Алматинская область Талгарский район №33 средняя общеобразовательная школаАлишева Жулдыз Ержановна
Фразеологизмы и их значениеТема: Фразеологизмы и их значениеЦели: Повторить и обобщить материал по данной теме; совершенствовать навыки учащихся в употреблении фразеологизмов. Развивать устную и письменную речь, логическое мышление, память; обогатить словарный запас учащихся. Воспитывать познавательный интерес к русскому языку, бережное отношение к слову.Тип урока: урок - повторениеОборудование: интерактивная доска, слайды, учебный фразеологический словарь русского языка.Ход урокаІ. Организационный моментІІ. Проверка домашнего заданияІІІ. Обобщение пройденного материала- Итак, на прошлом уроке мы с вами познакомились с фразеологизмами. И сегодня на уроке мы закрепим знания по теме «Фразеологизмы и их значение». Прежде чем мы с вами запишем тему урока, я хочу процитировать вам одну восточную мудрость:«Приобретать знания – храбрость, приумножить их – мудрость, а умело применять – высшее искусство».Эти строки послужат эпиграфом к нашему уроку.Звучит цель урока: Сегодня мы с вами на уроке повторим и обобщим все то, что мы знаемпо данной теме. Постараемся применить все те знания и умения, которые уже получилии получим на данном уроке.- Итак, не будем бить баклушиВы засучите рукава.Задания приготовьтесь слушать,Чтоб не кружилась голова.- И сейчас наша задача – вспомнить все, что мы изучали на прошлом уроке по теме «Фразеологизмы».• Ответьте на вопросы:- Что такое фразеологизмы?- Для чего мы их используем в речи?- В какой науке о языке, изучается фразеологизмы?- Какие фразеологизмы вы знаете?- Где разъясняется значение фразеологизмов?Пока мы отвечали на вопросы, к нам на урок пришло письмо. Давайте прочитаем его. (Чтение письма).- Кто написал это письмо?- Что мы узнали о мальчиках?- Какие фразеологизмы есть в письме? Прочитайте.- Вам эти фразеологизмы понятны? Попробуйте объяснить их значение.Эти сочетания мы сможем найти во фразеологическом словаре. На прошлом уроке мы уже с вами работали со словарем.Сведения из словаряВодой не разольёшь – очень дружны, неразлучны, всегда вместе.Жить как кошка с собакой – быть в постоянной ссоре, вражде.Как без рук – совсем беспомощен, ничего не в состоянии сделать. (Запись в тетради)- Давайте поможем ребятам помириться! Для этого нужно выполнить несколько заданий.1 задание: «Знаешь ли ты?»Душа в пятки ушла - очень испугатьсяКак в воду опущенный – грустный человекНи пуха ни пера – пожелание удачи, успехаВисеть на телефоне – долго говорить по телефонуЛомать голову – усиленно думать, решать что - либо трудное.На скорую руку – наспех, быстроНи свет ни заря – раноСквозь землю провалиться – пропасть, исчезнутьДержать язык за зубами – молчать, не говорить лишнего2 задание: «Найди свою пару».В данном задании ученики должны правильно указать соответствующие пары и соединить на доске стрелкой. Задание выполняется устно у доски.3 задание:Допишите предложения, употребляя фразеологизмы.Ученик прочел книгу…Они работали …На уроке нельзя…Данные предложения по ходу записываются в тетради.4 задание: Фразеологизмы, как и отдельные слова, имеют фразеологические синонимы. Попробуйте найти их, используя слова для справок.Бить баклуши –Водить за нос –Зарубить на носу –Бок о бок –Слова для справок: плечом к плечу, валять дурака, намотать на ус, обвести вокруг пальца(бездельничать, обманывать, запомнить, совсем рядом, очень близко)- Вспомните, какие слова называются синонимами?5 задание: Подберите к данным фразеологизмам антонимы.Рта не закрывает –Засучив рукава -Во весь дух –Одержать победу –Слова для справок: черепашьим шагом, спустя рукава, потерпеть поражение, слово не вытянешь.