Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Доклад на тему: «Развитие памяти учащихся методом мнемотехники на уроках русского языка»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
учитель русского
языка и литературы
Кажгалиева Салтанат Оразовна
«Развитие памяти учащихся методом мнемотехники на уроках русского языка»
Известно, что уже в древней Греции люди успешно применяли приемы мнемотехники.
Первоначально мнемотехника развивалась как часть риторики (ораторского искусства) и использовалась для запоминания речей. Мнемотехника значительно повышает способность концентрироваться на одном деле, что способствует обучению другим дисциплинам. Мнемотехника использует естественные механизмы памяти мозга и позволяет полностью контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации.
Слова «мнемотехника» и «мнемоника» обозначают одно и тоже – техника запоминания. Они происходят от греческого «mnemonikon» - искусство запоминания.
Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своем воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. И в дальнейшем при воспоминании по одному из образов этой ассоциации мозг воспроизводит все ранее соединенные образы.
Мнемоприём – путь к запоминанию
Когда информация трудна дня запоминания, сложно организована, когда вы ограничены во времени, на помощь приходят специальные приёмы быстрого запоминания. Они позволяют избежать «занудной зубрежки» (пожалуй, самого популярного способа запоминания «незапоминающейся» информации). Таких приёмов существует великое множество, обо всех рассказать сложно. Самое главное - понять общие принципы, по которым все они построены.
В основе любого приёма эффективного запоминания лежит: желание запомнить информацию, осознание того, для чего вам это пригодится, яркое впечатление, хорошее внимание, установление связей с уже имеющимися у вас знаниями или опытом.
В статье «Абсолютная грамотность: риторические стратегии достижения» утверждает: «Логическое забывается, долго припоминается, поэтому зачастую правила учат ошибаться. Наша грамматика противоречит грамотности: она несет не языковой факт, а языковой акт мучительного приближения к этому факту. Запоминается то, что мгновенно припоминается…» Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.
Мнемотехника помогает развивать:
- ассоциативное мышление,
- зрительную и слуховую память,
- зрительное и слуховое внимание,
- воображение,
Классификация приемов мнемотехники
1) Буквенно-звуковая мнемоника
2) Рифмовки. Общность ударений.
3) Отнесенность к одному словообразовательному типу.
4) Сказки – ассоциации.
5) Схематично – рисуночная мнемоника.
6) «Материальная», «пальчиковая» мнемотехника
Приёмы мнемотехники на уроках русского языка
Говоря о классификации приемов мнемотехники, следует понимать, что это деление на группы условно. Конечно, есть мнемоприемы, хорошо вписывающиеся в границы той или иной группы, но иногда в одном мнемоприеме содержатся элементы нескольких групп.
Исследователи выделяют следующие приёмы мнемотехники на уроках русского языка: ассоциативные рисунки (или графический способ), звуковые ассоциации (или метод ключевых слов), комбинированный метод, «буквы-образы», метод списка, рифмовки, отнесенность к одному словообразовательному типу, сказки – ассоциации, схематично – рисуночная мнемоника, «материальная», «пальчиковая» мнемотехника.
Приём мнемотехники используется в школьной практике уже давно. Он может комбинироваться с другими элементами известных методик. Благодаря этому приёму урок становится живым и эмоциональным.
Цель: эффективное усвоение и запоминание метериала.
Опыт заключается в комбинации и совокупности приемов и способов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем памяти путем образования искусственных ассоциаций. Это система, позволяющая записывать в мозг не визуальную информацию, преобразованную в комбинации зрительных образов, «раскрепощает» учеников, их мышление.
Использование приёмов мнемотехники на уроках русского языка позволяет обеспечить высокий уровень запоминания орфограмм в словах, написание которых не проверяется правилами. Изучаемая орфограмма превращается детьми в знакомый образ, связанный с лексическим значением слова.
Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала.
В своей работе мы рассмотрели только некоторые из перечисленных мнемоприёмов.
Как известно, чтобы появилось умение правильно употреблять в речи те или иные звуки, морфемы, слова, написания, конструкции, школьник должен прежде всего осознать, почему именно так нужно говорить или писать. Но известно также, что в русском языке немало речеупотреблений, которые не поддаются правилам, по которым не составишь алгоритма, которые находятся как бы «вне правил».
Ошибаются те, кто считает, что процесс запоминания – это «раз, и запомнил», а если не запомнил, значит, виноват объем памяти. На самом деле запоминание состоит из трех этапов: кодирования, выстраивания последовательности и запоминания последовательности. Иначе говоря, информацию необходимо преобразовать в те элементы, которые вам удобнее запоминать, элементы связать в определенную последовательность и запомнить эту последовательность так, чтобы суметь ее воспроизвести.
Эта система приемов, облегчающих запоминание – предназначена для работы с точной информацией и признанное средство наиболее легкого, быстрого и прочного запоминания – обычно того, что не поддается обобщению и алгоритмизации.
Применение мнемонических техник, основанных на юмористических, занимательных приемах, способствует смысловому, логическому запоминанию учебного материала.
Одним из наиболее важных аспектов эффективного формирования познавательной деятельности является учет семантики учащихся в процессе познания, что одновременно является наиболее существенной чертой личностно-ориентированных подходов к обучению, но именно этот аспект наименее разработан и менее представлен в практике современного образования.
В связи с тем, что визуальная сенсорная система является наиболее скоростной в обработке информации, мы рассмотрели именно ее возможности для построения практических способов учета семантики в познании школьников.
Общеизвестно, что внутренний образ обладает особыми возможностями для кодировки/декодировки информации. Именно образы используются в системе Шаталова в виде опорных конспектов, у Мыскина - в виде системы пиктограмм и т. д.
В выше указанных педагогических технологиях чаще используются визуальные способы кодирования учебной информации в качестве мнемотехнических приемов, что само по себе, безусловно, является шагом вперед по сравнению с аудиально-словесной формой презентации предметного содержания. Но с точки зрения понимания сущности личностно-ориентированного образования, они все же являются больше внешне заданными образцами-результатами познавательной деятельности учителя, нежели самих школьников. В такой ситуации, с нашей точки зрения, происходит навязывание учителем собственной семантики в процессе формирования познавательной деятельности учащихся, что, безусловно, сужает возможности самостоятельного детского познания и ограничивает школьников в способах познания, так как со временем они закрепляются и становятся стереотипами.
Поэтому по результатам анализа сильных и слабых сторон известных методик и на основе собственного понимания сущности познавательной деятельности в рамках личностно-ориентированной модели нами были определены требования к работе с семантическим образом:
- образ должен быть создан ребенком самостоятельно, имея образцы других школьников или учителей в качестве примеров;
- образ должен как можно более тесно быть связан с предметным содержанием;
- образ должен однозначно отражать запоминание наиболее сложных фрагментов предметного содержания;
- образ должен иметь особый личностный смысл, по возможности связываться с индивидуальными переживаниями, эмоциями, событиями, нетрадиционным пониманием конкретного содержания;
- образ должен быть простым для его исполнения, красочным и вызывать положительные эмоции;
- образ должен наиболее просто воспроизводиться, а для этого он должен быть исполнен как можно в более редко встречающейся форме.
Конечно, работа с семантическими образами может быть полезной в рамках любой школьной дисциплины. Ниже приведен пример семантического образа, созданного учеником на уроке химии:
Ассоциативные рисунки (или графический способ)
К запоминанию правописания каждого слова стоит подходить творчески. Например, сложные слова можно … рисовать (ПРИЛОЖЕНИЕ 1). Вместо непроверяемых гласных и согласных – буквы-рисунки, подобранные на основе ассоциаций. Поступив таким образом, мы используем главное правило эффективного запоминания — для того чтобы запомнить, нужно установить связь!
Звуковые ассоциации (или метод ключевых слов)
Для того чтобы запомнить правописание трудного слова с помощью метода фонетическихассоциаций, надо:
1. Убедиться в правильности написанного слова, а также в том, что буква или буквы, которые вы хотите запомнить, действительно непроверяемые.
Комбинированный метод
Этот метод нужен лишь для тех слов, в которых надо запомнить две и больше букв. Заключается он в комбинировании графического и фонетического методов. То есть для запоминания одной буквы используется метод фонетических ассоциаций, а для запоминания другой (других) — графический метод. Комбинированный метод удобно применять для слов, в которых, кроме гласной, надо ещё запомнить удвоенную согласную (ПРИЛОЖЕНИЕ 3).
Метод списка
Предположим, вы сомневаетесь в написании слова «стеллаж»:
1. Открываете словарь и убеждаетесь, что в этом слове пишутся две л.
