Материалдар / Дифференцированное обучение на уроках Инженерной графики
2023-2024 оқу жылына арналған

қысқа мерзімді сабақ жоспарларын

жүктеп алғыңыз келеді ма?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен 2022-2023 оқу жылына арналған 472-бұйрыққа сай жасалған

Дифференцированное обучение на уроках Инженерной графики

Материал туралы қысқаша түсінік
организация дифференцированного обучения обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым студентом. Основными способами изучения индивидуальных особенностей учащихся являются планомерные систематические наблюдения за учащимся, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений учащегося, специальные задачи, тестовые задания. Главное же заключается в правильном подборе заданий для учащихся с разным уровнем знаний.
Авторы:
02 Қараша 2023
106
2 рет жүктелген
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Министерство просвещения Республики Казахстан

Коммунальное государственное казенное предприятие

«Колледж транспорта» управления образования

Области Абай


Школа начинающего преподавателя



«Как создать проблемно-поисковые ситуации на уроке, формулировать проблемные вопросы, использовать в работе дифференцированный и индивидуальный подход к обучению»




Подготовили преподаватели

общетехнических дисциплин:

Куандыкова А.Б.








г.Семей

2023 – 2024 учебный год

«Дифференцированный подход

к организации самостоятельной работы учащихся на учебном занятии»


Бесспорно, что в реальном процессе обучения знания усваиваются индивидуально каждым учащимся и процесс усвоения знаний может быть не одинаков у учащихся разных групп. Поэтому организация дифференцированного обучения обеспечивает возможность понимания учебного материала каждым студентом.

Основными способами изучения индивидуальных особенностей учащихся являются планомерные систематические наблюдения за учащимся, индивидуальные и групповые беседы на заранее намеченную тему, дополнительные учебные задачи и анализ способов рассуждений учащегося, специальные задачи, тестовые задания.

Главное же заключается в правильном подборе заданий для учащихся с разным уровнем знаний.

Давайте уточним понятия «дифференциация»: 

«Дифференцированное обучение – это технология обучения в одной группе учащихся с разными способностями. Создание наиболее благоприятных  условий для развития личности учащегося как индивидуальности». (Дифференциация в переводе с латинского означает разделение, расслоение целого на различные части, формы, ступени).

Основная задача дифференцированного обучения - вовлечь в работу каждого учащегося, помочь «слабому», развивать способности «сильных».

Для организации учебной деятельности на уроке можно использовать разные виды дифференциации: 

1. Фронтальная дифференциация, когда все учащиеся группы выполняют общее задание;

2. Групповая дифференциация, все учащиеся группы разделены на мини группы и каждая из них, выполняет своё задание;

3. Персональная дифференциация, когда учащиеся выполняют индивидуальные задания с помощью преподавателя или самостоятельно без помощи и консультаций учителя.

4. Внутригрупповая дифференциация, когда в каждой мини группе учащиеся разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности и выполняют свои задания.


Дифференцированный подход обеспечивает:

  • Повышение качества знаний;

  • Повышение активности и работоспособности на уроках;

  • Привитие интереса к собственной познавательной деятельности;

  • Дает возможность каждому учащемуся видеть себя в развитии.


Методика проведения дифференцированных самостоятельных работ

на уроках черчения

При реализации дифференцированного подхода исходят из того, что учащиеся одной и той же группы имеют различный уровень развития, разную степень обучаемости, которая является относительно устойчивым свойством личности. Дифференцированный подход предполагает мыслительную разбивку учащихся на группы с учетом максимальных познавательных возможностей каждого. Наиболее часто используется отнесение учащихся к тем или иным группам с учетом уровня развития (сильные слабые, средние) но это отнюдь не исключает группировку учащихся по другим признакам. 

Дифференцированный подход к обучению означает, что учащимся дают задания различных уровней трудности. Причем самый низкий по трудности уровень соответствует требованиям учебной программы. 

Самостоятельное использование таких заданий в обучении имеют целью умственного развития студента. По своему составу группы учащихся являются динамичными, т.е. тот или иной учащийся может переходить из одной группы в другую, более высокую. Дифференцирование при контроле знаний переходит в индивидуализацию.

При проведении самостоятельных работ удобно использовать 3х уровневую дифференциацию: 

1й уровень - должен выполнять каждый учащийся, он соответствует общим результатам обучения.

2й уровень - предполагает включение дополнительных заданий из учебника, либо схожих по степени сложности заданий из других источников. 

