Дифференцированные виды заданий на уроках в начальной школе

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Дифференцированные виды заданий на уроках в начальной школе

Материал туралы қысқаша түсінік
Основная цель пособия - помочь в развитие логического мышления на уроках в начальной школе, уверенность в своих силах, развитие познавательного интереса к математике, усовершенствование логического и критического мышления.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Сабитова Гаухара Елтаевна

















Дифференцированные виды заданий на уроках

в начальной школе



Авторская программа



















Shape1

УShape2 ДК 245, 05

ББК 21

С 011


Представлено в печать решением Научно-методического Совета УМЦ «Көшбасшы» (Протокол №1, от 28.01.2025)


Составили: Сабитова Гаухара Елтаевна - Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия №30 для одаренных детей с обучением на трех языках" отдела образования города Атырау Управления образования Атырауской области»



Рецензенты:

1. А.Турысбекова - старший преподаватель Жетысуского университета имени И.Жансугурова, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник учебно-методический центр «Көшбасшы»


2. А.Молдабаева - PhD докторант Казахского Национального женского педагогического университета, руководитель ОФ «Innnovation - Koldau»



ISBN 925-908-0824-41-01


Основная цель пособия - помочь в развитие логического мышления на уроках в начальной школе, уверенность в своих силах, развитие познавательного интереса к математике, усовершенствование логического и критического мышления.



Сабитова Гаухара Елтаевна

«Дифференцированные виды заданий на уроках в начальной школе» авторская программа / Коммунальное государственное учреждение «Школа-гимназия №30 для одаренных детей с обучением на трех языках" отдела образования города Атырау Управления образования Атырауской области»

- г.Талдыкорган, типография «Көшбасшы», 2025 год


©Shape3 Г.Сабитова, 2025

СОДЕРЖАНИЕ

1

Пояснительная записка

5

2


Дифференцированное обучение в начальной школе

7

3

Дифференцированная работа на уроках математики в начальной школе

16

4


Приемы дифференцированного обучения


29

5

Приемы и стратегии учебной рефлексии

35

6

Список литературы

52













































Пояснительная записка


Успешность процесса учения зависит от многих факторов, среди которых не последнюю роль играет обучение соответственно способностям и возможностям ребенка, т.е. дифференцированное обучение. Сегодня в школу приходят дети с очень разной подготовкой, в то время как учителю необходимо каждому дать знания.

Понятие "Дифференцированное обучение” в переводе с латинского "different” означает разделение, разложение целого на различные части, формы, ступени.

Дифференцированное обучение создает условия для максимального развития детей с разным уровнем способностей: для реабилитации отстающих и для продвинутого обучения тех, кто способен учиться с опережением. Этот вывод – не дань моде, а жизнь, доказавшая, что люди всё-таки рождаются разными.

В условиях классно – урочной системы дифференцированное обучение обеспечивает индивидуализацию учебного процесса.  

Цель дифференцированного обучения: организовать учебный процесс на основе учета индивидуальных особенностей личности, т.е. на уровне его возможностей и способностей.

Основная задача: увидеть индивидуальность ученика и сохранить ее, помочь ребенку поверить в свои силы, обеспечить его максимальное развитие.    Совершенно очевидно, что наитруднейшие вопросы, которые встают перед учителем,  взявшим курс на дифференциацию обучения, это вопросы о том, как дифференцировать детей, по каким критериям выделять их  особенности, каким образом определять тот начальный, стартовый уровень развития, от которого нужно  отталкиваться в организации процесса обучения, а также какие направления в работе с определенными детьми будут наиболее важны.

Ученики одного и того же класса для выполнения одного и того же задания могут потратить на него от 5 минут до 1,5 часов. Одни ученики не обладают для данного возраста гибкостью, подвижностью мышления, умением обобщать, творчески подходить к решению тех или иных задач начинают отставать в прохождении учебного материала. У таких учеников падает интерес к знаниям, проявляется отрицательное отношение к учебе. Это приводит к неуспеваемости. Не лучше положение и с сильными учениками, которые вынуждены работать не в полную силу своих возможностей в связи с тем, что учитель ведёт обучение, ориентируясь на «среднего» ученика. Они постепенно привыкают к лёгкости выполнения учебных заданий, и первые трудности порождают растерянность, неуверенность в себе. А это ведёт к снижению успеваемости. Поэтому задача достижения максимально высокой успеваемости каждым учеником может быть решена только на основе дифференцированного обучения.

Дифференцированное обучение имеет развивающее (развитие мышления, воображения, памяти, воли) и воспитывающее (воспитание мировоззрения, интереса к знаниям, чувства ответственности, товарищества) значение.

Дифференцированное обучение представляет собой форму деления класса на сравнительно одинаковые по уровню обучаемости группы. Обычно класс делится на три группы:

- 3 группа – ученики с высокими учебными способностями. Они ведут работу с материалом большой сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно творчески подходить к решению учебных задач;

- 2 группа – учащиеся со средними способностями. Эта группа учащихся выполняет задания первой группы, но с помощью учителя или опорных схем, или после разъяснений сильными учащимися;

- 1 группа – учащиеся с низкими учебными способностями. Эта группа учащихся требует точного ограничения учебных заданий, большого количества тренировочных работ и дополнительного разъяснения нового на уроке.

Способы дифференциации:

  1. содержательные

- по объёму

- по уровню трудности

- по уровню творчества

2) организационные

- по степени самостоятельности

- по уровню помощи

Результат дифференцируемого подхода в обучении:

- повышается уровень мотивации учения;

- каждый ученик обучается на уровне его возможностей и способностей;

- реализуется желание сильных учащихся быстрее и глубже продвигаться в образовании;

- сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытать учебный успех.






ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ

В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ


Попробуем применить метод внутригрупповой дифференциации на практике, когда в каждой мини группе ученики разделяются по индивидуально – психологическим особенностям или по уровню подготовленности. Эти приемы и методы можно применять на разных уроках, и на разных этапах.

Рассмотрим различные способы диф­ференциации, которые могут быть исполь­зованы на уроке математики на этапе зак­репления изученного материала. Они пред­полагают дифференциацию содержания учебных заданий по способу восприятия, уровню творчества, способу применения.

В каждой группе карточки разделены по цветам, указывающим на уровень сложности. Желтый - самый легкий, нужно только выполнить вычисления. Для решения голубой карточки необходимо больше умений. А зелёный -наиболее сложный из трех, здесь нужно не только решить задание, но и придумать свои примеры или выполнить творческое задание.












1 группа получает задания «дифференциация по способу восприятия материала»


Табличные случаи умножения и деления на 6.


Упражнение 1

Действия по группам


Репродуктивный

Продуктивный

Продвинутый

Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше.

Карточка-помощница

  1. Найди ширину прямоугольника

  2. Найди периметр по формуле Р=(а+в)*2


Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше.

Реши задачу.

Найди периметр прямоугольника, если его длина 6 см, а ширина на 2 см больше.

Реши задачу разными способами. Начерти прямоугольник.

Выполнив это задание ,ученик научится решать учебную задачу с использованием карточки-помощницы

Выполнив это задание ,ученик научится устанавливать взаимосвязь между условием и вопросом задачи, определять количество и порядок действий для решения задачи

Выполнив это задание, ученик получит возможность научиться находить разные способы решения задачи





2 группа получает задания по уровню творчества


Задача

Задания для репродуктивного уровня: Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.

Задания для продуктивного уровня: В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи и реши её.

Задания для продвинутого уровня: Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.




Упражнение 2

Действия учеников по группам

Репродуктивный

Продуктивный

Продвинутый

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.

«Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет и 50 кг мандарин. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»

В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи и реши её.


«Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет и 50 кг мандарин. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?»

Измените вопрос и условие задачи (см. задание для 2-й группы) так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.


Выполнив это задание, ученик научится решать задачи.


Выполнив это задание, ученик научится находить лишние данные при решении задач.

Выполнив это задание, ученик получит возможность научиться решать задания на применение знаний в новой ситуации.



3 группа получает задания по способам применения

Решение задач.

Задания для репродуктивного уровня: Заполните таблицу «Цена, количество, стоимость»

Задания для продуктивного уровня: Внесите собранные данные в таблицу. Затем рассчитайте стоимость двух разных наборов из этих продуктов

Задания для продвинутого уровня: Рассчитайте себестоимость шарлотки.

Действия учеников по группам


Упражнение 3


Репродуктивный

Продуктивный

Продвинутый

На склад привезли консервы:

350 банок мясных по цене 24 руб., 550 банок рыбных по цене 17 руб. и 420 банок овощных по цене 9 руб. 50 коп. Заполните таблицу «Цена, количество, стоимость»

Средняя цена сливочного масла (за пачку) -100 рублей, зеленого горошка (за банку) -40рублей, хлеб (за батон) -30 рублей, молоко (за пакет) -50 рублей, сахар (за пачку) -40 рублей, конфеты (за коробку) -150 рублей.

Внесите собранные данные в таблицу «Цена, количество, стоимость». Затем рассчитайте стоимость двух разных наборов из этих продуктов:

1 набор: 2 пачки масла, 1 пакет молока, 1 коробка конфет.

2 набор: 2 банки зеленого горошка, 2 батона хлеба, 3 пачки сахара.

Для приготовления шарлотки необходимо: 200 г муки, 200 г сахара, 4 яйца, 500 г яблок.

Цена за 1кг муки-30 рублей, 1кг сахара -40 рублей,1 десяток яиц -50 рублей,1кг яблок -80 рублей.

Рассчитайте себестоимость шарлотки.

Выполнив это задание ученик научится заполнять несложные таблицы.

Выполнив это задание ученик получит возможность научиться рассчитывать стоимость набора продуктов

Выполнив это задание ученик получит возможность приобрести начальный опыт применения математических знаний в повседневных ситуациях





Дифференциация по уровню творчества

Обучение грамоте


1 группа

2 группа

3 группа

Отметить точками все знакомые гласные в словах (даётся текст из детского журнала)

Подобрать слова к заданному набору гласных

А АА АИ ОООО

(мак, каша, раки, молоко)

Заменяя в слове по одной букве, получить цепочку новых слов:

Зайка – майка - …


Математика.

Даны выражения:

81 - 29 + 27 400 + 200 + 300 - 100

72 :9 - 3 400 + 200 + 30 - 100

8:6-7:8 27:3-2:6-9

84-9-8 54 + 6 • 3 - 72 : 8


1 группа. Вспомни­те правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

2 группа. Разбейте выражения на три группы. Найдите значе­ния выражений.

3 группа. Выполни­те задание для 2-й группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выраже­ния на две группы.




Окружающий мир

1 группа

2 группа

3 группа


«Животные леса»


  1. Прочитайте статью учебника (с.66), рассмотрите рисунки (с.64-67).

