Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Информационно-коммуникативные технологии в методике преподавания истории в школе.
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
Информационно-коммуникативные технологии в методике преподавания
истории в школе.
В становлении и развитии современного казахстанского общества основную роль выполняет процесс внедрения информатизации. Учебный процесс в современных школах не является исключением. Сегодня школа вступила на путь модернизации, что означает: ничего не забыть из прошлого, а развить его и создать новое. Необходимость модернизации образования связана, прежде всего, с теми изменениями, которые затронули нашу политическую и экономическую систему. Идет переоценка ценностей. Сколько бы лет ни преподавал учитель истории, все это время он сам находится как бы в роли обучающегося. Так как, он постоянно учится на опыте других учителей, находит в Интернете, в методической литературе новые эффективные способы объяснения учащимся трудных для понимания материалов, самостоятельно составляет планы каждого урока, готовит задания и вопросы, помогающие создавать творческую обстановку, способствующую лучшему усвоению знаний. Сегодня учитель обязан владеть навыками не только в сфере ИКТ, но и отвечать за профессиональное применение информационно-коммуникационных технологий в своей непосредственной деятельности [3, c. 2].
Цель, главным образом, состоит во включении компьютерных технологий в процесс обучения путем организованной и педагогически обоснованной учебной и внеурочной деятельности. Для усвоения учащимися школьного материала учитель истории применяет на уроках яркие интересные иллюстрации, различные таблицы и схемы. Традиционный источник знаний – учебник ограничен в своих возможностях.
Поэтому уже в настоящее время возникла необходимость организации процесса обучения на основе современных информационно-коммуникативных технологий, где в качестве источников информации всё шире используются электронные средства, в первую очередь, глобальные телекоммуникационные сети Интернет.
Модернизация образования ориентирует учителя на овладение новыми информационно - коммуникационными технологиями [1, c. 2] .
Главная задача ИКТ – обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества, государства.
Применение ИКТ в учебном процессе позволяет:
1. сделать урок современным (наглядным, красочным, информативным, интерактивным и экономичным);
2. приблизить урок к мировосприятию ребенка, который больше слушает и смотрит, чем читает и говорит;
3. использовать дифференцированный и личностно-ориентированный подходы к обучению;
4. установить отношения взаимопонимания и взаимопомощи между учеником и учителем;
5. активизировать познавательную деятельность учащихся.
Ни для кого не секрет, что в настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Дети не заинтересованы в обучении. Причин этого достаточно много:
-
перегруженность школьных программ,
-
оторванность изучаемого материала от жизни, от способностей и потребностей учащихся и многое другое [1, c. 5].
Поэтому учитель и ставит перед собой цель – поддерживать интерес детей к учению.
Познавательно-воспитательным результатом обучения является пополнение знаний учащихся, развитие их мышления. Как следствие после работы с интерактивной доской и флипчартами – у учащихся появляется интерес к уроку истории, уверенность в своих знаниях, формируется деловитость, развиваются навыки самостоятельной работы [2, c. 123].
Действенность процесса обучения повышается в том случае, если учащиеся будут его активными участниками, а не просто равнодушными слушателями и зрителями.
При подготовке к урокам с использованием ИКТ, учащиеся 5 – 7 классов могут использовать презентации и представлять интересный материал, в котором содержится не только текст, но иллюстрации, кроссворды, составленные самими учащимися. Причем, данную работу можно проводить на каждом уроке, так как, она несложна для учащихся и вызывает у них интерес при подготовке к урокам.
Очень важно, чтобы обучение стимулировало у учащихся потребность к размышлению и интерес к самостоятельной работе. Глубокое понимание материала во многом зависит от метода раскрытия его сущности. Трудный для понимания материал в устном изложении учителя легче усваивается при использовании наглядности.
Задача, поставленная перед учащимися, должна быть адекватна их знаниям и возможности.
Презентации позволяют и учителю, и ученику стать разработчиком урока на любую тему. Использование компьютеров в учебной деятельности является одним из эффективных способов повышения мотивации и индивидуализации его учения, развития творческих способностей и создания благополучного эмоционального фона. Знание учителем использования сети Интернет и создание презентаций познакомит учащихся с историей создания памятников искусства, научит чувствовать их прелесть и красоту [4, c. 1].
На этапе изучения нового материала ИКТ помогают эмоционально и образно подать материал, аккумулированный из различных источников, упростить восприятие учениками сложных тем, содержащих большой объём материала, использовать влияние на все виды памяти.
На этапе закрепления и контроля база электронных тестовых заданий, созданная в гимназии, даёт возможность более объективно оценить знания ученика не только учителем, но и им самим.
Прочность полученных учащимися знаний, глубина их интереса к предмету истории, активное участие в анализе исторических фактов и событий и умение делать соответствующие выводы во многом зависят от качества преподавания.
Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов.
Роль ИКТ в восстановлении исторической правды очень значительна. Учащиеся воспринимают образы, переживают те же чувства, которые переживали люди, жившие в те или иные годы. Вместе с тем они представляют все это в своих фантазиях и стараются передать с помощью рисунков или в форме устного рассказа.
Восприятие и представление, прежде всего, отражают внешние стороны исторических явлений, их характерные признаки и свойства, непосредственно воздействующие на наше познание истории.
На основе показа презентаций, роликов, видеофильмов мысленное восприятие культурно-материальных памятников у учеников формируются конкретные представления об отдельных картинах жизни общества – понятия о предметах, изобретенных и использованных в древнем и средневековом мире. Когда ученикам станет понятно, в связи с чем и для чего появились эти предметы, они начнут вникать в суть некоторых характерных признаков и особенностей общественной жизни времени создания этих предметов. Самостоятельное же создание презентаций ведет учеников к тому, что они будут чувствовать себя исследователями, познающими древний мир по его культурно- материальным памятникам. Если ученики знаком метод работы с ИКТ, то выполнение подобных заданий им будет вполне по силам.
Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий [1, c. 3] .
Хотелось бы сказать, что ни компьютер сам по себе, ни ИКТ ни какое - либо другое средство обучения не в состоянии заменить педагога, живое слово, непосредственное общение.
Применение ИКТ надо рассматривать как одну из возможных технологий преподавания предмета, разумно сочетая с традиционными формации обучения, не увлекаясь и не чрезмерно злоупотребляя модным веянием в современной школе. Использование ИКТ в большей степени говорит нам о единстве образовательного процесса, поскольку их применение должно быть ориентировано на учебную нагрузку школьников и не нарушать здоровьесберегающих факторов развития ребенка, иначе результативность их использования будет невысокой [4, c. 2].
Использование ИКТ позволяет открыть широкий доступ к учебной, методической и научной информации, помимо этого, становится возможным оперативная организация консультационной помощи, а также моделирование научной и исследовательской деятельности. И, конечно же, проведение виртуальных занятий (уроков-лекций, презентаций) в реальном времени.
В результате обобщения опыта и результатов проведенных исследований было установлено, что рациональное применение ИКТ на уроках истории позволяет:
-
полнее реализовывать важный дидактический принцип наглядности;
-
осуществлять обучение с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика;
-
создавать лучшие условия для программирования и контроля;
-
максимально использовать аналитические способности учащихся, полнее мобилизовать их внутренние ресурсы.
Необходимость широкого внедрения ИКТ в современных казахстанских школах в обучении истории обусловлена тем, что их применение раскрывает большие возможности для реализации одного из дидактических принципов – принципа наглядности [3, c. 1].
Как нам кажется, использование ИКТ в обучении предмета истории несомненно несет в себе огромный педагогический потенциал, являясь одним из средств, превращающих обучение истории в живой творческий процесс. Грамотное использовании ИКТ на уроках истории позволяет осуществить принципиально новый подход к обучению и воспитанию учащихся, который представляет возможность знакомства с культурой и историей изучаемой страны. Свободно обмениваться идеями, мнениями, информацией с участниками совместного проекта, стимулирует развитие гуманитарного образования, акцентирует внимание на нравственных аспектах жизни и деятельности человека, способствует приобретению навыков пользования компьютерной техникой и технологий.
Анализируя проблемы использования ИКТ в образовании при движении Казахстана, следует, в первую очередь, отметить процесс внедрения ИКТ в систему образования, обеспечение учебных учреждений, школ и вузов компьютерной техникой, развитие телекоммуникаций, глобальных и локальных образовательных сетей. Новым направлением повышения эффективности внедрения ИКТ является интеграция информационно-коммуникационных технологий и технологий обучения.
Рефлексия использования ИКТ позволяет:
– повышать мотивацию к обучению учащихся;
– формировать ключевые компетенций учащихся в процессе обучения и во внеурочной деятельности;
– организовывать самостоятельную и исследовательскую деятельность учащихся;
– развивать пространственное мышление, познавательные способности учащихся.
Использованная литература:
-
Саркеев Б. Методическое руководство. – Алматы: Атамура, 2001. – 104 с.
-
Ибрагимова А.А. Модернизация образовательной системы среднего общего образования.//Материалы международной научной конференции молодых ученых «VIII Сатпаевские чтения», 2008.-417 с.
-
http://www.metod-kopilka.ru/obobschenie_pedagogicheskogo_opyta_raboty_uchitelya_istorii_i_obschestvoznaniya_totrovoy_l.k.-11377.htm
-
https://infourok.ru/ispolzovanie-ikt-v-prepodavanii-i-obuchenii-istorii-kazahstana-i-vsemirnoy-istorii-851818.html