2024-2025 оқу жылына арналған
Қысқа мерзімді сабақ жоспарларын жүктеп алғыңыз келеді ме?
ҚР Білім және Ғылым министірлігінің стандартымен жасалған
Материалдар / графика и проектирование 10класс 3 четверть

графика и проектирование 10класс 3 четверть

Материал туралы қысқаша түсінік
графика и проектирование 10 класс 3 четверть
Бұл бетте материалдың қысқаша нұсқасы ұсынылған. Материалдың толық нұсқасын жүктеп алып, көруге болады

Графика и проектирование

Школа:

Число: .

ФИО учителя:

Класс: 10 урок 1-2

Участвовали:

Отсутствовали:

Раздел долгосрочного плана:

Основные виды изображений и их построение

Тема урока:

Виды сечений и разрезов

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

10.2.4.1. Знать и понимать целесообразность применения сечения и разрезов на чертежах

10.2.4.2. Знать и применять правила изображения сечения и разреза на чертеже

10.2.4.3. Применять условности и упрощения при выполнении сечения и разрезов

Цель урока

  • Ознакомить учащихся с целесообразность применения сечения.

  • Знать и понимать разрезы на чертежах.

  • Способствовать развитию логического, аналитического и пространственного мышления.

  • Учить читать, понимать чертежи, владеть графическими навыками, углубить знания по выполнению сечений.

Привитие ценностей

Закон и дисциплина

  • дисциплина и справедливость, понимание необходимости соблюдения норм и правил;

Ход урока

Запланированные этапы урока

Действие учителя

Поведение учеников

Оценка

Ресурсы

Начало




- Приветствие

- Организация рабочего места обучающихся, выдача недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии. Проверка готовности к уроку.

- проверка явки обучающихся.

- объявление темы урока и запись чертежным шрифтом в тетрадь.

Ученики приветствуют и желают удачи. Учащиеся высказывают свое мнение о ценности. Размышляя, ученик отвечает на вопросы повторения.

Формирующая оценка: самооценка.

Комментарии и предоставленные графические изображения в учебнике





Середина урока





2.3 Сечения

Cечением называется изобpажениефигуpы, получающейся пpи мысленном pассечениипpедмета секущей плоскостью (Рисунок 2.14).

Hа сечении показывают только то, что попадает непосpедственно в секущую плоскость.

Секущие плоскости выбиpают так, чтобы получить ноpмальные попеpечные сечения.

Сечения делятся на:

  • сечения, входящие в состав pазpеза (Рисунок 2.15, а);

  • сечения, не входящие в состав pазpеза Рисунок 2.15.б).

Hе входящие в состав pазpеза делятся на:

  • вынесенные (Рисунки 2.14, а; 2.14, в; 2.15, б; 2.16, а; 2.17, а; 2.18);

  • наложенные (Рисунки 2.14, б; 2.16, б; 2.17, б).

Вынесенные сечения являются пpедпочтительными и их допускается pасполагать в pазpыве между частями одного и того же вида, на пpодолжении следа секущей плоскости пpисимметpичнойфигуpе сечения, на любом месте поля чеpтежа, а также с повоpотом (Рисунки 2.14, а, в; 2.15, б; 2.16, а; 2.17, а; 2.18, а).

Для изображения следа секущей плоскости на чеpтежепpименяют толстую pазомкнутую линию со стpелками, указывающими напpавление взгляда, и обозначают секущую плоскость пpописными буквами pусского алфавита. Сечение сопpовождается надписью по типу А-А (Рисунок 2.14).

Соотношение pазмеpовстpелок и штpиховpазомкнутой линии должны соответствовать Рисунку 2.14. Hачальный и конечный штpихи не должны пеpесекатьконтуpизобpажения.

Буквенные обозначения пpисваивают в алфавитном поpядке без повтоpения и, как пpавило, без пpопусков. Pазмеpшpифта буквенных обозначений должен быть больше pазмеpацифppазмеpных чисел пpиблизительно в два pаза. Буквенное обозначение pасполагаютпаpаллельно основной надписи, независимо от положения секущей плоскости.

В общем случае, когда сечение располагается на любом свободном месте на чертеже, положение следа секущей плоскости изображается, как указано выше, а изображение сечения сопровождается надписью, соответствующей имени секущей плоскости (рисунок 2.14, а; 2.15, б).

В случаях, показанных на Рисунках: 2.14, б, в; 2.17, а, б; 2.18, а (сечения наложенные; сечения, выполненные в разрыве вида; сечения, выполненные на продолжении следа секущей плоскости) — для симметpичных сечений след секущей плоскости не изображают и сечение надписью не сопpовождают.

Для несимметpичных сечений, pасположенных в pазpыве, или наложенных, след секущей плоскости изображают, но буквами не сопровождают (Рисунок 2.16).  Сечение также не сопровождают надписью.

Контур вынесенного сечения выполняется толстой сплошной линией (основной линией), а контур наложенного сечения — тонкой сплошной линией, при этом контур вида не прерывается.

Для нескольких одинаковых сечений одного и того же пpедмета линии сечения обозначают одной буквой и вычеpчивают одно сечение. Если пpи этом секущие плоскости напpавлены под pазными углами, то знак «Повернуто» не наносят (Рисунок 2.19).

Ученики делятся мнениями










Записывает ответ в исследовательскую тетрадь и фотографирует.



Ученик рассматривает построение простой части.


