Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Экспериментальная площадка « Научный проект- современный подход в изучении предмета»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Акмолинская область
Жаксынский район
КГУ « Запорожская средняя школа»
Экспериментальная площадка
« Научный проект- современный подход в изучении предмета»
Подготовила: учитель технологии
Запорожской средней школы
Жакенова Ботагоз Алиевна
Августовская конференция
Жаксы
2017г
Слайд 1: Экспериментальная площадка « Научный проект- современный подход в изучении предмета».
Слайд 2:
Не существует сколько-нибудь
достоверных
тестов на одаренность, кроме тех, которые
проявляются в результате активного участия
хотя бы в самой маленькой поисковой
исследовательской работе.
А.Н.Колмогоров
Основная часть
Современная школа живет и развивается в динамично изменяющемся мире, который предъявляет к ней все возрастающие требования. Одним из важнейших критериев педагогического мастерства считается результативность работы учителя, которая проявляется в стопроцентной успеваемости школьников и таком же их интересе к предмету.
Слайд 3 Возникает вопрос, каким образом повысить учебную мотивацию к предмету?
Одним из методов повышения интереса является вовлеченность учащихся в научно- исследовательскую работу.
Слайд 4 Ценность исследовательской деятельности:
Данный вид деятельности часто называют научно-исследовательской, но она имеет ряд отличий от научных исследований. Главной целью в науке является получение объективно нового результата, который не был известен ранее. А в учебном исследовании главным является получение учащимся субъективно новых знаний, т. е. являющихся новыми и личностно значимыми лично для него. Учебные исследовательские задачи должны представлять собой объект для анализа, посильного учащимся.
Вовлеченность ученика в исследовательскую деятельность, способствует развитию удовлетворенности собой и своим результатом, обеспечивает переживание осмысленности, значимости происходящего, является основой для его дальнейшего самосовершенствования и самореализации.
Одна из задач моей работы – применение знаний, полученных на уроке на практике.
Слайд 5 В отличие от олимпиад исследовательская деятельность учащихся имеет ряд важных особенностей:
Исследовательской деятельностью могут успешно заниматься не только отличники (а может быть, даже и совсем не они): ученик выбирает тему, вызывающую у него наибольший интерес, и с увлечением тратит на нее свое свободное время.
Слайд 6 Проектно – исследовательскую деятельность можно организовать на трех уровнях: школьном, учебно-исследовательском и научно-исследовательском.
Первый уровень позволяет привлечь достаточное количество учащихся, но тематика при этом довольно простая (отвечающая интересам автора работы), а работа представляет собой просто поиск информации по первоисточникам.
Второй уровень обязательно требует помимо умения работать с первоисточниками также проведения экспериментов, накопления данных для построения таблиц, графиков, диаграмм.
Третий уровень требует не только практической значимости выбранной темы, но и новизны в ее разработке, т.е. своих логических умозаключений, собственных предложений по проведению эксперимента, трактовке его результатов и т.п.
Слайд 7 Исследовательская деятельность включает:
1. Мотивирующие факторы исследовательского поведения (поисковая активность)
2. Механизм его осуществления (мышление)
3. Анализ полученных результатов
4. Моделирование и реализация своих будущих действий
5. Коррекция деятельности.
Проблемы исследовательской деятельности:
-
Выбор темы
-
Учащимся сложно самостоятельно поставить проблему, а значит определить цели и путь исследования, выбрать необходимые методы
-
Применять имеющиеся умения анализировать текст
-
Разобраться в большом количестве информации
-
Проанализировать полученные результаты, сделать выводы
-
Даже когда все препятствия преодолены, учащийся может неудачно защитить работу
-
Не стоит забывать, что ученики загружены учебной программой и возникает элементарный недостаток свободного времени
-
Страх перед новым видом деятельности, неудачами и недостижением поставленных целей.
Слайд 8 В последние годы, в рамках модернизации образования, одной из главных задач является вооружение учащихся умениями и навыками самостоятельно добывать знания, развитие их познавательной самостоятельности и активности.
Организация научно – исследовательской деятельности школьников и приобщение учащихся к научно – исследовательской деятельности является одним из наиболее важных путей решения указанной выше задачи. Обучение приёмам научно – исследовательской деятельности способствует развитию творческого склада мышления, творческого подхода к явлениям действительности, формированию умений давать объективную оценку этим явлениям и способности ориентироваться в дополнительных источниках знаний и ресурсов.
Отсюда чрезвычайно важно показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребёнка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые ещё предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания иногда из разных областей, получить реальный и ощутимый результат.
Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.
В его основу положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практической или теоретически значимой проблемы. Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Внутренний результат – опыт деятельности – становится бесценным достоянием учащихся, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.