  2. Приготовьтесь рассказать классу о животных леса (используйте при ответе иллюстрации учебника и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».


«Растения леса»


  1. Прочитайте статью учебника (с.62), рассмотрите рисунки (с.61, 63).

  2. Найдите в гербарии лесные растения.

  3. Приготовьтесь рассказать классу о растениях леса (используйте при ответе гербарий, рисунки учебника).


«Какие бывают леса»


  1. Прочитайте статью учебника (с.60, 62), рассмотрите рисунки (с.60) и таблицы «Тайга», «Смешанный лес».

  2. Найдите на карте и научитесь показывать зону лесов.

  3. Подумайте, какие леса растут в нашем районе?

  4. Приготовьтесь рассказать классу о разных лесах и их особенностях (используйте при ответе карту, таблицы).

На этом же уроке детям была предложена еще одна работа в группах (на этапе закрепления нового материала).

1 группа

2 группа

3 группа

Составьте 2-3 цепи питания, которые сложились в лесу.

Между зоной тундры и зоной лесов лежит промежуточная зона – лесотундра. Почему она так называется? Как вы ее себе представляете?

Сравните природу тундры и лесной полосы.





Окружающий мир


1 группа



  1. Вставь пропуски в тексте:

- Соблюдай режим дня! ____________двигайся! Делай _________________.

Одевайся так, чтобы не ________________ и не _____________________.

  1. Выбери правильные рекомендации и обведи их номера:

1.Тебе необходимо спать не менее девяти часов в сутки.

2. Если ты встаёшь в 7 часов утра, то лечь спать нужно попозже.

3.Каждый день гуляй на свежем воздухе два-три часа.

4.Смотри все интересные телевизионные передачи.

    3. Соедини стрелками начало и конец пословицы:

Крепок телом -                                   золота.

Здоровье дороже                                богат и делом.

Здоров будешь                                    тот не думает идти в гости.

У кого болят кости,                           всё добудешь.










2 группа

  1. Запиши свой режим дня.

  2. Всё ли верно в этих советах? Исправь ошибки:

Чтобы крепче заснуть, перед сном нужно чистить зубы, мыть руки, ноги, принимать душ. Лучше всего поиграть в шумные игры, послушать громкую музыку. Комнату нужно проветрить, можно и погулять на свежем воздухе. Очень помогает сну, если посмотреть страшный фильм, много съесть и выпить много чаю.

  1. Запиши одну пословицу о здоровье.




3 группа

  1. Запиши режим дня для ученика, занимающегося во вторую смену.

  2. Реши кроссворд:


1) (верт) Правильная, нормальная работа всего организма, хорошее самочувствие и настроение.

1) (гориз) Утром раньше поднимайся, прыгай, бегай, отжимайся для здоровья, для порядка, людям всем нужна …

2) Хочешь ты побить рекорд? Так тебе поможет…

3) Дождик тёплый и густой, этот дождик не простой: он без туч и облаков целый день идти готов.

4)Чтоб большим спортсменом стать, нужно очень много знать. И поможет здесь сноровка и, конечно, …

5) Есть, ребята, у меня два серебряных коня. Езжу сразу на обоих -  что за кони у меня?


4. Нарисуй отгадку к 5 вопросу кроссворда












Дифференциация по уровню трудности.

Обучение письму


1 группа. Запишите слова письменными буквами, подчеркните букву Щ.

Детям даются карточки со словами: щука, лещ, щит, борщ, роща.


2 группа. Прочитай. Выпиши слова с буквой Щ: щегол, чудо, щавель, пищит, кошка, щенок.


3 группа. Сейчас я покажу слова. Вам нужно будет их запомнить, а потом по памяти написать в прописи. Щегол, щука, щи, щавель, щенок, щит.




Русский язык


1 группа. Спишите, определите число имён существительных.

Дорога, картины, помидоры, яблоко, молоток, месяц, магазины, орех, стекло.


2 группа. Спишите, определите число имен существительных:

Мы шли по дороге к роще. Вот к берёзке подлетела сорока. Дятел застучал клювом по осине. Грачи важно расхаживали по пашне.


3 группа. Выпишите только те предложения, в которых есть имена существительные, которые не употребляются в единственном числе. Определите число всех существительных в этих предложениях.

Солнце светит ярко. Наша кошка очень любит сливки. Все ребята во дворе играли в прятки. Тёмные тучи обложили небо. Мы с сестрой купили бабушке новые очки.










ДИФФЕРЕНЦИРОВАННАЯ РАБОТА НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Дифференциация учебных заданий по уровню творчества


Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).

К репродуктивным заданиям относятся типовые упражнения, например, решение арифметических задач знакомых видов, нахождение значений выражений на основе изученных вычислительных приемов и т.п. От учащихся требуется воспроизведение знаний и их применение в привычной ситуации, работа по образцу, выполнение тренировочных упражнений.

К продуктивным заданиям относятся упражнения, отличающиеся от стандартных. Ученикам приходится применять знания в измененной или новой, незнакомой ситуации, осуществлять более сложные мыслительные действия (например, поисковые, преобразующие), создавать новый продукт (составлять задачи, равенства или неравенства и т.п.). В процессе работы над продуктивными заданиями школьники приобретают опыт творческой деятельности.

На уроках математики используются различные виды продуктивных заданий: поиск закономерностей, классификация математических объектов (выражений, геометрических фигур), преобразование математического объекта в новый (например, преобразование простой арифметической задачи в составную), задания с недостающими или лишними данными, выполнение задания разными способами, поиск наиболее рационального способа решения, самостоятельное составление задач, математических выражений, уравнений и др., нестандартные и исследовательские задания.