Ученик заполняет основную этикетку

Заполнение основной этикетки. (I) выполнение конструкции деталей в рабочей книге.

Дискриптор

Знает общие правила целесообразность применения сечения.

Понимает о масштабе с учетом свойств его геометрической формы.

Знает условности и упрощении на сборочных чертежах.

Может различить условленность в чертеже.


http://keleshek-2030.kz/books/graf_pr1_10kz.php

Слайд



Презентация2



Ботвинников А.Д., Виноградов В.Н., Вышнепольский И.С., Черчение, М:Астрель-АСТ, 2009 год.

2. Титов С.В., Занимательное черчение на уроках и внеклассных занятиях, Волгоград: Учитель, 2007 год.

3. Василенко Е.А., Карточки-задания по черчению для 8 класса, М: Просвещение, 1990 год.



Презентация 3


Презентация 4-5


Презентация 6



Презентация 7


Завершение





Рефлексия.

«В конце изучения темы учащиеся проводят рефлексию:

- что узнал, чему научился

- что осталось непонятным

- над чем необходимо работать

Учащиеся могут оценить свою работу и работу своих одноклассников по определенным критериям

Ученик рассказывает, на каком уровне он понял и усвоил сегодняшний урок.

Оставляйте отзывы о студенческих работах.






Графика и проектирование

Школа:

Число: .

ФИО учителя:

Класс: 10 урок 3

Участвовали:

Отсутствовали:

Раздел долгосрочного плана:

Преобразование изображения

Тема урока:

Преобразование вида и состава изображений

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

10.3.1.1 Выполнять чертежи предметов с изменением методов проецирования

10.3.1.2 Выполнять чертежи предметов с изменением вида и состава изображений (замена изображений) или с изменением масштаба изображения

Цель урока

  • Знать и применять на практике сечение и разрезы на чертежах.

  • Учить читать, понимать чертежи, владеть графическими навыками, углубить знания по выполнению сечений.

Привитие ценностей

Закон и дисциплина

  • дисциплина и справедливость, понимание необходимости соблюдения норм и правил;

Ход урока

Запланированные этапы урока

Действие учителя

Поведение учеников

Оценка

Ресурсы

Начало




В начале урока: Приветствие учащегося/ проведение проверки / концентрация внимания учащихся. Учитель ведет дискуссию на тему «Закон и дисциплина».

Проверка необходимого оборудования во время занятий. Цели урока и презентация, определение ожидаемого результата.

Организация рабочего места обучающихся, выдача недостающих учебных пособий, чертежных инструментов, принадлежностей и материалов из фонда кабинета для работы на данном занятии. Проверка готовности к уроку.

- проверка явки обучающихся.

- объявление темы урока

Ученики приветствуют и желают удачи. Учащиеся высказывают свое мнение о ценности. Размышляя, ученик отвечает на вопросы повторения.

Формирующая оценка: самооценка.

Комментарии и предоставленные графические изображения в учебнике





Середина урока





Вопрос: Для чего применяют сечения? (Для выявления поперечной формы)

Задание1

Многие детали имеют различные конструктивные элементы: отверстия, пазы, прорези, засверловки, буртики и др. (По таблице - рис.1.) Найдите по таблице сечение, выявляющее размеры сквозного цилиндрического отверстия, засверловки, шпоночной канавки, окна.

Задание2 Дополните чертеж валика 2-3 конструктивными элементами (рис.2.а) Как изменятся фигуры сечений? Учитель: А можно ли здесь более рационально расположить сечения?- предлагается рассматривание рисунка с симметричным и несимметричным сечениями

- ускорит выполнение симметричного сечения продолжение оси (рис2.б.)

Задание3 Рассмотрим другой пример (демонстрация вынесенного и наложенного сечений) (рис.3) Учитель: Чем они отличаются друг от друга? (Расположением)

По расположению на чертеже сечения разделяют на вынесенные и наложенные.

- Дайте определение: какое сечение называют вынесенным, а какое наложенным? (Записывают в тетрадь)

- Как обозначают такие сечения?

- Какое предпочтительнее? Почему?

(Вынесенные сечения предпочтительнее, т.к. не загораживают вид линиями)

Задание4 На доске даны сечения и есть габариты главного вида. Необходимо смоделировать форму, отделите части валика проточками. Одно вынесенное заменить наложенным (рис.4)

Ученики делятся мнениями


Презентация 4

Рис.2.а.

Рис.2.б.

Презентация 5-6

Рис.3.







П резентация 7

Р ис. 4.




Дискриптор

Умеет распознавать, различать графические изображения, объяснять важность.

http://keleshek-2030.kz/books/graf_pr1_10kz.php

Слайд

Видео





Тетрадь

Чертежные инструменты: транспортир, угольники, карандаш,ластик и др.



материалы Рис.2.а.

Рис.2.б.



Завершение


Ученик рассказывает, на каком уровне он понял и усвоил сегодняшний урок.

Оставляйте отзывы о студенческих работах.





Графика и проектирование

Школа:

Число: .

ФИО учителя:

Класс: 10 урок 4

Участвовали:

Отсутствовали:

Раздел долгосрочного плана:

Преобразование изображения

Тема урока:

Преобразование вида и состава изображений (графическая работа)

Учебные цели для достижения на этом уроке

11.3.1.1 Выполнять чертежи 2D и 3D объектов в графическом редакторе с изменением вида и состава изображений (замена изображений) или с изменением масштаба изображения.

