Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Игровые технологии на уроках музыки
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ МУЗЫКИ
Управление образования Восточно-Казахстанской области
КГКП «Детский сад – ясли №9 «Арман»
Отдела образования по г. Усть – Каменогорску»
Музыкальный руководитель
Хайруллина Динара Мукатаевна
Урок музыки – это урок творчества. Творчество - деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью. Система творческих заданий существенным образом влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. И чтобы вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность, заинтересованность каждого ребенка, я использую разнообразные формы и методы работы, прежде всего игровые. Игра имеет большое значение в жизни ребенка и только внешне кажется беззаботной и легкой. А на самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Для школьников игра сфера их социального творчества, полигон его общественного и творческого самовыражения. Она необычайно информативна и многое «рассказывает» самому ребенку о нем. Игра — путь поискa себя , в целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Мотив игры – это не результат, а процесс, который раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувство сопереживания по отношению друг к другу, взаимовыручку в решении трудных вопросов. Целью применения технологии игровых форм обучения является развитие устойчивого познавательного интереса у учащихся к предмету «Музыка». Игровые методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала, расширяют их кругозор, развивают творческое мышление, художественное воображение, активизируют память, наблюдательность, интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют воспитанию гармоничной личности. Одним из основных видов деятельности на уроке музыки является пение, и моя задача заключается в формировании и развитии певческих навыков.
В обучении детей пению я использую игровую методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые зарядки и ритмодекламации, игры на развитие речевого и певческого дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и упражнения, игровой показ песни.
Вокальные импровизации проявляются уже в самом начале урока в музыкальном приветствии. Группа делится на 2 или 3 группы и исполняет музыкальное приветствие соответственно на 2 или 3 голоса. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на полтона. Это активизирует внимание воспитанников. Дети сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всей группой.
Ритмодекламация -
это четкое произнесение текста или стихов в
заданном ритме. Цель ритмодекламации это прежде всего развитие
музыкального, поэтического слуха, у чувства слова, воображения.
Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук
воспроизводятся осмысленно, с искренним отношением исполнителя к
звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями,
так как отношение к одному и тому же персонажу или событию может
изменяться по-разному. Ритмодекламация может идти на фоне
ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки,
притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии может
сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно
пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Использование
ритмодекламации способствует формированию естественного звучания
голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой
дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом
или музыкальном материале.
Музыкально-дидактические игры – это игры с готовыми правилами. Они
требуют от воспитанника умения расшифровывать, знать,
распутывать, разгадывать, а главное предмет. Чем
искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта
дидактическая цель. Творческие задания пронизывают весь урок музыки
от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач,
поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают
представления о различной высоте и продолжительности музыкальных
звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи
музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки
разных эпох. Творческие задания помогают в формировании
музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий учащиеся
должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии,
сменой настроения. В младшем дошкольном возрасте формированию
музыкального мышления способствуют движения, которые помогают
ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная
наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными
ощущениями помогают детям получить представление об особенностях
музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы
мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В
момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают
музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение.
Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к
музыкальному искусству, специфике его выразительных
средств.
Пластическое интонирование - один из игровых приемов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение, превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы (слушание) вактивную. При этом решается целый ряд проблем:
Психологическая: «музыка часть меня,я — часть музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление, память, способствуют увлеченности и творчеству, и возникновению непроизвольного внимания.
Образовательная- помогает зрительно показать сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания. К пластическому интонированию близок игровой метод - «музыкальное рисование» ,которое тоже развивает творческую фантазию, навыки импровизации. То есть дети
представляют, что они художники, и, держа в руках кисточку, или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины, соответствующие звучащему музыкальному образу.
Инструментальное музицирование — это творческий процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности, инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из характера музыки, ее жанровости, дети сами выбирают инструменты для исполнения, а я обращаю их внимание на соответствие между произведением и его сопровождением. Особенно нравится детям исполнять казахские и русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое количество музыкальных инструментов: сырнай, ускирик, конырау, тайтуяк, ложки, трещотки, колокольчики, бубны. Играя на музыкальных инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение, жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся передавать его.
Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность. «Счастливый случай», «Что?Где? Когда?», «Угадай мелодию», «В мире музыкальных инструментов»- эти игры расширяют представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах музыки, музыкальных стилях разных эпох и т.д. Дети приобретают опыт работы в группах по сочинительству и исполнению.
Игры-путешествия совершаются детьми в воображаемых условиях. Они применяются при изучении культуры разных стран, творчества композиторов или основ музыкальной грамоты.
Отличительная черта этих игр- активность воображения, создающая своеобразие этой формы деятельности.
Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные – «Я – композитор», «Я – сочинитель». Это игры на знание средств музыкальной выразительности.