«Концепция современного
маркетинга»
Мудрость древних гласит: «Все течет. Все
изменяется». С течением времени меняются нравы, порядки, моральные
и материальные ценности, жизненные устои, отношения. Не обходят
стороной временные изменения и такую отрасль рынка, как маркетинг.
Что из себя представляет современная концепция маркетинга, в чем
заключаются основные принципы и тенденции его
развития.
Маркетинг существовал всегда – некоторые зачатки
появились еще в первобытно-общинном строе. С появлением
минимального избыточного продукта возникла возможность обмена между
членами разных коллективов. Но развивавшийся обмен был не обменом
товарами, а обменом дарами или дарообменом. Как свидетельствуют
этнографические данные, суть дарообмена заключалась в создании
новых или поддержании уже существовавших социальных связей между
индивидами или группами. Примитивные приемы маркетинга тогда, с
течением времени развивались, эволюционируя вслед за
человечеством,пока наконец, в 20-м веке маркетинг не приобрел
четкое очертание области рынка. Филипп Котлер (один из основателей
маркетинга, который одним из первых выделил маркетинг как отдельную
науку) в 1984 г. дал определение маркетингу как «социальному
процессу, посредством которого отдельные индивиды и группы получают
то, в чем нуждаются и чего желают на основе создания и обмена одних
товаров и стоимостей на другие».
РАЗВИТИЕ МАРКЕТИНГА
Активное развитие маркетинга как сферы торговли
приходится на 20-ый век, вслед за появлением обширных тиражей
печатной продукции, СМИ, телевидения, радио и прочих новшеств, с
таким успехом приносящих в общество рекламу.
Времена меняются, информационные технологии
пододвигают на пьедестале телевизионную рекламу, рекламу на
радио. И вслед за изменением основных средств подачи информации,
претерпевают метаморфозу многие инструменты
маркетинга.
Уже не имеют прежнего влияния печатные издания.
Рекламу в газетах бесплатных объявлений уже никто не читает, ровно
как и объявления на столбах. Более того, процент населения,
читающий печатную продукцию и замечающий там рекламу, в последние
годы резко упал, уступив большинство своих позиций такому
массивному поставщику рекламы в нашем современном мире, как
Интернет.
За последние несколько лет глобальная сеть
Интернет прочно вошла в обиход практически каждой российской семьи,
что резко меняет процессы получения и восприятия информации. Каким
должен быть современный маркетинг в России? В одной статье
невозможно описать все характеристики. Остановимся на нескольких,
которые особенно важны в современных реалиях.
СОВРЕМЕННЫЙ
МАРКЕТИНГ: ТЕНДЕНЦИИ
Индивидуальность
Почти весь минувший XX век торговля держалась на
массовом производстве — особенно красноречиво об этом говорят
однотипные советские ботинки и идентичная одежда. Сейчас же, в XXI
веке, согласно авторитетному мнению ведущих маркетологов
современности, многие производители стремятся дать потребителю
частичку века XIX, когда и одежда, и обувь – все делалось на заказ,
со знанием дела, и, что более важно, знанием четких пожеланий
покупателя. Только вот заказ костюма и цилиндра в лавке портного
сменился куда более крупным масштабом и размахом. Таким образом,
можно выделить первый принцип маркетинга современного –
индивидуальный подход.
Инновации
Наряду с этим, в наше время происходит вытеснение
функциональной продукции инновационной. Не углубляясь в
терминологию, функциональная продукция покупается чаще всего
бездумно, исключительно за практичность и «долголетие», и
именно ее на конкурентоспособном рынке очень легко сместить.
Инновационная же продукция получает все больше и больше спроса
среди потенциальных покупателей, прежде всего потому, что вслед за
наукой и техникой, человечество тянется к чему-то более
продвинутому, модному, высокотехнологичному и качественному (пусть
даже с меньшим сроком потребления). Для наглядного примера
подобного перехода в маркетинге можно взять спрос на мобильные
телефоны марки «кирпич», как его окрестили пользователи и на
куда более «умные» смартфоны.
Как и продукция, потребляемая сменяющимися
поколениями, так и маркетинг проходит этап эволюции, понемногу
совершая переход от массового к тому, который строится на
взаимоотношениях продавца и покупателя – более тесном и личном
контакте между ними.
ИНСТРУМЕНТЫ СОВРЕМЕННОГО
МАРКЕТИНГА
В настоящий момент маркетологи различают два вида
маркетинга – отца и сына – традиционный маркетинг и современный
маркетинг. По оценкам современных гуру маркетинга, «сынок» зависает
в сети, в то время как «папа» предпочтительно смотрит телевизор или
же читает газету. Действительно, сейчас, неустанно развивающийся
маркетинг ориентирован в большей своей степени именно на
информационные технологии – Интернет, в то время, как традиционный
все еще не отпускает телевидение, радио и печатные СМИ. Но яблочко
от яблони недалеко падает, и, в нашем случае, «сынок» явно пошел в
отца, т.е., выражаясь более научным языком, современный маркетинг
(или входящий) является неотъемлемой частью или логическим
продолжением традиционного маркетинга.
Основным полем деятельности современного
маркетинга является Интернет, чью силу и мощь нельзя недооценивать. В
последние 5-7 лет львиная доля современного сетевого маркетинга
приходится на социальные сети, такие как Вконтакте, Twitter,
Facebook, Одноклассники, и пр. социальные сети прочно вошли в нашу
повседневную жизнь, а маркетинг органично влился в них,
профессионально пуская «в народ» рекламу и используя при этом
лучшие заповеди традиционного маркетинга. Можно смело утверждать,
что на данном этапе современный маркетинг не что иное, как умелое
смешение старых проверенных приёмов и новых улучшенных
технологий.
Направленность
Современный маркетинг в сети не просто продает
тот же порошок Тайд или жвачку Дирол, навязчиво показывая на экране
одни и те же лица. Нет. В сети рекламируют не столько товар,
сколько образ жизни, попутно стимулируя не просто купить в магазине
сметану, а купить сметану определенного производителя – а все
почему? Потому что именно эта сметана, наряду с другими продуктами
питания, а также одежда, внешний вид, поведение являются
неотъемлемыми составляющими того образа жизни, который так умело
рекламируется в ныне неимоверно популярных социальных сетях. То
есть, если выразится максимально просто, на данный период времени,
маркетинг продвигает не продукт, а образ жизни. В наш век,
«встречающий по одежке», очень важно поддержание социального
статуса, что толкает потребителей, покупать определенные товары,
соответствующие его положению в обществе – будь то дорогой костюм,
последняя марка телефона или автомобиль премиум класса.Подобное
воздействие на потребителя описали знаменитые маркетологи Дж. Траут
и С. Ривкин — «Маркетинг — это игра, которая ведется в
сознании потенциального клиента».
Как и традиционный, современный маркетинг
строится на четких правилах
Так, в настоящее время, в сфере рекламы
немаловажную роль играет разработка системы интегрированных
маркетинговых коммуникаций – то есть непосредственно создание
комплекса маркетинговых приемов для осуществления того или иного
пиар-хода. Сюда входят, как правило, составление бюджета,
управление процессами рекламирования товара или услуги. Более
подробная современная система маркетинговых коммуникаций
представлена в схеме.
1.
Одна из главных вех в создании идеального
маркетингового мероприятия — работа с целевой
аудиторией. Неверный выбор ЦА чреват не только
провалом, но и большими материальными убытками. Именно поэтому
важен предварительный анализ ЦА, выявление ее плюсов и минусов. К
примеру, рекламная кампания, заведомо направленная на молодежь,
вряд ли сработает на людях старше сорока. Современный маркетинг –
это не креатив, это математика. Аналитика и строгий расчет
показывают большую эффективность, чем просто творческий подход в
рекламе.
-
Тяжелым бременем для современного маркетингового
мероприятия является борьба со стереотипным
мышлением, упрямо заставляющим потребителя покупать
«по привычке», не интересуясь, и, возможно,даже не желая
интересоваться, новшествами. К таким «консерваторам» относятся, в
большей степени,люди старой закалки, предпочитающие проверенное
новому. Частенько они бывают правы, но иногда даже проверенный
корабль может дать течь. И именно в борьбе со стереотипами в
современном маркетинге, важно вовремя заметить эту течь и
перетащить потребителя в свою шлюпку.
-
В рамках разработки современной маркетинговой
стратегии, важным шагом является выбор средства
продвижения.Именно успешность правильно и ко времени
выбранного маркетингового инструмента способствует росту бизнеса.
Современный маркетинг выбирает инструменты продвижения,
которые дают возможность более тесного взаимодействия с
потребителем. Современный маркетинг между
ATL и BTL делает выбор в пользу BTL «непрямой
рекламы», подразумевающий под собой тесный контакт продавца с
покупателем. Активное развитие получает SMM-продвижение, где так же
возможен прямой контакт между производителем и потребителем.
Современному маркетингу важна обратная связь, диалог, активная
коммуникация, а не давление на потребителя.
Обратная связь
Безусловно, эффективное информационное сообщение
неизменно является одной из главных задач системы современного
маркетинга, тем не менее для продвижения в реалиях современности не
менее важно получение качественной обратной
связи.
Обратная реакция рынка на информацию
маркетингового сообщения присутствует всегда – ее не может не быть.
Задача современного маркетинга собрать и обработать обратную связь
для дальнейшего планирования стратегии продвижения. Современный
способ управления маркетингом в обязательном порядке включает в
себя анализ обратной связи. Активно применяются на практике опросы
качественного и количественного порядка.
Бюджет
Бюджет – важная и ответственная задача, требующая
широкого и углубленного анализа. Нет дорогой или дешевой рекламы,
есть реклама, которая работает и реклама, которая не дает
результат. Если с одного вложенного в рекламную компанию рубля
клиент получил 100 рублей прибыли в одном случае, и 5 копеек
во втором — совершенно очевидно, что вторая компания
провальная и обошлась очень дорого, вне зависимости от ее
бюджета.Расчет той или иной рекламной кампании напрямую зависит от
пожеланий клиента, специфики рекламируемого бренда и финансовых
возможностей. Современный маркетинг учит нас считать,
анализировать, тестировать, и только после применять на
практике.
Опыт и труды основоположников маркетинга дают нам
твердый постамент и крепкие знания в данной области торговли, –
области, служащей мостом между производителем и покупателем.
Современные маркетологи должны не только следовать выдвинутым
правилам традиционного маркетинга, но и развивать свои знания в
области информационных технологий, осваивать приемы сбора и анализа
обратной связи и считать, считать, считать. Что-то мы оставляем за
бортом, что-то благоразумно остаётся при нас, тем самым создается
«маркетинговый микс» из традиций и новшеств.