10.3.1.2 Выполнять чертежи предметов с изменением вида и состава изображений (замена изображений) или с изменением масштаба изображения

Цель урока

  • Повторение пройденного материала на тему «Нанесение размеров» и «Аксонометрические проекции»;

  • Преобразование формы предметов

  • Решение задач на тему «Преобразование вида и состава изображений»

Привитие ценностей

Закон и дисциплина

  • дисциплина и справедливость, понимание необходимости соблюдения норм и правил;

Ход урока

Запланированные этапы урока

Действие учителя

Поведение учеников

Оценка

Ресурсы

Начало




  1. Организационный этап урока

Деятельность учителя:

  • Организация повторения пройденного материала на тему «Нанесение размеров» и «Аксонометрические проекции»;

  • Ознакомление учащихся с целями обучения и целями урока;

  • Подготовить задания

Деятельность учащихся:

  • Повторение пройденного материала на тему «Нанесение размеров» и «Аксонометрические проекции»;

  • Учащиеся на основе целей обучения определяют цели урока и критерии оценивания;

  • Выполнить чертеж на тему « Преобразование вида и состава изображений »

Описание деятельности на уроке:

  • Повторение пройденного материала на тему «Нанесение размеров» и «Аксонометрические проекции»;

Выполнение чертежа на тему «Преобразование вида и состава изображений »

Ученики приветствуют и желают удачи. Учащиеся высказывают свое мнение о ценности. Размышляя, ученик отвечает на вопросы повторения.

Формирующая оценка: самооценка.

Комментарии и предоставленные графические изображения в учебнике

Геометрические тела, детали машиностроения. Альбом для черчения, чертежные принадлежности.





Середина урока





2.Этап обобщения и систематизации изучаемого материала.

Описание деятельности учащихся на уроке:

Повторение темы «Нанесение размеров». Задание 1.Даны два чертежа одной детали «Вал». На них нанесены размеры. Определяем, какой из чертежей верный (нижний). Размеры надо наносить так, чтобы удобно было читать чертеж при изготовлении детали, не выяснять что-либо путем подсчетов. На нижнем чертеже длина – 100мм – видна сразу, а на верхнем чертеже ее надо подсчитывать. Размеры, определяющие длину цилиндров – составных частей детали, на верном чертеже нанесены с учетом изготовления детали.
Размеры наносят, как правило, вне контура изображения и так, чтобы размерные линии по возможности не пересекались между собой.
Цифры пишут над размерными линиями, тогда чертеж удобно читать.
Повторение.
Задание 2: подберите каждому  чертежу детали ее аксонометрию. Можно вызвать ученика к доске (см. рис.2).
Практическая работа. Выполните эскиз детали, сделав вместо выступов выемки такой же формы и размеров и на том же месте.

Рассматриваем деталь. Определяем направление главного вида. Выполняем эскиз детали.

Учащимся предлагается выполнить подобный вариант задания по индивидуальным карточкам.
Дополнительное задание . Выполнить чертеж детали, сделав вместо выступа выемку такой же формы и размеров и на том же месте.

Инструктаж к практической работе на тему «Преобразование вида и состава изображений» Перед началом работы следует собрать инструменты, которые будут необходимы для выполнения графической работы. Их необходимо протереть сухой тряпочкой из хлопчатобумажной ткани. Отобранные инструменты должны располагаться так, чтобы они не мешали работе и в то же время чтобы можно было быстро выбрать среди них необходимый.

До начала выполнения чертежа необходимо заточить несколько карандашей. Это позволит избежать потерь времени на их заточку в процессе работы и работать, не отрываясь от чертежа. Нужно проверить также, чтобы на столе не было ничего лишнего, и свет падал с левой стороны.


Цели задания:

  • Закрепление знаний, полученные на предыдущих уроках

  • Развитие критического и пространственного мышления у учащихся

Дескрипторы:

  • Знает, что такое преобразование

  • Понимает процесс выполнения преобразования

  • Применяет процесс преобразования у себя в чертежах

  • Анализирует чертеж

  • Анализирует выполненную работу, проводит рефлексию

  • Создает чертеж детали

Оценивание

О Оценивает свою работу и работу одноклассников.

Дифференциация:

Сложные и легкие задания

Ученики делятся мнениями




В соответствии с инструкциями преподавателя, учащийся в рабочей книге проводит вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а также круги с использованием средств рисования.





Заполнение основной этикетки. (I) выполнение конструкции деталей в рабочей книге.

Дискриптор

Анализирует чертеж

Анализирует выполненную работу, проводит рефлексию.


Презентация «Аксонометрические проекции». Карточки – задания.

https://www.youtube.com/watch?v=VNjKr2VowkA – примеры построения аксонометрии


https://www.youtube.com/watch?v=uPWPuUcTdZ8 - аксонометрия

https://www.youtube.com/watch?v=uXSeb0C5qT0 - Создание аксонометрической проекции в KOMPAS 3D LT

Графический диктант.


Завершение


Взаимооценивание графического диктанта.

Рефлексия

- что ты сегодня узнал?

- Что научился делать?

- в чем испытываешь затруднения?

Ученик рассказывает, на каком уровне он понял и усвоил сегодняшний урок.

Оставляйте отзывы о студенческих работах.







Графика и проектирование

Школа:

Число: .

