Формативное
оценивание
Формативное
оценивание – вид оценивания, которое проводится в ходе
повседневной работы в классе, является текущим показателем
успеваемости обучающихся, обеспечивает оперативную взаимосвязь
между обучающимся и учителем в ходе обучения, обратную связь между
учеником и педагогом и позволяет совершенствовать образовательный
процесс.
Формативное оценивание было разработано и
утверждено МОН РК в рамках правил проведения текущего контроля
успеваемости, и внесен в актуальную версию Приказа
№125.
Для того, чтобы функциональность
работала, в журнале должны быть соблюдены следующие
правила:
-
в настройках класса вид журнала - журнал
критериального оценивания;
-
класс находится в текущем учебном году
(2020-2021);
-
в настройках предмета вид итоговой
аттестации - суммативное оценивание.
Для выставления формативных отметок в
журнале предмета необходимо:
-
перейти на Страницу урока (нажать на дату в
журнале по предмету);
-
нажать на кнопку «Добавить
работу»;
-
выбрать тип работы - «Формативная
отметка»;
-
нажать на кнопку
«Создать».
Для выставления формативных отметок
учащимся, описанные действия осуществляются для всех дней уроков
отчетного периода.
Примечание: выставить формативную отметку можно как в журнале
предмета, так и на Странице урока.
В одной ячейке журнала доступно выставление
отметки о
посещаемости и формативной отметки.
Отметка о посещаемости выставляется
маленькими буквами, например «о» - опоздал. Формативная отметка
выставляется в формате цифр, минимальное значение
- 1, максимальное значение
- 10.
Посещаемость
Необходимо использовать для ввода с
клавиатуры только следующие символы:
-
н – «маленькая», для обозначения отсутствия по
неуважительной причине;
-
п – «маленькая», для обозначения отсутствия по
уважительной причине;
-
б – «маленькая», для обозначения отсутствия по
причине болезни;
-
о – «маленькая», для обозначения опоздания на
урок;
В соответствии со стандартами для бумажных форм
журналов, в форме печати «о» не учитываются, «б» и
«п» превращаются в «н».
Как рассчитываются формативные
отметки?
Учитель ежедневно фиксирует в журнале
прогресс учебных достижений учащихся в виде баллов, согласно
следующей дифференциации:
-
1
балл –
выполнил от 0 % до 10 % учебных заданий, допущены ошибки, на уроке
пассивный, не делает выводы по итогам обратной связи с учителем, не
проявляет самостоятельность при выполнении заданий, не знает
пройденный материал;
-
2
балла –
выполнил до 20 % учебных заданий, допущены ошибки, на уроке
пассивный, не всегда делает соответствующие выводы по итогам
обратной связи с учителем, не проявляет самостоятельность при
выполнении заданий;
-
3
балла –
выполнил до 30 % учебных заданий, допущены ошибки, стремится
исправить свои ошибки, на уроке иногда проявляет активность,
нуждается в поддержке учителя/родителей/сверстников при выполнений
учебных заданий;
-
4
балла -
выполнил до 40 % учебных заданий, допустил ошибки, нуждается в
помощи при исправлении ошибок, не всегда проявляет активность,
иногда проявляет самостоятельность при выполнении
заданий;
-
5
баллов -
выполнил до 50 % учебных заданий, допустил до 5-ти ошибок,
нуждается в помощи учителя, на уроке не всегда активный, иногда
проявляет самостоятельность при выполнении посильных
заданий;
-
6
баллов -
выполнил до 60 % учебных заданий, допустил до 4-х ошибок, нуждается
в помощи учителя, на уроке проявляет старательность, самостоятельно
может выполнить задания средней сложности;
-
7
баллов -
выполнил до 70 % учебных заданий, допустил до 3-х ошибок,
своевременно устранил ошибки, на уроке активный, проявляет
самостоятельность при выполнении заданий;
-
8
баллов -
выполнил до 80 % учебных заданий, допустил 1-2 незначительных
ошибок, на основе комментариев учителя самостоятельно исправляет
свои ошибки, активный, самостоятельный;
-
9
баллов -
выполнил до 90 % учебных заданий, допустил незначительные
неточности при выполнении заданий, работает над ошибками,
активный, самостоятельный;
-
10
баллов -
выполнил 100 % учебных заданий, не допустил ошибок, активный,
самостоятельный, может объяснить, обосновать свои
ответы.
Формативные отметки влияют на общую
успеваемость учащегося в рамках отчетного периода: четверти или
полугодия.
Формула расчета итоговой оценки учащегося
доступна в статье: Памятка
по заполнению критериального
журнала.
Цветовая гамма отметок при ведении
Формативного оценивания расценивается в соответствии с информацией
в Инструктивно-методическом письме
(2020-2021).
Из этого:
Часто задаваемые вопросы о формативном
оценивании
Всем ли учащимся необходимо выставлять
Формативные отметки (далее - ФО) в рамках одного
урока?
Нет, ФО выставляются только тем учащимся,
кого учитель опрашивает в течение проводимого
урока.
Нужно ли ставить ФО, если учащийся НЕ
выполнил учебное задание?
В случае невыполнения учебного задания
учащимся в момент опроса учителя, учителю необходимо выставить ФО в
качестве обратной связи родителю.
Если учащийся не предоставил результаты
работы / не смог ответить на уроке, учитель выставляет балл ФО в
соответствии с вышеописанной
разбалловкой.
Обязателен ли комментарий на Странице
урока при выставлении ФО?
Расширенный комментарий не обязателен в
период проведения ФО. Комментарий выставляется на усмотрение
учителя, когда учителю требуется внести разъяснение или причину
выставленной отметки в качестве обратной
связи.
Нужно ли менять Работу на уроке на
Дистанционное обучение (ДУ)?
Смена вида Работы на уроке осуществляется на
усмотрение учителя. Данный вид работы предусматривает отображение в
журнале / дневнике учащегося информацию, о формате проведения урока
и цели проводимого урока.
Например:
-
ДУ (дистанционный урок) - в период онлайн
обучения.
-
ТЧ (техника чтения) - на уроке будет
отрабатываться техника чтения
учащихся.
-
ВКД (входной контрольный диктант) -
проведение контрольного диктанта.
Примечание: смена Работы на уроке в критериальном
журнале не влияет на отчеты учителя, включая отчет «Своевременное
ведение журнала».