Тема:
Организация психологической деятельности в
школе.
Автор: Касенова София Маратовна,
1. Роль школьного
психолога
Вот уже в течении многих лет растет и развивается
молодая психологическая служба.
Зачем нужен психолог в школе, в чем смысл и
задачи его деятельности?
Что именно он может и должен делать в
рамках этих
целей и задач? Как, какими средствами он может
реализовать
свою деятельность?
В настоящее время деятельность психолога в школах
Республики Казахстан является одной из необходимых, так как
современные школьники сталкиваются с различными проблемами, в
решении которых подрастающему поколению первую помощь может оказать
педагог – психолог, который в свое время диагностируя учеников на
ранних этапах может выявить различного рода проблемы, такие как
замкнутость в общении, склонность к суициду, непонимание в семье,
трудности в школе и многие другие, с которыми сталкиваются
практически все ученики.
Задача психолога в школе -
создавать условия
для продуктивного движения ребенка
по тем
путям, которые выбрал он сам в соответствии с
требованиями
педагогов и семьи, помогать ему делать осознанные личные выборы
в этом сложном
мире, конструктивно решать неизбежные
конфликты,
осваивать наиболее индивидуально значимые и
ценные методы
познания, общения, понимания себя и других. То есть деятельность
психолога во многом задается социальной, семейной и педагогической
системой, в которой реально находится ребенок и которая существенно
ограничена рамками школьной среды.
Педагог – психолог работает в школе, имеет дело с
детьми разного возраста: с младшими школьниками, подростками,
старшеклассниками, при этом он видит возраст в динамике помочь
переходу с одной ступени на другую более выгодную – одна из задач
школьного психолога.
Психологизация системы
образования означает применение основных методов, законов и
закономерностей психологической науки для глубокого изучения
психики человека с целью оптимизации деятельности учеников,
учителей, руководителей, и родителей, а также с целью регулирования
их психических состояний в условия учебно-воспитательного процесса
учреждения образования.
Сложившееся на сегодняшний день положение требует
выработки и описания критериев профессиональной психологической
деятельности и профессионального сознания, делающих профессионала
именно профессионалом. Количество психологов разных уровней
подготовки и мотивированности растет с каждым днем и,
следовательно, встает естественный вопрос о диапазоне и качестве
тех услуг, которые профессиональные и непрофессиональные психологи
могут оказывать ученикам и их родителям.
2. Основные направления деятельности школьного
психолога.
Схема 2. Основные виды работы школьного
психолога.
Схема 1.
Основные
направления деятельности школьного
психолога.
Схема
3. Школьная
психологическая деятельность как единый
процесс
Психологическое сопровождение рассматривается как процесс, как
целостная деятельность школьного психолога, в рамках которой могут
быть выделены три обязательных взаимосвязанных
компонента:
1.
Систематическое отслеживание психолого-педагогического статуса
ребенка и динамики его психического развития в процессе школьного
обучения. Предполагается, что с первых минут нахождения ребенка в
школе, начинает бережно и конфиденциально собираться и
накапливаться информация о различных сторонах его психической жизни
и динамике развития, что необходимо для создания условий успешного
обучения и личностного роста каждого школьника. Для получения и
анализа информации такого рода используются методы педагогической и
психологической диагностики. При этом психолог имеет четкие
представления о том, что именно он должен знать о ребенке, на каких
этапах обучения диагностическое вмешательство действительно
необходимо и какими минимальными средствами оно может быть
осуществлено. Он учитывает также, что в процессе сбора и
использования такой психолого-педагогической информации возникает
множество серьезных этических и даже правовых
вопросов.
2.
Создание социально-психологических условий для развития личности
учащихся и их успешного обучения. На основе данных психодиагностики
разрабатываются индивидуальные и групповые программы
психологического развития ребенка, определяются условия его
успешного обучения. Реализация данного пункта предполагает, что
учебно-воспитательный процесс в учебном заведении построен по
гибким схемам, может изменяться и трансформироваться в зависимости
от психологических особенностей тех детей, которые пришли обучаться
в данное заведение.
3.
Создание специальных социально-психологических условий для оказания
помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии,
обучении. Данное направление деятельности ориентировано на тех
школьников, у которых выявлены определенные проблемы с усвоением
учебного материала, социально принятых форм поведения, в общении со
взрослыми и сверстниками, психическом самочувствии и
прочее.
Индивидуальная работа психолога в школе
осуществляется с учениками и их родителями, с учителями в виде
консультаций, коррекционных занятий,
бесед.
3. Помощь информационно- коммуникативных
технологий в индивидуальной работе
психолога.
Использование
информационно – коммуникативных технологий становится неотъемлемой
частью психологического сопровождения образовательного процесса.
Внедрение ИКТ в школьную психологическую практику позволяет сделать
работу более продуктивной и эффективной. При этом использование ИКТ
органично дополняет традиционные формы работы школьного психолога,
расширяя возможности организации взаимодействия психолога с другими
участниками образовательного процесса, кроме этого, помимо решения
психологических задач, способствует повышению информационной
культуры учащихся, родителей и
педагогов
В
наше время огромную помощь в работе педагогов – психологов
оказывает информационно – коммуникативные технологии, так как через
глобальные сети Интернет можно не отходя от рабочего места находить
необходимую информацию, а также обмениваться опытом с психологами
других школ, городов и даже стран посредством социальных сетей, а
также принимать активное участие в Интернет – олимпиадах,
конференциях и т.д. тем самым появляется дополнительная возможность
раскрыть свое психолого – педагогическое
мастерство.
Список использованной
литературы.
1. Александровская Э.М., Куликова Е.Ф.,
Лукин А.А. Возможности практической психологии в образовании. Сб.
"Актуальные проблемы развития образования Юго - Западного округа".
- М., 1995.
2. Битянова М. Р Организация
психологической работы в школе. – М.: 1997.–298
с.
3. Дубровина И.В. Школьная
психологическая служба: Вопросы теории и практики.- М.: 1991. – 232
с.
7.
Задачи и функции психолога в дошкольном учреждении / Под общ. ред.
Л.А.Венгера. – М., 1991.
8. Конюхов Н.И. Словарь-правочник
практического психолога. – Воронеж, 1996. –224
с.
9. «Организация службы практической
психологии в образовании» (принципы работы, статус психолога,
документация, работа с педагогами). Методическое пособие/ Сост.:
Шарапановская Е.В. – Барнаул: Изд-во БГПУ, 2001 –103
с.
10. Овчарова Р.В. Справочная книга
школьного психолога. – М.: 1996. – 352
с.
11. Психолог в детском дошкольном
учреждении: Методические рекомендации к практической деятельности /
Под. ред. Т.В. Лаврентьевой. – М.: 1996. –
144с.
12. Рабочая книга школьного психолога /
И.В.Дубровина, М.К.Акимова, Е.М. Борисова и др.; Под ред.
И.В.Дубровиной. – М.: 1991. – 303
с.
13. http://psy711.ucoz.kz/publ/4-1-0-30
14.
http://inform.kz/rus/article/2457702
15.
http://psylist.net/pedagog/00208.htm