ФИО учителя:

Класс: 10 урок 5-6

Участвовали:

Отсутствовали:

Раздел долгосрочного плана:

Основные виды изображений и их построение

Тема урока:

Преобразование изображения

Учебные цели для достижения на этом уроке

10.3.2.1 Воссоздавать образа объекта (предмета) по частичным изображениям

10.3.2.2 Создать чертеж или графическое изображение объекта по словесному описанию

Цель урока

  • Повторение темы урока

  • Графическая работа

  • Выполняетчертежи по описанию

Привитие ценностей

Созидание и новизна

  • творческое отношение к заданиям, представление собственных решений и идей;

Ход урока

Запланированные этапы урока

Действие учителя

Поведение учеников

Оценка

Ресурсы

Начало




  1. Организационный этап урока

Деятельность учителя:

  • Организация повторения пройденного материала;

  • Ознакомление учащихся с целями обучения и целями урока;

  • Разъяснение заданий для графической работы

Деятельность учащихся:

  • Повторение пройденного материала;

  • Учащиеся на основе целей обучения определяют цели урока и критерии оценивания;

  • Выполняют графическую работу;

Описание деятельности на уроке:

  • Повторение пройденного материала по теме «Реконструкция изображений»;

  • Определение целей урока и критерий оценивания;

  • Выполнение графической работы;

Ученики приветствуют и желают удачи. Учащиеся высказывают свое мнение о ценности. Размышляя, ученик отвечает на вопросы повторения.

Формирующая оценка: самооценка.

Комментарии и предоставленные графические изображения в учебнике



Презентация «Технический рисунок».





Середина урока





Этап обобщения и систематизации изучаемого материала.

Повторение пройденного материала

Учитель: Что такое реконструкция?

Ученик:Реконструкция — воссоздание (восстановление) целостности изображения по его части или частям.

Повторение правил выполнения графической работы. Инструктаж к графической работе «Создание чертежа по описанию». Перед началом работы следует собрать инструменты, которые будут необходимы для выполнения графической работы. Их необходимо протереть сухой тряпочкой из хлопчатобумажной ткани. Отобранные инструменты должны располагаться так, чтобы они не мешали работе и в то же время чтобы можно было быстро выбрать среди них необходимый.

До начала выполнения чертежа необходимо заточить несколько карандашей. Это позволит избежать потерь времени на их заточку в процессе работы и работать, не отрываясь от чертежа. Нужно проверить также, чтобы на столе не было ничего лишнего, и свет падал с левой стороны.

Обводка чертежа карандашом отличается тем, что чертеж в этом случае трудно сохранить чистым, а вычистить резинкой можно только части поля листа, не занятые изображениями. Недостатком обводки чертежей карандашом является то, что трудно провести линии одинаковой толщины, а также одинаковой черноты с помощью циркуля.

Подготовка чертежа заключается в построении всех его фигур и выполнении надписей тонкими линиями. Для этих работ подбирают твердые карандаши марки 2Т или ЗТ с остро отточенным грифелем.

3.Этап практической работы

Учитель делит класс на две группы. Графическая работа выполняется по вариантам.

«Чертеж и технический рисунок детали по словесному описанию»

Определять необходимое и достаточное количество видов для данной детали. Выбирать главный вид. Проставлять размеры.

Вариант №1

Опора представляет собой прямоугольный параллелепипед, к левой (наименьшей) грани которого присоединен полуцилиндр, имеющий с параллелепипедом общее нижнее основание. По центру верхней (наибольшей) грани параллелепипеда, вдоль ее длинной стороны, проходит паз призматической формы. В основании детали находится сквозное отверстие призматической формы. Его ось совпадает на виде сверху с осью паза.

Высота параллелепипеда 30 мм, длина 65 мм, ширина 40 мм.

Высота полуцилиндра 15 мм, основание R 20 мм.

Ширина паза призматической формы 20 мм, глубина 15 мм.

Ширина отверстия 10 мм, длина 60 мм. Находится отверстие на расстоянии 15 мм от правой грани опоры.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Вариант № 2

Корпус представляет собой сочетание квадратной призмы и усеченного конуса, который стоит большим основанием в центре верхнего основания призмы. Вдоль оси конуса проходит сквозное ступенчатое отверстие.

Общая высота детали 65 мм.

Высота призмы 15 мм, размер сторон основания 70x70 мм.

Высота конуса 50 мм, нижнее основание Ǿ 50 мм, верхнее - Ǿ 30 мм.Диаметр нижней части отверстия 25 мм, высота 40 мм.

Диаметр верхней части отверстия 15 мм.

Примечание: при нанесении размеров деталь рассматривать цельной.

Дескрипторы:

  • Знает что такое реконструкция изображений

  • Понимает правила выполнения графической работы

  • Выполняет чертежи

  • Анализирует выполненные свои чертежи и чертежи одноклассников

  • Проводит рефлексию

Оценивание:

Самооценивание и взаимное оценивание

Ученики делятся мнениями













В соответствии с инструкциями преподавателя, учащийся в рабочей книге проводит вертикальные, горизонтальные и наклонные линии, а также круги с использованием средств рисования.





Заполнение основной этикетки. (I) выполнение конструкции деталей в рабочей книге.

Дискриптор

Понимает правила выполнения графической работы

Выполняет чертежи




Преобразование изображения

Компьютер, интернет, бумага формат А4, ластик, карандаш Т, ТМ, М, линейка, точилка, готовальня.


Завершение


Рефлексия

- что ты узнал при изучении раздела «Аксонометрические проекции?

