Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
«Хореография как вид искусства»
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Доклад
по хореографии
на тему
«Хореография как вид искусства»
Выполнил
преподаватель хореографии
ДМШ№2 г.Павлодар
Байжуманова Айман Аманжоловна
г. Павлодар, 2022г.
Содержание
1. Понятие хореографии как искусства
2. Становление искусства балета
3. Литература
1. Понятие хореографии как искусства
Хореографическое искусство – это очень объемное понятие, которое содержит балет, искусство народного современного танца.
Хореография сформулировала целую систему специфических средств и приемов, свой художественно выразительный язык, с помощью чего создается хореографический образ, который возникает из музыкально ритмичных движений. Он имеет условно обобщенный характер и раскрывает внутреннее состояние и духовный мир человека. Основу хореографического образа составляет движение, которое непосредственно связано с ритмом.
Специфической особенностью искусства хореографии является ее непосредственная связь с музыкой, которая помогает раскрыть хореографический образ во всей яркости и полноте, влияет на его темпоритмичное построение.
При анализе музыкального искусства шла речь о существовании важной связи композитор – исполнитель. В хореографии эта связь значительно усложняется, ведь между композитором и исполнителем появляется фигура хореографа. Именно этот «тройной союз» и делает хореографию видом искусства.
Первые свидетельства о зарождении искусства хореографии отсылают нас к глубокой давности, когда в доисторические сутки танец выполнял определенную ритуальную функцию. Эта тенденция имела свое продолжение и развитие в культурах Древних Египта и Греции, тогда как в Древнем Риме танец уже начинает восприниматься как зрелище.
Средневековье налагает на хореографическое искусство табу – запрещение, хотя народный танец, невзирая на любые препятствия, продолжает свое развитие (эта ситуация в известной мере стала основой для известного роману В. Гюго «Собор Парижской Богоматери»).
Процесс возобновления искусства хореографии связан со временем Возрождения, но настоящий его развей начинается в XVII ст., когда во Франции была создана Королевская академия танца (1661).
Новерр Жан Жорж (1727–1810) – французский хореограф, реформатор западноевропейского балета. Его теоретические и художественные поиски были связаны с разработкой двух важных составляющих балетного искусства: феномену ритма и концепции естественных данных танцовщика. Согласно позиции Ж.Ж. Новерра, профессиональное мастерство исполнителя должно органически совмещаться с эмоциональным началом, которое будет способствовать процессу создания полноценного художественного образа. Теоретические рассуждения относительно природы и специфики балетного искусства были изложены хореографом на страницах работы «Письма о танце». Разведки Ж.Ж. Новерра в разработке жанровой структуры балета имели значительное влияние на последующее развитие хореографического искусства.
Академией была разработана основная система классической хореографии и заложен фундамент балета (от фр. и лат. – танцую), который имеет свою жанровую структуру.
Хореография – это своеобразная метатеория балетного искусства, которое рядом с классическим и народно характерным танцем использует элементы пантомимы и тому подобное.
2. Становление искусства балета
Становление и развитие искусства балета связаны с культурами Италии, Англии, Австрии и особенно Франции. Именно в этой стране начался процесс отделения балета от оперы и предоставления балетному искусству статуса самостоятельной отрасли хореографии.
Основателем классического балетного искусства был французский балетмейстер Ж.Ж. Новерр, который отстаивал идею синтеза между танцем и музыкой. По мнению Новерра, именно синтез предопределял создание полноценного хореографического образа.
Ведущими школами классического балета в начале XIX ст. становятся итальянская и французская, которые совершенствуют, развивают на новом уровне основные принципы балета XVII–XVIII ст., ведут поиски новых средств и приемов, значительно усложняют технику прыжка, вращения, и тому подобное.
Процесс развития балетного искусства XIX ст. имел взаємовпливо-вий характер. Да, поиски, которые происходили в европейской хореографии, стимулировали становление этого вида искусства в России, которая впоследствии приведет к обратному процессу – влиянию искусства российского балета на западноевропейский («Российские сезоны» в Париже). 216
Плодотворно работали в России западные балетмейстеры Ш. Дидло (1767–1837), который поставил много разножанровых представлений и воспитал таких звезд балетного искусства, как А. Истомина (1799–1848) и Е. Телешова (1804–1857), и А. Сен-леон (1821–1870).
Последующий расцвет балета происходит во второй половине
XIX – в начале XX ст. и связанный прежде всего с именем М. Петипа (1818–1910), который осуществил новаторские балетные постановления. Всемирное признание Петипа принесли балеты «Спящая красавица» и «Лебединое озеро» (в соавторстве из Л. Ивановым), а имена О. Преображенской, М. Кшесинской, П. Гердта вошли в историю балетного искусства.