Дифференцированная работа организуется различным образом. Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости (1-я группа) предлагается репродуктивное задание, а ученикам со средним (2-я группа) и высоким (3-я группа) уровнем обучаемости – творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным – творческие задания на применение знаний в новой ситуации.

Пример 1.


81-29+27 400+200+300-100

400+200+30-100 72:9×3 48:6×7:8

27:3×2:6×9 84-9×8 54+6×3-72:8

1-я группа. Вспомните правила о порядке выполнения действий в выражениях и выполните вычисления.

2-я группа. Разбейте выражения на три группы. Найдите значения выражений.

3-я группа. Выполните задание для второй группы. Подумайте, по какому признаку можно разбить выражения на две группы.



Пример 2.


В вазе лежало 5 желтых яблок и 2 зеленых. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось?

1-я группа. Решите задачу. Подумайте, можно ли ее решить другим способом.

2-я группа. Решите задачу двумя способами.

3-я группа. Измените задачу так, чтобы ее можно было решить тремя способами. Решите полученную задачу тремя способами.



Пример 3.

1-я группа. Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?

2-я и 3-я группы. Для новогодних подарков привезли 48 кг конфет в двух коробках, трех пакетах и восьми ящиках. В пакетах было 12 кг конфет, в коробках в 3 раза меньше, чем в пакетах, а остальные конфеты были в ящиках. Сколько конфет было в ящиках?

Задание для 2-й группы. Найдите в задаче лишние данные. Решите задачу.

Задание для 3-й группы. Измените вопрос и условие задачи так, чтобы общее количество конфет стало лишним данным. Запишите новую задачу и решите ее.





Дифференциация учебных заданий

по уровню трудности


Такой способ дифференциации предполагает усложнение заданий для наиболее подготовленных учащихся:

  • усложнение математического материала (например, в задании для 1-й и 2-й групп используются однозначные числа, а для 3-ей группы – двузначные);

  • увеличение количества действий в выражении или в решении задачи (например, 1-й и 2-й группам дается задача в три действия, а 3-ей группе – в 4 действия);

  • выполнение операции сравнения в дополнение к основному заданию (например, 3-ей группе дается задание: запишите выражения в порядке увеличения их значений и вычислите);

  • использование обратного задания вместо прямого (например, 1-й и 2-й группам дается задание на замену крупных мер мелкими, а 3-ей группе – более трудное задание на замену мелких мер крупными);

  • использование условных символов ("сказочных цифр", букв и т.п.) вместо чисел или отдельных цифр (например, 3-ей группе предлагается задача не с числовыми, а с буквенными данными).





Пример 1.

Найти значения выражений.

1-я группа. 28:2+3 2-я группа. 28:2+56:8 3-я группа.

28:2+(50+6):8

45-7×3 5×9-7×3 (35-30)×9-7×3

Усложнение заданий здесь заключается не только в увеличении количества действий в выражениях, но и в изменении ситуации применения правил о порядке выполнения арифметических действий.









Пример 2.

1-я и 2-я группы. Сравните числа

54 и 7 63и 64

9 и 26 52 и 32

3-я группа. Сравните числа, в которых вместо некоторых цифр использованы буквы

КС и Н К3 и К4 9 и РС 5Н и 3Н

В задании для 3-ей группы использовано упражнение, предложенное Г.Г. Микулиной. Оно требует от детей выйти на обобщение способа поразрядного сравнения чисел.










Дифференциация заданий

по объему учебного материала


Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й группы выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному, однотипное с ним.

Например. Основное задание: найти значения выражений в 3-х столбиках. Дополнительное задание: найти значения выражений еще в двух столбиках примеров на тот же вычислительный прием.

Необходимость дифференциации заданий по объему обусловлена разным темпом работы учащихся. Медлительные дети, а также дети с низким уровнем обучаемости обычно не успевают выполнить самостоятельную работу к моменту ее фронтальной проверки в классе, им требуется на это дополнительное время. Остальные дети затрачивают это время на выполнение дополнительного задания, которое не является обязательным для всех учеников.

Как правило, дифференциация по объему сочетается с другими способами дифференциации. В качестве дополнительных предлагаются творческие задания или более трудные, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера. Их можно индивидуализировать, предложив ученикам в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей с печатной основой.


Пример 1.


Основное задание: найдите значения выражений

    1. 12-6

    1. 16-9

    1. 11-8

Дополнительное задание: найдите сумму ответов в каждом столбике.








Пример 2.

Основное задание: найдите площадь листа бумаги.

Shape4

8см



12см

Дополнительное задание.

От данного листа бумаги отрезали часть:

Shape5

Shape6 4см

4см

  1. Найдите площадь отрезанной части.

  2. Найдите площадь оставшегося листа бумаги.








Дифференциация работы по степени

самостоятельности учащихся


При таком способе дифференциации не предполагается различий в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.

Обычно работа организуется следующим образом. На ориентировочном этапе ученики знакомятся с заданием, уясняют его смысл и правила оформления. После этого некоторые дети (чаще всего это 3-я группа) приступают к самостоятельному выполнению задания. Остальные с помощью учителя анализируют способ решения или предложенный образец, фронтально выполняют часть упражнения. Как правило, этого бывает достаточно, чтобы еще одна часть детей (2-я группа) начала работать самостоятельно. Те ученики, которые испытывают затруднения в работе (обычно это дети 1-й группы, т.е. школьники с низким уровнем обучаемости), все задание полностью выполняют под руководством учителя. Этап проверки проводится фронтально.