- Чему научился?

- в чем испытываешь затруднения?

Ученик рассказывает, на каком уровне он понял и усвоил сегодняшний урок.

Оставляйте отзывы о студенческих работах.

Стикеры, обратная связь учителя по уроку и действиям учащихся.



Графика и проектирование

Школа:

Число: .

ФИО учителя:

Класс: 10 урок 7

Участвовали:

Отсутствовали:

Раздел долгосрочного плана:

Формообразование и конструирование

Тема урока:

Законы формообразования геометрическ их тел

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

10.4.1.1 Знать основные законы и принципы формообразования геометрических тел

10.4.1.2 Демонстрировать знание и понимание способов формообразования и различныхвидов поверхностей (многогранники и кривые поверхности)

Цель урока

Будут знать основные законы и принципы формообразования геометрических тел. Демонстрировать знание и понимание о способах формообразования. Через несложные детали с различными поверхностями.

Чертить и преобразовывать детали с различными поверхностями Выполнять задания на преобразования предмета по ее словесному описанию

Анализировать и творческий преобразовывать предмет детали с различными поверхностями

Привитие ценностей

Созидание и новизна

  • творческое отношение к заданиям, представление собственных решений и идей;

Ход урока

Запланированные этапы урока

Действие учителя

Поведение учеников

Оценка

Ресурсы

Начало




В начале урока: Приветствие учащегося/ проведение проверки / концентрация внимания учащихся. Учитель ведет дискуссию на тему «Созидание и новизна».

Проверка необходимого оборудования во время занятий. Цели урока и презентация, определение ожидаемого результата

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке.Урок начинается с опроса учащихся по материалу пройденного урока.

Ученики приветствуют и желают удачи. Учащиеся высказывают свое мнение о ценности. Размышляя, ученик отвечает на вопросы повторения.

Формирующая оценка: самооценка.

Комментарии и предоставленные графические изображения в учебнике





Середина урока





ПСМ (первоначально стимулирующий материал)

Цель: активизация внимания, выход на тему занятия

Выход на тему урока.

В начале урока надо напомнить учащимся, что умение мысленно преобразовывать форму предметов по изображениям имеет большое значение в учебной и производственной деятельности, в частности при решении задач с технологическим содержанием, в формировании умения осуществлять технологическое осмысление графических изображений. Под технологическим осмыслением чертежа подразумевается умение представлять не только форму и пропорции детали, но и ее изменение при всех операциях технологической обработки, от заготовки до стадии ее изготовления. Затем следует напомнить учащимся о том, что рабочим процессом в деревообработке и металлообрабатывающих машинах является резание, с помощью которого заготовке придают требуемую форму и размеры. При этом важно объяснить наиболее распространенные названия типовых элементов технических деталей. На плакате показываем, что к ним относятся различные углубления, выступы, проточки, пазы, канавки, прорези и др. ЦО:Законы формообразования геометрических тел

1.Знать основные законы и принципы формообразования геометрических тел.

2.Демонстрировать знание и понимание о способах формообразования и различных видов поверхности (многогранники и кривые поверхности)

Тема урока: Преобразование формы предмета в процессе решения задач с технологическим содержанием".

Задачи урока:

1. Сформировать у учащихся приемы мысленного
преобразования предметов в процессе решения задач с технологическим содержанием.

2. Закрепить усвоенные приемы в процессе выполнения заданий на преобразование формы предмета по изображениям.
3. Сформировать у учащихся умение оперировать

динамическими пространственными образами.

ИР/ФР «мозговой штурм» - 3 минуты

Задача: установить уровень понимания, устранение пробелов.

Групповая работа 15 минут

Цель: Увеличение нагрузки на образное мышление и повышение степени самостоятельности

Задание 1(рис. 23). «Выполните чертеж детали в необходимом количестве изображений с желательными разрезами после мысленной обработки заготовки по нанесенной разметке».

Исходное изображение заготовки детали представлено аксонометрической проекцией
с нанесенной на ее поверхности разметкой. В условии задания указывается также, что части заготовки следует удалять по разметке по всей толщине детали. Учащиеся сразу приступают к выполнению чертежа детали по ее заготовке с разметкой, Такой подход значительно повышает нагрузку на их пространственное мышление.

Задание:(рис. 24).Мысленно удалите части заготовки по нанесенной разметке и закончите чертеж с применением необходимых разрезов.

В этом задании исходное изображение заготовки дано в виде чертежа. В решении таких задач рекомендуется придерживатьсследующего плана действий:

1) выявление конструктивных элементов предмета до преобразования исходной формы;

2) установление связей элементов разметки на его
поверхности;

3) определение места дополнения конструктивным
элементами в процессе преобразования формы предмета;

Ученики делятся мнениями







Слушают учителя отвечают на вопрос









































Определяют тему урока

Ставят цель собственного обучения



Осмысливают задачу

Выполняют задание на плоскости



Осмысливают задачу

Выполняют задание на плоскости

Дискриптор


Демонстрирует знанияи способы формообразования предметов с различными видами поверхностей



Сигнальные карточки

Синяя-готов ответить

Черная-пропускаю нет ответа.

