Материалдар / Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка
МИНИСТРЛІКПЕН КЕЛІСІЛГЕН КУРСҚА ҚАТЫСЫП, АТТЕСТАЦИЯҒА ЖАРАМДЫ СЕРТИФИКАТ АЛЫҢЫЗ!
Сертификат Аттестацияға 100% жарамды
ТОЛЫҚ АҚПАРАТ АЛУ

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка

Материал туралы қысқаша түсінік
Орфографическая грамотность учащихся - одна из важнейших проблем в преподавании русского языка в школе. А формирование данных навыков относится к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы. Ситуация, когда дети знают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах допускают огромное количество именно орфографических ошибок, не редкость. Что же поможет освоить правила правописания, речевые нормы? Безусловно, это их практическое использование: умение рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы.
Материал тегін
Тегін турнир Мұғалімдер мен Тәрбиешілерге
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады
logo

Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады

Формирование орфографической грамотности на уроках русского языка


Орфографическая грамотность учащихся - одна из важнейших проблем в преподавании русского языка в школе. А формирование данных навыков относится к числу сложнейших, требуют непрерывной целенаправленной работы.

Ситуация, когда дети знают правила по орфографии, отвечают на все теоретические вопросы, но в письменных работах допускают огромное количество именно орфографических ошибок, не редкость.

Что же поможет освоить правила правописания, речевые нормы?

Безусловно, это их практическое использование: умение рассуждать, опознавать и квалифицировать орфограммы.

Решение орфографической задачи возможно лишь при условии, если ученик видит объект применения правила – орфограмму. Решить вопрос о ее конкретном написании ребенок сможет только тогда, когда обнаружит опасное место. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, выступает базовым орфографическим умением, первейшим этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы при письме – одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка.

Таким образом, исходным моментом решения любой задачи, в том числе орфографиче­ской, является ответ на вопрос «Что надо узнать?»

Знакомство детей с понятием «орфограмма» и помогает им глубже осознать сущность орфографических трудностей русского письма. Поэтому целесообразно ввести в практику письменной речи школьников особый способ письма - письмо с пропусками орфограмм, с «окошками». Ребенок должен действо­вать по принципу «знаю букву — пишу, не знаю - пропускаю, оставляю сигнал опасности».

Чтобы ученики могли «ухо­дить» от ошибок, пропуская сомнительные для них буквы, мало разрешить им так поступать - надо сначала научить их сомневаться. Только научившись обнаруживать все объективно опас­ные места в словах, можно научиться разделять их на бесспорные и сомнительные для самого учени­ка.

Разумеется, орфографическая зоркость приходит в процессе выполнения разнообразных упражнений, обеспечивающих зрительное, слуховое, артикуляционное, моторное восприятие и запоминание орфографического материала.

Например, зрительное восприятие осуществляется в ходе зрительного, объяснительного диктантов, письма по памяти, выборочного списывания, графического выделения орфограмм, анализа заданий и текста упражнений, корректировки письма.

А слуховое происходит при проведении выборочного, предупредительного диктантов, при использовании сигнальных карточек.

Эффективными упражнениями для формирования орфографической зоркости учащихся являются следующие виды работ: орфографическое чтение; комментированное письмо с указанием орфограмм; письмо с проговариванием; зрительный диктант; диктант " Проверяю себя”; самодиктант; взаимодиктант; специально организованное списывание. Одним же из важнейших этапов является словарно-орфографическую работа или работа над ошибками.

В процессе решения поставленной задачи особое вни­мание надо уделять значению слова. А от зна­чения слова — к правильной букве (поласкать — от слова ласка, писатель — от слова пишет).

Поэтому надо формировать у детей привычку за­думываться над каждым словом, над его смыслом. Тогда станет возможным повысить уровень грамотности наших учеников, приблизить решение нашей задачи. Данная работа должна вестись целенаправленно и систематически на протяжении всех лет обучения школьников русскому языку.

Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка

Содержание программы по русскому языку структурировано в логике сочетания аспектов языковой (коммуникативной) деятельности, опыт освоения которой должен стать основным ресурсом развития универсальных учебных действий, исследовательских умений и навыков и, наконец, компетентности школьника.

Так, например, выпускник школы должен уметь• создавать письменные монологические высказывания разной коммуникативной направленности с учётом целей и ситуации общения (ученическое сочинение на социально-культурные, нравственно-этические, бытовые и учебные темы, рассказ о событии, тезисы, неофициальное письмо, отзыв, расписка, доверенность, заявление);

• излагать содержание прослушанного или прочитанного текста (подробно, сжато, выборочно) в форме ученического изложения, а также тезисов, плана;

• соблюдать в практике письма основные лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка; стилистически корректно использовать лексику и фразеологию.