3й уровень - предполагает осознанное творческое применение знаний. Задания предполагаются из вспомогательной методической литературы. 


Подобная разбивка должна быть всегда ориентированна на то, что учащиеся должны постепенно переходить от одного уровня к другому. 

Рассмотрим, что значит 3х уровневая дифференциация при проведении самостоятельных работ по черчению. 


Тема "Построение третьего вида по двум заданным"

 1й уровень. Учащимся предлагаются задания, в которых содержаться изображения 2х видов детали. Для облегчения построения 3го вида предлагается наглядное объемное изображение детали. Подобного содержания задания содержаться в учебнике по черчению, но допустимо использовать и карточки.

 2й уровень. Предлагаются задания идентичные предыдущим, но при этом выбираются детали более сложной конструкции и как дополнение к заданию работа усложняется тем, что отсутствует наглядное изображение. 

3й уровень. Прежде чем строить третий вид нужно предварительно внести изменения в предложенной детали. Например: дополнить отверстия. 


Специфика предмета черчения такова, что при оценке знаний учащихся приходится оценивать работу по 2м критериям: мыслительная деятельность и навыки графического изображения. В этом случае предусматривается распределение заданий в зависимости от цели самостоятельной работы.







Тема "Построение третьего вида по двум заданным"

 

1й уровень

 


2й уровень


3й уровень


Проблемно - поисковые технологии на уроках


Главная задача каждого учителя сегодня - не только обеспечить прочное и осознанное усвоение знаний, умений и навыков, но и развитие способностей учащихся, приобщение их к творческой деятельности.

К сожалению, очень часто учитель не предоставляет свободы ученику, когда он пытается ответить на вопрос. Учитель не ждёт, сразу же задаёт другой наводящий вопрос. Можно ли учить так, чтобы каждый ребёнок рассуждал над проблемой своим путём, своим темпом, но при необходимости мог сопоставить свою точку зрения с одноклассниками, может даже изменить её? Да, можно.

Помочь ученику раскрыться, лучше использовать свой творческий потенциал помогает создание проблемных ситуаций на уроке.

Проблемное обучение – это «начальная школа» творческой деятельности.

В чем специфика проблемно-поисковых технологий?

Проблемно-поисковые технологии – это такие технологии, которые направлены на развитие мышления учащихся и творческих способностей. Следовательно, результатом применения этих технологий могут стать следующие новообразования в структуре личности ученика:

- умение проводить анализ ситуации, задания, задачи, условий;

- умение переформулировать исходные условия задачи и поставить проблему, т. е. сформулировать задачу для себя;

- умение спланировать стратегию поиска решения проблемы;

- умение использовать различные проблемно- поисковые методы (опытная проверка, эксперимент);

- умение провести анализ найденного решения, сопоставить его с другими, выбрать оптимальный для данной ситуации;

- способность к порождению новых идей, формулированию гипотез, самостоятельному освоению нового опыта;

- способность к абстрактному, теоретическому мышлению, основанному на использовании в качестве инструмента мышления понятий, критериев, оснований;

- способность к самообразованию, развитие познавательной мотивации, умение оценить уровень своего актуального развития и зону ближайшего развития (что я уже могу? знаю? делаю?).

Основные цели при применении проблемно-поисковых технологий связаны не с овладением предметными знаниями, а с освоением учащимися различных видов деятельности, входящих в состав учебной деятельности.

Какими понятиями должен владеть учитель, чтобы правильно реализовать проблемно-поисковые технологии?

Проблемная ситуация – определенное психологическое состояние ученика, возникающее в процессе выполнения задания, предполагающего раскрытие нового отношения, способа действия, средства и для которого у ученика нет готовых средств.

Проблемные ситуации могут задаваться учителем в виде заданий, задач, вопросов, жизненных ситуаций. Результатом принятия учеником проблемной ситуации становится появление у него потребности в новых знаниях и познавательная активность.

Проблемная (учебная) задача – результат преобразования учеником исходных условий проблемного задания, задачи или ситуации. В результате такого преобразования ученик должен сформулировать задачу для себя: выделить противоречия в условиях задания и поставить проблему.

Как организовать процесс совместной деятельности в проблемно-поисковых технологиях?

Процесс  включает четыре этапа:

  1. вхождение в проблему: от создания учителем проблемной ситуации до появления у ученика познавательного и включения в деятельность по анализу условий задания;

  1. постановка учебной задачи: от анализа исходных условий задания до постановки проблемы для себя;

  1. поиск решения: от формирования идей, гипотез, планирования поисковых действий до решения проблемы;

  1. рефлексия результата (в качестве результата могут выступать: новые способы решения, сам процесс проблемно-поисковой деятельности, успехи и трудности в развитии ученика, постановка новых проблем, новые знания).

Этапы в совокупности представляют собой полный цикл деятельности, многократное повторение которого создаст  условия для развития мышления и творческих способностей учащихся. Этот цикл может не совпадать с границами одного урока, он может осуществляться в течение нескольких уроков или наоборот – быть одним из элементов урока. Ведущим фактором здесь становится не усвоение отрезка учебного материала, а шаг в развитии учащегося, основанный на освоении им новых способов деятельности и развитии способностей.

Как организовать проблемно-поисковую деятельность?

Во-первых, необходимо построить задание, чтобы возникла проблемная ситуация и у ученика появился познавательный интерес

Учитель должен:

  1.  Определить уровень актуального развития ученика, класса: что они уже могут, знают, умеют.

  2. Спроектировать зону ближайшего развития: что они могут завтра сделать с помощью учителя, других учеников.

  3. Сформулировать цель (основной ожидаемый результат и задачи).

  4. Проанализировать тему и подобрать задания таким образом, чтобы в них содержалось известное для учеников уровень актуального развития и неизвестное зона ближайшего развития.

  5. Выстроить эти задания в определенной последовательности в виде «карты» затруднений и проблем.

  6. Придумать способы введения заданий, делать их привлекательными для учеников. Чтобы проблема была принята, лучше, если сами ученики будут участвовать в отборе тем.

Во-вторых,  организовать деятельность учеников по постановке учебной задачи.

Ученик должен:

  1.  Проанализировать задание и выделить в нем принципиально новые условия.

  2. Провести «инвентаризацию» имеющихся у него знаний, средств, способов (что я знаю, умею?).

  3. Зафиксировать несоответствие имеющихся у него знаний и способов деятельности и условий.

  4. Указать на это несоответствие, задав вопрос, зафиксировать противоречие, поставить проблему для себя.

В-третьих, необходимо организовать поисковую деятельность по решению проблемы

Ученик

  1. Осуществляет поиск идей, формулирует гипотезы.

  2. Определяет путь решения проблемы, разбивая проблему на подпроблемы и намечает последовательные шаги по их решению.

  3. Усваивает новую информацию, способы деятельности, применяет имеющиеся способы в новой ситуации, комбинирует из имеющихся способов новые, создает сам ранее неизвестные ему способы и за счет этого получает результат.

В-четвёртых, необходимо организовать обобщение, рефлексию полученных результатов

Ученик проводит анализ:

  1. найденных способов решения проблемы, выделяя основания для выбора оптимального;

  2. собственной деятельности по постановке учебной задачи и ее решению;

  3. успехов и трудностей в развитии.

Рассмотрим методы и формы организации деятельности в проблемно-поисковых технологиях

  1. Метод проблемного изложения: все четыре этапа проблемно-поисковой деятельности осуществляет учитель.

  1. Частично-поисковый метод: часть этапов реализует учитель, например, задание проблемной ситуации, рефлексия, а часть – ученик.

  1. Исследовательский метод: все шаги осуществляет ученик, моделируя процесс исследования и получая субъективно новый результат.

  1. Креативный метод: все шаги осуществляет ученик, реально осуществляя исследования и получая объективно новый результат.

Актуальной задачей учителя при проектировании зоны ближайшего развития учащихся является перевод учеников на следующий, более высокий уровень самостоятельности на каждом цикле проблемно-поисковой деятельности. Формы организации деятельности могут быть различны: индивидуальные, фронтальные, групповые.

Основными задачами педагогической деятельности при проблемном подходе к обучению являются:

  1. Усиление компонента осознанного отношения к жизненным ситуациям, к собственной точке зрения;

  1. Развитие навыков конструктивного, упорядоченного, структурированного мышления;

  1. Воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;

  1. Развитие способности видеть эмоции, чувства (не только свои, но и других людей) и понимать их роль в процессе мышления;


Материал жариялап тегін сертификат алыңыз!
Бұл сертификат «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жарияланғанын растайды. Журнал Қазақстан Республикасы Ақпарат және Қоғамдық даму министрлігінің №KZ09VPY00029937 куәлігін алған. Сондықтан аттестацияға жарамды
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!