Ответы учащихся поощряются похвалой комментариями учителя



КО

Обучающиеся:

Мысленно преобразовывает по разметке предмет определяет желательные разрезы

Дескрипторы:

Обучающиеся:

Рассматривает изображение

Мысленно преобразовывает части детали разметке

Чертит деталь в разрезе


http://keleshek-2030.kz/books/graf_pr1_10kz.php

Слайд

https://sites.google.com

/site/chercenie/lessons

Видео

http://www.granitvtd.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=4&Itemid=4



Завершение


Рефлексия: «Одна минута»

Учащиеся в течение одной минуты, по очереди говорят по теме урока без остановки, повторений и ошибок.

Ученик рассказывает, на каком уровне он понял и усвоил сегодняшний урок.

Оставляйте отзывы о студенческих работах.

Стикеры, обратная связь учителя по уроку



Графика и проектирование

Школа:

Число:

ФИО учителя:

Класс: 10 урок 8

Участвовали:

Отсутствовали:

Раздел долгосрочного плана:

Формообразование и конструирование

Тема урока:

Развертка поверхностей геометрических тел (предметов)

Учебные цели для достижения на этом уроке (ссылка на учебную программу)

10.4.3.1 Знать и понимать особенности изображения развертываемых и не развертываемых поверхностей

10.4.3.2 Выполнять чертежи разверток простых геометрических тел

Цель урока

Учащиеся научатся:

Все. Понимать особенности развертываемых поверхностей выполнять развертки простых деталей.

Большинство. Знают особенности не развертываемых поверхностей и умеют отличать особенности изображения Умеют выполнять развертки поверхностей.

  • Некоторые. Анализировать поверхности развертываемых и не развертываемых предметов. Выполнять развертки поверхностей сложных деталей.

Привитие ценностей

Созидание и новизна

  • творческое отношение к заданиям, представление собственных решений и идей;

Ход урока

Запланированные этапы урока

Действие учителя

Поведение учеников

Оценка

Ресурсы

Начало




В начале урока: Приветствие учащегося/ проведение проверки / концентрация внимания учащихся. Учитель ведет дискуссию на тему «Созидание и новизна».

Проверка необходимого оборудования во время занятий. Цели урока и презентация, определение ожидаемого результата.

Задача: подготовить учащихся к работе на уроке

Урок начинается с опроса учащихся по материалу
пройденного урока.

Ученики приветствуют и желают удачи. Учащиеся высказывают свое мнение о ценности. Размышляя, ученик отвечает на вопросы повторения.

Формирующая оценка: самооценка.

Комментарии и предоставленные графические изображения в учебнике





Середина урока





ПСМ (первоначально стимулирующий материал)

Цель: активизация внимания, выход на тему занятия

Выход на тему урока.

Задачи урока:

Формировать навыки построения чертежей с развертываемыми поверхностями умения анализировать геометрическую форму детали.

ИР/ФР «мозговой штурм» - 3 минуты

Задача: установить уровень понимания, устранение пробелов.

На доске вывешивается плакат с изображениями

(кожухов машин, ограждений станков, вентиляционных устройств, трубопроводов и других изделий) выполненных из листового материала

Учитель объяснив назначение данных изделии обращает внимание учащихся на конструкцию данных деталей. Задается вопрос : как изготовлены они , каким методом. Напоминая им что детали изготовлены из листового материала. Что необходимо сделать для того чтобы получить изгиб?

Наводящие вопросы выведут детей на необходимость применения развертки.

Далее учитель на примерах геометрических тел объясняет приемы выполнения разверток.

Разверткой поверхности многогранника называют плоскую фигуру, полученную в результате последовательного совмещения с плоскостью чертежа всех граней многогранника. Построение разверток поверхности многогранников состоит из определения натуральной величины граней и построения на плоскости в последовательном по-
рядке всех граней.

Рассмотрим построение разверток некоторых простейших тел. Развертка поверхности прямой призмы представляет собой плоскую фигуру, составленную из боковых прямоугольникови двух равных между собой многоугольников оснований. Для примера взята правильная шестиугольная призма (рис. 131) а). Боковые грани призмы пред-
ставляют собой равные между собой прямоугольники шириной и высотой. Для построения развертки нагоризонтальной прямой последовательно откладывают шесть отрезков, равных стороне основания шестиугольника, из полученных точек восставляют перпендикуляры длиной, равной высоте призмы Н. Соединяя полученные отрезки, проводят вторую горизонтальную прямую. Полученный прямоугольник (НХ6а) является разверткой боковой поверхности призмы. Затем на одной оси пристраивают фигуру оснований шестиугольникаКонтур обводят сплошной основной линией, а линии сгиба сплошной тонкой.

Далее учитель поясняет что при помощи подобного построения можно вычертить развертки прямых
призм с любой фигурой в основании.
Разница будет лишь в количестве и ширине
граней боковой поверхности.

Групповая работа 15 минут

Цель: Увеличение нагрузки на образное мышление и повышение степени самостоятельности.

Задание №1: Выполнить развертку правильной пирамиды.

Данное задание выполняется совместно с учителем. Учитель вычерчивает на доске учащиеся в рабочих тетрадях.

Развертка поверхности правильной пирамиды представляет собой плоскую фигуру, составленную из боковых граней равнобедренных или равносторонних треугольников и правильного многоугольника основания. Для примера взята
правильная четырехугольная пирамида (рис. 131, 6). Решение задачи осложняется тем, что неизвестна величина боковых граней пирамиды, так как их ребра не параллельны ни одной из плоскостей
проекций. Поэтому начинают построение с
определения истинной величины ребра SA. Это делают способом вращения (см. рис128, в). Определив истинную длину наклонного ребра SA, равную з'а], проводят из произвольной точки О как из центра дугу окружности радиусом s'a{. По этой
дуге откладывают четыре отрезка, равных стороне основания пирамиды, которое на чертеже с проецировалось в истинную величину. Найденные точки соединяют прямыми с точкой О. Получив таким образом развертку боковой поверхности, пристраивают к основанию одного из треугольников квадрат, равный основанию пирамиды.