Новый этап в развитии российского балета связан с именем О. Горского (1871–1924) – постановщика балетов «Дон Кихот» и «Саламбо». Он отказался от обветшалых приемов пантомимы, предпринял действие более четким и более динамическим, начал активно вовлекать в художественное оформление своих спектаклей известных художников, в частности К. Коровина и О. Головина.
Настоящим авангардистом хореографического искусства XX ст. стал М. Фокин (1880–1942). Его творчество формировалось под непосредственным влиянием художественного задела М. Петипа и О. Горского. В то же время он искал новые средства выразительности, совершенствовал, а во многом видоизменял рисунок танца, создавал новые танцевальные формы.
В постановках М. Фокина «Египетские ночи», «Дафнис и Хлоя», «Петрушка» засияли звезды российского балета А. Павлова, В. Нежинский, Т. Карсавина, О. Спесивцева.
Именно с именами этих представителей искусства хореографии и связан триумф всемирно-известных «Российских сезонов» в Париже, которые были организованы выдающимся театральным деятелем С. Дягилевим.
Вклад дягилєвських сезонов в развитие искусства мирового балета трудно переоценить. Выдающиеся художники того времени Р. Роллан, Же. Кок-то, О. Роден, П. Пикассо, К. Сен-сане были в восторге от этой культурной акции.
Дягилевски сезоны являются ярким примером межвидового синтеза искусств – музыки, хореографии и живописи, которая была сделана возможной благодаря творческим поискам художников О. Бенуа, Л. Бакста, В. Серова, М. Рериха; композитора И. Стравинского; хореографов М. Фокина и Д. Баланчина.
Анализируя феномен «Российских сезонов», необходимо четко помнить о важном месте, которое занимал в контексте этого явления наш великий соотечественник, ведущий солист труппы Дягилева, выдающийся хореограф Серж (настоящее имя – Сергей Михайлович) Лифар (1905–1986).
Серж Лифар танцевал главные роли практически во всех балетах «Российских сезонов» – в «Виденье розы», «Аполлоне Мусагети», «Блудном сыне», «Писляполуденному отдыха фавна» и тому подобное. На протяжении многих лет имя Сержа Лифаря было несправедливо забытым, но в июне 1994 р. в Киеве состоялся И Международный конкурс балета им. Сержа Лифаря. С того времени он проводится каждые два года. Большой художник наконец вернулся на родину, от которой, кстати, никогда не отказывался. Именно поэтому на могиле выдающегося мастера написано: «Серж Лифар из Киева». Следовательно, творчество этого блестящего художника следует интерпретировать как общецивилизационный фенюмен.
Расцвел искусства балета второй половины XX ст. связанный с именами Г. Улановой, О. Лепешинской, Ю. Григорьевича, М. Плисецкой, Н. Безсмертновой, М. Лиепи, В. Васильева, Е. Максимовой, В. Чабукиани, Г. Нуриева, М. Баришникова но др.
Сегодня развитие балетного искусства Украины непосредственно ассоциируется с творчеством А. Шекери, В. Калиновской, В. Колтуна, Т. Таякиной, А. Рубиной, В. Писарева но др.
Анализируя искусство хореографии, следует отметить, что оно представлено не только классическим балетом, но и непосредственно пов язане и с традициями народного танца, который воспроизводит в движении и пластике специфику национального самосознания (ансамбль танца им. П. Вирского).
Яркая страница в развитии искусства народного танца связана с традициями испанской национальной культуры, в частности с деятельностью хореографа и танцовщика А. Гадеса, в творчестве которого объединились искусство классического балета и уникальное явление испанской культуры – искусство фламенко.
Следовательно, искусство хореографии постоянно развивается и видоизменяется, ведь язык пластики, язык танца, которым владеют ее ведущие художники, будет всегда привлекать внимание и вызывать восхищение у зрителей всего мира.
Литература
1. Мазепа В.И. Художественная реальность в составе культуры //
2. Искусство: художественная реальность и утопия. – К., 1992.
3. Панченко В. Ґ. Мистецтво в контексти культури. – К., 1998.
4. Goldenberg R.L. Perfomance Art: from Futurisme to the Present. –
5. Singapure, 2000. – р. 156–157.2.
6. Никитин В.Ю. Модерн джаз танец. Начало обучения. – М., 1998. – с. 12–13. 3.
7. Le Moal Philippe. Dictionnaire de la dance. – Paris, 1999. – р. 705–706
8. That’s Dancing. Home video. Heyly J. – USA: MGMUSA, 1985.