Элементы критического мышления на уроках русского языка во 2-4 классах

Тақырып бойынша 11 материал табылды

Элементы критического мышления на уроках русского языка во 2-4 классах

Материал туралы қысқаша түсінік
лементы критического мышления не требуют кардинального изменения структуры урока — они просто делают его осмысленным и живым. Дети учатся не только правильно писать, но и думать. Я считаю, что подобные приёмы особенно эффективны в начальной школе, где формируются основные учебные навыки.
Материалдың қысқаша нұсқасы

Методическая статья

Тема: Элементы критического мышления на уроках русского языка во 2-4 классах



Автор: Исакулова Гульмира Мырзагельдиевна

Учитель русского языка и литературы

Школа-гимназия имени К. Турсынкулова

село Казыгурт, Туркестанская область

Дата: 2025 год







Введение

Современный начальный этап обучения — это не просто механическое усвоение орфографических правил, а основа формирования логического и критического мышления. Младшие школьники — очень наблюдательные, активные, любознательные. Именно на этом этапе можно и нужно формировать навыки размышления, анализа, самостоятельных выводов.



В своей практике преподавания русского языка во 2–4 классах я включаю приёмы критического мышления на каждом этапе урока. Это позволяет не просто объяснять детям правила, но и учить их думать — почему так, а не иначе.



Цель и задачи опыта



Цель:

Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка в начальной школе.



Задачи:

- Формировать навыки анализа, аргументации, сравнения;

- Активизировать учебную мотивацию;



«Фишбоун» (рыбья кость)* – для разбора текста по частям: тема, причины, следствия, вывод;

- «Дерево предсказаний» – прогнозирование содержания по заголовку или первой фразе текста;

- Рефлексия «Три слова» – дети в конце урока называют три слова, которые лучше всего отражают, что они узнали или почувствовали.







Примеры практики



? Пример 1 (3 класс)

Учащиеся читают текст и составляют к нему «толстые» и «тонкие» вопросы, обсуждают в парах и выбирают наиболее точные формулировки. Затем обмениваются с другой группой.



? Пример 2 (2 класс):

Работа с кластером: «Когда пишется Ь?» — составляем схему по правилам, а затем применяем к конкретным словам.



? Пример 3 (4 класс):

Анализ текста по методу «Фишбоун»: выделяем главную мысль, разбираем причины …

Заключение



Методы критического мышления не требуют глобальной перестройки урока. Они органично внедряются в традиционные этапы — объяснение, закрепление, рефлексию. Главное — желание учителя вовлечь детей в процесс размышления. Я рекомендую своим коллегам попробовать хотя бы 1–2 приёма в неделю — и результат не заставит себя ждать.

«Фишбоун» (рыбья кость)* – для разбора текста по частям: тема, причины, следствия, вывод;

- «Дерево предсказаний» – прогнозирование содержания по заголовку или первой фразе текста;

- Рефлексия «Три слова» – дети в конце урока называют три слова, которые лучше всего отражают, что они узнали или почувствовали.







Примеры практики



? Пример 1 (3 класс)

Учащиеся читают текст и составляют к нему «толстые» и «тонкие» вопросы, обсуждают в парах и выбирают наиболее точные формулировки. Затем обмениваются с другой группой.



? Пример 2 (2 класс):

Работа с кластером: «Когда пишется Ь?» — составляем схему по правилам, а затем применяем к конкретным словам.



? Пример 3 (4 класс):

Анализ текста по методу «Фишбоун»: выделяем главную мысль, разбираем причины …

Заключение



Методы критического мышления не требуют глобальной перестройки урока. Они органично внедряются в традиционные этапы — объяснение, закрепление, рефлексию. Главное — желание учителя вовлечь детей в процесс размышления. Я рекомендую своим коллегам попробовать хотя бы 1–2 приёма в неделю — и результат не заставит себя ждать.

Жүктеу
bolisu
Бөлісу
ЖИ арқылы жасау
Файл форматы:
docx
02.05.2025
211
Жүктеу
ЖИ арқылы жасау
Бұл материалды қолданушы жариялаған. Ustaz Tilegi ақпаратты жеткізуші ғана болып табылады. Жарияланған материалдың мазмұны мен авторлық құқық толықтай автордың жауапкершілігінде. Егер материал авторлық құқықты бұзады немесе сайттан алынуы тиіс деп есептесеңіз,
шағым қалдыра аласыз
Қазақстандағы ең үлкен материалдар базасынан іздеу
Сіз үшін 400 000 ұстаздардың еңбегі мен тәжірибесін біріктіріп, ең үлкен материалдар базасын жасадық. Төменде керек материалды іздеп, жүктеп алып сабағыңызға қолдана аласыз
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі