ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
МУЗЫКИ

Управление образования
Восточно-Казахстанской области
КГКП «Детский сад – ясли №9
«Арман»
Отдела образования по
г. Усть –
Каменогорску»
Музыкальный
руководитель
Хайруллина Динара
Мукатаевна
Урок музыки – это урок творчества. Творчество -
деятельность, порождающая нечто качественно новое и отличающееся
неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической
уникальностью. Система творческих заданий существенным образом
влияет на мышление, речь, воображение, активность ребенка. И чтобы
вовлечь учащихся в этот процесс, вызвать творческую активность,
заинтересованность каждого ребенка, я использую разнообразные формы
и методы работы, прежде всего игровые. Игра имеет большое значение
в жизни ребенка и только внешне кажется беззаботной и легкой. А на
самом деле она требует, чтобы играющий отдал ей максимум своей
энергии, ума, выдержки, самостоятельности. Для школьников игра
сфера их социального творчества, полигон его общественного и
творческого самовыражения. Она необычайно информативна и многое
«рассказывает» самому ребенку о нем. Игра — путь поискa себя , в
целом в обществе, человечестве, во Вселенной, выход на социальный
опыт, культуру прошлого, настоящего и будущего.
Мотив игры – это не результат, а процесс, который
раскрывает творческие возможности ученика, воспитывает чувство
сопереживания по отношению друг к другу, взаимовыручку в решении
трудных вопросов. Целью применения технологии игровых форм обучения
является развитие устойчивого
познавательного интереса у учащихся к предмету «Музыка». Игровые
методы способствуют прочному усвоению учащимися учебного материала,
расширяют их кругозор, развивают творческое мышление,
художественное воображение, активизируют память, наблюдательность,
интуицию, формируют внутренний мир ребенка и способствуют
воспитанию гармоничной личности. Одним из основных видов
деятельности на уроке музыки является пение, и моя задача
заключается в формировании и развитии певческих
навыков.
В обучении детей пению я использую игровую
методику. Это различные упражнения, звукоподражание, речевые
зарядки и ритмодекламации, игры на развитие речевого и певческого
дыхания, развивающие игры с голосом, интонационные игры и
упражнения, игровой показ песни.
Вокальные импровизации проявляются уже в самом
начале урока в музыкальном приветствии. Группа делится на 2 или 3
группы и исполняет музыкальное приветствие соответственно на 2 или
3 голоса. При этом одно и то же приветствие можно спеть в разных
темпах, ритмах, изменяя лад, транспонируя вверх или вниз на
полтона. Это активизирует внимание воспитанников.
Дети сочиняют свои варианты, лучшие из которых разучиваются всей
группой.
Ритмодекламация -
это четкое произнесение текста или стихов в
заданном ритме. Цель ритмодекламации это прежде всего развитие
музыкального, поэтического слуха, у чувства слова, воображения.
Главное правило ритмодекламации: каждое слово, каждый слог, звук
воспроизводятся осмысленно, с искренним отношением исполнителя к
звучащей речи. Один и тот же текст можно окрасить разными эмоциями,
так как отношение к одному и тому же персонажу или событию может
изменяться по-разному. Ритмодекламация может идти на фоне
ритмического сопровождения звучащих жестов (хлопки, шлепки, щелчки,
притопы и т. п.), шумовых инструментов. Звучание мелодии может
сопровождаться различными движениями, что помогает детям телесно
пережить ощущение темпа, динамики, ритма речи. Использование
ритмодекламации способствует формированию естественного звучания
голоса, выработке речевого и певческого дыхания, развитию четкой
дикции и выразительного исполнения различных настроений в речевом
или музыкальном материале.
