Крениг Евгения
Валерьевна
Учитель
биологии
Средней школы имени
К.Сатпаева
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КЕЙС-ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ
БИОЛОГИИ
В
последние десятилетия образовательные технологии переживают
стремительные изменения, и одним из самых ярких инструментов
современного обучения стала кейс-технология. Эта технология,
активно используемая в разных областях знания, от бизнеса до
гуманитарных наук, представляет собой решение реальных или
гипотетических ситуаций, которые требуют анализа, критического
мышления и поиска оптимальных решений. [1,
с. 34].
Кейс-технология дает возможность погружать
участников в ситуации, максимально приближенные к реальной жизни,
где они могут применять теоретические знания на практике. Такой
подход не только способствует лучшему усвоению материала, но и
развивает важнейшие навыки, такие как командная работа, лидерство,
коммуникация и способность адаптироваться к переменам. В данном
контексте кейс-технология становится настоящим рабочим
инструментом, открывающим новые горизонты для учащихся, стремящихся
к совершенствованию своих навыков. [2,
с. 134].
В
этой работе приведены примеры кейсов, которые можно применять на
уроках биологии и химии. Преимущества использования
кейс-технологии, заключается в том, что она превращает традиционные
методы обучения в захватывающее и продуктивное путешествие в мир
практического опыта и инноваций. [3,
с. 42].
Название кейс-метода произошло от латинского
термина «казус» — запутанный или необычный случай [4, с. 36].
Главная особенность этого метода — изучение учащимися известных
(реальных) случаев, т.е. имевшихся в прошлом ситуаций из разных
областей наук.
Классификация кейсов может производиться по
различным признакам. Одним из широко используемых подходов к
классификации кейсов является их
сложность.
По
источникам получения информации кейсы можно классифицировать
следующим образом: [5,
с. 112].
1.
«кейсы, обучающие анализу и
оценке». В
этом случае в основе кейса - максимально детальная информация,
которую необходимо проанализировать и сделать соответствующие
выводы, обосновав и предъявив их классу (учебной группе,
учителю);
2.
«кейсы, обучающие решению проблем и
принятию решений».
Прежде всего, такие кейсы предусматривают, что решение должно быть
найдено на основе недостаточной или избыточной информации, фактов,
данных и событий, описанных в кейсах. Тем самым обучающиеся ближе
всего подводятся к реальности, учатся находить связи между
имеющейся в распоряжении информацией и вырабатываемым
решением;
3.
«кейсы, иллюстрирующие проблему, решение
проблемы».
Этот вид кейсов может быть использован на первом этапе знакомства
школьников с этой технологией. Он носит именно подготовительный
обучающий, ознакомительный характер. Поэтому кейсы этого вида
должны быть достаточно простыми как для самого разработчика, в том
числе и учителя, который захочет попробовать себя в разработке
кейса, так и для ученика, который будет приглашён к работе с
текстом кейса. Вместе с тем при всей простоте и доступности этот
вид кейсов должен содержать все основные признаки этой технологии и
решать главные задачи при её
использовании.
Кейсы могут быть
представлены в любом виде, от нескольких предложений на одной
странице до множества страниц [6, с.28]. Однако следует помнить,
что большие кейсы вызывают у школьников некоторые затруднения по
сравнению с малыми, особенно при работе
впервые.
Нет определенного
стандарта представления кейса. Кейс может быть, как в печатном виде
или в виде мультимедиа презентации. Однако фильм, видео - и аудио -
презентации могут создавать некоторые проблемы. С печатной
информацией легче работать и легче ее анализировать, чем
информацию, представленную, например, в фильме. Ограниченные
возможности многократного интерактивного просмотра могут привести к
искажению информации и ошибкам. Возможности мультимедиа
представления кейсов позволяют избежать вышеназванных трудностей и
сочетают в себе преимущества текстовой информации и интерактивного
видео.
огии заключается в её
способности не только обучать, но и вдохновлять. Эта методика
создает возможности для самореализации и развития, что делает её
незаменимым инструментом в современном образовательном и
корпоративном процессе. Кейс-технология — это не просто метод, это
целая философия обучения, которая открывает перед участниками новые
горизонты и возможности.