ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО
ЧТЕНИЯ
Карагандинская область, г.
Караганда
КГУ «Общеобразовательная средняя школа имени
Ю.Н. Павлова» Учитель начальных классов, высшая
категория
Мамочкина Ольга
Анатольевна
Одна из важнейших задач современной школы –
формирование функционально грамотных людей. Что такое
«функциональная грамотность»? Функциональная грамотность –
способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро
адаптироваться и функционировать в ней.
Основы функциональной грамотности закладываются в
начальной школе, где идет интенсивное обучение различным видам
речевой деятельности – письму и чтению, говорению и
слушанию.
Одним из главных путей формирования функционально
– грамотной личности, является введение детей через литературу в
мир человеческих отношений, нравственных
ценностей.
Цель уроков литературного чтения в начальной
школе – научить детей читать художественную литературу, вызвать
интерес к чтению и заложить основы формирования грамотного
читателя. Для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой
точкой нового этапа развития детей, оно должно быть основано на
знании уровня готовности к обучению каждого будущего
школьника.
С этой целью в 1 классе проводится диагностика
детей, которая помогает выявить уровень речевой культуры, развитие
речевого слуха.
1. Использование в речи элементарных формул речевого
этикета.
Каждому ученику в одинаковой формулировке даются
два задания.
Вежливые слова. Какими словами - приветствиями
пользуешься ты?
Ты виноват. С помощью каких слов можно
извиниться?
2. Раскрытие смысла предложенных
слов.
Цель: проверить умение, готовность ребенка
вдумываться в смысл употребляемых слов.
Задание: Какие ты знаешь грибы? Почему один гриб
назвали подберезовик, а другой –
красноголовик?
3. Описание предметов. Цель: проверить, как ребенок
умеет как можно точнее, ярче описать
рассматриваемый предмет, раскрыть его
признаки.
Материал: детская мягкая игрушка (белый
медвежонок).
Проведенная диагностика показала не только
уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и
«зону его ближайшего развития». Это позволяет педагогически
грамотно организовать процесс обучения.
На начальном этапе основное внимание было уделено
технике чтения. По мере ее совершенствования все больше места
начинает занимать работа с текстом. Литературное произведение -
произведение искусства, а не только средство формирования навыка
чтения. Но ребенок на каждом уроке литературного чтения продолжает
учиться читать.
Рассмотрим технологию обучения чтению. Начинаем с
медленного чтения художественного текста, т.е. продумывания в ходе
чтения смысла каждого слова, с умения задавать вопросы и находить
ответы на них здесь же в тексте, умения со размышлять и
сопереживать, анализировать прочитанное.
Учим ребенка читать не для взрослых, а для себя.
Значит, его нужно научить умению понимать главную мысль, которая
заключена в тексте, извлекать из текста тот смысл, который в него
вложил автор при создании, почувствовать то, что чувствовал другой
человек.
Работа с текстом делится на три
этапа:
Подготовительный:
необходимо ввести детей в тот мир, который описан автором.
Традиционно это знакомство с эпохой, с автором, словарная работа.
Подбираем такие виды работ, которые вызовут интерес к теме
произведения и желание его прочитать: ключевые слова (дети,
используя их, уточняют свои предположения о теме произведения, о
героях, о том, как будет развиваться действие); собери и запиши
пословицы, которые соответствуют теме, идее и нарисуй к ним
иллюстрации, «наращивание слов», игра «Внимательный читатель»,
интересные факты из жизни автора и создания
произведения.
Рассмотрим некоторые виды заданий на примере
сказки В. Одоевского «Мороз Иванович». Девочки, лень, труд, колодец
с водой, оборвалась веревка, случилось чудо, работа, награда –
ключевые слова. Собери и запиши пословицы: «работа, такова,
награда, и, какова»; «дерево, в, смотри, плодах, делах, человека,
в»; «на, зверь, бежит, ловца». «Наращивание слов»: лень (лентяй –
лентяйка – ленивый – ленивица); труд (трудится, трудолюбие,
трудолюбивый).
Во время чтения текста проводится словарная
работа, способствующая осознанию прочитанного. Она становится
мотивированной и интересной, так как именно по ходу чтения
становится понятно, какие слова нуждаются в толковании, и само
слово толкуется в контексте, а не вне его. Вопросы к автору, а
ответы на них нужно искать в самом тексте. Учащиеся видят суть
процесса «вычитывание» в текст и сами участвуют в
нем.
Выбор слов-эмоций, слов-настроений с
объяснением.
По традиционной методике проверка осмысления
текста каждым учеником проводилась в форме беседы. Мы отказались от
такой формы, хотя не исключаем это полностью. Чтобы посмотреть, как
продвигается каждый ребенок в плане самоанализа литературного
произведения, выбран наиболее оптимальный вариант –
тесты.
После второго этапа работы с текстом, проводится
ТЕСТ. Цель – проверить понимание текста на уровне содержания.
Данный тест носит репродуктивный характер (выявление знаний сюжета,
имен героев, литературоведческих терминов и
понятий).
Тест по рассказу В.Бианки «Неслышимка»
3класс:
-
Определите жанр произведения: стихотворение,
повесть, сказка, рассказ;
-
От чьего имени ведется повествование? автора,
рассказчика, внучки;
-
Кто этот «неслышимка» и кто дал ей такое
удивительное название и почему?
-
Подчеркните волнистой линией описание этого чуда,
укажите страницу учебника;
-
Как называется человек, который занимается
изучением птиц? (биолог, географ, орнитолог);
-
С помощью толкового словаря объясни значение
слова «орнитология»;
-
Объясни значение слова «пожня»: сильный ветер,
полная тишина, заливные луга;
Такая деятельность интересна и приводит к
глубокому осмыслению текста. Очень часто дети уверены, что уже
после первого знакомства с произведением поняли все. И здесь
большую роль играют задания, включенные в тесты, заставляющие
ребенка снова и снова обратиться к тексту: докажи словами текста,
подчеркни необходимую тебе информацию по данному вопросу, определи
места основных действий персонажей, сформулируй свою точку зрения и
подбери отрывок, подтверждающий её. Такой подход к художественному
тексту изменяет мотивацию читательской деятельности ребенка: он
читает уже не ради самого процесса чтения, а для того, чтобы
разобраться в прочитанном, понять авторскую идею.
Чтобы увидеть, как воспринято и понято
произведение и что для себя взял ребёнок, предлагаются задания
(которые с удовольствием выполняют учащиеся): если бы вы вдруг
оказались в этой сказке, о чем бы вы попросили золотую рыбку и
почему? (при работе над сказкой А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и
рыбке»); разыграть несколько сцен: «Мальвина учит Буратино писать»,
«Буратино и Мальвина завтракают» и т.д.; рассказать историю от
имени персонажа так, чтобы были видны их
характеры.
После третьего этапа работы с текстом, цель
которого – понимание идеи, главной мысли, смысла, проводится тест.
В нем преобладают задания продуктивного уровня. Содержание заданий
теста способствуют формированию умения оценить поступки героев,
сделать выводы и помогают задуматься и над своими поступками, над
своим поведением.
Приведем один из проведенных
тестов:
Тест по рассказу В.Бианки «Неслышимка» 3
класс:
-
Перечитай 2 часть. Какое необыкновенно точное и поэтичное сравнение
нашел В.Бианки, говоря о волшебной тишине на лугу? «Мертвая»
тишина, аккомпанемент, богатейший немой оркестр луга.
1.
- Почему оркестр немой?
-
Какие качества помогли учёному раскрыть тайну
«неслышимки»?
-
Какова же «характернейшая повадка» нашей героини? Подчеркни прямой
линией и
укажи страницу учебника.
- В
чём оригинальность песенки «неслышимки»?
-
Прочитайте последнее предложение рассказа. В чем же заключалась
правда ребёнка?
- О
чём этот рассказ?
2.
а) Если человек будет внимательно вслушиваться и всматриваться в
природу, она подарит
ему
открытия;
б)
У ребёнка особый взгляд на мир, он часто помогает взрослым сделать
открытие для
себя.
- Писатель Эдуард Шим сказал о В. Бианки: «…он из
хитрости пишет о зверях и
птицах. На самом деле он учит мальчишек и
девчонок, как вырасти настоящими
людьми» Как ты понимаешь эти слова? Что значит
«настоящий человек»?
Тесты выполняют не только обучающую функцию, но с
помощью их я получаю информацию о качестве усвоения детьми
образовательной программы, о формировании учебной деятельности
каждого ребенка, о темпе его продвижения. Продуманные
творческо-аналитические задания позволяют развивать творческие
способности и исследовательские умения учащихся, их воображение и
речь, формировать эмоциональную и эстетическую культуру,
способствуют процессу формирования функциональной грамотности:
умение сформулировать вывод, обосновать свои рассуждения,
сформулировать свою точку зрения, дать ответ на проблемный
вопрос.
Акцент делается на способах деятельности, и они
становятся тем средством, без которого невозможно осуществить эту
деятельность. В классе постоянно действуют правила, которые
становятся результатом общественного договора, делающего детей
ответственными участниками совместной жизни, которые знают и
понимают свои права и обязанности: уважай того, кто отвечает; умей
работать в паре, группах; индивидуально работая, соблюдай тишину;
наш класс – наш дом (бережное отношение к тому, кто и что тебя
окружает).
Именно, такая грамотность помогает ребенку
ощутить «себя в мире», создавать условия для переживания,
проживания вместе с героями произведения, умения выразить свое
мнение и доказать его. И здесь большую значительную роль играет
атмосфера урока, где учитель «видит» ученика, его проблемы, и умеет
управлять той образовательной средой, в которой можно увидеть и
поддержать каждый успех ребенка.
Сегодня, как никогда, обществу нужна личность,
способная сделать свой выбор и нести за него ответственность.
Специально подобранные задания, тесты, используемые на уроках
литературного образования, способствуют формированию
функционально-грамотной личности, нравственно и духовно богатой,
которая способна к самоанализу, к самореализации, творчески и
правильно подойти к решению задач, которые ставит перед каждым
жизнь.
Литература.
-
Бабанский Ю.К. Проблемное обучение как средство повышения
эффективности
учения школьников. Ростов-на-Дону,
2006.
2. Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.– М.,
1996.
3.
Современный образовательный процесс, основные понятия и термины/
авт.-сост.
М.Ю.Олешков, В.М.Уваров. – М.,
2013.