Түркістан облысы, Түркістан қаласы,
Р.Исетов атындағы №20 жалпы білім
беретін мектептің тәрбиешісі Нуритдинова Матлуба Мамыровна
Игровые элементы в процессе обучения дошкольников
В
обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые
методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию
обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с
характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические
игры, игры-драма тизации, подвижные игры, эпизодические игровые
приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в
промежут ках
между выполнением других заданий). Игра в младшей группе может
занимать основную часть занятия. В средней, старшей и
подготовительной группах, игра является одной из частей занятия и
проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального
настроения.Игры могут составлять часть занятия, могут
использоваться в целях обучения и в повсе дневной жизни. Понятие «игровые педагогические
технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра
обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения
и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические,
профориентационные, психотехнические и др
Существует много различных подходов в использовании игры в
дошкольном возрасте. То, что дети легко обучаются «играючи»,
заметили и доказали великие педагоги К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, ЕЛ.Водовозова. Большая
заслуга в разработке проблемы принадлежит
Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой,
Е.И.Радиной, З.М.Богуславской, Г.Г.Григорьевой и др.
А.Н. Леонтьев указывает на то, что учебная
деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст»
деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности,
которые развиваются раньше.
Исследование З.М.Богуславской, специально посвященное изучению
особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что
интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего
проявляется у детей до пяти лет в том случае, если этот
познавательный материал включен в игровую, практическую или
изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают
мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как отмечает
З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой
другой практической продуктивной деятельности.
Какова же специфика игровых приемов
обучения?
Мы согласны с мнением психолога А.В.Запорожца, утверждающего, что
игровые приемы должны быть направлены на решение дидактических
задач и должны быть максимально похожими на настоящую игру,
обладать существенными признаками. Поэтому одним из признаков
игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приемах - это своеобразная формулировка,
определение цели предстоящих игровых действий. В процессе
использования игрового приема может увеличиваться количество
игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового
замысла.
В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии
событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений
о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать
игровые действия и способы их выполнения.
А.Н.Леонтьев писал, что в условиях игрового действия рождается
мнимая (воображаемая) ситуация «как будто». Смысл действия
соответствует реальному («Зажечь огни на елке...»), а операция,
реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся
материалом (мазки кистью и красками на бумаге). В этих условиях
несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и
рождается воображаемая ситуация.
Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено
по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим
внешний рисунок продуктивного действия (машет руками, как птица
крыльями; двигает лепку - по столу - движется корабль и т.п.);
изобразительным действием (ритмичные движения кистью - мазки,
изображающие снегопад); звукоподражанием (я - шофер, я везу зерно
на элеватор... би-би-би).
Таким образом, игровые приемы - это способы совместного (педагога и
детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых
задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные
на обучение и развитие детей.
Мы согласны с мнением Г.Г.Григорьевой, которая отмечает, что в
каждом игровом приеме должны быть игровая задача и игровые
действия. Их содержание продумывается педагогом, но обязательно с
учетом знаний детей об окружающем и их интересов. От этого зависят
содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и
действий. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок
фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию,
вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при
этом малоэффективно.
Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры
детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей
деятельности - с другой. Только в этом случае руководство будет
безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при
руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно
быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле
сохранения детских чувств, настроения.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:
сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые
ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Рассмотрим сначала, как игровые приемы дифференцируются по
характеру игрового материала.
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по
поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других
объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют
с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого
типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более
условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны).
Дети и воспитатели действуют одновременно в том и другом случае и
как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.
Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных),
картин-панорам, природного, бросового материала очень
распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал
(кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами
можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по
ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить»
как медведь и т.п.).
Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся,
усложняющиеся с возрастом и развитие интересы детей. Это те
интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его
действиям (мама, бабушка, врач и т.п.); сказочным персонажам,
популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми
образами, героями.
Поэтому такой прием (обыгрывание игрушек) вполне может быть
использован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при
этом помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) у
старших дошкольников превалирует интерес к общению людей,
взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать при
обыгрывании игрушки (предмета).
