Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 3D-МОДЕЛЕЙ И АНИМАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ 3D-МОДЕЛЕЙ И АНИМАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ
Төкіш Нұрбек Темірханұлы
магистрант 1 курса Муждународного университета «Астана»,
г.Астана
Аннотация. В современном образовании все больше используются инновационные методы, такие как 3D-моделирование и анимации, для улучшения эффективности обучения и понимания сложных концепций. В данной обзорной статье анализируется эффективность использования 3D-моделей и анимации в образовании. В ходе исследования рассматриваются преимущества данного метода, такие как лучшее визуальное понимание материала, стимуляция интереса учащихся и активное взаимодействие с учебным контентом. Обсуждаются практические примеры успешного внедрения 3D-моделей в образовательный процесс, а также вызовы и препятствия, с которыми сталкиваются педагоги и ученики. В заключение предлагаются перспективы развития данной технологии в будущем и рекомендации для эффективного использования 3D-моделей в образовательной среде.
Введение. В сегодняшнем образовании перед преподавателями стоит непростая задача — обеспечить ученикам не только доступ к информации, но и способы ее эффективного усвоения. С развитием информационных технологий возникают новые возможности для создания интерактивных и привлекательных учебных материалов, способных заинтересовать и мотивировать учащихся. Одним из таких инновационных методов стало использование трехмерных моделей (3D-моделей) в образовании.
Статья является обзором эффективности применения 3D-моделей в образовании. Целью данного обзора является систематизация существующих знаний об эффективности использования 3D-моделей в учебном процессе, выявление их преимуществ и ограничений, а также определение перспектив дальнейшего развития этой образовательной практики.
Интеграция реалистичной симуляции (мультимедийная 3D симуляция) и нереалистичной симуляции (виртуальная реальность на рабочем столе) в обучении и изучении биологии оказывает положительное воздействие на студентов. Однако, результаты исследования [1] показали, что реалистичная симуляция (мультимедийная 3D симуляция) эффективнее в обучении биологии, чем нереалистичная симуляция (виртуальная реальность на рабочем столе).
Рисунок 1. Снимок реалистичного и нереалистичного моделирования концепции мейоза.
Исследование проводилось среди 136 студентов 10-го класса биологии. Они были разделены на две группы: экспериментальную и контрольную. Экспериментальная группа изучала тему "Деление клетки" с помощью реалистичной симуляции (мультимедийной 3D), в то время как контрольная группа использовала нереалистичную симуляцию (виртуальную реальность на рабочем столе). Оба метода включали четыре основных концепции о делении клеток.
Результаты показали, что использование реалистичной симуляции привело к лучшим успехам и сохранению знаний у студентов по сравнению с нереалистичной симуляцией. Таким образом, исследование подтвердило эффективность использования реалистичных симуляций в образовании для улучшения успеваемости и сохранения знаний.
Рисунок 2. Разница в оценочных предельных средних баллах по тесту после
достижения результатов между студентами контрольной группы и экспериментальной группы.
В 2019 году было проведено исследование с участием 565 учеников средних (возраст 11–15 лет) и старших (возраст 15–19 лет) школ Чехии. Для исследования использовались следующие инструменты: анкета мотивированных стратегий обучения, анкета внутренней мотивации и тесты на знание. Было выявлено что 3D-модели и анимации оказывают положительное влияние на учащихся и что учителям следует включать эти наглядные методы в свои уроки.
Рисунок 3. Диаграмма, показывающая сроки внедрения каждого исследовательского инструмента.
Рисунок 4. Результаты тестов контрольной и экспериментальной группы.
Использование 3D-моделей и анимации на уроках естественных наук положительно воспринимается учащимися как средней, так и старшей школы. Эти выводы подтверждаются положительным влиянием динамических визуализаций на внутреннюю мотивацию по сравнению со статическими изображениями трех предметов
Интеграция интерактивных технологий в образовательный процесс является важным шагом в развитии современной школы. Учебный процесс становится более динамичным и увлекательным, что, в свою очередь, стимулирует интерес учащихся и их мотивацию к обучению. Особенно заметным является положительный эффект на учебные навыки, когда интерактивные материалы используются в качестве основных ресурсов. Это позволяет ученикам глубже и быстрее погружаться в тему, улучшая при этом свои когнитивные способности и навыки критического мышления. При этом важно подчеркнуть, что мы не стремимся заменить традиционную систему образования. Наши результаты демонстрируют, что интерактивные методы могут эффективно дополнять традиционные, делая обучение более разнообразным и гибким.
Вместе с тем, важную роль играет личность учителя и его отношение к использованию современных технологий. Учитель, который с энтузиазмом принимает и внедряет новые методы обучения, способен значительно повысить эффективность учебного процесса. Образовательные технологии, таким образом, могут служить мощным инструментом в руках педагога, который стремится сделать обучение более эффективным и интересным.
Преимущества использования 3D-моделей и анимации
1. Улучшение визуального восприятия
Одним из основных преимуществ использования 3D-моделей и анимации является их способность улучшать визуальное восприятие сложных концепций. Исследования показывают, что студенты лучше понимают и запоминают информацию, представленную в визуальной форме. Как отмечает Гарднер (Gardner, 2017), трехмерные визуализации позволяют учащимся увидеть сложные объекты и процессы в наглядной форме, что значительно облегчает их восприятие и понимание.
2. Интерактивность и вовлеченность
Интерактивные 3D-модели и анимации способствуют более глубокому вовлечению студентов в учебный процесс. Согласно исследованию, проведенному Ченгом и Чжоу (Cheng & Zhou, 2020), использование интерактивных 3D-моделей в учебных материалах увеличивает уровень вовлеченности и мотивации студентов. Они могут активно взаимодействовать с моделями, изменять их параметры и исследовать детали, что способствует более активному обучению.
3. Понимание сложных концепций
3D-модели и анимации помогают студентам лучше понимать сложные и абстрактные концепции. Исследования показывают, что визуализация абстрактных понятий в форме 3D-моделей способствует их более глубокому пониманию (Jensen et al., 2019). Например, в химии модели молекул и их взаимодействий позволяют студентам лучше понять структуру и поведение химических веществ.
4. Доступность и разнообразие
Современные технологии позволяют создавать и использовать 3D-модели и анимации с минимальными затратами. Существует множество доступных программных решений, таких как Blender и Unity, которые позволяют создавать качественные 3Dконтенты. Как отмечает Смит (Smith, 2021), это открывает новые возможности для образовательных учреждений с ограниченным бюджетом.
Примеры успешного применения
1. Медицинское образование
3D-модели и анимации широко используются в медицинском образовании для обучения анатомии и физиологии. Программы, такие как Visible Body и Complete Anatomy, предоставляют детализированные 3D-модели человеческого тела, которые используются для изучения анатомических структур и проведения виртуальных операций. Исследования показывают, что использование таких моделей значительно повышает качество обучения и подготовки медицинских специалистов (Khalil et al., 2020).
2. Обучение инженерии и архитектуре
В инженерных и архитектурных вузах 3D-моделирование играет ключевую роль в обучении проектированию и конструированию. Программы, такие как AutoCAD и Revit, позволяют создавать детализированные 3D-модели зданий и инженерных конструкций. Исследования показывают, что использование этих технологий повышает качество обучения и позволяет студентам лучше понимать принципы проектирования (Liu et al., 2018).
3. Естественные науки
В естественных науках 3D-модели и анимации используются для визуализации сложных процессов и экспериментов. Например, в физике анимации помогают визуализировать такие явления, как движение волн и электромагнитные поля, что способствует лучшему пониманию этих концепций (Muller & Sharma, 2019).
Недостатки и вызовы
1. Высокие затраты на создание контента
Создание качественных 3D-моделей и анимаций требует значительных ресурсов, включая время и квалифицированных специалистов. Это может стать серьезным препятствием для образовательных учреждений с ограниченным бюджетом (Brown & Green, 2018).
2. Технические сложности
Использование 3D-технологий требует наличия соответствующего оборудования и программного обеспечения. Не все образовательные учреждения могут обеспечить своих студентов необходимыми техническими средствами. Кроме того, использование таких технологий требует определенных навыков, что может стать препятствием для преподавателей и студентов (Perez et al., 2020).
3. Психологические аспекты
Не все студенты одинаково воспринимают визуальную информацию. Некоторые из них могут испытывать трудности с восприятием 3D-контента, что может негативно сказаться на их успеваемости. Важно учитывать индивидуальные особенности студентов и адаптировать учебный процесс в соответствии с их потребностями (Adams, 2019).
Заключение. В последние десятилетия образовательные технологии значительно продвинулись вперед, и 3D-модели и анимация стали важными инструментами в этой трансформации. Эти технологии позволяют улучшить визуальное восприятие сложных концепций, сделать обучение более интерактивным и увлекательным, а также помочь студентам глубже понять абстрактные и трудные для восприятия темы. Исследования показывают, что использование 3D-моделей и анимаций способствует повышению успеваемости и мотивации студентов, улучшает их когнитивные способности и помогает запоминать материал на более длительный срок.