Таким образом, степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная, для3-й – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя.

Приведем пример, как организуется работа над составной арифметической задачей.


1этап. Дети знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к ее самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например, придумать аналогичную задачу.


2 этап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение иллюстрации или модели, например, краткой записи или графической схемы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе.



3 этап. Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач синтетическим (от данных к искомому) или аналитическим (от искомого к данным) способом. Составляется план решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.

4 этап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.














Дифференциация работы по характеру помощи учащимся


Такой способ в отличии от дифференциации по степени самостоятельности не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя. Все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе. Но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.

Наиболее распространенными видами помощи являются: а) помощь в виде вспомогательных заданий, подготовительных упражнений, б) помощь в виде "подсказок" (карточек-помощниц, карточек-консультаций, записей на доске и др.).

И.И. Аргинская предлагает использовать стимулирующую, направляющую и обучающую помощь.

Рассмотрим особенности работы с карточками-помощницами.

Учащимся 3-й группы (с высоким уровнем обучаемости) предлагается выполнить задание самостоятельно, а учащимся 1-й и 2-й групп оказывается помощь различного уровня. Карточки-помощницы либо являются одинаковыми для всех детей в группе, либо подбираются индивидуально. Ученик может получить несколько карточек с нарастанием уровня помощи при выполнении одного задания, а может работать с одной карточкой. Важно учитывать, что от урока к уроку степень помощи ученику уменьшается. В итоге он должен научиться выполнять задания самостоятельно без какой бы то ни было помощи.

На карточках могут использоваться различные виды помощи:

  • образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;

  • справочные материалы: теоретическая справка в виде правила; формулы; таблицы единиц длины, массы и т.п.;

  • алгоритмы, памятки, планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);

  • наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);

  • дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельных слов в задаче; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);

  • вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;

  • план решения задачи;

  • начало решения или частично выполненное решение.

Различные виды помощи часто сочетаются друг с другом при выполнении учеником одного задания.

Приведем пример самостоятельной работы над задачей с лишними данными с использованием дозированной, постепенно увеличивающейся помощи.


Задача

Дядя Федор с папой поехали в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2дня у него осталось 9 бутербродов?




Карточка 1

Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.




Карточка 2

Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи.






Карточка 3

В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи.





Карточка 4

Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи:

Привезли - ? 15 б. и 13 б.

Съел - ?

Осталось – 9 б.




Карточка 5

Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли Матроскину и сколько он их съел.



Карточка 6

Воспользуйся схемой и реши задачу:

1) □ + □ = □ (б.) – привезли.

2) □ * □ = □ (б.)




Дифференциация работы учащихся по форме учебных действий


В трудах Н.Ф.Талызиной подробно рассмотрены различные формы учебных действий. Опишем их основные особенности.

  1. Предметное действие обычно выполняется рукой. Это реальное преобразование объекта с целью изучения его свойств. Действие может быть материальным (используются различные предметы, например, дидактический счетный материал) или материализованным (используются заместители, модели, т.е. знаково-символические средства).

  2. Перцептивное действие выполняется не рукой, а глазом. Преобразование реальных или знаково-символических объектов осуществляется в плане восприятия, без использования физических действий.

  3. Речевое действие может осуществляться как громкая речь (проговаривание вслух или шепотом выполняемых операций) или внешняя речь про себя (беззвучное проговаривание действия про себя, но с четким словесно-понятийным его расчленением).

  4. Умственное действие осуществляется без опоры на какие-либо внешние средства, во внутреннем плане. Речевая оболочка сокращается, приобретает характер внутренней речи. Действие выполняется в уме.

При организации работы над математическим материалом учитель может дифференцировать характер выполняемых детьми учебных действий, опираясь на следующую логику усложнения их формы: предметное → перцептивное → умственное действие. Детям, нуждающимся в речевых действиях, предлагается проговаривать производимые операции, например, шепотом рассказывать самому себе, как нужно вычислять; объяснять соседу по парте, как следует рассуждать при работе над текстовой задачей.

Приведем пример дифференцированной работы над простой арифметической задачей.

Задача. На ветке сидели 5 птиц. 2 птицы улетели. Сколько птиц осталось на ветке?


1-я группа. Решение задачи в опоре на индивидуальный счетный материал (картинки с изображением птиц).


2-я группа. Решение задачи с помощью схематического рисунка, выполненного на доске:


Shape13 Shape12 Shape11 Shape9 Shape10 Shape8 Shape7




3-я группа. Решение задачи без наглядной опоры, в уме. Можно использовать прием представления жизненной ситуации, описанной в задаче.

При работе над вычислительными приемами одним детям достаточно иллюстраций в учебнике или на доске, а другим необходимы ручные операции с предметами или моделями, например со счетными палочками.















ПРИЁМЫ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ




Приёмы опроса учащихся

Очень часто на уроках формы опроса направлены на поиск пробелов и недостатков в знаниях учащихся. А ведь это должен быть поиск достоинств, знаний и умений. Главная задача в ходе опроса – поддержать, помочь, научить.




П рием 1. Солидарный опрос


Ученик, вызванный к доске, не может справиться с заданием. Обращаемся к классу с вопросом: «Кто может выполнить это задание?» Затем из числа желающих выбираем наиболее предпочтительного (того, кто находится в хороших отношениях с отвечающим), и предлагаем ему шёпотом помочь товарищу и научить его так, чтобы тот мог сам выполнить задание.

