Материалдар / Доклад "Выразительное чтение"

Доклад "Выразительное чтение"

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал предназначен для работы учителей русского языка и литературы в казахских классах. Помогает учителям находить подходы в выразительной речи. Способствует научить казахских детей не только свободно говорить и писать по-русски, но и выразительно читать, ведь те ученики, которые умеют это делать, лучше владеют и разговорной речью.Материал предназначен для работы учителей русского языка и литературы в казахских классах. Помогает учителям находить подходы в выразительной речи. Способствует научить казахских детей не только свободно говорить и писать по-русски, но и выразительно читать, ведь те ученики, которые умеют это делать, лучше владеют и разговорной речью.
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Выразительное чтение

Долг учителя-словесника — научить казахских детей не только свободно говорить и писать по-русски, но и выразительно читать. Те ученики, которые умеют это де­лать, лучше владеют и разговорной речью. К сожале­нию, не у всех детей одинаковый уровень развития. По­этому приходится наверстывать упущенное.

Некоторые учителя считают, что в старших классах не до привития навыков выразительного чтения: эта ра­бота должна быть завершена в начальном и среднем звеньях. Такое суждение мне кажется ошибочным. Пра­вильно, осмысленно и эмоционально прочитать художе­ственное произведение могут не все учащиеся, а это обедняет восприятие. Вот почему я постоянно забочусь о развитии навыков выразительного чтения.

Приучаю детей процесс подготовки к чтению того или иного произведения делить на три этапа:

1. Понимание произведения, над которым им придет­ся работать. При этом обращаю особое внимание на жа­нровые особенности читаемого текста, на конкретные образы.

2. Специальная обработка текста: разделение его на части, постановка в каждой части логических ударений.

3. Тренировка в чтении. Сначала стихотворения, бас­ни и сказки читаю я сама. Затем для чтения вызываю сильных, а за ними слабых ребят. Ошибки исправляет весь класс.

Достаточно громкая и отчетливая речь — одно из первых условий выразительного чтения.

Речь наша делится на так называемые речевые зве­нья, т. е. па разделяемые паузами небольшие отрезки, в которых слова связаны между собой по смыслу. В каж­дом таком звене выделяют голосом наиболее значитель­ное слово. Это и есть логическое ударение. Как его ста­вить, показываю на пословицах или стихотворных строч­ках, где оно особенно ясно выражено:

На языке мед, а на сердце лед. Не спеши языком торопись делом. С кем поведешься, от того и наберешься.

Знаки препинания не всегда разделяют речевые зве­нья или сопутствуют паузам, потому что ограниченное количество пунктуационных обозначений не может отра­зить многообразия и богатства речевых оттенков. Часто не бывает знаков между речевыми звеньями, и нередко паузы не обозначаются пунктуацией.

А Дарья стояла и стыла

В своем заколдованном сне.

Глубокая пауза между «стояла и стыла» обозначает скорбную минуту перехода от жизни к смерти.

Значение логических ударений и пауз учащиеся осо­бенно ясно различают в диалогической форме речи. И я уделяю много внимания обучению их навыкам правильно­го ведения диалога. Эта работа занимает на уроке пять—десять минут. Пока одна пара ведет беседу, класс внимательно следит за правильностью оформления реп­лик, употребления слов и словосочетаний, а один из уча­щихся в это г.ремя выполняет задание у доски: выписы­вает слова или словосочетания, расставляет цветным мел­ком ударения.

Проводя словарную работу, я ставлю цель не только пополнить словарный запас учащихся, но и закрепить усвоенные слова в их речи.

Знакомя ребят со значением нового слова, выделяю его, показываю произношение, привожу примеры упот­ребления в устной речи.

Отдать — отдал, отдала, отдало, отдали.

Отнять — отнял, отняла, отняло, отняли.

Отпереть — отпер, отперла, отперло, отперли.

Плыть — плыл, плыла, плыло, плыли.

Подать — подал, подала, подало, подали.

Сообща выясняем правильность ударения в этих сло­вах. Только после этого дети читают их хором.

В тетрадях по культуре речи учащиеся заводят спе­циальный раздел «Запомни, как произносить эти слова». Сюда они записывают слова, в которых часто встреча­ются ошибки на ударение.

Следующая моя задача—научить выразительно читать предложения целиком, соблюдая интонацию и правильно ставя логические ударения, увязывая это чтение с повторе­нием и изучением синтаксиса. Такая работа способству­ет повышению синтаксической грамотности учеников.

Приступая к выразительному чтению, ребята прежде всего усваивают, как «звучат» знаки препинания, какова их грамматическая и экспрессивно-стилистическая роль.

Понять это помогает интонационный анализ предложе­ний. Для этого беру обычно два отрывка, начиненных синтаксическими конструкциями — прозаический и поэ­тический.

С учащимися в классе провожу работу такого харак­тера. Дети заранее знакомятся со знаками, которые обозначают паузы; короткую (/) —на запятых, и на кон­це речевых тактов; двойную (//) — на точке с запятой, тире, точке; долгую (///) — на многоточии, абзаце, на месте разрыва предложений.

Каждый ученик дома переписывает определенный текст в рабочую тетрадь, а в классе, на перемене, дежур­ный такой же текст пишет на доске. На одном из этапов урока провожу работу по выразительному чтению. Уча­щиеся в тетрадях специальным знаком обозначают логи­ческое ударение на тех словах, которые особенно важны для понимания смысла текста. Затем выделяют паузы. Несколько человек читают отрывок, а класс следит за выразительностью чтения. Дальнейшая работа прово­дится на предметном кружке. Здесь учащиеся записыва­ют несколько правил чтения знаков препинания:

1. Запятая требует повышения тона на ближайшем к ней логически ударяемом слове. После всякой запятой следует сделать паузу.

2. Точка с запятой требует некоторого понижения го­лоса. Пауза после нее почти всегда двойная.

3. На точке всегда происходит глубокое понижение голоса с последующей двойной паузой.

4. Вопросительное предложение читается с значи­тельным повышением тона на логически ударяемом сло­ве, чаще всего в конце предложения.

5. Восклицательное предложение всегда требует осо­бенно сильного выделения слов голосом.

6. На двоеточии всегда происходит понижение инто­нации.

7. Многоточие читается как точка с тройной паузой.

8.Слова, которые заключены с обеих сторон в скоб­ки или тире, читаются пониженным тоном.

Работа над выразительным чтением очень нравится учащимся национальной школы. Начав ее с небольших прозаических отрывков, они без затруднения разбирают детские стихи об осени, о весне и т. п.

Надо постараться сочетать приемы выразительного чтения с торжественностью, помогающей отрешиться от повседневного, чтобы сосредоточить внимание на читае­мом. Чтение в классе требует полного внимания учени­ков, что является первым и главным условием понима­ния читаемого.

Правильное обучение выразительному чтению явля­ется одним из путей воспитания коммунистического ми­ровоззрения. Оно помогает ученику почувствовать, что литература прекрасна. И у него появляется желание чи­тать выразительно наиболее взволновавшие художест­венные произведения, пережить радость творчества. Все это приводит к развитию у детей эстетических и нравст­венных чувств, обогащению их устной речи.

Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі