Интегрированный урок как один из способов
формирования информационной
культуры
Борашева Венера
Куттыбаевна
Учитель
русского языка и литературы
КГУ
“Школа-гимназия 1 им.М.Горького”
Туркестанская обл, Жетысайский район,
г.Жетысай
Современное состояние развивающегося
информационного общества существенно влияет на совершенствование
педагогической науки в целом. С развитием информационных систем
возникает потребность человека в быстрой обработке различного рода
информации, что приводит к внедрению новых информационных
технологий обучения в образовательный процесс, которые позволяют
найти оптимальный способ формирования человека, раскрыть в нем
индивидуальность, внутренний и творческий потенциал. Цель
интегрированного урока — в получении учащимися не только новых
знаний и информации в более стройной системе, но и умений творчески
мыслить, решать проблемы, опираясь на систематизированную и
интегрированную информацию. Структура интегрированных уроков
разнообразна; они могут быть проведены в виде лекции, конференции,
семинарского и практического занятия, урока творчества,
лаборатории, дистанционного урока и
т.д.
Особое внимание при подготовке интегрированного
урока учитель должен уделять отбору материала и построению его в
стройную логическую систему.
В любом
уроке присутствуют элементы интеграции знаний. Проблема заключается
в том, что учитель не всегда придает этому должное значение. Любая
структура урока всегда предполагает внутрипредметную интеграцию.
Без ее участия практически невозможно осуществлять процесс обучения
на качественном уровне.
При
подготовке к интегрированному уроку, на котором одной из
приоритетных задач является формирование информационной культуры
учащегося, предлагается использовать следующий
план:
-
определить место урока в рамках предметной
области с учетом информационной
составляющей;
-
выделить основные знания и умения, которые должны
получить учащиеся в соответствии с программой изучаемого
предмета;
-
определить
образовательный продукт, который должен быть создан учащимися в
процессе реализации целей и задач урока или системы
уроков;
-
выявить
интегративные узлы базовых знаний, установить многообразие связей с
различными науками и учебными предметами, найти механизм
распределения информационных потоков и их
обработки;
-
выделить
системообразующую линию урока и в соответствии с ней составить план
интегрированного урока, опираясь на индивидуальные особенности
учащихся, темп работы с компьютерными средствами и
др.;
-
предусмотреть использование на уроке
разнообразных информационных ресурсов (наглядных пособий,
лабораторного оборудования, печатной продукции, электронных изданий
на компакт-дисках, глобальной сети Интернет и т.д.) и возможность
свободного и самостоятельного доступа к ним
учащихся;
Итак, разрабатывая интегрированный урок, целью
которого является формирование информационной культуры
старшеклассника, особое внимание следует уделять процессу получения
знаний на основе поиска, анализа и творческого преобразования
информации из разных источников. За этапом подготовки к уроку
следует его проведение, и успех урока часто зависит от множества
различных факторов, прежде всего от четкости и продуманности
использованной технологии.
Под технологией обычно понимают совокупность и
последовательность применения методов и приемов, позволяющих
получить продукт с заранее заданными
параметрами.
Технология проведения интегрированного урока
формирования информационной культуры включает в себя следующие
основные моменты:
-
сообщение темы и обоснование важности ее
изучения;
-
сообщение плана интегрированного урока и его
обсуждение, указаний по проведению урока и требований к его
организации;
-
чередование диалогического, дискуссионного
изложения материала с самостоятельной творческой исследовательской
работой учащихся над информационными
ресурсами;
-
использование разнообразных информационных
ресурсов для иллюстрирования изучаемого материала, разрешения
проблемных ситуаций, ответов на дискуссионные
вопросы;
-
использование проблемных вопросов и ситуаций,
требующих эвристического подхода к их
решению;
-
нахождение
в информационных ресурсах значений научных терминов, цитат, ссылок
на источники, исторических материалов по теме
урока;
-
организация поиска решения, обсуждения проблемы
(задачи), формирование механизмов выработки решения учащимися с
использованием всего арсенала технических средств, компьютерного
программного обеспечения и глобальных информационных ресурсов
Интернета;
-
решение проблемы (задачи), сравнение с известными
решениями, нахождение оптимального
решения;
-
оформление
результатов работы на уроке в виде образовательного
продукта;
-
обобщения, выводы по уроку, рефлексивные
высказывания учителя и учащихся;
-
итоговая рефлексия и планирование следующего
занятия.
Основная часть интегрированного урока это единый
процесс поиска и творческой переработки
информации.
В результате творческого переосмысления
полученной информации старшеклассник создает собственный
образовательный продукт. Это является
свидетельством того, что им осуществлено определенное приращение
своих знаний, умений, опыта творческой деятельности.
Образовательным продуктом может быть текст (сочинение, эссе,
стихотворение, отчет о проделанной работе), таблица, схема,
рисунок, компьютерная программа, элемент презентации, web-страница,
изделие. Весь ход урока должен сопровождаться продуктивной
рефлексией собственной деятельности, как учащимися, так и учителем,
потому что только понимание смысла и целей своей работы, оценка
уровня их достижения, проектирование дальнейших действий способны
сделать учебный процесс оптимально сбалансированным и
продуктивным.
Действительно, предмет информационных технологий
несет интегративный смысл, так как современные компьютерные
технологии применяются в самых разных отраслях знаний. Так, при
обучении элементарной составляющей компьютерной грамотности —
набору и редактированию текста — появляется возможность
использования содержания текста как дополнительного средства для
повторения и закрепления материала, получения новых познавательных
и занимательных сведений из практически любого учебного предмета.
Именно поэтому подбору текстов для тренировки скорости печати
необходимо уделять особое внимание. Очень полезно привлекать к этой
работе самих учащихся.
Список использованной
литературы:
1.
Культурологические практики в образовании: конструктивный потенциал
интегрированного урока. М.С. Инкижекова 2016
2.
Технология интегрированного урокав услвояих модульного
обучения.Т.В. Машарова, А.А. Харунжев, О.Г. Смирнова .
2002
3.
Конструирование учебного процесса с приминением информационно-
коммуникационных технологии при изучениипредметов гуманитарного
цикла в средней школе. И.В Чуприна,М.В Усванова.
2013
4.
https://cyberleninka.ru/article/n/integrirovannyy-urok-kak-odin-iz-sposobov-formirovaniya-informatsionnoy-kultury