Взрослому при использовании этого приема очень важно думать,
ориентируясь на игровой опыт ребят, какие способы выполнения
действия более интересны и доступны детям. Маленькие дети с
удовольствием обыграют свои рисунки после занятия, используя мелкие
игрушки. Самые старшие дети могут «путешествовать» на волшебном
корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, затем в
летний) и даже на другие планеты.
Специально организованное обыгрывание детских работ позволят
педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.
Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали
интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и
слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и
успехов.
Выделение игрового приема с элементами ролевого
поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или
иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека
(игрового персонажа) или взаимоотношения. В зависимости от этого
строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их
интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель
разрабатывает эти игровые приемы.
Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и
своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого
они близки и понятны детям, не нарушают естественности
изобразительного процесса. В реальном процессе обучения
используются в различных сочетаниях все виды игровых
приемов.
Придумывая игровые приемы, воспитатели часто
ориентируются только на интерес детей к игре, считая, что наличие
игровых моментов уже само по себе интересно и эффективно.
Действительно, дети обычно откликаются на любое игровое
воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть в условиях
строго регламентированной деятельности на занятии. Воспитателю надо
помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно
соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В
противном случае интерес детей на занятии носит поверхностный
сиюминутный характер, определяется новизной атрибутики или
необычностью самой игровой ситуации.
В
практике наиболее часто это проявляется при использо
вании игровых приемов с целью мотивировки
задания. Следует учитывать при этом реальный опыт детей.
Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских
играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр,
игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов может строиться с
использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых
игрушек.Необходимо сочетать в игровых приемах новое и уже знакомое
детям. Это вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание
выполнить работу.
Регулярное применение игровых приемов без учета
знаний и отношений детей приводит к потере у них интереса к таким
занятиям, а у воспитателя вызывает чувство
неудовлетворен ности и впечатление бесполезности, ненужности
игровых приемов в обучении.
жүктеу мүмкіндігіне ие боласыз
Бұл материал сайт қолданушысы жариялаған. Материалдың ішінде жазылған барлық ақпаратқа жауапкершілікті жариялаған қолданушы жауап береді. Ұстаз тілегі тек ақпаратты таратуға қолдау көрсетеді. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзған болса немесе басқа да себептермен сайттан өшіру керек деп ойласаңыз осында жазыңыз
Игровые элементы в процессе обучения дошкольников
Игровые элементы в процессе обучения дошкольников
Түркістан облысы, Түркістан қаласы,
Р.Исетов атындағы №20 жалпы білім
беретін мектептің тәрбиешісі Нуритдинова Матлуба Мамыровна
Игровые элементы в процессе обучения дошкольников
В
обучении детей дошкольного возраста большое место занимают игровые
методы и приемы, которые поднимают у них интерес к содержанию
обучения, обеспечивают связь познавательной деятельности с
характерной для малышей игровой. К ним относятся дидактические
игры, игры-драма тизации, подвижные игры, эпизодические игровые
приемы (загадки, упражнения-имитации, игровые действия в
промежут ках
между выполнением других заданий). Игра в младшей группе может
занимать основную часть занятия. В средней, старшей и
подготовительной группах, игра является одной из частей занятия и
проводится с целью закрепления знаний и создания эмоционального
настроения.Игры могут составлять часть занятия, могут
использоваться в целях обучения и в повсе дневной жизни. Понятие «игровые педагогические
технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов
организации педагогического процесса в форме различных
педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра
обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения
и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть
обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются
учебно-познавательной направленностью.
По характеру педагогического процесса выделяются следующие группы игр:
обучающие, тренировочные, контролирующие и обобщающие;
познавательные, воспитательные, развивающие;
репродуктивные, продуктивные, творческие;
коммуникативные, диагностические,
профориентационные, психотехнические и др
Существует много различных подходов в использовании игры в
дошкольном возрасте. То, что дети легко обучаются «играючи»,
заметили и доказали великие педагоги К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, ЕЛ.Водовозова. Большая
заслуга в разработке проблемы принадлежит
Е.А.Флериной, Н.П.Сакулиной, Т.С.Комаровой,
Е.И.Радиной, З.М.Богуславской, Г.Г.Григорьевой и др.