Почти тот же самый вариант, но немного изменённый: ученика вызываем к доске, предлагаем ему тему, проблему или задание; затем он выбирает из класса того, в чьей помощи он нуждается (1-2 чел.), затем они берут все необходимые пособия, тетради, учебники и удаляются на последнюю парту, где в течение 15 минут идёт подготовка, после чего ученик сдаёт учителю в присутствии своих тренеров изученный материал. Если ученик справился с заданием, он получает качественную оценку в баллах и поощрение на словах, оцениваем также труд тренеров, если опыт не получился, неудовлетворительная оценка не выставляется, а учитель думает над другими способами и заданиями, позволяющими ученику добиться успеха.









П рием 2. Взаимоопрос


Три ученика, подготовленные провести опрос тех, кто хотел бы ответить на "5”, на "4” и на "3”, садятся каждый на своём ряду и приглашают желающих. Если ученик записался в группу, где он быстро ответил на вопросы и получил "3”, он может мигрировать в группу более высокого качества и попытать счастья там.




Прием 3. Тихий опрос


Беседа с одним или несколькими учениками происходит полушёпотом, в то время как класс занят другим делом, которое предложил учитель.





П рием 4. Защитный лист

Ученик нередко приходит на урок неподготовленным.

В таких случаях обычны два сценария.

Первый: строгий учитель перед каждым уроком проверяет знания. Попался – наказан, не попался – повезло... Такая игра в "кошки-мышки” порождает недоверие и много других отрицательных эффектов.

Второй: Доброму учителю выгодно признаться до урока, для убедительности что-нибудь приврав. Добрый пожурит, пообещает проверить знания потом, но, заваленный многочисленными школьными делами, скорее всего забудет. Такая ситуация тоже отрицательно действует на ученика и психологически проигрышна для учителя. Как быть?

Перед каждым уроком, всегда в одном и том же месте, лежит "Лист защиты”, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато учитель, подшивая эти листы, держит ситуацию под контролем.


П рием 5. 

Идеальный опрос

Идеальный опрос – когда опроса нет, а функции его выполняются. Ученики сами оценивают степень своей подготовки и сообщают об этом учителю.





Приемы подачи домашнего задания

Вредный и достаточно распространенный прием – наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Но если уж задавать, то задавать с максимальной пользой.




П рием 1. 

Три уровня домашнего задания


Учитель одновременно задает домашнее задание трех уровней .

Первый уровень – обязательный минимум. Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и посильно любому ученику.

Второй уровень – тренировочный. Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. Эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это – творческое задание. Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой. Диапазон творческих заданий широк:

               частушки, басни, сказки, фантастические рассказы по учебным темам и т.п.;

               чайнворды, сканворды, кроссворды и т.п.;

               учебные комиксы;

               плакаты – опорные сигналы;

               мнемонические формулы, стихи и др.


П рием 2. 

Задание массивом


Задается большой массив заданий сразу на достаточно большой промежуток времени. Например, из 50 заданий ученик должен выполнить 20. Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает возможность самореализации для ученика, происходит самосогласование ребенка и уровня заданий, которые он решает.




П рием 3. 

Сам себе учитель


В течение последних 10 минут урока предлагаем учащимся придумать наиболее интересную форму и содержание домашнего задания. Кто какое домашнее задание для себя придумал, тот и будет его выполнять. Кто не сумел или не захотел придумать, тому домашнее задание формулируем сами.




П рием 4. 

Идеальное задание


Достаточно схож с приемом 3. Учитель не дает никакого определенного задания, но функция домашней работы выполняется, то есть учитель предлагает школьникам выполнить дома работу по их собственному выбору и пониманию.









Приемы оценивания

От педагога в момент оценки результатов требуется эмоциональная уравновешенность, необходимая для объективной оценки, доброжелательность – в момент оглашения оценок любого уровня, умение учитывать возможности и реальные достижения каждого учащегося. Главное, чтобы оценка на уроке стала стимулом для дальнейшего приложения сил. Человеку нужен успех.




П рием 1. 

Оценка – не отметка


Оцениваем не только цифрой. Оцениваем словами, интонацией, жестом, мимикой...

Вариант: учитель, потирая ладони, с хитрым видом выдает группам на листочке задание каверзное, но посильное... Через 10 минут ученики справляются. Учитель: "Ну что с вами делать! Вы же мой золотой фонд невыполненных заданий погубите! Вот уж в следующий раз...”




П рием 2. 

Рейтинг


Завершив работу, ученик сам ставить себе отметку. За ту же работу отметку ставит и учитель. Записываем дробь. Например, 4/5. Задача учителя – приучить ученика к регулярному оцениванию своего труда.

Прием вводится на период согласования критериев отметки, а через некоторое время числитель и знаменатель все чаще совпадают.









П рием 3. 

Кредит доверия


В некоторых случаях ставим отметку в "кредит”. Спорная четвертная. Предмет волнений и надежд. Учитель: "По отметкам ты на "4” ("5”) чуть-чуть не доработал. Но у меня создалось впечатление, что ты можешь и хочешь. Это так? Если да, то давай попробуем поставить тебе высокую оценку, а в следующей четверти станет ясно, насколько мы были правы”.



П рием 4. 

Система стимулов


Вариант 1. Листочек с отложенной оценкой.

