Функциональное чтение как один из важнейших
путей развития функциональной
грамотности
Сегодня главной
задачей каждого образовательного учреждения является научить своих
учеников применять полученные знания в повседневной жизни. Поэтому
такой основополагающий навык, как чтение, не может более
ограничиваться только академическими целями (скорость,
выразительность, понимание содержания), а должен включать цели,
связанные с повседневной жизнью. Более того, и новая
государственная программа требует от учителя развития
функциональной грамотности
учащихся.
Каждый современный
учитель знает и понимает, что его задача не
передать свои знания ученику,
а научить его способам самостоятельно добывать
знания. И не просто добывать знания,
а понимать, как и где он сможет их
применить.
Функциональная грамотность – это способность
применять приобретённые знания, умения и навыки для решения
жизненных задач в различных сферах. И
именно читательская
грамотность становится ключом к другим видам
функциональной грамотности (математической, естественно-научной,
финансовой и др.), так как невозможно решить математическую задачу,
не прочитав условие, не разобравшись, о чём спрашивается.
Содержание понятия читательская
грамотность включает: понимание прочитанного, рефлексию
(раздумье о содержании, структуре текста, перенос его на себя) и
использование прочитанной информации (применение в различных
ситуациях деятельности, общения).
Одним из приёмов развития читательской
грамотности является функциональное
чтение,
чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или
выполнения определенного задания.
Цель функционального
чтения - максимально точно и полно понять содержание
текста, уловить все детали и практически осмыслить извлечённую
информацию. Это внимательное вчитывание и проникновение в смысл с
помощью анализа текста.
На
уроках, причём не только литературного чтения и русского языка,
постоянно уделяется время работе с текстом. Я хочу предложить
вашему вниманию несколько заданий, направленных на формирование
функционального чтения, которые можно использовать во внеурочной
деятельности и которые можно выполнять даже с учениками 1-х
классов, не владеющими достаточными навыками чтения (это работа с
упаковками продуктов, афишами, буклетами).
Считаю, что подобные задания полезны с точки
зрения формирования читательской грамотности, они позволяют детям
из минимума текстовой информации извлечь максимальную пользу;
понять, как и где применять знания и навыки чтения; у ребёнка
повышается самооценка, если в подобной жизненной ситуации он сам
справится; ребёнку приятно ощущать себя помощником в семье,
проявлять заботу о членах семьи и т. д.
В заключение
хочется сказать, что подобные занятия лучше проводить внеаудиторно,
например, в школьной лаборатории (если таковая имеется в школе) или
кабинете внеурочной деятельности, чтобы дети серьёзнее воспринимали
практическую значимость своих исследований, практическое применение
умения работать с текстовой
информацией.
Кантарбаева А.Б
Учитель начальных
классов