А.Н. Леонтьев указывает на то, что учебная
деятельность дошкольников должна опираться на «неучебный контекст»
деятельности, то есть на цели и мотивы тех видов деятельности,
которые развиваются раньше.
Исследование З.М.Богуславской, специально посвященное изучению
особенностей учебной деятельности дошкольников, показало, что
интерес, активное отношение к учебному материалу легче всего
проявляется у детей до пяти лет в том случае, если этот
познавательный материал включен в игровую, практическую или
изобразительно-продуктивную деятельность. В этом случае возникают
мотивы «конкретных действий». Причем игровые мотивы, как отмечает
З.М.Богуславская, оказались более действенными, чем мотивы любой
другой практической продуктивной деятельности.
Какова же специфика игровых приемов
обучения?
Мы согласны с мнением психолога А.В.Запорожца, утверждающего, что
игровые приемы должны быть направлены на решение дидактических
задач и должны быть максимально похожими на настоящую игру,
обладать существенными признаками. Поэтому одним из признаков
игрового приема должна быть игровая задача.
Игровая задача в этих приемах - это своеобразная формулировка,
определение цели предстоящих игровых действий. В процессе
использования игрового приема может увеличиваться количество
игровых задач. Таким образом, происходит развитие игрового
замысла.
В тех случаях, когда дети увлечены происходящими на занятии
событиями, когда у них есть определенный запас знаний, впечатлений
о данном явлении, они могут сами ставить новые задачи, придумывать
игровые действия и способы их выполнения.
А.Н.Леонтьев писал, что в условиях игрового действия рождается
мнимая (воображаемая) ситуация «как будто». Смысл действия
соответствует реальному («Зажечь огни на елке...»), а операция,
реализующая это действие, выполняется в соответствии с имеющимся
материалом (мазки кистью и красками на бумаге). В этих условиях
несовпадения смысла действия и значения конкретной операции и
рождается воображаемая ситуация.
Внешнее выражение действий (операции) может быть представлено
по-разному: моторным, практическим действием, воспроизводящим
внешний рисунок продуктивного действия (машет руками, как птица
крыльями; двигает лепку - по столу - движется корабль и т.п.);
изобразительным действием (ритмичные движения кистью - мазки,
изображающие снегопад); звукоподражанием (я - шофер, я везу зерно
на элеватор... би-би-би).
Таким образом, игровые приемы - это способы совместного (педагога и
детей) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых
задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные
на обучение и развитие детей.
Мы согласны с мнением Г.Г.Григорьевой, которая отмечает, что в
каждом игровом приеме должны быть игровая задача и игровые
действия. Их содержание продумывается педагогом, но обязательно с
учетом знаний детей об окружающем и их интересов. От этого зависят
содержание, количество, разнообразие, логика игровых задач и
действий. Если это условие не учитывается педагогом, то ребенок
фактически не принимает предлагаемую взрослым игровую ситуацию,
вскоре теряет интерес к ней, и игровое воздействие на детей при
этом малоэффективно.
Игровые приемы выбираются педагогом с учетом особенностей игры
детей, логики ее развития, с одной стороны, и особенностей
деятельности - с другой. Только в этом случае руководство будет
безболезненным и эффективным. Это особенно необходимо при
руководстве творческой деятельностью, воздействие на которую должно
быть по возможности незаметным для ребенка, бережным в смысле
сохранения детских чувств, настроения.
Все игровые приемы условно можно разделить на две большие группы:
сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр и сюжетно-игровые
ситуации с ролевым поведением детей и взрослых.
Рассмотрим сначала, как игровые приемы дифференцируются по
характеру игрового материала.
Сюжетно-игровые ситуации по типу режиссерских игр развертываются по
поводу игрушек, каких-либо предметов, бросового материала и других
объемных или плоскостных предметов. Ребенок и воспитатель действуют
с ними, как в режиссерских играх. Другие игровые ситуации этого
типа развертываются по поводу рисунка (рисованное изображение более
условно, и возможности активного действия с ним более ограниченны).
