Назар аударыңыз. Бұл материалды сайт қолданушысы жариялаған. Егер материал сіздің авторлық құқығыңызды бұзса, осында жазыңыз. Біз ең жылдам уақытта материалды сайттан өшіреміз
Жақын арада сайт әкімшілігі сізбен хабарласады
Бонусты жинап картаңызға (kaspi Gold, Halyk bank) шығарып аласыз
Использование ИКТ на уроках английского языка
Дипломдар мен сертификаттарды алып үлгеріңіз!
Материалдың толық нұсқасын
жүктеп алып көруге болады
В современных условиях наиболее актуальной задачей образования является формирование коммуникативной культуры учащихся. ИКТ становится наиболее эффективным средством, способствующим расширению образовательного пространства современной школы.
Педагогическое мастерство основано на единстве знаний и умений, соответствующих современному уровню развития науки, техники и их продукта – информационных технологий.
В настоящее время необходимо умение получать информацию из разных источников, пользоваться ей и создавать ее самостоятельно. Широкое использование ИКТ открывает для учителя новые возможности в преподавании иностранного языка.
Одним из средств, превращающих обучение иностранному языку в живой творческий процесс, и является использование компьютерных информационных технологий. Таким образом, компьютер – это наиболее подходящий помощник учителю в обучении языку, целью которого является интерактивное общение.
Использование компьютерного обучения в педагогической деятельности несет в себе огромный мотивационный потенциал, т.к. красочность, увлекательность компьютерных программ вызывает огромный интерес у учащихся. Каждый ученик, даже самый слабый, проявляет на них свои умения: азарт соревнования заставляет его добиваться лучших результатов. При условии правильно составленной программы компьютер может помочь учителю, а ученики будут ощущать постоянное присутствие доброжелательного инструктора – машины. Появляются возможности для индивидуализации и дифференциации учебного процесса, обеспечивается развитие у каждого школьника собственной образовательной траектории. Происходит существенное изменение учебного процесса, переориентирование его на развитие мышления, воображения как основных процессов, необходимых для успешного обучения. Кроме того, обеспечивается эффективная организация познавательной деятельности учащихся. Объединение в компьютере текстовой, графической, аудио-видеоинформации, анимации резко повышает качество преподносимой школьникам учебной информации и успешность их обучения.
На своих уроках я систематически использую собственно разработанные мультимедийные презентации, а также другие электронные образовательные ресурсы. Считаю, что использование возможностей современных информационных технологий способствует:
-
активизации познавательной деятельности, повышению качественной успеваемости школьников;
-
развитию навыков самообразования и самоконтроля у школьников;
-
повышению уровня комфортности обучения;
-
повышению активности и инициативности школьников на уроке;
-
развитию информационного мышления школьников, формированию информационно - коммуникационной компетентности;
-
приобретению навыков работы на компьютере учащимися с соблюдением правил безопасности.
Итак, важной составляющей современного урока является использование компьютерных обучающих программ, основной функцией которых является передача знаний. Я использую обучающие компоненты существующих игровых программ. Так при изучении различных разделов (фонетики, алфавита, лексики) дети имеют возможность услышать живую речь носителей языка с одновременной визуализацией изучаемого материала, что стимулирует интерес школьника.
Возможности компьютера позволяют не только подготовить интересный дидактический материал, но и разработать различного рода проверочные задания с учетом индивидуальных возможностей и интересов учащихся.
Компьютер является бесспорным помощником для преподавателя в разработке урока английского языка. На него переносятся те виды работы, которые вызывают наибольшие сложности при изучении иностранного языка. Так, например, на начальном этапе много времени требуется для освоения трансформации повествовательных предложений в вопросительные и отрицательные. Одна из причин, затрудняющая усвоение грамматического материала на этом этапе, заключается в том, чтобы у детей 7-8 лет еще не развито абстрактное мышление. Использование конкретных визуальных элементов способствует снятию таких сложностей. Когда дети видят на экране компьютера красочные картинки, схемы, анимированные образы, они лучше воспринимают и усваивают новый сложный материал. Кроме того, компьютер позволяет увеличить объём изучаемого на уроке материала за счёт экономии времени.
Обучение иностранному языку с помощью компьютера имеет много преимуществ. Объединю их в несколько групп. Прежде всего, это достоинства с психологической точки зрения. Помимо повышения мотивационного потенциала ученика, компьютер гарантирует конфиденциальность. В том случае, если не ведется запись результатов для преподавателя, только сам ученик знает, какие ошибки он допустил, и не боится, что одноклассники и преподаватель узнают его результаты. Таким образом, самооценка ученика не снижается, а на уроке создается психологически комфортная атмосфера.
Кроме того, использование учителем компьютера на уроках иностранного языка дает возможность учитывать индивидуальные особенности учеников, организовать самостоятельные действия каждого ученика.
В зависимости от цели и объекта целостной деятельности учителя я выделяю семь видов деятельности: проектировочная, адаптационная, организационная, коммуникативная, мотивационная, контролирующая, исследовательская.
Работа с компьютером позволяет решать не только образовательные, но и воспитательные, и развивающие, и другие задачи.
Решая образовательные задачи, учитель может использовать на уроках компьютерные обучающие программы (мультимедиа) для:
1) презентации, автоматизации, комплексного подкрепления и совершенствования изучаемого материала (лексических единиц, грамматических и фонетических явлений);
2) организации работы по развитию речевых умений (чтения, монологической и диалогической речи);
3) организации контроля понимания (выученного, прочитанного и прослушанного), текстовый контроль.
Решая воспитательные задачи учитель:
-
формирует знания о способах деятельности у учащихся;
-
подбирает специальные тексты для чтения;
-
создает проблемные ситуации для обсуждения с использованием содержания прочитанного.
Решая развивающие задачи учителю необходимо:
1) сформировать у учащихся приемы применения знаний в новых условиях;
2) создание посильных и интересных для учащихся ситуаций общения;
Таким образом, учитель формирует наряду с языковыми умениями и навыками, приемы работы с компьютером.
Итак, к наиболее частым используемым элементам ИКТ в учебном процессе относятся:
-
электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и
мультимедийного проектора,
-
интерактивные доски,
-
электронные энциклопедии и справочники,
-
тренажеры и программы тестирования,
-
образовательные ресурсы Интернета,
-
DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
-
видео- и аудиотехника,
-
интерактивные карты и атласы,
-
интерактивные конференции и конкурсы,
-
материалы для дистанционного обучения,
-
научно-исследовательские работы и проекты,
-
дистанционное обучение.
Для каких конкретных целей я применяю компьютер в процессе обучения английскому языку?
Выделю основные виды лингводидактических задач, которые можно решать с помощью компьютера при овладении аспектами языка, при формировании навыков и умений в различных видах речевой деятельности.
При обучении фонетике с помощью ПК часто использую прием визуализации произношения. Как, например, в программе ENJOY ENGLISH WITH PROFESSOR HIGGINS.
При обучении грамматике:
- формирование рецептивных грамматических навыков чтения и аудирования;
- контроль уровня сформированности грамматических навыков на основе тестовых программ;
- оказание справочно-информационной поддержки (автоматизированные справочники по грамматике, системы обнаружения грамматических ошибок на морфологическом и синтаксическом уровнях).
При обучении лексике:
- формирование рецептивных лексических навыков чтения и аудирования;
- формирование продуктивных лексических навыков преимущественно письменной речи;
- контроль уровня сформированности лексических навыков на основе тестовых и игровых компьютерных программ с использованием визуальной наглядности;
- расширение пассивного и потенциального словарей обучаемых;
- оказание справочно-информационной поддержки (автоматические словари, программы подбора синонимов и антонимов).
При обучении чтению:
- формирование навыков установления звукобуквенных соответствий;
- обучение технике чтения вслух;
- совершенствование навыков техники чтения за счет применения таких приемов, как варьирование темпа предъявления, изменение расположения текста и т.д.;
- закрепление рецептивных лексических и грамматических навыков чтения;
- овладение умениями извлечения из текста смысловой информации различных видов (основной, второстепенной, уточняющей и т.д.);
- обучение различным видам анализа текста;
- формирование умения самостоятельного преодоления языковых трудностей;
- оказание справочно-информационной поддержки путем предоставления языковой или экстралингвистической информации (за счет использования автоматических словарей, электронных энциклопедий);
- контроль правильности и глубины понимания прочитанного текста.
