Выразительное
чтение
Долг учителя-словесника — научить казахских детей
не только свободно говорить и писать по-русски, но и выразительно
читать. Те ученики, которые умеют это делать, лучше владеют и
разговорной речью. К сожалению, не у всех детей одинаковый уровень
развития. Поэтому приходится наверстывать
упущенное.
Некоторые учителя считают, что в старших классах
не до привития навыков выразительного чтения: эта работа должна
быть завершена в начальном и среднем звеньях. Такое суждение мне
кажется ошибочным. Правильно, осмысленно и эмоционально прочитать
художественное произведение могут не все учащиеся, а это обедняет
восприятие. Вот почему я постоянно забочусь о развитии навыков
выразительного чтения.
Приучаю детей
процесс подготовки к чтению того или иного произведения делить на
три этапа:
1. Понимание
произведения, над которым им придется работать. При этом обращаю
особое внимание на жанровые особенности читаемого текста, на
конкретные образы.
2.
Специальная обработка текста: разделение его на части, постановка в
каждой части логических ударений.
3. Тренировка
в чтении. Сначала стихотворения, басни и сказки читаю я сама.
Затем для чтения вызываю сильных, а за ними слабых ребят. Ошибки
исправляет весь класс.
Достаточно
громкая и отчетливая речь — одно из первых условий выразительного
чтения.
Речь наша делится на так называемые речевые
звенья, т. е. па разделяемые паузами небольшие отрезки, в которых
слова связаны между собой по смыслу. В каждом таком звене выделяют
голосом наиболее значительное слово. Это и есть логическое
ударение. Как его ставить, показываю на пословицах или
стихотворных строчках, где оно особенно ясно
выражено:
На языке мед, а на сердце лед. Не спеши
языком — торопись делом. С кем поведешься, от того и
наберешься.
Знаки препинания не всегда разделяют речевые
звенья или сопутствуют паузам, потому что
ограниченное количество
пунктуационных обозначений не может отразить многообразия и
богатства речевых оттенков. Часто не бывает знаков между речевыми
звеньями, и нередко паузы не обозначаются
пунктуацией.
А Дарья стояла и
стыла
В своем заколдованном
сне.
Глубокая пауза между «стояла и стыла» обозначает
скорбную минуту перехода от жизни к
смерти.
Значение логических ударений и пауз учащиеся
особенно ясно различают в диалогической форме речи. И я уделяю
много внимания обучению их навыкам правильного ведения диалога.
Эта работа занимает на уроке пять—десять минут. Пока одна пара
ведет беседу, класс внимательно следит за правильностью оформления
реплик, употребления слов и словосочетаний, а один из учащихся в
это г.ремя выполняет задание у доски: выписывает слова или
словосочетания, расставляет цветным мелком
ударения.
Проводя словарную работу, я ставлю цель не только
пополнить словарный запас учащихся, но и закрепить усвоенные слова
в их речи.
Знакомя ребят
со значением нового слова, выделяю его, показываю произношение,
привожу примеры употребления в устной
речи.
Отдать — отдал,
отдала, отдало, отдали.
Отнять — отнял,
отняла, отняло, отняли.
Отпереть — отпер,
отперла, отперло, отперли.
Плыть — плыл,
плыла, плыло, плыли.
Подать — подал,
подала, подало, подали.
Сообща выясняем правильность ударения в этих
словах. Только после этого дети читают их
хором.
В тетрадях по
культуре речи учащиеся заводят специальный раздел «Запомни, как
произносить эти слова». Сюда они записывают слова, в которых часто
встречаются ошибки на ударение.
Следующая моя задача—научить выразительно читать
предложения целиком, соблюдая интонацию и правильно ставя
логические ударения, увязывая это чтение с повторением и изучением
синтаксиса. Такая работа способствует повышению синтаксической
грамотности учеников.
Приступая к выразительному чтению, ребята прежде
всего усваивают, как «звучат» знаки препинания, какова их
грамматическая и экспрессивно-стилистическая
роль.
Понять это помогает интонационный анализ
предложений. Для этого беру обычно два отрывка, начиненных
синтаксическими конструкциями — прозаический и
поэтический.
С
учащимися в классе провожу работу такого характера. Дети заранее
знакомятся со знаками, которые обозначают паузы; короткую (/) —на
запятых, и на конце речевых тактов; двойную (//) — на точке с
запятой, тире, точке; долгую (///) — на многоточии, абзаце, на
месте разрыва предложений.
Каждый ученик дома переписывает определенный
текст в рабочую тетрадь, а в классе, на перемене, дежурный такой
же текст пишет на доске. На одном из
этапов урока провожу
работу по выразительному чтению. Учащиеся в тетрадях специальным
знаком обозначают логическое ударение на тех словах, которые
особенно важны для понимания смысла текста. Затем выделяют паузы.
Несколько человек читают отрывок, а класс следит за
выразительностью чтения. Дальнейшая работа проводится на
предметном кружке. Здесь учащиеся записывают несколько правил
чтения знаков препинания:
1. Запятая
требует повышения тона на ближайшем к ней логически ударяемом
слове. После всякой запятой следует сделать
паузу.
2. Точка с
запятой требует некоторого понижения голоса. Пауза после нее почти
всегда двойная.
3. На точке
всегда происходит глубокое понижение голоса с последующей двойной
паузой.
4.
Вопросительное предложение читается с значительным повышением тона
на логически ударяемом слове, чаще всего в конце
предложения.
5.
Восклицательное предложение всегда требует особенно сильного
выделения слов голосом.
6. На
двоеточии всегда происходит понижение
интонации.
7. Многоточие
читается как точка с тройной
паузой.
8.Слова,
которые заключены с обеих сторон в скобки или тире, читаются
пониженным тоном.
Работа над
выразительным чтением очень нравится учащимся национальной школы.
Начав ее с небольших прозаических отрывков, они без затруднения
разбирают детские стихи об осени, о весне и т.
п.
Надо постараться сочетать приемы выразительного
чтения с торжественностью, помогающей отрешиться от повседневного,
чтобы сосредоточить внимание на читаемом. Чтение в классе требует
полного внимания учеников, что является первым и главным условием
понимания читаемого.
Правильное обучение выразительному чтению
является одним из путей воспитания коммунистического
мировоззрения. Оно помогает ученику почувствовать, что литература
прекрасна. И у него появляется желание читать выразительно
наиболее взволновавшие художественные произведения, пережить
радость творчества. Все это приводит к развитию у детей
эстетических и нравственных чувств, обогащению их устной
речи.