Дети и воспитатели действуют одновременно в том и другом случае и
как сценаристы, и как режиссеры, и как актеры.
Прием обыгрывания предметов или игрушек (объемных и плоскостных),
картин-панорам, природного, бросового материала очень
распространен. Обыграть можно даже изобразительный материал
(кисточки, краски, карандаши и т.п.). Ведь с кисточкой, карандашами
можно разговаривать, советоваться, учить их рисовать («бегать» по
ровной дорожке, «кататься» с горки, «прыгать» как зайчик, «ходить»
как медведь и т.п.).
Используя этот прием, можно учесть постепенно изменяющиеся,
усложняющиеся с возрастом и развитие интересы детей. Это те
интересы, которые лежат в основе естественных игр: к человеку, его
действиям (мама, бабушка, врач и т.п.); сказочным персонажам,
популярным героям мультфильмов и их действиям; к общению с любимыми
образами, героями.
Поэтому такой прием (обыгрывание игрушек) вполне может быть
использован в работе с самыми старшими дошкольниками. Следует при
этом помнить, что при сохранении интереса к игрушке (предмету) у
старших дошкольников превалирует интерес к общению людей,
взаимодействию их между собой. Это обязательно нужно учитывать при
обыгрывании игрушки (предмета).
Взрослому при использовании этого приема очень важно думать,
ориентируясь на игровой опыт ребят, какие способы выполнения
действия более интересны и доступны детям. Маленькие дети с
удовольствием обыграют свои рисунки после занятия, используя мелкие
игрушки. Самые старшие дети могут «путешествовать» на волшебном
корабле, перемещаясь в разные времена года (в зимний денек, затем в
летний) и даже на другие планеты.
Специально организованное обыгрывание детских работ позволят
педагогу живо, убедительно и интересно провести их анализ и оценку.
Крайне важно при этом, чтобы игровые действия не только вызывали
интерес к продукту деятельности, но и выявляли его достоинства и
слабые стороны, помогали вскрывать причины неудач и
успехов.
Выделение игрового приема с элементами ролевого
поведения обусловлено особенностями развития игры. Однако в той или
иной роли ребенка привлекают или разнообразные действия человека
(игрового персонажа) или взаимоотношения. В зависимости от этого
строится и содержание игрового приема. Учитывая знания детей, их
интересы, предпочтения, уровень игры в группе, воспитатель
разрабатывает эти игровые приемы.
Все вышеизложенные приемы сочетают в себе основные признаки игры и
своеобразие детской изобразительной деятельности. Вследствие этого
они близки и понятны детям, не нарушают естественности
изобразительного процесса. В реальном процессе обучения
используются в различных сочетаниях все виды игровых
приемов.
Придумывая игровые приемы, воспитатели часто
ориентируются только на интерес детей к игре, считая, что наличие
игровых моментов уже само по себе интересно и эффективно.
Действительно, дети обычно откликаются на любое игровое
воздействие. Интересна уже сама возможность поиграть в условиях
строго регламентированной деятельности на занятии. Воспитателю надо
помнить, что содержание игровых задач и игровых действий должно
соответствовать знаниям детей об окружающем и их интересам. В
противном случае интерес детей на занятии носит поверхностный
сиюминутный характер, определяется новизной атрибутики или
необычностью самой игровой ситуации.
В
практике наиболее часто это проявляется при использо
вании игровых приемов с целью мотивировки
задания. Следует учитывать при этом реальный опыт детей.
Предпочтения, интересы ребят, как правило, проявляются в детских
играх. Соответственно у дошкольников есть любимые темы игр,
игрушки, роли. Поэтому содержание игровых приемов может строиться с
использованием содержания игр детей конкретной группы и их любимых
игрушек.Необходимо сочетать в игровых приемах новое и уже знакомое
детям. Это вызывает более устойчивый и глубокий интерес, желание
выполнить работу.
Регулярное применение игровых приемов без учета
знаний и отношений детей приводит к потере у них интереса к таким
занятиям, а у воспитателя вызывает чувство
неудовлетворен ности и впечатление бесполезности, ненужности
игровых приемов в обучении.
шағым қалдыра аласыз