Задание №2: Выполнить развертку прямого кругового конуса

Данное задание выполняется совместно с учителем. Учитель вычерчивает на доске учащиеся в рабочих тетрадях.

Развертка поверхности прямого кругового конуса представляет собой плоскую фигуру, состоящую из кругового сектора и круга (рис. 131, в).

Построение выполняют следующим образом. Проводят осевую линию и из точки, взятой на ней как из центра очерчивают радиусом R l' равным образующей конуса з а", дугу окружности. В данном примере образующая, подсчитанная по теореме Пифагора, равна приблизительно 38 мм (L = /19. + 352 =yI145O ~ 38 мм). Затем подсчитывают угол сектора по формулеа= 3600. RL где R - радиус окружности основания конуса; L - длина образующей боковой поверхности конуса.

В данном примере а= 3600·15- 14220 38 ' .

Этот угол строят симметрично относительно осевой линии с вершиной в точке S. К полученному сектору пристраивают круг с центром на осевой линии и
диаметром, равным диаметру основания конуса

Ученики делятся мнениями








В соответствии с инструкциями преподавателя, учащийся в рабочей книге проводит выполнение чертежей

Заполнение основной этикетки. (I) выполнение нанесение размеров начертежах. в рабочей книге.

Сигнальные карточки

Синяя-готов ответить

Черная- пропускаю нет ответа

Дискриптор

Понимают и выполняют развертку поверхностей

http://keleshek-2030.kz/books/graf_pr1_10kz.php

В.Н. Виноградов «Черчение»

Слайд 3,4

Тетрадь

Чертежные инструменты: готовальня, транспортир, угольники, ластик и др.

Слайд 5


Слайд 6


Слайд 7



Завершение


Ученик рассказывает, на каком уровне он понял и усвоил сегодняшний урок.

Оставляйте отзывы о студенческих работах.





Графика и проектирование

Школа:

Число: .

ФИО учителя:

Класс: 10 урок 9-10

Участвовали:

Отсутствовали:

Раздел долгосрочного плана:

Формообразование и конструирование

Тема урока:

Конструирование форм предметов (геометрических тел)

Учебные цели для достижения на этом уроке

10.4.2.1 Конструировать форму предмета по заданным параметрам

10.7.1.1 Решать занимательные задачи (например: пропедевтические, эвристические графические задачи), предлагая рациональные способы выполнения

Цель урока

Учащиеся научатся:

Все. Понимать особенности конструирования по заданным параметрам Решать не сложные занимательные задачи

Большинство. Знают особенности элементов конструирования .Умеют выполнять творческие задачи.

Некоторые. Анализировать конструкцию предметов. Выполнять графические задачи с элементами конструирования

Привитие ценностей

Независимость и патриотизм

  • понимание истории, культуры и традиций Казахстана, его независимости и важности ее сохранения;

Ход урока

Запланированные этапы урока

Действие учителя

Поведение учеников

Оценка

Ресурсы

Начало




В начале урока: Приветствие учащегося/ проведение проверки / концентрация внимания учащихся.

Введение

Стратегия: «В поисках сокровищ»

Коллективная работа

Для увеличения уровня сложности, добавлена информация, не имеющая отношения к уроку, учащиеся отличают нужную и ненужную для них информацию(картинку).

Мозговой штурм

Учитель обозначает проблему (предлагает учащимся начертить деталь без нанесенных на ней размеров), и вместе уточняют тему урока. Формулируют пункты плана работы по группам.

Деление на 4 группы

метод «По определенному признаку»

На доске листочки разного цвета. Учащиеся выбирают себе листочек, распределяются на группы, имея одинаковый цвет.

Ученики приветствуют и желают удачи. Учащиеся высказывают свое мнение о ценности. Размышляя, ученик отвечает на вопросы повторения.





Деление на группы.

Формирующая оценка: самооценка. Дискриптор

ФО: Метод «Углы»


Комментарии и предоставленные графические изображения в учебнике

Shape1 Shape2 Shape3

Shape4





Середина урока





ПСМ (первоначально стимулирующий материал)

Цель: активизация внимания, выход на тему занятия

Выход на тему урока.

ЦО:Конструировать форму предмета по заданным параметрам.

Решать занимательные задачи (например: пропедевтические, эвристические графические задачи), предлагая рациональные способы выполнения

Тема урока:"Решение задач с элементами конструирования",

Задачи урока:

Формировать навыки конструирования при выполнении чертежей с различными формами. Умения анализировать форму детали и решать конструкторские задачи.

ИР/ФР «мозговой штурм» - 3 минуты

Задача:

1.Обучить школьников приемам преобразовательной деятельности необходимым для овладения умениямисвязанными с конструированием .

2. Сформировать приемы решения несложных,
элементарных конструкторских задач.

3. Развить творческие способности учащихся в процессе их графической подготовки.

В начале урока учащимся сообщается, что конструи-
рование - это создание новых изделий или их усовершенствование (реконструкция). Работа по конструированию всегда сопровождается выполнением графических изображений (чертежей, технических рисунков). Чтобы научиться этому, необходимо решать задачи, включающие элементы конструирования. Такие задачи могут включать
действия по введению новых конструктивных элементов(отверстий, вырезов и др.) в изделия, изменение количества или формы частей. Цель этих изменений - придать предмету новые полезные качества (уменьшить вес, повысить прочность, упростить обработку, создать удобства для
пользования изделием и др.). Здесь надо проявить смекалку.

Затем учащиеся при ступают к решению задач с элеменгами конструирования. (рис 25)

Особенность деятельности учащихся при освоении
приемов конструирования состоит в выборе того или иного действия по преобразованию предмета исходя из конечной цели, поставленной в условии задачи. Цели в заданиях на конструирование могут быть разнымии зависят от формы объектов, их назначения и требований, предъявляемых к предметам в условиях эксплуатации. В
предложенных задачах они связаны с необходимостью изменить форму и массу детали, дополнить ее недостающими элементами в конструкции, спроектировать схематично
заданную конструкцию. Главное в задачах на
конструирование - ориентация насообразительность, комбинирование исходных данных, учет формы и размеров соединяемых деталей.

Задание: сконструируйте деталь опоры так, чтобы у нее уменьшилась масса.

В рисунке даны задачи с элементами конструирования, в которых предлагается из
данной заготовки сконструировать опору для установки в вертикальном положении в ее верхней части цилиндрического стержня, предусмотрев возможность крепления основания опоры на столе при помощи болтов.

При этом подчеркивается, что желательно также, насколько это возможно, уменьшить массу опоры.

При решении этой задачи учащийся должен самостоятельно решить три вопроса.

Учитель задает вопрос:

Выясните, как установить в верхней части деталь стержня, диаметр которого больше размера выступа в опоре?

Тут могут быть два решения: можно образовать отверстие в опоре, равное по размерам диаметру стержня, и вставить стержень в опору (рис. 25, а); можно сделать вырез в стержне (рис. 25, б) и насадить его на выступ верхней части опоры. Оба эти решения правомерны,
Следует отметить что при втором решении стержень будет установлен менее надежно, даже если закрепить его при помощи шпильки.
Какое конструктивное решение следует принять с тем, чтобы обеспечить возможность крепления опоры на столе?

Тут также могут быть два
решения: образовать два отверстия в ее основании (рис. 25, в) или предусмотреть две прорези (рис. 25,
г и д).

Как обеспечить более легкую массу опоры?

Тут необходимо иметь в виду, что если образовать отверстие в ее средней части и два отверстия в основании, то масса опоры значительно уменьшится. Но возникает вопрос, как еще уменьшить массу.

Учащийся должен догадаться, что есть еще другие
возможности - скруглить или срезать углы в основании (рис 25,д). При этом целесообразно предпочесть конструкцию с вырезами В основании, а не с отверстиями в нем.

Групповая работа 15 минут

Цель: Увеличение нагрузки на образное мышление и повышение степени самостоятельности.

Задание №1: Выполнить чертеж аксанометрической проекции и необходимых видов с разрезом реконструированной детали

Определяют тему урока

Ставят цель собственного обучения.


Учащиеся угадывают картинки, связанные с темой урока.

Учащиеся должны отгадать их.


Знать и понимать, как наносить размеры на чертежах с учетом геометрической формы объекта.


Слушают учителя отвечают на вопрос



Заполнение основной этикетки. (I) выполнение конструкции деталей в рабочей книге.




ФО: «Ты мне - я тебе»

Прием взаимооценивания.

Один учащийся оценивает другого.

Дескроипторы:

1 Понимает и выполняет задачи на конструирование.









Две звезды – одно пожелание

Сигнальные карточки

Синяя-готов ответить

Черная- пропускаю нет ответа.

Ответы учащихся поощряются похвалой комментариями учителя


Чертежные инструменты и принадлежности, листы с заданиями.






Линейка, форматА4 с нанесенным на нем чертежом.

Образец для сверки правильного ответа



Завершение


Ученик рассказывает, на каком уровне он понял и усвоил сегодняшний урок.

Оставляйте отзывы о студенческих работах.





03 Қаңтар 2025
138
Материал жариялап, аттестацияға 100% жарамды сертификатты тегін алыңыз!
Ustaz tilegi журналы министірліктің тізіміне енген. Qr коды мен тіркеу номері беріледі. Материал жариялаған соң сертификат тегін бірден беріледі.
Оқу-ағарту министірлігінің ресми жауабы
Сайтқа 5 материал жариялап, тегін АЛҒЫС ХАТ алыңыз!
Қазақстан Республикасының білім беру жүйесін дамытуға қосқан жеке үлесі үшін және де Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық материалыңызбен бөлісіп, белсенді болғаныңыз үшін алғыс білдіреміз!
Сайтқа 25 материал жариялап, тегін ҚҰРМЕТ ГРОМАТАСЫН алыңыз!
Тәуелсіз Қазақстанның білім беру жүйесін дамытуға және білім беру сапасын арттыру мақсатында Республика деңгейінде «Ustaz tilegi» Республикалық ғылыми – әдістемелік журналының желілік басылымына өз авторлық жұмысын жариялағаны үшін марапатталасыз!
Ресми байқаулар тізімі
Республикалық байқауларға қатысып жарамды дипломдар алып санатыңызды көтеріңіз!
Министірлікпен келісілген курстар тізімі