Проект рассматривается как эффективный способ развивающего и проблемного обучения. Данный вид деятельности многофункционален в большей степени, чем многие другие. Проектная деятельность наглядно демонстрирует возможности моно- и полипредметного, индивидуального и группового (разнообразных образовательных маршрутов) проектов. Предполагает широкое разнообразие тем, предусматривает не только исследовательский компонент изучаемой проблемы, но и активное использование ИКТ компетентности учащихся.
Слайд 9 Мое сотрудничество с учащимися во время реализации ими проектов можно представить следующей структурой деятельности.
Ученик |
Учитель |
Определяет цель деятельности |
Помогаю определить цель деятельности |
Открывает новые знания |
Рекомендую источники получения информации |
Экспериментирует |
Раскрываю возможные формы работы |
Выбирает пути решения |
Содействую прогнозированию результатов |
Активен |
Создаю условия для активности школьника |
Субъект обучения |
Партнер ученика |
Несет ответственность за свою деятельность |
Помогаю оценить полученный результат |
Слайд 10 Исследовательские проекты имеют структуру, приближенную к подлинным научным исследованиям. Они предполагают аргументацию актуальности темы, определения проблемы, предмета, объекта, цели и задач исследования. Обязательно выдвижение гипотезы исследования, обозначения метода исследования и проведения эксперимента. Приложение 1
Слайд 11 Обобщая приведённые примеры, можно сформулировать результативность исследовательской деятельности школьников.
Критерий |
Показатели |
Способ отслеживания |
Развитие коммуникативных умений и навыков |
1.Учащийся грамотно, последовательно, лаконично, доказательно выражает свои мысли. 2. Способен проявить толерантность в обсуждении проблемы, его аргументы доказательны, ссылается на конкретные факты и источники информации. |
– наблюдение за учащимися в ходе дискуссий на различные темы – Выступление учащихся в массовых мероприятиях: конференциях, конкурсах и т.д. |
Стабильное качество знаний по предмету |
Стопроцентное выполнение лабораторных и творческих работ учащимися |
Анализ рабочих программ, планов, журналов |
Уровень достижений учащихся |
1.Активное участие в конкурсах исследовательских работ и проектов 2.Наличие победителей и призеров |
- грамоты - дипломы -сертификаты |
Слайд 12
Практическая часть : «Современный подход в изучении предмета»
«Как это важно - раскрыть в ребёнке его способности,
чтобы он нашёл путь к себе,
поверил в собственные силы, свое предназначение!
Чтобы доброта и любовь шли от сердца к сердцу,
создавая в мире ауру любви и милосердия»
С.А.Назарбаева.
Еще работая молодым специалистом я поняла в трудовом обучении нельзя быть автократом и сдерживать инициативу учащихся, нужно идти навстречу детям и предоставлять больше возможностей для выбора вида трудовой деятельности предлагать более широкий спектр работ на уроках труда, поощрять инициативу.
Свою работу я планирую так, чтобы помочь ученику максимально развить в себе способность к самостоятельному мышлению, а значит, - к творчеству.
Из этого я сделала вывод: необходимо свои уроки технологии выстроить так, чтобы каждый ребенок почувствовал себя гением, смог реализоваться как творческая личность.
Цель моей работы: Раскрытие творческого потенциала ребенка, развитие его творческих способностей путем вовлечения в творческую деятельность на уроках технологии.
Задачи:
- подобрать комплекс упражнений и заданий для вовлечения детей в творческую деятельность;
- разработать и апробировать конспекты уроков технологии, используя различные приемы и методы для развития творческих способностей учащихся;
- использовать данные виды заданий на разных этапах урока;
- способствовать повышению интереса к урокам технологии.
При формировании способностей важную роль играют как наследственность и среда, так и воспитание. Причем воспитание оказывает большее влияние на формирование личности ребенка. И воспитание в трудовой деятельности занимает особое место.
На моих уроках у детей есть большие возможности проявить творчество. Кроме того учащиеся проявляют творчество в тех видах деятельности, которые для них приемлемее, предпочтительнее.
В своей деятельности я выбираю различные пути для развития творчества: это может быть коллективные и индивидуальные работы, учащиеся высказывают свои идеи, каждый старается предложить свой вариант. С другой стороны это может быть серия уроков: на первых уроках – это мое творчество, т. е. я учу, что и как делать по принципу «делай как я»; на втором уроке может быть выполнена та же работа, но с изменениями, где учащиеся проявляют свою самодеятельность. И результатом своих работ являются их достижения в районных, областных и республиканских конкурсах.
Как говорил, выдающийся психолог Л.С. Выготский утверждал: «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, завтра он способен выполнить самостоятельно…» Основываясь на этом утверждении, можно с уверенностью сказать, что проектная и научно-исследовательская деятельность определяет развитие завтрашнего дня.
Ознакомившись с положением о написании научных проектов, я решила повысить интерес учащихся к предмету технология, через вовлечение учащихся в научно- исследовательскую работу, а также повысить результативность работы педагогического мастерства.
Слайд 13 Перед тем, как начать писать научную работу у меня возникли вопросы: Как вовлечь учащихся в научно- исследовательскую работу? С кем работать ? Кто сможет работать над проектом? Кто добьется цели в своей работе? и т.д.
И здесь мне помогли тесты: «Определение уровня творческого потенциала учащихся», «Незаконченный рисунок» ( приложение 2,3)
На основании результатов проведенного анкетирования было выяснено, что среди учащихся 5-7 класса только у трех девочек есть способности писать научно-исследовательские проекты : Жакенова Айым ,Тогаева Салтанат и Пеленева Юля.
№ |
Ф.И уч-цы |
класс |
год защиты проекта |
тема проекта |
Результат |
|
школьный конкурс |
районный конкурс |
|||||
1 |
Пеленева Юля |
5 |
2015 |
«Искусство Оригами » |
активное участие |
- |
2 |
Тогаева Салтанат |
7 |
2016 |
«Қазақ ұлттық киімдері» |
Номинация «Үздік мазмұн» |
- |
3 |
Жакенова Айым |
6 |
2017 |
«Матаның ұсақ қиындыларын тиімді қолдану жолдары» |
1 место |
номинация « Жас ғылым» |
ВЫВОД: На основании своего опыта хочу отметить следующие положительные стороны проектного образования:
-
Углубление знаний учащихся по предмету;
-
Выявление способностей ученика;
-
Развитие интереса к науке, умение работать с литературой; умение ставить эксперимент, проводить наблюдения, выступать с докладами.
В настоящее время современная школа должна обеспечить функциональную грамотность и социальную адаптацию обучающихся на основе приобретения ими компетентного опыта в сфере учения, познания, личностного развития, ценностных ориентаций и смыслотворчества.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Требования к содержанию научной работы.
Структура |
Требования к содержанию |
Титульный лист |
Содержит: наименование учебного заведения, где выполнена работа; фамилию, имя и отчество автора; тему научной работы; фамилию, имя и отчество научного руководителя; город и год. |
Оглавление |
Включает: наименование всех глав, разделов с указанием номеров страниц, на которых размещается материал. |
Введение (вступление) (рекомендуемый объём до двух страниц) |
Содержит: оценку современного состояния решаемой проблемы; обоснование необходимости проведения работы. |
Основная часть (не более 10 страниц) |
Состоит из глав (разделов), в которых содержится материал по конкретно исследуемой теме. Автор работы должен делать ссылки на авторов и источник, из которого он заимствует материалы. |
Заключение (выводы) |
Краткие выводы по результатам выполненной работы должны состоять из нескольких пунктов, подводящих итог выполненной работы. |
Список литературы |
Должен содержать перечень источников, использованных при написании работы (в алфавитном порядке). |
-
к работе должен быть приложен отзыв научного руководителя.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Тест: «Определение уровня творческого потенциала учащихся».
Цель: оценить уровень творческого потенциала и принимать нестандартные решения.
Время проведения - 20 минут.
Ф.И.О.: _________________________________________________________
Класс: ___________
Инструкция: Выберите один из предложенных вариантов поведения в приведённых ситуациях.
Вопросы для ответов:
1. Считаешь ли ты, что окружающий мир может быть улучшен:
а) да;
б) нет, он и так достаточно хорош;
в) да, но только кое в чем.
2. Думаешь ли ты, что сам можешь участвовать в изменениях окружающего мира:
а) да, в большинстве случаев;
б) нет;
в) да, в некоторых случаях.
3. Считаешь ли ты, что твои идеи принесли бы значительную пользу в той сфере деятельности, в которой ты планируешь работать:
а) да;
б) да, при благоприятных обстоятельствах;
в) лишь в некоторой степени.
4. Считаешь ли ты, что в будущем будешь полезен обществу:
а) да, наверняка;
б) это маловероятно;
в) возможно.
5. Когда ты решаешь что-либо сделать, то составляешь какой-нибудь план своих действий:
а) да;
б) часто думаешь, что не сумеешь;
в) да, часто.
6. Испытываешь ли ты желание заняться делом, которое абсолютно не знаешь:
а) да, неизвестное тебя привлекает;
б) неизвестное тебя не интересует;
в) смотря какое дело.
7. Тебе приходится заниматься незнакомым делом. Испытываешь ли ты желание добиться в нем совершенства:
а) да;
б) удовлетворяюсь тем, чего успел добиться;
в) да, но только если тебе это нравится.
8. Если дело, которое ты не знаешь, тебе нравится, хочешь ли ты знать о нем все:
а) да;
б) нет, ты хочешь научиться только самому основному;
в) нет, ты хочешь только удовлетворить свое любопытство.
9. Когда ты терпишь неудачу, то:
а) какое-то время упорствуешь, вопреки здравому смыслу;
б) махнешь рукой на эту затею, так как понимаешь, что, она нереальна;
в) продолжаешь делать свое дело, даже когда становится очевидно, что препятствия непреодолимы.
10. По-твоему, профессию надо выбирать, исходя из:
а) своих возможностей, дальнейших перспектив для себя;
б) стабильности, значимости, профессии, потребности в ней;
в) преимуществ, которые она обеспечит.
11. Путешествуя, ты легко мог бы ориентироваться на маршруте, по которому уже прошел?
а) да;
б) нет, боюсь сбиться с пути;
в) да, но только там, где местность мне понравилась и запомнилась.
12. Сразу же после какой-то беседы сможешь ли ты вспомнить все, что говорилось:
а) да, без труда;
б) всего вспомнить не могу;
в) запоминаю только то, что меня интересует.
13. Когда ты слышишь слово на незнакомом тебе языке, то можешь повторить его по слогам, без ошибки, даже не зная его значения:
а) да, без затруднений;
б) да, если это слово легко запомнить;
в) повторю, но не совсем правильно.
14. В свободное время ты предпочитаешь:
а) оставаться наедине, поразмыслить;
б) находиться в компании;
в) тебе безразлично, будешь ли ты один или в компании.
15. Ты занимаешься каким-то делом. Решаешь прекратить это занятие только когда:
а) дело закончено и кажется тебе отлично выполненным;
б) ты более-менее доволен;
в) тебе еще не все удалось сделать.
16. Когда ты один:
а) любишь мечтать о каких-то, даже, может быть, абстрактных вещах;
б) любой ценой пытаешься найти себе конкретное занятие;
в) иногда любишь помечтать, но о вещах, которые связаны с твоими делами.
17. Когда какая-то идея захватывает тебя, то ты станешь думать о ней:
а) независимо от того, где и с кем ты находишься;
б) ты можешь делать это только наедине;
в) только там, где будет не слишком шумно.
18. Когда ты отстаиваешь какую-то идею:
а) можешь отказаться от нее, если выслушаешь убедительные аргументы оппонентов;
б) останешься при своем мнении;
в) изменишь свое мнение, если сопротивление окажется слишком сильным.
Ключ к тестовому заданию: Подсчитайте очки, которые вы набрали, таким образом:
-
за ответ «а» — 3 очка;
-
за ответ «б» — 1 очка;
-
за ответ «в» — 2 очка
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Тест: «Незаконченный рисунок».
Цель теста: исследовать творческие способности.
Задача: проанализировать исследование творческих способностей учащихся (мышление, беглость, точность, воображение и оригинальность).
Время проведения - 30 минут.
Материал: 1) Лист бумаги с изображением 10 набросками, простой или черный карандаш.
Инструкция: Из каждого наброска изобразить с помощью дополнительных элементов различные образы.
Оценка результатов:
При полученние данных, обращается внимание на беглость, гибкость и оригинальность полученных ответов. Беглость связывается с общим количеством ответов. Максимальное количество баллов – 3, минимальное – 0.
Гибкость оценивают по количеству используемых категорий в содержании рисунков. Отказ – 0, максимальное – 3 балла. Оригинальность разных категорий оценивается по баллам: 1 – звери, пища, транспорт; 2 – игрушки, человек; 3 – герой сказок, одежда, птицы, растения; 4 – мебель, рыба; 5 – насекомые, техника; 6 – предметы туалета, светильники, музыкальные инструменты, пастельные принадлежности.
Характер рисунка должен составлять воспроизведение тождественного контура рядом с основным, прикрепление к бумаге без названия рисунка и дорисовывания.
Дорисовываные картинки с минимальным количеством линий, при котором обыгрывается традиционное использование контура (– 1 балл. Рисунок состоит из дополнительных элементов, соединенных с основным контуром– 2 балла. Основной контур является частью в других предметах или их деталью – 3 балла. Рисунок содержит определенный сюжет, выражает некоторые действия – 4 балла. Рисунок включает в себя несколько изображений или предметов, раскрывающих его тему, которая подчинена одному смысловому центру, связанному с основным контуром, - 5 баллов.
Все дети должны набрать 6 – 9 баллов; получив по 1 – 2 баллу за беглость, гибкость, оригинальность и 3 – 4 балла за характер рисунка. При большом количестве баллов (11 и выше) можно говорить о высоких творческих способностях ребенка, его одаренности. Учащиеся, набравшие меньше 2 – 3 баллов практически не обладают творческими способностями, хотя могут иметь высокий интеллектуальный уровень.