В достижении поставленных целей немаловажную роль играет грамотность учащихся

Ни для кого не секрет, что проблема орфографической грамотности является одной из ведущих в курсе русского языка.

Как же научить учащихся грамотно писать, умело применять орфографические правила?

Актуальность темы очевидна. К тому же, необходимость изучения орфографии продиктована временем. Каждому школьнику важно овладеть языком, совершенствовать речевые умения, потому что успех в речевом развитии определяет результативность в усвоении других школьных предметов. Точная, грамотная и выразительная речь, грамотное письмо, владение разными видами чтения воспринимаются как признак воспитанности и образованности личности , что в значительной мере определяют общественную и профессиональную активность человека.

Хочется привести высказывание Л.Н.Толстого, писателя, мыслителя: Нравственность человека видна в его отношении к слову. А это значит, грамотным быть необходимо каждому из нас.

Какие же цели стоят перед учителем-словесником?

Во-первых, это развитие орфографической зоркости на уроках русского языка.

Во-вторых, формирование различных компетенций (лингвистической, коммуникативной, информационной)

Для их достижения целей необходимо решить ряд образовательных задач. Так, например, необходимо работать над формированием орфографических навыков учащихся: видеть и находить изученные орфограммы, определять особенности этой орфограммы, классифицировать орфограммы, применять изученные правила на практике.

Для формирования всесторонне развитой личности необходимо работать над формированием языкового чутья, развитием творческих способностей; умением самостоятельно работать со справочной литературой; совершенствованием речевых умений учащихся; развитием навыков контроля и самоконтроля; развитием исследовательских умений.

Воспитательные задачи решаются через совместную деятельность; развитие сознания собственной деятельности через рефлексию.

Русский филолог- методист Д. И. Тихомиров большое значение в овладении грамотным письмом придавал слоговому чтению, « так как чтение по слогам есть чтение орфографическое».

Что же представляет из себя орфографическое чтение? Такое чтение - это побуквенное проговаривание слова: слово читается так, как пишется. При таком чтении запоминание орфографического облика слова осуществляется тремя видами памяти: зрительной, слуховой и речедвигательной. Ребёнок видит слово, слышит его и произносит его в том облике, как оно пишется.

Над орфографическими навыками необходимо работать при изучении всех разделов языкознания (морфологии, словообразования, синтаксиса и т.д.) и на всех этапах обучения (объяснения нового материала, закрепления, повторения). Ученые мужи подсчитали, что учащиеся знакомятся в школе с 71 орфограммой, а в 50 формулировках орфографических правил содержится указание на принадлежность слова к определённой части речи.

Таким образом, для того чтобы научиться грамотно писать, надо « опознавать» и отличать части речи.

Также немалую роль в овладении нормами современной русской орфографии играет умение членить слово на морфемы. Поэтому многие учёные - языковеды считают « золотым правилом» русской орфографии морфемный принцип написания слов.

Например, морфемный разбор слова помогает учащимся увидеть, в какой морфеме находится орфограмма.

Здоровьесберегающая, информационно – коммуникативная, игровая, технология проблемного обучения также способствуют развитию орфографической зоркости как способа формирования орфографической грамотности .

Поставленные цели задачи эффективно помогает решать использование различных электронных и мультимедийных пособий .

Таких , например, как мультимедийные уроки виртуальной школы Кирилла и Мефодия, которые содержат теоретический, практический и тестовый материал по всем темам. Каждый такой урок имеет красочные иллюстрации, таблицы, схемы. Теоретический материал в большинстве случаев подаётся блоками, что позволяет учащимся овладевать образовательными компетенциями, экономить время на практическую работу над орфографическими правилами.

Для формирования орфографической грамотности можно использовать электронные сопровождения в виде презентаций. Презентации отражают основные понятия, схемы, таблицы, алгоритм применения орфографического правила. Презентации на уроке важны, так как наглядность представленного материала красочна, поэтому изучаемые орфограммы легко запоминаются учащимися.

Технология проблемного обучения широко применяется на уроках русского языка.Так целенаправленно создаются проблемные ситуации. Например, при проведении объяснительного диктанта включаются слова с проверяемой и непроверяемой гласной в корне, а в конце диктанта называется слово с чередующейся гласной. Учащиеся не всегда могут объяснить правописание последнего в диктанте слова, сформулировать правило, классифицировать орфограмму. Следовательно, в данном случае перед детьми встает проблема. Решение ее стимулирует поиск новых знаний. Проблемное обучение развивает мыслительные действия, вызывает интерес к орфографии, пробуждает творческие силы и, конечно, влияет на результативность.

