Методическая статья
Тема: Элементы критического мышления на уроках русского языка во 2-4 классах
Автор: Исакулова Гульмира Мырзагельдиевна
Учитель русского языка и литературы
Школа-гимназия имени К. Турсынкулова
село Казыгурт, Туркестанская область
Дата: 2025 год
Введение
Современный начальный этап обучения — это не просто механическое усвоение орфографических правил, а основа формирования логического и критического мышления. Младшие школьники — очень наблюдательные, активные, любознательные. Именно на этом этапе можно и нужно формировать навыки размышления, анализа, самостоятельных выводов.
В своей практике преподавания русского языка во 2–4 классах я включаю приёмы критического мышления на каждом этапе урока. Это позволяет не просто объяснять детям правила, но и учить их думать — почему так, а не иначе.
Цель и задачи опыта
Цель:
Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
- Формировать навыки анализа, аргументации, сравнения;
- Активизировать учебную мотивацию;
«Фишбоун» (рыбья кость)* – для разбора текста по частям: тема, причины, следствия, вывод;
- «Дерево предсказаний» – прогнозирование содержания по заголовку или первой фразе текста;
- Рефлексия «Три слова» – дети в конце урока называют три слова, которые лучше всего отражают, что они узнали или почувствовали.
Примеры практики
? Пример 1 (3 класс)
Учащиеся читают текст и составляют к нему «толстые» и «тонкие» вопросы, обсуждают в парах и выбирают наиболее точные формулировки. Затем обмениваются с другой группой.
? Пример 2 (2 класс):
Работа с кластером: «Когда пишется Ь?» — составляем схему по правилам, а затем применяем к конкретным словам.
? Пример 3 (4 класс):
Анализ текста по методу «Фишбоун»: выделяем главную мысль, разбираем причины …
Заключение
Методы критического мышления не требуют глобальной перестройки урока. Они органично внедряются в традиционные этапы — объяснение, закрепление, рефлексию. Главное — желание учителя вовлечь детей в процесс размышления. Я рекомендую своим коллегам попробовать хотя бы 1–2 приёма в неделю — и результат не заставит себя ждать.
«Фишбоун» (рыбья кость)* – для разбора текста по частям: тема, причины, следствия, вывод;
- «Дерево предсказаний» – прогнозирование содержания по заголовку или первой фразе текста;
- Рефлексия «Три слова» – дети в конце урока называют три слова, которые лучше всего отражают, что они узнали или почувствовали.
Примеры практики
? Пример 1 (3 класс)
Учащиеся читают текст и составляют к нему «толстые» и «тонкие» вопросы, обсуждают в парах и выбирают наиболее точные формулировки. Затем обмениваются с другой группой.
? Пример 2 (2 класс):
Работа с кластером: «Когда пишется Ь?» — составляем схему по правилам, а затем применяем к конкретным словам.
? Пример 3 (4 класс):
Анализ текста по методу «Фишбоун»: выделяем главную мысль, разбираем причины …
Заключение
Методы критического мышления не требуют глобальной перестройки урока. Они органично внедряются в традиционные этапы — объяснение, закрепление, рефлексию. Главное — желание учителя вовлечь детей в процесс размышления. Я рекомендую своим коллегам попробовать хотя бы 1–2 приёма в неделю — и результат не заставит себя ждать.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Элементы критического мышления на уроках русского языка во 2-4 классах
Элементы критического мышления на уроках русского языка во 2-4 классах
Методическая статья
Тема: Элементы критического мышления на уроках русского языка во 2-4 классах
Автор: Исакулова Гульмира Мырзагельдиевна
Учитель русского языка и литературы
Школа-гимназия имени К. Турсынкулова
село Казыгурт, Туркестанская область
Дата: 2025 год
Введение
Современный начальный этап обучения — это не просто механическое усвоение орфографических правил, а основа формирования логического и критического мышления. Младшие школьники — очень наблюдательные, активные, любознательные. Именно на этом этапе можно и нужно формировать навыки размышления, анализа, самостоятельных выводов.
В своей практике преподавания русского языка во 2–4 классах я включаю приёмы критического мышления на каждом этапе урока. Это позволяет не просто объяснять детям правила, но и учить их думать — почему так, а не иначе.
Цель и задачи опыта
Цель:
Развитие критического мышления учащихся на уроках русского языка в начальной школе.
Задачи:
- Формировать навыки анализа, аргументации, сравнения;
- Активизировать учебную мотивацию;
«Фишбоун» (рыбья кость)* – для разбора текста по частям: тема, причины, следствия, вывод;
- «Дерево предсказаний» – прогнозирование содержания по заголовку или первой фразе текста;
- Рефлексия «Три слова» – дети в конце урока называют три слова, которые лучше всего отражают, что они узнали или почувствовали.
Примеры практики
? Пример 1 (3 класс)
Учащиеся читают текст и составляют к нему «толстые» и «тонкие» вопросы, обсуждают в парах и выбирают наиболее точные формулировки. Затем обмениваются с другой группой.
? Пример 2 (2 класс):
Работа с кластером: «Когда пишется Ь?» — составляем схему по правилам, а затем применяем к конкретным словам.
? Пример 3 (4 класс):
Анализ текста по методу «Фишбоун»: выделяем главную мысль, разбираем причины …
Заключение
Методы критического мышления не требуют глобальной перестройки урока. Они органично внедряются в традиционные этапы — объяснение, закрепление, рефлексию. Главное — желание учителя вовлечь детей в процесс размышления. Я рекомендую своим коллегам попробовать хотя бы 1–2 приёма в неделю — и результат не заставит себя ждать.
«Фишбоун» (рыбья кость)* – для разбора текста по частям: тема, причины, следствия, вывод;
- «Дерево предсказаний» – прогнозирование содержания по заголовку или первой фразе текста;
- Рефлексия «Три слова» – дети в конце урока называют три слова, которые лучше всего отражают, что они узнали или почувствовали.
Примеры практики
? Пример 1 (3 класс)
Учащиеся читают текст и составляют к нему «толстые» и «тонкие» вопросы, обсуждают в парах и выбирают наиболее точные формулировки. Затем обмениваются с другой группой.
? Пример 2 (2 класс):
Работа с кластером: «Когда пишется Ь?» — составляем схему по правилам, а затем применяем к конкретным словам.
? Пример 3 (4 класс):
Анализ текста по методу «Фишбоун»: выделяем главную мысль, разбираем причины …
Заключение
Методы критического мышления не требуют глобальной перестройки урока. Они органично внедряются в традиционные этапы — объяснение, закрепление, рефлексию. Главное — желание учителя вовлечь детей в процесс размышления. Я рекомендую своим коллегам попробовать хотя бы 1–2 приёма в неделю — и результат не заставит себя ждать.
шағым қалдыра аласыз













