Выразительное чтение Долг учителя-словесника — научить казахских детей не только свободно говорить и писать по-русски, но и выразительно читать. Те ученики, которые умеют это делать, лучше владеют и разговорной речью. К сожалению, не у всех детей одинаковый уровень развития. Поэтому приходится наверстывать упущенное. Некоторые учителя считают, что в старших классах не до привития навыков выразительного чтения: эта работа должна быть завершена в начальном и среднем звеньях. Такое суждение мне кажется ошибочным. Правильно, осмысленно и эмоционально прочитать художественное произведение могут не все учащиеся, а это обедняет восприятие. Вот почему я постоянно забочусь о развитии навыков выразительного чтения.Приучаю детей процесс подготовки к чтению того или иного произведения делить на три этапа:1. Понимание произведения, над которым им придется работать. При этом обращаю особое внимание на жанровые особенности читаемого текста, на конкретные образы.2. Специальная обработка текста: разделение его на части, постановка в каждой части логических ударений.3. Тренировка в чтении. Сначала стихотворения, басни и сказки читаю я сама. Затем для чтения вызываю сильных, а за ними слабых ребят. Ошибки исправляет весь класс.Достаточно громкая и отчетливая речь — одно из первых условий выразительного чтения. Речь наша делится на так называемые речевые звенья, т. е. па разделяемые паузами небольшие отрезки, в которых слова связаны между собой по смыслу. В каждом таком звене выделяют голосом наиболее значительное слово. Это и есть логическое ударение. Как его ставить, показываю на пословицах или стихотворных строчках, где оно особенно ясно выражено:На языке мед, а на сердце лед. Не спеши языком — торопись делом. С кем поведешься, от того и наберешься. Знаки препинания не всегда разделяют речевые звенья или сопутствуют паузам, потому что ограниченное количество пунктуационных обозначений не может отразить многообразия и богатства речевых оттенков. Часто не бывает знаков между речевыми звеньями, и нередко паузы не обозначаются пунктуацией.А Дарья стояла и стылаВ своем заколдованном сне. Глубокая пауза между «стояла и стыла» обозначает скорбную минуту перехода от жизни к смерти. Значение логических ударений и пауз учащиеся особенно ясно различают в диалогической форме речи. И я уделяю много внимания обучению их навыкам правильного ведения диалога. Эта работа занимает на уроке пять—десять минут. Пока одна пара ведет беседу, класс внимательно следит за правильностью оформления реплик, употребления слов и словосочетаний, а один из учащихся в это г.ремя выполняет задание у доски: выписывает слова или словосочетания, расставляет цветным мелком ударения. Проводя словарную работу, я ставлю цель не только пополнить словарный запас учащихся, но и закрепить усвоенные слова в их речи.Знакомя ребят со значением нового слова, выделяю его, показываю произношение, привожу примеры употребления в устной речи.Отдать — отдал, отдала, отдало, отдали.Отнять — отнял, отняла, отняло, отняли.Отпереть — отпер, отперла, отперло, отперли.Плыть — плыл, плыла, плыло, плыли.Подать — подал, подала, подало, подали. Сообща выясняем правильность ударения в этих словах. Только после этого дети читают их хором.В тетрадях по культуре речи учащиеся заводят специальный раздел «Запомни, как произносить эти слова». Сюда они записывают слова, в которых часто встречаются ошибки на ударение. Следующая моя задача—научить выразительно читать предложения целиком, соблюдая интонацию и правильно ставя логические ударения, увязывая это чтение с повторением и изучением синтаксиса. Такая работа способствует повышению синтаксической грамотности учеников. Приступая к выразительному чтению, ребята прежде всего усваивают, как «звучат» знаки препинания, какова их грамматическая и экспрессивно-стилистическая роль. Понять это помогает интонационный анализ предложений. Для этого беру обычно два отрывка, начиненных синтаксическими конструкциями — прозаический и поэтический. С учащимися в классе провожу работу такого характера. Дети заранее знакомятся со знаками, которые обозначают паузы; короткую (/) —на запятых, и на конце речевых тактов; двойную (//) — на точке с запятой, тире, точке; долгую (///) — на многоточии, абзаце, на месте разрыва предложений. Каждый ученик дома переписывает определенный текст в рабочую тетрадь, а в классе, на перемене, дежурный такой же текст пишет на доске. На одном из этапов урока провожу работу по выразительному чтению. Учащиеся в тетрадях специальным знаком обозначают логическое ударение на тех словах, которые особенно важны для понимания смысла текста. Затем выделяют паузы. Несколько человек читают отрывок, а класс следит за выразительностью чтения. Дальнейшая работа проводится на предметном кружке. Здесь учащиеся записывают несколько правил чтения знаков препинания:1. Запятая требует повышения тона на ближайшем к ней логически ударяемом слове. После всякой запятой следует сделать паузу.2. Точка с запятой требует некоторого понижения голоса. Пауза после нее почти всегда двойная.3. На точке всегда происходит глубокое понижение голоса с последующей двойной паузой.4. Вопросительное предложение читается с значительным повышением тона на логически ударяемом слове, чаще всего в конце предложения.5. Восклицательное предложение всегда требует особенно сильного выделения слов голосом.6. На двоеточии всегда происходит понижение интонации.7. Многоточие читается как точка с тройной паузой.8.Слова, которые заключены с обеих сторон в скобки или тире, читаются пониженным тоном.Работа над выразительным чтением очень нравится учащимся национальной школы. Начав ее с небольших прозаических отрывков, они без затруднения разбирают детские стихи об осени, о весне и т. п. Надо постараться сочетать приемы выразительного чтения с торжественностью, помогающей отрешиться от повседневного, чтобы сосредоточить внимание на читаемом. Чтение в классе требует полного внимания учеников, что является первым и главным условием понимания читаемого. Правильное обучение выразительному чтению является одним из путей воспитания коммунистического мировоззрения. Оно помогает ученику почувствовать, что литература прекрасна. И у него появляется желание читать выразительно наиболее взволновавшие художественные произведения, пережить радость творчества. Все это приводит к развитию у детей эстетических и нравственных чувств, обогащению их устной речи.