Не желая выставлять низкую оценку, выдаем учащемуся листочек, в который он записывает тему, заданный вопрос или задание, с которым не справился, дату и возвращает учителю. При следующем опросе предлагаем ученику ответить или выполнить задание, которое содержится в отложенном листке.

Вариант 2. Развернутая оценка

Наряду с цифровой оценкой делаем запись, раскрывающую наше отношение к ученику и его достижениям.

Вариант 3.

Достаточно хорошей оценкой могут быть:

         маленькая грамота;

         благодарственное письмо или диплом "За победу на уроке”, "За маленькое открытие”, "За помощь другу”;

         благодарственная запись в дневнике;

         книга, открытка с дарственной надписью, стихотворение, посвященное ученику.








Приемы и стратегии учебной рефлексии


1. Приемы и стратегии учебной рефлексии.

  • ·       Прием «Плюс-минус-интересно» (автор Эдвард де Боно).

Цель: формирование умения рассматривать явления с точки зрения сильных и слабых, положительных и отрицательных сторон.

Плюс


минус


интересно


 

Этот прием используется при получении первого аналитического материала или для обратной связи.

  • ·       Концептуальная таблица. Этот прием очень полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов.


Категория сравнения

Категория сравнения

Категория сравнения

Категория

сравнения

Персоналии, факты





Персоналии, факты





 

 

 2. Приемы, направленные на развитие критического мышления.

  • ·       Прием «толстые и тонкие вопросы». Цель: формирование грамотного задавания вопросов и осознание их уровня сложности. Он может быть применен для самостоятельной учебной и домашней работы. «Тонкими» называют простые, односложные вопросы, требующие ответа да/нет. «Толстые» вопросы выводят учеников на более высокий уровень мышления: сравнение, анализ, синтез, оценку.

«Толстые» вопросы

«Тонкие» вопросы

Объясните, почему…?

Почему вы считаете…?

В чем различие…?

Предположите, что будет если…?

На что похоже…?


Кто? Что?

Когда…? Может…?

Будет…? Мог ли…?

Было ли…? Согласны ли вы…?

Верно ли…?

 

  • ·       «Кластер» - прием графической систематизации материала. Автор приема – Гудлат. Он предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди.

  • ·       Прием «Верите ли вы…?»

Цель: способствовать формированию умения критически оценивать результат. Можно использовать этот прием с целью проверки знаний обучающихся с возможной последующей самопроверкой.


вопроса

вопроса

вопроса

вопроса

ученик

да

нет



учитель





 

  • ·       Прием «Рефлексивные вопросы».

Цель: получение эмоционального отклика одной личности на переживания другой. Применяется на стадии рефлексии в конце урока.

Набор рефлексивных вопросов:

  1. Что показалось вам сегодня трудным?

  2. Что в изученном сегодня для вас самое главное?

  3. Что показалось неубедительным, с чем вы не согласны?

  4. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

  5. Были ли у вас моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

  6. Были ли моменты недовольства собой?

  7. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста

  8. Заметили ли вы свои успехи…?...

  • ·       Игра «Знаете ли вы, что…?» - эффективный прием, помогающий настроить учащихся на работу, заинтересовать изучаемой темой.

  • ·       Прием «Закончи предложения». Цель: формирование умения оценивания изучаемого объекта, высказать свое собственное суждение и отношение. Например, «самым интересным на занятии для меня было…».







3. Приемы и методы проектной технологии

С точки зрения учащегося проект – это возможность делать что-то интересное самостоятельное, в группе, самому. На уроках русского языка школьники выполняют разные проекты: создание словарей, схем, сообщения по истории слов, фразеологизмов, сочинения на лингвистические темы, проекты учебных пособий.

Включая эти приемы в образовательный процесс, учитель делает  урок интересным, содержательным и увлекательным.

Кроме различных форм и методов работы, создающих положительную мотивацию, важным является благоприятный психологический климат.

Для его создания используем:

  • «эмоциональные поглаживания» (термин американского психотерапевта Э.Берна).

Это обращение к учащимся по имени, опора на похвалу, на одобрение, на добрый, ласковый тон, на ободряющее прикосновения.

 


4. “Линия времени”.

 Начертить  на доске линию, на которой обозначаются  этапы изучения темы, формы контроля; проговаривать  самые важные периоды, требующие  от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе можно найти  уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

 


5. Метафоры.

 С точки зрения НЛП метафора не тождественна “метафоре” в филологии, хотя в основе тоже сходство. В НЛП метафора – притча. Метафоры обогащают модель мира, воздействуют на оба полушария, активизируют мышление и память, задействуют глубинные структуры психики.

 

Например. Однажды шёл по лесу мудрец. И он увидел лесоруба, пилившего огромное дерево старой тупой пилой. Было ясно, что работает тот уже очень давно, сильно устал, а результат был очень невелик. “Что ты делаешь?” - спросил мудрец. “Не видишь – я работаю!” - сердито ответил лесоруб. “Если ты заточишь свой инструмент, дело пойдёт гораздо быстрее”. - посоветовал мудрец. “Не мешай мне, мне некогда, мне работать надо!” - ответил упрямый лесоруб.

 

6. Создание ситуации успеха т

Позволяет замотивировать ребят на активную работу во время урока. Во время фронтального опроса можно отвечать, начиная словами: “Я знаю, что…”. Растёт уверенность учеников в своей лингвистической компетенции.

 


7. Освобождение от домашнего задания, зачёта и других форм контроля – сильное мотивирующее средство.

Нужно педагогу заблаговременно вывешивать  на стенд информацию о критериях оценивания результатов изучения темы и оговаривать, что нужно сделать, чтобы освободить себя от тяжкого испытания. 



8.  “Защитный лист”. Предпочтительнее проводить в старших классах.

Перед каждым уроком на столе лежит этот Лист, куда каждый ученик без объяснения причин может вписать свою фамилию и быть уверенным, что его сегодня не спросят. Зато, подшивая эти Листы, нужно  держать  ситуацию под контролем. Этот приём позволяет переложить ответственность за процесс обучения на самих учеников. Иногда можно набрать  материал для индивидуальной беседы с подростком, родителями, коллегами.

 





9. Оценка – не отметка.

 Отмечать  вслух или жестом каждый успех ученика. Главная цель оценки – стимулировать познание. Детям нужен Успех. Степень успешности во многом определяет наше отношение к миру, самочувствие, желание работать, узнавать новое.

 


10. Кредит доверия.

 В некоторых случаях ставить  отметку “в кредит”. Это шанс для ученика проявить себя и доказать свою состоятельность. Важно дать понять, что педагог верит  в ученика , есть все возможности для достижения успеха, необходимо только что-то сделать по-другому, стараться чуть больше.

 


11. Образовательная стратегия.

 – Что ты делал, чтобы написать эту работу на “5”?

 – Как ты готовился к диктанту, что позволило тебе написать его хорошо?

 Подобные рассказы помогают делиться успешными обучающими стратегиями. Дети учат себя сами.

 


12. Закрепление правил в игре с мячом.

 Закрепление происходит быстрее (когда бросают мяч, возникает состояние конфузного транса, т.е. сознание занято контролем за движениями и ловлей мячика). Сразу понятно, кто как освоил тему.

 


13. Упражнения на развития визуального, аудиального и кинестетического восприятия. Подбираю их в зависимости от предстоящего урока, упражнения.

 Упражнения типа:

 -  Что ты видел, слышал, чувствовал,  

  •  когда ехал в школу;

  •  во время прогулки по осеннему парку;

  •  когда выполнял домашнее задание по русскому языку;

  •  на берегу моря  и т.д.

 14. В начале урока:

 Сядьте те, кто доволен своей домашней работой.

 – А что тебя огорчило? Чем ты недоволен?

 – Поднимите правую руку те, кто хочет сегодня писать без ошибок…

 – Поднимите левую руку те, кто хочет сегодня отвечать у доски…

 


 15. “Да-нетка”

 Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию. “Да-нетка” учит:

 – связывать разрозненные факты в единую картину;

 – систематизировать уже имеющуюся информацию;

 – слушать и слышать соучеников.

 

 Например, педагог загадывает  какое-то слово из записанных во время синтаксической минуты предложений. Задавая вопросы, ребята должны это слово отгадать. Отвечать могу только “да-нет”. Вопросы, как правило, содержат в себе знание морфологических, синтаксических, фонетических сведений о слове. Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

 


16. “Оратор”.

 За 1 минуту убедите своего собеседника в том, что изучение этой темы просто необходимо.

 


17. “Автор”.

 … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам эту тему?

 … Если бы вы были автором учебника, как бы вы объяснили ученикам необходимость изучения этой темы?

 … Если бы вы были художником-иллюстратором, как бы вы проиллюстрировали эту тему? И т.д.

 

18. “Фантазёр”.

 На доске записана тема урока.

 – Назовите 5 способов применения знаний, умений и навыков по этой теме в жизни. …………

 – Вот видите, как важно…..

 


19. Эмоциональный отклик, отношение к  теме урока  через признание личности подростка, опираюсь на его жизненный опыт.

 – Что вы уже знаете об этой теме?

 – Подберите слова об этом или на эту тему…….

 –Вот видите! В вашей памяти уже это хранится! Значит, это нужно!

 


20. “Кумир”

 На карточках раздать “кумиров по жизни”. Пофантазируйте, каким образом они бы доказали вам о необходимости изучения этой темы?

 


21. “Профи”

 Исходя из будущей профессии, зачем нужно изучение этой темы?

 


22. “Суд”.

 Можно устраивать целые суды над темой вместо обобщающего урока. Это и возможность ещё раз рассказать вкратце об этапах её изучения, с помощью прокурора и адвоката выделить сильные и слабые стороны в освоении классом материалов по теме. Присяжные, свидетели предоставят неопровержимые “улики” данного процесса обучения, судья подведёт итог. А все вместе сделают урок     интересным, весёлым и запоминающимся

































Список литературы


1. Н.Н. Деменёва «Дифференциация учебной работы младших школьников на уроках математики», Москва, 2005 г.

2. Ш.А.Амонашвили « В школу – с шести лет», Москва, 1986 г.

3. Иванов М.Г. «Дифференцированное обучение младших школьников», «Начальная школа» , №11, 1994 г

4. Хижнякова О.И. Современные образовательные технологии в начальной школеПедагогический практикум для учителей начальных классов. Ставрополь СКИПКРО 2006.

5. Бобровская Г.В. Активизация словаря младших школьников. Журнал «Начальная школа» № 4. с. 47.

6. Бойнова Н.И. Творческие игры на уроках русского языка. Журнал «Начальная школа» №10. с. 38, 2005.

7. Степанова О.А. Игровая школа мышления. М.: Творческий центр, 2003.

8. Головина Т.В. Постановка и решение проблем на уроках русского языка.//Начальная школа до и после. 2003, № 2.








44


Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
25.02.2025
148
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі