Формирование навыков вокально - сценического
мастерства
Цель: Создание условий для
формирования сценического образа учащихся на
сцене
Задачи:
-
развитие сценической речи, образного мышления через пластику и
ритмику, импровизацию, эмоциональное
раскрепощение;
-
стимулирование потребности к творческому самовыражению
учащихся;
-
развитие умения перевоплощаться в сценический
образ;
-
формирование мотивации к концертной
деятельности;
-
воспитание эстетического, художественного
вкуса;
-
совершенствование вокальной культуры
исполнения;
-
формирование социального опыта в процессе деятельности
учащихся.
Вокальное
пение – это богатые возможности, надёжные пути к постижению
вершин мира музыки, к эстетическому личностному
совершенствованию, к устремлённому движению к высотам духовности,
универсальным способом освоения духовно-нравственных идеалов.
Вокальное искусство занимает особое место в современной
музыке .
Голос-это
особый природный дар, который дан человеку
от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства
по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С
раннего возраста дети чувствуют потребность в
эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в
период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка,
сформировать певческие навыки, приобщить детей к вокальному
искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. На
занятиях эстрадного вокала каждый ребенок находит возможность для
творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое
пение, пение народных и современных песен с музыкальным
сопровождением, осваивает основы вокального исполнительства,
развивает художественный вкус, расширяет кругозор, познаёт основы
актерского мастерства, сценической речи. Вокальное пение
занимает важное место в системе дополнительного образования
и успешно развивается, вовлекая все больше детей, желающих
заниматься творчеством.
Актуальность проблемы развития и воспитания
детского голоса в вокальном искусстве стоит сегодня
очень остро, так как появилось большое количество вокальных
студий, коллективов, всевозможных конкурсов и фестивалей. Время
предъявляет к детскому голосу очень высокие требования.
Исполнение песни на эстраде предполагает не только качественный
звук и богатый диапазон звучания, но и мастерство художественного
перевоплощения, артистизм, яркое зрелищное шоу. Все это сводится не
просто к обучению пению, но и к формированию сценического образа на
сцене — одного из важнейших составляющих имиджа маленького
артиста, способного стать
проводником
Вокалист должен стать художником, создающим
сценический образ, перевоплощаясь на сцене. Создание образа для
выступления – это трудоемкий, творческий процесс, тщательно
отрабатываемый на каждой репетиции. В процессе работы над образом
предполагается тщательная проработка таких элементов как качество
вокала, манера исполнения с учетом драматургии музыкального
материала, артистизм, пластика, сценический костюм и
декорации.
При
обучении эстрадно-вокальному пению необходима основательная работа.
При работе с эстрадным вокальным репертуаром нельзя сразу работать
над динамикой, драматургией, звуком и т.д. Все должно происходить
поэтапно. Такой подход обеспечивает качественный и скорейший
результат. Сначала необходимо выучить мелодию и вокалировать её на
любую удобную гласную. Нельзя сразу приклеивать мелодию к словам,
поскольку можно не достичь требуемого результата. Вместе с работой
над интонацией необходимо разобраться с дыханием. Следует помнить,
что дыхание нужно брать как можно чаще не забывать о фразировке на
кантилене. Правило гласит – дыхание меняется на каждой паузе. В
самом начале песни, а также после проигрыша нужно делать носом
активный вдох. В оставшихся случаях необходим активный выдох со
сменой дыхания. В тексте песни или в нотах дыхание очень удобно
обозначать галочками. В это же время можно начать работать и с
текстом. Его нужно прочесть несколько раз и определить сложности в
дикции. Эти отрывки нужно изолировать от всего текста и заучить как
скороговорку. Темп проговаривания можно довести до быстрого. Это
обеспечит запас прочности. После выполнения технической работы
можно заняться и творческой работой. Нужно прочесть весь текст как
стихи. Они подскажут драматургию песни. Это позволит окрасить песню
живыми эмоциями.После этого можно всё соединить воедино. Главное,
чтобы в конечном итоге ни один компонент не
пострадал. Интересно, что эстрадное пение отличается от
академического не только самой манерой исполнения, способами
вокализации и фонации, но и средствами сценического воплощения. Это
сольное и ансамблевое пение под музыкальную фонограмму с
микрофоном, напрямую связанное с постановкой концертных эстрадных
номеров (т.е. объединения вокального исполнения, танцевальных
движений и актерского воплощения образного строя и содержания песен
средствами мимики, пластики, сопровождение исполнения песни яркими
костюмами). Внешнее оформление номера очень важно. Причем, все эти
средства нужно применять так, чтобы они работали на создание
цельного синтетического образа. В этом и заключается сложность
музыкального эстрадного номера. Не менее важна актёрская
интерпретация – это взгляд на данный материал через своё, личное
состояние и отношение, где вокальная техника является активной
помощницей актёрского мастерства. Используя знания различных манер,
ребенок постепенно находит свой стиль, близкий ему по духу и
природным качествам. Создание собственного образа – долгий путь и
он складывается из предшествующих знаний, практического опыта,
навыков и состояния души. «Как создать свой образ?» – это главный
вопрос для эстрадного исполнителя вокального жанра, на который он
должен ответить сам. При этом надо помнить, что пластику, актерское
мастерство, пение – все эти навыки необходимо развивать у любого
ребенка, а не только у того, который хочет связать свою жизнь с
искусством. Репертуар подбирается с учетом индивидуальных
особенностей, возраста, и темперамента ребенка. Он разнообразен,
охватывает многие музыкальные стили, жанры, направления. Выбор
композиций для исполнения на конкурсах, концертах
рассматривается педагогом, при этом учитывается тематика
конкурса и мероприятия. Дети успешно исполняют их на концертах,
конкурсах разного уровня. Видеозаписи выступлений
позволят учащимся услышать и увидеть каждый момент
исполнения. Важнейшая часть творческой работы детского
вокального коллектива – концертно-исполнительская деятельность. Она
является логическим завершением всех репетиционных и педагогических
процессов. Публичное выступление на концертной эстраде вызывает у
детей особое психологическое состояние, определяющееся
эмоциональной приподнятостью, взволнованностью. Участие в концертах
выявляет все возможности коллектива, его художественные
достижения, демонстрирует сплоченность, собранность, музыкальность,
сценичность. Побывав на сцене в качестве артиста и исполнителя,
испытав сценическое волнение и удовлетворение от своего
выступления, дети строят множество дальнейших планов, понимая, что
для того, чтобы добиться успеха, нужно много работать над собой.
Концертные выступления являются для детей стимулом к
дальнейшей работе, побуждают быть всегда в хорошей исполнительской
форме.
Успешность учебно-воспитательного процесса во
многом зависит от того, как складываются отношения между
педагогом, учащимися и
родителями. Учитывается мнение родителей, их
запросы. Они должны принимать активное участие в жизни
коллектива: участвовать в разработке сценического образа
ребёнка к каждому выступлению - подбирать аксессуары, концертные
костюмы. Самое главное, что дают детям занятия эстрадно-вокальным
пением кроме навыков сцены – это дисциплина, уважение к своему,
чужому времени и труду. Это очень важное качество в работе и
жизни.