2. Вспоминаете какое-нибудь слово (с удвоенной л), в написании которого не сомневаетесь («холл»).
3. Строите ассоциативные связи между запоминаемым словом и словом, в написании которого вы уверены («в холле на стеллажах…»).
Теперь предположим: вам надо запомнить, что в слове «доллары» тоже надо писать две л. Остается только продолжить начатый сюжет .
Таким образом, несмотря на то, что мнемоприёмы не являются высокой прозой или поэзией, они стимулируют познавательный интерес; повышают успеваемость; создают позитивный настрой, положительные эмоции; способствуют активизации мышления, развивают память.
В своей «педагогической копилке» (такие «копилки» есть у каждого учителя) собраны приемы легкого запоминания материала, которые интересны детям. Вот некоторые приемы мнемотехники, используемые чаще всего при изучении русского языка.
* Окно – стекла стеклянные, рамы деревянные, ручки оловянные.
* ЖОКЕЙ (можно прочитать английское слово «ОК!» («Все в порядке!»)
* Правило ЮЛИ - дефисное написание слов с –пол (Ю-заглавная, Л- л, И-гласная, например, пол-Москвы, пол-лимона, пол-апельсина)
* Мнемонические рифмовки ( В трудном слове РАССЧИТАТЬ Будем мы две СС писать. А РАСЧЕТЛИВЫЙ, РАСЧЕТ - Одна буква С сойдет.)
* В словарном слове спряталось другое слово ( Взгляни скорей на ГОРИЗОНТ: Там между ГОР увидишь ЗОНТ! ФИОЛЕТОВЫЙ (в этом словарном слове «спрятались» сразу и ФАМИЛИЯ, и ИМЯ, и ОТЧЕСТВО человека, а сокращенно ФИО. МИЛЛИОН (в этом слове, можно «прочитать» вопрос: «МИЛ ЛИ ОН?». «Опали листья в садике» –это предложение облегчает запоминание словарного слова ПАЛИСАДНИК)
Вдруг – друг Горизонт – гори, зонт! Лисица – братец Лис
Облако – лак Платок – плат Карандаш – кара
Работа – раб Человек – чело Базар – база
Балкон – бал Ворота – вор Газета – газ
Кровать – кров Метро – метр Мечта – меч
Печаль – печь Пример – Рим Ромашка – Рома
Фонарь – фон Ягода – год Яблоко – блок
* Сказочные истории, сюжет которых вызывает у школьников определенные ассоциации и помогает запомнить написание соответствующего словарного слова или правила («Сказки о стране «Орфографии»).
Заучивание словарных слов – исключений из орфографических правил – путем включения их в связный рассказ (Ростовщик Ростислав приехал в Ростов, купил росток и занялся отраслью. Цыган на цыпочках подошел к цыпленку- цыкнул: « Цыц!». Слышишь ШОРОХ? Это ОБЖОРА в куртке с КАПЮШОНОМ с аппетитом ест КРЫЖОВНИК. Шофер ехал по ШОССЕ и ел ШОКОЛАД.
* Прием дробления словарного слова на значимые части позволяет подобрать интересную ассоциативную фразу ( В-ОК-ЗАЛ = ОКоло ЗАЛа ожидания есть здание; все, что при-легает к этому залу ожидания, называется вокзалом. ИНТ-ЕЛ-ЛИ-ГЕНТ = ЕЛ ЛИ голодный ИНТЕЛЛИГЕНТ?)
* Корни Лаг-лож
- Гуси, гуси!
- Га,га,га!
- Перед Г пишите А
* Наверно, есть мало людей на свете, говорящих по-русски и ни разу не допустивших ошибки в употреблении глаголов одеть и надеть. Простой прием для запоминания:
Одевать Надежду – надевать одежду
* Примеры буквенно-звуковой мнемоники
Багаж – носильщик на вокзале говорит: «Ага, тяжёлый багаж!».
Базар – бабы на базаре.
Берёза – белая берёза.
Завод – завтра на завод.
Завтрак – «На завтрак - рак, кричи ура».
Запад – на западе солнце падает.
Квартира – «Ква-ква! Хорошая квартира!» - квакает лягушка.
Капуста – капли капают на капусту: кап, кап, кап.
Комната – комната у Наты.
Лопата – лопата лопнула.
Коридор – Коля и Ира в коридоре.
Медведь – мёд ведает.
