Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И КРИТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРЕХЪЯЗЫЧИЯ
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Бекбулатова А.А.
Понкратова Л.Н.
Шандецкая Н.Н.
ГУ «Гимназия имени А.М.Горького отдела образования акимата города
Костаная»
г. Костанай
ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ И КРИТИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ В УСЛОВИЯХ ТРЕХЪЯЗЫЧИЯ
Для того, чтобы в образовании произошли
устойчивые широкомасштабные перемены,
людям нужны положительные примеры того
нового, что реально работает, когда ученики
учатся вдумчиво и серьезно, могут представить
свои знания публично и где каждый, глядя на
детей, может сказать: «Я бы хотел, чтобы у меня
были такие ученики»
из интервью Г. Гарднера.
В современном быстро меняющемся мире все более возрастает необходимость уметь быстро воспринимать и перерабатывать информацию, перспективно мыслить, креативно преподносить идеи, выявлять главное, не позволяя себе отвлекаться на малозначительное и непродуктивное. Чтобы стать таким человеком, необходимо саморазвиваться и самосовершенствоваться. Школа же может помочь ученику вырасти таким. Педагоги, неравнодушные к будущему своих воспитанников, ищут пути преобразования учебной среды, соотносят имеющийся педагогический опыт с инновационными подходами в образовании и вырабатывают новые стратегии обучения. Как, следуя запросам современного общества, решать педагогические задачи, такие как: формирование мировоззрения, развитие мышления, подготовка школьника к дальнейшему самообразованию и успешной социализации? Столкнувшись с жизненными задачами, человек должен обладать надпредметными умениями, что в школьной практике мы называем общеучебные умения. Следовательно, учителю надо выступить для ребенка в роли наставника, показав, как добывать конкретные знания путем применения практико-ориентированных умений.Именно такую задачу поставили перед собой педагоги гимназии имени А.М.Горького, выявляя пути обучения работе с информацией.
На XVII сессии Ассамблеи народа Казахстана Глава государства Н.А.Назарбаев отметил, что «мы поставили цель к 2017 году овладения государственным языком 80% населения республики, а к 2020 году не менее 95%, к 2020 году доля населения, владеющего английским языком, должна составить не менее 20%. Мы также будем развивать русский язык, языки других казахстанских этносов» [1].
Руководствуясь языковой политикой государства в области развития трехъязычия, направленной на освоение казахстанцами казахского, русского и английского языков, а также понимая, что важным методическим подходом к изучению языков в современных условиях является тесная взаимосвязь преподавания предметов языкового цикла при сохранении их самостоятельности, мы, будучи учителями-языковедами, задались целью выработать общую тактику преподавания, учитывая инновационные подходы в развитии интеллекта ребенка.
Следуя поставленным задачам, видим необходимость научить школьника осваивать огромный поток знаний. Как помочь ему успешно преодолеть барьер в изучении, восприятии и понимании языков?
Цель нашей совместной деятельности – формирование у школьников не только функциональной, но и критической грамотности.
Интересными для нас стали изыскания американского психолога
Г. Гарднера, его исследования и теория множественного интеллекта. «Если учитель знает, что один ученик лучше усваивает информацию визуально, другой практически в деятельности, третий любит задавать глубокие философские вопросы, четвёртый рассказывать и слушать, можно снабдить ученика нужными программами, учебными материалами, ресурсами, представляющими материал интересным для ребенка способом и позволяющими ему продуктивно задействовать свои способности. Тогда ученик с их помощью может фактически продемонстрировать свое понимание/усвоение изучаемого удобным для него способом» [2], - отмечает
Г. Гарднер в своем интервью.
Задачи, способствующие реализации цели, определены нами и для учителя, так как мы преобразуем среду урока, и для ученика, так как хотим научить его учиться.
Учитель: создает условия для развития творческого потенциала учащихся; использует новые технологии в обучении; моделирует учебные ситуации; диагностирует возможности образовательной среды и ребенка; способствует самореализации школьника; обогащает культурно-информационную среду урока; воспитывает ученика в роли активно познающего субъекта
Ученик: вырабатывает умение выделять главное; учится интерпретировать текст; создает рефлексию на содержание информации; учится организовывать учебную работу на уроке; оценивает свою деятельность и деятельность одноклассников; учится работать с учебником и дополнительной литературой; формирует креативный взгляд на предложенную информацию; осваивает прием моделирования с целью визуализации; развивает знания и умения для активного применения в жизни общества.
Прогнозируемый итог такой субъект-субъектной деятельности учителей и учеников – овладение приемами и методами работы с информацией, позволяющими упростить процесс обучения и усвоения знаний, а следовательно, повысить качество обученности по предметам.
В основу деятельности группы положены принципы исследования в действии (action research) [3]. Поэтому деятельность свою выстраиваем в несколько этапов:
-
Определение цели деятельности и задач.
-
Подбор форм работы, методов и приемов для реализации задач.
-
Языковое, предметное наполнение отобранных методов содержанием в соответствии с учебной программой по предмету.
-
Внедрение приемов в среду урока. Практическая деятельность.
-
Рефлексия собственной деятельности учителя и оценочно-мотивационная диагностика учеников.
-
Совместное обсуждение первичных, промежуточных итогов.
-
Коррекция деятельности, оценка эффективности приемов и определение недостатков.
-
Формирование копилки методических идей.
-
результатов деятельности в рамках школьных методобъединений, методического и педагогического советов школы.
-
Представление опыта работы в сетевом сообществе.
Наша творческая группа приготовила несколько универсальных заданий для развития функциональной и критической грамотности, которые успешно могут применяться на уроках казахского, русского и английского языка.
Задания, основанные на word clouds [4] (словарные облака), бесспорно, полезны, так как содействуют развитию визуализации. Обладая умением визуализировать информацию, ученик обретает способность быстро перерабатывать тексты, выделять главное, выстраивать причинно-следственные связи. При помощи словарных облаков можно проводить лингвистические разминки на разных этапах урока, отрабатывая лексический и грамматический материал. Содержание облака будет зависеть от цели работы, а также от задач, которые ставит учитель перед учащимися. Для актуализации опорных знаний возможно вести работу на предтекстовом этапе, а также использовать словарные облака в качестве платформы для обсуждения или дискуссии. Мы готовы предложить следующую форму работы: учащиеся работают со словарным облаком и выделяют или подчеркивают те слова, которые предлагает им учитель, например, глаголы действия в английском языке или слова с вариативным написанием, зависящим от значения, в русском языке. При выполнении такого задания формируются важные навыки вычленения нужной информации, сравнения и сопоставления. В дальнейшем учащиеся составляют предложения с выделенными словами.
На уроках английского языка задание может выглядеть так:
Lo ok at the word cloud and highlight all the stative verbs in it. Then make up sentences using the verbs you have chosen.
- Балалар, сын есім мағынасына қарай сапалы мен қатыстық болып бөлінеді. Берілгенсөздердің ішінде тек қана сапалы мен қатыстық сын есімдерді теріп жазыңдар жәнеолармен сөз тіркестерін құрастырыңдар.
С өз тіркесі: Сауатты адам, жақсы сөз, жылы сөз, қызыл тіл
Учитель русского языка предлагает учащимся найти слова, из которых можно составить словосочетания, чтобы выявить значение слова с приставкой пре-, при-, и объяснить выбор гласной.
Еще один эффективный вид деятельности, упражнение «Вижу – Полагаю – Хочу знать»
Этот прием стимулирует любознательность учащихся, нацеливает на размышления, позволяет мотивировать на креативность в создании ответов и прогнозов, продуманно интерпретировать.
Это задание можно использовать как в начале изучения новой темы, чтобы вызвать интерес учащихся, так и в конце, чтобы развивать дальнейшие идеи.
Используем произведение искусства (живопись, фотография, обложки книги, изображения, артефакт), имеющие отношение к теме и задаем учащимся три ключевых вопроса:
Что вы видите?
Что вы думаете об этом? / Что вы думаете?
Что вам интересно узнать?
Учащиеся могут работать индивидуально, в парах или в группах. Они могут сначала записать свои ответы, а потом поделиться своими идеями с одноклассниками.
Lo ok at the picture and complete the table, then share your ideas with your classmates.
- Балалар, берілген суретке назар аударып, арнайы кестені толықтырыңдар.Өзінің ой-пікірлерін айттыңдар.
I see…
I think…
I wonder…
A street
A tram
A clock
Trees
It’s autumn.
It is a big city.
The trees are beautiful.
Where is the tram going?
What city is it?
Why isn’t the street busy?
Мен көріп тұрмын
Мен ойлаймын
Маған қызықты
Күз
Ағаштар
Адамдар
Трамвай
Сағат
Жол
Дүкендер
Бағдаршам
Көлік
Емен
Мынау күз.
Бұл күз мезгілі.
Бұл қала
Ақ көлік
Жеті адам
Трамвай жолда
Дөңгелек сағат
Күз келбеті
Трамвай қайда бара жатыр?
Бұл қай қала?
Неліктен көшеде адам аз?
На уроках русского языка возможно воспользоваться такими же ключевыми словами, только усложнить задание в рамках изучаемой темы. К примеру, подберите причастия, которые возможно использовать, составляя описание картины. Давая ответы на вопросы «Что я думаю об этом» или «Что мне хочется узнать», включите в предложения обособленные члены. И вновь фантазия учителя и креативность учеников позволят находить массу новых подходов. Важно в таком подходе то, что командная работа учителей по развитию лексикона учащихся на разных языковых предметах позволит ребенку продуктивнее отработать лексический материал, запоминать, не зазубривая, а осознанно.
Также интересным может быть использование афоризмов и высказываний знаменитых людей на занятиях, нацеленных на развитие речи. Учащимся предлагается 3 цитаты, с которыми они должны либо согласиться, либо опровергнуть, высказав собственное мнение. В качестве основы высказывания предлагается использовать речевые клише, представленные в таблице. Данное задание позволяет не только развивать неподготовленную монологическую речь, но и учит аргументировать, логически обосновывать свои выводы.
Look at these statements and agree or disagree with them using the expressions in the table. Give reasons.
-
A different language is a different vision of life. (Federico Fellini)
-
If you talk to a man in a language he understands, that goes to his head. If you talk to him in his language, that goes to his heart. (Nelson Mandela)
-
He who does not know foreign languages does not know anything about his own. (Johann Wolfgang von Goethe)
Expressing agreement
Expressing partial agreement
Expressing disagreement
I agree with you one hundred per cent.
I couldn’t agree more.
I completely agree.
That’s so true.
I agree with you up to a point.
That’s true but…
It sounds interesting, but..
I’m afraid I can’t agree with you.
To be honest…
On the contrary.(formal)
It’s out of the question
- Балалар, берілген нақыл сөздерді оқыңдар. Кестені қолданып келіспеулерің мен келісім білдірулерің,ой-пікірлерің жеткізу керек.
1. Басқа тіл – басқа өмірдің көзқарасы. (Федерико Фелини)
2. Егер сен адаммен оның тілінде сөйлесең, ол түсінетін тілінде, сен оның жанын түсінесің.(Нельсон Мандела)
3. Кім шетел тілдерін білмесе, ол өзінің туған тілді де туралы ештеңе білмейді. (Гёте)
Келісемін
Келіспеймін
-
Мен сенімен келісемін
-
Мен осы пікірімен келісемін
-
Мен де осылай ойлаймын
-
Мен ... сенемін
-
Менің ойымша дұрыс
-
Мен оның айтқан пікірімен келісемін
-
Бұл мәселеде басқа пікір болмау керек
-
Бір жағынан дұрыс
-
Бұл солай
-
Шын мәнінде олай болу мүмкін
-
Басқа көзқарас болмау керек, өйткені ...
-
Менің ойымша ол дұрыс сияқты
-
Мұнымен келісуге болады
-
Оған қарсы емеспін
-
Мен келісе аламын
-
Солай деп ойлаймын
-
Мен онымен келісемін
-
Мен сенімен келіспеймін
-
Мен осы пікірімен келіспеймін, өйткені ...
-
Мен осылай деп ойламаймын
-
Мен ... сенбеймін
-
Менімше, дұрыс емес
-
Мен оның айтқан пікірімен келіспеймін
-
Бұл мәселеге басқа да пікір болу керек, себебі ...
-
Бір жағынан осылай , бірақ ...
-
Бұл олай емес
-
Шын мәнінде олай болмау керек
-
Басқа көзқарас болу керек
-
Менің ойымша ол дұрыс емес
-
Мұнымен келісуге болмайды
-
Оған қарсымын
-
Мен келісе алмаймын. (Мен келісе алмаймын,...)
-
Солай деп ойламаймын
-
Мен онымен келіспеймін
Прочитайте высказывания великих людей о языке и выполните задания, используя клише и вопросы в таблице.
-
«Другой язык – это другое видение жизни» (Федерико Фелини).
Вступите в дискуссию с автором высказывания, аргументируя свою точку зрения.
-
«Если ты говоришь с человеком на том языке, который он понимает, ты говоришь с его головой. Если ты говоришь с человеком на его родном языке, ты говоришь с его сердцем»(Нельсон Мандела).
Напишите рецензию.
-
«Кто не знает иностранных языков, ничего не знает и о своём собственном» (Гёте).
Прокомментируйте роль художественного приема в данном контексте.
Дискуссия
Рецензия
Художественные приемы
Фелини отмечает, что....
Как бы вы ответили на предложенные вопросы, используя его мнение?
Почему язык определяет мировосприятие человека? Как уклад жизни может быть связан с языком, на котором говорит человек? Является ли знание нескольких языков источником развития человека?
«__________»,- так начинается высказывание. Уже в ___________ предложении ___________ определена позиция автора. Тема этой цитаты актуальна, так как _____ . Идея высказывания в том, что _______. Выражая свои убеждения, автор выступает от имени ________.
Воспользуйтесь данными в скобках словами, выбрав наиболее подходящее.
В основе высказывания лежит прием_________
(оппозиция, антитеза, аллегория, противопоставление). Если (внимательно, вдумчиво, сосредоточенно, не торопясь) прочитать эти слова, то становится ясно ____________.
В настоящее время происходит внедрение подобранных приемов и методов в обучающую среду урока. На данном этапе ещё не время говорить о качественных результатах, однако возможно отметить изменение мотивации учащихся на уроке. Такие выводы мы делаем на основе интервьюирования учеников, в котором они отмечают, что умения, приобретаемые на уроке, скажем, английского языка способствуют успешному и более быстрому выполнению заданий на уроках казахского языка, а значит, облегчает усвоение и позволяет использовать время урока более эффективно. Формируя модель деятельности учащихся на уроках казахского, русского и английского языка, мы, по сути, создаем межпредметную модель, которая в дальнейшем может быть использована для формирования и развития общеучебных навыков и на уроках по предметам естественно-математического направления.
Список использованной литературы
1 Выступление Президента Республики Казахстан Н.А. Назарбаева на XVII сессии Ассамблеи народа Казахстана // Казахстанская правда. - 2011. – 19 апреля.
2 http://www.edutopia.org/multiple-intelligences-howard-gardner-video
3 Руководство для учителя. Первый (продвинутый) уровень. Второе издание. АОО"Назарбаев интеллектуальные школы" 2014г. Стр.148