«Инновационные
идеи и технологии
в деятельности школьных
библиотек».
Библиотека
- это гибкий, мобильный центр информации, центр духовного
обогащения человека, источник нравственных и культурных ценностей.
Именно библиотека может создавать культурное пространство учебного
заведения. И в длинной воспитательной цепочке библиотека занимает
свое, только ей принадлежащее, прочное
место.
Для того
чтобы более полно реализовать себя в работе, современный
библиотекарь должен постоянно расти как профессионал,
расширять свои знания.
Библиотека
выстраивает свою деятельность с учетом постоянных
динамичных изменений как в области библиотечного дела,
образования, средств массовой коммуникации и информации, так и в
обществе в целом. Вся ее деятельность направлена на наиболее полную
реализацию перспективных идей современного
образования.
Библиотека
– структурное подразделение образовательного учреждения, призванное
накапливать, обрабатывать, хранить и распространять информацию для
обеспечения образовательного процесса информацией и ресурсами.
Помимо этого функциями школьной библиотеки являются содействие
общему развитию учащихся, формирование и совершенствование
информационной компетентности участников образовательного
пространства, содействие профессиональному развитию педагогических
кадров.
В условиях
информатизации школы и общества первоочередной задачей для школьных
библиотек является внедрение в деятельность
информационно-коммуникационных технологий, которые помогут сделать
библиотеку более доступной, привлекательной и
эффективной.
Это
выводит на первый план такие задачи, как:
-
накопление, обработка, распространение информационных ресурсов и
материалов в различных форматах;
- ведение
информационно-поисковых систем и библиографических баз данных,
позволяющих оперативно и полно находить необходимую
информацию;
- создание
и наполнение баз данных по методике и
образованию;
- помощь
учащимся и педагогам в определении ресурсов и использовании
информации;
-
систематическое обучение учащихся
информационно-поисково-аналитической
деятельности;
-
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в
социализации школьников, развитие их творческого
потенциала.
Исходя из
этого, можно выделить три главных направления интеграции
информационно-коммуникационных технологий в деятельность школьных
библиотек:
-
расширение информационного пространства
библиотеки;
-
автоматизация библиотечных процессов;
-
использование ИКТ для повышения эффективности педагогической
деятельности школьного библиотекаря.
В свою
очередь, эти направления включают уровни, на основе которых можно
составить таксономию внедрения информационных технологий в
деятельность школьных библиотек:
-
расширение спектра библиотечных услуг и предоставление доступа к
электронным ресурсам;
-
внедрение автоматизированных информационно-библиотечных
систем;
-
накопление и организация электронных
ресурсов;
- создание
собственных цифровых ресурсов;
- создание
сайтов/электронных библиотек;
-
использование технологий для продвижения книги и
чтения;
-
формирование информационной грамотности (обучение с помощью
технологий);
-
интеграция библиотечных продуктов и услуг в
информационно-образовательное пространство
школы.
Одной из
задач учебной библиотеки по информационному наполнению
образовательного пространства школы является накопление и
организация электронных ресурсов. Эта деятельность включает не
только формирование фондов мультимедиа материалов, но и поиск,
сбор, оценку, систематизацию интернет-ресурсов для его
использования как в режиме on-line, так и в режиме локального
доступа. Сегодня все большее количество библиотек предоставляют
доступ к электронным ресурсам, как локальным, так и ресурсам сети
Интернет.
Особую
важность имеет проблема использования Интернет-ресурсов
школьниками. В сети есть немалое количество замечательных
информационных ресурсов, в том числе, для сопровождения
образовательного процесса. Однако переизбыток информации, наличие
недоброкачественных, а подчас и опасных материалов, делают
незаменимой роль школьной библиотеки, одна из задач которой состоит
в том, чтобы фильтровать, отбирать, систематизировать качественные
ресурсы для формирования фондов электронных материалов, таких
как:
- базы
данных;
-
текстовые материалы;
- файловые
архивы;
-
мультимедиа-, аудио- и видеоматериалы;
-
графические иллюстрации;
- учебные
компьютерные программы;
-
развивающие игры;
- тестовые
задания и т.д.
Уровень
автоматизации библиотечных процессов предполагает внедрение
автоматизированных информационно-библиотечных систем (АИБС) и
требует активного включения библиотекаря в процесс освоения
компьютера и программного обеспечения. Главным результатом
внедрения АИБС в работу библиотек является обеспечение
интеллектуального доступа к информации на более высоком уровне, в
том числе, и через создание таких информационных продуктов,
как:
-
электронные каталоги;
-
электронные картотеки;
-
библиографические указатели литературы;
- списки
новых поступлений и т.п.
Внедрение
ИКТ в деятельность библиотек позволяет библиотекарю создавать
собственные информационные продукты, которые помогают
читателю/пользователю ориентироваться в
информационно-образовательном пространстве. Это могут
быть:
-
справочные базы данных;
-
рекомендательные списки литературы;
- списки
внеклассного чтения;
-
путеводители по фондам;
-
аннотированные иллюстрированные картотеки;
- памятки,
буклеты;
- книжные
обозрения и т.п.
Такие
ресурсы легко можно создавать с помощью традиционных приложений
Microsoft например, MS PowerPoint, MS Excel, MS
Publisher.
Одним из
цифровых продуктов библиотеки является сайт – электронный ресурс,
предназначенный заполнить лакуны информационного обеспечения потребностей
читателей библиотеки. Сайт – это визитная карточка, которая
рассказывает читателям, администраторам и коллегам о возможностях и
деятельности библиотеки. Кроме того, сайт может стать мощнейшим
инструментом поощрения чтения, продвижения идей и информации,
которые могут оказать позитивное воздействие на развитие школьников
и реализовать такие направления библиотечной работы,
как:
-
предоставление доступа к ресурсам и
материалам;
-
справочно-информационное обслуживание;
-
поощрение чтения;
- помощь в
работе с информацией.
Несмотря
на существование бесплатных сервисов, позволяющих достаточно легко
создать функциональный сайт, такая работа требует от библиотекаря
владения организационными навыками и навыками использования
технологий. Тем не менее, все большее число школьных библиотекарей
начинает создавать собственные сайты.
Традиционно школьные библиотеки содействуют
воспитанию и общему развитию школьников через поощрение чтения,
через разработку и проведение массовых мероприятий.
Информационно-коммуникационные технологии позволяют не только
углубить и расширить эти направления работы, но и внедрять новые
формы.
Существует
множество сервисов и программ, которые библиотекарь может
использовать в воспитательной и обучающей деятельности. Перечислим
некоторые из них:
-
компьютерные публикации для создания книг, буклетов, брошюр,
листовок, газет и проч.;
-
презентационные программы для создания портфолио,
презентаций;
- сервисы
(например, документы Google), которые позволяют работать нескольким
людям над одним документом, позволяя при этом анализировать, делать
сравнения.
Нельзя не
отметить, что до сих пор идут определенные дискуссии по поводу
эффективности использования технологий в образовательном процессе.
Многие исследователи выделяют негативные последствия, в частности,
такие как:
-
непредсказуемое влияние на развитие
ребенка;
-
повышенные риски угроз в сети;
-
повышение требований к педагогическим
работникам;
-
понижение роли учителя;
-
поощрение только поиска информации, а не создание нового
знания;
- сведение
процесса учения к изучению обычной
информации;
- создание
ситуации переизбытка информации;
- создание
неадекватного обучающего окружения, т.к. виртуальная реальность –
это не настоящая жизнь.
Однако
многие ученые считают, что ИКТ расширяют
информационно-образовательное пространство, приближают обучающую
обстановку в реальной жизни. К преимуществам использования
технологий в образовательном процессе
относят:
-
повышение эффективности обучения и влияние на повышение учебных
достижений;
-
обогащение обучающего окружения, активизация учебного
процесса;
-
потенциал в формировании учебных навыков и развитии умений
конструктивной информационно-аналитической
деятельности;
-
повышение мотивации школьников по сравнению с традиционным учебным
окружением;
-
возможность реализовать творческий потенциал
школьников;
-
возможность учитывать индивидуальные особенности школьников,
поощрять самостоятельное учение, развивать навыки непрерывного
образования, проявлять гибкость для учащихся с особыми
потребностями.
-
содействие формированию коммуникативных навыков, культуры общения
школьников, навыков совместной работы.
Постепенно
уходит в прошлое имидж библиотеки как хранилища документов и
материалов на бумажных носителях, все более возрастают потребности
в использовании электронных ресурсов. Современные дети и подростки
также меняют представления о библиотеке. Может быть, показательны
мнения о библиотеке будущего, представленные на сайте одной из
школьных библиотек. Мнение восьмиклассника отражает скорее реалии
настоящего: « ...огромный зал с книгами и; несколько компьютеров.
Посетители через компьютер ищут необходимые книги. Просто и
рационально».
Использование самых современных информационных
технологий во всех сферах деятельности позволит вывести
информационно-библиотечное обслуживание в школьной библиотеке на
качественно новый уровень, сделать библиотеку привлекательной для
школьников.