Музыкально-дидактические игры – это игры с готовыми правилами. Они
требуют от воспитанника умения расшифровывать, знать,
распутывать, разгадывать, а главное предмет. Чем
искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта
дидактическая цель. Творческие задания пронизывают весь урок музыки
от начала и до конца, независимо от темы урока и целей и задач,
поставленных на нем. С помощью творческих заданий дети получают
представления о различной высоте и продолжительности музыкальных
звуков, тембровой, динамической, регистровой окраске, связи
музыкальной и речевой интонаций, о жанрах, формах, стилях музыки
разных эпох. Творческие задания помогают в формировании
музыкального мышления детей. При выполнении таких заданий учащиеся
должны согласовывать свои действия с характером звучащей мелодии,
сменой настроения. В младшем дошкольном возрасте формированию
музыкального мышления способствуют движения, которые помогают
ощущать характер, смену настроения, динамики, фактуры. Зрительная
наглядность в сочетании со слуховой, двигательной и тактильными
ощущениями помогают детям получить представление об особенностях
музыкального языка. При этом работают и развиваются такие механизмы
мышления, как анализ, синтез, развивается образная речь детей. В
момент выполнения творческих заданий у ребенка возникают
музыкальные и внемузыкальные представления, активно воображение.
Приобретая определенные знания, умения и навыки, дети приобщаются к
музыкальному искусству, специфике его выразительных
средств.
Пластическое интонирование - один из игровых
приемов на уроках музыки. Это познание музыки через жест, движение,
превращение процесса восприятия музыки из пассивной формы работы
(слушание) вактивную. При этом решается целый ряд
проблем:
Психологическая: «музыка часть меня,я — часть
музыки». Новые ощущения себя активизируют восприятие, мышление,
память, способствуют увлеченности и
творчеству,
и возникновению непроизвольного
внимания.
Образовательная- помогает зрительно показать
сложные музыкальные понятия, не разрушив процесса слушания. К
пластическому интонированию близок игровой метод - «музыкальное
рисование» ,которое
тоже развивает творческую фантазию, навыки
импровизации. То есть дети
представляют, что они художники, и, держа в руках
кисточку, или просто кистью руки «рисуют» в воздухе картины,
соответствующие звучащему музыкальному образу.
Инструментальное музицирование — это творческий
процесс восприятия музыки через игру на доступных ученикам
инструментах. Являясь одним из видов музыкальной деятельности,
инструментальное музицирование связано с вокально-хоровой
деятельностью, импровизацией и слушанием музыки. Исходя из
характера музыки, ее жанровости, дети сами выбирают инструменты для
исполнения, а я
обращаю их внимание на соответствие между произведением и его
сопровождением. Особенно нравится детям исполнять казахские и
русские народные песни и мелодии, позволяющие использовать большое
количество музыкальных инструментов: сырнай, ускирик, конырау,
тайтуяк, ложки, трещотки, колокольчики, бубны. Играя на музыкальных
инструментах, дети не только глубже постигают характер, настроение,
жанровые особенности и формы произведения, но и через игру учатся
передавать его.
Интеллектуальные игры - игры-упражнения,
игры-тренинги, воздействующие психическую сферу. Основанные на
соревновании, они путем сравнения показывают играющим детям уровень
их подготовленности, тренированности, подсказывают пути
самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную
активность. «Счастливый случай», «Что?Где? Когда?», «Угадай
мелодию», «В мире музыкальных инструментов»- эти игры расширяют
представления о музыкальных инструментах, их звучании, жанрах
музыки, музыкальных стилях разных эпох и т.д. Дети приобретают опыт
работы в группах по сочинительству и исполнению.
Игры-путешествия совершаются детьми в
воображаемых условиях. Они применяются при изучении культуры разных
стран, творчества композиторов или основ музыкальной
грамоты.
Отличительная черта этих игр- активность
воображения, создающая своеобразие этой формы
деятельности.
Сюжетно-ролевые игры также развивают творческое
мышление и познавательную активность учащихся. Наиболее популярные
– «Я – композитор», «Я – сочинитель». Это игры на знание средств
музыкальной выразительности.