При обучении аудированию:
- формирование фонетических навыков аудирования;
- контроль правильности понимания прослушанного текста.
При обучении говорению:
- формирование фонетических навыков говорения;
- организация общения в парах и небольших группах с использованием ролевых игр на базе симулятивно-моделирующих программ.
При обучении переводу:
- формирование лексических и грамматических навыков перевода;
- контроль правильности перевода;
- овладение умением редактирования текстов переводов с использованием текстовых редакторов и систем машинного перевода;
- оказание справочно-информационной поддержки (применение автоматических словарей, глоссариев, систем подбора антонимов и синонимов).
Информационно-коммуникационные и интернет-технологии на моих уроках – это:
-
использование компьютера, сканера, принтера в качестве множительной и печатной техники для обеспечения учебного процесса необходимыми дидактическими и раздаточными материалами;
-
работа с электронными учебными пособиями;
-
поиск необходимой информации в сети Интернет;
-
организация контроля (тестирование, выполнение контрольных заданий);
-
самостоятельная работа учащихся при подготовке домашнего задания, проектов, исследовательских работ;
-
участие в конкурсах;
-
создание компьютерных презентаций.
На своих уроках я применяю ИКТ с различными целями:
-
Предъявление нового материала.
-
Закрепление.
-
Контроль полученных знаний.
Так при изучении страноведческого материала наглядность незаменима, невозможно говорить о королевской семье, не предоставив фотографии, знакомство с достопримечательностями страны должно сопровождаться их изображениями. Привлекают учащихся и такие уроки, как “уроки– путешествия”, и на карте города они могут рассмотреть любую достопримечательность.
При знакомстве с реалиями, понятиями и фактами иностранной культуры ИКТ дает возможность использовать различные сочетания разнообразной аудио- и видео наглядности.
При изучении новых лексических единиц целесообразно использовать картинки и фотографии, которые позволяют осуществить беспереводной метод предоставления лексики.
При изучении грамматики, возможно, анимировано выделять наиболее сложную и важную информацию. Анимация объектов позволяет учащимся дополнительно акцентировать внимание на значимых компонентах. При дальнейшем изучении данной темы можно неоднократно возвращаться к любому слайду, вникая во все тонкости изучаемого явления.
При закреплении, я преобразую материал учебника; упражнения и тексты представляю в различных вариантах. При этом экономится большое количество времени, которое в ходе обычного урока тратится на излишнее переписывание заданий.
При обучении грамматики наглядность позволяет формировать продуктивные навыки письменной речи. Используя анимацию объектов, можно выделить изученное грамматическое явление. Удобно при изучении отдельных речевых конструкций использовать тексты с пропусками.
Игровые технологии служат для активизации познавательной деятельности школьников. Например, вариант известной телевикторины “Кто хочет стать миллионером?” (“Кто лучше всех знает английский?”) – это не вариант для каждого урока, но завершение, таким образом, четверти или изучение большого раздела учебника кажется вполне приемлемым именно для повышения познавательной активности учащихся.
Другим примером применения компьютера является контроль полученных знаний. Компьютерное тестирование само по себе нетрадиционно, т.к. все мы привыкли к тестам, выполненным на бумаге. По сравнению с традиционными формами контроля компьютерное тестирование имеет ряд преимуществ:
–
быстрое получение результатов;
– объективность в оценке знаний;
– позволяет получить достоверную информацию о владении учащимися
определенными умениями и навыками;
– дает возможность учителю соотнести эти данные с поставленными на
данном этапе задачами обучения и провести своевременную коррекцию
процесса усвоения новых знаний;
– компьютерное тестирование более интересно по сравнению с
традиционными формами, что влияет на повышение познавательной
активности учащихся и создает у них положительную
мотивацию.
Тесты могут проводиться в режиме online (проводится на компьютере в интерактивном режиме, результат оценивается автоматической системой) и в режиме offline (используется электронный или печатный вариант теста; оценку результатов осуществляет учитель с комментариями, работой над ошибками). Использование различных тестов и тестовых заданий для контроля и оценки образовательных результатов учащихся приобретает особую актуальность в связи с необходимостью подготовки выпускников к сдаче ЕГЭ.
Рассмотрим применение ИКТ в соответствии с конкретными целями, которые преследуются при работе над каждым видом речевой деятельности и аспектом языка.
Говорение.
Учащимся предлагается материал по определенной тематике, связанной с изучаемой в УМК темой. Используя ИКТ, ребята совершают виртуальные путешествия по странам, городам, картинным галереям, музеям, выставкам и т.д. и рассказывают о том, что они видят, описывают картины, высказывают свое впечатление, объясняют, убеждают. Может осуществляться парная работа, при которой учащиеся разыгрывают диалог.
Письмо.
Использование компьютера при обучении письму придает этому процессу больший динамизм. Учащиеся фиксируют свои высказывания и высказывания других, выписывают из прочитанного, трансформируя материал, сами набирают тексты своих сочинений, учатся работать с текстовыми редакторами, совершенствуют навыки работы на компьютере, осваивают использование электронных версий англо– русских и русско– английских словарей. У учащихся появляется практическая возможность использовать знания и навыки, полученные на уроках информатики.
Чтение.
Задания этих уроков построены на аутентичных статьях информационных агентств, что позволяет учащимся знакомиться с современной тематикой и лексикой газетных статей, знакомиться с различными точками зрения на одни и те же события, происходящие в мире.
Аудирование: умение понимать аутентическую речь.
Учащиеся выполняют задания индивидуально, каждый имеет возможность работать в своем темпе, что невозможно в обычной аудитории при прослушивании аудиозаписи с магнитофона или СD-проигрывателя. Тексты начитаны носителями, лексико-грамматические упражнения объемны и разнообразны.
Проектная деятельность учащихся.
Традиционно изучение темы заканчивается повторением, закреплением и обобщением. Все эти элементы можно объединить, предложив учащимся на завершающем этапе, создать мультимедийный проект, вместо традиционного реферата. Создавая презентацию, ученикам предоставляется великолепная возможность систематизации приобретенных знаний и навыков, их практического применения, а также возможность реализации интеллектуального потенциала и способностей. Очень важно учащимся почувствовать интерес к самостоятельной творческой работе, ощутить значимость результатов своей работы, т.к. презентация – это готовый методический материал для урока, а также ощутить собственную успешность.
Проектные работы пользуются неизменной популярностью. Это еще один стимул к развитию интереса учащихся к изучению языка и культуры изучаемой страны.
Внеурочная деятельность.
Эффективно использую средства ИКТ и во внеурочной деятельности: проведение предметных недель, цикл игровых внеклассных мероприятий “Enjoy English”, элективный курс “Customs, traditions and festivals of the United Kingdom” “В Соединенном Королевстве принято так” (об Английских традициях).
Дети готовят проекты, рефераты-презентации, работы для научно-практической конференции.
Моя система использования ИКТ в преподавании английского языка представляет собой поэтапное формирование и разделение групп различных направлений деятельности учителя и учащихся по созданию и использованию мультимедийных, программных и информационных продуктов при обучении, а также во внеурочной деятельности по предмету.
1 этап. Выявление учебного материала, требующего компьютерной поддержки.
1. Учебный материал, по которому отсутствуют
наглядные пособия. Учебный материал больших объёмов для
изложения.
2. Подбор тем, требующих создания контролирующих
модулей.
2 этап. Подбор и создание информационных продуктов.
1. Создание презентаций. Подбор готовых
мультимедийных продуктов.
2. Набор и распечатка текстов. Создание электронной базы
данных.
3 этап. Применение созданных и подобранных информационных продуктов.
1. Проведение медиауроков. Применение
мультимедийных продуктов на уроках.
2. Подготовка и проведение недели английского языка, олимпиад.
3. Организация дополнительного (платного) курса по английскому
языку
4 этап. Анализ эффективности использования ИКТ.
1. Изучение динамики успеваемости и качества
знаний.
2. Отслеживание предметного рейтинга учащихся.
Организовать работу по использованию ИКТ в преподавании английского языка по такой схеме мне удалось благодаря изучению и практическому применению электронных образовательных ресурсов, находящихся в открытом доступе в сети Интернет и представленных в следующих информационных системах:
-
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР, http://eor.edu.ru);
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Единая коллекция ЦОР, http://school-collection.edu.ru);
-
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" (ИС "Единое окно",http://window.edu.ru),
-
Федеральны