Малина – маленькая ягодка малинка.
* Орфоэпия.
Надеваю шо'рты,
Чтобы кушать то'рты.
Если классная звони'т –
Папа за ремнем спешит.
Хватит балова'ться,
Будем улыбаться.
* Фраза, способствующая запоминанию букв, соответствующих глухим согласным русского языка.
«Степка, хочешь шец?» «Фу!»
* Родительный падеж множественного числа существительных
Мы знаем: родительный падеж множественного числа существительных вызывает у ребят, как правило, огромные сложности, а предложенные мнеморифмовки значительно упрощают усвоение материала.
Уважают человека у туркмен, татар, узбеков,
У таджиков и армян, у монголов и цыган,
У якутов и тунгусов, у башкир и белорусов,
У киргизов и грузин, у бурят и осетин.
В детской сказке колобок по траве катится мог
Без ботинок, без сапог, без носок и без чулок.
Шесть гектаров апельсинов, яблок, груш и мандаринов,
Баклажанов – грядок пять, помидоров – не собрать.
* Если в вопросе есть буква с (что сделать?), то глагол совершенного вида. Отсутствие в вопросе с указывает на то, что глагол несовершенного вида.
* Этимологический анализ слов (Корабль (сейчас все слово корень). В древние времена корабль, корка, корыто, короб, коричневый были родственниками, поскольку у них единый исторический корень –кор- (от значения кора у дерева). Коричневый корабль –короб, он сделан из коры)
* Порядок падежей (Иван родил девчонку, велел тащить пеленку).
По мнению психологов, гораздо лучше запоминаются факты, имеющие положительную окраску, хуже – отрицательную и ещё хуже – не имеющие никакой окраски. Поскольку сами правила не имеют никакой эмоциональной окраски, то мнемоприем как нельзя лучше компенсирует этот «недостаток». Поэтому школьникам проще запомнить коротенькие фразы («Поклонился своему творению загорелый мальчик на заре», «К выращенному урожаю предложили не прикасаться до скачек», «Промокнув снова под дождём, обмакнул в варенье бублик»), нежели объёмные правила по теме «Чередующиеся гласные» из учебника по русскому языку.
Мнемонические приемы вспоминаются моментально, потому что составление «правил - для себя» – это ключик к запоминанию и последующему припоминанию.
Мнемотаблицы
Мнемоиллюстрации
Закончи строчку
После знакомства с подобной образовательной технологией школьники с удовольствием выполняют домашние задания, связанные с придумыванием собственных ассоциативных образов, помогающих облегченному запоминанию правил. Использование приемов мнемотехники на уроках русского языка способствует развитию у учащихся одной из универсальных базовых способностей – способности воображения, запоминания, а, следовательно, соответствует задачам современного филологического образования.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Память человека и мнемотехника неразрывно связаны друг с другом. Тренированная память всегда опирается на мнемотехнику, ведь она является неотъемлемой частью нашей умственной деятельности. Каждый из нас постоянно пользуется каким-либо мнемоническим средством: устанавливает при запоминании связь (ассоциацию), выделяет главную мысль в тексте для запоминания его содержания и т. д. Однако всегда стоит помнить о том, что приёмы мнемотехники — это не подмена собственно запоминания, а лишь средство для сокращения времени на запоминание. Природная память, данная нам с рождения, всегда участвует в работе. Приёмы — это помощь ей, их нельзя переоценивать и нужно подстраивать под природную память.
Мы убеждены, что использование мнемотехники на уроках русского языка необходимо, но совершенно не обязательно при изучении всех разделов.
В своей работе мы рассмотрели отдельные способы и приёмы запоминания трудных для написания и произношения слов. Постарались создать копилку эффективных мнемонических приёмов, которые были апробированы на уроках русского языка (задания для апробации и результаты представлены в ПРИЛОЖЕНИЯХ 7, 8). Освоение этих приёмов не отнимет много сил, но сэкономит время на подготовку к урокам, экзаменам и централизованному тестированию по русскому языку. Мнеморазработки помогут расширить и систематизировать знания по отдельным темам: «Непроверяемые написания», «Морфологическая и акцентологическая нормы», помогут выявить и устранить пробелы в знаниях, при этом создадут позитивный настрой, положительные эмоции, превратят учёбу в увлекательный процесс. А хорошее настроение в процессе работы – залог успеха в обучении!