В. Джанжакова, Н. П. Кабанова. -- 4-е изд., испр. – М. : ЧеРо, 2001.
-
Электронные образовательные ресурсы (в том числе Internet-ресурсы).
http://school-collection.edu.ru - Единая Национальная Коллекция цифровых образовательных ресурсов.
http://www.gnpbu.ru/web_resyrs/Katalog.htm - сайт «Образовательные ресурсы и Интернет».
http://www.5ballov.ru - сайт «5 баллов.ру».
http://slovesnik-oka.narod.ru/index.htm сайт «Словесник».
http://school-collection.edu.ru/ единая коллекция ЦОР.
http://www.gramota.ru/ Грамота.ру.
http://likbez.spb.ru/ портал «Тесты по русскому языку».
http://www.stihi-rus.ru/pravila.htm портал «Основные правила грамматики русского языка».
36