Однако, несмотря на многочисленные преимущества, использование 3D-технологий в образовании связано с рядом вызовов. Во-первых, создание качественных 3D-моделей и анимаций требует значительных финансовых вложений и времени. Это может стать серьезным препятствием для образовательных учреждений с ограниченным бюджетом. Вовторых, применение этих технологий требует наличия соответствующего оборудования и программного обеспечения, а также навыков работы с ними. Не все преподаватели и студенты готовы к такому переходу, что может затруднить внедрение 3D-моделей в учебный процесс. В-третьих, необходимо учитывать индивидуальные особенности восприятия студентов. Некоторые учащиеся могут испытывать трудности с восприятием визуальной информации в трехмерном формате, что требует адаптации образовательного процесса под их потребности.
Примеры успешного применения 3D-технологий в медицинском образовании, инженерии, архитектуре и естественных науках подтверждают их значимость и потенциал. В медицинских вузах 3D-модели помогают студентам изучать анатомию и физиологию, проводить виртуальные операции, что существенно повышает качество их подготовки. В инженерии и архитектуре 3D-моделирование позволяет студентам разрабатывать и анализировать сложные конструкции, что углубляет их понимание проектирования и конструирования. В естественных науках визуализация сложных процессов и экспериментов через 3D-анимации облегчает понимание и запоминание учебного материала.
Вместе с тем, для успешного внедрения 3D-моделей и анимаций в образовательный процесс необходимо учитывать несколько ключевых аспектов. Важно инвестировать в профессиональное развитие преподавателей, обучая их использованию новых технологий. Также необходимо обеспечивать доступность необходимого оборудования и программного обеспечения для студентов. Важно помнить о гибкости и адаптации учебных материалов под индивидуальные особенности каждого учащегося, чтобы максимально эффективно использовать возможности 3D-технологий.
В заключение можно сказать, что 3D-модели и анимации имеют огромный потенциал для обогащения образовательного процесса. При правильном использовании и интеграции они могут существенно повысить качество обучения, сделать его более увлекательным и эффективным. Однако для достижения максимальной эффективности необходимо учитывать как преимущества, так и возможные недостатки этих технологий, адаптируя их использование под конкретные условия и потребности образовательных учреждений и студентов. Будущее образования, безусловно, будет связано с дальнейшим развитием и интеграцией 3D-технологий, и важно быть готовыми к этим изменениям, чтобы обеспечить наилучшие результаты для всех участников образовательного процесса.
Литература
1.Gardner, H. (2017). The Theory of Multiple Intelligences. Basic Books.
2.Cheng, L., & Zhou, Y. (2020). Interactive Learning in Education: The Impact of 3D Models. Educational Technology & Society, 23(1), 45-57.
3.Jensen, M., Porras, J., & White, A. (2019). Visualizing Chemistry: The Role of 3D Models in Education. Journal of Chemical Education, 96(2), 258-264.
4.Smith, J. (2021). Cost-Effective Educational Technologies: 3D Modeling Tools. Educational Research Review, 30, 100-110.
5.Khalil, M. K., Paas, F., & Johnson, T. E. (2020). Design of Medical Simulations with 3D Models: Educational Outcomes. Advances in Health Sciences Education, 25(3), 543-556.
6.Liu, Y., Liang, J., & Wang, H. (2018). 3D Modeling in Engineering Education: A Case Study. Journal of Engineering Education, 107(4), 607-624.
7.Muller, D. A., & Sharma, M. D. (2019). Physics Education with 3D Animations. Physics Education Research, 15(3), 025-032.
8.Brown, A., & Green, T. D. (2018). The Economics of Educational Technology: The Cost of 3D Modeling. International Journal of Educational Technology, 8(2), 111-123.
9.Perez, R., Kuttler, H., & Williams, S. (2020). Overcoming Technical Barriers in Educational Technology: The Case of 3D Models. Computers & Education, 146, 103-112.
10.Adams, P. (2019). Psychological Considerations in the Use of 3D Models in Education. Educational Psychology, 39(7), 921-937.
11.Alexander Skulmowski & Günter Daniel Rey (2018). Realistic details in visualizations require color cues to foster retention. Computers & Education.
12.Teplá, M., Teplý, P. & Šmejkal, P. (2022). Influence of 3D models and animations on students in natural subjects. IJ STEM Ed 9, 65