Материалдар / Доклад "Выразительное чтение"

Доклад "Выразительное чтение"

Материал туралы қысқаша түсінік
Материал предназначен для работы учителей русского языка и литературы в казахских классах. Помогает учителям находить подходы в выразительной речи. Способствует научить казахских детей не только свободно говорить и писать по-русски, но и выразительно читать, ведь те ученики, которые умеют это делать, лучше владеют и разговорной речью.Материал предназначен для работы учителей русского языка и литературы в казахских классах. Помогает учителям находить подходы в выразительной речи. Способствует научить казахских детей не только свободно говорить и писать по-русски, но и выразительно читать, ведь те ученики, которые умеют это делать, лучше владеют и разговорной речью.
Авторы:
Автор материалды ақылы түрде жариялады. Сатылымнан түскен қаражат авторға автоматты түрде аударылады. Толығырақ
30 Қаңтар 2018
360
0 рет жүктелген
770 ₸
Бүгін алсаңыз
+39 бонус
беріледі
Бұл не?
Бүгін алсаңыз +39 бонус беріледі Бұл не?
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Выразительное чтение Долг учителя-словесника — научить казахских детей не только свободно говорить и писать по-русски, но и выразительно читать. Те ученики, которые умеют это делать, лучше владеют и разговорной речью. К сожалению, не у всех детей одинаковый уровень развития. Поэтому приходится наверстывать упущенное. Некоторые учителя считают, что в старших классах не до привития навыков выразительного чтения: эта работа должна быть завершена в начальном и среднем звеньях. Такое суждение мне кажется ошибочным. Правильно, осмысленно и эмоционально прочитать художественное произведение могут не все учащиеся, а это обедняет восприятие. Вот почему я постоянно забочусь о развитии навыков выразительного чтения.Приучаю детей процесс подготовки к чтению того или иного произведения делить на три этапа:1. Понимание произведения, над которым им придется работать. При этом обращаю особое внимание на жанровые особенности читаемого текста, на конкретные образы.2. Специальная обработка текста: разделение его на части, постановка в каждой части логических ударений.3. Тренировка в чтении. Сначала стихотворения, басни и сказки читаю я сама. Затем для чтения вызываю сильных, а за ними слабых ребят. Ошибки исправляет весь класс.Достаточно громкая и отчетливая речь — одно из первых условий выразительного чтения. Речь наша делится на так называемые речевые звенья, т. е. па разделяемые паузами небольшие отрезки, в которых слова связаны между собой по смыслу. В каждом таком звене выделяют голосом наиболее значительное слово. Это и есть логическое ударение. Как его ставить, показываю на пословицах или стихотворных строчках, где оно особенно ясно выражено:На языке мед, а на сердце лед. Не спеши языкомторопись делом. С кем поведешься, от того и наберешься. Знаки препинания не всегда разделяют речевые звенья или сопутствуют паузам, потому что ограниченное количество пунктуационных обозначений не может отразить многообразия и богатства речевых оттенков. Часто не бывает знаков между речевыми звеньями, и нередко паузы не обозначаются пунктуацией.А Дарья стояла и стылаВ своем заколдованном сне. Глубокая пауза между «стояла и стыла» обозначает скорбную минуту перехода от жизни к смерти. Значение логических ударений и пауз учащиеся особенно ясно различают в диалогической форме речи. И я уделяю много внимания обучению их навыкам правильного ведения диалога. Эта работа занимает на уроке пять—десять минут. Пока одна пара ведет беседу, класс внимательно следит за правильностью оформления реплик, употребления слов и словосочетаний, а один из учащихся в это гемя выполняет задание у доски: выписывает слова или словосочетания, расставляет цветным мелком ударения. Проводя словарную работу, я ставлю цель не только пополнить словарный запас учащихся, но и закрепить усвоенные слова в их речи.Знакомя ребят со значением нового слова, выделяю его, показываю произношение, привожу примеры употребления в устной речи.Отдать — отдал, отдала, отдало, отдали.Отнять — отнял, отняла, отняло, отняли.Отпереть — отпер, отперла, отперло, отперли.Плыть — плыл, плыла, плыло, плыли.Подать — подал, подала, подало, подали. Сообща выясняем правильность ударения в этих словах. Только после этого дети читают их хором.В тетрадях по культуре речи учащиеся заводят специальный раздел «Запомни, как произносить эти слова». Сюда они записывают слова, в которых часто встречаются ошибки на ударение. Следующая моя задача—научить выразительно читать предложения целиком, соблюдая интонацию и правильно ставя логические ударения, увязывая это чтение с повторением и изучением синтаксиса. Такая работа способствует повышению синтаксической грамотности учеников. Приступая к выразительному чтению, ребята прежде всего усваивают, как «звучат» знаки препинания, какова их грамматическая и экспрессивно-стилистическая роль. Понять это помогает интонационный анализ предложений. Для этого беру обычно два отрывка, начиненных синтаксическими конструкциями — прозаический и поэтический. С учащимися в классе провожу работу такого характера. Дети заранее знакомятся со знаками, которые обозначают паузы; короткую (/) —на запятых, и на конце речевых тактов; двойную (//) — на точке с запятой, тире, точке; долгую (///) — на многоточии, абзаце, на месте разрыва предложений. Каждый ученик дома переписывает определенный текст в рабочую тетрадь, а в классе, на перемене, дежурный такой же текст пишет на доске. На одном из этапов урока провожу работу по выразительному чтению. Учащиеся в тетрадях специальным знаком обозначают логическое ударение на тех словах, которые особенно важны для понимания смысла текста. Затем выделяют паузы. Несколько человек читают отрывок, а класс следит за выразительностью чтения. Дальнейшая работа проводится на предметном кружке. Здесь учащиеся записывают несколько правил чтения знаков препинания:1. Запятая требует повышения тона на ближайшем к ней логически ударяемом слове. После всякой запятой следует сделать паузу.2. Точка с запятой требует некоторого понижения голоса. Пауза после нее почти всегда двойная.3. На точке всегда происходит глубокое понижение голоса с последующей двойной паузой.4. Вопросительное предложение читается с значительным повышением тона на логически ударяемом слове, чаще всего в конце предложения.5. Восклицательное предложение всегда требует особенно сильного выделения слов голосом.6. На двоеточии всегда происходит понижение интонации.7. Многоточие читается как точка с тройной паузой.8.Слова, которые заключены с обеих сторон в скобки или тире, читаются пониженным тоном.Работа над выразительным чтением очень нравится учащимся национальной школы. Начав ее с небольших прозаических отрывков, они без затруднения разбирают детские стихи об осени, о весне и т. п. Надо постараться сочетать приемы выразительного чтения с торжественностью, помогающей отрешиться от повседневного, чтобы сосредоточить внимание на читаемом. Чтение в классе требует полного внимания учеников, что является первым и главным условием понимания читаемого. Правильное обучение выразительному чтению является одним из путей воспитания коммунистического мировоззрения. Оно помогает ученику почувствовать, что литература прекрасна. И у него появляется желание читать выразительно наиболее взволновавшие художественные произведения, пережить радость творчества. Все это приводит к развитию у детей эстетических и нравственных чувств, обогащению их устной речи.
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Осы аптаның ең үздік материалдары
Педагогтардың біліктілігін арттыру курстары
Аттестацияда (ПББ) 100% келетін
тақырыптармен дайындаймыз
Аттестацияда (ПББ) келетін тақырыптар бойынша жасалған тесттермен дайындалып, бізбен бірге тестілеуден оңай өтесіз
Өткен жылы бізбен дайындалған ұстаздар 50/50 жинап рекорд жасады
Толығырақ