Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Доклад "Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма, чтения"
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
КГУ «Средняя школа имени Мухтара Ауэзова»
«М.Әуэзов атындагы атындағы орта мектебі» КММ
Жұмыс тәжірибесі. Баяндама. Тақырыбы:
«Психикалық дамуы тежелген балалар: сөйлеу, жазу және оқу ерекшеліктері»
Мұғалім – дефектолог: Молоствова Л.А.
Опыт работы. Доклад. Тема:
«Дети с задержкой психического развития: особенности речи, письма и чтения».
Учитель – дефектолог: Молоствова Л.А.
с. Восточное
2020 - 2021 учебный год
На сегодняшний день, речевая деятельность детей с ЗПР изучена недостаточно. Основными исследователями в этой области являются Н. Ю. Борякова, Л. В. Яссман, Р. И. Лалаева, Е. В. Мальцева, Р. Д. Тригер. Учёные выявили, что у детей с ЗПР отмечаются различные нарушения устной и письменной речи, связанные, в первую очередь, с нарушением их познавательной деятельности.
В работах различных авторов делается попытка классифицировать детей с ЗПР с учетом характера их речевых нарушений. Так Е.В. Мальцева выделяет три группы.
Первая группа – дети с изолированным дефектом, проявляющимся в неправильном произношении лишь одной группы звуков. Нарушения у этих детей связаны с аномалией строения артикуляционного аппарата, недоразвитием речевой моторики.
Вторая группа – это дети, у которых выявлены фонетико-фонематические нарушения. Дефекты звукопроизношения у данной группы охватывают 2-3 фонетические группы и проявляются преимущественно в заменах фонетически близких звуков.
Третья группа – дети с системным недоразвитием всех сторон речи. Кроме фонетико-фонематических нарушений наблюдаются существенные нарушения в развитии лексико-грамматической стороны речи.
Не все дети данной категории имеют нарушения в произношении звуков. Чаще всего встречается искажение сонорных звуков, сигматизмы (обычно это межзубное произношение звуков С, З, Ц).
У части детей могут сохраняться проявления инфантильной речи по типу легкого физиологического косноязычия.
Постановка звуков у детей группы риска не вызывает особых трудностей, в то время как автоматизация и дифференциация требуют длительной и систематической работы.
Недоразвитие фонематической стороны речи у детей с ЗПР проявляется в недостаточно четком различении акустически сходных звуков, в значительных сложностях при определении количества и последовательности звуков в слове, в нарушении различения понятий "звук", "буква", "слог". Школьники допускают ошибки при делении слов на слоги.
В связи с недоразвитием фонематических процессов у данной категории детей запаздывает становление навыков звукового анализа. Им доступен, как правило, лишь самый лёгкий вид звукового анализа: выделение звука из слова в том случае, если звук стоит под ударением.
У детей отмечается бедность словарного запаса, преобладание пассивного словаря над активным, неточность в употреблении слов, несформированность значения слова, недостаточная сформированность словаря антонимов и синонимов.
Школьники владеют недостаточным количеством обобщающих слов. При обобщении дети сбиваются на группировку по ситуации, внешнему сходству, несуществующим признакам. Пользуются не общепринятыми словами, а собственными неточными или неверными обобщениями. Это объясняется особенностями их мышления (оно конкретно).
У большого количества младших школьников с ЗПР преобладает значительное недоразвитие словоизменения, словообразования, синтаксической структуры предложения.
У детей наблюдается неправильное употребление падежных окончаний имен существительных в косвенных падежах единственного и множественного числа; нарушение согласования существительных с прилагательными, числительными, местоимениями в роде и падеже.
Особенно большое количество ошибок отмечается в употреблении предлогов, как простых, так и сложных.
Процесс словообразования у детей данной категории задерживается и затягивается во времени. «Детское словотворчество» встречается даже в речи учеников 4 класса. Как правило, в речи детей с ЗПР наблюдается несколько словообразовательных вариантов.
У учащихся отмечаются нарушения структуры предложения, грамматического оформления предложений. Дети используют преимущественно простые распространенные предложения.
У школьников низкий уровень владения монологической речью, её смысл понятен только в определённой ситуации. Дети группы риска испытывают большие затруднения при самостоятельном пересказе текста, составлении рассказа по картинке или при описании предмета. Обычно они перечисляют изображенное на картинке, допуская при этом множество грамматических ошибок.
Недостаточно сформированы у детей основные этапы порождения речевого высказывания: замысел, внутреннее программирование, грамматическое оформление.
Таким образом, обобщая данные о состоянии устной речи у детей с ЗПР, можно сделать вывод, что нарушения речи у них охватывают многие стороны речевой деятельности. В совокупности эти нарушения создают серьёзные препятствия при обучении детей грамотному письму и чтению.
Трудности формирования навыка письма прослеживаются у учащихся с ЗПР на протяжении всего периода обучения. Они оказываются несостоятельными при написании слуховых диктантов. В диктантах встречаются следующие ошибки:
- пропуски букв;
- перестановки букв и слогов;
- вставка лишних букв;
- замены и смешение букв, слогов;
- слитное написание слов.
Дети не умеют обозначать на письме границы предложения с помощью заглавных букв и точек; допускают ошибки на правописание приставок и предлогов.
Такие виды ошибок встречаются на начальных этапах обучения в работах всех детей, однако в случае затруднений эти ошибки принимают стойкий характер. У учащихся возникают специфические трудности в письме и в чтении (дисграфия, дислексия), которые приводят к стойким проблемам в усвоении знаний не только по русскому языку и чтению, но и по остальным учебным предметам.
Содержание логопедической работы тесно связано с программой обучения грамоте детей с ЗПР.
В процессе логопедической работы:
- осуществляется коррекция нарушений устной и письменной речи,
- закрепляются правильные речевые навыки,
- формируется практический уровень усвоения языка.
Весь процесс логопедической работы направлен на развитие и формирование познавательных процессов у детей.
В работе используются игры, игровые упражнения, которые позволяют игровую мотивацию постепенно перевести в учебную.
В процессе работы применяется достаточно большое количество наглядного материала, с максимальным подключением всех сохранных анализаторов.
Используются схемы, речевые профили звуков, разрезная азбука, карточки, игровые упражнения и игры, технические средства обучения.
Работа по выработке правильного произношения звуков и по развитию фонематического восприятия ведётся параллельно. Вводится моделирование звукового состава слова, включаются задания на формирование звукового анализа.
Вся эта большая работа проводиться поэтапно, от простого к сложному. Школьникам с ЗПР не следует давать многоступенчатые инструкции, лучше давать их в нужной последовательности, постепенно усложняя задание.
Учитывая тесную связь ручной и артикуляционной моторики, в логопедические занятия включаются упражнения для развития тонких движений рук, элементы логопедической ритмики.
В связи с быстрой утомляемостью детей, в занятия внедряются элементы здоровьесберегающих технологий.
Таким образом, работа по коррекции речи у детей с ЗПР ведется с учётом нарушения всех компонентов речи неразрывно связана с развитием психических процессов.
Список литературы:
письменный школьник психический задержка
1. Столяренко Л.Д., Самыгин С.И. Психологи и педагогика в вопросах и ответах. Серия «Учебники, учебные пособия». Ростов-на-Дону: «Феникс», 2000
2. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст) - М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997.
. Логопедия: Учеб. Для студентов дефектол. фак. пед. ин-тов / Л.С. Волкова, Р.И. Лалаева, Е.М. Мастюкова и др.; Под ред Л.С. Волковой. - 2-е изд. - В 2-х книгах. Книга 1. М.: Просвещение: Владос, 1995.
. И.Н. Садовникова. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников: Учебное пособие - М.: «Гуманит. изд. центр ВЛАДОС», 1997.
. Калинина И.Л. Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов. «-е изд. - М.: Издательство «Флинта», 1997.
. Р.И. Лапаева, Н.В. Серебрянкова, С.В. Зорина Нарушение речи и их коррекция с задержкой психического развития: учебное пособие для вузов - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.
. Логопедия в школе: Практический опыт / Под ред. В.С. Кукушина - М.: ИЦК «МарТ»; Ростов - на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2004.
. Ефименкова Л.Н., Мисаренко Г.Г. Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте: Пособия для логопеда. - М.: Просвещение, 1991.
. Лапаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Метод. пособия для учителя-логопеда. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2001.