Познавательную активность учащихся стимулирует использование личностно-ориентированного подхода , который позволяет учитывать особенности характера, интересы, способности учащихся, способствует созданию условий для познавательной активности учащихся. Эмоциональное благополучие учащихся на уроке, влияет на успешность учебной деятельности.

В основании формирования орфографической зоркости лежат следующие принципы: принцип научности (от простого к сложному); системности и поэтапности действий; продуктивного сотрудничества; принцип учёта возрастных особенностей учащихся; психологического комфорта; принцип креативности ( ориентация на творчество) и другие принципы. Какие же методы помогают успешно претворить эти принципы? Это объяснение, беседа, метод опорного конспекта, информационный метод, метод проблемного обучения, «портретной орфографии», метод проектов, исследования и др.

Для закрепления правописания целесообразно, на мой взгляд, проводить работу над ошибками не только после проведённого диктанта, но и после каждой домашней работы учащихся. Работа над ошибками может быть самостоятельной, групповой.

Словарно-орфографическая работа очень важна для развития орфографической зоркости. При выполнении этой работы можно использовать методику «Лингвистический портрет слова». Эта методика включает следующие этапы:1) нахождение слова в словаре;2)определение лексического значения через подбор синонимов и антонимов; 3)нахождение слова во фразеологических оборотах, афоризмах с последующим обьяснением смысла; 4) определении этимологии слова; 5)запись в словарик; 6)подбор пословиц, поговорок с использованием данного слова; 7)закрепление написания в ходе практической письменной работы.

Систематическое проведение словарных диктантов, в которые включены изученные слова, помогают лучше запомнить правописание слов. Не допускать орфографических ошибок.

Методика Тоцкого « Орфография без правил» тоже связана с орфографическим чтением. По мнению ученого,« Произнесённое несколько раз слово по буквам будет правильно написано». Поэтому целесообразно работа с карточками.В ней написано словарное слово. Ученики запоминают, проговаривают и записывают слово по памяти. Такая методика обостряет внимание учащихся, усиливает интерес к слову, помогает отработать технику чтения и, конечно, учащиеся запоминают написание словарного слова.

Для того чтобы лучше усвоить правило, учащиеся заучивают правила - стихи, правила – сказки, которые можно быстро воспроизвести в памяти. На уроках используются кроссворды, чайнворды, шарады, ребусы, головоломки, проводятся викторины.

Участвуя в игре, учащиеся совместно решают задачи, учатся общаться, учитывать мнение товарищей, приобретают навыки групповой работы ,пробуют себя в разных ролевых ситуациях.

Контроль над знаниями, умениями и навыками учащихся помогает учителю выявить проблемы.. Эффективной формой контроля является тестовая проверка. Результаты тестовой проверки фиксируют достижения учащихся на определённом этапе обучения, поэтому могут носить характер тематический ( проверка изученной темы) , промежуточный ( проверка фрагментов урока), итоговый (например, тест «Правописание безударных окончаний имён существительных»).

Как особый вид контроля над знаниями, умениями и навыками учащихся используются разные виды диктантов (зрительные, с комментированием, объяснительные, графические, выборочные (по орфограммам), предупредительные, распределительные, картинные, творческие, диктанты по памяти и т.д.).

Например, диктант «Проверю себя» - вид обобщающего диктанта, отличающийся высоким уровнем самоконтроля учащихся: разрешается спрашивать учителя, пользоваться словарём, справочником. Вопросы и другие способы самопроверки разрешаются (если вопросы задаются не ради показной активности), исправления тоже. Диктант «Проверю себя» способствует выработке орфографической зоркости, критического отношения к собственному тексту. Такой диктант вызывает интерес у учащихся. После написания диктанта учащиеся получают задание сгруппировать слова по каким- то общим признакам: по типам орфограмм, видам орфограмм, их местоположению.

Педагогические технологии, применяемые на уроках русского языка, способствуют развитию орфографической зоркости, формируют орфографические навыки, помогают учащимся успешно справится с разными видами диктантов.

Надо отметить, что использование данных технологий оказывается чрезвычайно эффективным для формирования различных компетенций. Например, учащиеся умеют решать учебные и самообразовательные задачи, связывают воедино и используют отдельные части знаний. В области коммуникативных компетенций умеют выслушивать и принимать во внимание взгляды других людей, сотрудничать и работать в команде. В области информационных компетенций учащиеся самостоятельно находят, обращаясь к различным источникам, анализируют и отбирают необходимую информацию, умеют преобразовать, сохранить и передать её.

Используемые технологии, методы, приёмы позволяют добиться стабильных результатов. Но главное, чтобы учитель при этом проявлял своё педагогическое мастерство, а учащиеся не потеряли бы интерес к предмету и любовь к родному языку.


Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!